Тема №5

Содержание

Введение. 3

1. «Слово о полку Игореве» как представитель древнерусской литературы.. 4

2. Основное содержание. 5

3.Из истории «Слова о полку Игореве». 6

3.1.Приемы автора. 7

3.2.Историческая основа. 8

4.Русь в «Слове о полку Игореве». 9

5. «Слово о полку Игореве» и культура Древней Руси. 10

6. «Слово» в русском искусстве. 11

7. Автор «Слово о полку Игореве». 12

7.1. Жизнь «Слова о полку Игореве» в литературе. 13

7.2. «Слово» как памятник древнерусской литературе. 14

8. Традиции в «Слове». 15

8.1. Композиция «Слова». 16

8.2. Основная идея «Слова». 17

9. Политический и поэтический смысл «Слова». 18

10. Идейно-художественное своеобразие «Слова». 19

11. Значение «Слова». 20

12. Чтение «Слова». 21

Заключение. 22

Список литературы.. 23






Введение

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий. Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: "Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 - 17 веков, состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава - свободные своды. Характерной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер ее бытования и распространения. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, a входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели. "Все, что служит не ради пользы, а ради прикрасы, подлежит обвинению в суетности". Эти слова Василия Великого во многом определяли отношение древнерусского феодального общества к произведениям письменности.

Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности.

Другой особенностью нашей древней литературы является анонимность, имперсональность ее произведений. Это было следствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, "списателей" книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо в заглавии произведения. При этом писатель не приминет снабдить свое имя такими оценочными эпитетами, как "худый", "недостойный", "многогрешный". В большинстве же случаев автор произведения предпочитает оставаться неизвестным, а порой и скрыться за авторитетным именем того или иного "отца церкви" - Иоанна Златоуста, Василия Великого. Цель и задачи работы рассмотреть поэму «Слово о полку Игореве».

1. «Слово о полку Игореве» как представитель древнерусской литературы

Возникновение русской литературы относится к концу Х века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковнославянском языке. Древняя Русь через Болгарию, откуда по преимуществу шли эти тексты, приобщались к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян.

Высокий уровень развития русской литературы и культуры XI-XII вв. подготовил почву для создания в 80-е годы XII столетия замечательного памятника древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». Многими чертами «Слово» связано с литературными традициями своей эпохи, но, как произведение гениальное, оно отличается рядом особенностей, присущих только ему: глубокой народностью, богатством языка, утонченностью ритмического построения текста, переосмыслением приемов устного народного творчества, особой лиричностью, высоким гражданским пафосом.

Большое значение в литературе приобретает идея сильной княжеской власти.

“Слово о полку Игореве” является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. “Словом о полку Игореве” нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора “Слова о полку Игореве” , была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси.





2. Основное содержание

Начинается произведение зачином, в котором автор призывает начать песню «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна» - то есть в соответствии с реальными событиями. Боян, когда слагал песню, «то растекался белкой по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Игорь смотрит на солнце и, видя войско свое, покрытое мраком, призывает всех, несмотря на дурное предзнаменование, идти за Дон и сражаться с половцами, так как «лучше быть изрубленными, нежели сдаться в плен». Вступив в «золотое стремя», Игорь продолжает путь. Дурные предзнаменования множатся – кричат птицы, ревут звери, ухают филины. Русские войска переходят Дон и «преграждают» «багряными щитами широкие поля, ища себе чести, а князю славы». «На заре в пятницу» русские разбивают половецкие полки, увозят с собой богатую добычу и «красных половецких девиц». [1]Русское войско останавливается в поле, располагается лагерем.  Половцы в это время собирают силы и во главе с ханом Кончаком нападают на неприятеля. Автор вспоминает о былых битвах князя Олега, в которых русские стяжали себе славу, сетует на междоусобицы, которые начались затем, и в которых русские убивали русских, а иноплеменники вторгались в Русскую землю. Сражение продолжалось три дня, а затее знамена Игоревы потухли. Святославу в Киеве в момент поражения сыновей снится «худой» сон, в котором ему подносят отравленное вино. Святослав говорит «золотое слово», в котором сетует на то, что Игорь и Всеволод не ко времени пошли на половцев, так как остальные князья «себе волости расхитили» и не захотели помогать  им. Ярославна, жена Игоря, плачет в Путивле на одной из башен кремля, она обращается к Днепру, к солнцу, просит охранить ее мужа и привести к ней невредимым. Игорь в плену, в одну из ночей он бежит. Заканчивается повесть здравицей в честь Игоря и других князей.

