Содержание
2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школьному обучению... 3
2.1. Организация и методы экспериментального исследования. 3
2.2 Программа работы социального педагога по адаптации младших школьников. 21
2.3 Анализ реализации программы и методические рекомендации по адаптации младших школьников. 25
Заключение. 27
Список литературы.. 29
ПриложениЕ. 33
2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школьному обучению
2.1. Организация и методы экспериментального исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе средней школы №1 г. Обь в феврале 2003 года у детей, поступивших в 1 класс в сентябре 2003 года. В исследовании принимало участие 16 детей, 10 мальчиков и 6 девочек.
Тестирование ребенка нужно, как минимум, по следующим причинам:
§ Во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.
§ Во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг
§ В-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются вами для умственного развития ребенка.
§ И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами, чтобы они таким образом готовились к тем проверочным испытаниям, которые их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения в будущем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми «эффектом неожиданности», чувствовать себя более уверенно и комфортно.
Знание этих тестов позволит им уравнять шансы с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.
Есть три основные сферы, в которых психологически развиваются дети, – познавательные процессы, личность и межличностные отношения. Все они должны оцениваться, если ставится задача определить уровень психологического развития ребенка, для всех имеются специальные методики.
Для проведения исследований были отобраны и подготовлены следующие материалы и методики.
а) методики из книги Р.С. Немова «Психология» (3 книга), §8 «Методы определения готовности ребенка к обучению в школе и диагностика уровня развития его познавательных процессов». [29, с. 132-139]
1) Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний
2) Тест для оценки словесно-логического мышления
3) Графический диктант (по Д.Б. Эльконину)
4) Отношение ребенка к обучению в школе
5) Тест «Какой Я?»
6) «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
б) методики из сборника под редакцией Е.В. Колесниковой, выявляющие развитие познавательных процессов и сформированность сенсорных эталонов. [22, с. 279-281]
1) Произвольное внимание. Пространственное восприятие, сенсомоторная координация (методика «Домик» Н.И. Гуткиной)
2) Концентрация внимания
3) Воображение
4) Восприятие цвета
5) Тест «Школьной зрелости» (А. Керн)
Рассмотрим каждую методику последовательно.
а) Мы использовали методики из трехтомника Р.С. Немова «Психология»: книга третья: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. Часть 1 – Психологическая диагностика, глава 3 (§9 Психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников) и глава 4 (§10 Методы определения готовности ребенка к обучению в школе и диагностика уровня развития его познавательных процессов). [29, с. 189]
1) Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний
Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:
1. Как тебя зовут?
(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей?
(Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)
4. Как называется город, в котором ты живешь?
5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?
6. Какой у тебя номер дома и квартиры?
7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?
(Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)
8. В какое время года появляются, и в какое время года опадают листья с деревьев?
9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обе даешь и готовишься ко сну?
10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься.
(Правильный ответ – тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)
За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.
Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 сек. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.
Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.
2) Тест для оценки словесно-логического мышления
Ребенку предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Какое из животных больше – лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А вечером?
3. Днем на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груши, сливы, яблоки... – это что?
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)
9. Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка – это?..
10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13. Что общего между белкой и кошкой?
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличается старый человек от молодого?
18. Для чего люди занимаются спортом?
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
В конце теста дается ключ, который приводится ниже.
1. Больше лошадь.
2. Вечером ужинают.
3. Темно.
4. Зеленая.
5. Фрукты.
6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7. Города.
8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)
9. Щенок, ягненок.
10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
11. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
12. Это инструменты.
13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и.д.
14. Гвоздь - гладкий, а винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
15. Виды спорта.
16. Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет, и т.д.).
17. Три существенных признака как минимум: «Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д.».
18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
19. Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.
20. Так платят за пересылку письма.
При анализе ответов, которые дает ребенок, правильными считаются те, которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.
3) Графический диктант (по Д.Б. Эльконину)
Данная методика направлена на выявление произвольности внимания.
Ребенку предлагается поставить карандаш (ручку) на точку и, не отрывая от листа, чертить изображение, выполняя все действия под диктовку.
Диктант 1. Пробный тест (не оценивается).
Одна клеточка вверх, одна вправо, одна клеточка вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, од на вниз, одна вправо... Теперь продолжай рисовать дальше точно так же.
Диктант 2. Поставь карандаш на точку, начинай чертить: одна клетка вверх, две клетки вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз, две вправо, одна вниз, одна вправо, одна вверх, две вправо, одна вверх, одна вправо... дальше продолжай рисовать сам.
