Содержание
Введение. 3
1. Сущность метода творческих проектов. 5
1.1.Декоративно-прикладное искусство как часть эстетического и патриотического воспитания школьников. 8
1.2. Требования к учителю по прикладному творчеству. 14
2. Практическая часть. 16
2.1. Этапы проекта. 16
2.2.Научная база творческих проектов. 21
2.3. Творческий проект. 22
Заключение. 26
Список литературы.. 28
Введение
В России за последнее время сделано много в области совершенствования общеобразовательной системы. Утвержден стандарт общего среднего образования, приближенный к мировому уровню и составлены проекты стандартов высшего профессионального образования. В соответствии с требованиями нового стандарта, в образовательной системе должна быть представлена область «Искусство», которая ранее считалась необязательной. Данный блок может быть представлен курсом «Мировая художественная культура» и другими искусствоведческо-теоретическими предметами. Парламентом Республики Казахстан принят Закон «Об образовании» . Статья восьмая этого закона определяет в числе приоритетных задач об образовании развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование привычных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности, а также приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры.
Современные тенденции и направления развития визуальных средств компьютерной графики обусловили необходимость становления в образовании новой дисциплины - “визуальной науки”, ориентированной на формирование личности с высоким уровнем развития пространственного фактора интеллекта, умеющей эффективно реализовать методологию визуальной науки в своей познавательной и коммуникативной деятельности. Несмотря на значительное количество научных исследований в различных аспектах интеграционных знаний в графическом образовании, проблема становления визуальной науки в образовании не получила должного теоретического изучения. На кафедре разрабатывается система становления визуальной науки и учебно-методическое обеспечение всоответствии с современным научно- техническим уровнем развития визуальных средств компьютерной графики в условиях глобализации высокотехнологической мировой цивилизации.
Проблемой исследования является разработка и педагогическое обоснование научно-теоретических основ методики изобразительного искусства и поднятие эффективности эстетического воспитания школьников и студентов в процессе обучения изобразительному искусству в Казахстане. Актуальность проблемы определяется необходимостью реформирования методики преподавания предметов изобразительного искусства в Казахстане. В период новых преобразований, организационных трансформаций и приходит хаос в основания традиционных методов обучения изобразительному искусству как в школе, так и вузе.
Гипотеза работы – если в процессе обучения технологии использовать метод творческих проектов, то будут развиваться творческие способности учащихся в области проектирования и изготовления изделий.
Объектом исследования является процесс обучения технологии. Предметов исследования – метод творческих проектов. Цель – изучить метод творческих проектов, показать его эффективность. Задачи:
1. Выявить сущность метода проектов;
2. показать необходимость методов творческих проектов;
3. Выявить роль учителя при использовании метода проектов на уроке технологии.
Актуальность проблемы определяется необходимостью реформирования методики преподавания предметов изобразительного искусства в Казахстане. В период новых преобразований, организационных трансформаций и приходит хаос в основания традиционных методов обучения изобразительному искусству как в школе, так и вузе.
1. Сущность метода творческих проектов
Создавать что-то новое, разрабатывать проект, собственную конструкцию, которую нигде «не подсмотришь», для большинства подростков — непосильная задача в отличие от младших школьников, которые хотят и любят фантазировать. Почему теряется это яркое желание сочинять, создавать, не оглядываясь на учителя? Я убеждена в том, что люди имеют право быть разными, и, более того, осознавая себя личностью, человек может выстраивать перспективы собственного развития, а никто не имеет права этого не учитывать.
Содержание этой системы — гуманитарно-эстетическая культура и возможность художественного образования учащихся средствами различных видов искусства. Именно гуманитарный склад мышления и гуманитарный стиль деятельности лежат в основе развития индивидуальных творческих способностей учащихся.[1]
Глубоким гуманитарным потенциалом обладают преподаваемые предметы — изо, МХК, дизайн, которые интегрируют культурный и исторический опыт человечества. Все эти дисциплины объединены одним и тем же содержанием. Это человек, его отношение к себе, обществу, природе, миру. Специфика предметов состоит в том, что каждый из них описывает человека разными способами и своим собственным языком. Свою задачу вижу в следующем: помочь ученику постичь эти языки и способы; выбрать те из них, которые ему наиболее близки, с учетом его склонностей, интересов, возможностей, возрастных особенностей. Так, удивительно мыслящие первоклассники, рисуя образ небесного светила — «солнышка», поражают меня своей искренностью. У каждого из них свое солнце: «строгое и ясное», «большое и лохматое», «улыбающееся и... с косичками». Стимулируют и поощряют творчество ребенка — их не забывают похвалить, поддержать, одобрить, на каждом уроке организуют мини-вернисажи.
В третьем классе, рисуя это же солнышко, ученики намного обогащают цветовую палитру, учатся мыслить образно: солнце создается как образ близкого человека.
В подростковом возрасте приходим с детьми к глубокой мысли: в каждой работе важно авторство, каждое произведение искусства — это выражение сокровенного «я».[2]
При изучении темы «Пейзаж» в седьмом классе предлагаю ученикам через призму собственного «я» осмыслить и создать образ дерева. Ребенку помогают поэтические строки Д. Кедрина, Ф. Тютчева, музыка И. Стравинского, репродукции с картин художников И.И.Шишкина, К. Коро, П. Синьяка, исследование нашего школьного двора, воспоминания о пленэре.