3.Из истории «Слова о полку Игореве»

Драгоценный памятник старинной русской литературы – «Слово о полку Игореве» написано по поводу неудачного похода на половцев северского князя Игоря Святославовича в союзе с его братом Всеволодом из Трубчевска, сыном Владимиром из Путивля и племянником Святославом Олеговичем из Рыльска. Поход состоялся в конце апреля – начале мая 1185 г. Помимо «Слово о полку Игореве», о нем рассказывается в Лаврентьевской, Ипатьевской, а также в позднейших летописях. «Слово» написано вскоре после похода. Открыто оно в конце 18 века собирателем и любителем древностей А.И. Мусиным-Пушкиным, впервые опубликовано им в 1800 г.в Москве. Вскоре была снята копия для Екатерины II. В 1812 г. во время нашествия Наполеона среди других рукописей Мусина-Пушкина, хранившихся в его московской библиотеке, погибла рукопись, содержащая в себе текст памятника. Таким образом, погиб единственный старый список «Слова», и мы обладаем теперь лишь поздней екатерининской копией с него конца 18 века и первопечатным текстом памятника.

На первых порах, еще до гибели рукописи, сделано было несколько переводов его, в том числе стихотворных, на современный русский язык. Немногочисленные попытки изучения памятника сводились преимущественно к комментированию его темных мест. Были и споры о древности текста, некоторые считали его даже подделкой.

Появились труды Н. Тихонравова, А. Потебни, В. Перетца, В. Ржиги и других исследователей. Огромно число переводов – Я. Пожарского, П. Буткова, позднее – В. Жуковского, И. Козлова и т.д.







3.1.Приемы автора

«Слово» выросло на плодотворной почве русской культуры XII века. Оно глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением, отвечало народным чаяньям, создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг наибольшей силы. Множество мелких феодальных  «полугосударств» - княжеств – враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство, втягиваясь в братоубийственные войны во имя эгоистических княжеских интересов. Яркий пример единства культуры – «Слово о полку Игореве», величайший памятник литературы Руси. Оно обращено к будущему, а не к прошлому.

«Слово о полку Игореве» обращало свой призыв не только к русским князьям, но и к общественному мнению всего русского народа. Свои суждения автор «Слова» не отделяет от общественного мнения. Выразителем этого мнения он себя и признает, стремясь передать свою оценку событий, свою оценку современного положения Руси как оценку общенародную.

Автор занимал независимую патриотическую позицию, по духу своему близкую широким слоям трудового населения Руси. Его произведение – горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – земледельцев, ремесленников. Его художественная система тесно связана с русским народным творчеством. В “Слове о полку Игореве” описаны страдания простого народа от набегов половцев.

Таковы основные приемы автора «Слова о полку Игореве».








3.2.Историческая основа

Поэма вдохновлена реальными событиями русской истории. Вот что писал о них Д.С. Лихачев в книге «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы:

«Слово о полку Игореве» рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославовича.

«Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. Оно было призывом К прекращению княжеских междоусобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси. Автор «Слова» смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собой всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая об их долге перед Родиной. Он зовет их защищать русскую землю. И, поэтому хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет ни капли уныния. Вся поэма обращена к будущему.

В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход против половцев. Это произошло в 1185 году. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей воле.

В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В “Слове о полку Игореве” он описывается как великий воин:” Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы”. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. Все произведение заканчивается ликованием радости, смелости, веселья по случаю возвращения князя Игоря.

4.Русь в «Слове о полку Игореве»

«Слово полку Игореве» - это призыв к единению. Каким же представлялось автору «Слова» то единство Руси, к которому он звал своих читателей? Само собой разумеется, что нельзя было просто уговорить русских князей перестать враждовать между собой. Нужна была сильная центральная власть, которая могла бы скрепить единство Руси, сделать Русь мощным государством. Автор «Слова» - сторонник сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве. Киевский князь Святослав рисуется ему как сильный и грозный властитель. В «Слове» мы видим образ князя, воплощающего собой идею сильной княжеской власти, с помощью которой должно было осуществляться единство русской земли.

Свой призыв к единению, свое чувство единства Родины автор «Слова» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ, русская Земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли – центральный в «Слове».

