Содержание


Значение Пенсионного фонда и его место в системе финансов_________ 3

Формирование и расход средств Пенсионного фонда_________________ 4

Пенсионная реформа в России____________________________________ 9

Пенсионная система и рынок капиталов__________________________ 12

Список литературы____________________________________________ 15


Значение Пенсионного фонда и его место в системе финансов


Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) был создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан. деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991 г.

Главными направлениями деятельности Пенсионного фонда являются:

• целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансировало расходов, связанных с социальной защитой населения;

• организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

• капитализация средств в ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

• контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

• проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

• осуществление разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР формируются за счет следующих основных источников:

• страховых взносов работодателей;

• страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

• ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий и др.;

• добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Предприятия и организации всех форм собственности обязаны вносить в Пенсионный фонд взносы в размере 28% от размера начисленной заработной платы.


Формирование и расход средств Пенсионного фонда


В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления.

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

Управляемые органами государственной власти Российской Федерации внебюджетные фонды предназначены для реализации таких конституционных прав граждан как право на:

-         социальное обеспечение по возрасту;

-         социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

-         социальное обеспечение в случае безработицы;

-         охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Цель создания внебюджетных фондов была обусловлена стремлением центральных органов власти решить такие задачи как:

-         усилить контроль представительных органов власти за целевым использованием общегосударственных средств на социальную защиту населения;

-         передать исполнение бюджетов внебюджетных фондов из сферы государственной исполнительной власти органам управления специально созданных фондов;

-         создать четкий механизм формирования и использования целевых внебюджетных фондов. Соизмерить величины источников формирования этих фондов с суммами используемых ими средств;

-         снять нагрузку с центрального бюджета, из которого раньше выделялись дотации на социальную защиту населения.

Внебюджетные фонды — это совокупность финансовых ресурсов, не включаемых в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.

Государственные внебюджетные фонды имеют государственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав государственных внебюджетных фондов входят:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования Российской Федерации

• фонды обязательного медицинского страхования;

Средства большинства централизованных внебюджетных фондов являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального экономического положения некоторых групп населения.

Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач.

К децентрализованным внебюджетным фондам относятся:

• внебюджетные фонды, создаваемые по решению региональных муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;

• внебюджетные фонды, создаваемые для решения отраслевых задач, фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок ( Фонд конверсии и др.).

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

• обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и решениями местных органов власти;

• добровольные взносы юридических и физических лиц;

• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами - юридическими лицами;

• другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Средства государственных и территориальных (региональных и местных) внебюджетных фондов находятся соответственно в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Проекты бюджетов внебюджетных фондов составляются органами правления соответствующих фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение представительных органов в составе документ материалов, представляемых одновременно с проектами соответствую бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и отчеты об их исполнении рассматриваются и утверждаются Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов PФ на рассмотрение представительных органов субъектов PФ вместе с проектами законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием таких законов.

Отчеты об исполнении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов составляются органами управления фондов и представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение представительному органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации[1].

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджеты муниципальных внебюджетных фондов составляются и исполняются муниципальными органами исполнительной власти в соответствии с принимаемыми ими решениями, касающимися формирования и использования средств этих фондов.

Во внебюджетные фонды мобилизуется значительный объем финансовых ресурсов государства. Доля средств, поступающих только в государственные внебюджетные фонды, в финансовых ресурсах государства в 90-е годы составляла от 11% до 16%.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

-         фонд запланирован органами власти и управления, и имеет  строгую целевую направленность;

-         формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

-         страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

-         на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

-         денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

-         расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ  социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств /58/.

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных  местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в  форме дивидендов или процентов.

Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. В течение последних трех лет эти финансовые потоки составили от 25 до 47 процентов по отношению к расходам федерального бюджета.

Исходя из закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003» №197-ФЗ от 31.12.2002 (Принят Государственной думой 25.12.2002 г.) утвержден размер средств федерального бюджета, направляемых в 2003 году в Фонд на выплату пенсий и пособий, финансирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также на погашение задолженности федерального бюджета перед Фондом за прошлые периоды, в сумме 50 321 897,8 тыс. рублей, из них:

- на финансирование выплат пенсий по государственному пенсионному обеспечению и пособий в 2003 году военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, выплат социальных пенсий, выплат в соответствии с предоставленными льготами по пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненным к ним гражданам, а также гражданам, пострадавшим в результате других радиационных и техногенных катастроф, выплат дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы - участникам Великой Отечественной войны, на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2002 года N 744 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. N 578 и от 6 июля 2001 г. N 518", на финансирование социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг, а также расходов на их доставку в сумме 48 467 777,8 тыс. рублей;

