Содержание

Введение. 3

Историческое развитие проблемы.. 4

Кант. 7

Гегель. 10

Маркс. 11

Дильтей и Бергсон. 12

Заключение. 14

Список литературы.. 16

Введение

Понятие «время» само по себе очень сложно и многогранно. О его определении вот уже несколько тысячелетий спорят различные философские школы и направления. Познать время и овладеть временем — это задачи, решение которых имеет важнейшее значение для развития человеческой культуры, общества и личности. В этом и заключается актуальность данной проблемы. Современные достижения науки и техники открыли возможности точного измерения времени. Однако достаточно ли календарей и самых совершенных хронометров для рациональной организации и использования времени в практической деятельности и повседневной жизни? Во многом — да. Благодаря таким свойствам хронологического времени, как равномерность, непрерывность, необратимость, возможна синхронизация событий, происходящих в природе и обществе, четкая фиксация их последовательности и длительности. Но не всякое время может быть сведено к хро­нологии. И прежде всего это относится к времени человеческой жизни. Именно исследование понятия времени жизни, его отражении в переживании личности, формирования жизненного пути и является целью данной работы. Для достижения этой цели рассмотрены взгляды на данную проблему нескольких ученых (Канта, Гегеля, Маркса ...), в чем эти взгляды схожи, а в чем противоречат, затем сделать вывод.

Человек как развитая индивидуальность со своими ценностями, жизненными программами и ориентациями — не «бытие, брошенное в мир», а, скорее, человек, творящий свой жизненный путь и идущий по нему. Как писал А. Блок, «первым и главным признаком того, что данный писатель не есть величина случайная и времен­ная,— является чувство пути. Только наличностью пути определяется внутренний «такт» писателя, его ритм» [1963, 369370]. С полным основанием эти слова могут быть отнесены к любой личности, являющейся творцом своей жизни.

Историческое развитие проблемы

Само понятие «хронологическое время», которое прочно вошло в современную науку, могло бы показаться тавтологическим в ньютоновскую эпоху, породившую концепцию абсолютного времени, определяющего единый вре­менной характер протекания любых процессов независимо от их содержания и измеряемого с большей или меньшей точностью. В результате этого картина исторического про­гресса в отношении человека ко времени рассматривалась лишь в связи с совершенствованием измерительных средств — от примитивных клепсидр и солнечных часов древнего мира, огненных хронометров и монашеских четок средневековья до все более точных механических часов, от многообразия календарей, обусловленных культурно-исто­рическими традициями, до единого рационального общече­ловеческого календаря. То, что казалось очевидным и неопровержимым для науки одного исторического периода, превращается в сложную и волнующую проблему на новом этапе развития научного знания. В значительной мере это относится к по­становке и решению проблемы времени. По мере развития конкретных научных дисциплин все более ощутимые сбои стал давать, казалось бы, вечный и неизмененный хронометр вселенной — абсолютное ньютоновское время. Совершен­ный Эйнштейном переворот в физике заставил мир при­слушаться к ускоряющимся и замедляющимся собствен­ным часам движущихся систем, а дальнейшее развитие физики элементарных частиц, квантовой механики поста­вило вопрос о возможности нарушения считавшихся ранее универсальными свойств времени на уровне микромира

Универсальная хронология оказалась недостаточным средством развития научного знания о временном функ­ционировании систем и в тех отраслях науки, где исследо­вались макроуровневые процессы в неживой природе. Возникла необходимость в изучении специфики геологического времени, в разработке системы и единиц его измерения, а также в создании собственных временных шкал для измерения географических процессов.

Развитие эволюционной теории, генетики, физиологии подготовило почву для изучения биологического времени как собственного времени биосистем, обусловленного спецификой пространственной среды их функционирования и закопомерностями развития живой природы. Подтверждением концепции биологического времени стало открытие биологических часов—физиологиче­ских процессов, задающих ритм жизнедеятельности организма (только в человеческом организме насчитывается до 100 различных биологических часов).  Результаты многочисленных исследований в данной области позволяют говорить об объективном характере биологического времени и его неоднозначной взаимосвязи со временем физическим. [1]