Автор «Слова» рисует обширные пространства. Он ощущает Родину как единое огромное целое. Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донецк, а из городов – Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород и многие другие – вся Русская земля в поле зрения автора, введена в круг его повествования.[2]


5. «Слово о полку Игореве» и культура Древней Руси

«Слово» появилось не на пустом месте, это невозможно. Культура Древней Руси была богата и многогранна, она и в религиозных формах несла в себе яркое проявление чувств и мыслей наших предков.

Церковь Покрова на Нерли поражает чистотой пропорций, мягкостью контуров и слиянием с природой. Церковь поразительно естественно и дерзко вписана в пейзаж. В горизонтальные плоскости равнины, реки неожиданным праздником входит и высится строение легкое, нежное, как облака, плывущие по небу и отраженные рекой. Стройность храма, его «плывучесть» создается прежде всего его пропорциями. Трехчастность – основа этих пропорций с ввысь, и вширь. Строгость и сдержанность, чистота и мягкость, спокойствие и естественность, видимо, были свойствами, которые для строителей Покрова на Нерли необходимы для создания прекрасного и вечного.

Успенский собор во Владимире (1158 и 1185-1189) более мощен, разнообразен, величав, но строгость пропорций и единство оказываются основами и этого здания. Пять куполов и пять делений стены, многочисленные рельефы на фасаде  создают впечатление обилия, мощи, но все здание стянуто к единому центру – высокому куполу, похожему на шлем война.

Рассмотрим произведения древнерусской живописи. Вот Спас Нерукотворный. В гневном и горьком изломе бровей и губ, в упреке глубоких глаз заметно то напряжение чувств, которое так характерно для героев «Слова». А вот фрагмент из «Успения богоматери». Святой с фрески церкви спаса Нередицы близь Новгорода выражением своего лица напоминает Святослава.

Когда мы смотрим на голову Богородицы из «Устюжского Благовещения», нас поражает сложность чувств этой женщины. Может быть Ярославна чем-то родственна ей?


6. «Слово» в русском искусстве

 «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным цветком в пустыне нашей древней словесности», - писал Пушкин. С тех пор представления о древнерусской литературе изменились, «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Задонщина», «Повесть о горе-злосчастии», «Житие» протопопа Аввакума  - яркие и значительные страницы русской литературы допетровского времени. Но не было в русской литературе 11-17 веков ничего равноценного «Слову» по поэтической мощи и яркой силе национального характера. В этом Пушкин оказался прав. И, может быть, поэтому внимание следующих поколений к «Слову» стало неотступным. Произведение, написанное в 11в., осталось вдохновительной силой для русского искусства и продолжает быть живым спутником его до наших дней.

Сравнивая плача Ярославны, сделанные Жуковским и Заболоцким, можно заметить большую близость первого к оригиналу. Перевод Заболоцкого привлекает песенностью, правильностью стиха, с точки зрения современного литературного слуха. Каждый из переводов несет в себе черты слога и чувств своего времени. В переводе Жуковского Ярославна нежнее, мягче. У Заболоцкого чувства героини драматичнее, слышнее по отчаянию, резче упреки силам природы. Улавливая достоинства каждого из переводов, мы острее видим особенности подлинника: лаконизм и энергию стиля, суровость и яркость слова, сдержанность и силу чувства. Очевидно, эти неповторимые свойства «Слова» привлекают к нему художников разных эпох. Древняя поэма звучит в наши дни с особой актуальностью.

Поэтическая сила «Слова», первозданное обаяние его образов, лиризм стиля и ясность пропорций прямо противостоят хаосу и стертости современной массовой культуры, как дерзость стереотипу, как истинное чувство ее грубой имитации.



7. Автор «Слово о полку Игореве»

Прошло восемь веков с тех пор, как появилось это прекрасное произведение. Многие поколения ученых отдали жизни изучению древнего текста и обстоятельств, поясняющих его смысл. Множество поэтов переводили «Слово» на современный русский язык. Но древняя поэма не теряет своей привлекательности до сих пор.

Одна за другой появились версии позднейшего происхождения «Слова», в которых слышалось недоверие к поэтической силе старых времен. В ком только не видели автора «Слова». Дружинник Игоря или поэт княжеского двора, простолюдин или князь…

При всей эпической мощи «Слова» наделено таким лиризмом, что читатель другого времени, другой психологии, другого исторического опыта вовлекается в поэтический мир древнего текста, как свободно входим мы в стихотворения разных авторов, не успевая освободится от современных нам реалий. Лирика ведь по своей природе предполагает, что читатель, пусть на миг, становится поэтом и от своего, а не от чужого авторского лица произносит поэтические строки.

