Содержание

Задание 1........................................................................................................ 3

Задание 2........................................................................................................ 7

Задание 3...................................................................................................... 10

Список литературы.............................................................................. 21


Задание 1

На основе аналитических процедур проверить правильность формирования в бухгалтерском учете валовой прибыли

Международными стандартами аудита определено, что планирование аудита - это разработка общей стратегии и деталей аудиторской проверки. Аудитор должен планировать свою деятельность по трем основным причинам: для получения достаточных и необходимых свидетельств о положении дел клиента; для определения затрат на аудит и для правильного распределения и координации работы аудиторов и ассистентов.

Планирование аудита с применением аналитических процедур включает следующие направления:[1]

- экспертиза бизнеса;

- определение критерия существенности;

- оценка рисков и проектирование объема проверяемой совокупности;

- составление программы аудиторских процедур по существу.

Как отмечается в правиле (стандарте) аудиторской деятельности "Аналитические процедуры", основной целью применения аналитических процедур является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, определяющих области потенциального риска и требующих особого внимания аудитора.

По моему мнению, применение аналитических процедур весьма эффективно и в целях снижения риска необнаружения. Согласно правилу (стандарту) аудиторской деятельности "Существенность и аудиторский риск" под риском необнаружения понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по отдельности или в совокупности. Аналитические процедуры позволяют также снизить затраты времени на проведение аудита, не снижая его качества.

При проведении аудита правильности формирования в бухгалтерском учете валовой прибыли целесообразно применение аналитических процедур.

Валовый доход от реализации продукции (валовая прибыль) определяется как разница между выручкой от реализации в отпускных ценах предприятия (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных налогов и сборов) и затратами, включаемыми в производственную себестоимость. В себестоимость продукции при определении валового дохода включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы.

Валовый доход от реализации = Валовая прибыль = Выручка от реализации (без НДС, акцизов и др.) - Себестоимость производственная = Ф. 2 (стр. 010 - стр. 020).

Валовый доход - показатель эффективности работы производственных подразделений предприятия (например, рецептурно-производственных отделов аптечных предприятий) или показатель уровня торговой маржи для торговых предприятий.

Прибыль от реализации продукции определяется вычитанием из валового дохода текущих периодических расходов - коммерческих и управленческих (общехозяйственных), приходящихся на реализованную продукцию. Отметим, что в соответствии с международными бухгалтерскими стандартами такие периодические расходы в полном объеме вычитаются из валового дохода от реализации продукции.

Прибыль от реализации (Ф. 2 стр. 050) = Валовый доход от реализации - Коммерческие расходы - Управленческие расходы = Ф. 2 (стр. 010 - стр. 020 - стр. 030 - стр. 040).

Прибыль от реализации - показатель экономической эффективности основной деятельности предприятия, то есть производства и реализации продукции (работ, услуг), торговой деятельности.

Определение результата от финансовых и прочих операций и прибыли от финансово-хозяйственной деятельности (основной, финансовой и прочей).

Результат (прибыль или убыток) от финансовой и прочей деятельности определяется алгебраическим (с учетом знака) сложением процентов к получению и уплате, доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов и расходов, в том числе от прочей реализации, то есть продажи основных средств, нематериальных активов и иных материальных ценностей.

Прибыль от основной, финансовой и прочей деятельности - сумма результатов от реализации продукции и от финансовой и прочей деятельности.

Прибыль от основной, финансовой и прочей деятельности = Прибыль от реализации +/- Операционные доходы и расходы (Проценты к получению, Проценты к уплате, Доходы от участия в других организациях, Прочие операционные доходы и расходы) = Ф. 2 (стр. 050 + 060 - 070 + 080 + 090 - 100).

Общая балансовая прибыль - алгебраическая сумма прибылей от основной, финансовой и прочей деятельности и сальдо прочих внереализационных доходов и расходов.[2]

Общая балансовая прибыль (Ф. 2 стр. 140) = Прибыль от основной, финансовой и прочей деятельности + Внереализационные доходы и расходы = Ф. 2 (стр. 050 + 060 - 070 + 080 + 090 - 100 + 120 - 130).

Балансовая прибыль - показатель экономической эффективности всей хозяйственной деятельности.

Определение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то есть чистой прибыли.

Чистая прибыль определяется вычитанием из балансовой прибыли величины налогов и алгебраической суммой чрезвычайных доходов и расходов.

