Содержание

 

Конституционное право. 4

1. Понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина. Соотношение понятий «правовой статус человека» и «правовой статус гражданина». Понятие «естественные права». 4

2.Личные права и свободы: содержание, гарантии обеспечения. 6

3. Сущность и система политических прав и свобод. 7

4. Социально-экономические, культурные права и свободы.. 7

5. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения. 8

6. Конституционные обязанности. 9

Задача. 10

Административное право. 13

1. Основания административной ответственности организаций. 13

2. Взыскания, применяемые к администрациям в административном порядке. 13

2.1. Меры пресечения, применяемые к организациям: предписания, приостановление деятельности, приостановление лицензии, арест счетов, изъятие имущества и документов, арест имущества. 13

2.2. Восстановительные меры, применяемые к организациям: взыскание недоимок, пени, взыскание незаконно полученного. 14

2.3. Административные взыскания, налагаемые на организации. 15

3. Производство по делам об административных правонарушениях, совершенных организациями. 16

Задача. 17

Финансовое право. 19

1. Бюджетное устройство в Российской Федерации: понятие, принципы.. 19

1.1. Бюджетная система в Российской Федерации. 19

1.2. Бюджетная классификация в Российской Федерации. 21

2. Бюджетные права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. 23

Задача. 27

Список литературы.. 29

Конституционное право

1. Понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина. Соотношение понятий «правовой статус человека» и «правовой статус гражданина». Понятие «естественные права»

Конституционные права и свободы - это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы.

Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина) Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми.

В то же время Конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека.

Среди основных прав человека, которые, согласно ст. 17 Конституции[1], неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, самым важным является право на жизнь. Это вытекает и из содержания ст. 2 Конституции, признавшей человека, его права и свободы высшей ценностью нашего общества.

Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных положениях:

Все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение государства.

Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех - основа свободы.

Границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено.

Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы.

Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Основные постулаты учения о свободе легли в основу новой российской Конституции, а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так, в ч. 2 ст. 17 устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а в ч. 3 - что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Такой подход способствует глобальной унификации прав и свобод, обеспечивает соответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим ценностям.

2.Личные права и свободы: содержание, гарантии обеспечения

Ст. 2 Конституции обеспечивает свободу человеческой личности, демократизм и жизнеспособность государства и общества.

В правовой теории и практике гражданские (личные) права понимаются как свобода человека принимать решения независимо от государства. Духовная и физическая свобода человека от контроля государства (в виде свободы совести, свободы слова и убеждений, физической безопасности личности) исторически сформировалась раньше других свобод. Обвинение в преступлении часто связано с наказанием в виде лишения свободы, права в этой сфере исторически оформились в XVII - XVIII вв. Среди них - право считаться невиновным до приговора независимого суда, право оспорить в суде заключение под стражу, недействительность доказательств, полученных под пыткой.

Как на пробел в перечне гражданских прав можно указать на отсутствие в гл. 2 Конституции отдельной статьи о праве человека по достижении определенного возраста основывать семью, о равноправии супругов при вступлении в брак, пребывании в браке, расторжении брака.

Согласно ст. 106 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» данное Конституционным Судом толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. В направлении активной защиты прав человека и гражданина также развертывается деятельность Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

 

 

3. Сущность и система политических прав и свобод

Политические права - это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности.

Система политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций. Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.

4. Социально-экономические, культурные права и свободы

Экономические, социальные и культурные права - важная грань правового государства.

Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Экономические, социальные и культурные права:            

1. Право на экономическую деятельность

2. Право частной собственности

3. Трудовые права и свободы

4. Защита материнства, детства и семьи

5. Право на социальное обеспечение

6. Право на жилище

7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

8. Право на благоприятную окружающую среду

9. Право на образование

10. Свобода творчества

11. Право на участие в культурной жизни    

5. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения

Согласно Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении», принятому 30 мая 2001 года, чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным Законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные Законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Следует заметить, что даже в условиях чрезвычайного положения не могут ограничиваться естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие человеку в силу рождения как личности. Как установлено ст. 15 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, при чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, могут приниматься меры в отступление от Конвенции, однако только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств (ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ). С учетом изложенного крайне важным представляется соблюдение сочетания целесообразности и разумной достаточности мер государственного ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения. При этом подобные меры не должны противоречить нормам международного права, установленным в обществе основам правопорядка и конституционным нормам.

6. Конституционные обязанности

Обязанности - составная часть  правового  статуса  личности.  Они  тесно связаны с правами  и  свободами  человека  и  гражданина,  и  этим  следует объяснить  то  обстоятельство,  что  обязанности  закрепляются  в   гл.   2 Конституции России  («Права  и  свободы  человека  и  гражданина»).  Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности,  как  невозможны  и нрава человека без обязанностей. Свобода только тогда становится  реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве,  а  порядок  это  и есть единство прав и обязанностей.

Конституция РФ устанавливает несколько основных обязанностей. Так, например,    важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого, иною лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст.15).

    Это самая главная обязанность, лежащая  на  гражданах.  Эта  обязанность распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить,  чтобы  кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов  -  всеобщее  правило,  без исключений.

Взаимное уважение прав и свобод человека и гражданина – эта еще одна важная обязанность граждан. Обладание правами и свободами не может означать произвола при их осуществлении или злоупотребления ими. Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это важнейшее условие реализации свободы и основополагающий принцип правопорядка. Идея правового государства о взаимной свободе и ответственности непосредственно связаны с утверждением в обществе и государстве взаимного уважение прав и свобод человека и гражданина.

Конституционно   закреплена   обязанность   каждого   платить    законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Эту обязанность  охраняют  множество законов и нормативных актов. С  помощью  налогов  государство  обеспечивает обороноспособность   и   безопасность   граждан,    развивает    экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.  Именно  по этой причине вышеназванную обязанность, закрепленную в Конституции РФ можно считать элементарной.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции), ведь от того, насколько добросовестно мы будет сохранять природу зависит вся наша жизнь. Уничтожение природных богатств ведет к уничтожению жизни вообще.

В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации[2].

Задача

Гражданин Иванов А., проживающий в г. Хабаровске, приобрел в г, Москве квартиру, в связи с чем в 1997 году подал в ОВД Центрального округа г. Москвы заявление о регистрации его по новому месту жительства. Однако в регистрации ему было отказано, так как в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы, лица, приезжающие на постоянное место жительства в г. Москва, должны заплатить взнос за регистрацию в размере 45 млн рублей. Гражданин Иванов А. обратился за разъяснением в Правительство г. Москвы, где ему объяснили, что данный порядок установлен на основании ст. 72 Конституции РФ, которая относит жилищное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов. Иванов А. с таким объяснением не согласился и подал исковое заявление в суд о нарушении его конституционных прав.

Какое конституционное право Иванова А. нарушено? Какое решение должен принять суд?

Если в регистрации было отказано, то Иванов А. вправе, согласно Закону, обжаловать такой отказ по своему выбору:

- вышестоящему должностному лицу;

- в вышестоящий в порядке подчиненности орган регистрационного учета;

- в суд.

Как показывает практика, наиболее эффективным способом защиты своих прав является судебная защита.

Правовым основанием для судебного обжалования является прежде всего ст. 46 Конституции Российской Федерации, Закон РФ от 27.04.93 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 14 декабря 1995 г. и ГПК РФ.

Согласно ст. 10 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, осуществляется в основном на срок до трех месяцев.

Регистрирующие органы обязаны в случае отказа в регистрации в течение трех дней известить об этом заявителя (ст. 13, 22 Правил).

В ст. 12 Правил перечисляются условия регистрации как по месту жительства, так и по месту пребывания. Среди них - требование письменного согласия нанимателя и совместно проживающих с ним членов семьи в домах государственного или муниципального жилого фонда, собственника жилого помещения на вселение к нанимателю или арендатору этого жилого помещения и др.

