Содержание

Введение. 3

Глава 1. Формирование и экономическое содержание прибыли. 4

1. Прибыль как экономическая категория. 4

1.2 Виды прибыли в настоящее время. 6

1.3 Порядок формирование прибыли. 14

Глава 2. Стимулирующее значение прибыли. 20

2.1 Распределение и использование прибыли. 20

2.2 Прибыль как стимулирующий фактор. 25

Заключение. 32

Список литературы.. 34


Введение

Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый резуль­тат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое поло­жение, не исключающее и банкротство.

Для предприятия прибыль является показателем, создающим сти­мул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

• характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

• является основным элементом финансовых ресурсов предпри­ятия;

• является источником формирования бюджетов разных уровней.

Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции.

Целью курсовой работы является изучение возникновения и значение прибыли для предприятия.

В соответствии с целью курсовой работы задачей будет:

1. Написание работы с требованиями к работе;

2. Рассмотреть теорию о сущности прибыли.

Глава 1. Формирование и экономическое содержание прибыли.

1. Прибыль как экономическая категория.

Важнейшей категорий рыночной экономики является прибыль. Прибыль, точнее ее максимизация, выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной" экономики. Однако отметим, что в странах с развитой экономикой существует значительное количество так называемых бесприбыльных органи­заций. Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и что эта категория является объек­том экономической теории не одно столетие, до сих пор не смол­кают жаркие дебаты о ее сущности и формах. В многочисленных учебниках «Экономикс», в научных книгах и статьях категория «при­быль» неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими. Подчас различные трактовки прибыли и ее источников, факторов даются в книгах, вышедших в том же году, авторами которых явля­ются ученые, преподающие в одном и том же учебном заведении.

В главе, посвященной издержкам, была дана количественная трактовка прибыли. Прибыль равна общей выручке минус сово­купные издержки. В последние включались заработная плата, арендная плата, затраты на материалы, топливо, комплектую­щие изделия, амортизацию, проценты по ссудам, налоги, резер­вы и т.д. Так определяется величины прибыли практически во всех странах с рыночной экономикой. Примерно так же опреде­лялась прибыль и в государствах с командной экономикой. Вме­сте с тем не следует отождествлять категорию прибыли и харак­тер ее использования именно с капиталистическим строем.

Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных инстру­ментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости.

В условиях рынка прибыль предопределяет решение что, как и в каких размерах производить. Поэтому каждого производителя товаров и услуг интересует вопрос: при каком количестве производимого (реализуемого) товара и при какой цене на него можно получить максимальную прибыль. Теория прибыли получила отражение в учебниках всех крупных экономистов со времени становления классической школы.

Первыми истолкователями прибыли были меркантилисты, которые считали, что прибыль возникает в сфере обращения, во внешней торговле, в результате про­дажи по более высокой цене. Физиократы считали, что прибыль создается только в сельском хозяйстве, где воздействие сил природы приводит к росту потребительных стоимостей сверх издержек производства. А. Смит и Д. Рикардо обосновали идею создания прибавочной стоимости в отраслях материального производства.

Смит определял прибыль как вычет из продукта труда рабочего в пользу капиталиста.

К. Маркс называл прибыль превращенной формой прибавочной стоимости, по­рожденной всем авансированным капиталом, а источником прибавочной стоимости считал труд наемных работников. Он исследовал условия превращения прибавоч­ной стоимости в прибыль и среднюю прибыль, показав объективные и субъективные границы роста прибыли.

В экономической науке XX в. можно выделить основные теории:

•  производительного капитала (прибыль есть результат капитала как обяза­тельного фактора любого производства);

•  воздержания, где прибыль — вознаграждение капиталиста за отсрочку лично­го потребления собственного капитала, за риск в ожидании эффекта от вложен­ных в производство средств;

•  прибыли как трудового дохода от предпринимательской деятельности во всех ее видах;

•  прибыли как результата существования монополии.

Общим признаком указанных теорий является признание источником при­были творческой деятельности предпринимателя. Рассмотренная эволюция теоретических подходов к выяснению сущности прибыли показывает ее сложность и многомерность. Прибыль как конечный результат функционирования производства на уровне фирмы является элемен­том взаимоотношений всех участников производственного процесса. В функци­онирующей фирме прибыль несет в себе определенные функции, основополага­ющими из которых являются:

• распределительная — создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ и стратегий, поддержа­ние оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банк­ротства;

•  стимулирующая — снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствовании.