Чистая прибыль (Ф. 2 стр. 190) = Общая балансовая прибыль - Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи +/- Чрезвычайные доходы и расходы = Ф. 2 (стр. 140 - стр. 150 + стр. 170 - стр. 180).

Для целей налогообложения балансовая прибыль корректируется в соответствии с налоговыми стандартами (Глава 25, Часть II Налогового кодекса РФ).

Для аптечного предприятия, находящегося на общем режиме налогообложения, налог на прибыль - необходимый элемент в процессе функционирования его капитала. Величина этого элемента может быть оптимизирована за счет улучшения системы внутрипроизводственного планирования и контроля издержек и инвестиций, за счет комплексной рационализации хозяйственной деятельности и обоснованного выбора учетной политики.

Задание 2

Дать оценку изменения валовой прибыли в сравнении с прошлым годом (планом)

Валовая прибыль, приходящаяся на одно изделие, определяется как разница между ценой товара и себестоимостью этого товара, складывающейся из переменных и постоянных расходов.

Пример. 1. Организация имеет возможность заключить договор купли-продажи на поставку 10 000 шт. изделий по цене 500 руб. за штуку.

2. Переменные расходы на каждую единицу изделия составили 35%, или 175 руб., постоянные - 40%, или 200 руб.

3. Общая сумма переменных расходов определена в размере 1 750 000 руб.

4. Требуется определить минимальный объем выполненного заказа в натуральных показателях для обеспечения безубыточности организации.

Для этого делается следующий расчет: 1 750 000 руб. : (500 руб. - 175 руб.) = 5385 шт.

Из расчета следует, что переменные расходы покрываются при производстве 5385 шт. изделия, а от 4615 шт. (10 000 шт. - 5385 шт.) будет получена прибыль в размере 1 499 875 руб. (4615 шт. х (500 руб. - 175 руб.)).

Если потребитель не согласен на цену 500 руб. за единицу товара и требует предоставления соответствующей скидки за большую партию приобретаемых изделий, то пределом снижения цены будет полное возмещение постоянных и переменных расходов на единицу продукции, общая величина которых составляет 375 руб. (175 руб. + 200 руб.), и получение необходимой доли прибыли.

Организация в этом случае учитывает, что для получения намеченной прибыли необходимо увеличить заказ на реализуемые изделия.

Если организацией будет принято решение о предоставлении скидки с намеченной ранее цены на 20% (или на сумму 100 руб. с каждой единицы товара), то делаются следующие расчеты:

1) находим количество изделий, которое необходимо выпустить, чтобы возместить предполагаемый убыток:

1 750 000 руб. : (400 руб. - 175 руб.) = 7778 шт.

Следовательно, предполагаемый убыток будет возмещен выпуском дополнительного количества изделий как разница между 7778 шт. изделия и 5385 шт., то есть 2393 шт.

Размер прибыли, получаемой на одно изделие, уменьшится с 325 руб. до 225 руб.;

2) находим количество изделий, которое необходимо реализовать для получения намеченной прибыли:

((1 499 875 руб. : 225 руб.) + 7778 шт.) = 14 444 шт.

В целях получения прибыли по первоначальному расчету (по цене 500 руб.) организация должна иметь заказ на производство и реализацию 14 444 шт. изделия, и прибыль будет формироваться в новых условиях за счет 6666 шт. изделия (14 444 шт. - 7778 шт.) и составит ранее предусмотренную прибыль.

Чистая прибыль на 1 рубль выпускаемой и реализованной продукции рассчитывается по следующей формуле:

Чистая прибыль на 1 руб. реализации = Чистая прибыль : Объем реализации.[3]

Так, например, у акционерного общества по стр. 190 формы N 2 показано: по гр. 3 - 3000 тыс. руб., а по гр. 4 - 3200 тыс. руб. Данные по стр. 010 этой формы соответственно по гр. 3 - 22 000 тыс. руб., а по гр. 4 - 22 500 тыс. руб. В этом случае чистая прибыль на 1 руб. реализованной продукции составит:

за 2001 г. - 3000 тыс. руб. : 22 000 тыс. руб. = 13,6 коп.

за 2000 г. - 3200 тыс. руб. : 22 500 тыс. руб. = 14,2 коп.

В этом случае у организации в 2001 г. допущено уменьшение чистой прибыли на 1 руб. реализованной продукции на 0,6 коп.

