Содержание

 

Содержание. 2

1. Индивидуальный мир культуры.. 3

2. Человек – творец и творение культуры.. 5

3. Культурное самосовершенствование личности. 7

4. Культура и образованность. 10

Список используемой литературы.. 15

1. Индивидуальный мир культуры

 

Мотивация индивидуального действия и система социальных оценок не совпадают, их опосредует индивидуальная рефлексия, выбор. Культура в этом смысле позволяет человеку развивать внутренний мир, творчески реагируя на социальные требования, осознавать их моральный, политический и эстетический смысл, принимать решения и делать нравственный выбор. Мотивируя собственные поступки, или же опираясь на избранную им культурную традицию осознано или нет, человек ориентируется на присущие ему потребности (природные и социальные). Природные (биологические) потребности регулируют его жизнедеятельность; их удовлетворение позволяет продлевать жизнь человеческого рода. Социальные потребности формируются у человека, поскольку он с детства находится в человеческом сообществе, находящемся на определенной стадии своего развития и формирующем у него определенные потребности в общении, досуге и т.д. различные способы удовлетворения природных потребностей человека характеризуют тип культуры. важно отметить, что удовлетворение потребностей, даже самых простых, поскольку это происходит в обществе, ведет к появлению культуры, поскольку человек делает это не непосредственно, а опосредованно, руководствуясь социальным табу (запретами) и социальным контролем, воспроизводя нормы, образцы поведения, как и способы, их передачи от поколения к поколению, т.е. мир культуры.

В   культурологи используется понятие культуры, которое  раскрывает  сущность  человеческого бытия как  реализацию  творчества  и  свободы.  Именно  культура  отличает человека от всех остальных существ.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создаёт мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определённым отношением человека к миру и к самому себе. Изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили и чувствовали иначе, чем мы.

Каждая культура есть способ творческой самореализации  человека. Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым).

Культура  -  это образование, как говорили древние пайдейя (Платон).

Каждой эпохой выработано понятие культуры.

1.  Чем  примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре.

2.  Чем  больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект.

Каждая  культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский, Сахаров и др.

Сложность  понятия культуры отражает значимость культуры для человека.  Это универсальное понятие, через которое раскрываются частные понятия (история, человек и др.).

Культура - это человек, а человек граница всего.

Культура  делает человека личностью, рассматривает его как личность, возвышает его.

Культура помогает человеку найти выход накопившейся энергии, эмоций.

Это выражается в искусстве, музыке, поэзии и т.п.

Благодаря  культуре,  человек познает себя, решает для себя вопросы: кто я? для чего я? и др.

Духовная  культура определяет связи людей. В духовной культуре содержатся мораль, эстетика и позитивные знания.

Самая  сложная для описания проблема культуроведения. Способы проявления культуры личности сводятся к следующим формам.

1. Адаптация органов восприятия к конкретным формам материально природной среды.

2. Автоматизм  восприятия  и  использования  некоторых, самых общих стандартов культуры.

3. Групповой  социальный  характер  - полуавтоматическая реализация идей, выгодных данной социальной группе.

4. Индивидуальный опыт. Можно назвать это формами бытия личной культуры.

Определение культуры личности в административном отношении представлено анкетой,  заполняемой  при  поступлении  на работу, «Автобиография» и «Характеристика».  Литературные  представления личной культуры обычно представлены  в мемуарной литературе и в исторической литературе (относится только к историческим личностям)[1].


2. Человек – творец и творение культуры


Ученные разных направлений сходятся в признании того, что исходным отличительным признаком и человека, и общества является культура. Если понимать под обществом лишь совокупность индивидов, которые взаимодействуют между собой, то придется признать наличие общества у животных. Именно наличие культуры отличает общество от любого объединения животных особей, но оно не объясняет того, как возникает и живет общество. Другими словами культура - это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они воспроизводятся.

Таким образом, говорить о человеке, как о продукте культуры, можно лишь рассматривая культуру как достаточность, позволяющую отличить человека от животного.

С другой стороны, культурой называют все созданное человеком. Она представляется как мир, созданный человеком в отличие от девственной природы. Итак, человек выступает как творец культуры.

Таким образом, человек и культура являются неразрывными понятиями. Они взаимодополняют друг друга и одно не мыслится без другого: человек создает культуру и именно она отличает его от других представителей животного мира.

По Бердяеву, человек способен заниматься творческой деятельностью только тогда, когда он обладает свободным духом, является личностью. И результатом такого человеческого творчества является культура. Таким образом Бердяев конкретизирует понятие личности человека как субъекта культуры.