В первом приближении прибыль можно рассматривать как разницу между продажной рыночной ценой товара и издержками производства. Будучи целью и мотивом организации предпринимательства, прибыль образует его матери­альную основу. За счет прибыли фирма эволюционирует производственный процесс, осуществляет капитальные и финансовые вложения, финансирует соци­альные потребности

1.2 Виды прибыли в настоящее время.

Различают следующие виды прибыли:

•  бухгалтерскую — часть дохода фирмы, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т. е. платы за ресурсы поставщиков. Такая трактовка включает только явные издержки и игнорирует времен­ные (скрытые) издержки:

•  экономическую (чистую) — то, что остается после вычитания из общего до­хода фирмы всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние нормальную прибыль предпринимателя);

•  балансовую — разницу между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы. Иногда балансо­вую прибыль называют общей прибылью, поскольку именно она является источником распределения и использования средств предприятия.

Помимо этого исследователями выделяются такие понятия, как валовая при­быль, нормальная, предельная и максимальная прибыль.

На основе различных видов прибыли рассчитываются показатели, позволяющие сделать анализ деловой активности предприятия, приводящей к росту прибыли. В зависимости от целей анализа определяют коэффициент рентабельности, а также рентабельность реализации, доходность собственного капитала, рента­бельность продукции и другие характеристики.

В деятельности АО важную роль играют показатели:

прибыль, приходящаяся на одну акцию (отношение разницы между чистой прибылью и дивидендами по привилегированным акциям к общему числу обычных акций в обращении). Показатель предопределяет рыночную сто­имость акций фирмы;

соотношение рыночной цепы акции и прибыли па одну акцию показывает, сколько денежных единиц согласны заплатить акционеры за единицу чис­той прибыли фирмы;

доля выплачиваемых дивидендов (отношение дивиденда на одну акцию к чис­той прибыли на одну акцию). Характеризует долю чистой прибыли, кото­рая направлена на выплату дивидендов. При эффективной работе фирмы показатель не может превышать единицы. Превышение единицы означает неэффективную дивидендную политику, наличие финансовых затруднений.

Норма прибыли характеризует степень возрастания капитала (производственных фондов), который аван­сирован на производство товаров и услуг. При этом авансированные средства да складываются из стоимости средств производства К и рас­ходов на заработную плату Зп. В таком случае норма прибыли Нп пред­стает как отношение прибыли Яв к первоначально затраченным средст­вам, выраженное в процентах:

Нп = Пв/ДА = Пв/(К+Зп)*100.

Обычно под нормой прибыли понимается годовая норма прибыли: отношение полученной за год прибыли ко всему авансированному ка­питалу. В хозяйственной практике нашей страны применяется аналогичный показатель — рентабельность предприятия, который характе­ризует эффективность его деятельности.

О массе (абсолютной величине) прибыли и рентабельности россий­ской промышленности можно судить по данным таблицы 2.

Таблица 2. Прибыль и уровень рентабельности промышленности России

Показатель

1985

1992

1995

Прибыль, млрд. руб. (в фактических ценах)

65

4015

140079

Уровень рентабельности, %

12,5

38,3

24,1

Рассчитывается также рентабельность продукции — соотношение между прибылью от реализации продукции (работ, услуг) и затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Приведем данные о рентабельности продукции в России; в 1992 г. он составлял 38,3%, в 1993 г. - 32,0%, в 1994 г. - 19,5%, в 1995 г. - 24,1%.

Собственники капитала, естественно, кровно заинтересованы уве­личивать свое богатство, повышая норму прибыли. Английский публицист XIX в. Т.Дж. Даннинг подметил: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пусто­ты. Но раз в наличии имеется достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы.

Подтверждение этих слов мы видим на примере наркобизнеса, при­носящего громадные барыши одним и гибель — другим. Норма прибы­ли наркодельцов на Западе доходит до 300%, в России — до 1000%. Предприниматель стремится использовать все факторы, способствующие увеличению нормы прибыли. В первую очередь к ним относят­ся производственные факторы, подвластные бизнесмену (рис. 5).

Рис 5. Производственные факторы, определяющие норму прибыли.

Норма определяется главным экономическим фактором — массой прибыли. Все, что умножает эту массу, прямо сказывается на степени выгодности бизнеса.

Рентабельность зависит также от структуры авансированных на про­изводство средств, а именно, т удельного веса расходов на оплату труда работников. Предположим, на двух предприятиях применен одинако­вый по величине авансированный капитал. Но на первом из них израс­ходовано относительно больше средств на наем рабочей силы. Тогда именно здесь — при прочих равных условиях — будет создано больше прибыли, а стало быть, будет выше норма прибыли.