Как природный организм человек подчинен закономерностям биологического времени, однако решающая роль в формировании отношения человека как личности ко вре­мени принадлежит социальным детерминантам: структуре и содержанию времени человеческой истории и конкретно­го общества, времени социальных групп и слоев, в которые включена личность, а также ее собственному времени, в котором под воздействием указанных факторов и индиви­дуальных особенностей жизненного пути образуется слож­ная взаимосвязь событий прошлого, настоящего и будущего. Собственным временем обладают физические объекты (для земной коры, например, это время ее эволюции, формирования различных слоев), живые организмы (время жизненного цикла индивида или популяции), однако соб­ственное время в социальном смысле — это не только условие человеческой жизнедеятельности, но вместе с тем и ее продукт, живая ткань самореализации субъекта. Собственное время субъекта имеет особую меру, обусловлен­ную его содержанием, и не сводимо к «формальному течению времени». Следует иметь в виду, что собственное время личности интегрирует в себе как объективные временные отношения (природные и социальные), так и субъективное отражение этих отношений в процессе восприятия изменений, оценки длительности и последовательности событий, переживания отдельных свойств времени, формирования целостного отношения личности ко времени ее жизни. Субъективная сторона собственного времени личности является предметом психологического исследования, тогда как объективные социаль­но-временные отношения личности, ее бюджет времени, а в более широком масштабе «бюджет жизни», находятся в сфере интересов социологов и экономистов. Таким образом, собственное время личности в психологическом аспекте — это субъективное время, данное в переживании. Однако в наиболее общем значении — это социальное вре­мя, в той мере, в какой содержание человеческой психики является освоенным в практической деятельности социальным опытом. В связи с этим категория социального времени выполняет важнейшую методологическую функцию при изучении собственного времени личности в его субъективном аспекте.

В чем же заключается специфика социального времени, каковы временные закономерности исторического процесса, общественного и индивидуального бытия человека? Уже более ста лет эти вопросы находятся в сфере внимания философов, социологов, историков, культурологов, психологов. Интерес к ним постоянно возрастает под влиянием динамики социальных процессов в современном мире. В западной философии с именами Кьеркегора, Дильтея, Гуссерля, Бергсона, Хайдеггера, Сартра связан глубокий переворот в понимании времени не просто как физического условия человеческой жизнедеятельности, а как внутренне организующего фактора, определяющего для субъекта целостность его жизненного процесса, дина­мическое единство прошлого, настоящего и будущего в сознании и деятельности.

В феноменологии, философии жизни, экзистенциализме акцент ставится не на существовании человека во времени, а на существовании времени в человеке как субъекте соб­ственного жизнеосуществления. Благодаря усилиям представителей этих философских школ «бог времени Хронос» вынужден был покинуть свое привычное место и поселиться в беспокойном жизненном потоке. Хроносу  пришлось претерпеть серьезные трудности и неопределенность положения, поскольку выраженный иррационализм побеспокоивших его философов оказался камнем преткновения в научном решении проблем человеческого времени. При попытке их решения возникают непреодолимые препятствия, когда исследование осуществляется в обход объективных законов общественного развития. В этом плане показательна позиция известного французского историка Ф. Броделя, который призывает к интеграции гуманитарных наук в поиске общих закономерностей социального времени и вместе с тем противопоставляет время в социологии и истории. В целом, несмотря на интересные разработки отдельных аспектов проблемы социального времени, эта категория не выполняет общеметодологическую функцию, поскольку ни субъективизм, ни социологизаторский или биологический редукционизм как преоб­ладающие течения общественной мысли на Западе не позволяют раскрыть общие закономерности времени исто­рии и культуры, времени общества и личности.


Кант

Впервые психологические закономерности переживания человеком времени были строго сформулированы Кантом. В истории философии с именем Канта связана концепция трансцендентальной идеальности времени как априорного условия чувственного созерцания. Такое понимание времени является достоянием «критического» периода философии Канта. Его оценке в свете современных естественнонаучных и социальных знаний уделено достаточное внимание в советской философской литературе. Ценные же для понима­ния психологического времени идеи Канта еще не стали предметом специального анализа. В своих ранних произведениях он подчеркивал, что отношение ко времени и его переживание находятся в зависимости от характера дея­тельности различных субъектов: «Потребность во времени есть нечто относительное, узнать и понять которое можно, лишь сравнивая величину предполагаемого дела со ско­ростью его исполнения. Поэтому один и тот же промежу­ток времени, который для одного рода существ кажется лишь мгновением, для другого может оказаться весьма продолжительным временем, в течение которого благодаря быстроте действий происходит целый ряд изменений».[2]