Суд должен вынести решение о том, что Иванову А. необходимо оформить документы собственности, представить письменные согласие всех проживающих, явиться в паспортный стол, заполнить форму 6, встать на военный учет.

Административное право

 

1. Основания административной ответственности организаций

Административная ответственность - это особый вид юриди­ческой ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных орга­нов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью ад­министративного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется в рамках внеслужебного подчинения и др.).

Основанием административной ответственности является административное нарушение (правонарушение или вообще неправо­мерное деяние).

Нормативную основу административной ответственности в на­стоящее время образуют многие нормативные акты. Особое место среди них при­надлежит Кодексу РФ об административных правонарушени­ях[3].

 

2. Взыскания, применяемые к администрациям в административном порядке

2.1. Меры пресечения, применяемые к организациям: предписания, приостановление деятельности, приостановление лицензии, арест счетов, изъятие имущества и документов, арест имущества

В принудительной деятельности исполнительной власти глав­ное - пресечение. Только она имеет необходимые кадровые, ма­териальные, информационные ресурсы, чтобы своевременно вы­явить и прекратить противоправные действия. Использование пресекательных средств позволяет предотвратить новые нару­шения, новые вредные последствия, а также привлечь виновных к ответственности. В силу своей предупредительной направлен­ности административное пресечение играет важную роль в охра­не режима законности, в защите прав граждан, общества и госу­дарства.

Как разновидность административного принуждения пресече­ние обладает всеми его признаками, но в то же время имеет ряд особенностей. Цель пресечения - прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.

Административные взыскания налагаются специальными пись­менными индивидуальными актами, и наказание осуществляется на основе этих актов. Меры пресечения во многих случаях приме­няются непосредственно на основе факта нарушения без издания письменных фактов, так как необходимость срочно прервать противоправные действия исключает такую возможность. Юри­дическим актом, влекущим принуждение, здесь является само нарушение, для прекращения которого должностное лицо пред­принимает определенные действия. Не следует забывать, что они тоже являются правовыми актами исполнительной власти.

2.2. Восстановительные меры, применяемые к организациям: взыскание недоимок, пени, взыскание незаконно полученного

Восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием.

К ним относятся: меры материальной ответственности (взыска­ние ущерба), изъятие у организаций незаконно полученного, пеня, взыс­кание недоимки.

Изъятие у предприятий и учреждений незаконно полученного состоит во взимании в доход бюджета сумм, полученных предпри­ятиями и организациями путем нарушения финансовой дисципли­ны, законодательства о ценах, реализации нестандартной продук­ции и т.д. Постановления об изъятии принимаются государственными органами, осуществляющими контроль за хозяйственной деятель­ностью юридических лиц (органами стандартизации, контроля за ценами и др.).

Административно-восстановительными мерами являются и так на­зываемые финансовые санкции: взыскание недоимки, пеня. Недоимка - это не внесенная в срок в бюджет или в государственные вне­бюджетные фонды сумма налогов и других обязательных платежей.

Пеня - это взыскание за каждый день просрочки (задержки) установленной процентной ставки от суммы просроченного пла­тежа. Начисляется она за каждый день просрочки. В случаях на­рушения финансовой дисциплины пеня, как правило, применяет­ся одновременно со взысканием недоимок.

Уплата пени - это реализация восстановительной санкции, а они могут быть реализованы добровольно.

2.3. Административные взыскания, налагаемые на организации

Административные взыскания являются карательными, «штраф­ными» санкциями, как правило, они состоят в лишении или ограни­чении прав, благ. За совершенный проступок деликвент либо лиша­ется какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, лицензии и т. д.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности. Кара - это «правовой урон» привлечен­ному к ответственности.

