Содержание

 

1. Финансы и денежное обращение советской России в период 1917-             1920 годов  3

2. Денежная реформа 1922-1924 годов. Кредитно-финансовая система НЭПа. 7

3. Источники и методы финансирования индустриализации страны. Кредитная и налоговая реформы 1930-1932 гг. 10

4. Финансы и денежное обращение страны в период 1933-1940. 12

Список литературы.. 14

1. Финансы и денежное обращение советской России в период 1917-1920 годов

К моменту Февральской революции (март 1917 г.) в денежном обращении России находилось бумажных денег на 10 млрд. руб., обеспеченных реально золотом на 1,476 млрд. руб. и на 2,141 млрд. руб. - фиктивным золотом за границей (золотыми займами Антанты)[1]. Курс рубля к этому времени упал до 55 коп. золотом, а покупательная сила рубля - до 27 коп. Индекс цен за год возрос на 100 %, при росте денежной массы на 62%[2].

Финансовая политика Временного правительства значительно углубила и перевела на новый уровень процесс «сокрушения» национальной валюты. Если эмиссия денег царского правительства не выходила за рамки потребностей военного времени, а средства на содержание администрации были сокращены, то пришедшая к власти «демократия», не считалась ни с какими расходами на поддержание в центре и на местах «представительных» органов.

При Временном правительстве продолжался выпуск царских денег. Выпускались государственные кредитные билеты, казначейские разменные знаки, почтовые марки. Временное правительство ознаменовало свое пребывание у власти выпуском «своих» денег, декларирующих экономическую и политическую платформу русской буржуазии. Из всех задуманных Временным правительством видов бумажных денежных знаков успели войти в обращение государственные кредитные билеты с датой «1917», достоинством в 250 и 1000 руб., и «керенки».

Отношение населения к царским деньгам и купюрам Временного правительства оказалось различным. Несмотря на инфляцию 1914-1916 гг., народ считал царские купюры «крепкими» деньгами и использовал их для сбережений. Поэтому как в 1916 г. исчезли из обращения золотая и серебряная монеты, так и в 1917 г. из оборота стали исчезать царские бумажные деньги. К деньгам же «демократического» правительства население испытывало недоверие и стремилось от них избавиться.

Надеясь выйти из финансовых затруднений, Временное правительство продолжало политику царского правительства: делало займы, внешние и внутренние, увеличивало бумажно-денежную эмиссию, готовило резкое повышение цен на предметы первой необходимости. Государственный долг России достиг астрономической цифры - 49 млрд. руб., из которых более 11 млрд. приходилось на иностранные займы[3].

За восемь месяцев пребывания Временного правительства у власти денежная масса, обращавшаяся в стране, возросла вдвое. Правительство не видело иного способа покрытия бюджетного дефицита, кроме эмиссии. Это была единственная доходная статья. Покупательная способность рубля упала до 6-7 коп. В результате рост цен стал обгонять рост выпуска бумажных денежных знаков. Это вызывало, в свою очередь, дальнейшее обесценение рубля. Получался замкнутый круг, и чтобы вырваться из него, нужно было укрепить рубль, обеспечить его необходимыми запасами государственных ценностей. Чтобы решить задачу восстановления разрушенного хозяйства, необходимо было посягнуть на капиталы буржуазии и помещиков, а это не входило в планы буржуазного правительства. Законы о подоходном налоге и о налоге с прибылей, с большими ограничениями принятые Временным правительством, практически не выполнялись.

С точки зрения финансов, важным последствием неустойчивости Временного правительства явилось резкое сокращение союзнических кредитов. Российские послы в Англии, Франции, Италии, США и Японии доносили, что союзники опасаются за устойчивость правительства и потому воздерживаются от предоставления займов. Сложившиеся внутренние и внешнеполитические условия срывали все попытки Временного правительства сдержать темпы обесценения рубля и поправить дела пошатнувшегося бюджета.

Временное правительство для покрытия своих расходов было вынуждено продолжать эмиссию бумажных денег. За март-октябрь 1917 г. было выпущено 9533,4 млн. руб. К моменту Октябрьской революции покупательная сила рубля равнялась не более 10 коп. Однако валютный курс рубля, благодаря поддержке стран Антанты, удерживался на уровне 25-30 коп[4].

