Содержание


     Введение…………………………………………………………………………….…..с.3

1.     Понятие и признаки совершенной конкуренции…………………………………с.4

2.     Разновидности дохода……………………………………………………………...с.7

3.     Достоинства совершенной конкуренции………………………….………………с.8

4.     Недостатки совершенной конкуренции…………………………………….……..с.9

5.     Заключение……………………………………………………………………….…с.9

6.     Тест………………………………………………………………………………....с.10

Список использованной литературы


















Введение

Важное место в микроэкономическом исследовании рынка занимает изучение экономического поведения фирм. Мотивы их деятельности, принимаемые решения, предложение товаров, механизм размещения ресурсов тесно связаны с условиями экономической среды, в которой они функционируют. Микроэкономическая теория выделяет различные типы рыночных структур, влияющих на поведение фирм и результаты их деятельности. Тип рыночной структуры зависит от количества фирм и их размеров; вида, характера производимой продукции; наличия или ограничения вхождения в отрасль и выход из нее; доступности информации о ценах, нововведениях. Тип рынка в значительной мере определяется степенью развития, долей и формами существующей конкуренции. Понятие конкуренции используется в экономике в различных значениях. Конкуренция характеризуется как форма взаимного соперничества, при котором происходит свободное, полное и достоверное сопоставление всех субъектов рыночного хозяйства в плане как предложения, так и спроса на товары, услуги, средства производства и капиталы. Различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка): чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия.

Термины «совершенная конкуренция», «совершенный рынок» были введены в научный оборот во второй половине 19в. Совершенную конкуренцию называют чистой, имея ввиду, что она «очищена» от любых ограничений или монопольных тенденций. Рассмотрим  подробнее признаки, преимущества и недостатки рыночной структуры совершенной конкуренции.







Понятие и основные признаки совершенной конкуренции

«Совершенная конкуренция» - тип рыночной структуры, при которой ни один из ее субъектов не способен повлиять на изменение рыночной цены.

Рынок свободной  конкуренции  состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства  и  предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на  рыночную  цену, но должна 'соглашаться с ценой', принимать ее как заданный параметр.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т. е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах  и  об их изменениях. Существует свобода входа  и  выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Колебания цены могут быть довольно интенсивными - сравните цену яблок в конце лета  и  весной, - но разница в цене это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса  и  предложения на рынке. На практике  совершенная   конкуренция  в чистом виде - явление редкое не только в XX в., но  и  в предыдущие столетия. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту  структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса  и  предложения.

Определяющими признаками рынка совершенной конкуренции являются:

Очень большое число. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят

стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю

безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д так далее рассматриваются покупателями как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.

“Соглашающийся с ценой”. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предыдущих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложения, или, следовательно, цену продукта. Короче говоря, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Также у фирмы нет причины назначать какую- либо более низкую цену, так как это вызвало уменьшение ее прибылей.

Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие -  свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и др.,- которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Фирма не может добиться более высокой цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене, для того чтобы увеличить свой объем продаж. Совершенно конкурентная фирма теряет всех своих клиентов, если она пытается поднять цену. Если один- единственный производитель увеличивает или уменьшает выпуск при неизменных объемах прозводства у всех других конкурирующих фирм, это не оказывает существенного влияния на общий объем предложения и рыночную цену.

С экономической точки зрения линия цены, параллельная оси абсцисс, означает абсолютную эластичность спроса. В случае бесконечно малого снижения цены фирма могла бы расширять до бесконечности свои продажи. При бесконечно малом повышении цены продажи предприятия были бы сведены к нулю.

В чисто конкурентной экономике действия стремящихся к прибыли производителей приведут к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение потребителей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий. Первое: для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества.

Второе: производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим образом.

Но и в этой, казалось бы, идеальной модели существуют изъяны. Экономисты

признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения

ресурсов в конкурентной экономике:

а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;

 б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;

в) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;

 г) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

Наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы принято называть критерием совершенной конкуренции. Как только на рынке складывается такая ситуация, фирма начинает вести себя как (или почти как) совершенный конкурент. Действительно, выполнение критерия совершенной конкуренции задает для фирмы многие условия деятельности на рынке, в частности опре­деляет закономерности получения дохода.

Доход фирмы формируется в виде вы­ручки, величина которой зависит от цены и количества реализованной продукции. Как и многие другие показатели, экономическая наука подсчитывает доход в трех разновидностях.

Средний доход (АR, от англ average revenue) отражает выручку в расчете на

единицу реализованной продукции, (или что то же самое) общий доход, деленный на число реализованных продуктов. Так как рыночная цена блага является функцией спроса, то кривая спроса на продук­цию фирмы одновременно является кривой ее дохода от единицы продукции, то есть кривой средней выручки (АR) фирмы:              AR=TR/Q=PL х Q.

Предельный доход (MR, от англ. marginal revenue ) представляет собой дополнительный  доход, полученный в результате продажи последней из реализованных  единиц продукции:   MR = Δ TR / Δ Q

Общим доходом (ТR от англ. total revenue)  называют всю сумму выручки, которую получает фирма. ТRx Q.

Принцип максимизации прибыли говорит о том, что в целях достижения максимальной прибыли фирма должна выбрать такой объем выпуска, при котором значения предельной выручки и предельных издержек равны

В   условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. Поэтому правило МR = МС может быть представлено и в иной форме: Р=МR=МС, или Р = МС. То есть в условиях совершенной конкуренции максимизация при­были (минимизация убытков) достигается при объеме производ­ства, соответствующем точке равенства предельных издержек и  цены.