И поэтому исчезает необходимость мотивировать учащихся. Желание ребят самовыразиться в рисунке естественно, и они уже осознанно овладевают техниками и инструментарием изобразительного искусства.
Пристальное внимание старшеклассников к себе и бесконечный поиск неповторимого «я» помогают им подойти к созданию собственных проектов. Авторская программа «Изодизайн» для 8-11-х классов позволяет ученикам включиться в творческий процесс созидания. Осуществилась моя давняя мечта: заканчивая курс изобразительного искусства, ученики не прощаются с изотворчеством, а приходят на дизайн. «Изодизайн» — это программа, позволяющая формировать у детей индивидуальный стиль через художественное творчество. Изобразительно-пластическая, техническая, трудовая культура общества рассматриваются здесь не как музейное, а как живое творческое явление, которое развивается и включается в жизнь современного подрастающего поколения. Развитие производства, техники, общественных отношений сегодня немыслимо без художественного проектирования, в котором польза неразрывно связана с красотой. И наши учебные занятия по изодизайну становятся своего рода творческими лабораториями и мастерскими.[3]
В 11-м классе вновь возвращаются к образу светила, который становится уже реальным предметом мира учащихся, частью их собственного интерьера. Ставится задача разработать и создать авторский проект светильника. Чувство стиля, владение композицией, пластичной линией, гармонией цвета — все то, что накоплено на уроках искусства, помогает юным дизайнерам создать уникальные образы «светила»: торжественную лампу «Подсолнух», студенческую люстру «Галина», «Розового фламинго», «Китайский веер». Поражает и радует разнообразие материала: это и старая пластмассовая кукла с чердака, и гофрированная бумага (бывшая упаковка для цветов), и оставшийся от традиционной люстры обруч, украшенный бисером, бижутерией, прочей мишурой, и искусственная фольга, и натуральная кора дерева.
Обогатить художественно-эстетическое образование учащихся мне позволяет и курс истории изобразительного искусства. Знакомство с наследием Андрея Рублева, творчеством Боттичелли, Николая Ге, Валентина Серова и Пикассо помогает ученикам, прикоснувшимся к шедеврам человеческого гения, понять, что есть красота, и включиться в вечный поиск ее идеала. Ведь чем богаче запас жизненных впечатлений ребенка, его субъективный опыт восприятия художественного мира, тем эстетически более ценный создаваемый им образ картины мира, причем образ эмоционально окрашенный, способный вызвать глубокие переживания и чувства, а не просто опредмеченный.[4]
Экзамен по истории западноевропейского изобразительного искусства в 10-м классе в 2003 году наглядно продемонстрировал способность учащихся интегрировать знания и умения, полученные на уроках изобразительного искусства, изодизайна и даже черчения. Это было своего рода драматургическое действие. Одна из учениц, выбрав для исследования творчество Ван Гога, написала собственную копию маслом с его картины «Портрет доктора Гаше», смоделировала мизансцену, создала из подручного материала оригинальные подсолнухи, подобрала соответствующее музыкальное сопровождение, подготовила эмоциональное сценическое выступление, основанное на глубоком анализе произведений художника. Не менее интересным оказался представленный группой учащихся проект по теме «Музеи мира». Ребята создали макет собора Парижской Богоматери. Исследуя архитектурный стиль «готика», ученики проанализировали философскую идею средневекового искусства и с помощью бумаги передали особенности стиля этой эпохи. Дополнением к проекту явились искусно разработанные рисунки средневековых витражей и грамотно выполненные чертежи, в которых были четко соблюдены пропорции оригинала.[5]
Интегративный курс изодизайна как составная часть образовательной области «Искусство» охватывает следующие предметы: изобразительное искусство, черчение (та часть предмета, которая развивает пространственное мышление), МХК (история изобразительного искусства). Основанием для объединения этих предметов служат:
1. содержательная и формообразующая основа;
2. композиционная структура;
3. звуковая фактура и цветовая палитра;
4. эмоциональная окрашенность;
5. индивидуально-личностный подход с опорой на субъектный опыт учащихся. [6]
1.1.Декоративно-прикладное искусство как часть эстетического и патриотического воспитания школьников
Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства. Занятия по декоративно-прикладному искусству преследуют следующие конкретные цели и задачи:
Изучить:
- все виды резьбы по дереву (геометрическая, контурная, плоскорельефная, прорезная, накладная и карнизная);
- основы плетения из ивового прута, камыша, соломки, бересты;
- технику прорезной бересты;
- изготовление предметов быта из бересты;
- традиционное лоскутное шитье;
- плетение и ручное ткачество поясов и опоясков;
- особенности народной вышивки;
- символику и обереговое значение вышивки.
Освоить:
- приемы и технику выполнения русских узоров;
- технику плетения бисером ;
- технику изготовления игрушек из соломки.