За короткий период своего существования Временное правительство успело положить начало двум качественно новым явлениям в развитии инфляции. Во-первых, оно дало толчок разрушению единого денежного обращения и появления параллельных валют с различными курсами. Во-вторых, именно в этот период темпы роста цен стали обгонять рост количества денег в обращении. Был создан своеобразный инфляционный мультипликатор, благодаря которому, как показывает ретроспективный анализ, увеличение денежной массы на 1% сопровождалось ростом цен на 5,4%. С этого момента правительство уже не могло остановить печатный станок, ибо из-за временного лага между ростом денежной массы и ростом цен любое уменьшение эмиссии привело бы к полному банкротству государства.

Денежное обращение в 1917-1920 гг. имело свои особенности, наиболее важная из которых - это распад единой денежной системы на множество и независимых, самостоятельных, зачастую враждебных друг другу денежных систем. Наиболее типичными причинами, стимулировавшими появление, развитие и исчезновение местных эмиссий, можно считать моменты технического, фискального и политического характера.

Ранее всего начинает действовать группа причин, технического характера. Ухудшение и разрыв сообщений с эмиссионным центром затрудняло снабжение мест мелкими купюрами денежных знаков. На почве разменного кризиса возникают местные денежные эмиссии банковского, муниципального и кооперативного типа. Сюда также относятся денежные выпуски в оккупированных в годы войны местностях и целый ряд местных эмиссий разнообразных политических окрасок.

Фальшивых денег было так много, а настоящих так мало, что население молчаливо согласилось не делать между ними никакой разницы. Фальшивые деньги ходили свободно и по тому же курсу, что и настоящие. Не было ни одной типографии, где бы наборщики и литографы не выпускали бы, веселясь, поддельные петлюровские ассигнации-карбованцы и шаги. Многие предприимчивые граждане делали фальшивые деньги у себя на дому при помощи туши и дешевых акварельных красок. И даже не прятали их, когда кто-нибудь посторонний входил в комнату.

Деньги, помимо своих прямых, экономических функций, несли еще и функции пропагандистские: в той или иной форме они декларировали политическую и экономическую программу их эмитентов. В годы гражданской войны, когда на территории бывшей Российской империи ожесточенно боролись различные группировки, агитационная роль денег, выпускавшихся почти каждой такой группировкой, необычайно возросла.

Большую роль в денежном обращении на всей территории России играли выпуски советской власти и ее финансовая политика. Несмотря на запреты несоветских органов власти хождения на контролировавшейся ими территории совзнаков, они продолжали обращаться среди населения, которое чутко реагировало на малейшие изменения, связанные с эмиссией денежных знаков, с победами и поражениями на фронтах гражданской войны, а также с решениями по финансовым вопросам.

После окончания гражданской войны Советское правительство приняло меры к унификации денежного обращения страны. Огромное количество бумажных денег было обменено на совзнаки правительства РСФСР, но валютная чехарда закончилась только к середине 20-х гг., с утверждением советского червонца[5].

2. Денежная реформа 1922-1924 годов. Кредитно-финансовая система НЭПа

Нормализация денежного обращения в СССР была достигнута благодаря осуществлению трех денежных реформ, две из которых были проведены в форме деноминации. В результате реформ 1922-1924 гг. изменились не только параметры денежного обращения, но и тип денежной системы. По сути, в СССР была введена золотодевизная форма золотого стандарта.

Проведение реформ 1922-1924 гг. во многом определили условия, которые сложились к началу преобразования денежной системы. Военные расходы России с начала первой мировой войны до Февральской революции составили 28 035 млн. рублей. Денежная масса в обращении к 1 марта 1917 г. увеличилась в 4 с лишним раза по сравнению с довоенным уровнем. Интенсивная работа печатного станка и одновременное сокращение производства и переориентация его на выполнение военных расходов вызвали быстрый рост цен. В 1915 г. он составил всего 30%, в 1916 г. достиг 100%. В результате к февралю 1917 г. рубль на внутреннем рынке обесценился почти в 4 раза. Таким образом, накануне Февральской революции денежное обращение было в достаточной степени дезорганизовано.