Достоинства совершенной конкуренции

1.     В первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что рав­новесие устанавливается на уровне долгосрочного и краткосроч­ного минимума средних издержек. Это со всей очевидностью го­ворит о том, что производство в условиях совершенной конкуренции организуется технологически наиболее эффектив­ным образом.

2.     Не менее важно и то, что и фирма, и отрасль работают без излишков и дефицитов. В самом деле, кривая спроса при совер­шенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода (D=МR), а кривая предложения — с кривой предельных издержек (S=МС). Поэтому условие долгосрочного равновесия в конку­рентной отрасли фактически равносильно тождеству спроса и предложения на данный продукт (так как МR = МС, то S=D). Следовательно, можно говорить о том, что совершенная конку­ренция ведет к оптимальному распределению ресурсов: отрасль вовлекает их в производство ровно в том объеме, который необ­ходим для покрытия платежеспособного спроса.

3.     Наконец, принципиальное значение имеет и безубыточность фирм в долгосрочном

4.     периоде (Р = LАТСmin). Это, с одной стороны, гарантирует отрасли устойчивость: фирмы не несут убытков. А с другой стороны нет и экономических прибылей, т. е. доходы не перераспределяются в пользу данной отрасли из других секто­ров экономики.

Совокупность перечисленных достоинств бесспорно делает со­вершенную

 конкуренцию одним из самых эффективных типов рынка. Собственно говоря, когда

экономисты рассуждают о саморегуляции рынка, автоматически приводящей экономику в состоя­ние оптимума а такая традиция восходит к Адаму Смиту, речь может идти о совершенной конкуренции и только о ней. Ни при каком из типов несовершенной конкуренции долгосрочное равнове­сие не обладает перечисленным набором свойств: минимальным уровнем издержек, оптимальным распределением ресурсов, отсутстви­ем дефицитов и избытков, отсутствием сверхприбылей и убытков.

Недостатки совершенной конкуренции

              Вместе с тем совершенная конкуренция не лишена и ряда недостатков.

1.     Малые предприятия, типичные для  этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бы­вает доступна только крупным фирмам.

2.     Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-тех­нический прогресс. Действительно, небольшим фирмам обыч­но не хватает средств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструк­торские работы.

Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершен­ной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компа­нии затрудняют их деятельность в современном, насыщенном круп­номасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.

Заключение.

Рынок, на котором две фирмы ведут жестокую войну цен, в обыденной речи мы называем конкурентным. Однако в соответствии с экономической терминологией такого рода рынок не является совершенно конкурентным. Для экономистов совершенно конкурентный рынок состоит из многих продавцов, ни один из которых не оказывает никакого влияния на цену, по которой он поставляет продукцию. Таким образом, совершенная конкуренция представляет собой модель, крайний случай, по отношению к обыденному опыту, поскольку на многих реальных рынках индивидуальные продавцы на самом деле могут влиять на цену.

Чистая конкуренция на практике довольно редка. Но это не означает, однако, что понимание функционирования конкурентного рынка неуместно. Во- первых, существует несколько отраслей, которые более похожи на конкурентную модель, чем на любую другую рыночную структуру. Например, сельское хозяйство. Кроме того, функционирование чисто конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которой может быть сравнена и по которому может быть оценена эффективность реальной экономики. Чистая конкуренция- это модель рынка, которая имеет весомое

аналитическое и практическое значение.


Тест.

1.В отрасли функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные издержки производства 5единиц продукта  в месяц составляют 2долл., 6 единиц-3 долл., 7 единиц-5 долл. Если рыночная цена продукта равна 3долл., то отраслевой выпуск в месяц составит:

а) не более 5000 единиц;

б) 5000 единиц;

в) 6000 единиц;

г) 7000 единиц;

д) более 7000 единиц.

Верный ответ: в, т.к совершенная конку­ренция ведет к оптимальному распределению ресурсов: отрасль вовлекает их в производство ровно в том объеме, который необ­ходим для покрытия платежеспособного спроса.

В условиях совершенной конкуренции максимизация при­были (минимизация убытков) достигается при объеме производ­ства, соответствующем точке равенства предельных издержек и  цены (Р=МС=3долл.), т.е  фирма при предельных издержках 3долл. будет производить 6 ед. продукта в месяц. Тогда, если цена продукта составит 3долл.(Р=3), то отраслевой выпуск в месяц составит:

1000*6=6000(ед.продукта)


2. В условиях совершенной конкуренции отдельный продавец, изменяя объем производства и продаж товара:

а) не может изменить его рыночную цену;

б) может изменить его рыночную цену;

в) может заставить своих конкурентов изменить цену товара;

г) может изменить рыночную цену на часть товара, пользующуюся наибольшим спросом.

Верный ответ: а, т.к в условиях чистой конкуренции каждая фирма производит

настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложения, или, следовательно, цену продукта.

3. Рыночные структуры совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а)  выпускают дифференцированные товары;

б) на рынке оперируют множество продавцов и покупателей;

в) выпускаются однородные товары;

г) рыночное поведение фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

Верный ответ: б













Список использованной литературы

И.П. Николаева «Экономическая теория», М.: Проспект ,2000г

«Курс экономической теории», Под редакцией Чепурина М. Н., Кисилевой Е. А.- Киров: издательство “Аса”, 1995.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., “Экономика”.- М.: издательство “Дело”, 1993.

«Российский экономический журнал», 1994, №6.

«Экономическое обозрение».- Кишинев: «Логос-Пресс», 1996, №№ 31, 34, 36.

Эдвин Долан, «Микроэкономика».- С.-Петербург: 1994.

Портер Майкл, Международная конкуренция, М., Международные отношения, 1993.

http://www.erudition.ru