Содержание
Введение. 3
Глава 1. Формирование и экономическое содержание прибыли. 4
1. Прибыль как экономическая категория. 4
1.2 Виды прибыли в настоящее время. 6
1.3 Порядок формирование прибыли. 14
Глава 2. Стимулирующее значение прибыли. 20
2.1 Распределение и использование прибыли. 20
2.2 Прибыль как стимулирующий фактор. 25
Заключение. 32
Список литературы.. 34
Введение
Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Для предприятия прибыль является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:
• характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;
• является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
• является источником формирования бюджетов разных уровней.
Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции.
Целью курсовой работы является изучение возникновения и значение прибыли для предприятия.
В соответствии с целью курсовой работы задачей будет:
1. Написание работы с требованиями к работе;
2. Рассмотреть теорию о сущности прибыли.
Глава 1. Формирование и экономическое содержание прибыли.
1. Прибыль как экономическая категория.
Важнейшей категорий рыночной экономики является прибыль. Прибыль, точнее ее максимизация, выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной" экономики. Однако отметим, что в странах с развитой экономикой существует значительное количество так называемых бесприбыльных организаций. Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и что эта категория является объектом экономической теории не одно столетие, до сих пор не смолкают жаркие дебаты о ее сущности и формах. В многочисленных учебниках «Экономикс», в научных книгах и статьях категория «прибыль» неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими. Подчас различные трактовки прибыли и ее источников, факторов даются в книгах, вышедших в том же году, авторами которых являются ученые, преподающие в одном и том же учебном заведении.
В главе, посвященной издержкам, была дана количественная трактовка прибыли. Прибыль равна общей выручке минус совокупные издержки. В последние включались заработная плата, арендная плата, затраты на материалы, топливо, комплектующие изделия, амортизацию, проценты по ссудам, налоги, резервы и т.д. Так определяется величины прибыли практически во всех странах с рыночной экономикой. Примерно так же определялась прибыль и в государствах с командной экономикой. Вместе с тем не следует отождествлять категорию прибыли и характер ее использования именно с капиталистическим строем.
Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных инструментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости.
В условиях рынка прибыль предопределяет решение что, как и в каких размерах производить. Поэтому каждого производителя товаров и услуг интересует вопрос: при каком количестве производимого (реализуемого) товара и при какой цене на него можно получить максимальную прибыль. Теория прибыли получила отражение в учебниках всех крупных экономистов со времени становления классической школы.
Первыми истолкователями прибыли были меркантилисты, которые считали, что прибыль возникает в сфере обращения, во внешней торговле, в результате продажи по более высокой цене. Физиократы считали, что прибыль создается только в сельском хозяйстве, где воздействие сил природы приводит к росту потребительных стоимостей сверх издержек производства. А. Смит и Д. Рикардо обосновали идею создания прибавочной стоимости в отраслях материального производства.
Смит определял прибыль как вычет из продукта труда рабочего в пользу капиталиста.
К. Маркс называл прибыль превращенной формой прибавочной стоимости, порожденной всем авансированным капиталом, а источником прибавочной стоимости считал труд наемных работников. Он исследовал условия превращения прибавочной стоимости в прибыль и среднюю прибыль, показав объективные и субъективные границы роста прибыли.
В экономической науке XX в. можно выделить основные теории:
• производительного капитала (прибыль есть результат капитала как обязательного фактора любого производства);
• воздержания, где прибыль — вознаграждение капиталиста за отсрочку личного потребления собственного капитала, за риск в ожидании эффекта от вложенных в производство средств;
• прибыли как трудового дохода от предпринимательской деятельности во всех ее видах;
• прибыли как результата существования монополии.
Общим признаком указанных теорий является признание источником прибыли творческой деятельности предпринимателя. Рассмотренная эволюция теоретических подходов к выяснению сущности прибыли показывает ее сложность и многомерность. Прибыль как конечный результат функционирования производства на уровне фирмы является элементом взаимоотношений всех участников производственного процесса. В функционирующей фирме прибыль несет в себе определенные функции, основополагающими из которых являются:
• распределительная — создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ и стратегий, поддержание оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства;
• стимулирующая — снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствовании.