Отсюда, по Бердяеву, возникает противоречие между человеком и культурой. Человеческий дух безграничен, а символические формы культуры его ограничивают, дух вынужден воплощаться в предметно-символических формах, которые сковывают его свободу и устремлённость в беспредельное. Этой теме посвящена статья Бердяева «Воля к жизни и воля к культуре» (1922). Философ считает, что именно в этом противоречии состоит кризис культуры, который означает прекращение её развития. И с этого момента начинается переход от культуры к цивилизации. В цивилизации человек утрачивает дух и личность, начинает противостоять природе, перестаёт быть субъектом - творцом культуры, а становится объектом, испытывающим на себе воздействие машинной основы цивилизации. Бердяев считает, что культура не должна переходить в цивилизацию. Он предлагает иной путь её развития - путь религиозного преображения жизни человеком в процессе свободного творчества.

Отсюда происходит другая тема в философии Бердяева - эсхатологическая. В книге «Философия неравенства» (1923) Бердяев пишет о культуре: «Культура - не последнее, культура - предпоследнее. Это сознают те творцы, которые переживают кризис культуры. Они стоят перед последней задачей претворения культуры в новое бытие. Так подходим мы к апокалипсису культуры». Бердяева всегда интересовал профетизм, свойственный русской литературе. В его собственных работах также проступает профетический взгляд. Он предвидит грядущую эпоху - это, с его точки зрения, эпоха Духа, эпоха царства Божьего. Она означает конец объективного и наступление нового, иного, преображённого мира.

Итак, в работах Бердяева культура - это творчество как религиозное преображение жизни. Чтобы преодолеть кризис культуры и прийти к этому преображению, человек должен продолжать божественную работу, заниматься творческим актом.


3. Культурное самосовершенствование личности



Культура как социальное достояние, общность норм, обычаев, нравов. От одной исторической эпохи к другой можно проследить, как на смену обычаям и ритуалам приходят правовые нормы и художественное творчество, формируются институты образования и воспитания. Но следует заметить, что модифицируются лишь формообразования культуры, основные же ее функции должны в своей основе оставаться теми же, иначе общество распалось бы и погибло.

Культура представляет собой прошлое, но унаследованное и освоенное. И в этом смысле она всегда находится в настоящем. При изменяющихся социальных условиях изменяются и люди, и чтобы понять смысл их поведения, нужно изучить их культуру, которая, оставаясь в настоящем, актуализирует прошлое и формирует будущее. Для этого необходимо ввести понятие «социальная система», поскольку речь идет о действиях множества лиц, отношения которых к ситуации, включая, и связи друг с другом, как раз определяются и опосредуются той системой образов, символов, норм и традиций, которые связывают прошлое с настоящим и выступают элементами культуры, понимаемая таким образом социальная система является лишь одним из трех аспектов сложной структуры конкретной системы действия. Два других аспекта представляют собой системы личности отдельных действующих лиц и культурную систему, на основе которой строится их действие. Каждая из этих систем должна рассматриваться как независимая ось организации элементов системы действий в том смысле, что ни одна из них не может быть сведена к другой или к их комбинации. 

Каждая из систем необходимо полагает существование других, ибо без личностей и культуры не может быть социальной системы. В социальном измерении культура - это, в первую очередь, мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, существующих в обществе отношений, уровня и особенностей взаимодействия человека с природной средой. Этот мир дает нам представление как о социальной системе в целом, так и о входящих в систему социального взаимодействия индивидах. В этом случае тип общественной и индивидуальной культуры воплощается в определенных культурных образцах, которые обозначаются как «заученное поведение», «комплекс образцов поведения», «совокупность образцов, определяющих жизнь» и т.д. Следовательно, в результатах человеческой деятельности, в форме завершенных ее материальных и духовных образований находят свое воплощение особенности индивидуальной деятельности. Здесь можно говорить не только о том «что» производят, и «кто» производит, а главное - о том, «как» производят. И это «как» характеризует, прежде всего, способ освоения действительности, технологический опыт, приемы и способы получения информации и передачи их от поколения к поколению.

Культура предстает формой трансляции (передачи) социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Естественно, что и в сохранении, и трансляции присущих культуре образцов поведения, ценностей, регулирующих, прежде всего отношения между людьми в обществе, должна быть определенная устойчивость, код. Эта устойчивость и есть традиция в существовании и развитии культуры.

