Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СИЛА "Я" И САМОУВАЖЕНИЕ. 4
2. ПОТЕНЦИАЛ ЛИДЕРСТВА.. 6
3. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ. 8
4. ВЫБОР СУБЪЕКТИВНО-ОПТИМАЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ.. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 15
ВВЕДЕНИЕ
Большинство людей видят целью своей жизни достижение успеха в какой либо области, стать тем, кем хочет быть, в общем самореализоваться.
Самореализация - это осуществление индивидных и личностных возможностей "Я" посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми. Самореализация активизируется в отношении тех черт, свойств и качеств человека, которые рационально и морально приемлемы и поддерживаются обществом. Вместе с тем человек является таким, каким он сделает себя сам, насколько он сам себя ощущает. Актуальность факторов успешной деятельности определяется тем, что самореализация является атрибутом самого существования человека.
Следовательно, социальная система, исторические обстоятельства, природно-экологические условия, социальное окружение и даже случай обусловливают проявление активности человека. Однако человек может реализовать свою "самость", поскольку способен сознавать свою ценность, возвыситься над обстоятельствами, иметь планы и цели деятельности, учитывать реальную ситуацию и отдаленные последствия. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической; деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями. Следовательно, эффективность самореализации будет зависеть не только от реальных внешних условий, но и от того, как человек понимает и оценивает их по отношению к себе. Это понимание и оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.
Целью данной работы является рассмотрение факторов и принципов успешной деятельности человека, таких как самоуважение, выбор и жизненного пути, коммуникативная компетентность и т. д.
1. СИЛА "Я" И САМОУВАЖЕНИЕ
Самоуважение является центральным звеном и мотивом Я-концепции. Я-концепция является ядром личности, важной частью самосознания человека. В нее входят неосознаваемые представления, которые согласуются, не должны противоречить осознаваемым свойствам. Я-концепция - устойчивое, внутренне согласованное и непротиворечивое, зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе. Она выполняет важные функции в жизни человека: обеспечивает внутреннюю согласованность знаний человека о самом себе, способствует интерпретации и мотивации нового опыта и является источником ожидания определенных действий по отношению к себе. Термин "Я" многозначен. Он включает в себя телесное чувство, образ тела; самотождественность ("Я" - это длящаяся целостность); протяженность ("Я" - это мои мысли, и мои вещи, и моя группа, и моя религия и т.д.), являясь точкой отсчета (эгоцентризм) и т.д. Наше "Я" имеет пространственные и временные черты как точка между прошлым и будущим.[1]
Важным моментом является понятие силы "Я", которое было введено еще З.Фрейдом. Сила "Я" — это мера личностной свободы от чувства вины, ригидности, тревоги. Когда мы говорим о сильном характере, то имеем в виду, прежде всего, сильную волю этого человека; когда же говорим о сильной личности, то имеем в виду сильное "Я", способность человека к самоорганизации и самореализации, психическую выносливость и чувство собственного достоинства, а также большой социальный потенциал.
Существует 6 индикаторов силы "Я". Назовем их: это — толерантность к внешним угрозам, психологическому дискомфорту; свобода от паники; борьба с чувством вины (способность к компромиссам); способность к эффективному подавлению неприемлемых импульсов; равновесие ригидности и податливости; контроль и планирование; адекватное самоуважение. Слабое "Я" предполагает сильное развитие психологической защиты, увеличивающей неадекватность восприятия окружающего и поведения индивида.
Самоуважение. Самоуважение - обобщенная характеристика, которая складывается в раннем детстве, ее сложно изменить. Самоуважение имеет синоним в повседневной речи как чувство собственного достоинства. Уровень самоуважения отражается в преобладающей мотивации.
Т. Шибутани показывает связь желания власти с низким самоуважением. Адекватное самоуважение предполагает небольшое и хорошо регулируемое чувство вины, независимость от чужих оценок. Чем ниже самоуважение, тем более нетерпимо человек относится к критике, юмору.
У.Джемс предложил психологическую "формулу":
Самоуважение =Успех/Уровень притязаний
Самоуважение определяет адекватность человека в окружающем мире. Низкое самоуважение влечет за собой для индивида неадекватность в значимых для него областях, склонность к самообману, боязнь правды, доминирование мотивации самоутверждения и высокое развитие многих форм психологической защиты. Самоуважение определяет характер взаимоотношений с другими (например, чем более человек не уважает себя, тем больше он не ценит и опасается других, стремится самоутвердиться, принижая своих партнеров).