В первом приближении прибыль можно рассматривать как разницу между продажной рыночной ценой товара и издержками производства. Будучи целью и мотивом организации предпринимательства, прибыль образует его материальную основу. За счет прибыли фирма эволюционирует производственный процесс, осуществляет капитальные и финансовые вложения, финансирует социальные потребности
1.2 Виды прибыли в настоящее время.
Различают следующие виды прибыли:
• бухгалтерскую — часть дохода фирмы, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т. е. платы за ресурсы поставщиков. Такая трактовка включает только явные издержки и игнорирует временные (скрытые) издержки:
• экономическую (чистую) — то, что остается после вычитания из общего дохода фирмы всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние нормальную прибыль предпринимателя);
• балансовую — разницу между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы. Иногда балансовую прибыль называют общей прибылью, поскольку именно она является источником распределения и использования средств предприятия.
Помимо этого исследователями выделяются такие понятия, как валовая прибыль, нормальная, предельная и максимальная прибыль.
На основе различных видов прибыли рассчитываются показатели, позволяющие сделать анализ деловой активности предприятия, приводящей к росту прибыли. В зависимости от целей анализа определяют коэффициент рентабельности, а также рентабельность реализации, доходность собственного капитала, рентабельность продукции и другие характеристики.
В деятельности АО важную роль играют показатели:
прибыль, приходящаяся на одну акцию (отношение разницы между чистой прибылью и дивидендами по привилегированным акциям к общему числу обычных акций в обращении). Показатель предопределяет рыночную стоимость акций фирмы;
соотношение рыночной цепы акции и прибыли па одну акцию показывает, сколько денежных единиц согласны заплатить акционеры за единицу чистой прибыли фирмы;
доля выплачиваемых дивидендов (отношение дивиденда на одну акцию к чистой прибыли на одну акцию). Характеризует долю чистой прибыли, которая направлена на выплату дивидендов. При эффективной работе фирмы показатель не может превышать единицы. Превышение единицы означает неэффективную дивидендную политику, наличие финансовых затруднений.
Норма прибыли характеризует степень возрастания капитала (производственных фондов), который авансирован на производство товаров и услуг. При этом авансированные средства да складываются из стоимости средств производства К и расходов на заработную плату Зп. В таком случае норма прибыли Нп предстает как отношение прибыли Яв к первоначально затраченным средствам, выраженное в процентах:
Нп = Пв/ДА = Пв/(К+Зп)*100.
Обычно под нормой прибыли понимается годовая норма прибыли: отношение полученной за год прибыли ко всему авансированному капиталу. В хозяйственной практике нашей страны применяется аналогичный показатель — рентабельность предприятия, который характеризует эффективность его деятельности.
О массе (абсолютной величине) прибыли и рентабельности российской промышленности можно судить по данным таблицы 2.
Таблица 2. Прибыль и уровень рентабельности промышленности России
Показатель |
1985 |
1992 |
1995 |
Прибыль, млрд. руб. (в фактических ценах) |
65 |
4015 |
140079 |
Уровень рентабельности, % |
12,5 |
38,3 |
24,1 |
Рассчитывается также рентабельность продукции — соотношение между прибылью от реализации продукции (работ, услуг) и затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Приведем данные о рентабельности продукции в России; в 1992 г. он составлял 38,3%, в 1993 г. - 32,0%, в 1994 г. - 19,5%, в 1995 г. - 24,1%.
Собственники капитала, естественно, кровно заинтересованы увеличивать свое богатство, повышая норму прибыли. Английский публицист XIX в. Т.Дж. Даннинг подметил: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз в наличии имеется достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы.
Подтверждение этих слов мы видим на примере наркобизнеса, приносящего громадные барыши одним и гибель — другим. Норма прибыли наркодельцов на Западе доходит до 300%, в России — до 1000%. Предприниматель стремится использовать все факторы, способствующие увеличению нормы прибыли. В первую очередь к ним относятся производственные факторы, подвластные бизнесмену (рис. 5).
Рис 5. Производственные факторы, определяющие норму прибыли.
Норма определяется главным экономическим фактором — массой прибыли. Все, что умножает эту массу, прямо сказывается на степени выгодности бизнеса.