Хотя Кант использовал это положение для доказательства более тонкой духовной организации существ, обитавших, по его предположению, на других планетах, имеющих более высокую, чем у Земли, скорость суточного вращения, оно, как показало дальнейшее развитие психологии, имеет реальный человеческий смысл. Во-первых, само понятие «потребность во времени» открывает диахронный аспект исследования человеческой деятельности, посколь­ку ориентирует на анализ длительности и последовательности необходимых для достижения какого-либо результа­та действий, а это означает, что потребность в определен­ном предмете для своей реализации предполагает наряду с постановкой цели и выбором средств также и формирование потребности во времени, которая и выступает исходным моментом, влияющим на особенности дальнейшего использования и переживания времени в процессе деятель­ности. Во-вторых, предложенная для измерения величины данной потребности формула (прямая зависимость от объема необходимых действий и обратная — от скорости их исполнения) определяет принципиальную возможность психологической «растяжимости» времени, проявления существенных различий в индивидуальном переживании равных по хронологической длительности, но разнонаполненных деятельностью интервалов. Эту закономерность можно представить в следующей форме: чем выше напряженность деятельности, тем больше единиц психологического времени в одном и том же хронологическом интервале или же, по образному выражению А. П. Чехова: «Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай». В «Антропологии» Кант распространяет данную закономерность на переживание времени в масштабе человеческой жизни и дает «информационную» интерпретацию тому парадоксальному, на первый взгляд, факту, что человек, томившийся от скуки на протяжении большей части жизни, которому каждый день казался слишком длинным, в конце жизни жалуется на краткость жизни в целом. Кратковременность прошедшего объясня­ется отсутствием впечатлений, сохранившихся в памяти бездеятельного человека. Таким образом, прошедшее время «сжимается» по мере уменьшения информативности воспоминаний о прожитых годах. Время, однако, может и «растягиваться». В связи с этим Кант выдвигает интересную гипотезу о том, что в психологическом времени человек может и должен прожить значительно больше, чем по числу лет, именно в том он видит путь к удовлетворенности жизнью: «Множество отрезков времени, которые выделяются в последний период жизни разнообразными и переменными работами, возбуждают у старика представление о том, будто он прожил гораздо больше времени, чем по числу лет; наполнение времени планомерно усиливающейся деятельностью, которая имеет своим результатом великую, заранее намеченную цель,— это единственно верное средство быть довольным жизнью и вместе с тем чувствовать себя пресыщенным ею».

В решении вопроса о соотношении прошлого, настоящего и будущего Кант следует за Августином, который посредством субъективизации времени, его отождествления с протяженностью человеческого духа пытался преодолеть свойственное античной философии представление о том, что прошлого уже нет, будущего еще нет, а реален лишь момент их взаимоперехода — настоящее. Августин считал необходимым признать пребывание прошлого и будущего в настоящем, их сосуществование. В связи с этим он употреблял понятия «настоящее», относящееся к вещам «прошлого», «настоящее», относящееся к вещам «будущего», и «настоящее», относящееся к вещам «настоящего».[3] Каждому из этих временных модусов соответствовал определенный психологический механизм: воспоминание, ожидание, созерцание, благодаря взаимодействию которых время предстает как целостность в сознании человека. Кант с этой же целью соотносит способности вспоминать и предвидеть как условия формирования временной связи восприятий настоящего.

Гегель

Глубокое диалектическое обоснование идеи временного единства психики находим у Гегеля при анализе им проб­лемы перехода субъекта в процессе познания от стадии чистого созерцания к формированию представлений. Как известно, Гегель критиковал субъективизм Канта в пони­мании пространства и времени и рассматривал пространственность и временность присущими вещам самим по себе, однако в самом «звучании» этих слов усматривал указание на ограниченность материальных форм, которая преодолевается в процессе самореализации духа. «Познающее мышление,— подчеркивал Гегель,— не задерживается на этих формах, а постигает вещи в их понятии, содержащем внутри себя пространство и время, как нечто снятое». В связи с этим пространственность и времен­ность, открывающиеся субъекту на стадии чистого созер­цания, выступают формами внеположности духа. Однако, когда созерцание переходит в представление, оно не становится только прошедшим, в снятом виде оно присутствует и в настоящем. Гегель иллюстрирует эту мысль следующим примером: «я это видел» в немецком языке буквально значит «я имею это виденным». В связи с этим он приходит к выводу, что данными словами «выражается отнюдь не только прошедшее, но вместе с тем и настоящее; прошедшее является здесь лишь относительным,— оно имеет место только при сравнении непосредственного созерцания с тем, что мы в данный момент имеем в представлении». Важнейший момент здесь — указание на относительность прошлого, с одной стороны, как уже прошедшего и невозвратимого, а с другой — как реального, снятого в настоящем содержания сознания и деятельности человека.