Диктант 3. Поставь карандаш на точку. Начинай чертить: три клетки вверх, одна вправо, две вниз, одна вправо, две вверх, одна вправо, три вниз, одна вправо, две вверх, одна вправо, две вниз, одна вправо, три вверх... дальше продолжай сам.
Оценка полученных результатов:
1. Хороший уровень: безошибочный диктант в двух вариантах и самостоятельное продолжение узора (хотя бы одна фигура).
2. Средний уровень: 1-2 ошибки.
3. Низкий уровень: три и более ошибок.
4) Отношение ребенка к обучению в школе
Задача этой методики – определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.
Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, ютов или не ютов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.
Практика показала, что в данной методике, как и в предыдущей, касающейся детей младшего школьного возраста, не следует ограничиваться только оценками в 0 баллов и в 1 балл, так как, во-первых, здесь также встречаются сложные вопросы, на один из которых ребёнок может ответить правильно, а на другой – неправильно; во-вторых, ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными и отчасти неверными.
Для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0,5 балла. С учетом введенной промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5.
Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов:
1. Хочешь ли ты пойти в школу?
2. Зачем нужно ходить в школу?
3. Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)
4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
6. Как нужно вести себя на уроках в школе?
7. Что такое домашние задания?
8. Зачем нужно выполнять домашние задания?
9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?
10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?
Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не со всем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.
Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10. Считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов.
5) Тест «Какой Я?»
Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (Таблица 2), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10 различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Оценка результатов
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю», «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Таблица 2
№ п/п |
Оцениваемые качества личности |
Оценки по вербальной шкале |
|||
да |
нет |
иногда |
не знаю |
||
1 |
Хороший |
|
|
|
|
2 |
Добрый |
|
|
|
|
3 |
Умный |
|
|
|
|
4 |
Аккуратный |
|
|
|
|
5 |
Послушный |
|
|
|
|
6 |
Внимательный |
|
|
|
|
7 |
Вежливый |
|
|
|
|
8 |
Умелый (способный) |
|
|
|
|
9 |
Трудолюбивый |
|
|
|
|
10 |
Честный |
|
|
|
|
6) «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребёнка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребёнка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребёнку не менее двух-трёх человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребёнка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (небезразлично, но и не субъективно). Исключение из этого правила представляет лишь тот случай, когда ребёнка принимают в дошкольное учреждение и никто, кроме его родственников, ещё не в состоянии его по-настоящему оценить.
С помощью приводимого далее опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребёнка с людьми.
1. Доброта.
2. Внимательность к людям.
З. Правдивость, честность.
4. Вежливость.
5. Общительность.
6. Щедрость.
7. Отзывчивость, готовность прийти на помощь.
8. Справедливость.
9. Жизнерадостность.
10. Ответственность.
7) Коммуникативно-личностный опросник для родителей
1. Добрый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
2. Внимательный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
3. Правдивый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
4. Вежливый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
5. Общительный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
6. Щедрый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
7. Отзывчивый ли ваш ребёнок? Всегда ли он готов прийти на помощь другим?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
8. Справедливый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
9. Жизнерадостный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
10. Ответственный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Оценка результатов
За каждый ответ типа «да» ребёнок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.
В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребёнком по всем десяти коммуникативным качествам личности.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Помимо вышеописанных, были спользованы методики, выявляющие развитие познавательных процессов и сформированность сенсорных эталонов (сборник методик под редакцией Е.В. Колесниковой).
1) Произвольное внимание. Пространственное восприятие, сенсомоторная координация (методика «Домик» Н.И. Гуткиной)
Ребенку предлагается скопировать рисунок домика. Оценивается точность изображения.
Ошибки:
1. Отсутствие какой-либо детали рисунка.
2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка.
3. Неправильно изображенный элемент рисунка.
4. неправильное расположение деталей в пространстве рисунка.
5. Отклонение от прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.
Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены.
2) Концентрация внимания
Ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением «путаницы» и назвать предметы, изображенные на листе. Оценивается количество названных предметов. Максимально возможное количество набранных ребенком баллов – 6.
3) Воображение
Ребенку предлагается дорисовать шесть кругов так, чтобы получились разные предметы. Оценивается разнообразие и оригинальность изображений.
10 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок производит большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
5-7 баллов – средний.
3-4 балла – низкий.
0-2 балла – очень низкий.
4) Восприятие цвета
Ребенку предлагается раскрасить радугу и назвать ее цвета.