Рентабельность зависит также от структуры авансированных на производство средств, а именно, т удельного веса расходов на оплату труда работников. Предположим, на двух предприятиях применен одинаковый по величине авансированный капитал. Но на первом из них израсходовано относительно больше средств на наем рабочей силы. Тогда именно здесь — при прочих равных условиях — будет создано больше прибыли, а стало быть, будет выше норма прибыли.
На годовую норму прибыли воздействует скорость оборота средств, затраченных на производство. Когда эта скорость возрастает, то к предпринимателю быстрее возвращаются израсходованные им деньги, в том числе использованные на заработанную плату. В таком случае при прежней общей величине капитала увеличиваются размеры производства, возрастает прибыль, а в итоге — увеличивается рентабельность.
Повышению нормы прибыли способствует экономия затрат на средства производства. Сбережение достигается благодаря внедрению прогрессивной техники, технологии и организации труда/путем увеличения количества рабочих смен в течение суток и др. В итоге снижается себестоимость продукции и соответственно увеличивается прибыль.
Наконец, на норму прибыли влияет экономия на масштабах производства. На практике действует тенденция, выражающая преимущества крупного производства перед мелким. На предприятиях самолетостроения в США в 20-е годы обнаружили следующую зависимость: при удвоении объема производства затраты на любую производственную операцию могут быть снижены на 20%. Такой эффект достигается на крупных заводах вследствие углубления разделения труда, применения более производительного оборудования и других факторов. Все это, естественно, положительно сказывается на росте нормы прибыли.
Нам уже известно, что прибыль во многом испытывает влияние колебаний цен на рынке, где находит сбыт продукция производственных фирм. На рисунке 2 мы видели, что цены могут по-разному способствовать реализации прибыли, заключённой в товаре. Однако ни этот рисунок, ни комментарий к нему не дали ответа на вопрос: что же влияет на уровень цен, а тем самым на получение большей или меньшей нормы прибыли.[1]
Уровень рыночной цены изменяется под воздействием соотношения спроса и предложения товаров, а эта пропорция в свою очередь испытывает в бездействие таких рыночных сил, как конкуренция и монополия. Следовательно, именно данные рыночные силы, и в первую очередь, по-видидимому, конкуренция влияет на колебания рыночных цен.
Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, доходы расходы от внереализационных операций.
Налогооблагаемая прибыль — это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой, налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участий в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически изменяется.
Чистим прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
При расчете валовой (общей, суммарной) прибыли прежде всего определяется сумма продаж (денежный доход от реализации всех товаров, произведенных за определенный период, скажем, за год). Эта сумма может быть определена путем умножения средней цены за изделие на общее количество проданных благ.
Масса валовой прибыли ∑Пв — это разница между суммой продаж ∑Цо и совокупными издержками производства (или себестоимостью всех товаров ∑Сс):
∑Пв = ∑Цо - ∑Сс
Рассмотрим в качестве иллюстрации простой пример (цифры условные). Небольшая фабрика занимается изготовлением карманных фонариков. Цена за штуку — 5 тыс. руб. За год было произведено и продано 4 тыс. шт. Сумма продаж составила 20 млн. руб. Совокупная же себестоимость всех изделий — 15 млн. руб. Следовательно, валовая прибыль фабрики — 5 млн. руб.
Процесс образования валовой прибыли на деле не так прост, как в данном примере. Фирма, производящая любой товар, получает валовую прибыль не сразу, не с момента начала продажи изготовленных благ. Напротив, предприятие первоначально несет значительные косвенные, или условно постоянные; расходы (затраты на аренду здания, заработную плату служащим, страховку имущества, обслуживание машин и др.). К этим постоянным расходам по мере увеличения выпуска продукции добавляются прямые, или переменные, затраты. В итоге все время нарастают совокупные издержки — сумма постоянных и переменных расходов.[2]
Затем наступает такой момент, когда скажется эффект увеличения масштабов производства. При росте размеров выпуска изделий себестоимость каждого из них будет снижаться (из-за относительной экономии постоянных затрат в расчете на единицу продукции). Сначала сумма продаж сравняется с совокупными издержками (∑Сс), т.е. будет достигнута точка самоокупаемости производства. В дальнейшем после прохождения этой точки — наращивание выпуска товаров приведет к образованию валовой прибыли, масса которой будет все время возрастать. Наглядной иллюстрацией такого процесса служит рисунок 3 (цифры условные).