- на финансирование выплат ежемесячных доплат к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральных государственных служащих, пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим и дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 года N 229 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций", а также расходов на их доставку в сумме 880 620,0 тыс. рублей;

- на погашение задолженности перед Фондом за 2001 год по расходам на выплату пенсий и пособий, выплата которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, в сумме 473 500,0 тыс. рублей;

- на погашение части задолженности, установленной статьями 6 и 7 Федерального закона от 8 апреля 2002 года N 35-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2000 год", подлежащей реструктуризации и погашению начиная с 2003 года, в сумме 500 000,0 тыс. рублей.



Пенсионная реформа в России


У проводимой пенсионной реформы уже были выявлены следующие недостатки:

1. У людей, которым исполнится 55 или 60 лет до 1 января 2013 года, времени на накопления мало. Поэтому накопительной части у них не окажется вообще - только базовая и страховая. Но последняя будет рассчитываться по льготным правилам, которые позволят ее увеличить.

2. Для мужчин, родившихся в 1953 - 1966 годах, и женщин, родившихся в 1957 - 1966 годах, накопительные отчисления составят 2% от заработка.

3. У граждан, родившихся в 1967 году и позднее, накопительная часть вырастет до 6 % от их зарплаты.

НПФ появились в России в 1993 году и пока работают только в больших городах. Принимают они деньги на длинные сроки: 10 - 20 лет и больше. Собранные средства вкладываются потом в акции, облигации, банковские депозиты, и таким образом суммы на счетах клиентов растут. Правда, гарантировать стабильный высокий доход в течение всего этого срока фонды не рискуют. Поэтому записывают в договорах скромные цифры: 5 - 10% годовых. Но в реальности нередко получается больше. Например, в 2001 году многие российские НПФ дали доход в 30 - 35%.

Никакой минимальной суммы взноса в такие фонды не установлено: чем больше - тем выше дополнительная пенсия. Выплачиваться она будет пожизненно, начиная с 55 - 60 лет. А если какой-то гражданин до этого возраста недотянет, все деньги получат его наследники.

Пенсионное обеспечение через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) не отменяет уплату взносов в Государственный пенсионный фонд. Поэтому негосударственные фонды охватывают только наиболее обеспеченную часть населения - тех, у кого достаточно много свободных денежных средств.

Весь международный опыт работы накопительных пенсионных систем показывает, что когда государство устанавливает монополию государственной пенсионной организации на инвестирование этих средств, доходность в этом случае оказывается в несколько раз ниже, чем если к этому привлекаются негосударственные пенсионные фонды. Мы проводили анализ, который показывает, что нет ни одной страны мира, где бы доходность инвестирования через государственную систему была бы выше, чем через негосударственные пенсионные фонды. Более того если негосударственные пенсионные фонды дают устойчивую положительную доходность, то есть десятки стран мира, где на протяжении десятилетий государственная система инвестирования давала отрицательную доходность. Именно поэтому вопрос сейчас стоит таким образом. Либо государственный Пенсионный фонд России будет монополистом и будет единолично инвестировать все пенсионные накопления граждан, в этом случае ожидается, что доходность от инвестирования будет низкой, или, в худшем случае, отрицательной— то есть ниже инфляции. Либо до инвестирования пенсионных накоплений будут допущены негосударственные пенсионные фонды, и тогда, согласно специальному анализу, который проводили отечественные и иностранные эксперты, среднегодовая доходность может складываться на уровне 7% в реальном выражении. Примерно такова эффективная долгосрочная ставка доходности от инвестирования, которая может сложиться в Российской Федерации.[2]

В апреле 2001 года по заказу Министерства труда и социального развития РФ независимый исследовательский центр РОМИР провел исследование отношения граждан России к предстоящим изменениям пенсионной системы. Оно было проведено путем социологического опроса граждан по всероссийской реперезентативной выборке. (n=2000 41 субъект РФ, 201 точка опроса).

В настоящий момент распределение пенсионных средств занимается Государственный Пенсионный фонд РФ. Как показали данные исследования, в той или иной степени доверяют этой организации 41.2% граждан России, в целом отказывают ей в доверии несколько больше - 44.6% участников опроса. Затруднились высказать свое мнение 15.2% респондентов. Причем уровень доверия к Пенсионному фонду со стороны пенсионеров несколько выше, чем в среднем по стране: в той или иной степени доверяют Пенсионному фонду РФ 47.4% от числа опрошенных пенсионного возраста, в целом не доверяет соответственно - 38.3% пенсионеров. Очевидно, что на восприятие данной организации массовым сознанием существенное влияние оказывает общее недоверие граждан России к социальным структурам и государственным институтам социального обеспечения. В то же время те из граждан, кто непосредственно сталкивается с результатами деятельности фонда, доверяют ему в большей степени, чем общество в целом.

Свыше половины участников опроса (53.4%) в той или иной степени согласны с утверждением, что деятельность Пенсионного фонда РФ находится под контролем федеральных властей, в той или иной степени несогласны с ним 26.4% опрошенных, и 20.5% респондентов затруднились с ответом.

Одновременно с этим большинство участников опроса (54.1%) считают, что распределение средств Пенсионного Фонда является в той или иной степени несправедливым, противоположного мнения придерживается лишь 27.3% респондентов и 18.6% опрошенныхне смогли ответить.

Несмотря на такую не слишком высокую оценку деятельности Государственного Пенсионного фонда РФ, альтернативы ему российское общество не видит. Различного рода негосударственные фонды вызывают активное недоверие у наших сограждан.Так, в целом не доверяют негосударственным пенсионным фондам 79.3% опрошенных, в той или иной степени выказывают им доверие 5.3% респондентов, затруднились с ответом на данный вопрос 15.4% участников исследования.

С 1 января 2004 года негосударственные пенсионные фонды /НПФ/ в России будут включены в систему обязательного пенсионного страхования.

Сейчас в России действуют 287 НПФ в 51 регионе России. Пенсионные резервы этих фондов составляют 55 млрд 948 млн рублей. Дополнительную негосударственную пенсию из этих фондов получают более 374 тыс человек. Между тем, по данным инспекции Минтруда пока только 100 негосударственных фондов соотвествуют требованиям, необходимым для участие в обязательном пенсионном страховании.

По словам Батаева (руководитель Инспекции НПФ при Минтруда России), "откладывать средства на пенсию в НПФ - это риск, но доходность в нем выше, поскольку это рыночный участник". "Инспекция намерена обеспечить качество отчетности и прозрачность деятельности НПФ", - отметил он в этой связи.

Решение проблем Пенсионного фонда:

·        формирование стабильного коллектива ведущих и высококвалифицированных специалистов;

·        повышение кредитного рейтинга предприятия за счет учета активов ПФ

·        создание конкурентоспособных гибких универсальных технологий и оборудования за счет инвестирования части активов ПФ;

·        проведение реструктуризации производства, за счет использования части активов ПФ;

·        снижение налоговой нагрузки на предприятия, учредившие ПФ, за счет понижения налогооблагаемой базы по прибыли на величину взносов за работников в пенсионный фонд и уменьшения начислений на фонд оплаты труда путем перечисления части заработной платы сотрудников в качестве их пенсионных взносов;

·        оптимизации финансовых потоков на предприятиях-учредителях ПФ, за счет использования его резервного фонда для покрытия краткосрочных обязательств;

·        сглаживание конкурентных отношений за счет инвестирования части активов ПФ в предприятия - конкуренты;

·        снижение необходимых предприятиям оборотных средств и налоговой нагрузки предприятий, входящих в товарную линию за счет передачи между предприятиями обезличенных пенсионных счетов.

Необходима также целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде России для определения государственных обязательств перед застрахованными лицами. Поскольку производится переход на полное пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить эту политику и знать динамику численности работающих, демографическую ситуацию и другие необходимые данные. Исходя из этих данных в дальнейшем можно было бы выстраивать оптимальные схемы с возможными системами дополнительного профессионального пенсионного страхования




Пенсионная система и рынок капиталов


За последние четыре года поступления в Пенсионный фонд РФ возросли более чем в 13.8 раза. Основной источник доходов фонда – это страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15 числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.

Порядок уплаты и тарифы  страховых взносов работодателями и гражданами в ПФ РФ устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению правления Пенсионного фонда.

Позиция фонда в части выплат, на которые не начисляются страховые взносы, достаточно понятна, так, например, в этот список входят пособия, выплачиваемые гражданам, так как по закону социальные пособия, выплачиваемые гражданам, не должны облагаться налогами вообще независимо от сумм выплат. Из сумм материальной помощи в этот список попали только самые необходимые, которые оказываются только в связи с чрезвычайными обстоятельствами, так как опыт показывает, что этой льготой, первоначально полностью необлагаемой, стали пользоваться работодатели и вместо заработной платы начисляли материальную помощь, необлагаемую взносами. Теперь такие суммы облагаются страховыми взносами. Некоторые пункты льгот включены по принципу, чтобы не было двойного обложения, так, например, не облагаются суммы страховых платежей, уплачиваемых работодателем в пользу работников по обязательному страхованию[3].

Согласно Федеральному Закону “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на 2003 год”, от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на 2003 год освобождаются:

а) организации любых организационно-правовых форм в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в пользу работников, являющихся инвалидами 1, 2 и 3 групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством РФ;

б) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и территориальные организации, а также организации (если численность инвалидов среди работников не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов), уставный капитал которых состоит полностью из вкладов указанных общественных организаций, и организации, единственным собственником имущества которых являются указанные общественные организации.

в) Индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы, занимающихся частной практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами 1, 2 и 3 групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством РФ;

В доходы Пенсионного фонда Российской Федерации кроме обязательных взносов поступают также:

-       средства федерального бюджета, направляемые через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий;

-       добровольные взносы юридических и физических лиц.

При отсутствии у Пенсионного фонда собственных средств на финансирование выплат пенсий могут направляться полученные в банках кредиты и краткосрочные ссуды из местного бюджета.

Уплата страховых взносов в ПФ РФ перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно - в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов на счет ПФ РФ по месту регистрации в качестве плательщиков взносов.

Работодатели ежемесячно уплачивают взносы в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, уплачивают взносы ежемесячно до 5 числа  месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы /25/.

Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки реализуемой продукции, выполнения работ и указания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы.  Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан. Фермерские хозяйства уплачивают страховые взносы в фонд с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разница между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого дохода.

При нарушении установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением ПФ РФ с начислением пеней.

За несвоевременное зачисление или перечисление взносов на счета ПФ РФ по вине банков пеня за каждый день просрочки в размере 0,2 % сумм взносов взыскивается отделениями ПФ РФ с банков, тогда как, в начале года размер пени был 1 %, а действующий сейчас размер был введен с 17 августа 1999 года, и с тех пор не менялся.

Бесспорное списание недоимки, пеней, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций производится отделением ПФ РФ путем списания на счете ПФ РФ средств, имеющихся на расчетном, текущем и иных счетах недоимщика в банке, а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на основании инкассового поручения (распоряжения), составляемого отделением ПФ РФ.

Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки, пени, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет 3 года. Бесспорный порядок взыскания этих сумм с юридического лица может быть применен в течение 6 лет с даты образования указанной недоимки /56/.


Список литературы


1       Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт, 1998. – 48 с.

2       Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС.- 1999 – 128 с.

3       О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год: Федеральный закон от 30.03.99 № 56-ФЗ

4       О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год: Федеральный Закон от 18.12.98 № 1-ФЗ

5       О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год: Федеральный Закон от 11.11.99 № 197-ФЗ

6       О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21.11.95 №1166

7       О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом РФ: Указ Президента РФ от 06.03.97 №189

8       О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.95 № 790

9       О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 07.05.97 №546

10  Об утверждении разъяснения «О порядке применения статьи 112 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» и статей 30, 31 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»: Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 01.06.99 № 11

11  Барчук В.В. Реализация программы пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия. – 2000.- № 7.- С.7 - 10

12  Булгакова Н.С., Попкова Т.А. О некоторых итогах реализации Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»  – 2002.- № 5.- С.12 - 13

13  Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.-М.: Юрайт. – 621 с.

14  Вавилов А. Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса// Вопросы экономики. – 2001.- №2.- С. 103 - 107

15  Воронин Ю.В. Опыт работы в условиях единой пенсионной службы // Пенсия. – 2001.- № 11.- С.13 - 19

16  Дмитриев М.Э. О программе пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия. – 2000. - № 5.- С. 4 - 5

17  Карагодин  О реализации положений программы пенсионной реформы в части профессионального пенсионного обеспечения// Страховое ревю. - 1999.- № 3.- с.35 - 38

18  Колесник А.П. Пенсионная система России и вызовы нашего времени // Пенсия. – 2002.- №10.- С.46 - 50

19  Куртин А.В. О бюджетной политике Пенсионного фонда России // Вестник ПФР.- 1999.- №1.- С.9 - 15

20  Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы // Человек и труд. – 2000.- № 3.- С.29 – 32

21  Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 2001, № 5.

22  Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года // Финансы, 1998, № 5.




[1] Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 1998, № 5.

[2] М. Дмитриев//Экономика России ХХI век. 2003. №7.

[3]Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы // Человек и труд. – 2000.- № 3.- С.29 – 32