В зависимости от ответа оценивается в процентном отношении:
1 цвет – 14 %
2 цвета – 28 % (низкий уровень)
3 цвета – 43 %
4 цвета – 57 % (средний уровень)
5 цветов – 71 %
6 цветов – 86 %
7 цветов – 100 % (высокий уровень)
5) Тест «Школьной зрелости» (А. Керн)
Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасека, являющийся модификацией теста А. Керна, состоит из трех заданий. [см. 19, с. 45-47]
Тест состоит из трех заданий:
· рисование мужской фигуры по представлению,
· подражание письменным буквам,
· срисовывание группы точек.
Результаты каждого задания оцениваются по пятибалльной системе (1 – высший балл; 5 – низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям.
«Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 3-5 баллов.
«Средне-зрелыми» – 6-9 баллов.
«Незрелыми» – 10 и более баллов.
Детей, получивших 12-15 баллов, необходимо углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.
Все три задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движения руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом.
1-е задание дает возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления, ориентировочную оценку общего умственного развития.
2-е и 3-е задания связаны с уровнем развития у ребенка способности к определенному поведению (он должен проявить волевое усилие, выполнить инструкцию в малопривлекательной работе в течение необходимого времени), что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.
В Приложении 5 приводятся примеры выполнения заданий.
Тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка (рисунок мужской фигуры по памяти). Задание «срисовывание письменных букв» и «срисовывание группы точек» выявляют умение ребенка подражать образцу – умение, необходимое в школьном обучении. Эти задания также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь работать некоторое время над не очень привлекательным для него заданием.
Я. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляются с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Поэтому Я. Йирасек подчеркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном ими суммарном балле). Автор теста отмечает также ограниченность методики в связи с неиспользованием невербальных субтестов, позволяющих сделать заключение о развитии логического мышления (тест школьной зрелости в основном позволяет судить о развитии сенсомоторики).
Тест Керна-Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.
Инструкция по применению теста
Ребенку (группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка должны содержаться данные о ребенке и оставлено свободное место для рисования фигуры мужчины, образец письменных букв и образец группы точек. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе). Бланк кладется перед ребенком чистой стороной.
Инструкция к заданию № 1
«Здесь (показывают каждому ребенку) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так, как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если дети все же начнут расспрашивать, как рисовать, экспериментатор все равно должен ограничиться одной фразой: «Рисуй так, как сможешь». Если ребенок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить, например, сказать: «Рисуй, у тебя все получится». Иногда ребята задают вопрос, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину, в этом случае надо ответить, что все рисуют мужчину, и им тоже надо рисовать мужчину. Если ребенок уже начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом еще и мужчину. Следует иметь в виду, что бывают случаи, когда ребенок категорически отказывается рисовать мужчину. Опыт показал, что такой отказ может быть связан с неблагополучием в семье ребенка, когда отца либо вообще нет в семье, либо он есть, но от него исходит какая-то угроза.
Инструкция к заданию №2
«Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». Предлагается скопировать фразу, написанную письменными буквами. Если какой-нибудь ребенок неудачно угадает длину фразы и одно слово не поместится в строчке, следует обратить внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже. Следует иметь в виду, что встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав предложенную им фразу, пишут ее печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец иностранных слов, так же написанных письменными буквами.
Инструкция к заданию №3
«Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же». При этом нужно показать, где ребенок должен рисовать, поскольку следует считаться с возможным ослаблением концентрации внимания у некоторых детей.
Во время выполнения ребятами заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует будущий школьник – правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок слишком много, роняет ли карандаш и ищет его под столом, начал ли рисовать, несмотря на указания, в другом месте или вообще обводит контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво и т.д.
Оценка результатов теста
Задание №1 – рисование мужской фигуры.
1 БАЛЛ выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице – глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.
2 БАЛЛА. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 БАЛЛА. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
4 БАЛЛА. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.
5 БАЛЛОВ. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.
Задание №2 – копирование слов, написанных письменными буквами.
1 БАЛЛ. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.
2 БАЛЛА. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
3 БАЛЛА. Явная разбивка надписи минимум две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 БАЛЛА. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 БАЛЛОВ. Каракули.
Задание №3 срисовывание группы точек.
1 БАЛЛ. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более, чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.
2 БАЛЛА. Число и расположение точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
3 БАЛЛА. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более, чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
4 БАЛЛА. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.
5 БАЛЛОВ. Каракули.
Оценка полученных результатов:
Сравнить выполнение заданий ребенком с приведенными выше примерами и поставить оценки.
2.2 Программа работы социального педагога по адаптации младших школьников
Анализ результатов работы проводился на основе результатов исследования уровня психологической готовности к обучению в школе в феврале 2003 года у детей, поступивших в 1 класс средней школы №1 г. Обь в сентябре 2003 года. Целью нашей работы было – определить уровень готовности детей к школе с помощью отобранных методик.