Не случайно, величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным.

Автор «Слова» смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собой всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед родиной. И поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет уныния.




7.1. Жизнь «Слова о полку Игореве» в литературе

Трудно сказать, сколько написано о «Слове о полку Игореве», сколько поэтических переводов создано. Но «Слово о полку Игореве» живет в литературе и своим духом и своими образцами, ставшими вечными.

Произведение 11века звало к союзу русских сил, а не к слиянию с половцами. Реальная угроза для Русской земли не позволила автору «Слова» поэтизировать любовь сына Игоря к ханской дочери. Так время властно диктует выбор материала художественного произведения.

Облик времени, которым освещено «Слово», вы заметите и в гравюрах нашего современника В.А.Фаворского к «Слову». Суровая мощь русских воинов и поэтическая сила образцов русской природы, одушевление чувств русских людей в печали и в радости проступают в иллюстрации к «Слову» так отчетливо, быть может, потому, что Фаворский полон мироощущением эпохи войн и революций. Три цвета – белый, черный, красный – позволяют художнику подчеркнуть реальность изображения, придают ему решительность.

Древняя поэма звучит в наши дни с особой актуальностью. Распад СССР на республики, национальные конфликты конца 20в., разумеется, по историческому содержанию во многом иные явления, нежели феодальные распри княжеств в 12в. Но все равно суть одна и та же.

Актуальность «Слова» в наши дни обусловлена и тем, что индивидуальное стало болезнью конца 20в., болезнью не только нашего общества, но характерной приметой социальной психологии многих стран. Пагубность всплесков честолюбия и для личности, и для общества, необходимость одушевления человека идеей общей любви, любви не к себе, а к людям, проступают и в «Слове» с такой поэтической откровенностью, что могут стать лекарством для заблудившихся в тумане самолюбия.





7.2. «Слово» как памятник древнерусской литературе

Чтобы охарактеризовать «Слово» как памятник древнерусской литературы, прежде всего, обратим внимание на особенности сюжета этого во многом загадочного произведения.

Раздробленность и вражда между князьями мешала защищать русскую землю общими усилиями, и автор «Слова» выступает как историк этой беды, вспоминая о первых временах усобиц, рассказывая о князе Олеге, деде князя Игоря, о князе Всеславе, наводившим ужас на своих современников, тем самым, подчеркивая, что корни нынешних бед уходят в прошлое.

Князь отправляется в поход. Все предвещает его о приближающейся опасности: затмение, ветер и т.д. В этом видна еще одна особенность произведения – его связь с устным народным творчеством.

В «Слове о полку Игореве» мы обнаруживаем черты средневекового произведения, имеющего политический, нравственный смысл.

Существует даже мнение, что «Слово» было создано для устного исполнения перед князьями. «Слово о полку Игореве», вероятнее всего, было действительно написано как непосредственный отклик на трагические события 1185 года.

Нужна была сильная центральная власть, которая могла бы скрепить единство Руси, сделать Русь мощным государством. Автор «Слова» - сторонник сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве. Киевский князь Святослав рисуется ему как сильный и грозный властитель. В «Слове» мы видим образ князя, воплощающего собой идею сильной княжеской власти, с помощью которой должно было осуществляться единство русской земли.

«Слово о полку Игореве» - удивительный памятник литературы Древней Руси.




8. Традиции в «Слове»

Произведение «Слово о полку Игореве» прошло сквозь века и продолжает жить в литературе и народном сознании. Значит традиции, заложенные  «Словом о полку Игореве» в фундамент русской литературы и в целом культуры, - традиции живые. Так какие же это традиции?

Прежде всего, нужно понять, что главный герой произведения не один из князей, а Русская земля.

Не случайно, величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным.

Образ Родины, полной городов рек и многочисленных обитателей, как бы противопоставлен образу пустынной половецкой степи – «стране незнаемой», ее холмам,  болотам, «грязевым местам». Автор «Слова» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором  всю Русь с высоты птичьего полета, объединив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.

Свой призыв к единению, свое чувство единства Родины автор «Слова» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ, русская Земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли – центральный в «Слове». Образ Родины, полной городов рек и многочисленных обитателей, как бы противопоставлен образу пустынной половецкой степи – «стране незнаемой», ее холмам,  болотам, «грязевым местам». Автор «Слова» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором  всю Русь с высоты птичьего полета, объединив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.