Организации не должны упускать из виду, что процесс инфляции оказывает отрицательное влияние на финансовые результаты, и по этой причине необходимо обращать постоянное внимание на уровень рентабельности при формировании продажной цены продукции.


Задание 3

Дать оценку финансового состояния организации

Основная цель финансового анализа - оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта и результатов его финансово - хозяйственной деятельности. Более детальная работа состоит в выявлении изменений финансового состояния, основных признаков, вызывающих эти изменения, а также возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта.

Аудитору на стадии подготовки необходимо конкретизировать цели и очертить круг задач, которые необходимо решить.

В ходе аудиторской проверки хозяйствующего субъекта аудитор имеет практически неограниченный доступ к данным бухгалтерского учета. Это позволяет проследить изменения в тенденциях, расчетных показателях и важнейших зависимостях, а также обнаружить проблемные области (зоны), проявляющиеся при исследовании непосредственно данных бухгалтерского и финансового учета. Использование только бухгалтерской (финансовой) отчетности такой возможности не дает, так как она позволяет получить формальное, итоговое и агрегированное представление о данных, полученных из счетов бухгалтерского учета.

Однако не следует забывать, что каждый хозяйствующий субъект индивидуален. Поэтому на втором этапе подготовки финансового анализа аудитору необходимо четко понимать структуру цикла бухгалтерского учета, который призван документально отражать, классифицировать и передавать информацию о финансово - хозяйственной деятельности конкретного хозяйствующего субъекта.

Известно, что ни одно событие в деятельности хозяйствующего субъекта не происходит изолированно, а является причиной или следствием, т.е. звеном в цепи других событий В связи с этим аудитору необходимо понять роль данного события в рассматриваемой ситуации, а также определить, какие произошли относительные изменения, и выявить их причины. Нельзя оценить какое-либо событие положительно или отрицательно до тех пор, пока оно не соотнесено с другими факторами, которые находятся в постоянной и непрерывной взаимосвязи.

Применение данной схемы в каждом конкретном случае позволяет аудитору воспроизвести разнообразные ситуации и обстоятельства, исследовать их как по отдельности - сегментарно, так и в совокупности - системно. Это дает возможность на втором подготовительном этапе конкретизировать задачи финансового анализа исследуемого хозяйствующего субъекта.

Основными задачами финансового анализа являются:[4]

1. Оценка ликвидности.

2. Оценка платежеспособности.

3. Оценка имущественного положения.

4. Оценка финансовой устойчивости.

5. Оценка деловой активности.

6. Оценка рентабельности.

7. Определение и оценка тенденций развития хозяйствующего субъекта.

8. Анализ денежных потоков.

9. Углубленное изучение факторных и результативных показателей финансово - хозяйственной деятельности и нахождение причинно - следственных связей.

Для более детального рассмотрения данных задач целесообразно разработать методики анализа по каждому из перечисленных направлений. Наиболее перспективно проведение работ по каждому направлению раздельно (блочно) с объединением конечных результатов анализа в итоговых отчетных формах. Это позволяет определить, какие из основных задач финансового анализа и в какой степени, а также в какой очередности следует решать аудитору при выполнении комплексного аудита. Однако не следует забывать о хозяйствующем субъекте как о целостной системе.

Процесс разработки программы проведения финансового анализа хозяйствующего субъекта - наиболее трудоемкий и сложный, так как именно на данном этапе аудитору необходимо отобрать из множества существующих наиболее приемлемые для данного субъекта методы исследований и оценок (критериев) его финансового состояния и финансово - хозяйственной деятельности.

В настоящее время не существует идеальных методик исследований и оценок, применяемых на практике. Все они либо повторяют друг друга, либо находятся на стадии разработки, либо имеют существенные недостатки и недоработки, т.е. не позволяют однозначно решать поставленные задачи. Методику исследований и оценок должен выбрать аудитор, с тем чтобы, воспроизводя различные ситуации и обстоятельства, с которыми, вероятнее всего, придется столкнуться на практике, он мог разработать и применить программу, которая будет служить подробной инструкцией (алгоритмом) как для него самого, так и для его ассистентов. Программа должна включать подробный перечень процедур, показателей и оценок, необходимых для решения поставленных задач.

Аудитор разрабатывает типовые методики (инструкции) и выходные формы (таблицы), которые позволят сократить затраты времени и способствуют повышению эффективности проведения финансового анализа. Однако в процессе работы могут возникнуть не предусмотренные программой обстоятельства, связанные с не типичностью исследуемых субъектов. В связи с этим в программе должна быть учтена возможность ее корректировки в процессе выполнения.