Работа проводилась в маленьких группах по 5-6 человек. Детей обследовали в первой половине дня, за один раз проводились исследования по двум различным тестам с пятиминутным перерывом на игру. Результаты исследований представлены в Таблицах 3 и 4.
Практически у 100% детей развиты на высоком уровне общая ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний, и уровень концентрации внимания. У 93,8% детей уровень восприятия цвета также на высоком уровне. У 81,3% детей высокий уровень самооценки. При этом у 100% детей средний уровень готовности к школе по тесту А. Керна «Школьная зрелость».
Обращает на себя внимание низкий уровень развития воображения (56,25%). Рисунки детей типичны, небрежны, повторяются, или ребенок совсем не может придумать ничего, что бы можно было нарисовать в данном случае.
Сравнительный анализ результатов диагностики представлен в Таблице 5.
Все дети в малой группе выполняют задания, достаточно долго удерживают цель работы, доводят ее до конца. Стремление к достижению успехов зависит от наличия у ребенка особой потребности в достижении успехов, а также ряда других, функционально и генетически связанных с данной потребностью индивидуальных качеств личности, таких как уровень притязаний, самооценка, тревожность, уверенность в себе и т.д.
В данном случае можно предположить, что подготовка детей к обучению в школе проводится в детском саду на достаточно высоком уровне.
Таблица 3
Показатели психологической готовности к обучению в школе
ФИ |
Возраст |
Общая осведомленность |
Словесно-логическое мышление |
Графический диктант |
Восприятие цвета |
Концентрация внимания |
Произвольное внимание |
1. Кирилл Б. |
6 лет 10 мес. |
9 |
15 |
В |
7 |
6 |
5 |
2. Яна Б. |
6 лет 9 мес. |
10 |
14 |
С |
7 |
6 |
6 |
3. Петя Г. |
6 лет 10 мес. |
9 |
14 |
В |
6 |
6 |
5 |
4. Влад К. |
7 лет 2 мес. |
10 |
17 |
В |
7 |
5 |
4 |
5. Егор М. |
7 лет 3 мес. |
9 |
17 |
С |
7 |
6 |
3 |
6. Данил М. |
6 лет 5 мес. |
10 |
15 |
С |
7 |
6 |
3 |
7. Ваня М. |
6 лет 10 мес. |
10 |
10 |
В |
7 |
6 |
3 |
8. Марк П. |
7 лет |
9 |
8 |
Н |
5 |
6 |
6 |
9. Аня П. |
7 лет 3 мес. |
10 |
14 |
С |
7 |
5 |
5 |
10. Маша П. |
6 лет 9 мес. |
9 |
11 |
С |
6 |
6 |
4 |
11. Максим П. |
6 лет 8 мес. |
8 |
15 |
Н |
7 |
5 |
6 |
12. Антон С. |
7 лет |
9 |
13 |
Н |
7 |
6 |
4 |
13. Ксюша С. |
7 лет 2 мес. |
10 |
12 |
С |
7 |
6 |
6 |
14. Сима С. |
7 лет 1 мес. |
10 |
14 |
С |
6 |
6 |
5 |
15. Илья Х. |
6 лет 9 мес. |
10 |
14 |
В |
7 |
6 |
4 |
16. Наташа Ч. |
6 лет 8 мес. |
10 |
16 |
В |
7 |
6 |
2 |
Наблюдение и беседы с детьми, воспитателями и родителями, изучение медицинских карт позволяет предположить, что, несмотря на достаточно высокий уровень психологической готовности, у некоторых детей могут возникнуть трудности в адаптации в школе и обучении.
Так, Ваня М., показавший уровень школьной зрелости 54,5%, по заключению невропатолога имеет синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Он быстро теряет интерес к предложенному заданию, отвлекается, непроизвольное переключение внимания требует постоянного внешнего контроля. Здесь также необходимо отметить неадекватно высокую оценку развития Вани, данную его родителями. Можно предположить, что в процессе обучения в школе у Вани возникнут трудности, требующие специальной коррекционной работы.