Приобрести :
- навыки и мастерство в изготовлении народной игрушки (дымковской, филимоновской, тульской);
- умения росписи по дереву (городецкая, полков-майданская, гжель);
Общими задачами воспитания и обучения декоративно-прикладному искусству являются:
- приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам;
- развитие личности на основе пробуждения творческих способностей, обогащение её духовного мира;
- формирование представлений о красоте и гармонии;
- воспитание трудолюбия, уважению к людям труда и старшему поколению;
- воспитание бережного, заботливого отношения к родной природе;
- формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного творчества;
- сохранение и развитие самобытного искусства художественных традиций русского народа;
- воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения народного прикладного искусства, его истории и традиций.
Можно выделить этапы эстетического познания учащимися народного искусства. С методической точки зрения важно, чтобы все эти этапы нашли свое отражение в учебно-воспитательной работе на уроке.
Первый этап. Эмоциональное восприятие учащимися произведения народного искусства.
Второй этап. Познание учащимися художественных качеств предметов народного творчества.
Третий этап Объяснение учащимся культурно-исторического смысла и научной ценности произведения народного творчества.
Четвертый этап. Углубление представлений учащихся о художественном образе.
Пятый этап. Сопоставление народной вещи с современными произведениями декоративно-прикладного искусства.
Шестой этап. Художественная практика детей, связанная с эстетическим освоением учащимися народного искусства.
Первый и второй этапы эстетического освоения учащимися народного искусства протекают в момент непосредственного восприятия детьми художественной вещи. Конечно, эффективнее, если это будет настоящий предмет, но можно использовать и фото, таблицы или изображение на слайде. Эстетический эффект воздействия художественной вещи можно усилить, привлекая литературные и музыкальные произведения. Исследователи народного творчества неоднократно указывали на общность художественных образов в песенном, сказочном и изобразительном творчестве народа. Так В.М. Василенко пишет: "Общий приподнятый и несколько торжественный характер крестьянского изобразительного искусства, говорящий о потребности в украшении, о некоторой своеобразной идеализации отдельных событий, предметов, может быть сопоставлен с такой же возвышенной трактовкой многих образов в фольклоре - в сказках, былинах, легендах, где герои их зовутся царями, царевичами, королевичами, со свадебными песнями, где выступают "бояре", "боярышни", "купцы", а жених с невестой величаются "князем" и "княгиней""
Эмоциональным восприятием учащимися произведения народного искусства не должен ограничиваться процесс эстетического познания школьниками художественных свойств предмета. Иногда учителю приходится преодолевать элементы субъективности в оценках. В этом плане серьезную помощь может оказать искусствоведческая литература, посвященная анализу художественного образа в декоративно-прикладном и народном искусстве. Это труды известных искусствоведов А.Б. Салтыкова, В.С. Воронова, А.К. Чеклова, В.М. Василенко, А.И. Некрасова и др. Практика работы с учителями по изучению народного творчества на уроках позволяет вычленять важные моменты для определения художественности произведения народного искусства: 1) связь между формой предмета и его назначением; 2) взаимосвязь между формой и материалом, из которого выполнена вещь; 3) связь между формой предмета и его крашением.
Третий и четвертый этапы эстетического усвоения народного творчества связаны с процессом углубления представлений учащихся о художественном образе. Учитель должен подготовить материалы, объясняющие учащимся происхождение той или иной художественной вещи. Он должен помочь детям представить художественную вещь в среде. Большинство вещей создается для того, чтобы человек не только мог любоваться красотой её формы, росписи, но и применять её в быту. Пропорции, цвет, форма художественной вещи связаны с общей обстановкой, с ансамблем того предметного мира, в котором мы живем. Если на уроке учащиеся знакомятся с художественными вещами XVIII или XIX веков, то соответственно необходимо показать ту среду, в которой жили эти вещи. На помощь учителю могут прийти многочисленные таблицы, связанные с курсом истории в средних классах.
Завершается процесс эстетического освоения учащимися народного творчества непосредственным участием детей в создании эскиза художественной вещи. В единстве эстетического познания учащихся и художественной их практике на материале народного творчества мы видим один из действенных принципов развивающего обучения на уроках изобразительного искусства.
Виды учебно-воспитательной работы, знакомящие школьников с народной художественной культурой. Для формирования у детей способности глубоко и полно воспринимать произведения декоративно-прикладного и народного искусства можно использовать разнообразные виды учебно-воспитательной работы: сочинения, анкеты, тематические и музыкальные утренники, экскурсии. Небольшие сочинения, в которых учащиеся излагают свои знания, выражают отношение к произведениям народного творчества, могут быть заданы на разные темы. Например, в Ш классе учителя успешно проводят сочинения на тему: "Что я знаю о Хохломе" Такой вид письменной работы помогает учителю проконтролировать знания учащихся об одном из ведущих художественных народных промыслов. Сочинение может быть посвящено одному художественному предмету. Важно, чтобы ученик высказал свои отношение к форме, цвету, рассказал. Что и как он видит в произведении.
В отличие от сочинения, анкеты нацеливают учащихся на краткий ответ. В анкете, предназначенной младшему школьнику, помещен один вопрос. Характер вопросов может быть разным, важно, чтобы учитель искал эффективные и разнообразные пути познания учащимися произведений декоративно-прикладного и народного искусства.