Придя к власти, бывшие лидеры IV Государственной думы, казалось бы, имели возможность осуществить то эффективное управление страной, к которому они в течение двух лет призывали царский Совет министров. Однако, столкнувшись с теми же экономическими трудностями, что и бывший высший исполнительный орган, Временное правительство оказалось так же не в состоянии с ними справиться.

В конце 1922 г. - начале 1924 г. в обращении одновременно находились червонцы (они использовались, как правило, в оптовой торговле и в расчетах между государственными предприятиями и учреждениями) и продолжавшие стремительно обесцениваться советские денежные знаки (в розничной торговле и деревенском обороте).

Система параллельного обращения имела как позитивные, так и негативные результаты. Народное хозяйство получило в форме червонца достаточно устойчивую валюту. Была устранена серьезная опасность внедрения в обращение золота и инвалюты. Размер кредита промышленности и торговле в червонцах был более значительным, чем если бы он был выдан совзнаками. Эмиссия червонцев и поддержание курса их обмена на инвалюту позволили укрепить связь с мировым хозяйством, установить отношения с иностранными кредитными учреждениями для получения коммерческого кредита. В то же время были и негативные последствия. Спекуляция на разнице между официальным и рыночным курсами червонца захватила все слои населения. Наблюдалось всеобщее стремление переложить последствия обесценения совзнака на кого-то другого, вследствие чего больше всего страдали кредитные учреждения и само государство. Происходил разрыв городского и сельского рынков, что приводило к сокращению товарооборота. Возникали сложности в счетоводстве, появились возможности злоупотреблений в области кассовых операций. Сократились доходы государственного казначейства от эмиссии. В связи с обесценением совзнаков в торговом обороте начали появляться новые суррогаты мелких денег.

На втором этапе реформы произошло внедрение банковских билетов в экономический оборот страны и вытеснение ими совзнаков. На 1 января 1923 г. масса денег, находившихся в обращении, на 97% состояла из совзнаков (в переводе на золото) и на 3% - из банковских билетов. Но уже к 1 июля 1923 г. банковские билеты составляли 37% всей массы обращавшихся денег, а к 1 октября 1923 г. - 74%. Первые семь месяцев эмиссия банкнот происходила равномерно. В течение следующих пяти месяцев (июнь-сентябрь) эмиссия червонцев резко возросла, наиболее крупными выпусками были августовский и сентябрьский. Если в мае было выпущено около 1 млн. червонцев, то в августе - 5 397 537, а в сентябре - 4 885 468. За три месяца (июль-сентябрь) эмиссия банкнот увеличилась более чем в три раза. Причиной столь значительных выпусков было предоставление больших кредитов промышленности, которая не могла сохранить к этому времени даже те капиталы, которые у нее были в начале нэпа. Объемы кредитования начиная с мая 1923 г. вышли за пределы реальных кредитных ресурсов - кредитование приобрело инфляционный характер. Это обстоятельство имело ряд последствий, значительно ускоривших процесс ликвидации совзначной системы. В конце лета 1923 г. разразился «разменный кризис». В результате значительной эмиссии банкнот при продолжавшемся обесценении совзнака резко изменилась структура денежной массы. То количество совзнаков, которое находилось в обращении, не могло обеспечить размена выпущенных червонцев. Для размена 5-миллионного выпуска червонцев ежемесячно требовалось без учета обесценения 15-20 млн. совзначных рублей золотом. Наибольшей остроты разменный кризис достиг в августе 1923 г. - после того как началось выполнение постановления ВЦИК об ограничении размена эмиссии суммой 15 млн. руб. золотом в месяц. Разменный кризис стал народно-хозяйственным бедствием. В обращении начали появляться новые суррогаты мелких денег. Наркомфин вынужден был издать распоряжение о беспрепятственном размене червонцев на совзнаки. К эмиссии для размена червонцев присоедин ился выпуск совзнаков для финансирования хлебозаготовок. В результате регулятором эмиссии совзнаков стал стихийный спрос торгового оборота. Ежемесячная эмиссия составляла десятки квадриллионов совзначных рублей. Но новые выпуски не помогли ликвидировать разменный кризис. Он затих лишь к зиме, когда сократились хлебозаготовки.