Административные взыскания налагаются компетентными орга­нами и должностными лицами путем издания специальных инди­видуальных актов. Они защищают правопорядок косвенно, не мо­гут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные, «штрафные» обязанности, ущемляя пра­вовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют будущее поведение.

Возмездное изъятие и конфискация предметов, отзыв лицензии, взыскание стоимости товара, выдворение могут применяться в ка­честве как основных, так и дополнительных взысканий.

3. Производство по делам об административных правонарушениях, совершенных организациями

Административный юрисдикционный процесс представляет собой такую принудительную деятельность, которая регулирует­ся нормами административного права. В нем можно выделить следующие составные части или производства: по делам об адми­нистративных нарушениях, по применению мер административ­ного пресечения и восстановления, по применению мер дисцип­линарного принуждения на основе норм административного права.

В структуре административного процесса производство по де­лам об административных правонарушениях является важным элементом. Его можно рассматривать как деятельность уполно­моченных субъектов по применению административных взыска­ний и совокупность возникающих при этом отношений, урегули­рованных нормами административного права.

Общие нормы, регулирующие производство, содержатся в КоАП РФ. Особенности производства по отдельным категориям административных нарушений устанавливаются спе­циальными нормами. Так, вопросы применения административ­ных взысканий за нарушение таможенных правил очень подроб­но урегулированы ТК РФ.

Особую группу составляет ряд уточняющих, конкретизирую­щих норм КоАП положений, содержащихся в подзаконных актах.

Производство представляет собой разновидность исполнитель­но-распорядительной деятельности, в котором действуют ее об­щие принципы: законности, демократизма (гласности, участия общественности), оперативности. Производство осуществляется и на основе общих норм и принципов административного права. Одновременно здесь действуют и специфические, обу­словленные задачами данной деятельности, принципы: объектив­ной истины, обеспечения права на защиту.

Выявление объективной истины по делу - важнейшая задача производства. Данный принцип обязывает должностных лиц, рас­следующих и рассматривающих дела, исследовать все обстоятель­ства и их взаимные связи в том виде, в каком они существовали в действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход к выбору решения.

Если зако­ном установлена ответственность организации за виновные действия, она обязана доказывать отсутствие вины; здесь действует презумпция виновности в совершении противоправных действий.

Решение задач административного производства осуществля­ется посредством доказывания, которое включает в себя выявле­ние, процессуальное оформление и исследование доказательств.

Доказательствами являются фактические данные, информация, на основе которой устанавливаются обстоятельства дела. От до­казательств как фактических данных, сведений следует отличать их источники, представляющие собой средства сохранения и передачи информации, с помощью которых она вовлекается в сферу производства. В то же время необходимо отметить, что в правовой науке и на практике доказательства нередко понима­ются и как сама информация, и как источник сведений.

В научной литературе принято делить доказательства на перво­начальные и производные, прямые и косвенные, положительные и отрицательные, обвинительные и оправдательные. Представля­ется очень важной и группировка доказательств в зависимости от источника соответствующих сведений[4].

Задача

 

Орган архитектуры и градостроительства вынес предписание АООТ «Заря» об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о градостроительстве, выявленных при проверке строительства складских помещений АООТ «Заря». Предписание органа архитектуры и градостроительства АООТ «Заря». Кроме того, по распоряжению генерального директора АООТ «Заря» в ходе строительства были многолетние зеленые насаждения, располагающиеся вдоль автотрассы, а на их месте незаконно размещены вывески с информацией о местонахождении данной организации. Проанализировать, какие нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве допущены АООТ «Заря» и какая ответственность предусмотрена законодательством за данные правонарушения.

 

В данном случае имеет место административное правонарушение. За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность.

Следует учитывать, что законодателем закреплены и общие правила (принципы) административных взысканий. КоАП содержит следующие принципы:

·                    законность

·                    целесообразность

·                    своевременность, оперативность воздействия

·                    сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений.

За данное нарушение на организацию необходимо наложить штраф.

Финансовое право

1. Бюджетное устройство в Российской Федерации: понятие, принципы

Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ.

Бюджетный кодекс РФ не закрепляет понятия «Бюджетное устройство», однако раздел 1 части второй Кодекса, озаглавленный «Бюджетное устройство Российской Федерации», включает нормы, регулирующие структуру бюджетной системы, правовые формы бюджетов, а также принципы, на которых основана бюджетная система.

1.1. Бюджетная система в Российской Федерации

Бюджетная система состоит из трех уровней (ст. 10 БК):

·        Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

·        Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

·        Местные бюджеты.

В соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов – в форме законов субъектов Федерации; местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях, если Бюджетный кодекс предусматривает регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Согласно ст. 28 БК бюджетная система РФ основана на 10 принципах:

·        Единство бюджетной системы РФ;

·        Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

·        Самостоятельность бюджетов;

·        Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

·        Сбалансированность бюджета;

·        Эффективность и экономность использования бюджетных средств;

·        Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

·        Гласность;

·        Достоверность бюджета;

·        Адресность и целевой характер бюджетных средств.

Рассмотрим несколько принципов.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов между уровнями бюджетной системы РФ проявляется в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов – это право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов проявляется в том, что всех их доходы и расходы, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета выражается в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объемом средств.

1.2. Бюджетная классификация в Российской Федерации

В целях обеспечения единства планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны федеральным законом от 15.08.1999 г № 115-ФЗ была утверждена  и введена в действие с 1997 года новая бюджетная классификация, в которой наряду с группировкой показателей бюджета обеспечена международная сопоставимость данных.

В данную классификацию неоднократно  вносились изменения и дополнения, последняя редакция  утверждена Федеральными законами  от 08.08.2001 г. № 127-ФЗ, от 07.05.2002 г.  № 51-ФЗ и от 6.05. 2003 г. № 53-ФЗ.

Согласно   закону, бюджетная классификация включает группировку показателей бюджетов по следующим направлениям:

1.     Классификацию доходов бюджетов РФ.

2.     Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ.

3.     Ведомственную классификацию  расходов бюджетов РФ.

4.     Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ.

5.     Классификацию источников внешнего финансирования дефицита  федерального бюджета.

6.     Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ.

7.     Классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

8.     Классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов  РФ.

Перейдем к краткой характеристике каждого направления классификации, ее содержания и порядка группировки показателей.

      Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку  доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов всех уровней бюджетной системы.

Классификация доходов бюджетов РФ подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Классификация включает пять групп: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления и доходы целевых бюджетных фондов, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Коды и основные доходные источники представлены в таблице 1.

                                                                                                              Таблица 1

Классификация доходов

1000000

Налоговые доходы

1010000

Налоги на прибыль

1020000

Налоги на товары и услуги

1020100

Налог на добавленную стоимость (НДС)

1020101

НДС  на продовольственные товары

1030000

Налоги на совокупный доход

1040000

Налоги на операции с ценными бумагами

1050000

Платежи за пользование природными ресурсами

1060000

Налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

2000000

Неналоговые доходы

3000000

Безвозмездные перечисления

4000000

Доходы целевых бюджетов

2. Бюджетные права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления

Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области бюджетных правоотношений определена Бюджетным кодексом. Отдельные вопросы, прежде всего распределение доходных источников и средств на выравнивание бюджетной обеспеченности по уровням бюджетов прописываются в документах о бюджетах на очередной год. 

Рассмотрим основные права каждого уровня.