Доступными для учащихся могут быть вопросы, в которых просят что-то перечислить, назвать, чему-то дать определение. Например, "Перечисли предметы, которые могут быть украшены узором. Назови город, село, которые прославились своими художественными промыслами. Дай определение, что такое орнамент или ритм" и т. д.
Содержание вопроса или ответа можно выразить с помощью рисунка, фотоматериалов. С этой целью можно дать, например, ученику иллюстрацию, в которой он находит среди различных деревянных матрешек семеновскую.
В зависимости от цели, анкетирование можно проводить и фронтально, и выборочно. Анкеты, как и сочинение, - виды учебно-воспитательной работы, проводимой в классе. Внеклассные формы работы по эстетическому воспитанию детей связаны с оформлением детских праздников. Утренники или сборы, посвященные русским народным сказкам и загадкам или русским народным песням и танцам, могут стать подлинными художественными событиями в жизни ребят. В песенном и устном народном творчестве, в орнаментальных композициях, украшающих предметы быта, находит яркое отражение отношение русского человека к прекрасному в природе, складывавшееся в нелегкой борьбе и труде. Прекрасный знаток русской песенной культуры, композитор Б.В. Асафьев отмечал особую силу и жизненность, удаль в мире звуковых образов народной песни. "Всегда, когда слышишь, как русский голос бодро и волево "выносит", словно плетения корней, орнаментику мелодий, сердце говорит, что не итальянские это фиоритуры… а также отражение действительности, но иной, и ход иной поступью.…И полюбил русский человек свою непокорную природу. Борясь с ней и одолевая её, вот за её упругость и непокорность. И запел, познав упорный труд". Учитель для представления сказки, песни может использовать в оформлении костюма народный орнамент. Элементы народной росписи могут украсить бумажные ленты на фартуках или на рубахах, декоративные цветы на кокошниках и т. д. Организация экскурсий открывает перед учителем широки простор для привлечения местного художественного материала, чтобы показать связь произведений декоративно-прикладного и народного искусства с жизнью. Объекты разнообразны: отдельные памятники народного зодчества, артели народных художественных промыслов, краеведческие музеи, фабрики по производству декоративных тканей, мебели, посуды, игрушки
1.2. Требования к учителю по прикладному творчеству
Специалист должен быть воспитан в духе высокой гражданской сознательности и морали, владеть профессиональным мастерством, глубокими теоретическими и методическими знаниями в области педагогики изобразительного и прикладного искусства, черчения, способный самостоятельно работать над произведениями изобразительного и прикладного искусства, вести научно-теоретические и методические исследования по специальным дисциплинам, руководить кружками, студиями, факультативом, организовать воспитательную культурно-массовую работу с учащимися средствами искусства в коллективе школы, специального учебного заведения, дворца молодежи и школьников. Общую и народную педагогику, педагогику изобразительных искусств, общую психологию и психологию изобразительной деятельности детей и подростков, методику преподавания специальных дисциплин, факультативной и кружковой работы с учащимися, историю мировой духовной и художественной культуры и изобразительного искусства, историю культуры и изобразительного искусства казахского народа, прикладное искусство Казахстана, законы технической эстетики, принципы работы и использование компьютерной техники и другие технические средства обучения.
Специалист должен уметь
· применять в педагогической деятельности полученные знания в области изобразительного искусства, черчения и декоративно-прикладного искусства и традиционных видов искусств России;
· вести преподавательскую и учебно-воспитательную деятельность с учётом индивидуально-психологических различий учащихся и различных педагогических ситуаций осуществлять прогнозирование результатов творческого мастерства учащихся в результате педагогической деятельности;
· владеть различными формами, методами и средствами обучения учащихся изобразительному искусству, черчению и декоративно-прикладной деятельности с использованием элементов народной педагогики;
· владеть профессиональным мастерством реалистического рисунка и живописи, педагогическими методами изобразительного искусства, графического дизайна, художественной обработки материалов в традиционных видах казахского искусства, навыками народного ремесла, умением создавать художественно-оформленную среду, реалистическим методом создания произведений искусства, читать и выполнять эскизы, рабочие чертежи, технические рисунки и наглядные изображения, навыками компьютерной техники, овладевать техническими приемами выполнения произведений декоративно-прикладного искусства казахского народа.[7]
Современная специфика подготовки специалиста отличается тем, что будущий учитель изобразительного искусства должен знать методические основы дисциплин, усвоить отличительные черты методов познания окружающей действительности способом художественной деятельности.[8] Современный учитель изобразительного искусства должен знать народное искусство, этнодизайн, также он должен умело применять в учебном процессе со школьниками произведения народных мастеров и художников и, проявляя интерес учащихся тем самым дать импульс развитию творческого роста.
2. Практическая часть
Во второй главе "Научно-методическое обоснование и экспериментальная проверка методической системы обучения учащихся школ в процессе преподавания изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства" рассматриваются вопросы научно-педагогических основ и методик экспериментального обучения учащихся школ в процессе преподавания изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.
Психолого-педагогические особенности обучения и эстетического воспитания школьников в процессе обучения искусству, вопросы экспериментального обучения, обучение в урочное и внеурочное время учащихся освещается наряду с вопросом о возрастных и индивидуальных закономерностях художественно-творческого развития учащихся 1-П классов.
Сегодня в практике преподавания изобразительного искусства ясно наметилась тенденция использования творческого опыта представителей разных национальностей, питающих народное декоративно-прикладное и изобразительное искусство.
В системе художественно-эстетического развития учащихся важную роль играет интеграция уроков с внеклассными и внешкольными мероприятиями. Это путешествие по родному краю и городам России, сплавы, походы, экскурсии, родительские праздники, пленэры, участие в конкурсах экологических плакатов, фестивалях юных модельеров, районных и городских выставках. Все это позволяет обогатить палитру впечатлений, задать вечные вопросы о смысле жизни, человеческого назначения, о поиске гармонии, а затем на учебных занятиях в мучительных размышлениях попытаться найти ответы на эти волнующие вопросы.
2.1. Этапы проекта
Этапы работы над проектом
1. Замысливание:
· подбор литературного материала;
· определение стиля театрального спектакля с учетом специфики жанра;
· выбор воображаемой сценической площадки.
Эти моменты очень важны, поскольку помогают ученику, ставшему художником-дизайнером спектакля, определить свою авторскую позицию.
2. Вхождение в проект:
· выбор стиля шрифта;
· цветовое решение;
· подбор изобразительных элементов.
3. Выбор персонажей и поиск их цветового и стилевого образа:
· накопление эскизов, рисунков, аппликаций костюма героя;
· подбор материала для костюма;
· продумывание и подбор технологии исполнения костюма;
· подбор аксессуаров и декоративных украшений к костюму;
· работа с прической и макияжем на кукле.
4. Работа с декорацией и мини-сценой:
· подбор мизансцены спектакля;
· создание эскиза;
· изготовление мини-макета сцены;
· техническое оснащение и оформление пространства сцены;
· подбор и изготовление эскизов реквизита;
· выполнение реквизита из подручных материалов.
5. Разработка занавеса к спектаклю:
· поиск цветового решения;
· подбор тематического рисунка;
· выбор структуры ткани;
· выбор техники исполнения.
6. Презентация проекта:
· художественное оформление проекта с помощью музыки, поэтического слова и т.д.;
· рассказ о своем проекте с представлением эскизов, рисунков.
Презентация проекта «Театр» проходила в виде отчетной выставки, где были представлены стенды каждого ученика не только с результатами проекта, но и с промежуточными черновыми поисковыми эскизами. А нашими зрителями были учащиеся школы, учителя, родители, друзья, представители областного радио и телевидения.
7. Рефлексия:
· осмысление каждым собственной деятельности через авторский художественный стиль, уже сформировавшийся к концу 11-го класса у многих учащихся;
· умение удивиться и посмотреть на творчество одноклассников другими глазами;
· осмысленное критическое отношение к творчеству профессионалов.
Таким образом, проектная деятельность — одна из важных составляющих в художественно-эстетическом образовании учащихся. Ее принципы.
Подготовительный этап.
Основан на принципе «эмоционального погружения».
На этапе замысливания реализуется принцип индивидуальности. Задача учителя — создать ситуацию доверия и поддержки.
Основной принцип этапа вхождения в проект — принцип системности. Учитель помогает ученикам выбрать оптимальную технологию проектирования. Этап технического и художественного воплощения. Основной принцип — принцип целесообразности. Учительская функция — консультирование. Презентация проекта предполагает реализацию принципа «кафедральности». Основной принцип последействия — принцип рефлексивного осмысления себя творцом и понимания своеобразия и уникальности окружающих людей. Помимо метода проектной деятельности в моей педагогической практике накоплено немало других методических приемов, позволяющих успешно решать задачи художественно-эстетического развития учащихся:
Метод творческого сотрудничества — это совместный поиск оптимального решения. На первом этапе решения поставленной проблемы организуется работа в группах. Но основная практическая часть занятия — это самостоятельный творческий поиск учащихся.
Метод наглядности. Для данного курса нет готовых учебных пособий, дидактических материалов, и поэтому важную роль в образовательном процессе играет наглядность, которую необходимо постоянно использовать при формировании представления об общечеловеческих эстетических и культурных ценностях. Для более глубокого знакомства со спецификой предмета организуются экскурсии на предприятия, рекламные ярмарки и выставки, используются слайды, видеофильмы.
Метод эмоционального погружения представляет собой синтез различных форм воздействия, активизирующих воображение.
Метод сравнения — один из путей активизации мышления, помогающий увидеть различные способы воплощения художественного замысла. На уроках проводится сравнительный анализ произведений искусства. Могут сравниваться выразительные возможности художественных материалов и техники, свойства и качества реальных и фантастических объектов и персонажей. Объектом сравнения могут быть цвет, размер, форма, фактура предметов, а также работы юных художников.[9]
Метод конструирования как вид изобразительного творчества способствует развитию пространственно-образного мышления, архитектурно-художественных навыков, координирует работу пальцев и мозга, развивает мелкую моторику рук. Вырабатывается усидчивость, аккуратность и исполнительская культура.
