Содержание

1. Характеристика органов специальной компетенции, осуществляющих финансовую деятельность. 3

2. Правовое регулирование взимания налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. 10

3. Валютный контроль и обязательная продажа части валютной выручки: понятие и их правовая регламентация. 14

Задача 1. 18

Задача 11. 20

Задача 21. 25

Список использованных источников и литературы.. 28

 

 1. Характеристика органов специальной компетенции, осуществляющих финансовую деятельность

 Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"  и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статья 4 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определяет компетенцию Банка России который  выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

 Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

 Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно[1].

Контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты налогов ведут налоговые органы. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.30) налоговыми органами в РФ являются МНС России и его подразделения в РФ. В отдельных случаях полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции.

В действующее МНС России входит центральный аппарат, инспекции по субъектам РФ и инспекции по районам и городам.

Налоговые органы вправе:

- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, и пояснения к ним;

- проводить камеральные и выездные налоговые проверки;

- производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

- вызывать налогоплательщиков и иных лиц в налоговые органы для дачи пояснений в случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

- приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

- осматривать и обследовать любые помещения и территории, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;

- в некоторых случаях определять суммы налогов расчетным путем;

- требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

- взыскивать недоимки и пени по налогам и сборам;

- контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

- требовать от банков документы, связанные с уплатой налогов;

- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

- вызывать свидетелей для дачи показаний, имеющих какое-либо значение для проведения налогового контроля;

- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

- создавать налоговые посты;

- предъявлять в суды общей юрисдикции на физических лиц и в арбитражные суды на юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, иски о взыскании налоговых санкций, о признании недействительной государственной регистрации, о ликвидации организации любой организационно - правовой формы, о досрочном расторжении договора о налоговом или инвестиционном налоговом кредите и др [2].

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг:

1) осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

2) утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг;

3) разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

4) устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности. Правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг совместно с Министерством финансов Российской Федерации;

5) устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;

6) устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

7) выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. Аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных бумаг;

8) устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

9) определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

10) осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

11) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

12) обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;

13) обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

14) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к руководителям и сотрудникам (работникам) профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляет их аттестацию (проверку соответствия квалификации руководителей и работников предъявляемым квалификационным требованиям) в форме приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационного аттестата, определяет порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи;

15) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;

16) разрабатывает рекомендации по применению законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, связанные с функционированием рынка ценных бумаг;

17) осуществляет руководство региональными отделениями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

18) ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;

19) устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;

20) обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации;

21) осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;[3]

 

2. Правовое регулирование взимания налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения

В ст.35 и 40 Конституции Российской Федерации закреплена правовая охрана объектов частной собственности и гарантия их наследования.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) предусматривает механизм принятия наследства наследником.

Закон РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" регулирует налоговые отношения по наследству и дарению (далее - Закон N 2020-1).

Закон N 2020-1 определяет плательщика налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имущество, подлежащее налогообложению, размеры не облагаемых налогом минимумов и ставок налога, категории лиц, имеющих право на льготы, а также порядок исчисления и уплаты этого налога в местные бюджеты.

Согласно Закону N 2020-1 плательщиками налога являются наследники имущества, на которое нотариусом выдано свидетельство о наследовании, но объектом налогообложения является не все имущество, а лишь следующее: жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Налог исчисляется по прогрессивным ставкам со стоимости унаследованного имущества, превышающей 850-кратный размер минимального размера оплаты труда (МРОТ)[4].

В соответствии со ст.5 Закона N 2020-1 налог исчисляется налоговыми органами на основании справок о стоимости имущества, представляемых нотариусами. Оценка жилого дома и квартиры производится организациями технической инвентаризации.

Уплата налога производится наследником на основании налогового уведомления, врученного налоговым органом, в течение трех месяцев.