Рис. 3. Образование совокупной прибыли.
На рисунке 3 видно, что первоначально сумма продаж определенных изделий ∑Цо была меньше совокупных издержек ∑Сс, которые в момент начала производства составили 150 млн. руб. Однако при выпуске 30 тыс. изделий была достигнута точка самоокупаемости ∑Цо = ∑Сс. В последующем происходило увеличение массы валовой (совокупной) прибыли ∑Пв.
Напрашиваются вполне очевидные выводы. Образование массы валовой прибыли зависит от:
а) производственных факторов — совокупных издержек и масштабов производства;
б) рыночного фактора — уровня оптовых (сбытовых) цен. После того как за намеченный период получена вся масса валовой прибыли, в полной мере развертывается процесс ее распределения.
При экономическом подходе, когда прибыль представляется разницей между выручкой от реализации и издержками упущенных возможностей, фирма стремится максимизировать разницу между общим доходом и общими издержками. Однако надо учесть, что производство каждой дополнительной единицы продукции одновременно увеличивает общие издержки (на величину МС предельных издержек) и повышает общую выручку на величину предельной выручки MR.
Если фирма увеличивает объем производства, общая прибыль повышается, но до определенного предела, пока предельная выручка больше предельных затрат. Когда предельные издержки начинают превышать предельную выручку, прибыль уменьшается. Следовательно, первое условие прибыли: предельная выручка равна предельным издержкам:
MR = МС.
Сравним поведение фирм, максимизирующих прибыль в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии. Разница в поведении фирм (даже при условии одинаковых функций издержек) связана с различным характером функции спроса, а следовательно, и дохода.
В условиях совершенной конкуренции цена спроса является для фирмы заданной величиной. Причем фирма может (или считает, что может) продать по этой цене любое количество единиц товара. Любое количество товара может быть продано по одной и той же цене. Величина средней выручки также будет неизменна и равна этой же цене. Более того, каждая последующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущая. В этом случае цена Р равна средней выручке AR и равна предельной выручке MR.
1.3 Порядок формирование прибыли.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).
Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
В самой общей форме прибыль можно определить как доход фирмы, который выступает в виде прироста примененного капитала.
В разных сферах экономики — в производстве, торговле и банковском деле — прибыль образуется не одинаково.
В производственной фирме процесс образования прибыли проходит два этапа:
а) первый этап: прибыль образуется при создании новой стоимости. В главе 8 было подробно проанализировано, как возникает новая (добавленная) стоимость и почему она распадается на заработную плату и прибыль. Однако нельзя не заметить, что производственная форма прибыли (доход, заключенный во вновь созданных товарах) предстает в ее потенциальном виде. Прибыль может быть получена предпринимателем на деле только после реализации товаров на рынке;
б) второй этап: созданная в производстве прибыль окончательно выявляется после купли-продажи произведенной продукции, в ходе которой реализуется вся товарная стоимость. Прибыль как форма реализованной стоимости полностью завершает весь процесс формирования дохода производственной фирмы.[3]
Здесь мы подробно проследим именно второй этап образования прибыли. Как известно, в большинстве случаев крупные фирмы, действующие в сфере производства, создают товары в массовом масштабе. Затем, как правило, они продают свою продукцию торговым посредникам оптом (крупными партиями) по определенной оптовой цене. Фирма-изготовитель получает прибыль, если оптовая цена изделия Цо выше себестоимости товара Сс — затрат на его производство.
Следовательно, прибыль производителя (Пп) — это разница между оптовой пеной и себестоимостью продукции:
Пп = Цо – Сс.
Отсюда следует вывод: прибыль, получаемая с каждой единицы продукции, зависит от двух основных факторов: а) уровня себестоимости продукции и б) уровня оптовых цен. Рассмотрим детальнее эти факторы.
Первый фактор, определяющий размер прибили, — себестоимость изделий: расходы бизнесмена на производство товаров. Прежде всего важно заметить отличие себестоимости от стоимости товара. Как нам известно, стоимость товара Ст включает стоимость затраченных средств производства СП и добавленную (новую) стоимость Сд. В свою очередь, добавленная стоимость распадается на заработную плату Зп и валовую прибыль Пв. Соотношение основных составных частей стоимости (со ответственно цены) изготовленных товаров изображено на рис.1.