Таблица 3 (продолжение)
Показатели психологической готовности к обучению в школе
ФИ |
Возраст |
Воображение |
"Школьная зрелость" |
Отношение к обучению в школе |
"Какой Я?" |
Анкета для родителей |
Уровень готовности к школе (%) |
1. Кирилл Б. |
6 лет 10 мес. |
4 |
7 |
9 |
9,5 |
6 |
63,7 |
2. Яна Б. |
6 лет 9 мес. |
2 |
5 |
9 |
9 |
7 |
45,5 |
3. Петя Г. |
6 лет 10 мес. |
5 |
9 |
6,5 |
10 |
5,5 |
45,5 |
4. Влад К. |
7 лет 2 мес. |
3 |
3 |
10 |
8,5 |
9 |
72,7 |
5. Егор М. |
7 лет 3 мес. |
6 |
6 |
10 |
10 |
5 |
63,7 |
6. Данил М. |
6 лет 5 мес. |
8 |
6 |
7 |
10 |
8,5 |
72,7 |
7. Ваня М. |
6 лет 10 мес. |
5 |
9 |
6,5 |
7,5 |
10 |
54,5 |
8. Марк П. |
7 лет |
6 |
7 |
8,5 |
10 |
7 |
36,4 |
9. Аня П. |
7 лет 3 мес. |
2 |
3 |
10 |
7,5 |
5 |
36,4 |
10. Маша П. |
6 лет 9 мес. |
6 |
9 |
9 |
8 |
4,5 |
45,5 |
11. Максим П. |
6 лет 8 мес. |
3 |
6 |
8,5 |
10 |
6,5 |
54,5 |
12. Антон С. |
7 лет |
8 |
9 |
7,5 |
8 |
7 |
45,5 |
13. Ксения С. |
7 лет 2 мес. |
2 |
5 |
10 |
8 |
8,5 |
54,5 |
14. Сима С. |
7 лет 1 мес. |
2 |
5 |
8 |
10 |
9,5 |
45,5 |
15. Илья Х. |
6 лет 9 мес. |
3 |
7 |
9,5 |
8 |
8 |
63,7 |
16. Наташа Ч. |
6 лет 8 мес. |
2 |
4 |
8,5 |
7,5 |
10 |
72,7 |
Таблица 4
Уровень психологической готовности к обучению в школе
ФИ |
Общая осведомленность |
Словесно-логическое мышление |
Графический диктант |
Восприятие цвета |
Концентрация внимания |
Произвольное внимание |
Воображение |
"Школьная зрелость" |
Отношение к обучению в школе |
"Какой Я?" |
Анкета для родителей |
Высокий уровень готовности к школе (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1. Кирилл Б. |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
С |
В |
В |
С |
В |
2. Яна Б. |
В |
С |
С |
В |
В |
С |
Н |
С |
В |
В |
С |
С |
3. Петя Г. |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
С |
С |
С |
В |
С |
С |
4. Влад К. |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
С |
В |
В |
В |
В |
5. Егор М. |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
С |
В |
В |
С |
В |
6. Данил М. |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
С |
В |
В |
В |
7. Ваня М. |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
С |
С |
С |
В |
В |
8. Марк П. |
В |
С |
Н |
С |
В |
С |
С |
С |
В |
В |
С |
С |
9. Аня П. |
В |
С |
С |
В |
В |
С |
Н |
С |
В |
С |
С |
С |
10. Маша П. |
В |
С |
С |
В |
В |
С |
С |
С |
В |
В |
С |
С |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
11. Максим П. |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |
В |
В |
С |
В |
12. Антон С. |
В |
С |
Н |
В |
В |
С |
В |
С |
С |
В |
С |
С |
13. Ксюша С. |
В |
С |
С |
В |
В |
С |
Н |
С |
В |
В |
В |
В |
14. Сима С. |
В |
С |
С |
В |
В |
С |
Н |
С |
С |
В |
В |
С |
15. Илья Х. |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
Н |
С |
В |
В |
В |
В |
16. Наташа Ч. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
Н |
С |
В |
С |
В |
В |
Таблица 5
Сравнительный анализ результатов диагностики
Методики |
Уровень развития (%) |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Общая осведомленность |
100 |
0 |
0 |
Словесно-логическое мышление |
37,5 |
62,5 |
0 |
Графический диктант |
37,5 |
43,8 |
18,8 |
Восприятие цвета |
93,8 |
6,25 |
0 |
Концентрация внимания |
100 |
0 |
0 |
Произвольное внимание |
25 |
75 |
0 |
Воображение |
12,5 |
31,25 |
56,25 |
"Школьная зрелость" |
0 |
100 |
0 |
Отношение к обучению в школе |
68,8 |
31,25 |
0 |
"Какой Я?" |
81,25 |
18,75 |
0 |
Анкета для родителей |
43,75 |
56,25 |
0 |
Высокий уровень готовности к школе |
56,25 |
43,75 |
0 |
Стеганцева Сима (45,5%) по заключению невропатолога имеет минимальную мозговую дисфункцию, что также влияет на уровень памяти, внимания и самоконтроля.
Это может повлиять на их успешность при адаптации в школе и обучении, когда внешний контроль будет ослаблен, так как в классе большее количество учеников, чем в группе.