Важное условие, которое необходимо соблюдать при подготовке программы и проведении самого анализа, - обеспечение принципов сопоставимости исследуемых показателей. С этой целью при подготовке исходной информации для проведения финансового анализа наряду с ее аудиторской проверкой на достоверность должны быть учтены и основные требования сопоставимости:[5]

единство методики расчета показателей и их состава;

единство моментов и интервалов времени, за которые исчислялись сопоставляемые показатели;

единство количественных, качественных, структурных и стоимостных факторов.

Иными словами, аудитору необходимо привести исходную информацию в сопоставимый вид. Для этого можно воспользоваться различными способами. Прежде всего это - использование сложных (интегральных) обобщающих, а также безразмерных (индексы, относительные величины) показателей.

Кроме того, на этапе подготовки исходной информации и программы проведения финансового анализа аудитору нужно выбрать единую базу для сравнения получаемых показателей.

Таким образом, для аудитора важно тщательно и обоснованно выбрать методы исследований, параметры и оценки (критерии), позволяющие раскрыть финансовое состояние и особенности финансово - хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта с целью решения управленческих задач.

Финансовый анализ является основным инструментом, позволяющим принимать грамотные управленческие решения. Он должен проводиться по тщательно отработанной и апробированной методике, иначе, скорее всего, он будет бесполезен и не позволит ответить на вопросы, ради которых выполняется.

Горизонтальный анализ баланса организации


Сумма     (тыс. руб.) 

Превышение     (снижение)    

2000 г.

2001 г.

Сумма   (тыс. руб.)

Удельный вес 

I. Внеоборотные активы                    

Нематериальные активы     

15

17

2  

13,3

Основные средства         

8 663

8 429

-234  

-2,7

Незавершенное строительство

3 042

3 467

425  

14,0

II. Оборотные активы                     

Запасы                    

1 474

1 712

238  

16,1

НДС                       

71

113

42  

59,2

Долгосрочная дебиторская   задолженность             

99

123

24  

24,2

Краткосрочная дебиторская  задолженность             

12

25

13  

108,3

Денежные средства         

100

125

25  

25  

Баланс (актив)            

13 476

14 011

535  

4,0

Уставный капитал          

57

157

100  

175,4

Добавочный капитал        

10 641

10 358

-283  

-2,7

Резервный капитал         

108

145

37  

34,3

Краткосрочные обязательства

2 670

3 351

681  

25,5

в том числе:              





займы и кредиты           

1 124

1 350

226  

20,1

кредиторская задолженность

1 546

2 001

455  

29,4

Баланс (пассив)           

13 476

14 011

535  

4,0


Горизонтальный анализ прибыли


Сумма     (тыс. руб.) 

Превышение     (снижение)    

2000 г.

2001 г.

Сумма   (тыс. руб.)

Удельный вес 

Выручка (нетто) от продажи товаров                   

17 098

21 204

4 106  

24,0

Себестоимость проданных    товаров                   

13 771

16 376

2 605  

18,9

Валовая прибыль           

3 327

4 828

1 501  

45,1

Коммерческие расходы      

2 339

4 156

1 817  

77,7

Операционные доходы       

92

147

55  

59,8

Операционные расходы      

323

306

-17  

-5,3

Внереализационные доходы  

219

32

-187  

-85,4

Внереализационные расходы 

235

35

-200  

-85,1

Прибыль до налогообложения

741

510

-231  

-31,2

Налог на прибыль          

301

420

419  

39,5

Чистая прибыль            

440

90

-350  

-79,5


Горизонтальный анализ расходов по обычным видам деятельности

Наименование затрат   

Сумма     (тыс. руб.) 

Превышение     (снижение)    

2000 г.

2001 г.

Сумма   (тыс. руб.)

Удельный вес 

Материальные затраты      

2 169

5 423

3 254  

150,0

Затраты на оплату труда   

2 448

3 422

974  

39,8

Отчисления на социальные   нужды                     

807

940

133  

16,5

Амортизация               

385

429

44  

11,4

Прочие затраты            

2 383

2 349

-34  

-1,4

Итого                      

8 192

12 563

4 371  

53,3

Изменение остатков         (прирост +), уменьшение (-)





незавершенного производства

+259

+425

166  

64,0

расходов будущих периодов 

+76

+40

-36  

-47,4



Пример сравнительного анализа о прибылях двух организаций, представленный в виде следующей таблицы


Организации (тыс. руб.)