Адекватность самооценки и самоуважение зависит от воспитания в раннем детстве. Если ребенка воспринимают как собственность, у него появляется чувство малоценности. Влияет отсутствие эмоциональной, теплой атмосферы в семье, преобладание жестких мер воздействия, авторитарность и деспотичность родителей и многое другое. Низкое самоуважение требует больших затрат энергии на психологическую защиту. У таких детей часто формируется психология самобичевания, постоянный психологический дискомфорт, комплексы (но они могут изживаться); обычно присутствует застенчивость, боязнь ошибок, сильный самоконтроль, отсутствие спонтанности.
Способы компенсации пониженного самоуважения различны. Можно понизить уровень притязаний. Для других людей это выливается в бегство от себя, своих проблем и трудностей (т.е. формируются различные формы психологической защиты). Более достойный путь — изменить свое отношение к ситуации и изменить свое поведение, снизить уровень притязаний до своих возможностей.
Термин "защитные механизмы" в 1926 г. предложил З.Фрейд. • По его мнению, защита - необходимое условие сохранения стабильности личностной структуры в условиях постоянного патогенного конфликта между разными уровнями самосознания.
В широком смысле психологическая защита - любой (сознательный или бессознательный) способ, с помощью которого личность предохраняется от воздействия, грозящего напряженностью и ведущего к дезинтеграции личности.[2]
Общие функции ее — уничтожение страха и сохранение самооценки.
2. ПОТЕНЦИАЛ ЛИДЕРСТВА
К настоящему времени сформировались в основном три самостоятельные теории, объясняющие происхождение и сущность лидерского потенциала. Их можно условно назвать теорией "великого человека", "ситуационной" теорией и теорией "определяющей роли последователей".
Совмещение положительных сторон перечисленных теорий лидерства позволяет сформулировать следующее определение. Лидерский потенциал - это совокупность психологических качеств, соответствующих потребностям группы и наиболее полезных для разрешения проблемной ситуации, в которую эта группа попала. Абсолютных лидеров - лидеров везде и во всем - не существует, также как и абсолютных "ведомых". Лидер в сфере бизнеса может оказаться ведомым в сфере досуга и "козлом отпущения" в семейной жизни. Более того, в определенной сфере деятельности оценка лидерского потенциала конкретного человека не всегда является однозначной: директор предприятия может быть истинным лидером для своих заместителей и начальников цехов, формальным руководителем с точки зрения работников среднего звена управления, а в восприятии рабочих - выступать источником неразберихи и бюрократического беспредела (т.е. "антилидером").
Лидерство — это главенство в стимулировании, планировании и организации активности группы. Если говорить о группах людей, то за способностью к лидерству стоят такие интегральные характеристики, как "настроенность на опасность", "управленческие способности" и высокая "личная активность".[3]
Под "настроенностью на опасность" понимается высокая эффективность действий в стрессе, а также такие качества, как чувствительность к потенциальной опасности и бесстрашие.
Действия в стрессовых условиях, наиболее соответствующие роли истинного лидера, заключаются в его первенстве в защите группы, в организации групповых действий, в атакующих действиях, в выборе стратегии и тактики поведения группы. Чувствительность к потенциальной опасности состоит в способности лидера предвидеть возможность возникновения стрессовых обстоятельств и варианты их развития. Бесстрашием условно обозначается качество, которое позволяет лидеру дольше всех выдерживать угрозы, направленные на него, и быстрее восстанавливаться после тех или иных поражений.
Вторым по степени выраженности интегральным качеством лидера можно считать его управленческие способности. В их" структуре ведущими являются функции подавления внутригрупповой агрессивности (конфликтов) и оказание поддержки слабым членам группы, планирование предстоящих действий группы.
На третьем месте находится высокая личная активность лидера, включающая довольно широкий набор частных проявлений - от инициативности и контактности до физической подвижности и склонности образовывать временные союзы с разными членами группы.
Частными проявлениями лидерского потенциала служат высокая скорость ориентировки в окружающем, ясность и масштабность видения позитивного для группы будущего, восприятие группы как части собственного "Я". Масштабность порождаемых потенциальным лидером целей неизбежно побуждает его к поиску "своей" группы.
Каждый человек может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность лидировать существенно повышается по мере взросления и приобретения профессионального мастерства и разнообразного жизненного опыта. Главная сложность здесь состоит в том, чтобы определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил.
3. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.[4] В состав компетентности включают совокупность, знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Такого рода компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению. Коммуникативная компетентность - это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Средства регуляции коммуникативных актов являются частью человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение и преумножение культурного наследия в целом. Во многом приобретение коммуникативного опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия. Из литературы, театра, кино человек также получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм.
Коммуникативная компетентность непосредственно связана и с особенностями выполняемых человеком социальных ролей.