2.3 Анализ реализации программы и методические рекомендации по адаптации младших школьников
Таким образом, мы можем сделать вывод, что при проведении диагностики психологической готовности к обучению в школе, необходимо исследование умения планировать и контролировать свою деятельность, мотивацию учения, уровень развития познавательной деятельности, уровень развития школьно-значимых психофизиологических функций.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
При проведении психологической диагностики готовности к школьному обучению, необходимо учитывать не только уровень развития мышления – зрительно-моторной координации, словесно-логического мышления, ориентации в окружающем мире, воображения и знания цветов.
При современном уровне развития информационных технологий, возможности использования компьютерных игр дети имеют более высокие показатели при выполнении некоторых тестов, чем несколько лет назад. Поэтому необходимо на более высоком уровне исследовать концентрацию внимания, а также обязательно исследовать продуктивность, устойчивость, переключение, объем и распределение внимания.
Обязательно исследовать объем кратковременной памяти и уровень развития речи. Необходимо знать развитие школьно-значимых психофизиологических функций ребенка (фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкие мышцы руки, пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость). Необходимо также исследовать уровень сформированности интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей).
Методом наблюдения и беседы определить желание учиться в школе, учебную мотивацию и умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа.
Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делается на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Заключение
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного достижения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении детей, как готовых, так и не готовых к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
В своей работе мы исследовали проблему диагностики психологической готовности детей к обучению в школе. Задачи, поставленные нами, выполнены. Цель нашего исследования достигнута: мы изучили особенности психологической готовности детей к школьному обучению. Мы выяснили, что данная группа детей имеет достаточно высокий уровень готовности к школе, и при определенных условиях все они смогут успешно обучаться в школе. Подтверждается наша гипотеза, что, исходя из очевидной значимости психологической готовности ребенка к школьному обучению, мы можем предположить, что её своевременная диагностика позволит помочь ребенку избежать трудностей в обучении.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Диагностика психологической готовности к школе – только один из аспектов этой задачи. Определяя психологическую готовность к школьному обучению, необходимо четко понимать, для чего это делается. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
1) понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
2) выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
3) распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
4) отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному
обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).
По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.
Список литературы
1. |
Анастази А. Психологическое тестирование: Т.2, – М., 2002. – 210 с. |
2. |
Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа, 2002. – № 1. – С. 101. |
3. |
Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. – Харьков, 1999. – 135 с. |
4. |
Безруких М. «Портрет» будущего первоклассника. // Дошкольное воспитание, 2003. № 2 – С.47; № 3 – С.53; № 4 – С.70; № 6 – С.94. |
5. |
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 2001. – 349 с. |
6. |
Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1999. – 130 с. |
7. |
Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 2002. – 192 с. |
8. |
Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования, 2000. – № 1. – С. 7-12. |
9. |
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2003. – 216 с. |
10. |
Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. – М., 2000. – 80 с. |
11. |
Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М., 2001. – 144 с. |
12. |
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Что на свете не бывает? – М., 1999. – 218 с. |
13. |
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 2003. – 127 с. |
14. |
Житникова Л. Учите детей запоминать М., 2004. – 96 с. |
15. |
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. – 384 с. |
16. |
Заика Е.В.Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 1999. № 6 – С. 43-54. |
17. |
Землянухина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе.// Начальная школа, 2002. – №6. – С.50. |
18. |
Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. Тесты для детей. – М., 1999. |
19. |
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/ Пер. с нем. – М., 2001. – 240 с. |
20. |
Истомина З.М. Развитие памяти. – М., 2000. – 176 с. |
21. |
Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? // Начальная школа, 2002. – № 1. – С. 96. |
22. |
Колесникова Е.В. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 2003. – С. 356. |
23. |
Лаак Я. Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М., 1999. – 384 с. |
24. |
Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., 2000. – 211 с. |
25. |
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 2003. – 96 с. |
26. |
Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота – поддержка – консультирование. Вып. 6. Инноватор. – М.,1999. |
27. |
Михайлова З.А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников. – М., 2004. – 143. с. |
28. |
Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! – М., 1999. – 192 с. |