Отклонение    

А 

Б 

в тыс. руб.

%   

1. Реализация              

21 204

21 200

-4 

99,98

2. Себестоимость            реализованной продукции    

16 376

15 300

-1 076 

93,43

3. Валовая прибыль         

4 828

5 900

+1 072 

122,2

4. Коммерческие расходы    

4 156

3 900

-256 

93,84

5. Внереализационные доходы

179

180

+1 

100,56

6. Внереализационные расходы

341

400

+59 

117,3

7. Прибыль до                налогообложения            

510

1 780

+1 270 

349,02

8. Налог на прибыль        

420

520

+100 

123,8

9. Чистая прибыль          

90

1 260

+1 170 

1 400,00


Превышение чистой прибыли в 14 раз у организации Б достигнуто в результате использования отличных от организации А методов списания начисления амортизации, товарно-материальных ценностей, уменьшения коммерческих расходов.

На практике различия в величине чистой прибыли могут объясняться многими причинами, и поэтому пользователь информации должен быть осведомлен о том, результатом применения какой методики стали эти расхождения и к каким результатам могло привести изменение этой методики. Существование альтернативных методов могло бы послужить причиной различных толкований финансовых отчетов, если бы не требование полной открытости последних.

Под полной открытостью понимается подробное пояснение в объяснительной записке к бухгалтерской (финансовой) отчетности организации всех применяемых бухгалтерских методов, использованных при составлении финансового отчета.

Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации определено, что в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности должна быть приведена информация о данных, требование о раскрытии которых установлено в п.27 ПБУ 4/99, а также других Положениях по бухгалтерскому учету (об изменениях учетной политики организации, о материально-производственных запасах, основных средствах, о доходах и расходах организации, о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной жизни, об информации по аффилированным лицам, об информации по операционным и географическим сегментам и пр.) и которые не нашли отражения в формах бухгалтерской отчетности.[6]

Согласно п.27 ПБУ 4/99 в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках организации должны раскрываться следующие дополнительные данные:

- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов;

- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств;

- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств;

- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;

- о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;

- об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;

- о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ;

- о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, их наличии на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;

- о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;

- об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);

- о составе затрат на производство (издержках обращения);

- о составе внереализационных доходов и расходов;

- о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях;

- о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;

- о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности;

- о прекращенных операциях;

- об аффилированных лицах;

- о государственной помощи;

- о прибыли, приходящейся на одну акцию.

Кроме того, каждое ПБУ содержит свои требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.

Так, например, согласно п.27 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:

- о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);

- о последствиях изменений способа оценки материально-производственных запасов;

- о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;

- о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

В соответствии с п.32 ПБУ 6/01 в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:

- о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;

- о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.);

- о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;

- об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);

- о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

- об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

- об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;

- о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств;

- об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.

В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности по нематериальным активам на основании п.31 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н, подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

- о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;

- о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам);

- о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;

- о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам.

В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит также раскрытию и другая требуемая информация в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету.

ПБУ 4/99 обязывает организации в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, для обеспечения пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений, происходящих в ее финансовом положении.


Список литературы

1.     Бакаев А.С. «Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и коментарии» - М.: "Книги Издательского Дома "МЦФЭР", 2001

2.     Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. / Науч. ред. И.И. Елисеева. Гл. ред. серии Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 624 с.

3.     Винсент Дж. Лав. Пособия Эрнст энд Янг. Как понимать и использовать финансовую отчетность. Пер. с англ., 2-е изд. - М.: Джон Уайли энд Санз, 2001.

4.     Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2003.

5.     Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2004.

6.     Макарьева В.И. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя»- М.: "Книги издательства "Налоговый вестник", 2003г.

7.     Шигаев А.И. Факторный анализ выполнения плана по прибыли" // Бухгалтерская отчетность организации" N 3 2004

8.     Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2004.

9.     Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2001.



[1] Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2001.с.62

[2] Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2001.с.63-65

[3] Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2003. С.211

[4] Макарьева В.И. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя»- М.: "Книги издательства "Налоговый вестник", 2003г. с.3

[5] Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2004. С 175

[6] Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. / Науч. ред. И.И. Елисеева. Гл. ред. серии Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - с.243