Согласно ст.4 Закона N 2020-1 от налогообложения освобождаются:

- имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому;

- жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения);

- имущество лиц, погибших при защите СССР и Российской Федерации в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо в связи с выполнением долга гражданина СССР и Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;

- жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II группы;

- транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца. Потерявшими кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Вышеуказанный перечень является закрытым, и при его буквальном рассмотрении налоговые органы не вправе предоставлять льготы по иным объектам налогообложения.

Статья 5 Закона N 2020-1  Порядок исчисления и уплаты налога

 Налог взимается при условии выдачи нотариусами, должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство или удостоверения ими договоров дарения в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества на день открытия наследства или удостоверения договора дарения превышает соответственно 850-кратный и 80-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.

Оценка жилого дома (квартиры), дачи и садового домика, переходящих в собственность физического лица в порядке наследования или дарения, производится органами коммунального хозяйства или страховыми организациями.

Оценка транспортных средств производится страховыми и другими организациями, которым предоставлено право осуществлять эти действия.

Оценка другого имущества производится экспертами.

 Нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны в 15-дневный срок (с момента выдачи свидетельства или удостоверения договора) направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

 Исчисление налога производится налоговыми органами на основании документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

Сумма налога на имущество, переходящее в собственность физических лиц в порядке наследования в случаях наличия в составе этого имущества жилых домов (квартир), дач и садовых домиков в садовых товариществах, уменьшается на сумму налогов на имущество физических лиц, подлежащую уплате этими лицами за указанные объекты до конца года открытия наследства, в соответствии с частью третьей пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года "О налогах на имущество физических лиц".

В случаях, когда физическому лицу от одного и того же физического лица неоднократно в течение года переходит в собственность имущество в порядке дарения, налог исчисляется с общей стоимости имущества на основании всех нотариально удостоверенных договоров.

 Уплата налога производится плательщиком на основании платежного извещения, вручаемого ему налоговым органом.

 Физические лица, проживающие в Российской Федерации, уплачивают налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им платежного извещения. В случае необходимости налоговые органы могут предоставлять плательщикам по их письменному заявлению рассрочку или отсрочку уплаты налога, но не более чем на два года, с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующей в Сберегательном банке Российской Федерации.

 Физические лица, проживающие за пределами Российской Федерации, обязаны уплатить налог до получения документа, удостоверяющего право собственности на имущество. Выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается.

 Наследственное имущество и имущество, перешедшее в порядке дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им налога, что подтверждается справкой налогового органа.

3. Валютный контроль и обязательная продажа части валютной выручки: понятие и их правовая регламентация.

Валютный контроль - деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1"О валютном регулировании и валютном контроле" ст. 22  гласит:

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Статья 21 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1"О валютном регулировании и валютном контроле"  устанавливает порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации

1. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30 процентов суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30 процентов ее суммы.

2. Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента (физического лица - индивидуального предпринимателя и юридического лица) не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.

3. Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением:

1) сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством Российской Федерации, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;

2) сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ);

3) валютной выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

4) сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).

4. Перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, определяется Центральным банком Российской Федерации.

5. Для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов учитываются следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в иностранной валюте:

1) оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

2) уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;

3) выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;

4) иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется Центральным банком Российской Федерации.

6. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, через уполномоченные банки Центральному банку Российской Федерации.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов может осуществляться в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, непосредственно уполномоченным банкам и (или) на валютных биржах через уполномоченные банки или непосредственно Центральному банку Российской Федерации.

7. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется по курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день продажи.

8. Льготы по обязательной продаже части валютной выручки резидентов, а также освобождение резидентов от обязательной продажи части валютной выручки устанавливаются актами валютного законодательства Российской Федерации.

Задача 1

         При рассмотрении дела об оплате векселя, при наступлении указанного в векселе срока суд установил, что вексель был выдан покупателем поставщику в оплату за отгруженный товар. Однако товар так и не был доставлен векселедателю. Поставщик, тем не менее, предъявил вексель к оплате, ссылаясь на безусловный характер вексельного обязательства.

         Дайте понятие векселя.

         Дайте понятие трассанта, трассата, авалиста и индоссанта.