29. |
Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Просвещение, 2003. – 640 с. |
30. |
Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 2002. – 208 с. |
31. |
Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1999. – 307 с. |
32. |
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 1999. – 240 с. |
33. |
Панов В.И. и соавт. Психологические аспекты развивающего образования// Педагогика. 2001. № 6. |
34. |
Пилиповский В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики//Педагогика. 1999. № 1. |
35. |
Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР/ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., Братислава, 1999. – 176 с. |
36. |
Поддъяков Н. Проблема психологического развития ребенка // Дошкольное воспитание, 2001. – № 9. – С. 68-75 |
37. |
Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2001. – 584 с. |
38. |
Психология детства. Учебник/под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003. – 368 с. |
39. |
Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М., 2001. – 144 с. |
40. |
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 2001. – 529 с. |
41. |
Рубцов В.В. и соавт. Образовательная среда школы: оценка развивающего эффекта // Докл. Юбилейной научной сессии, посвящ. 85-летию Психологического института им. Л.Г. Щукиной. – М., 1999. – С. 56. |
42. |
Сазонова А. Диагностика психологической готовности ребенка к школе // Дошкольная педагогика, 2003. – № 1. – С. 10-15. |
43. |
Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennett College. – М., 2000. |
44. |
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников.– Ярославль, 1999. – 208 с. |
45. |
Улановская И.М. Образовательная среда.// Начальная школа: плюс – минус, 2002. № 1. – С. 3-13. |
46. |
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 2001. – 336 с. |
47. |
Фисюкова Л.Б. От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков, 2001. – 192 с. |
48. |
Хрестоматия по возрастной психологии. – М. 1999. – 352 с. |
49. |
Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1999. – 80 с. |
50. |
Чейпи Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Пер. с англ. Н.В. Елизаровой. – М., 2002. – 128 с. |
51. |
Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды. – М., 1999, – С. 287. |
52. |
Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. / Под ред. Панова В.И. – М., 1999. – 176 с. |
Приложение
Приложение 1
Восприятие цвета
Раскрась радугу. Назови цвета радуги.
Приложение 2
Концентрация внимания
Приложение 3
Произвольное внимание
Пространственное восприятие, сенсомоторная координация
(Методика «Домик» Н.И. Гуткиной)
Приложение 4
Тест «Школьной зрелости»
(А. Керн)
Приложение 5
Инструкция по оценке результатов теста «Школьной зрелости»
(А. Керн)
Оценка полученных результатов:
Сравните выполнение заданий ребенком с приведенными выше примерами и поставьте оценки.
«Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 3-5 баллов.
«Средне-зрелыми» – 6-9 баллов.
«Незрелыми» – 10 и более баллов.
Приложение 6
Протоколы диагностических исследований психологической готовности детей к обучению
в школе и дальнейшей школьной адаптации
Протокол психологической диагностики
Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний
|
Вопросы |
Результат |
|||||||||
ФИ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1. Кирилл Б. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
9 |
2. Яна Б. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
3. Петя Г. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
4. Влад К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
5. Егор М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
6. Данил М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
7. Ваня М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
8. Марк П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
9 |
9. Аня П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
10. Маша П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
9 |
11. Максим П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
8 |
12. Антон С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
9 |
13. Ксюша С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
14. Сима С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
15. Илья Х. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
16. Наташа Ч. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Протокол психологической диагностики
Тест для оценки словесно-логического мышления
|
Вопросы |
Результат |
|||||||||||||||||||
ФИ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
1. Кирилл Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
15 |
2. Яна Б. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
14 |
3. Гуляев П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
14 |
4. Влад К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
17 |
5. Егор М. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
17 |
6. Данил М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
15 |
7. Ваня М. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
10 |
8. Марк П. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
8 |
9. Аня П. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
14 |
10. Маша П. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
11 |
11. Максим П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
15 |
12. Антон С. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
13 |
13. Ксюша С. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
12 |
14. Сима С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
14 |
15. Илья. Х. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
14 |
16. Наташа Ч. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
16 |
Протокол психологической диагностики
Графический диктант (по Д.Б. Эльконину)
|
Диктант |
Результат |
||
ФИ |
1 |
2 |
3 |
|
1. Кирилл Б. |
