Билет № 4

1. Понятие и историческое развитие источников римского права


В римском праве на протяжении его истории источниками права являлись:

1) обычное право – неписанное (т.е. юридические обычаи предков). Обычаи относились и к обычному обороту, и к жрецам (“практики жрецов”), и к магистрам (“обычаи магистратов”);

2) закон (в республиканский период - постановления на-родного собрания; в эпоху принципата - сенатусконсульты, постановления сената, которыми вуалировалась воля принцепса; в период абсолютной монархии - императорские конституции);

3) эдикты магистратов;

4) деятельность юристов.

Выражение “источники римского права” употребляется также в смысле источников познания римского права. Сюда относятся юридические памятники, например кодификация императора Юстиниана; произведения римских юристов и т.д.; в особенности произведения римских историков: Тита Ливия (конец I в. до н.э.- начало I в. н.э.), Тацита (I-II вв. н.э.), Авла Геллия (вторая половина II в. н.э.), Аммиана Марцеллина (IV в. н.э.); римских антикваров (“грамматиков”); Варрона (II -I вв. до н.э.), Феста (I в. н.э.); римских ораторов (в особенности Цицеро-на, I в. до н.э.); римских писателей: Плавта и Теренция, в комедиях которых немало указаний на состояние права; лириков и сатириков (Катулла, Горация, Ювенала и др.); фило-софа Сенеки и др. Важным источником познания римского права являются дошедшие до нас надписи на дереве, камне, бронзе (например, “Гераклейская таблица”, бронзовая доска, на которой был изложен закон о муниципальном устройстве), на стенах построек (например, надписи, найденные при раскопках г. Помпеи, засыпанного лавой при извержении Везувия в 79 г. н.э.) и т.д. В новое время (начиная со второй половины XIX в.) надписи стали опубликовывать в специальном издании Corpus inscriptionum latinarum (Свод латинских надписей); над этим издании особенно много поработали историки Моммзен, Дессау, Гюбнер, Гиршфельд и др. Наиболее важные с правовой стороны надписи даются в 7 изд. (1909 г.) книги Брунса “Источники римского права” (Bruns. Fontes iuris romani).

Ценным источником познания римского права являются папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки - папирология. Для римского гражданского (частного) права папирусы важны, во-первых, тем, что они позволяют судить о том, как нормы права преломлялись в действительной жизни (поскольку в папирусах мы имеем изложение различных договоров между определенными лицами, а также иных юридических актов и т.д.); во-вторых, папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения; например, на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы (212 г. н.э., так называемая Constitutio Antonina) о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.

2. Отцовская власть

Сын в семье полностью подчинен отцу, а не матери независимо от возраста и состояния в браке, хотя и имеет статус либератис (свободу), статус цивилатис (гражданство) и может занимать публичные должности.

Отец обладал неограниченной властью над детьми, дочь выходила из под власти отца выходя замуж, а сын оставался во власти отца неограниченное время, лишь в некоторых случаях например при поступлении на высокую государственную должность сын мог быть освобожден из под власти отца.

 Для появления полной отцовской власти (а также права взаимного наследования) достаточно:

1)               рождения ребенка в браке (пока не доказано, что отец – не муж),

2)               или усыновления чужого ребенка (только для неподвластных мужчин-усыновителей, которые старше усыновляемого минимум на 18 лет; усыновление не-находящегося под отцовской властью – императорским рескриптом с подтверждением магистратом отсутствия ухудшений условий жизни усыновляемого; усыновление уже находящегося под отцовской властью – занесением в судебный протокол соглашения с прежним домовладыкой),

3)               или узаконения ребенка от конкубины (последующим браком, императорским рескриптом, членством выросшего сына в муниципальном сенате или замужеством выросшей дочери за членом муниципального сената).

Отцовская власть прекращается в следующих случаях:

а) в связи со смертью домовладыки (внуки при живом отце при этом поступают во власть отца).

б) смерть подвластного естественно освобождает его от всех обязательств;

в)  утрата свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;

г)лишение домовладыки прав отцовской власти (например, оставил без помощи и т.п.);

д) приобретение подвластным некоторых почетных званий;

е) эманципацией – освобождение из-под власти по воле домовладыки и с согласия подвластного (императорский рескрипт и заявление домовладыки заносятся в судебный протокол, а подвластному фактически предоставляется свобода действий на длительный срок). Отмена эманципации была возможна при неблагодарности освобожденного, например нанесение тяжких обид.