Метод дифференциации предполагает выполнение учеником индивидуальной задачи, учитывающей его психофизиологические особенности, сложившийся опыт и жизненные притязания.
Метод рефлексивного анализа: оценивание собственных успехов и достижений, умение видеть удачи своих одноклассников, ценить их и учиться прогнозировать перспективу собственного развития.
В системе художественно-эстетического развития учащихся важную роль играет интеграция уроков с внеклассными и внешкольными мероприятиями. Это путешествие по родному краю и городам России, сплавы, походы, экскурсии, родительские праздники, пленэры, участие в конкурсах экологических плакатов, фестивалях юных модельеров, районных и городских выставках. Все это позволяет обогатить палитру впечатлений, задать вечные вопросы о смысле жизни, человеческого назначения, о поиске гармонии, а затем на учебных занятиях в мучительных размышлениях попытаться найти ответы на эти волнующие вопросы.
Логическим продолжением уроков искусства является работа школьной изостудии, которой я руковожу много лет. Занятия в изостудии предоставляют большие возможности для способных или просто увлеченных детей практически освоить технологии акварельной и масляной живописи, попробовать себя в скульптуре и гравюре, испытать минуты наслаждения творческим процессом и тогда совсем иными глазами посмотреть на произведения искусства.
Таким образом, занятия искусством влияют на духовное становление человека, на формирование его культуры, выявление художественной одаренности и могут служить механизмом развития культурного потенциала общества. Но процесс художественно-эстетического образования не заканчивается школой, он непрерывен. Школа и учитель являются той отправной точкой, которая открывает человеку индивидуальный путь развития. И процесс этот не завершается, как и сама жизнь.
2.2.Научная база творческих проектов
Эксперимент заключался еще в том, чтобы определить научную базу исследовательской деятельности по углубленному изучению предметов эстетического цикла. Часть эксперимента мы начали с проведения практических занятий в школе по теме «Орнамент в изобразительном искусстве» в начальных и средних классах школ.[10]
Было задано одно задание в двух аналогичных классах начальной школы. В одном классе детей ознакомили с общим законом построения орнамента и показали декоративные изделия с такими орнаментами. В другом классе с ребятами была проведена вводная беседа, были показаны изделия с народными орнаментами, проведен разбор цветовой колористики, показана схема построения орнамента. Учащиеся, подготовив кодеры, нарисовав по схеме геометрический орнамент, раскрасили его. При беседе особое внимание обращалось на связь орнамента с изделиями. Были показаны натуральные материалы для изготовления.[11]
Результаты эксперимента показали более высокий уровень подготовленности учащихся во втором классе. Из 480-ти детей 260 получили оценку «отлично», 160 человек - «хорошо», 40 человек - «удовлетворительно», 20 ребят не закончили, выполняемую работу. А в первом классе из 460-ти детей, привлеченных к эксперименту, 100 получили оценку «отлично», причем эти дети были одарены от природы, 120 учащихся получили оценку «хорошо», 190 -оценку «удовлетворительно», 50 человек не уложились в срок. Нужно еще заметить, что во втором классе занятия проводили подготовленные учителя, хорошо знающие изобразительное и народное декоративно-прикладное искусство. Последующие экспериментальные работы были проведены в 4-6 классах средней школы.
2.3. Творческий проект
Мой творческий проект заключается в следующем:
Название методики.
“Рукоделие” – это художественное воспитание
Понятие толерантности, используемое в методике
Толерантность - терпимое и снисходительное отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям.
Цели методики
Эстетическое, патриотическое, духовное, нравственное развитие детей на основе этно-художественного воспитания и:
* социализация личности обучающегося - одна из основных задач данной программы.
* воспитательные задачи - формирование мировоззрения, нравственной позиции на основе изучения объектов народного художественного наследия, сохранивших генопамять этноса, патриотическое и эстетическое воспитание, формирование основ культуры общения с микро- и макроколлективом, семьей, учителем, другом, образцами народного художественного наследия, культурами, традициями, цивилизациями, формирование гражданской позиции на основе изучаемого материала;
* коррекционные задачи - социальная адаптация и реабилитация детей групп коррекции: с проблемами физического и психического здоровья, социально и педагогически запущенных, посредством этнического наследия и занятий лепкой и создания среды комфортного педагогического общения.
* оздоравливающие задачи– закрепление навыков самоорганизации и самопроведения необходимых оздоровительных упражнений и занятий, положительной эмоциональной установки, необходимой для формирования понятия о здоровом образе жизни.
Дидактические и психологические методические принципы
Условия комфортного педагогического общения:
- преодоление психологических барьеров общения
-адаптация к социуму
- преемственность опыта
- личностно-ориентированный подход
- адаптированность для различных категорий детей
- справляемость (самоутверждение)
Технологии воспитательного процесса
Примерная технологическая карта занятия
* Закрепление ранее пройденного материала -5-7 мин.
* Определение темы и постановка цели и задачи данного урока (3-5 мин)
* Объяснение нового материала (беседа, лекция)-10 мин.
* Практическая работа
* Подведение итогов работы, рекомендации и поощрения.