Маркс

Хотя диалектика последовательности и сосуществования интерпретировалась Гегелем идеалистически, она стала одним из источников формирования марксистских взглядов на специфику структуры человеческой жизнедеятельности, на время как «пространство человеческого развития».[4]

Марксистский анализ диалектики необходимости и случайности, возможности и действительности позволил рассмотреть соотношение прошлого, настоящего и будущего в их реальной взаимосвязи, преодолеть крайности механистического детерминизма и телеологизма в решении данной проблемы. Объективный характер этой взаимосвязи обусловлен тем, что прошлое и будущее действительны не в памяти и воображении субъекта, а в том, что материальные процессы, осуществленные в прошлом, определяют предметность настоящего, которое содержит реальные возможности направленного становления в будущем, Поскольку диахронная картина действительности, формирующаяся в сознании субъекта, определяется не его произ­волом, а, прежде всего, объективными условиями и содержанием практической деятельности, открывается возможность научной постановки проблемы временного единства человеческой деятельности и сознания. Таково решение марксистской теорией проблемы целеполагания: цель как идеальный, желаемый образ будущего обретает действительность в настоящем в той мере, в какой возможна ее реализация в конкретных условиях жизнедеятельности субъекта.

Таким образом, раскрывая взаимосвязь объективного и субъективного в социального времени на основе понимаемого диалектически единства социального и индивидуального, марксистская философия создает предпосылки для решения проблемы психологического времени, являющегося, с одной стороны, разновидностью времени соци­ального, обусловленного объективной структурой и содер­жанием социальной деятельности индивида, а с другой — временем, обретающим конкретную форму и специфические свойства благодаря функционированию психологических механизмов, связанных с познавательными и эмоционально-волевыми процессами, актуализирующимися в созна­нии под воздействием психологических состояний и доста­точно устойчивых индивидуально-психологических свойств личности. Марксистский подход к постановке и решению проблемы психологического времени в дальнейшем нашел конкретное воплощение в работах советских психологов.

Дильтей и Бергсон

В конце XIX—начале XX в. широкое распространение приобрели концепции времени, выдвинутые Дильтеем и Бергсоном. Позиции этих философов сходны в том, что «оба противопоставляют время как реальность, фиксируемую внутренним чувством и данную непосредственно, «абстрактному времени» математики и естествознания». Такой подход сыграл важную роль в окончательном утверждении идеи о нетождественности физического времени и времени, данного в переживании. Однако различие это усматрива­лось в том, что время в физическом смысле есть абстрак­ция, реально же оно лишь как феномен жизни и сознания. Дильтей и Бергсон отрицали возможность объективного рационального познания времени. Проникнуть в его сущ­ность человеку помогает, согласно Бергсону, творческая интуиция, основанная на единстве механизмов памяти и восприятия, в результате чего формируется переживание длительности: «мгновение настоящего, будучи всегда переходом, неуловимой границей между непосредственным прошлым, которого уже нет, и непосредственным буду­щим, которое еще не наступило, обратилось бы в простую абстракцию, если бы именно не существовало подвижного зеркала, беспрерывно отражающего восприятие в виде воспоминания».

Для Дильтея главным в проблеме времени было по­знание не связи прошлого и настоящего как чистой дли­тельности, а социально-культурного, исторического содер­жания этой связи. Поэтому он считал, что время не может быть познано в рамках объяснительной психологии, построенной по образцу естественных наук, поскольку она стремится «конструировать такие великие длительные связи, как пространство, время, причинность из некоторых ею изучаемых элементарных процессов ассоциации, слияния, апперцепции». Постигнуть время как «живую связь души» в ее становлении и развитии возмож­но, по его мнению, лишь в рамках описательной психоло­гии. Если в объяснительной психологии уместен экспери­ментальный метод, то описательная психология может быть построена на основе метода «понимания», пред­усматривающего «понимание чужой человеческой душев­ной жизни», а также «пользование предметными продукта­ми психической жизни».