На годовую норму прибыли воздействует скорость оборота средств, затраченных на производство. Когда эта скорость возрастает, то к предпринимателю быстрее возвращаются израсходованные им деньги, в том числе использованные на заработанную плату. В таком случае при преж­ней общей величине капитала увеличиваются размеры производства, возрастает прибыль, а в итоге — увеличивается рентабельность.

Повышению нормы прибыли способствует экономия затрат на сред­ства производства. Сбережение достигается благодаря внедрению про­грессивной техники, технологии и организации труда/путем увеличения количества рабочих смен в течение суток и др. В итоге снижается себе­стоимость продукции и соответственно увеличивается прибыль.

Наконец, на норму прибыли влияет экономия на масштабах произ­водства. На практике действует тенденция, выражающая преимущест­ва крупного производства перед мелким. На предприятиях самолето­строения в США в 20-е годы обнаружили следующую зависимость: при удвоении объема производства затраты на любую производственную операцию могут быть снижены на 20%. Такой эффект достигается на крупных заводах вследствие углубления разделения труда, применения более производительного оборудования и других факторов. Все это, естественно, положительно сказывается на росте нормы прибыли.

Нам уже известно, что прибыль во многом испытывает влияние колебаний цен на рынке, где находит сбыт продукция производствен­ных фирм. На рисунке 2 мы видели, что цены могут по-разному способствовать реализации прибыли, заключённой в товаре. Однако ни этот рисунок, ни комментарий к нему не дали ответа на вопрос: что же влияет на уровень цен, а тем самым на получение большей или меньшей нормы прибыли.[1]

Уровень ры­ночной цены изменяется под воздействием соотношения спроса и пред­ложения товаров, а эта пропорция в свою очередь испытывает в бездействие таких рыночных сил, как конкуренция и монополия. Следова­тельно, именно данные рыночные силы, и в первую очередь, по-видидимому, конкуренция влияет на колебания рыночных цен.

Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, доходы расходы от внереализационных операций.

Налогооблагаемая прибыль — это разность между балан­совой прибылью и суммой прибыли, облагаемой, налогом на до­ход (по ценным бумагам и от долевого участий в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в со­ответствии с налоговым законодательством, которое периоди­чески изменяется.

Чистим прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.

При расчете валовой (общей, суммарной) прибыли прежде всего определяется сумма продаж (денежный доход от реализации всех товаров, произведенных за определенный период, скажем, за год). Эта сумма может быть опреде­лена путем умножения средней цены за изделие на общее количество проданных благ.

Масса валовой прибыли ∑Пв — это разница между суммой продаж ∑Цо и совокупными издержками производства (или себестоимостью всех товаров ∑Сс):

∑Пв = ∑Цо - ∑Сс

Рассмотрим в качестве иллюстрации простой пример (цифры ус­ловные). Небольшая фабрика занимается изготовлением карманных фонариков. Цена за штуку — 5 тыс. руб. За год было произведено и продано 4 тыс. шт. Сумма продаж составила 20 млн. руб. Совокупная же себестоимость всех изделий — 15 млн. руб. Следовательно, валовая прибыль фабрики — 5 млн. руб.

Процесс образования валовой прибыли на деле не так прост, как в данном примере. Фирма, производящая любой товар, получает валовую прибыль не сразу, не с момента начала продажи изготовленных благ. Напротив, предприятие первоначально несет значительные косвенные, или условно постоянные; расходы (затраты на аренду здания, заработ­ную плату служащим, страховку имущества, обслуживание машин и др.). К этим постоянным расходам по мере увеличения выпуска про­дукции добавляются прямые, или переменные, затраты. В итоге все время нарастают совокупные издержки — сумма постоянных и перемен­ных расходов.[2]

Затем наступает такой момент, когда скажется эффект увеличения масштабов производства. При росте размеров выпуска изделий себесто­имость каждого из них будет снижаться (из-за относительной экономии постоянных затрат в расчете на единицу продукции). Сначала сумма продаж сравняется с совокупными издержками (∑Сс), т.е. будет достиг­нута точка самоокупаемости производства. В дальнейшем после про­хождения этой точки — наращивание выпуска товаров приведет к обра­зованию валовой прибыли, масса которой будет все время возрастать. Наглядной иллюстрацией такого процесса служит рисунок 3 (цифры условные).

Рис. 3. Образование совокупной прибыли.

На рисунке 3 видно, что первоначально сумма продаж определен­ных изделий ∑Цо была меньше совокупных издержек ∑Сс, которые в момент начала производства составили 150 млн. руб. Однако при выпус­ке 30 тыс. изделий была достигнута точка самоокупаемости ∑Цо = ∑Сс. В последующем происходило увеличение массы валовой (совокупной) прибыли ∑Пв.