* Развивающая или восстанавливающая игра
Во все блоки программы включены примерный перечень игр, тестов для промежуточного контроля, практических упражнений и на закрепление навыков сравнительного анализа и систематизации приобретенных знаний, рекомендации для самостоятельных творческих работ, учебно-поисковых или исследовательских работ, форм защиты творческих проектов, коллективных форм деятельности.
Обучение строится на методической последовательности, постепенном, естественном углублении в этнический прикладной материал, по мере изучения основных тем народного художественного наследии России, как структурной базы, на основе сравнительного анализа характерных черт художественного наследия Рязанской области и России и расширения понятий основ изобразительного искусства, народной художественной культуры, а так же развитии прикладных навыков работы с инструментами и материалом .
Обязательные занятия по лепке с натуры на развитие чувства пропорции, трёхмерности и конструктивизма. Сюжетная лепка так же необходима для развития творческого потенциала ребенка.
Программа работы.
Авторская программа этно-художественного воспитания ориентирована на изучение и сохранение культурного и духовного наследия Рязанской области и России, патриотическое и эстетическое воспитание учащегося. Данная разноуровневая сквозная образовательная программа разработана в 1996г., работает как самостоятельная дисциплина в объединениях Центра, а так же как школьный компонент базового образования, дополняет и конкретизирует знания учащихся о этническом региональном прикладном художественном наследии, полученные в классах эстетической направленности, помогает приобрести навыки художественно-прикладного творчества.
Содержание направлено на ознакомление с основными темами прикладного народного творчества, видов и жанров и структурируется по горизонтали и вертикали, с учетом региональных характерных отличительных признаков и традиционных промыслов, сохранившихся до наших дней, а так же знакомство с историческими справками.
Структура программы:
Структурно программа разбита на блоки, позволяющие обучать детей с дошкольного периода до послевузовского.
Блок «культура общения» незримо пронизывает весь цикл программы и качество восприятия и усвоения навыков «культуры общения» прямопропорционально вниманию, толерантности и ответственности педагога за этот необходимый в жизни инструмент. Зачастую именно это приобретение становится одним из самых важных для жизнеобеспечения подрастающего молодого человека.
Планируемые результаты
Социализированная личность ребенка с приобретенными навыками культуры общения и прикладного творчества
Прогнозируемые и конкретные результаты.
Результаты на уровне учреждения:
* Программа является концептуальной основой многих адаптированных и модифицированных программ по проблемам этно- художественного воспитания, так же для детей высокоодаренных особых детей и инвалидов.
* Учреждение является участником и победителем множества детских международных и всероссийских конкурсов, фестивалей, конференций, Всероссийского детского Форума «Восхождение к истокам» 2001г.
* Автор программы «Рязанский оберег» является финалистом и дипломантом 1 Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования « Сердце отдаю детям».
* Учреждение работает на договорной основе с 16 учреждениями города и области, по внедрению положений программы «Рязанский оберег». Работа учреждения социальна и востребована
Результаты объединений детей по интересам:
Учащиеся приобретают необходимый навык культуры общения, как жизненно важный инструмент. Получают возможность получить в коллективе многоаспектное воспитание и разностороннее развитие, самоопределение и профориентацию, квалификацию.
Во время коллективного анализа работ учащиеся имеют возможность подсказать, помочь, поощрить товарища, закрепляют навык доброжелательности, толерантности, сохранения положительной эмоциональной атмосферы и коллективной работы.
Приобретают знания о своем этническом наследии, имеют возможность себя ощутить ответственным членом общества за здоровье нации и культуру страны.
Учащиеся школы № 63 г. Рязани четыре года подряд с высокими результатами сдают государственные экзамены в классах эстетической направленности по программе «Рязанский оберег».
Результаты на уровне педагога:
Программа является средством роста и повышения квалификации. У педагога появляется необходимость и потребность постоянного рост, педагогического общения, консолидации, интегрированности и совершенствования. Педагоги, используя концептуальную основу программы «Рязанский оберег», представляли свою технологию на конкурсах «учитель года», семинарах, конференциях, мастер - классах. Педагогами Центра подготовлены тезисы для ряда межрегиональных и региональных научно-практических конференций, разработаны представительская фирменная полиграфическая продукция, учебные тетради, технологические карты.
Результаты на уровне учащегося:
* Программа справляема и применима с самого раннего возраста, а так же легко усваивается в кратком системном курсе по изучению народного художественного творчества на вузовском уровне.
* Неоднократно проходила защита дипломных проектов в Университете. Культуры по проблемам этнохудожественного воспитания или этнопедагогики под научным руководством Центра.
* В 2001 и в 2002 г.г. проводятся курсы повышения квалификации по программе «Рязанский оберег» на базе Центра.
* Программа является весомым дополнением к базовым знаниям, которые дети получают в специальных учебных заведениях для особых или проблемных детей, а так же программа может быть базовым компонентом в классах эстетической направленности.
* Дети с удовольствием посещают данные занятия, приобретают жизнеобеспечивающие необходимые навыки, знания и умения
Заключение
Таким образом, занятия искусством влияют на духовное становление человека, на формирование его культуры, выявление художественной одаренности и могут служить механизмом развития культурного потенциала общества. Но процесс художественно-эстетического образования не заканчивается школой, он непрерывен. Школа и учитель являются той отправной точкой, которая открывает человеку индивидуальный путь развития. И процесс этот не завершается, как и сама жизнь.