К ведению органов государственной власти Российской Федерации в области бюджетных правоотношений относятся следующие вопросы:

-         установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы;

-         разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы;

-         разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней;

-         определение основ составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов  всех уровней, утверждения отчетов об их исполнении;

-         определение основ формирования доходов, осуществления расходов бюджетов всех уровней;

-         определения основ государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;

-         установление порядка составления и  рассмотрения, утверждения  и исполнения федерального бюджета, составления отчетности об исполнении федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

-         составление, рассмотрение,  утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля   за  исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-         установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами   РФ и органами местного самоуправления, управления  долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

-         осуществление заимствований Российской Федерации и управление государственным долгом Российской Федерации;

-         установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

-         осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-          установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд бюджетам субъектам РФ и местным бюджетам;

-         предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальным бюджетам;

-         установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на  единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;

-         утверждение бюджетной классификации РФ;

-          установление единых форм бюджетной документации для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

-         формирование, обеспечение погашения и обслуживания внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;

-         определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных  фондов, управления их деятельностью;

-         установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

       В полномочиях Российской Федерации по отношению к субъектам РФ необходимо отметить один принципиальный момент: субъектам  РФ предоставляется свобода в формировании и исполнении бюджетов, однако, что касается заимствований, то это утверждается федеральным законодательством. Такое ограничение представляется оправданным, направленным на то, чтобы заимствования субъектов РФ не могли бы осуществляться без федерального контроля.

      Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений складывается из установления норм, относящихся непосредственно к бюджету субъекта РФ и норм, регулирующих отношения бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов и включает:

-         установление порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов субъектов РФ, осуществления контроля за  их исполнением, утверждения отчетов об исполнении этих бюджетов;

-         составление, рассмотрение, утверждение  и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов   об исполнении бюджетов субъектов РФ;

-         распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

-         определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от  использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ;

-         разграничение расходных полномочий между бюджетом субъекта  РФ и местными бюджетами;

-         установление совместно с органами государственной власти порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъекта РФ;

-         определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам;

-         определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъекта РФ;

-         осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта РФ и управление государственным долгом субъекта РФ и управление государственным долгом субъекта РФ;

Компетенция  органов местного самоуправления в области бюджетных правоотношений существенно уже, чем у других уровней власти, к ведению органов местного самоуправления относятся следующие вопросы:

-         установление порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществление контроля  за их исполнением  и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

-         составление, рассмотрение, утверждение  и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением  и утверждение отчетов об их исполнении;

-         определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной  собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

-         определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

-         определение порядка и осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом[5].

Задача

Саратовская областная Дума приняла областной закон, предусмотрев в нем новую категорию лиц, пользующихся льготами по проезду в общественном транспорте области. Компенсация выпадающих доходов автотранспортным предприятиям настоящим законом была возложена на бюджеты муниципальных образований.

Главы муниципальных образований не согласились с нормами, установленными в принятом областном законе, обратились с исковыми заявлениями в суд.

Проанализировав Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», Бюджетный кодекс РФ, определите какое решение должен принять суд.

 Проанализировав Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», Бюджетный кодекс РФ мы пришли к выводу, что суд должен удовлетворить иск глав муниципальных образований. Т.к. Бюджетный кодекс имеют более высокую юридическую силу, чем областной закон. Исходя из этого, необходимо руководствоваться Бюджетным кодексом.

Список литературы

1.     Конституция РФ. М.: Юристъ, 1993.

2.     Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998. // СЗ РФ. 1998. № 31.

3.     Кодекс об административных правонарушениях РФ. М.: ЛИГА ПРЕСС, 2003.

4.     Бахрах Д.Н. Административное право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

5.     Розманов М.М.  Конституционное право Российской Федерации. М.: Издательский дом «Нева», 2004.

6.     Финансовое право / Под ред. М.И. Матюхина. М.: ИНФРА-М, 2004.


[1] См.: Конституция РФ. М.: Юристъ, 1993.

[2] Розманов М.М. Конституционное право Российской Федерации. М.: Издательский дом «Нева», 2004. С. 222-225.

[3] См.: Кодекс об административных правонарушениях РФ. М.: ЛИГА ПРЕСС, 2003.

[4] Бахрах Д.Н. Административное право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 108-112.

[5] Финансовое право / Под ред. М.И. Матюхина. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 277-282.