Напрашиваются вполне очевидные выводы. Образование массы ва­ловой прибыли зависит от:

а) производственных факторов — совокупных издержек и масшта­бов производства;

б) рыночного фактора — уровня оптовых (сбытовых) цен. После того как за намеченный период получена вся масса валовой прибыли, в полной мере развертывается процесс ее распределения.

При экономическом подходе, когда прибыль представляется разницей между вы­ручкой от реализации и издержками упущенных возможностей, фирма стремится максимизировать разницу между общим доходом и общими издержками. Однако надо учесть, что производство каждой дополнительной единицы продукции од­новременно увеличивает общие издержки (на величину МС предельных издер­жек) и повышает общую выручку на величину предельной выручки MR.

Если фирма увеличивает объем производства, общая прибыль повышается, но до определенного предела, пока предельная выручка больше предельных зат­рат.  Когда предельные издержки начинают превышать предельную выручку, прибыль уменьшается. Следовательно, первое условие прибыли: предельная вы­ручка равна предельным издержкам:

MR = МС.

Сравним поведение фирм, максимизирующих прибыль в условиях совершен­ной конкуренции и чистой монополии. Разница в поведении фирм (даже при условии одинаковых функций издержек) связана с различным характером функ­ции спроса, а следовательно, и дохода.

В условиях совершенной конкуренции цена спроса является для фирмы за­данной величиной. Причем фирма может (или считает, что может) продать по этой цене любое количество единиц товара. Любое количество товара может быть продано по одной и той же цене. Величи­на средней выручки также будет неизменна и равна этой же цене. Более того, каж­дая последующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущая. В этом случае цена Р равна средней выручке AR и равна предельной выручке MR.

1.3 Порядок формирование прибыли.

Финансовые результаты деятельнос­ти предприятия характеризуются сум­мой полученной прибыли и уровнем рен­табельности. Прибыль предприятия по­лучают главным образом от реализации продукции, а также от других видов дея­тельности (сдача в аренду основных фон­дов, коммерческая деятельность на фи­нансовых и валютных биржах и т.д.).

Прибыль — это часть чистого до­хода, который непосредственно по­лучают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количествен­но она представляет собой разность меж­ду чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного на­лога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и пол­ной себестоимостью реализованной про­дукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансо­вые результаты деятельности следует изу­чать в тесной связи с использованием и реализацией продукции

Объем реализации и величина прибы­ли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансо­вой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

В самой общей форме прибыль можно определить как доход фирмы, который выступает в виде прироста примененного капитала.

В разных сферах экономики — в производстве, торгов­ле и банковском деле — прибыль образуется не одинаково.

В производственной фирме процесс образования прибыли прохо­дит два этапа:

а) первый этап: прибыль образуется при создании новой стоимости. В главе 8 было подробно проанализировано, как возникает новая (до­бавленная) стоимость и почему она распадается на заработную плату и прибыль. Однако нельзя не заметить, что производственная форма при­были (доход, заключенный во вновь созданных товарах) предстает в ее потенциальном виде. Прибыль может быть получена предпринимате­лем на деле только после реализации товаров на рынке;

б) второй этап: созданная в производстве прибыль окончательно выявляется после купли-продажи произведенной продукции, в ходе которой реализуется вся товарная стоимость. Прибыль как форма реа­лизованной стоимости полностью завершает весь процесс формирова­ния дохода производственной фирмы.[3]

Здесь мы подробно проследим именно второй этап образования прибыли. Как известно, в большинстве случаев крупные фирмы, действующие в сфере производства, создают товары в массовом масштабе. Затем, как правило, они продают свою продукцию торговым посредни­кам оптом (крупными партиями) по определенной оптовой цене. Фир­ма-изготовитель получает прибыль, если оптовая цена изделия Цо вы­ше себестоимости товара Сс — затрат на его производство.

Следовательно, прибыль производителя (Пп) — это разница между оптовой пеной и себестоимостью продукции:

Пп = Цо – Сс.

Отсюда следует вывод: прибыль, получаемая с каждой единицы продукции, зависит от двух основных факторов: а) уровня себестоимости продукции и б) уровня оптовых цен. Рассмотрим детальнее эти факторы.

Первый фактор, определяющий размер прибили, — себестоимость изделий: расходы бизнесмена на производство товаров. Прежде всего важно заметить отличие себестоимости от стоимости товара. Как нам известно, стоимость товара Ст включает стоимость затраченных средств производства СП и добавленную (новую) стоимость Сд. В свою очередь, добавленная стоимость распадается на заработную плату Зп и валовую прибыль Пв. Соотношение основных составных частей стоимости (со ответственно цены) изготовленных товаров изображено на рис.1.