Рис. 1. Структура стоимости товаров
Теперь мы можем перейти к анализу величины себестоимости единицы продукции. Она может изменяться в зависимости от вида производственных затрат. В связи с этим различают два вида расходов: а) прямые и б) косвенные затраты в расчете на единицу продукции.
А. Прямые расходы на производство (или переменные затраты) зависят от объема выпуска изделий. К ним относятся:
расходы на заработную плату работников, непосредственно занятых изготовлением товаров;
затраты на сырье, материалы, другие предметы труда.
Общая величина таких затрат изменяется, как правило, в прямой пропорции с масштабами выпуска товаров. В этом случае себестоимость единицы продукции не изменяется по своей величине.[4]
Б. Косвенные (или условно постоянные) расходы мало или совсем не зависят от масштабов выпуска продукции. К ним мы причисляем:
аренду здания;
заработную плату служащим;
страховку имущества;
обслуживание машин (их амортизация и ремонт);
коммунальные услуги (телефон, электроэнергия, отопление и т.п.);
затраты на реализацию продукции (ее транспортировка, сбыт, реклама и т.п.), выплаты по процентам на заем.
Общая сумма этих расходов практически не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска изделий. Поэтому при увеличении размереjпроизводства себестоимость единицы продукции снижается. Здесь видна экономическая выгода от расширения масштабов изготовления товаров.
Второй фактоp, влияющий на величину прибыли, — уровень цен, по которым фирма сбывает свою продукцию. Здесь возможны пять основных вариантов в соотношении цен, стоимости и себестоимости изделий (рис. 2).
Рис. 2. Соотношения цен и стоимости товара.
Во-первых; цена Ц1 может устанавливаться ниже себестоимости изделий, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, денежная выручка за товар Ц2 совпадает с издержками предприятия, что обеспечивает лишь самоокупаемость производства. В-третьих, если цена Цз выше себестоимости и ниже стоимости, то предприятие получает прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре прибыли. В-четвертых, когда цена Ц4 совпадает по своей величине со стоимостью, то бизнесмен получает всю прибыль, заключенную в товаре. Наконец, если рынок позволяет получать за товар больше денег Ц5, чем величина стоимости, то бизнесмен получает сверхприбыль, а общая величина его дохода оказывается больше созданной прибыли.
Так обстоит дело с прибылью, полученной в расчете на одно изделие. Между тем предпринимателя в большей мере интересует вся масса — абсолютная величина — валовой прибыли, полученной от продажи всех товаров.
Глава 2. Стимулирующее значение прибыли.
2.1 Распределение и использование прибыли.
Кому же достается вся валовая прибыль? Многие люди придерживаются обыденных представлений о том, что вся прибыль идет в частную собственность бизнесмена и расходуется на его личные нужды. Верно ли это?
Верно лишь в небольшой мере. Правильно то, что первоначально прибыль присваивает бизнесмен, если он единоличный собственник фирмы. Верно также, что он может израсходовать всю прибыль на свои личные нужды, даже прихоти (такие случаи иногда имеют место в жизни).[5]
Но все это, скорее, не правило, а исключение. Ведь предприниматель, истративший всю прибыль на личные потребности, теряет возможность осуществлять накопление капитала за счет собственных средств, тем самым расширять и совершенствовать производство. Если же фирма принадлежит нескольким собственникам, то ни один из них не вправе присвоить и по своему усмотрению израсходовать всю прибыль.
В условиях посткапиталистического и постиндустриального общества распределение прибыли для всех собственников сильно усложнилось по сравнению с начальной стадией капитализма. Такое распределение схематически изображено на рисунке 4.
Рис. 4 Распределение валовой прибыли.