+ |
+ |
+ |
В |
2. Яна Б. |
+ |
+ |
- |
С |
3. Петя Г. |
+ |
+ |
+ |
В |
4. Влад К. |
+ |
+ |
+ |
В |
5. Егор М. |
+ |
- |
+ |
С |
6. Данил М. |
+ |
+ |
- |
С |
7. Ваня М. |
+ |
+ |
+ |
В |
8. Марк П. |
+ |
- |
- |
Н |
9. Аня П. |
+ |
+ |
- |
С |
10. Маша П. |
- |
+ |
+ |
С |
11. Максим П. |
+ |
- |
- |
Н |
12. Антон С. |
+ |
- |
- |
Н |
13. Ксюша С. |
+ |
- |
+ |
С |
14. Сима С. |
+ |
+ |
- |
С |
15. Илья Х. |
+ |
+ |
+ |
В |
16. Наташа Ч. |
+ |
+ |
+ |
В |
Протокол психологической диагностики
1) Восприятие цвета
2) Концентрация внимания
3) Произвольное внимание. Пространственное восприятие, сенсомоторная координация (методика «Домик» Н.И. Гуткиной)
4) Воображение
ФИ |
Восприятие цвета |
Концентрация внимания |
Произвольное внимание |
Воображение |
1. Кирилл Б. |
7 |
6 |
5 |
4 |
2. Яна Б. |
7 |
6 |
6 |
2 |
3. Петя Г. |
6 |
6 |
5 |
5 |
4. Влад К. |
7 |
5 |
4 |
3 |
5. Егор М. |
7 |
6 |
3 |
6 |
6. Данил М. |
7 |
6 |
3 |
8 |
7. Ваня М. |
7 |
6 |
3 |
5 |
8. Марк П. |
5 |
6 |
6 |
6 |
9. Аня П. |
7 |
5 |
5 |
2 |
10. Маша П. |
6 |
6 |
4 |
6 |
11. Максим П. |
7 |
5 |
6 |
3 |
12. Антон С. |
7 |
6 |
4 |
8 |
13. Ксюша С. |
7 |
6 |
6 |
2 |
14. Сима С. |
6 |
6 |
5 |
2 |
15. Илья Х. |
7 |
6 |
4 |
3 |
16. Наташа Ч. |
7 |
6 |
2 |
2 |
Протокол психологической диагностики
Тест «Школьной зрелости» (А. Керн)
ФИ |
Задания |
Результат |
||
Фигура человека |
Копирование текста |
Точки |
||
1. Кирилл Б. |
4 |
2 |
1 |
7 |
2. Яна Б. |
2 |
2 |
1 |
5 |
3. Петя Г. |
4 |
4 |
1 |
9 |
4. Влад К. |
1 |
1 |
1 |
3 |
5. Егор М. |
2 |
3 |
1 |
6 |
6. Данил М. |
3 |
2 |
1 |
6 |
7. Ваня М. |
4 |
4 |
1 |
9 |
8. Марк П. |
3 |
3 |
1 |
7 |
9. Аня П. |
1 |
1 |
1 |
3 |
10. Маша П. |
3 |
4 |
2 |
9 |
11. Максим П. |
2 |
3 |
1 |
6 |
12. Антон С. |
4 |
4 |
1 |
9 |
13. Ксюша С. |
2 |
2 |
1 |
5 |
14. Сима С. |
2 |
2 |
1 |
5 |
15. Илья Х. |
3 |
3 |
1 |
7 |
16. Наташа Ч. |
2 |
1 |
1 |
5 |
Протокол психологической диагностики
Отношение ребенка к обучению в школе
ФИ |
Вопросы |
Результат |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1. Кирилл Б. |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
9 |
2. Яна Б. |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
9 |
3. Петя Г. |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
6,5 |
4. Влад К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
5. Егор М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
6. Данил М. |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0 |
0,5 |
7 |
7. Ваня М. |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
6,5 |
8. Марк П. |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
8,5 |
9. Аня П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
10. Маша П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
9 |
11. Максим П. |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
8,5 |
12. Антон С. |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
7,5 |
13. Ксюша С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
14. Сима С. |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
8 |
15. Илья Х. |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
9,5 |
16. Наташа Ч. |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
8,5 |
Протокол психологической диагностики
Тест «Какой Я?»
|
Вопросы |
Результат |
|||||||||
ФИ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1. Кирилл Б. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
9,5 |
2. Яна Б. |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
9 |
3. Петя Г. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
4. Влад К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
8,5 |
5. Егор М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
6. Данил М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
7. Ваня М. |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
7,5 |
8. Марк П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
9. Аня П. |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
7,5 |
10. Маша П. |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
8 |
11. Максим П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
12. Антон С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
8 |
13. Ксюша С. |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
8 |
14. Сима С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
15. Илья Х. |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
8 |
16. Наташа Ч. |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
7,5 |
Протокол психологической диагностики
«Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
|
Вопросы |
Результат |
|||||||||
ФИ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1. Кирилл Б. |
1 |
0 |
1 |
0,5 |
0 |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
6 |
2. Яна Б. |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
3. Петя Г. |
0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
5,5 |
4. Влад К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
10 |
5. Егор М. |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
5 |
6. Данил М. |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
8,5 |
7. Ваня М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
8. Марк П. |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
0 |
0,5 |
1 |
0,5 |
7 |
9. Аня П. |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
5 |
10. Маша П. |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
4,5 |
11. Максим П. |
0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
6,5 |
12. Антон С. |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
7 |
13. Ксюша С. |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,6 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
8,5 |
14. Сима С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
9,5 |
15. Илья Х. |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8 |
16. Наташа Ч. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |