Содержание:
Введение……………………………..……………………………………………3
1. Сущность понятие информации, ее пользователи, принципы……………4
2. Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности…………………………………………………………….……8
3. Перспектива развития по повышению качества информации формируемой в бухгалтерском учете……………………………………………12
4.Практическая часть……………………………………………………………..14
Заключение…………………………………...……………………………….……17
Список литературы……………………………………………………………......18
Приложение
Введение
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным стандартам финансовой отчетности.
В системе бухгалтерского учета организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей.
В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.
Информация, сформированная исходя из этой цели, отвечает общим потребностям большинства заинтересованных пользователей. Это, однако, не означает, что в бухгалтерском учете формируется вся информация, которая может оказаться необходимой и достаточной для заинтересованных пользователей при принятии решений.
Цель работы состоит в изучение повышения качества информации формируемой в бухгалтерском учете.
1. Сущность понятие информации, ее пользователи, принципы.
В системе бухгалтерского учета организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей.
В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации (в дальнейшем - информация), полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.[3, 56]
Информация, сформированная исходя из этой цели, отвечает общим потребностям большинства заинтересованных пользователей. Это, однако, не означает, что в бухгалтерском учете формируется вся информация, которая может оказаться необходимой и достаточной для заинтересованных пользователей при принятии решений.
Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию.
Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.
Заинтересованные пользователи преследуют следующие основные интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском учете:
1) инвесторы и их представители заинтересованы в информации: о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций; о возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями; о способности организации выплачивать дивиденд;
2) работники и их представители заинтересованы в информации: о стабильности и прибыльности работодателей; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;
3) заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены соответствующие проценты;
4) поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы;
5) покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;
6) органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций: по распределению ресурсов; регулированию народного хозяйства; разработке и реализации общегосударственной политики; ведению статистического наблюдения;
7) общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.
Поскольку интересы заинтересованных пользователей значительно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете, удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей.
В частности, решения, принимаемые всеми заинтересованными пользователями, требуют оценки способности организации воспроизводить денежные средства и аналогичные им активы, времени и определенности их поступления. В результате проведения такой оценки может быть установлена возможность организации обеспечить причитающиеся и предстоящие выплаты инвесторам, работникам, заимодавцам, поставщикам и подрядчикам, государству.
В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.
При формировании информации в бухгалтерском учете интересы налоговой системы рассматриваются в качестве одних из многих интересов, определяющих содержание и представление этой информации. В отношении этих интересов задача бухгалтерского учета ограничивается лишь подготовкой данных о деятельности организации, на основе которых и из которых возможно сформировать показатели, необходимые для осуществления налогообложения.
Формирование информации, удовлетворяющей потребности заинтересованных пользователей, обеспечивает руководство организации. Оно несет ответственность за эту информацию и предоставление ее заинтересованным пользователям.
Принципы и требования к качеству информации.
1. Полезность информации для принятия решений различными группами пользователей.
2. Понятность для пользователей.
3. Уместность
3.1. По содержанию (полноте отражения всех хозяйственных операций за отчетный период.
3.2. По существенности (когда отсутствие информации или ее неправильная оценка могут повлиять на решение пользователя информации).
3.3. По современности представления.
4. Достоверность, надежность
4.1. Правдивость (подтверждение каждой операции реальным документом).
4.2. Преобладание экономического содержания над юридической формой.
4.3. Нейтральность - информация не должна содержать пристрастных оценок.
4.4. Осмотрительность - более высокая готовность к учету потенциальных убытков, чем к учету потенциальных прибылей. Это выражается в создании финансовых резервов, а не в раздаче обещаний новых расходов в преддверии потенциальных прибылей. Это выражается также в оценке активов по наименьшей стоимости (в пределах законодательно позволенных методик их оценки), а пассивов - по наибольшей стоимости.
4.5. Ограничение “затраты/выгоды”, то есть выгода от использования полученной информации должна всегда быть больше, чем затраты на ее получение.
Результатом соблюдения этих требований к качеству учетной информации должен быть правдивый, полный и полезный отчет о деятельности компании.
Принципы учета информации
1. Принцип начислений:
а) собственно принцип начислений - операция записывается в момент ее совершения, а не в момент получения денег;
б) принцип регистрации дохода - доход отражается в том периоде, когда он заработан,
в) принцип соответствия - в отчетном периоде регистрируются только не расходы, которые привели к доходам данного периода.
2. Принцип продолжающейся деятельности. Он означает, что предприятие нормально функционирует и будет продолжать свою деятельность, то есть у него нет намерения ликвидировать или существенно сократить свою деятельность.
3. Принцип двойной записи. Для отчественного учета он очевиден. Для западного учета он подчеркивает разницу между финансовым и управленческим учетом.
4. Принцип единицы учета. Единицей учета является обособленное предприятие и его собственник.
5. Принцип периодичности. Отчет о деятельности предприятия составляется регулярно, периодически.
6. Принцип денежного измерителя. Вся хозяйственная деятельность оценивается с помощью единого денежногоизмерителя.
7. Принцип конфиденциальности. Информация, отраженная в отчетности предприятия, не должна наносить ущерб его интересам.
Элементы финансовой отчетности
1. Активы - ресурсы, контролируемые предприятием.
2. Обязательства - обязательства компании, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих изъятий ресурсов и уменьшения экономических выгод.
3. Капитал - оставшаяся после вычета обязательств доля собственных активов предприятия.
4. Доход - увеличение капитала не за счет вкладов собственников.
5. Расходы - уменьшение капитала не за счет изъятий собственников, уменьшение или потеря стоимости активов или увеличение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала. Убытки считаются по своей сути расходами и не выделяются в отдельный элемент финансовой отчетности.
2.Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности
Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности – повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности. [5, 156]
Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее - индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности.
В связи с этим главная задача в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО. Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.
Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. С другой стороны, она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.
Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена для: выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта – чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении. Она также может использоваться для иных целей.
Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах. Для решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо составлять по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). [4, 92]
В отдельных случаях в российских стандартах может предусматриваться несколько альтернативных подходов к формированию и представлению информации в бухгалтерской отчетности. Однако для повышения сопоставимости бухгалтерской отчетности разных хозяйствующих субъектов количество таких случаев должно быть ограничено и в дальнейшем его следует неуклонно сокращать.
Российские стандарты могут предусматривать разный объем информации, раскрываемой в индивидуальной бухгалтерской отчетности отдельными категориями хозяйствующих субъектов, в частности, возможно составление упрощенной бухгалтерской отчетности.
Консолидированная финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям. Данная отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических решений этими пользователями.
Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикацию ее.
Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяется самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с тем, передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.
Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта использования ее в управлении хозяйствующим субъектом. [4, 127]
Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства.
Главная задача в области налоговой отчетности заключается в снижении затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.
3. Перспектива развития по повышению качества информации формируемой в бухгалтерском учете.
Министр финансов России Алексей Кудрин подписал Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004-2010 годы), сообщила в понедельник пресс-служба Минфина РФ.
Концепция разработана по решению правительства РФ. В работе над Концепцией приняли участие Минэкономразвития, Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк, Федеральная служба по статистике, Миннауки, МНС.
Несмотря на определенные успехи в развитии системы бухгалтерского учета и отчетности в стране, мы видим, что она до сих пор в полной мере не отвечает современным требованиям, предъявляемым к качеству и надежности финансовой информации. Концепция направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.
Документ связывает дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности в стране с активизацией использования МСФО (Международных стандартов финансовой отчетности) непосредственно хозяйствующими субъектами и в регулировании учета и отчетности. Основными направлениями развития названы:
повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; создание инфраструктуры применения МСФО;
изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
усиление контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе с помощью аудита;
существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
Концепция будет реализовываться по специальным планам, охватывающим все направления развития учета и отчетности. При этом изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, предполагается проводить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти. [2, 112]
Развитие бухгалтерского учета и отчетности является одной из предпосылок экономического роста в стране. Реализация Концепции призвана сыграть большую роль в повышении инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российского бизнеса, а также способствовать выходу его на международные рынки капитала. Кроме того, качественная бухгалтерская отчетность, своевременно предоставленная рынку, окажет положительное влияние на уровень капитализации российских организаций и состояние их корпоративного управления.
4.Практическая часть.
Задание: на примере условной организации составить Ф.2. «Отчет о прибылях и убытках» и произвести оценку представленной бухгалтерской информации. По результатам оценки составить заключение. Задание выполняется по вариантам:
1. Пример 1 по четным цифрам студенческого билета.
2. Пример 2 - по нечетным цифрам студенческого билета.
ЗАО «Актив» получило выручку в сумме 7 900 000 руб. (без НДС), в том числе:
- от продажи собственной продукции - 4 500 000 руб.
- от продажи покупных товаров - 200 000 руб.
- от финансовых вложений в ценные бумаги - 3 200 000 руб. Процентная доля выручки от каждого вида деятельности в общей ее сумме составляет:
- от продажи собственной продукции - 57 процентов (4 500 000 руб. : 7900000 руб.* 100%):
- от продажи покупных товаров - 2,5 процента (200 000 руб. : 7900 000 руб.* 100%);
- от финансовых вложений в ценные бумаги - 40, 5 процента (3 200000 руб. 7900000 руб. * 100%).
За отчетный год получен доход по акциям в сумме 200 000 руб. В учете были сделаны проводки:
Дебет 76 Кредит 91-1 - 200 000 руб. - начислены проценты по акциям:
Дебет 51 кредит 76 - 200000 руб. - получены причитающиеся проценты по акциям.
Расчет формы №2 приведен в приложении №1.
Заключения в части, содержащей отказ от выражения мнения из-за ограничения объема:
«Мы провели оценку прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности организации «ЗАО Актив» за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно. Финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «ЗАО Актив» состоит из:
o отчета о прибылях и убытках;
o Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган организации «ЗАО Актив». Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации на основе проведенного аудита..
Оценка планировалась и проводилась таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Оценка проводилась на выборочной основе и включала в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели в финансовой (бухгалтерской) отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассмотрение основных оценочных показателей, а также оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит представляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Мы также не получили достаточных доказательств (кратко указать причины) в отношении:
* себестоимости
* нераспределенной прибыли (и т.п.).
Вследствие существенности указанных обстоятельств мы не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации «ЗАО Актив» и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации».
Заключение.
Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности – повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.
Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее - индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности.
Несмотря на определенные успехи в развитии системы бухгалтерского учета и отчетности в стране, мы видим, что она до сих пор в полной мере не отвечает современным требованиям, предъявляемым к качеству и надежности финансовой информации. Концепция направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.
Список литературы:
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: Приказ МФ РФ от 31.10.2000г. №94н.
3. Кондраков Н. П. «Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит»; М.: 2004г.
4.Пошерстник
Н.В. «Бухгалтер торгового предприятия»; М.:
5. Касьянова Г. Ю. «10000 и одна проводка по новому плану счетов»; М.:2003г.