Билет № 18
1. Политико-правовые идеи европейского социализма 16-17 вв. Взгляды Т. Мора и Т. Кампанеллы
Томас Мор (1478—1535) — английский юрист, гуманист, политический деятель и писатель.
Родился в семье потомственных горожан Лондона.
Основная работа: «Золотая книга, столь же полезная, забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (всемирно известная как «Утопия»). В своей книге «Утопия» Т. Мор описал идеальное государство как теоретическую альтернативу существующему английскому государству.
Английское государство и другие известные Мору государства оцениваются им отрицательно. Сущность всех этих государств одна: «заговор богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах».
Законы этих государств представляют собой ухищрения, позволяющие богатым использовать труд бедных людей для всё большего своего обогащения: «Эти затеи стали уже законом, как только богатые от имени государства, а значит, и от имени бедных, постановили однажды, что их нужно соблюдать».
Идеальное государство Мора построено на принципах, прямо противоположных принципам всех существующих европейских государств:
• коллективная собственность;
• всеобщая обязательность труда;
• аскетический образ жизни;
• централизованное распределение произведенной продукции.
Томмазо Кампанелла (1568 - 1639 гг.). Идеи утопического социализма получили дальнейшее развитие в произведениях Томаззо Кампанелла.
Доминиканский монах Кампанелла был заключен в тюрьму за участие в подготовке восстания против испанцев в Калабрии, в тюрьме провел 27 лет. Хороший астроном, с ним даже советовался римский папа.
В
Здесь нет частной собственности, все трудятся в соответствии со своими природными склонностями. Город Солнца - один большой город, основанный на общественной собственности.
Общность жен, а поэтому производственная ячейка - не семья, а мастерская (бригада). Все сверстники - братья, кто старше на 22 года - отцы, кто младше - дети.
Город основан на технократии
Существует иерархия должностных лиц в соответствии со степенью знания. Ученые и лица, сведующие в какой-либо отрасли знания или искусства, образуют централизованную иерархию должностных лиц.
Во главе города стоит верховный правитель - "Солнце" ("Метафизик"), самый умный на посту, пока не найдется более умный.
У него три помощника (соправителя): "Сила" (Пон) - ведает военными делами; "Мудрость" (Син) - ведает развитием науки; "Любовь" (Мор) - воспитание, сельское хозяйство. Они не перед кем не ответственны. Все должности пожизненны.
Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведующие узкими специализациями.
Должностные лица: Верховный кузнец, Гончар, Скотовод, Агроном, Воспитатель и т.д. Совещаются 1 раз в 8 дней. Это и есть технократия, то есть правление "знающих".
Законы немногочисленны, кратки и ясны. Тексты законов вырезаны на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Процесс гласный, устный, быстрый. Для доказательства небходимо 5 свидетелей (т.к. ходят и работают отрядом). Пытки недопустимы. Тюрем нет. Все по отдельности подсудны своей мастерской. Главный мастер может установить наказание: изгнание, нахождение без женщины, бичевание.
2. Симеон Полоцкий как идеолог просвещенного абсолютизма
Самуил Петровский Ситнианович (1629 - 1680 гг.). Он родился в г. Полоцке и окончил
Киево-Могилянскю академию в
Симеон Полоцкий выступил одним из первых серьезных идеологов просвещенного абсолютизма.
Главной проблемой творчества Симеона было разрешение вопросов, связанных с верховной властью, ее авторитетом, формой организации и деятельностью. Он один из первых в истории отечественной политической мысли дал теоретическое обоснование необходимости установления просвещенной абсолютной монархии. Он активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Формулу “царь-солнце” в русскую политическую литературу он ввел впервые.
В ХVI в. мыслители, признавая Божественное происхождение царской власти, обращали внимание на человеческую природу ее носителя. Симеон не допускает даже мысли о возможности подобного отношения к царской особе. Царь и Бог почти равные величины. Кроме этого, в понимании Симеона, царь и государство отождествляются. Большое внимание уделяет Симеон описанию образа царя. Прежде всего он должен быть образованным человеком и просвещать свой народ.
Симеон полагает, что просвещенная монархия должна быть государством, деятельность которого основывается на законах. Исключений из этого правила нет ни для кого: ни для самого царя, ни для его сына, ибо все люди в государстве обязаны бояться закона, подчинение которому укрепляет государство. Он настаивает на различии между царем и тираном.
Мыслитель обращал также внимание на недопустимость жестких санкций. Суд обязан восстановить правду, а не совершать месть, ибо мщение бесчеловечно, и, более того, противопоказано (правду он толковал как закон). Симеон мечтает о равном для всех суде. Организация судебных учреждений, по его мысли, должна быть единообразна, способной осуществлять для всех единый суд.
В области определения внешнеполитического курса Русского государства Симеон имел традиционную для русской политической мысли ориентацию на мирное разрешение всех внешнеполитических конфликтов.