Традиция как способ сохранения культуры показывает, что культура - это не столько результат человеческой деятельности, сколько способ этой деятельности и человеческой жизни в целом. Общество в целом и объединяющую его культуру характеризует не только традиция, но и новация (способ обновления культуры), тип культуры отражает своеобразие способа обновления и накопления опыта, принятого в данном обществе. В традиционном обществе социальная регламентация, определяющая в нем место человека, связывает получение знание от единого и достоверного источника, которым и освещается данный порядок. Культуры нетрадиционного типа основаны на системе образования и науки, когда всеобщий (знаковый), способ получения знания не затрудняется традицией, а всякое знание воспринимается как чье-то личное изобретение. Различные типы культуры - разные системы трансляции знания.

Социализация как процесс адаптации индивида к условиям жизни общества и как процесс проявления его собственной социальной активности. Социализация как процесс освоения индивидом ценностей и норм культуры, как процесс саморазвития и самореализации личности. 

Культура как устойчивая традиция социальной деятельности индивида позволяет переносить образцы социального поведения от поколения к поколению. Индивид, личность здесь полностью поглощаются культурными нормами и образцами, он их носитель. В этом смысле культура и продукт, и детерминанта социального взаимодействия. Но уже вопрос о традиции и новации предполагает различие систем личности и культуры, культуры и общества. Если культура - это традиции, нормы и обычаи, перенесенные на предметный мир из духовной жизни общества, и тем самым организующие социальный опыт, то тогда культура ничем не отличается от общества. Но если культура - это система, обеспечивающая способ перенесения духовности человека на весь уклад его жизнедеятельности, то культура определенного типа проявляется и в политике, и в экономике, и в искусстве. Это не значит, что культура и общество могут быть отождествлены друг с другом: содержанием культурного процесса выступает, по сути, развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности; тогда общество - это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Среди них, прежде всего, необходимо указать на законы и правовую систему в целом, систему образования и воспитания.

Таким образом, личные свойства человека, и достигнутое им материальное положение - это внутренние физические и духовные его качества, характеризующие способ отношения к миру, т.е. его культуру. Индивид со своими потребностями и интересами не разрушает систему культуры, оставаясь в рамках традиции. Здесь культурные нормы и образцы этического поведения, и внутренние качества личности совпадают. Иная картина культурного развития характеризует общества, где преобладает новация как способ отношения к социальному опыту. Начало нетрадиционного типа культуры характеризует срыв традиции, она перестает быть единственной формой социализации личности[2]. 

 

 

4. Культура и образованность


Проблема образованности в теории и практике образования состоит в постоянно воспроизводящемся противоречии между объемом накопленного человечеством знания и индивидуальными личностными способностями и потребностями в их усвоении и использовании.

Сегодня формируются новые каноны культурности и образованности, которые станут ориентирами в стратегических поисках технологий образования и организационных моделей образовательных учреждений. Поэтому правомерен вопрос о содержании понятия «образованный человек» в ХХI веке. Императив культурности может определяться по-разному, например, так: «Культурность человека понимается как стремление к реализации высших ценностей и идеалов»[3].

В качестве сквозных характеристик культурного («образованного») человека называются: понимание мира, знание мира и себя в нем, умение или творение, готовность к дальнейшему развитию[4].

Эти же авторы приводят и интересную систематизацию определяющих характеристик взрослого культурного человека (студента):

Терпимость, или толерантность.

Адекватность человека среде и ситуации.

Культура нормативного поведения и социального взаимодействия.

Культура интеллектуальной и предметной деятельности.

Культура саморегуляции и личностного самоопределения.

Общецивилизационная культура.

Социальная ответственность[5].

Кажется бесспорным, что понятие «культурный человек» не тождественно существующему понятию «человек образованный». «Образование есть прежде всего и по преимуществу именно подготовка к участию в социальной жизни»[6]. «Образованность» - составная часть общей личностной культуры. Норма образованности определяется обществом стихийно, но ее критерии могут быть сформулированы и описаны.

Личность по своей природе пластична и изменчива, ее развитие представляет собой сложный процесс единства виртуального и объективного. Для блага личности и общества необходимы особые знания, свойства, навыки и умения, которые сами собой не появляются, а требуют особых усилий по их формированию. «Прививка культуры природному дичку-человеку осуществляется в ходе образования и благодаря ему. Необходимость образования предопределена невозможностью культурной преемственности по механизмам биологического наследования»[7]. Образование дополняет стихийную, или естественную социализацию (осуществляемую практическим показом в семье и подражанием в процессе повседневного бытия) сообщением и усвоением концентрированного, специально отобранного знания с целью преодолеть узость кровнородственного сознания и подчинить его интересам более широкой общности - этноса, государства и т.п.