Из валовой прибыли вычитаются прежде всего суммы, уходящие на сторону. Сюда относятся арендная плата за пользование чужой землей или зданиями (находящимися в другой собственности), а также процент за заемные денежные средства. Кроме того, предприятие вносит налоги в бюджет государства и местных органов власти, вкладывает средства в благотворительные и иные фонды. Оставшаяся часть средств образует чистую прибыль. Она используется на производственные и социальные потребности предприятия, в том числе на накопление (расширение производства), на охрану окружающей среды, подготовку и переподготовку кадров, социальные потребности работников предприятия и другие цели.[6]
Наконец, из чистой прибыли бизнесмен получает причитающийся ему лично предпринимательский доход. В условиях акционерного общества предназначенная в качестве личного дохода часть прибыли распределяется между всеми пайщиками, внесшими свой вклад в4совместный капитал.
При сложившемся в современных условиях распределении валовой прибыли с увеличением ее размера приумножается собственность предпринимателей и государства. Также появляется возможность увеличить доход, идущий в личное потребление не только работников каждой фирмы, но и других членов общества, получающих общественные блага и разного рода пособия от государства и предприятий.
В нашей стране и за рубежом имеется еще одна форма распределения прибыли, которая объединяет последнюю с оплатой труда,
В современных условиях на предприятиях многих стран применяются экономические формы доходов, в которых синтезируется заработная плата и прибыль.
Прежде всего это касается бизнесменов. На начальной стадии капитализма собственники небольших в то время предприятий, как правило, сами непосредственно участвовали в организации и управлении хозяйственными процессами. За такую работу им полагался трудовой доход в виде заработной платы.
Сейчас многие менеджеры активно занимаются в акционерных обществах управленческой деятельностью. Их подлинное экономическое положение определяется тем, какой величины доход — сверх нормальной оплаты труда — они получают в виде прибыли. Если взять для примера акционерные компании на Западе, то здесь оплата труда по управлению отделена от дохода за счет прибыль. После второй мировой войны отношение заработной платы всех служащих корпораций к прибыли последних составило 1:4.
Если сопоставить общие доходы менеджеров и тех, кто получает самое низкое вознаграждение, оказывается, что доходы высшего слоя
Управляющих крупных компаний США более чем в 30 раз превышают Заработную плату низкооплачиваемых рабочих.
В акционерных обществах высший слой управленческих работников Часто получает, по-видимому, незаслуженные вознаграждения. На этом поприще достигнуты столь внушительные успехи, что они отмечены в книге рекордов Гиннесса. В 1982 г. председатель правления акционерного общества «Федерал экспресс» Фредерик У. Смит (США) получил самое большое в мире вознаграждение в сумме 51 544 000 долл.
Совокупный доход за счет прибыли и заработной платы формируется не только у части предпринимателей, менеджеров. Такая интеграция доходов получает все большее распространение и среди рабочих. Достанется это главным образом за счет использования на предприятиях систем участия в прибылях, в капитале. При этом денежное вознаграждение делится на две части. Первая, и главная, его доля выплачивается по обычным нормам заработной платы, а вторая — в конце года в виде премии из прибыли предприятия. Премия выдается нерегулярно и ставится в зависимость от уровня дохода предприятия или от размеров той части прибыли, которая создается за счет либо экономии производственных расходов, либо сбережения только затрат на рабочую силу. Такие выплаты освобождаются от налогов. Все это делается с целью увязать экономические интересы каждого работника с улучшением конечных результатов коммерческой деятельности предприятия.[7]
В США свыше трети всех компаний использовали те или иные формы «участия в прибылях». Вместе с тем практика показала недостаточную эффективность их применения для стимулирования отдачи рядовых работников. Ведь в этих системах гибкая часть заработка исходит из финансовых итогов работы компаний, которые зависят не только от работы персонала, но и от положения на рынке сбыта, уровня налогообложения и других внешних факторов. Поэтому сейчас все более широко применяется система распределения доходов, при которой уровень оплаты труда непосредственно зависит от выработки и качества продукции, достигнутых каждым отдельным работником.
В 70—80-е годы на предприятиях СССР системы оплаты труда рабочих и служащих стали предусматривать регулярное получение премий и других выплат за счет прибыли. В связи >с этим из прибыли выделялся специальный фонд материального поощрения. Он расходовался на выплату премий (по итогам работы за месяц, квартал, год), вознаграждений, материальную помощь и другие нужды работников. Из прибыли стал формироваться также фонд социального развития. Он использовался трудовым коллективом на жилищное строительство, содержание объектов социально-культурной сферы (детских дошкольных и медицинских учреждений, профилакториев, клубов и т.п.), проведение спортивно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий. В период проведения экономических реформ в России (1992—1996) на многих фирмах, ставших акционерными обществами, значительно расширилась практика использования прибыли (в первую очередь через выплаты дивидендов) для увеличения общего заработка работников. Правда, это касается главным образом отраслей, занимающих монопольное положение на рынке товаров и услуг. Напротив, там, где происходит сильное падение производства, предприятия зачастую не получают вообще, прибыли.
Об ухудшении положения в экономике нашей страны свидетельствует абсолютное и относительное увеличение количества убыточных предприятий (табл. 1).
Таблица 1. Удельный вес убыточных предприятий в экономике России в 1992—1995 г. (% от общего числа предприятий)
Отрасль экономики |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
Промышленность |
7,2 |
7,8 |
22,6 |
26,8 |
Сельское хозяйство |
14,7 |
10,0 |
58,7 |
57,2 |
Строительство |
7,6 |
5,9 |
14,5 |
19,7 |
Транспорт |
20,7 |
16,6 |
28,8 |
36,4 |
Всего |
15,3 |
14,0 |
32,5 |
36,0 |
При нормальном состоянии экономики использование части прибыли для увеличения доходов работников позволяет преодолевать их былое отчуждение от собственности и заинтересовывать в экономической реализации совместного имущества, в увеличении массы и нормы прибыли.[8]
2.2 Прибыль как стимулирующий фактор.
Прибыль стимулирует между фирмами конкуренцию, за большей прибыли на рынке идет жестокая борьба. Конкуренции, с одной стороны, это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны — элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных и частных подразделений.
Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:
• формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;
• организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
• создание конкурентоспособной продукции;
• сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
• создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.
Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:
• внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;
• роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;
• зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен; старения заключительная. На такой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.
Необходимо иметь в виду, что при организации конкуренции хозяйствующие субъекты нередко прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов. Такая деятельность получила в литературе название «недобросовестной конкуренции». Так, субъекты прибегают к дискредитации как конкурентов, так и товаров, выпускаемых ими. К числу наиболее распространенных актов дискредитации относятся:
• распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;
• доведение до потребителя искаженной информации о характере, способе, месте изготовления товара и его качестве;
• незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки;
• реклама товара, не отвечающего требованиям качества;
• использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов;
• самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или иной информации, компрометирующей товары. Борьба с указанными нарушениями в Российской Федерации возложена на государственный комитет по антимонопольной политике.
Свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия реализации на рынке.[9]
Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий:
• объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемой этой фирмой товара;
• реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
• покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит пену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
• продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга;
• фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.
Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.
Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.
Преимущества:
• способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;
• вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
• создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
• обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
• нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.
Недостатки:
• не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
• отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
• не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
• не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
• не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;
• не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.[10]
Рыночные отношения всегда представлены парным отношением: «продавец-покупатель». Эти отношения выступают в виде связей между производством и потреблением в качестве предложения и спроса.
Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя законами:
• законом спроса — при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше — при их повышении;
• законом предложения — если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше — при их понижении.
Прибыль является основой для деятельности предприятий, для максимизации прибыли необходимо первую очередь снизить издержки производства, снижение себестоимости продукции обеспечивает конкурентоспособность по цене товара, которое производит предприятие.
К издержкам относят сумму средств, направленных на оплату всех видов сырья, материалов, рабочей силы и услуг, затраченных пи производство определенного товара.
Понятие бухгалтерских и экономических издержек связано с явными и неявными издержками.
Явные издержки - это денежные издержки предприятия на при обретение сырья, материалов, оплату наемного труда, амортизации оборудования и другие фактические расходы, связанные с производством продукта.[11]
Неявные издержки связаны с тем, что владелец предприятия имеет в собственности определенные факторы производства, напримep, производственное помещение и часть оборудования, которые пользуются в процессе производства. Средств на приобретение других факторов производства уже не требуется, но они имеют определенную стоимость, которая носит характер неявных издержек. Можно допустить, что данное помещение и оборудование владелец сдаст в аренду, получив соответствующую арендную плату, которая будет альтернативной стоимостью этих факторов производства. Поэтому явные издержки можно определить как издержки на собственный, самостоятельно используемый ресурс.