Коммуникативная компетентность предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения и может рассматриваться как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру.
Таким образом, и индивидуально-личностные качества, и социально-культурный и исторический опыт способствуют формированию компетентности в общении.
Одним из средств развития коммуникативной компетентности является социально-психологический тренинг (СПТ). Это относительно новое научно-практическое направление психологии в настоящее время получает интенсивное развитие в качестве составной и важной части системы психологической службы. При всем разнообразии конкретных форм СПТ всем им присуща объединяющая черта — это средство воздействия, направленное на развитие тех или иных знаний, умений и опыта в области межличностного общения. Можно сказать, что в психологическом плане это означает следующее:
выработка системы навыков и умений общения; коррекция имеющейся системы межличностного общения; создание личностных предпосылок для успешного общения. Анализ возможных воздействий социально-психологического тренинга обнаруживает, что в процессе групповой работы затрагиваются и глубокие личностные образования участников тренинга. Ведь человек получает новые конкретные сведения о себе. И эти сведения затрагивают такие личностные переменные, как ценности, мотивы, установки. Все это говорит в пользу того, что СПТ можно ассоциировать и с процессом развития личности, вернее с началом этого процесса. Действительно, получаемые в тренинге новые сведения о себе я других, как правило, остро эмоционально опосредованные, побуждают заново переосмыслить сложившуюся Я-концепцию и концепцию "другого":
4. ВЫБОР СУБЪЕКТИВНО-ОПТИМАЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
Осознание человеком своего субъективно-оптимального жизненного пути является важным элементом его личностной зрелости. Это четко зафиксировано в определениях, указывающих на отсутствие такого осознания, - "непутевый" или даже "беспутный" человек. Социальный опыт многих поколений людей, отразившийся в данных выражениях, показывает, что у каждого человека при всем разнообразии возможных направлений движения по жизни есть одно направление, предназначенное именно для него, т.е. "свой" путь.
Человек рождается с индивидуальным набором интеллектуальных и эмоциональных задатков, преобразуемых впоследствии в способности, интересы, мотивы поведения и деятельности. Включившись именно в те сферы жизнедеятельности, для которых он обладает необходимыми задатками, человек оказывается наиболее обучаемым. Он быстрее развивается и демонстрирует успешность, заведомо превышающую средний уровень. Этот гипотетический набор задатков мы обозначим как потенциал развития.
На прагматическом уровне субъективно-оптимальным может трактоваться такой жизненный путь, который по своим условиям и требованиям к человеку полностью соответствует его потенциалу развития. На метафорическом уровне он есть не что иное, как глубинно-психологическая предуготованность к некоей сугубо индивидуальной миссии, для реализации которой на пользу окружающим и себе в удовольствие данный человек пришел в этот мир.
Предуготованность жизненного пути, к сожалению, не означает его очевидной предначертанности. Путь выбирается человеком, исходя из рассудочных оснований или по воле обстоятельств, т.е. по причинам, не имеющим практически никакого отношения к его реальным задаткам.
Поэтому в высшей степени вероятными оказываются ошибки выбора. В юности они неизбежны, поскольку опыт проверки себя в разных деятельностях еще невелик, а точность самопонимания - минимальна. Гибкость развивающейся психики в принципе позволяет молодым людям адаптироваться к любому, даже самому не подходящему для себя виду занятий.
Ошибочность избранного направления жизни становится выраженной во взрослом возрасте. Длительное следование "не своим" путем приводит к разрыву между сознательным поведением и потребностями, заложенными в потенциал развития. Этот разрыв субъективно выражается в появлении дисфорических переживаний и повышенной нервно-психической напряженности.
Самыми яркими проявлениями взрослой "непутевости" служат так называемые "синдром выгорания" в профессиях, связанных с публичной деятельностью, а также "кризис середины жизни", относимый разными авторами к возрасту в интервале от 35 до 45 лет. Особенность этого кризиса состоит в том, что он формируется исподволь у социально и психологически благополучных людей. Нарастающий по мере становления кризиса психологический дискомфорт долгое время не имеет для них логического основания: в субъективном плане по отдельности - все в жизни хорошо, а в целом - плохо. Замаскированность внутренней причины дискомфорта делает невозможной целенаправленную борьбу с ней и в конце концов приводит к неординарным поступкам и поведению.
В эволюции животного мира выработались некоторые различия в психическом складе мужской и женской особи, значимые для обсуждаемой нами проблемы. В частности, речь идет о меньшей в среднем податливости обучению, ригидности способов умственной деятельности и поведения, узкой направленности задатков потенциала развития у мужской особи. В силу этого мужчины с гораздо большей вероятностью не обнаруживают "свой" путь и не способны полноценно адаптироваться к тому пути, на который уже встали.
Первым шагом из кризиса в сторону "своего" пути служит осознание переживаемых дисфорических состояний следствием системного кризиса своей жизни как таковой, а не как ситуативно сложившегося набора частных затруднений.
Механизмом кризиса является потеря динамизма в развитии личности. Неопределенность собственного "Я" и своего будущего - ведущая проблема юности. Она решается испытанием себя в разных делах и ситуациях (отсюда подростковое "Хочу все знать", "Надо все в жизни попробовать"). В итоге таких усилий юноша постепенно определяется с тем, что он собой представляет. И тем самым попадает в психологическую ловушку с далеко идущими последствиями. Его субъективное "Я" становится весьма локальной территорией, надежно отрезанной от "не-Я" (от неопределенности) запретами и самозапретами. Сверхопределенность настоящего как раз и становится со временем ведущей проблемой взрослости. Прекращение изменений в себе и в мире - это и есть окончание жизни.
Конкретные формы обретения взрослым человеком "своего" жизненного пути могут быть бесконечно разнообразны. Поэтому наметим хотя бы основные этапы такого обретения. Представляется, что в развернутом виде отыскание пути слагается из трех последовательных этапов: осознание кризиса, самоидентификация, реориентация.[5]
Осознание того, что жизнь зашла в тупик и дальнейшее существование в прежней форме невозможно, требует от человека значительного мужества. Тем более что подсознание, выполняя свою защитную функцию, выставляет на обозрение сознанию набор "очевидных" мелких проблем (я такой тревожный человек... не складываются отношения с сотрудниками... дети меня не слушаются... и т.п.). Переставшему изменяться сознанию гораздо легче бесконечно долго копаться в любом наборе мелочных псевдопроблем, чем понять, что так жить дальше нельзя.
Самоидентификация заключается в полном, деятельном и соответственно не искаженном выражении вовне и осознании своего "Я".. Пока все притягательное реально не попробовано, иллюзии невозможно отделить от истины.
Реориентация понимается как отыскание (открытие для себя) новой ориентировочной основы в восприятии и оценке обстоятельств и ситуаций мира. Пока человек смотрит вокруг себя "прежними" глазами, он сможет увидеть только то, что видел и раньше: прежний мир, прежние проблемы, прежнюю неспособность их как-то разрешить. Человек, пытающийся выбраться из жизненного кризиса, обязательно спрашивает консультанта: "Так что же мне делать?". Но сложность ответа состоит как раз в том, что весь набор действий, доступных этому человеку в данный момент, является органичным элементом его прежней жизни, и их использование может привести только к ее временной реанимации. Единственным адекватным действием при кризисе является отказ от стереотипных для себя, "очевидных" и "объективно обусловленных" ожиданий, установок и реакций.
Преодоление жизненного кризиса ведет к более полному и точному пониманию "своего" пути, переживанию осмысленности своей жизни и удовлетворенности ею.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути дела, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации.
Образ мира также изменяется в течение всей жизни человека. Он должен становиться все более полным и адекватным. Однако условием успешной самореализации: является динамическое функциональное единство, где образ мира и образ "Я" как бы уравновешены через адекватное понимание своего места в мире и использование адекватных социальных умений. При тех или иных нарушениях этого равновесия человеку для решения проблем самореализации приходится искать условно-компенсаторные пути по типу психологической зашиты.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алехина Е. А., Горбачев М. И. и др. Психология делового преуспевания. – М.: Владос Пресс, 2003
2. Крылов А. А. Психология. – М.: ПБОЮЛ, 2003
3. Васильев В.К., Филимонекко Ю.И. -Психологическая самозащита в сфере политического поведения // Правовые и социально-экономические аспекты деятельности средств массовой информации. СПб.: Изд. СПбГУ, 1996. С. 436-443.
4. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психики. М., 1989. С. 180.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Прогресс, 1989.
6. Бассин Ф. В. О «Силе «Я» и «психологической защите».— Вопр. психологии, 1993.
[1] Крылов А. А. Психология. – М.: ПБОЮЛ, 2003, с. 115.
[2] Бассин Ф. В. О «Силе «Я» и «психологической защите».— Вопр. психологии, 1969., с. 95.
[3] Алехина Е. А., Горбачев М. И. и др. Психология делового преуспевания. – М.: Владос Пресс, 2001, с. 36
[4] Алехина Е. А., Горбачев М. И. и др. Психология делового преуспевания. – М.: Владос Пресс, 2003
[5] Алехина Е. А., Горбачев М. И. и др. Психология делового преуспевания. – М.: Владос Пресс, 2003