8.1. Композиция «Слова»

Загадку композиции «Слова» исследователи пытаются понять уже давно. Она в самом деле не обычна: нарушается и хронология событий, и их реальная география. Начиная повествование автор не скрывает, что ему важно рассказать не только о настоящем, но и о прошлом родной земли. С места событий автор переносится то в Киев, то в Путивль. Читатель находит в тексте ассоциативные сцены, в общем, конечно же, не характерные для средневековой литературы.

Кстати, еще десять лет назад академик Борис Рыбаков, историк по профессии, предложил считать все эти нетрадиционные отступления простой оплошностью переписчика.

Но выбор автора в каждом конкретном случае нельзя считать случайным. Так, например, в историческом экскурсе о давних усобицах появляются именно те князья, которые больше всего повинны в братоубийстве. И само отступление вклинивается в повествовании о битве Игоря с половцами в тот момент, когда русские дружины оказываются в западне.

Два отступления от основной кавны повествования особенно интересны – сон Святослава Киевского и плач Ярославны.

Любопытно, что характеристики явно гиперболичны. Они подобны эпическим богатырям. Это означает, что автор имеет в виду не только конкретных всесильных владык, но и их дружинников, силу которых олицетворяют имена этих князей.

Обращение Святослава Киевского адресуется всем русским людям, готовым встать на защиту родной земли.

Таким образом, все три отступления связаны с мыслями автора о судьбе русской земли и подчинены центральной идее «Слова о полку Игореве» - необходимости единения перед лицом общей угрозы.





8.2. Основная идея «Слова»

Помимо «Слово о полку Игореве», о нем рассказывается в Лаврентьевской, Ипатьевской, а также в позднейших летописях. «Слово» написано вскоре после похода. Открыто оно в конце 18 века собирателем и любителем древностей А.И. Мусиным-Пушкиным, впервые опубликовано им в 1800 г.в Москве. Вскоре была снята копия для Екатерины II. Поход состоялся в конце апреля – начале мая 1185 г. В 1812 г. во время нашествия Наполеона среди других рукописей Мусина-Пушкина, хранившихся в его московской библиотеке, погибла рукопись, содержащая в себе текст памятника.

Драгоценный памятник старинной русской литературы – «Слово о полку Игореве» написано по поводу неудачного похода на половцев северского князя Игоря Святославовича в союзе с его братом Всеволодом из Трубчевска, сыном Владимиром из Путивля и племянником Святославом Олеговичем из Рыльска.

Таким образом, погиб единственный старый список «Слова», и мы обладаем теперь лишь поздней екатерининской.

Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху









9. Политический и поэтический смысл «Слова»

Автор обращается к походу Игоря для укрепления мысли о необходимости единства Руси. Если лучшие из князей, наделенные любовь к Родине, доблестью, силой и мужеством, не способны отдельными выступлениями защитить страну от «поганых» половцев, то становится очевидной необходимость общих действий.[3]

Но если «Слово» содержит упрек князьям, жаждущим славы, а не единства земли Русской, почему же Игорь прощен автором и страной, почему Русь не проклинает виновника бедствий, а сочувствует ему, даже славит его в конце произведения.

Исходным желанием Игоря, побуждением к походу была защита Руси. Он мужественен в походе. Он верен брату в бою. Даже в плену, Игорь стремится к побегу, к дому. Все это и побуждает автора славить Игоря. Мир родины, общий русский мир оказывается не мстительным, а добр, прощая заблуждения. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выражена в «Слове» очень ярко. Святослав в своем обращении к русским князьям скорбит о печалях Русской земли, но все же надеется на разум людей, помнит об их доблести.

Добро оказывается основой и плача Ярославны, которая обращается уже не к людям, а к силам природы.

Добро и в «золотом слове» Святослава, и в плаче Ярославны становится нормой, коренным свойством жизни. Непреклонная вера в победу, которая звучит в финале произведения, основана не только на силе русских войнов, ратных доблестях Игоревой дружины, мужестве и самоотверженности бойцов, но на вере в добро как основы мира.




10. Идейно-художественное своеобразие «Слова»

Изучению образной структуры и языка «Слова» посвящено огромное множество работ. Из последних и наиболее значительных – труды академика Д.С. Лихачева, который изучал стилистику «Слова» и его художественные особенности.

Интересны изыскания в вопросе построения композиции «Слова». Как следует из текста произведения, события в нем излагаются не в хронологическом порядке.

Разбив текст «Слова о полку Игореве» на смысловые отрезки и посчитав в них количество слов и букв, Рыбаков пришел к выводу, что количество вполне могло соответствовать страницам книги. В означенном издании приводится вариант текста «Слова», который по мнению Рыбакова, был изначально.

Лихачев считает, что это и есть идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве».

Идейное содержание «Слова» было так определено К.Марксом: «Смысл поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов.…Вся песнь носит христиански-героический характер, хотя языческие элементы выступают еще весьма заметно».

Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.





11. Значение «Слова»

Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание “великого князя”. Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах ХII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию, половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю.

“Слово о полку Игореве” является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. “Словом о полку Игореве” нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора “Слова о полку Игореве” , была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мыслительрисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как “сведоми къмети” , воины-богатыри черниговцы “бес щитовъ съ засапожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ прадеднюю славу” . В “Слове о полку Игореве” описаны страдания простого народа от набегов половцев.

12. Чтение «Слова»

Автор «Слова» хотя и не как Боян растекался мыслею по древу, «летая умом под облаками», но в повествовании не придерживался строгой последовательности в изложении событий. [4]

Повествование прерывисто, фрагментировано, читатель не подводится к событию постепенно, но как бы сталкивается с ним. Древняя поэма построена так, что напоминает монтаж эпизодов в кино. Энергия эпизодов увеличивается от таких прямых вторжений в эпизод.

Автор «Слова» рассчитывал на точное знание современниками обстоятельств похода Игоря.[5]

Автор «Слова», если обратится не только к вступлению к поэме, но к лирическому воспоминанию о соловье старого времени, ценит правдивость выше красоты слога. Автор же соединил в своей поэме плач и славу. Горький упрек за безрассудство и восхищение мужеством защитников Русской земли, одобрения жажды воли и сомнение в том, что она добывается лишь дерзким порывом отдельных князей, совмещаются в мудром, взволнованном слоге поэмы.

Опираясь на фольклор, автор «Слова о полку Игореве» поднимается до своего, индивидуального видения мира, и поэтому рождается своеобразный, небывалый художественный стиль.

Читается «Слово» очень трудно, так как там использована древнерусская словесность. Но все же это произведение стоит того, чтобы его прочитать.






Заключение

«Слово о полку Игореве» не теряет своей актуальности уже 8 веков. Наверное стоит задуматься над этим.

Ведь в «Слове» описано поражение русского войска из-за феодальной раздробленности. Сейчас же ситуация ни чуть ни изменилась. Это хорошо видно из событий последних лет.        Древняя поэма звучит в наши дни с особой актуальностью. Распад СССР на республики, национальные конфликты конца 20в., разумеется, по историческому содержанию во многом иные явления, нежели феодальные распри княжеств в 12в. Но все равно суть одна и та же.

Актуальность «Слова» в наши дни обусловлена и тем, что индивидуальное стало болезнью конца 20в., болезнью не только нашего общества, но характерной приметой социальной психологии многих стран. Пагубность всплесков честолюбия и для личности, и для общества, необходимость одушевления человека идеей общей любви, любви не к себе, а к людям, проступают и в «Слове» с такой поэтической откровенностью, что могут стать лекарством для заблудившихся в тумане самолюбия.

Я советую всем прочитать эту поэму, так как она по праву считается величайшим памятником древнерусской литературы.

Не смотря на все противоречия между критиками, все они сходятся на одном общем выводе «Слово о полку Игореве» - величайшее произведение всех времен и народов, содержащие в себе призыв к единению, во имя интересов всего государства.









Список литературы

1.     Марацман В.Г. Литература. М.: Просвещение,2002.-536с.

2.     Литература. О.Ю.Олейников. М.: Вече, 2002.-639с.

3.     Слово о полку Игореве. М.: Дрофа, 2000.-253с.

4.     И.О.Родин. Все произведения в кратком изложении. М.: Родин и компания, 2000.-615с.

5.     Т.Ф. Курдюмова. Литература. М.: АСТ, 2000.-671с.





[1] И.О.Родин. Все произведения в кратком изложении. М.: Родин и компания, 2000.-39с.

[2] Слово о полку Игореве. М.: Дрофа, 2000.-65с.

[3] Литература. О.Ю.Олейников. М.: Вече, 2002.-78с.

[4] Т.Ф. Курдюмова. Литература. М.: АСТ, 2000.-9-11с.

[5] В.Г. Марацман. Литература. М.: Просвещение,2002.-51с.