Билет № 4
1. Понятие и историческое развитие источников римского права
В римском праве на протяжении его истории источниками права являлись:
1) обычное право – неписанное (т.е. юридические обычаи предков). Обычаи относились и к обычному обороту, и к жрецам (“практики жрецов”), и к магистрам (“обычаи магистратов”);
2) закон (в республиканский период - постановления на-родного собрания; в эпоху принципата - сенатусконсульты, постановления сената, которыми вуалировалась воля принцепса; в период абсолютной монархии - императорские конституции);
3) эдикты магистратов;
4) деятельность юристов.
Выражение “источники
римского права” употребляется также в смысле источников познания римского
права. Сюда относятся юридические памятники, например кодификация императора
Юстиниана; произведения римских юристов и т.д.; в особенности произведения
римских историков: Тита Ливия (конец I в. до н.э.- начало I в. н.э.), Тацита
(I-II вв. н.э.), Авла Геллия (вторая половина II в. н.э.), Аммиана Марцеллина
(IV в. н.э.); римских антикваров (“грамматиков”); Варрона (II -I вв. до н.э.),
Феста (I в. н.э.); римских ораторов (в особенности Цицеро-на, I в. до н.э.);
римских писателей: Плавта и Теренция, в комедиях которых немало указаний на
состояние права; лириков и сатириков (Катулла, Горация, Ювенала и др.);
фило-софа Сенеки и др.
Важным источником познания римского права являются дошедшие до нас надписи на
дереве, камне, бронзе (например, “Гераклейская таблица”, бронзовая доска, на
которой был изложен закон о муниципальном устройстве), на стенах построек
(например, надписи, найденные при раскопках г. Помпеи, засыпанного лавой при
извержении Везувия в
Ценным источником
познания римского права являются папирусы, изучению которых посвящена
специальная отрасль исторической науки - папирология. Для римского гражданского
(частного) права папирусы важны, во-первых, тем, что они позволяют судить о
том, как нормы права преломлялись в действительной жизни (поскольку в папирусах
мы имеем изложение различных договоров между определенными лицами, а также иных
юридических актов и т.д.); во-вторых, папирусы содержат богатый материал для
познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства.
Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения; например, на
папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы (
2. Отцовская власть
Сын в семье полностью подчинен отцу, а не матери независимо от возраста и состояния в браке, хотя и имеет статус либератис (свободу), статус цивилатис (гражданство) и может занимать публичные должности.
Отец обладал неограниченной властью над детьми, дочь выходила из под власти отца выходя замуж, а сын оставался во власти отца неограниченное время, лишь в некоторых случаях например при поступлении на высокую государственную должность сын мог быть освобожден из под власти отца.
Для появления полной отцовской власти (а также права взаимного наследования) достаточно:
1) рождения ребенка в браке (пока не доказано, что отец – не муж),
2) или усыновления чужого ребенка (только для неподвластных мужчин-усыновителей, которые старше усыновляемого минимум на 18 лет; усыновление не-находящегося под отцовской властью – императорским рескриптом с подтверждением магистратом отсутствия ухудшений условий жизни усыновляемого; усыновление уже находящегося под отцовской властью – занесением в судебный протокол соглашения с прежним домовладыкой),
3) или узаконения ребенка от конкубины (последующим браком, императорским рескриптом, членством выросшего сына в муниципальном сенате или замужеством выросшей дочери за членом муниципального сената).
Отцовская власть прекращается в следующих случаях:
а) в связи со смертью домовладыки (внуки при живом отце при этом поступают во власть отца).
б) смерть подвластного естественно освобождает его от всех обязательств;
в) утрата свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;
г)лишение домовладыки прав отцовской власти (например, оставил без помощи и т.п.);
д) приобретение подвластным некоторых почетных званий;
е) эманципацией – освобождение из-под власти по воле домовладыки и с согласия подвластного (императорский рескрипт и заявление домовладыки заносятся в судебный протокол, а подвластному фактически предоставляется свобода действий на длительный срок). Отмена эманципации была возможна при неблагодарности освобожденного, например нанесение тяжких обид.