Рис. 1. Структура стоимости товаров

Теперь мы можем перейти к анализу величины себестоимости еди­ницы продукции. Она может изменяться в зависимости от вида произ­водственных затрат. В связи с этим различают два вида расходов: а) прямые и б) косвенные затраты в расчете на единицу продукции.

А. Прямые расходы на производство (или переменные затраты) зависят от объема выпуска изделий. К ним относятся:

расходы на заработную плату работников, непосредственно занятых изготовлением товаров;

затраты на сырье, материалы, другие предметы труда.

Общая величина таких затрат изменяется, как правило, в прямой пропорции с масштабами выпуска товаров. В этом случае себестои­мость единицы продукции не изменяется по своей величине.[4]

Б. Косвенные (или условно постоянные) расходы мало или совсем не зависят от масштабов выпуска продукции. К ним мы причисляем:

аренду здания;

заработную плату служащим;

страховку имущества;

обслуживание машин (их амортизация и ремонт);

коммунальные услуги (телефон, электроэнергия, отопление и т.п.);

затраты на реализацию продукции (ее транспортировка, сбыт, рек­лама и т.п.), выплаты по процентам на заем.

Общая сумма этих расходов практически не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска изделий. Поэтому при увеличе­нии размереjпроизводства себестоимость единицы продукции снижа­ется. Здесь видна экономическая выгода от расширения масштабов изготовления товаров.

Второй фактоp, влияющий на величину прибыли, — уровень цен, по которым фирма сбывает свою продукцию. Здесь возможны пять основ­ных вариантов в соотношении цен, стоимости и себестоимости изделий (рис. 2).

Рис. 2. Соотношения цен и стоимости товара.

Во-первых; цена Ц1 может устанавливаться ниже себестоимости изделий, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, де­нежная выручка за товар Ц2 совпадает с издержками предприятия, что обеспечивает лишь самоокупаемость производства. В-третьих, если це­на Цз выше себестоимости и ниже стоимости, то предприятие получает прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре при­были. В-четвертых, когда цена Ц4 совпадает по своей величине со стои­мостью, то бизнесмен получает всю прибыль, заключенную в товаре. Наконец, если рынок позволяет получать за товар больше денег Ц5, чем величина стоимости, то бизнесмен получает сверхприбыль, а общая ве­личина его дохода оказывается больше созданной прибыли.

Так обстоит дело с прибылью, полученной в расчете на одно изделие. Между тем предпринимателя в большей мере интересует вся масса — абсолютная величина — валовой прибыли, полученной от продажи всех товаров.

Глава 2. Стимулирующее значение прибыли.

2.1 Распределение и использование прибыли.

Кому же достается вся валовая прибыль? Многие люди придерживаются обыденных представлений о том, что вся прибыль идет в частную собственность бизне­смена и расходуется на его личные нужды. Верно ли это?

Верно лишь в небольшой мере. Правильно то, что первоначально прибыль присваивает бизнесмен, если он единоличный собственник фирмы. Верно также, что он может израсходовать всю прибыль на свои личные нужды, даже прихоти (такие случаи иногда имеют место в жизни).[5]

Но все это, скорее, не правило, а исключение. Ведь предприниматель, истративший всю прибыль на личные потребности, теряет возможность осуществлять накопление капитала за счет собственных средств, тем самым расширять и совершенствовать производство. Если же фирма принадлежит нескольким собственникам, то ни один из них не вправе присвоить и по своему усмотрению израсходовать всю прибыль.

В условиях посткапиталистического и постиндустриального обще­ства распределение прибыли для всех собственников сильно усложни­лось по сравнению с начальной стадией капитализма. Такое распреде­ление схематически изображено на рисунке 4.

Рис. 4 Распределение валовой прибыли.

Из валовой прибыли вычитаются прежде всего суммы, уходящие на сторону. Сюда относятся арендная плата за пользование чужой землей или зданиями (находящимися в другой собственности), а также про­цент за заемные денежные средства. Кроме того, предприятие вносит налоги в бюджет государства и местных органов власти, вкладывает средства в благотворительные и иные фонды. Оставшаяся часть средств образует чистую прибыль. Она используется на производственные и социальные потребности предприятия, в том числе на накопление (рас­ширение производства), на охрану окружающей среды, подготовку и переподготовку кадров, социальные потребности работников предпри­ятия и другие цели.[6]

Наконец, из чистой прибыли бизнесмен получает причитающийся ему лично предпринимательский доход. В условиях акционерного об­щества предназначенная в качестве личного дохода часть прибыли рас­пределяется между всеми пайщиками, внесшими свой вклад в4совмест­ный капитал.