В результате кредитной инфляции покупательная способность червонца с мая по сентябрь по сравнению с 1 января 1923 г. снизилась до 75%. Чтобы не допустить дальнейшего обесценения банкнот, Наркомфин изменил курсовую политику. Курс обмена червонцев на совзнаки стал изменяться в той же степени, в какой изменялся индекс товарных цен. Обесценение совзнака происходило с головокружительной быстротой. В результате в сентябре 1923 г. вопрос о ликвидации совзначной денежной системы был решен.

3. Источники и методы финансирования индустриализации страны. Кредитная и налоговая реформы 1930-1932 гг.

В конце 20-х гг. руководство страны провозгласило политику индустриализации на основе форсированного роста тяжелой промышленности. Производство товаров для населения и коллективизированное сельское хозяйство при этом деградировали, в городах была введена карточная система. Резко снизились доходы государства от реализации сельхозпродукции и товаров народного потребления. Отказавшись признать дореволюционные долги царского правительства, советская власть не могла рассчитывать на сколько-нибудь крупные зарубежные инвестиции. Поэтому в качестве одного из главных источников финансирования индустриализации государство использовало сбережения населения.

Решая задачу индустриализации страны, государство начинает создавать гигантские строительные площадки, возводить новые предприятия: Сталинградский и Челябинский, а затем Харьковский тракторные заводы, огромные заводы тяжелого машиностроения в Свердловске и Краматорске, автомобильные заводы в Нижнем Новгороде и Москве. 8 октября 1929 г. решением ВСНХ было начато строительство Краматорского машиностроительного завода. Предполагалось, что он удовлетворит около половины всей потребности СССР в металлургическом оборудовании и станет базой для другого гиганта - турбиностроительного завода в Харькове. На заводе было занято при трехсменной непрерывной работе 17 тыс. человек рабочих и более 2 тыс. человек инженерно-технического персонала.

Объективные условия первых лет индустриализации СССР, такие как использование труда неквалифицированных и неграмотных рабочих, отсутствие у ряда руководителей технического образования и т. д., действительно приводили к крупным авариям, порче оборудования, взрывам. Однако о целенаправленной, преднамеренной вредительской политике, якобы проводимой буржуазными специалистами, объединенными в некую преступную группу, не могло быть и речи.

В 1930-м проводятся кредитная и налоговая реформы, ставящие в исключительное положение промышленность страны, ее финансирование и дотации. Удивительно ли, что в это время Комакадемией организуются две дискуссии, отголоски которых ощущаются по сей день. Одна – по вопросам переселения и землеустройства – во многом определила судьбу группы А. Чаянова и была связана с проблемами коллективизации. Вторая – по соцрасселению, обсуждавшая вопросы ускорения индустриализации.

В ходе индустриализации огромное распыление средств вместо их концентрации вызвала гигантомания. Множилось число начатых и незавершенных строек: к концу первой пятилетки в них было заморожено 76% капиталовложений против 31% в начале.

Финансовые средства для инвестиций в экономику были чрезвычайно скудны. Надежды на получение средств от концессий, на зарубежные кредиты не оправдались, а внешнеторговые операции должной выручки не давали. По этой причине XIV съезд ВКП (б), взяв в конце 1925 г. курс на индустриализацию страны, определил в качестве основных внутренние источники ее осуществления. Проблема накопления вставала, таким образом, уже не как предмет теоретических споров или политических столкновений, но как неумолимая практическая потребность. Способы ее решения были различны[6].

4. Финансы и денежное обращение страны в период

1933-1940

 

Постановления о штемпелевании денежных знаков, имевших хождение в ТНР, были приняты Советом Министров республики и Президиумом Малого Народного Хурала только в декабре 1933. Этими постановлениями предусматривался также обмен курсировавших денежных знаков на те же знаки, имеющие нанесенную синей краской надпечатку с изображением нового герба ТНР и текстом: «Имеет хождение только в ТНР», по курсу. По заказу Правительства ТНР эти денежные знаки были изготовлены Гознаком СССР. Обмен предполагалось произвести с 10 декабря 1933 г. до 15 января 1934 г., фактически же он продолжался до мая-июня 1934 г. Всего было обменено старых денег на штемпелеванные на сумму 1 742 600 рублей. В то же время произведена замена советской разменной монеты на изготовленные в СССР тувинские монеты достоинством в 1, 2, 3 и 5 коп. (бронзовые) и 10, 15 и 20 коп. (никелевые). Они находились в обращении до 1 мая 1945 г.

Встречающиеся в литературе сведения о якобы курсировавших в 1934-1945 гг. «тувинских тугриках, сменивших рубли», пока ничем не подтверждены. Известно только, что в пограничных с Убсунурским аймаком Монгольской Народной Республики хошунах Тувы наряду со штемпелеванными советскими денежными знаками население пользовалось также и монгольскими тугриками. Возможно, что при обсуждении в 1933 г. вопроса о замене нештемпелеванных советских денег высказывались предположения о переходе с рублей па тугрики. Это подтверждается фактом изготовления двух серий почтовых марок ТНР, крупные номиналы которых указывались в тугриках (восьмой выпуск - 1 и 2 тугрика, одиннадцатый выпуск - 1, 2, 3 и 5 тугриков). В конце 1934 г. и в 1935 г. эти марки курсировали в ТНР, причем номинал в 1 тугрик соответствовал 1 проштемпелеванному рублю.

1 января 1936 г. в республике была проведена денежная реформа. Проштемпелеванные советские деньги были заменены национальной валютой - банкнотами Тувинской Народной Республики в 1, 3, 5, 10 и 25 акша. Обмен производился по курсу: 1 штемпелеванный рубль равен 1 акша. Банкноты ТНР были изготовлены Гознаком СССР, всего на сумму 2 млн. акша, из них достоинством в 1 акша - 400 тыс., 3 акша - 200 тыс., 5 акша - 100 тыс., 10 акша - 30 тыс. и 25 акша - 8 тыс. штук.

Банковские билеты образца 1935 г. находились в обращении около шести лет. Однако уже в 1939 г. началась подготовка денежных знаков нового рисунка. 11 августа правительственная комиссия ТНР утвердила их образец. Банковские билеты печатались Гознаком СССР. 13 февраля 1941 г. было принято решение о выпуске с 1 марта того же года в обращение денежных знаков образца 1940 г. достоинством 1, 3, 5, 10 и 25 акша. Обмен банковских билетов старого образца на новые предполагалось закончить к 1 августа, но фактически он продолжался до 1 сентября 1941 г.

В результате обмена банковских билетов в Государственном банке ТНР оказалось денежных знаков образца 1935 г. на общую сумму 1 981 248 акша. Сюда вошли старые банковские билеты, сданные населением в обмен на новые, и резервный фонд их, не выпускавшийся в оборот. 5 октября 1941 г. в присутствии членов Правительственной комиссии все они были уничтожены. Таким образом, остаток несданных населением банковских билетов образца 1935 г. составил 18 752 акша в следующих купюрах: 4822 билета достоинством 1 акша, 1560 - 3 акша, 1217 - 5 акша, 224 - 10 акша и 37 - 25 акша. Количество необмененных банкнотов крупного достоинства оказалось ничтожно малым. К настоящему времени большая часть их, вероятно, утрачена вообще и как коллекционный материал представляет большую редкость. Даже в республиканском краеведческом музее, располагающем довольно полной коллекцией денежных знаков Тувы, банковские билеты в 25 акша отсутствуют[7].

Список литературы

1.                           Атлас З. В. Очерки по истории денежного обращения в СССР (1917-1925 гг.). М.: Издательство «Королево», 1940.

2.                           История экономики / Под ред. Е. Д. Егорова. М.: ЛИГА-ПРЕСС, 2001.

3.                           История экономики / Под ред. П.Э. Прохорова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

4.                           Мельникова А.С. Твердые деньги. М.: Наука, 1973.

5.                           Яблочков С.М. История экономики. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.


[1] Атлас З. В. Очерки по истории денежного обращения в СССР (1917-1925 гг.). М.: Издательство «Королево», 1940. С.8.

[2] Там же.

[3] Мельникова А.С. Твердые деньги. М.: Наука, 1973. С. 39.

[4] Атлас З. В. Очерки по истории денежного обращения в СССР (1917-1925 гг.). М.: Издательство «Королево», 1940. С.9.

[5] История экономики / Под ред. П.Э. Прохорова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 90-92.

[6] Яблочков С.М. История экономики. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 344-345.

[7] История экономики / Под ред. Е. Д. Егорова. М.: ЛИГА-ПРЕСС, 2001. С. 305.