Содержание

Введение. 2

1.Теоретические основы организации аудиторской проверки на предприятии. 4

1.1. Цели и задачи внутреннего аудита. 4

1.2.Правовые вопросы взаимоотношений с подотчетными лицами. 8

1.3. Планирование аудита. 11

1.4. Аудиторская программа. 17

2.Нормативное регулирование учета расчетов с подотчетными лицами. 20

3.Аудит расчетов с подотчетными лицами. 24

3.1. Методики аудиторской проверки. 24

3.3.Аудит учета командировочных расходов. 27

3.4. Типичные ошибки и последствия нарушения порядка учета с подотчетными лицами. 31

4. Проведение аудиторской проверки на ООО «Фобос». 34

Заключение. 38

Список используемой литературой. 40

Введение


В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитом.

Собственники, и прежде всего коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Аудиторские проверки необходимы ИМНС, судам, прокурорам и внешним пользователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Потребность в услугах аудиторской проверки возникает в связи со следующими обстоятельствами:

1.Возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта ею и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами),

2.Зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации,

3.Необходимость специальных знаний для принятия информации,

4.Частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все это подчеркивает актуальность выбранной мной темы исследования.

Целью моей работы является изучение организации аудиторской работы на предприятии по расчетам с подотчетными лицами.

Основные задачи, которые я ставлю в данной работе, отвечают поставленной цели:

1.     Изучить основные нормативные документы по учету с подотчетными лицами,

2.     Раскрыть правовые вопросы взаимоотношений с подотчетными лицами,

3.     Проанализировать практику проведения аудита расчетов с подотчетными лицами.













1.Теоретические основы организации аудиторской проверки на предприятии


1.1. Цели и задачи внутреннего аудита


Современный аудит – это неотъемлемый элемент информационного рынка, особая форма контроля в условиях рыночной экономики, которая сейчас сложилась в России. В этом и состоит сущность аудита. Необходимость аудита заключается в том, чтобы в результате экономической деятельности хозяйствующих субъектов обеспечить защиту частного или государственного капитала и снизить информационный риск до приемлемого уровня.

В экономической литературе аудит подразделяют на два вида: внешний и внутренний.

Внутренний аудит – организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система внутреннего контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Внутренний аудит осуществляется специальной службой организации или ее работниками (специалистами), непосредственно подчиненными руководству хозяйствующего субъекта. Внутренний аудит – это фактически внутренний контроль. Внутренний аудит призван служить  интересам собственников. Он организуется в форме ревизионных комиссий и (или) специального органа внутреннего аудита, избираемого на собраниях акционеров или учредителей.

Задача внутренней  аудиторской службы состоит в помощи членам организации эффективно выполнять свои должностные обязанности – отдел внутреннего контроля является составной частью организации и функционирует в рамках  политики, определенной руководством и правлением (советом директоров).

Внутренний аудит  имеет существенные и кардинальные отличия от внешнего аудита:

1.     Независимость внутреннего аудитора условна, поскольку определяется его подчиненностью в организации – непосредственно директору или его заместителю, правлению или собранию акционеров. Но в любом случае внутренний аудитор имеет перед организацией обязательства и финансовую заинтересованность, определяемые договором трудового найма и внутренним распорядком.

2.     Главной задачей внутреннего является не подтверждение достоверности отчетности, а обеспечение контрольных мер для предотвращения потери ресурсов.

Исходя из различий между внутренним и внешним аудитом представляется совершенного не верным объединение в одном определении имеющих сходство в определенных методах, но различных по сути и решаемым задачам направлений деятельности. Более правильным исходя из задач, стоящих перед внутренним аудитом, дать ему определение внутреннего контроля, осуществляемого внутренними ревизорскими службами (отделами).

Функции внутреннего контроля должны выполнять непосредственно работники  организации, занимаясь этим не эпизодически, а ежедневно. Поэтому предположение о том, что внутренним контролем могут заниматься «не только работники предприятия, но и приглашенные независимые аудиторы», по моему мнению является ошибочным.

Неверным представляется также подразделение внутреннего контроля на виды – управленческий производственный, хозяйственной деятельности, соответствие требования и т.п. Это не виды, а отдельные задачи или элементы, направленные на решение общей цели, стоящей перед внутренним контролем – способствовать оздоровлению финансово-хозяйственной деятельности организации.

В России внутренний контроль, называемый ревизией, был развит достаточно сильно. Основную функцию государственного контроля выполнял главный бухгалтер, на которого эта обязанность была возложена нормативными документами. В штате бухгалтерий трестов, объединений, как правило, имелись ревизоры. Иногда они выделялись в самостоятельный ревизионный отдел. Практически все предприятия минимум раз в году  подвергались ведомственным ревизиям. Но, как показала практика, имевшаяся система контроля так и не смогла устранить нарушения, злоупотребления, а также хищения имущества предприятий. Кроме того, чем более жесткой становилась система контроля, тем более изощренными становились способы злоупотреблений. Никакой внутренний контроль не может устранить в полной мере возможность нарушений, только правильная организация системы внутреннего контроля снижает возможность нарушений, но не гарантирует их отсутствие. Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что наиболее эффективной формой аудита является внешний (независимый) аудит.

Основной целью внутреннего аудита при проверке расчетов с подотчетными лицами является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.

Основной задачей аудита расчетов с подотчетными лицами - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при расчетах с подотчетными лицами, учета командировочных расходов, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.

Проверяя правильность расчетов с подотчетными лицами внутренний контроль должен обратить внимание на следующее:

-       Правильность и своевременность составления авансовых отчетов,

-       Правильность возмещения затрат  на хозяйственные нужды,

-       Наличие оправдательных документов,

-       Имеются ли приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку,

-       Правильность возмещения командировочных расходов (суточных, квартирные, стоимость проезда). При этом следует помнить суммы расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходы по найму жилого помещения, возмещаемые по нормам, установленным законодательством, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) без НДС. При этом сумма НДС, оплаченная при возмещении таких расходов определяется по расчетной ставке от суммы указанных расходов,

-       Имеется ли командировочное удостоверение с отметками в месте пребывания в командировке,

-       Полнота и своевременность сдачи в кассу остатка подотчетной суммы,

-       Правильность возмещения затрат на представительские расходы. Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) производится в пределах смет предприятия и только при наличии оправдательных  первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов,

-       Правильность возмещения затрат при краткосрочных загранкомандировках,

-       Правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с подотчетными лицами,

-       Правильность ведения остатков на конец  месяца по сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»,

-       Соответствие записей в авансовых отчетах записям в журнале-ордере № 7 по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и Главной книге.

На рассматриваемом мной предприятии ООО «Фобос» система внутреннего контроля отсутствует и аудит проводится внешними аудиторами.



1.2.Правовые вопросы взаимоотношений с подотчетными лицами


Подотчетными лицами могут быть только работники предприятия, организации, которым из кассы выданы денежные средства для покрытия предстоящих расходов. Работником предприятия считается работник, с которым  оформлены трудовые соглашения (трудовой договор, контракт, договор на оказание различных услуг в интересах организации и пр.).

При учете расчетов с подотчетными лицами руководство предприятия должно обращать особое внимание на следующие моменты, регулирующие правовые взаимоотношения с подотчетными лицами:

1.            Выдача под отчет наличных средств на хозяйственные нужды производится только лицам, список которых утвержден руководителем предприятия. Выдача сумм под отчет  другим лицам может быть расценена как предоставление займа.

2.            Передача выданных под отчет наличных денежных средств одним лицом другому запрещена.

3.            Выдача сумм под отчет без указания в расходном ордере без точной цели расходования может быть расценена как предоставление ссуды с включением возникающей материальной выгоды в совокупный доход работника.

4.            В случае нецелевого использования подотчетных сумм необходимо письменное подтверждение руководителем предприятия расходования данных сумм в интересах предприятия, что позволит зачесть задолженность работника по полученным (но не израсходованным) на определенные цели подотчетных сумм в счет задолженности предприятия по затратам, производимым работников в интересах предприятия.

5.            Не позднее трех рабочих дней по истечение срока, на который выданы денежные средства (или со дня возвращения из командировки), подотчетное лицо обязано предъявить в бухгалтерию отчет о расходовании полученных средств с приложением оправдательных документов, подтверждающих факт целевого использования  денежных средств.

6.            Факт расходования подотчетных сумм должен быть подтвержден первичным учетным документом, содержащим необходимые реквизиты:

-               Наименование документа,

-               Дата составления документа,

-               Наименование организации,

-               Содержание хозяйственной операции,

-               Измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении),

-               Подписи ответственных лиц с наименованием их должностей.

7.            Списание задолженности по подотчетным суммам с физического лица и включение этих расходов в состав производственных затрат без первичных  оправдательных документов (либо при отсутствии в них обязательных реквизитов) являются необоснованными.

8.            Оприходование закупленных подотчетным лицом материальных ценностей при отсутствии первичных учетных документов по их оплате не снимает проблему возникновения дохода у подотчетного лица, хотя такой подход существует (Письмо ГНС РФ от 20.10.95 г. № ПВ-4-17/69н). Кроме этого у предприятия возникает проблема подтверждения факта приобретения имущества за счет собственных средств.

9.            Если подотчетному лицу поручено приобретение за наличный расчет ТМЦ у организации, то на его имя должна быть оформлена доверенность, при этом на него возлагается полная материальная ответственность за сохранность этих ценностей.

10.       Ограничений по суммам, выдаваемым под отчет на хозяйственные нужды, нет. При этом подотчетное лицо, действуя от имени своего предприятия, не  должно превышать установленный предел по расчетам наличными деньгами с одним предприятием в один день по одному или нескольким платежным документам.

11.       Не является документальным подтверждением произведенных расходов акт, составленный комиссией, о приобретении работником на рынке товарно-материальных ценностей. Документ должен содержать данные о продавце: фамилию, имя, отчество, паспортные данные или данные о регистрации в качестве предпринимателя, подпись продавца.

12.       Договор купли-продажи может считаться документальным подтверждением произведенных расходов, если кроме реквизитов, дающих полную информацию о продавце, он содержит реквизиты, подтверждающие оплату.

13.       Для документального подтверждения произведенных расходов при приобретении материальных ценностей на предприятиях розничной торговли требуется не только товарный, но и контрольно-кассовый чек (Письмо ГНИ по г. Москве от 19.02.98 г. № 31-08/4437).

14.       Выданные командированному в другую местность работнику суммы сверх компенсаций стоимости проезда, оплаты жилья и суточных (в любых установленных размерах) не могут быть отнесены к командировочным расходам. Их следует учитывать как выданные под отчет на хозяйственнык нужды.

15.       При компенсации расходов, связанных с ведением телефонных расходов во время командировки, необходимо подтверждения производственной  необходимости (служебного характера) –соответствующим документам (счета, квитанции с указанием номеров телефонов предприятия). В противном случае такие суммы включаются в налогооблагаемый доход (Письмо Минфина РФ от 23.12.98 г. № 04-04-06).

16.       Целесообразность расходов должна быть подтверждена руководителем. Тогда возмещенные суммы предприятие может учесть в составе себестоимости продукции, в том числе для целей налогообложения. При этом для списания сумм с подотчетного лица не важно, были ли проведенные переговоры связаны с производственной деятельностью предприятия или оно проводилось по вопросам, относящимся к непроизводственной сфере, - достаточно подтверждения того, что переговоры проводились в интересах организации.

17.       При выдаче аванса  на командировочные расходы, необходимо обращать внимание, что в налоговой практике может применяться подход, согласно которому в целях исчисления налога на доходы с физических лиц суммы аванса на командировочные расходы предлагается разделить на соответствующие нормативам и выданные сверх норматива. Последние рассматриваются как выплаты дохода физическому лицу в виде аванса на командировку (Письмо ГНС РФ от 14.06.96 г. № ВГ-8-18/442).

Кроме этого вопрос правовых взаимоотношений предприятия с подотчетными лицами должен быть рассмотрен в учетной политике организации.

Учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятая в организации. Поскольку способы отражения операций в бухгалтерском учете учитываются при выработке и принятии управленческих решений, значение учетной политики велико. Она является основой для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации. В учетной политике должны быть оговорены следующие моменты:

-               Применяемые формы первичных документов,

-               Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов,

-               График и правила документооборота, в части первичных документов, относящихся к учету расчетов с подотчетными лицами,

-               Сроки и порядок выдачи наличных денег под отчет сотрудникам, оформление отчетов по их использованию.


1.3. Планирование аудита

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма – обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом  о проведении аудита.

Планирование аудита предполагает разработку  общей стратеги и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объёму аудиторских процедур. Являясь начальным этапом проведения аудита, планирование состоит в разработке аудиторской программы, определяющей объём, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской  организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчётности организации.

Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:

- комплексности планирования;

- непрерывности планирования;

- оптимальности планирования.

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности  и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряжённых заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним    организациям) [6, стр. 9].

Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования  аудиторской организации следует   обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определённых самой аудиторской организацией.

При планировании аудита  на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учётом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Единые требования по планированию аудита финансовой отчётности, применяемые в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит на первый год в отношении данного  аудируемого лица, определены Федеральным стандартом   аудиторской деятельности «Планирование аудита» № 3.

Настоящее федеральное правило аудиторской деятельности, разработанное с учётом международных стандартов аудита,    устанавливает, что и аудиторская организация и аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Необходимость планирования аудитором своей  работы  объясняется тем, что:

- оно способствует тому, чтобы  важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с  оптимальными затратами, качественно и своевременно;

- планирование позволяет эффективно распределять работу между  членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу;

- планирование позволяет организовать внутренний контроль за качеством выполнения аудиторских работ.

При планировании аудита аудиторской организации следует выделить следующие основные этапы:

- предварительное планирование аудита;

- подготовка и составление общего плана аудита;

- подготовка и составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию:

1) о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и её отраслевые особенности;

2) о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Аудитору также следует ознакомиться с:

- организационно-управленческой структурой экономического субъекта;

- видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;

- структурой капитала и курсом акций;

- технологическими особенностями производства продукции;

- уровнем рентабельности;

- порядком распределения прибыли, остающейся  в распоряжении организации;

- существованием  дочерних и зависимых организаций;

- организованной экономическим субъектом системой внутреннего     контроля.

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчётность.

Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться: устав экономического субъекта, документы, регламентирующие учётную политику экономического субъекта и внесение изменений в неё, бухгалтерская отчётность, контракты, договоры,  соглашения экономического субъекта, внутренние отчёты аудиторов, консультантов и др.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае, если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом. При этом следует учитывать:

а) бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита: подготовительного, основного и заключительного;

б) предполагаемые сроки работы группы;

в) количественный состав группы;

г) должностной уровень членов группы;

д) преемственность персонала группы;

е) квалификационный уровень членов группы.

В соответствии с требованиями Федерального стандарта, аудиторские фирмы до начала проверки обязаны составлять общий план и программу аудита.

При этом результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как  данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нём предполагаемые объём и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита. Он должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

В общем плане аудиторская организация должна предусматривать сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчёта и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

а) реальные трудозатраты;

б) расчёт затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчётом;

в) уровень существенности;

г) проведённые оценки рисков аудита.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица;

б) системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля;

в) риск и существенность;

г) характер, временные рамки и объём процедур;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполнения работы;

е) прочие аспекты.

В общем плане рекомендуется предусмотреть:

- формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудиту;

- распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

- инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

- контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

- разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

- документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и её рядовым членом.

Аудиторская организация определяет в общем плане и роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определённые аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица. При этом аудитор несёт ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

На базе общего плана аудита в аудиторских фирмах разрабатывают программу аудита, которая определяет характер, временные рамки и объём запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является развитием общего плана  аудита и представляет собой длительный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита, т.к. планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.


1.4. Аудиторская программа

Согласно Федеральному стандарту № 3 «Планирование аудита», аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объём запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа аудита является набором инструкций  для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчётности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учёта. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учёте оборотов и сальдо по счетам, а также аналитические процедуры. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учёта он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу.

Аналитическая процедура – разновидность аудиторской процедуры, представляющая собой анализ и оценку полученной аудитором  информации, исследование важнейших финансово-экономических показателей отчётности с целью выявления неверно отражённых в учёте фактов хозяйственной деятельности, а также выяснении причин и ошибок.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор  в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

Программа аудита должна по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита, т.к. планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в программу аудита должны быть документально зафиксированы.







2.Нормативное регулирование учета расчетов с подотчетными лицами

Основными документами, регулирующими операции с подотчетными лицами являются:

1.Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ,

2.Положение о бухгалтерском учете и отчетности,

3.Налоговый кодекс РФ

4.Письмо ЦБ РФ от 04.10.93 г. № 18 Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. Данным документом регулируется порядок выдачи наличных денежных средств работникам предприятия под отчет.

В соответствии с п.11 лица, получившие наличные деньги подотчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному  ему авансу. Передача выданных подотчет наличных денег одним лицом другому запрещается.

Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя предприятия, организации на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы.

Служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной или подвижной характер, не считаются командировками.

Направление работника в командировку производится руководителем предприятия и  оформляется выдачей командировочного удостоверения. Наряду с выдачей командировочного удостоверения направление в командировку может оформляться приказом. Командировочное удостоверение может не выписываться, если работник должен возвратиться из командировки в место постоянной работы в тот же день, в который он был командирован.

Срок командировки работников определяется руководителем предприятия и не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути. Фактическое время пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из места командировки. Если работник командирован в разные населенные пункты, отметки о дне прибытия и дне выбытия делаются в каждом пункте.

Регистрация лиц, отбывающих в командировки и прибывающие в командировки на данное предприятие ведется в специальных журналах. Руководитель предприятия приказом назначает лицо, ответственное за ведение журналов регистрации работников, прибывающих в командировку и выбывающих в командировку, и производство отметок в командировочных удостоверениях.

Днем выезда в командировку считается день отправления транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем приезда – день прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее – последующие сутки. Если станция, пристань, аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда в пункт отправления. Аналогично определяется день приезда работника в место постоянной работы (должность) и средний заработок за время командировки, в том числе и за время нахождения в пути.

При командировке лица, работающего по совместительству, средний заработок сохраняется на том предприятии, которое его командировало. В случае направления в командировку одновременно по основной и совмещающей работе средний заработок сохраняется по обеим должностям, а расходы по оплате командировки распределяются между командирующими организациями по соглашению между ними.

Командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения и проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, а также выплачиваются суточные.

Командированному работнику перед отъездом в командировку выдается денежный аванс в пределах сумм, причитающихся на оплату проезда, расходов по  найму жилого помещения и суточные.

В течение трех дней по возвращении из командировки работник обязан представить авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, оформленное в установленном порядке, документы о найме жилого помещения и фактических расходах по проезду.

Суммы подотчетных средств, выданные предприятием физическому лицу на командировочные расходы (в рублях или иностранной валюте) в части превышения действующих в период командировки норм, подлежат  включению в состав облагаемого дохода физического лица на дату представления в бухгалтерию предприятия авансового отчета. На эту же дату применяется курс перерасчета иностранной валюты в рубли. Аналогичный порядок включения подотчетных сумм в облагаемый доход действует при выдаче  физическому лицу подотчетных сумм  на проведение хозяйственных операций, в случае, если регламентирующими документами предприятия (напрмер, приказом руководителя, устанавливающим сроки, на которые выдаются подотчетные суммы по различным видам операций, или утвержденной формой заявления на выдачу таких сумм, в котором подотчетное лицо указывает срок возврата неиспользованных средств или сдачи авансового отчета) установлен срок, на который они выдаются, к суммам подотчетных средств отсутствуют документы, подтверждающие расход этих сумм.

Если подотчетные средства были выданы работнику предприятия без установления срока их возврата и  такие суммы отражены по дебету сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами», оснований для включения  в облагаемый доход работника этих сумм не имеется.

План счетов бухгалтерского учета.

Планом счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о расчетах с работниками предприятия, по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы, а также на служебные командировки, предназначен сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами». В случае небольшого объема данных операций предприятие может использовать сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На выданные в подотчет суммы сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств ( в основном со сч. 50 «Касса»). На израсходованные подотчетным лицом суммы сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов.

Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и дебету сч. 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В дальнейшем эти суммы списываются со сч. 84  «Недостачи и потери от порчи ценностей» в  дебет сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (если они могут быть удержаны из заработной платы работника) или сч. 73  «Расчеты с персоналом по просим операциям» (когда не могут быть удержаны из заработной платы работника).

Синтетический и аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждой авансовой выдачи.






3.Аудит расчетов с подотчетными лицами

3.1. Методики аудиторской проверки


Проверка по методики В.И. Подольского.

Перед началом основной проверки расчетов с подотчетными лицами аудитор должен составить примерную программу изучения документов в зависимости от состояния данного раздела учета на предприятии.

По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии расчетов с подотчетными лицами на предприятии. Представленный вопросник позволяет сделать аудитору целый ряд промежуточных выводов, на основании которых он в последствии определит достоверность отчетных данных.

Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан определенный набор контрольных процедур. Основными контрольными процедурами являются:

Процедура 1 — проверка соответствия подотчетных лиц, получающих наличные деньги их кассы на хозяйственные расходы, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия.

Процедура 2 — проверка получения подотчетных сумм денежных средств лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам.

Процедура 3. — проверка соответствия фактического расходования подотчетных сумм целям на которые они выданы.

Процедура 4. — наличие подотчетных лиц в штате предприятия.

Процедура 5. — проверка правильности списания подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия. В случаях, когда решением руководителя предприятия сумма, выданная под отчет, не возвращена и списывается за счет чистой прибыли, аудитору необходимо удостовериться в том, что, во-первых, решение о списании действительно существует, во-вторых, что с подотчетных сумм удержан подоходный налог, а также начислены все соц. фонды (включая Пенсионный фонд 1 % и 28% соответственно).

Процедура 6. — проверка полноты оправдательных документов по командировкам, приложенных к авансовым отчетам.

Процедура  7. — проверка наличия приказов о направлении работников в командировку.

Процедура 8.  — проверка правильности возмещения командировочных расходов. Нормы возмещения командировочных расходов определены:

Процедура 9.  — проверка правильности ведения учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм.

Процедура 10. — проверка правильности отражения в учете НДС по приобретенными подотчетным лицами материальным ценностям.

Процедура 11. — проверка правильности выведения остатков на конец отчетного периода по расчетам с подотчетными лицами. Задолженность подотчетных лиц предприятию и предприятия подотчетным лицам должна быть показана в регистрах учета развернуто.

Процедура 12. — проверка соответствия записей в авансовых отчетах и журнале-ордере № 7.


Методика Н.П. Барышникова

При проверке авансовых отчетов необходимо обратить внимание на следующее:

·            имеются ли приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку с указанием цели командировки, страны пребывания и сроков командировки;

·            правильность возмещения командировочных расходов (суточные, квартирные, стоимость проезда).

·            имеется ли командировочное удостоверение с отметками в месте пребывания в командировке;

·            правильность и своевременность составления авансовых отчетов;

·            правильность возмещения затрат на хозяйственные нужды;

·            наличие оправдательных документов;

·            полнота и своевременность сдачи в кассу остатка подотчетной суммы;

·            правильность возмещения затрат на представительские расходы. Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) проводится в пределах смет предприятия и только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны: дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов;

·            правильность возмещения затрат при краткосрочных загранкомандировках. При этом следует помнить, что пересчет расходов по загранкомандировке, выраженных в иностранной валюте, производится на момент прибытия работника из командировки (любой из трех дней, в течение которых командированный обязан сдать авансовый отчет по командировке).

Методика аудита Р.А. Алборова

Приступая к проверке расчетов с подотчетными лицами, аудитор должен сначала проверить:

·            кто ведет учет расчетов с подотчетными лицами (должность, образование, стаж работы по специальности, нет ли родственных связей с руководителем, кассиром организации);

·            имеется ли в наличии нормативная база для работы бухгалтера;

·            кому подотчетен данных бухгалтер и кто его проверяет по исполняемой работе;

·            имеется ли утвержденный руководителем организации список (круг) подотчетных лиц (круг подотчетных лиц определяется в начале года и список по ним утверждается руководителем организации).

Далее необходимо сверить остатки сумм по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в журнале-ордере № 7, Главной книге и балансе организации на первое число последнего месяца перед датой проведения проверки. При наличии расхождений выявить их причины.

Проверяя записи по каждому лицевому счету в журнале-ордере № 7, необходимо выявить:

·            суммы выдаваемых под отчет авансов;

·            имеются ли приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку;

·            назначение и фактическое использование авансов;

·            сроки представления авансовых отчетов;

·            имеются ли командировочные удостоверения с отметками о местах пребывания согласно заданию;

·            правильность и своевременность составления (представления) авансовых отчетов;

·            правильность возмещения командировочных расходов и затрат на операционно-хозяйственные нужды;

·            правильность составления корреспонденции счетов по операциям с подотчетными лицами;

·            своевременность погашения задолженности по ранее выданным авансам;

·            наличие оправдательных документов по всем операциям

Необходимо также установить законность и целесообразность операционных и хозяйственных расходов через подотчетные лица, возможность проведения этих расходов по безналичным расчетам.

3.3.Аудит учета командировочных расходов

Как правило, командировочные расходы – это лишь малая часть всех затрат предприятия. Поэтому бухгалтера зачастую не придают этим расходам должного значения. Но такое поведение весьма опрометчиво – ошибки в учете командировочных расходов могут привести к занижению налогооблагаемой прибыли, НДС, налога на доходы с физических лиц и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

При проведении аудиторской проверки аудитор должен обратить внимание на следующие моменты:

1.Правильность ведения журнала регистрации работников, направленных в командировки, проверяются предоставленные командировочные авансовые отчеты.

2.Наличие отметок в командировочных удостоверениях, о датах прибытия и выбытия из пунктов назначения, отсутствие подчисток, помарок, полное заполнение реквизитов. Фактическое время пребывания в командировке определяется по отметкам в командировочном удостоверении.

3.Правильность оплаты суточных, расходов по найму жилья и на проезд.

Перед отъездом работника в командировку бухгалтерия предприятия должна выдать ему денежный аванс. Сумма аванса определяется на основании предполагаемого срока командировки и действующих норм возмещения командировочных расходов.

Как показывает практика проведения аудиторских проверок, на многих предприятия подотчетные суммы выдаются лицам, которые еще не отчитались по ранее выданным авансам. Поэтому, если предприятие направляет в командировку работника, который не отчитался по ранее выданному авансу, то в этом случае можно оформить приходный авансовый ордер на остаток непогашенного аванса и одновременно выписать расходный кассовый ордер на сумму, включающую непогашенный аванс и аванс на командировку.

К оформлению командировочного удостоверения предъявляются достаточно жесткие требования. Так, указанные в нем личные данные работника (фамилия, имя, отчество) и пункт его назначения должны совпадать с данными проездных документов. Также необходимо сформулировать четко цель командировки. В зависимости от цели затраты на командировку впоследствии могут:

-       Включаться в себестоимость (если командировка имела производственный характер),

-       Покрываться за счет чистой прибыли предприятия или средств фондов специального назначения (если командировка имела непроизводственный характер),

-       Относится на увеличение стоимости приобретенных основных средств или материально-производственных запасов (если целью командировки было приобретение данного имущества).

Следует иметь в виду, что только штатные работники, заключившие с предприятием трудовой договор, могут быть направлены в командировку. Если же с работником заключен гражданско-правовой договор, то отношения с ним регулируются Гражданским кодексом РФ. В этом случае поездка физического лица для выполнения работ по поручению предприятия командировкой не считается. Потраченные на поездку средства могут компенсироваться физическому лицу, если это было предусмотрено в договоре. При этом вся сумма, выплаченная физическому лицу, рассматривается как оплата услуг по договору и является его доходом. У предприятия  сумма компенсации относится на ту же статью затрат, что и вознаграждение по договору.

Предприятия должны вести журнал учета командированных работников. На практике это встречается не часто. Между тем такой журнал нужен бухгалтеру для самоконтроля. По журналу можно отслеживать, как работники отчитываются по выданным авансам, а также удобно вести сквозную нумерацию командировочных удостоверений. Добавив в журнал графу «Цель командировки», легко определять характер поездки для отражения произведенных затрат.

Если командировка носит производственный характер, то расходы на проезд работника к месту командировки и обратно в полном размере включаются в себестоимость. Данная статья расходов не нормируется Минфином РФ, на налоговыми органами. Поэтому бухгалтера не должно смущать то, что рядовой работник добирался на самолете бизнесс-классом и приложил к своему авансовому отчету авиабилет. Ограничения по оплате проезда установлены только для загранкомандировок. При этом следует иметь ввиду, что работнику возмещаются только расходы на проезд до места командировки и обратно. Поэтому нет смысла  собирать талончики автобусов, трамваев во время нахождения в командировке. Эти расходы не возмещаются.

Если проездные документы были утеряны, то расходы на проезд возмещаются за счет предприятия по его усмотрению, но учитывать в составе затрат они могут только по минимальной стоимости. При этом с выплаченной работнику суммы необходимо удержать налог на доходы с физических лиц.

С сумм затраченных командированным работником на проживание, бухгалтер выделяет НДС с помощью расчетной ставки (15,25%). Когда работникам оплачивается проживание без соответствующих документов, НДС расчетным путем не выделяется и из бюджета не возмещается.

Очень часто во время командировки работнику приходится звонить на предприятие, чтобы обсудить те или иные деловые вопросы. В  соответствии с НК РФ расходы по оплате услуг связи включаются в себестоимость. Поэтому, если в счете за гостиницу отдельно указаны расходы за телефонные переговоры, то их можно включить в себестоимость. Однако в этом случае необходимо подтвердить производственный характер звонков.

Выявленные нарушения по оформлению командировочных расходов по ООО «Фобос» представлены в Приложениях 1, 3.


3.4. Типичные ошибки и последствия нарушения порядка учета с подотчетными лицами

Основные нарушения (злоупотребления, хищения, ошибки, несоответствия установленному порядку в области расчетов с подотчетными лицами могут быть классифицированы следующим образом:

1. Нарушение порядка выдачи подотчетных сумм

1.1. Выдача денежных средств лицам, не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказом руководителя предприятия могут быть выданы деньги и хозяйственно-операционные расходы;

1.2. Выдача денежных средств из кассы под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия;

1.3. Выдача денег под отчет лицам, не рассчитавшимся по ранее выданным авансам;

1.4. Несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;

1.5. Списание подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия;

2. Нарушения при оформлении командировочных расходов

2.1. Отсутствие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку;

2.2. Отсутствие командировочных удостоверений с отметкой в месте пребывания в командировке;

2.3. Несоблюдение установленных норм командировочных расходов;

2.4. Отсутствие приказов (распоряжений) об оплате суточных сверх установленных норм;

2.5. Отсутствие аналитического учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм;

3. Нарушение порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов

3.1. Нарушение порядка удержания налога на доходы с физических лиц и начисления фондов социального страхования и обеспечения с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм,

3.2. Некорректное выделение НДС в суммах командировочных расходов.

По результатам проведенной проверки аудитор может сделать следующие выводы:

1.       Внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств из кассы предприятия ослаблен отсутствии на предприятии установленного приказом руководителя круга лиц, которым могут быть выданы деньги на хозяйственные нужды.

2.       В нарушение п. 11 ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1043 г. N 40) лицам, не отчитавшимся за полученные ранее подотчетные суммы, выдаются новые авансы.

3.       Приказы о направлении работников в командировку не оформляются — следует проверить не допускается ли под видом командировочный расходов скрытое авансирование работников предприятия.

4.       В нарушение ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ суточные, возмещаемые сверх норм работникам предприятия, не облагаются налогом на доходы с физических лиц. Кроме того, со сверхнормативных суточных необходимо начислить взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования. 

По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии расчетов с подотчетными лицами на предприятии.  При проверке расчетов с подотчетными лицами применяются практически все методы получения аудиторских доказательств: наблюдение за выполнением хозяйственных и бухгалтерских операций, устный опрос, получение письменных подтверждений, проверка документов по форме, проверка арифметических расчетов, анализ и пр., на основании которых определяется достоверность отчетных данных.

В ходе аудиторской проверки главный бухгалтер ООО «Фобос» исправил и устранил все замечания, обнаруженные аудиторами. Поэтому аудиторской фирмой ЗАО «Аудит-Плюс» было дано положительное аудиторское заключение.








4. Проведение аудиторской проверки на ООО «Фобос»

Применение методики аудита расчетов с подотчетными лицами рассмотрены на конкретном примере. Проверка проводилась на малом предприятии ООО «Фобос» по инициативе работников предприятия.

ООО «Фобос» вновь созданное предприятие, проводится проверка расчетов с подотчетными лицами в течение первого месяца существования предприятия.

На предприятии ведение бухгалтерского учета осуществляется по упрощенной системе ведения учета для малых предприятий, с использованием регистров, предусмотренных упрощенной формой бухгалтерского учета.

По данным предприятия на 01.12.04 г. остатки по синтетическим счетам составили (табл.3.1.).

Таблица 3.1.

Остатки по счетам

Номер счета

Наименование счета

Сумма, руб.

01.11. 04 г.

01.12.04 г.

50

Касса

1700

500

71

Расчеты с подотчетными лицами


-


-

10

Материалы

-

1200


В табл. представлены данные по выдаче подотчетных сумм за ноябрь.

В соответствии с Книгой хозяйственных операций проверяются операции по выдаче подотчетных сумм. Седьмого ноября 2004 года было выдано Ковалеву А. Н. подотчет - 400 руб., на приобретение товарно- материальных ценностей. Аналогично: 10.11.04 – Петрову К. Н.- 650 руб.; 14.11.04.- Мизину П. А.- 150 руб.


           


Таблица 3.2.

Аналитические данные для аудита расчетов с подотчетными лицами,  руб.

Дата

Хозяйственная операция

Сумма

Корреспонденция счетов

Дт

Кт

07.11.04

Выдано из кассы в подотчет Ковалеву А. Н.

400

71

50

10.11.04

Выдано из кассы в подотчет Петрову К. Н.

650

71

50

11.11.04

Утвержден авансовый отчет Ковалева А. Н.

400

10

71

14.11.04

Выдано из кассы в подотчет Мизину П. А.

150

71

50

23.11.04

Утвержден авансовый отчет Петрова К. Н.

650

10

71

27.11.04.

Утвержден авансовый отчет Мизина П. А.

150

20

71


Для подтверждения данных операций необходимо иметь Приказ руководителя предприятия о порядке выдачи подотчетных сумм (Приложение 1), расходные кассовые ордера, в которых отражена выдача денежных средств подотчетным лицам. Также необходима встречная проверка по счету 50 «Касса», где отражена выдача средств подотчет на общую сумму – 1200 руб., а также по счету 10 «Материалы», где отражено поступление материалов, приобретенных подотчетными лицами, на сумму – 1200 руб.

Остаток средств по счету 71 – нулевой, по счету 50 – 500 руб. (1700 –1200 = 500).

Утверждение авансовых отчетов производился бухгалтером предприятия на основании приложенных оправдательных документов (кассовые товарные чеки, накладные). Предположим, что при проверке выдача подотчетных сумм, авансовые отчеты оформлены правильно.

Выдача подотчетных сумм оформляется расходным кассовым ордером (Ф КО – 1). Отражение данных операции осуществляется  и в кассовой книге (Ф, КО-4) по графе «Расход».

Также при проверке необходимо проверить заполнение регистра - Ведомость учета денежных средств и фондов (Ф. № В-4) , т.к. ООО « Фобос» - ведет учет по упрощенной форме с использованием регистров учета для малого предприятия.

В соответствии с операциями, проведенными на предприятии ведомость заполнена верно.

Данные проверки отражены в Аудиторском заключении, предоставленном ниже:




Аудиторское заключение


         На основе проверки расчетов с подотчетными лицами предприятия ООО «Фобос»



 Мною, аудитором  Малыгиным Алексее Викторовичем (лицензия № 1111 от 01.01.03 г)  на основании договора от 5. 10. 04 г.  в период с 01 ноября по 01 октября 2004 г. проведена аудиторская проверка расчетов с подотчетными лицами предприятия за ноябрь 2004 года.

Сплошной проверке были подвергнуты кассовые отчеты, авансовые отчеты. Остальные документы были проверены выборочно, в том числе Ведомость по расчету с подотчетными лицами, Книга учета хозяйственных операций за ноябрь 2004 года.

Проверкой установлено:

Бухгалтерский учет на предприятии по учету расчетов с подотчетными лицами ведется в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности. Денежные средства выдаются лицам, указанным в приказе руководителя предприятия.

Данные Ведомости учета денежных средств и фондов, Ведомости по расчетам с подотчетными лицами соответствуют данным Книги учета хозяйственных операций, и подтверждены соответствующими документами.

На основе вышеизложенного я считаю, что бухгалтерские документы по учету расчетов с подотчетными лицами составлены верно. Никаких замечаний нет.



 Подпись:                                                                                                   М.П.

Заключение


В условиях рынка предприятия вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитом.

Современный аудит – это неотъемлемый элемент информационного рынка, особая форма контроля в условиях рыночной экономики, которая сейчас сложилась в России. В этом и состоит сущность аудита. Необходимость аудита заключается в том, чтобы в результате экономической деятельности хозяйствующих субъектов обеспечить защиту частного или государственного капитала и снизить информационный риск до приемлемого уровня.

Основной задачей аудита расчетов с подотчетными лицами - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при расчетах с подотчетными лицами, учета командировочных расходов, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.

Проверяя правильность расчетов с подотчетными лицами внутренний контроль должен обратить внимание на следующее:

-       Правильность и своевременность составления авансовых отчетов,

-       Правильность возмещения затрат  на хозяйственные нужды,

-       Наличие оправдательных документов,

-       Имеются ли приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку,

-       Имеется ли командировочное удостоверение с отметками в месте пребывания в командировке,

-       Полнота и своевременность сдачи в кассу остатка подотчетной суммы,

-       Правильность возмещения затрат на представительские расходы. Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) производится в пределах смет предприятия и только при наличии оправдательных  первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов,

-       Правильность возмещения затрат при краткосрочных загранкомандировках,

-       Правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с подотчетными лицами,

-       Правильность ведения остатков на конец  месяца по сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»,

-       Соответствие записей в авансовых отчетах записям в журнале-ордере № 7 по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и Главной книге.

Изучение практики аудита, в т.ч. и аудиторского заключения ООО «Фобос» за 9 месяцев 2000 г. позволило мне выделить основные нарушения в области расчетов с подотчетными лицами, а именно:

-       Нарушение порядка выдачи подотчетных сумм,

-       Нарушение при оформлении командировочных расходов,

-       Нарушение порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов.

По результатам проведенного аудита, выявленных нарушений, характер их последствий позволяют аудиторам составить мнение о состоянии расчетов с подотчетными лицами и определить достоверность отчетных данных.








Список используемой литературой


1.     Налоговый кодекс РФ

2.     ФЗ «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ

3.     Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учебно-практическое пособие. — М.: Дело и сервис, 2003. — 464 с.

4.     Аудит: Учебник/ Под ред. Подольского В.И. — М.: Аудит, 2002. — 432 с.

5.     Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. — 4 изд., перераб. и доп. — М.: ФИЛИНЪ, 2001. — 528 с.

6.     Бухгалтеру и аудитору: Справочное пособие, Т.1,2 — СПб, 2001

7.     Воронов В.В. и др. Общий аудит. Законодательная и нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществлени — М.: Международная школа управления «Интенсив» РАГС, Издательство «ДИС», 2003 г. — 544 с.

8.     Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту — 2-е изд. М.: ИНФРА, 2001

9.     Максимова Л.Н. Типичные нарушения при осуществлении расчетов с подотчетными лицами// Главбух — 2002 — № 9

10.            Сотникова Л. Аудит хозяйственных операций: методы и процедуры// Аудит и налогоообложение —2000 — № 8



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

        

ООО «Фобос»

Общество  с  Ограниченной  Ответственностью


ПРИКАЗ №128/04

 

От « 06 » ноября  2004 г.

Г. Хабаровск

«по личному составу»


ПРИКАЗЫВАЮ:



Выдать Ковалеву Н.П. в подотчет 400 (четыреста) рублей на нужды предприятия


С приказом ознакомлен:








Директор ООО «Фобос»     __________________

Винкевич Д.В.