При сложившемся в современных условиях распределении валовой прибыли с увеличением ее размера приумножается собственность пред­принимателей и государства. Также появляется возможность увели­чить доход, идущий в личное потребление не только работников каждой фирмы, но и других членов общества, получающих общественные блага и разного рода пособия от государства и предприятий.

В нашей стране и за рубежом имеется еще одна форма распределе­ния прибыли, которая объединяет последнюю с оплатой труда,

В современных условиях на предприятиях многих стран применяются экономические формы доходов, в которых синтезируется заработная плата и прибыль.

Прежде всего это касается бизнесменов. На начальной стадии капитализма собственники небольших в то время предприятий, как правило, сами непосредственно участвовали в организации и управ­лении хозяйственными процессами. За такую работу им полагался тру­довой доход в виде заработной платы.

Сейчас многие менеджеры активно занимаются в акционерных об­ществах управленческой деятельностью. Их подлинное экономическое положение определяется тем, какой величины доход — сверх нормаль­ной оплаты труда — они получают в виде прибыли. Если взять для примера акционерные компании на Западе, то здесь оплата труда по управлению отделена от дохода за счет прибыль. После второй мировой войны отношение заработной платы всех служащих корпораций к при­были последних составило 1:4.

Если сопоставить общие доходы менеджеров и тех, кто получает самое низкое вознаграждение, оказывается, что доходы высшего слоя

Управляющих крупных компаний США более чем в 30 раз превышают Заработную плату низкооплачиваемых рабочих.

В акционерных обществах высший слой управленческих работников Часто получает, по-видимому, незаслуженные вознаграждения. На этом поприще достигнуты столь внушительные успехи, что они отмечены в книге рекордов Гиннесса. В 1982 г. председатель правления акционерного общества «Федерал экспресс» Фредерик У. Смит (США) получил самое большое в мире вознаграждение в сумме 51 544 000 долл.

Совокупный доход за счет прибыли и заработной платы формируется не только у части предпринимателей, менеджеров. Такая интеграция доходов получает все большее распространение и среди рабочих. Доста­нется это главным образом за счет использования на предприятиях систем участия в прибылях, в капитале. При этом денежное вознаграж­дение делится на две части. Первая, и главная, его доля выплачивается по обычным нормам заработной платы, а вторая — в конце года в виде премии из прибыли предприятия. Премия выдается нерегулярно и ставится в зависимость от уровня дохода предприятия или от размеров той части прибыли, которая создается за счет либо экономии производствен­ных расходов, либо сбережения только затрат на рабочую силу. Такие выплаты освобождаются от налогов. Все это делается с целью увязать экономические интересы каждого работника с улучшением конечных результатов коммерческой деятельности предприятия.[7]

В США свыше трети всех компаний использовали те или иные формы «участия в прибылях». Вместе с тем практика показала недоста­точную эффективность их применения для стимулирования отдачи рядовых работников. Ведь в этих системах гибкая часть заработка ис­ходит из финансовых итогов работы компаний, которые зависят не только от работы персонала, но и от положения на рынке сбыта, уровня налогообложения и других внешних факторов. Поэтому сейчас все бо­лее широко применяется система распределения доходов, при которой уровень оплаты труда непосредственно зависит от выработки и качест­ва продукции, достигнутых каждым отдельным работником.

В 70—80-е годы на предприятиях СССР системы оплаты труда рабо­чих и служащих стали предусматривать регулярное получение премий и других выплат за счет прибыли. В связи >с этим из прибыли выделялся специальный фонд материального поощрения. Он расходовался на вы­плату премий (по итогам работы за месяц, квартал, год), вознагражде­ний, материальную помощь и другие нужды работников. Из прибыли стал формироваться также фонд социального развития. Он использо­вался трудовым коллективом на жилищное строительство, содержание объектов социально-культурной сферы (детских дошкольных и меди­цинских учреждений, профилакториев, клубов и т.п.), проведение спор­тивно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий. В период проведения экономических реформ в России (1992—1996) на многих фирмах, ставших акционерными обществами, значительно расширилась практика использования прибыли (в первую очередь че­рез выплаты дивидендов) для увеличения общего заработка работни­ков. Правда, это касается главным образом отраслей, занимающих мо­нопольное положение на рынке товаров и услуг. Напротив, там, где происходит сильное падение производства, предприятия зачастую не получают вообще, прибыли.

Об ухудшении положения в экономике нашей страны свидетельст­вует абсолютное и относительное увеличение количества убыточных предприятий (табл. 1).

Таблица 1. Удельный вес убыточных предприятий в экономике России в 1992—1995 г. (% от общего числа предприятий)

Отрасль экономики

1992

1993

1994

1995

Промышленность

7,2

7,8

22,6

26,8

Сельское хозяйство

14,7

10,0

58,7

57,2

Строительство

7,6

5,9

14,5

19,7

Транспорт

20,7

16,6

28,8

36,4

Всего

15,3

14,0

32,5

36,0

При нормальном состоянии экономики использование части при­были для увеличения доходов работников позволяет преодолевать их былое отчуждение от собственности и заинтересовывать в экономичес­кой реализации совместного имущества, в увеличении массы и нормы прибыли.[8]


2.2 Прибыль как стимулирующий фактор.

Прибыль стимулирует между фирмами конкуренцию, за большей прибыли на рынке идет жестокая борьба. Конкуренции, с одной стороны, это экономическая состязательность за достиже­ние лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропро­изводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны — элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а так­же в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных и частных подразделений.

Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:

•  формирование материально-вещественных элементов производства и тру­дового коллектива;

•  организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфаб­рикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финан­совыми и проектными организациями на возмездной основе;

•  создание конкурентоспособной продукции;

•  сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;

•  создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.

Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:

•  внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незна­чительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;

•  роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;

•  зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, на­ступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обостре­ние конкуренции и понижение цен; старения заключительная. На такой фазе спрос на продукцию снижается до мини­мума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.

Необходимо иметь в виду, что при организации конкуренции хозяйствую­щие субъекты нередко прибегают к недозволенным методам воздействия на кон­курентов. Такая деятельность получила в литературе название «недобросовест­ной конкуренции». Так, субъекты прибегают к дискредитации как конкурентов, так и товаров, выпускаемых ими. К числу наиболее распространенных актов дискредитации относятся:

•  распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;

•  доведение до потребителя искаженной информации о характере, способе, месте изготовления товара и его качестве;

•  незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки;

•  реклама товара, не отвечающего требованиям качества;

•  использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов;

•  самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или иной информации, компрометирую­щей товары. Борьба с указанными нарушениями в Российской Федерации возложена на государственный комитет по антимонопольной политике.

Свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказы­вает влияния на условия реализации на рынке.[9]

Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следую­щих условий:

•  объем производства отдельной фирмы является незначительным и не ока­зывает влияния на цену реализуемой этой фирмой товара;

•  реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

•  покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит пену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

•  продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга;

•  фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.

Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между про­изводителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также усло­вием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоис­тические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономи­ческой выгоды обращаются на благо всего общества.

Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества:

•  способствует более эффективному использованию ресурсов при производ­стве необходимых для общества товаров;

•  вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

•  создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организа­ции и управления производством;

•  обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

•  нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потреб­ностей и на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

•  не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие жи­вотные, запасы недр, морей и океанов);

•  отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

•  не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

•  не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

•  не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;

•  не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной не­справедливости и расслоению общества на богатых и бедных.[10]

Рыночные отношения всегда представлены парным отношением: «продавец-по­купатель». Эти отношения выступают в виде связей между производством и по­треблением в качестве предложения и спроса.

Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определя­ется двумя законами:

•  законом спроса — при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше — при их повышении;

•  законом предложения — если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при по­вышении цен и меньше — при их понижении.

Прибыль является основой для деятельности предприятий, для максимизации прибыли необходимо первую очередь снизить издержки производства, снижение себестоимости продукции обеспечивает конкурентоспособность по цене товара, которое производит предприятие.

К издержкам относят сумму средств, направленных на оплату всех видов сырья, материалов, рабочей силы и услуг, затраченных пи производство определенного товара.

Понятие бухгалтерских и экономических издержек связано с явными и неявными издержками.

Явные издержки - это денежные издержки предприятия на при обретение сырья, материалов, оплату наемного труда, амортизации оборудования и другие фактические расходы, связанные с производством продукта.[11]

Неявные издержки связаны с тем, что владелец предприятия имеет в собственности определенные факторы производства, напримep, производственное помещение и часть оборудования, которые пользуются в процессе производства. Средств на приобретение других факторов производства уже не требуется, но они имеют определенную стоимость, которая носит характер неявных издержек. Мож­но допустить, что данное помещение и оборудование владелец сдаст в аренду, получив соответствующую арендную плату, которая будет альтернативной стоимостью этих факторов производства. Поэтому явные издержки можно определить как издержки на собственный, самостоятельно используемый ресурс.

Бухгалтерский подход к определению издержек рассматривает только явные затраты, то есть фактические расходы на производство какой-либо продукции. Все эти издержки отражаются в бухгалтерских счетах и используются для определения бухгалтерской прибыли.[12]

Бухгалтерская прибыль определяется как разница между доходами фирмы и бухгалтерскими (явными) издержками.

Бухгалтерская прибыль = доход фирмы - бухгалтерские издержки.

При определении экономических издержек, помимо бухгалтерских издержек, берутся и неявные издержки, которые учитывают стоимость ресурсов, принадлежащих фирме.

В таком случае экономическую прибыль можно определить как разницу между доходами фирмы и суммой бухгалтерских и неявных издержек:

Экономическая прибыль = доход фирмы - (бухгалтерские издержки + неявные издержки).

Из приведенных формул видно, что экономисты и бухгалтеры по-разному подходят к определению прибыли. Даже прибыльное с бухгалтерской точки зрения дело может быть экономически убыточным, если используемые данным образом ресурсы дают меньший результат, чем могли бы, если бы они использовались другим способом.


Заключение

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) — это финансо­вый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Прибыль от реализации про­дукции рассчитывается как разность между, выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию.

Прибыль от выполнения работ или оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции,

Прибыль (убыток) от реализации основный средств и иного иму­щества предприятия представляет собой финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он от­ражает прибыль (убыток) от прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на ба­лансе предприятия, за вычетом связанных с этим затрат.

Финансовые результаты от внереализационных операций — это при­быль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выпол­нения работ, оказания услуг. В состав внереализационных прибы­лей (убытков) включается сальдо полученных и уплаченных штра­фов, пени, неустоек и других видов санкций, а также другие доходы:

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

• доходы от дооценки товаров;

• поступления сумм в счет погашения дебиторской задолженнос­ти, списанной в прошлые годы;

• положительные курсовые разницы по валютным счетам и опе­рациям В иностранной валюте;

• проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.

К ним также относится доход от долевого участия в уставном ка­питале других предприятий, представляющий собой часть чистой прибыли, которая поступает учредителям в заранее оговоренном раз­мере или в виде дивидендов по акциям, которыми владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям и крат­косрочным казначейским обязательствам. Предприятие имеет право на получение дохода по ценным бумагам акционерных обществ, если они приобретены не позднее чем за 30 дней до официально объяв­ленной даты их выплаты. По государственным ценным бумагам право и порядок получения доходов определяются условиями их выпуска и размещения.

По средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиям договора между кредитором и ссудозаемщиком.

Доходы от сдачи имущества в аренду формируются из получаемой арендной платы, которую арендатор платит арендодателю. Прибыль от использования арендованного имущества является обязательной частью арендной платы и зависит от его стоимости, рентабельности предприятия, срока аренды. В зависимости от условий договора арендная плата может включать амортизационные отчисления или их часть, если арендатор берет на себя определенные обязательства по восстановлению основных фондов. Прибыль включается в аренд­ную плату как процент от стоимости имущества.


Список литературы

1.     Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 640 с.

2.     Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 714 с – (“Серия высшее образование”)

3.     Экономическая теория. Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 – 527 с

4.     Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 212 с.

5.     Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 315 с.

6.     Микроэкономика: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. А.С Селицев – СПб ЭКСПО, 2002. – 456 с.

7.     Гиссин В.И. Управление качеством. – М.: Март, 2003- 400 с.

8.     Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебн.пособие. Практикум. – 3-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2003. – 336 с.

9.     Гребнев А. И. – «Экономика торгового предприятия». – М. – 1997 г.

10.    Долбилин А. С. – «Издержки, доходы и прибыль предприятий и потребительских обществ». – М. – 1998 г.

11.     Казначевская Г. Б. – «Менеджмент». – Ростов н/Д . – 2000 г. – 259 с.

12.     Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. — М.: Финансы и статистика, 1999. – 456 с.



[1] Микроэкономика: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. А.С Селицев – СПб ЭКСПО, 2002. – 256 с.


[2] Экономическая теория. Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 – 127 с


[3] Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 240 с.


[4] Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 250 с.


[5] Микроэкономика: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. А.С Селицев – СПб ЭКСПО, 2002. – 256 с.


[6] Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 12 с.


[7] Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 215 с.


[8] Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 255 с.


[9] Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 152 с.


[10] Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. — М.: Финансы и статистика, 1999. – 156 с.


[11] Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебн.пособие. Практикум. – 3-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2003. – 236 с.


[12] Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 514 с – (“Серия высшее образование”)