Прикладное искусство является неотъемлемой частью образовательного процесса. Очень важно обратить внимание на гармоничное развитие у ребенка тяги к искусству.
Формирование личности человека-коллективиста требует организации системы многопланового детского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленное включение каждого ребенка в развернутую социально одобряемую деятельность в системе именно такого специально заданного многопланового коллектива при соподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению общих социально значимых задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе, основу которого составляет система просоциальной деятельности - это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности.
В процессе обучения школьника изобразительному искусству, особенно в кружке, необходимо не только проводить обсуждение работ учащихся, но и организовывать публичные выставки в стенах школы, на предприятиях, привлекая к их обсуждению профессиональных художников и мастеров народных промыслов. Помимо художественно-графических факультетов, кадры готовят гуманитарные педагогические колледжи, факультеты дошкольного воспитания, а также кафедры общетехнических дисциплин. На этих факультетах учебными планами предусмотрена подготовка учителей по изобразительному искусству. Поэтому в настоящей работе делается попытка связать деятельность учителей начальных классов с работой педагогов старших классов.
Как вывод, можно сказать, что прикладное искусство играет огромную роль в становлении личности ребенка, очень важно правильно подойти к этому процессу.
Список литературы
1 Асылханов Е.С. Научно-педагогические методы обучения изобразительному искусству в школах и высших художественно-педагогических учебных заведений республики Казахстан. М: Прометей, 2002. - 381 с.
2 Асылханов Е.С Эстетическое воспитание школьников на уроках изобразительного искусства/Монография/- Алматы: Эверо, 2003. -260 с.
3. Асылханов Е.С Методика преподавания декоративно-прикладного искусства. - Семипалатинск: СПИ, 2000. - 121 с.
4. Асылханов Е.С. Казахское декоративно-прикладное искусство и молодежь - Джезказган: Общество "Знание Казахстана" Джезказганская областная организация, 1985. - 256с
5. Асылханов Е.С. Методические рекомендации к экспериментальной программе "Изобразительное искусство" 5 кл - М.: Министерство просвещения РСФСР, НИИ ШКОЛ МП РСФСР, 2000. -272 С.
6. Асылханов Е.С. Изучение декоративно-прикладного искусства Казахстана в общеобразовательной школе и педагогических институтах - М: МПТИ, 2000.-198с.
7. Асылханов Е.С. Методика обучения казахскому прикладному искусству в школе - Семипалатинск: Министерство образования Республики Казахстан, Семипалатинский областной институт усовершенствования учителей, 1989. - 362с.
8. Асылханов Е С. Российское декоративно-прикладное искусство в школе - Семипалатинск: Министерство образования Республики Казахстан, Семипалатинский областной отдел образования, 1990. – 398с.
9. Асылханов Е.С. Искусство в школе и в вузе - Семипалатинск: Издательский отдел Государственного университета "Семей", 1995. – 212с.
10. Асылханов Е.С. Прикладное искусство в школе. Учебное пособие - Алматы: Изд-во "Эверо", 1999. – 496с.
11. Асылханов Е.С. Методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства в школе - М.: МПТИ, 2000. -С. 376
[1] Асылханов Е.С Эстетическое воспитание школьников на уроках изобразительного искусства/Монография/- Алматы: Эверо, 2003. -69с.
[2] Асылханов Е.С. Методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства в школе - М.: МПТИ, 2000. -112с.
[3] Асылханов Е.С. Прикладное искусство в школе. Учебное пособие - Алматы: Изд-во "Эверо", 1999.-77с.
[4] Асылханов Е С. Российское декоративно-прикладное искусство в школе - Семипалатинск: Министерство образования Республики Казахстан, Семипалатинский областной отдел образования, 1990. –89с.
[5] Асылханов Е С. Российское декоративно-прикладное искусство в школе - Семипалатинск: Министерство образования Республики Казахстан, Семипалатинский областной отдел образования, 1990. –89с.
[6] Асылханов Е.С. Научно-педагогические методы обучения изобразительному искусству в школах и высших художественно-педагогических учебных заведений республики Казахстан. М: Прометей, 2002. -98с.
[7] Асылханов Е.С Методика преподавания декоративно-прикладного искусства. - Семипалатинск: СПИ, 2000. -95с.
[8] Асылханов Е.С. Искусство в школе и в вузе - Семипалатинск: Учебно-методическое управление Министерства образования Республики Казахстан, Издательский отдел Государственного университета "Семей", 1995. - 69 с.
[9] Асылханов Е.С. Методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства в школе - М.: МПТИ, 2000. -68с.
[10] Асылханов Е.С Эстетическое воспитание школьников на уроках изобразительного искусства/Монография/- Алматы: Эверо, 2003. -78с.
[11] Асылханов Е.С. Научно-педагогические методы обучения изобразительному искусству в школах и высших художественно-педагогических учебных заведений республики Казахстан. М: Прометей, 2002. -121с.