Заключение

По Марксу живой человеческий труд именно во времени обретает собственную меру, а его продукты — меру стоимости. В марксистской социальной теории подчеркивается ключевая роль фактора времени в развитии общества и личности. «Точно так же общество должно целесообразно распределять свое время, чтобы достичь производства, соответствующего его совокупным потребностям,— писал К. Маркс,— подобно тому, как отдельное лицо должно правильно распределять свое время, чтобы приобрести знания в надлежащих соотношениях или чтобы удовлетворять различным требованиям, предъявляемым к его деятельности» [т. 46, ч. 1, 117].

Кант же предлагает закономерность, которую можно представить в следующей форме: чем выше напряженность деятельности, тем больше единиц психологического времени в одном и том же хронологическом интервале

Построение «теории личности «во времени» в противовес чисто структурным ее описаниям, абстрагиро­ванным от реального временного протекания ее жизненного цикла», остается одной из важнейших задач современного человекознания.[5] Такая теория может быть создана лишь в ходе комплексного исследования, предполагающего анализ жизненного пути личности с уче­том хронологического, биологического, социально-исторического и психологического времени. Жизненный путь, представляющий собой «временную разверстку» личности, проходит в ее изменяющемся жизненном мире, который в отличие от четырехмерного пространственно-временного континуума физического мира имеет гораздо большее число измерений, ни одним из которых нельзя пренебречь без ущерба для полноты анализа. Предпринятое в данной работе исследование одного из наименее изученных измерений жизненного мира личности — ее психологического времени — является необходимым звеном в построении диахронной теории личности.

Важнейшим компонентом субъективной картины жизненного пути выступают представления личности о характере детерминационных отношений между происшедшими, происходящими и предстоящими событиями ее жизни. Отражаясь в сознании человека, эти отношения образуют сложную субъективную структуру межсобытийных связей, в которой то или иное событие может быть представлено либо как причина или следствие других событий, либо как их цель или средство.

Это необходимо, прежде всего, потому, что субъективная картина жизненной цели выступает одним из существенных факторов психологической регуляции образа жизни личности. Особую роль в развитии образа жизни играют представления личности о будущем — ее дели и планы, стремления и надежды. Наличие четкой и осознанной жизненной перспективы дает человеку мощные стимулы к творчеству, рождает оптимистическое мироощущение. А узкая и односторонняя перспектива заранее обре­кает человека на ограниченный диапазон жизненных про­явлений, что чревато преждевременным «психологическим старением», в результате которого у личности исчезает ин­терес к будущему как полю самореализации. В связи с этим среди задач формирования и регуляции образа жизни существенную роль приобретает целенаправленная и научно обоснованная работа по формированию долговременных, содержательных и социально-значимых жизненных ориентации.[6]

Список литературы

1. Маркс К. Заработная плата, цена И прибыль.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16

2. Маркс К. Экономические рукописи 1857—1859 годов.—Там же, т. 46, ч. 1

3. Аарелайд А. Категория времени в современной науке и проблема человеческого времени,—Изв. АН ЭССР. Обществ, науки, 1978, 27, № 3,

4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.— М.: Наука, 1980

5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.— М.: Наука, 1977

6. Антология мировой философии : В 4-х т.—М.: Мысль, 2001

7. Ариес Ф. Возрасты жизни.— В кн.: Философия и методология истории. М. г Прогресс, 1977

8. Асеев В. Г. Значимость и временная стратегия поведения.— Психол. журн., 2002

9. Аскин И. Ф. Проблема времени.— М.: Мысль, 1966

10. Багрова Н. Д. Фактор времени в восприятии человеком.— Л.: Наука, 1980

11. Баландин Р. К.. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие.— М.: Знание, 2001.

12. Бассин Ф. В. О «Силе «Я» и «психологической защите».— Вопр. филосо­фии, 2002

13. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. – АН УССР. Ин-т философии. – Киев: Наук. думка, 2003


[1] Багрова Н. Д. Фактор времени в восприятии человеком.— Л.: Наука, 1980., с. 13

[2] Аскин И. Ф. Проблема времени.— М.: Мысль, 1966., с. 56

[3] Антология мировой философии : В 4-х т.—М.: Мысль, 2001.—Т. 1. с. 557.


[4] Маркс К. Заработная плата, цена и прибыль.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16, с. 147.


[5] Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.— М.: Наука, 1977. с. 222.


[6] Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. – АН УССР. Ин-т философии. – Киев: Наук. думка, 2003, с. 189.