Бухгалтерский подход к определению издержек рассматривает только явные затраты, то есть фактические расходы на производство какой-либо продукции. Все эти издержки отражаются в бухгалтерских счетах и используются для определения бухгалтерской прибыли.[12]
Бухгалтерская прибыль определяется как разница между доходами фирмы и бухгалтерскими (явными) издержками.
Бухгалтерская прибыль = доход фирмы - бухгалтерские издержки.
При определении экономических издержек, помимо бухгалтерских издержек, берутся и неявные издержки, которые учитывают стоимость ресурсов, принадлежащих фирме.
В таком случае экономическую прибыль можно определить как разницу между доходами фирмы и суммой бухгалтерских и неявных издержек:
Экономическая прибыль = доход фирмы - (бухгалтерские издержки + неявные издержки).
Из приведенных формул видно, что экономисты и бухгалтеры по-разному подходят к определению прибыли. Даже прибыльное с бухгалтерской точки зрения дело может быть экономически убыточным, если используемые данным образом ресурсы дают меньший результат, чем могли бы, если бы они использовались другим способом.
Заключение
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) — это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между, выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию.
Прибыль от выполнения работ или оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции,
Прибыль (убыток) от реализации основный средств и иного имущества предприятия представляет собой финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убыток) от прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия, за вычетом связанных с этим затрат.
Финансовые результаты от внереализационных операций — это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнения работ, оказания услуг. В состав внереализационных прибылей (убытков) включается сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, а также другие доходы:
• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
• доходы от дооценки товаров;
• поступления сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы;
• положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям В иностранной валюте;
• проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.
К ним также относится доход от долевого участия в уставном капитале других предприятий, представляющий собой часть чистой прибыли, которая поступает учредителям в заранее оговоренном размере или в виде дивидендов по акциям, которыми владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям и краткосрочным казначейским обязательствам. Предприятие имеет право на получение дохода по ценным бумагам акционерных обществ, если они приобретены не позднее чем за 30 дней до официально объявленной даты их выплаты. По государственным ценным бумагам право и порядок получения доходов определяются условиями их выпуска и размещения.
По средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиям договора между кредитором и ссудозаемщиком.
Доходы от сдачи имущества в аренду формируются из получаемой арендной платы, которую арендатор платит арендодателю. Прибыль от использования арендованного имущества является обязательной частью арендной платы и зависит от его стоимости, рентабельности предприятия, срока аренды. В зависимости от условий договора арендная плата может включать амортизационные отчисления или их часть, если арендатор берет на себя определенные обязательства по восстановлению основных фондов. Прибыль включается в арендную плату как процент от стоимости имущества.
Список литературы
1. Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 640 с.
2. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 714 с – (“Серия высшее образование”)
3. Экономическая теория. Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 – 527 с
4. Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 212 с.
5. Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 315 с.
6. Микроэкономика: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. А.С Селицев – СПб ЭКСПО, 2002. – 456 с.
7. Гиссин В.И. Управление качеством. – М.: Март, 2003- 400 с.
8. Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебн.пособие. Практикум. – 3-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2003. – 336 с.
9. Гребнев
А. И. – «Экономика торгового предприятия». – М. –
10. Долбилин
А. С. – «Издержки, доходы и прибыль предприятий и потребительских обществ». –
М. –
11. Казначевская Г. Б. – «Менеджмент». – Ростов н/Д . – 2000 г. – 259 с.
12. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. — М.: Финансы и статистика, 1999. – 456 с.
[1] Микроэкономика: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. А.С Селицев – СПб ЭКСПО, 2002. – 256 с.
[2] Экономическая теория. Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 – 127 с
[3] Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 240 с.
[4] Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 250 с.
[5] Микроэкономика: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. А.С Селицев – СПб ЭКСПО, 2002. – 256 с.
[6] Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 12 с.
[7] Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 215 с.
[8] Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 255 с.
[9] Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 152 с.
[10] Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. — М.: Финансы и статистика, 1999. – 156 с.
[11] Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебн.пособие. Практикум. – 3-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2003. – 236 с.
[12] Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 514 с – (“Серия высшее образование”)