В образовательном процессе слиты образование, просвещение, обучение и воспитание. Если образование еще может быть ограничено информационно, пространственно и во временнoм отношении, то просвещение и обучение принципиально не ограничены ничем. Образованный человек просвещается сам и просвещает других.

Каждая эпоха определяет содержание образованности в свойственных для нее понятиях. Например, древние греки обладали представлениями о Космосе и взаимодействии в нем смертного человека и бессмертных Богов. Сегодня социально ответственная личность имеет свой взгляд на ноосферную реальность. Происходит формирование новой системы ценностей: ценности здоровья, благополучия в семье, профессионализма, корпоративности, гармоничного сочетания личного и общественного.

Образованность не может быть одинаковой или застывшей постоянной. Современный человек живет стандартами минимума и максимума образованности. Минимум может быть определен в качестве границы образованности и невежества: минимум общественно необходимого обязательного образования, минимум образованности для получения профессии, минимум образованности для определенного слоя (страта, сословия, класса).

Более или менее завершен процесс интеграции критериев образованности мужчин и женщин. В этом смысле многолетняя борьба женщин за свои права увенчалась успехом. Не существует ни профессионального, ни бытового знания, которое было бы необходимо только мужчинам или только женщинам. Образованный мужчина и образованная женщина должны соответствовать универсальным канонам образованности.

Однако все больше дифференцируются возрастные этапы образованности. В любом возрасте и на любой стадии образования существуют «отличники» и «двоечники». Поэтому можно формировать идеальные модели минимума и максимума образованности культурного человека применительно к разным этапам его взросления:

I этап (3 года - 17 лет): обучение социально необходимому минимуму знаний (семья - дошкольные учреждения - школа).

II этап (17лет - 22 года): обучение профессии, социально необходимому минимуму специальных знаний и умений (специальные учебные заведения).

III этап (после 22 лет): удовлетворение собственных информационных потребностей и выработка знаний и умений оценивать себя: свои способности, свои возможности, свои достоинства и недостатки[8].

Итак, каковы же особенности мира человека как культуры?

1) Культура человека социальна, и хотя сам человек имеет целостную «тройственную» сущность, воплощающую в единстве биологические, психические и социальные черты, его конкретное бытие чревато нарушением гармонии между индивидуальным и социальным.

2) Культура человека исторична, то есть изменяется вместе с изменением общества, всей системы общественных отношений, и обладает определенными закономерностями динамики.

3) Культура человека символична: он придает символическую форму вещам, идеям, чувствам, ценностям и нормам.

4) Культура человека коммуникативна, то есть существует лишь через общение с другими культурными мирами, через диалог, посредством специфического языкового кодирования.

5) Индивидуальный мир культуры является сущностью каждого отдельного человека, его собственной жизнью, его собственным богатством, его собственным наслаждением, и по формам своего проявления уникален. Включается же индивидуальный мир культуры в социокультурное пространство через творческую деятельность человека.

Список используемой литературы


1.     Культурология / Под ред. В.С. Куравлева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2.     Культурология / Под ред Ф.Д. Авдотьева. М.: «Прогресс», 2001. 

3.     Маркова О.Ю. Образованность в системе ценностей культуры человека. М.: ИНФРА-М, 2001.

4.     Ноосферная парадигма образования: От лицея к университету. Мат-лы лицейско-университет. науч.-метод. конф. Иваново, 23-25 апр. 1997 г. Иваново, 1997.

5.     Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта // Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кравченко Т.А., Морозова Н.А. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.

6.     Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 2001.


[1] Культурология / Под ред. В.С. Куравлева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 172.

[2] Культурология / Под ред Ф.Д. Авдотьева. М.: «Прогресс», 2001. С. 89-91.

[3] Ноосферная парадигма образования: От лицея к университету. Мат-лы лицейско-университет. науч.-метод. конф. Иваново, 23-25 апр. 1997 г. Иваново, 1997. C. 38-39.

[4] Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта // Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кравченко Т.А., Морозова Н.А. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. C. 33.

[5] Там же С. 59.

[6] Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 2001. С. 257.

[7] Там же. С. 19.

[8] Маркова О.Ю. Образованность в системе ценностей культуры человека. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 11-14.