         Каким должно быть решение суда?

         Решение:

 Вексель - это составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю) и оплаченное гербовым сбором. Вексель, являясь ценной бумагой, используется как способ оформления кредита, а также средство платежа.

Сторонами в переводном векселе (тратте) выступают векселедатель (трассант), плетельщик (трассат) и векселедержатель (ремитент).

Платеж по векселю может быть обеспечен полностью или в части вексельной суммы посредством поручительства (аваль). Авалист должен указать, за кого он поручается. Если такое указание отсутствует, аваль считается данным за векселедателя. Авалист отвечает солидарно с лицом, за которое совершил поручительство. Авалист, оплативший вексель, может в порядке регресса предъявить требование ко всем предшествующим надписателям, к векселедателю и плательщику, акцептовавшему вексель.

Индоссант обязуется в случае, если в акцепте или платеже по векселю будет отказано и будет совершен необходимый протест, оплатить вексель держателю либо любому последующему индоссанту или любому гаранту индоссанта, который оплачивает вексель.

Индоссант может исключить или ограничить свою ответственность путем прямой оговорки в векселе. Такая оговорка действительна лишь в отношении этого индоссанта[5].

         В данном случае суд должен решить дело в пользу поставщика (векселедержателя) в соответствии с ст. 147 ГК РФ так как безусловное письменное долговое денежное обязательство: «Лицо, выдавшее ценную бумагу, и все лица, индоссировавшие ее, отвечают перед ее законным владельцем солидарно. В случае удовлетворения требования законного владельца ценной бумаги об исполнении удостоверенного ею обязательства одним или несколькими лицами из числа обязавшихся до него по ценной бумаге они приобретают право обратного требования (регресса) к остальным лицам, обязавшимся по ценной бумаге.

Отказ от исполнения обязательства, удостоверенного ценной бумагой, со ссылкой на отсутствие основания обязательства либо на его недействительность не допускается».

Задача 11

         Коммерческий банк «Акцепт» обратился в Главное Управление Центрального банка РФ с просьбой выдать лицензию на осуществление банковской операции: купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме.

         Дайте понятие банковских операций.

         Назовите требования предъявляемые к коммерческим банкам, имеющим намерение получить разрешение на купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме.

         Какими критериями должен обладать КБ «Акцепт» для получения вышеназванной лицензии.

         Ответ обоснуйте нормами действующего законодательства.

         Решение:

В соответствие со ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

В соответствие со ст. 13 ФЗ «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Федеральным законом.

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы перечисленные в ст. 14 ФЗ «О банках и банковской деятельности»:

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;

2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом;

3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);

4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;

5) документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора;

6) копии документов о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

7) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;

8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:

о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

о наличии (отсутствии) судимости.

Статья 15. Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций

При представлении документов, перечисленных в статье 14 настоящего Федерального закона, Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных настоящим Федеральным законом документов.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости - и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

Статья 12 ФЗ «о банках и банковской деятельности» указывает:  лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

КБ «Акцепт» должен иметь свидетельство  о государственной регистрации и указанные в ст. 14 ФЗ «О банках и банковской деятельности» документы  необходимые для получения лицензии на осуществление банковских операций.

Задача 21

         Гражданин России Копылов К.А. решил провести отпуск у родственников на Украине. На таможенном посту он предъявил 11000 долларов США, пять именных акций Внешторгбанка, пять облигаций муниципального займа г. Новосибирска, сберегательный сертификат банка «Сибакцептбанк»  на сумму 25000 руб. и вексель коммерческого банка на сумму 25000 руб. Ему было предложено заполнить соответствующие бланки и предъявить разрешение на вывоз валютных ценностей.

         Дайте понятие валютных ценностей в соответствии с  действующим законодательством.

         Каков порядок ввоза- вывоза  иностранной валюты и валютных ценностей, а также ценных бумаг в Россию из России.

         Должен ли Копылов представить какие либо документы на таможенном посту в вышеназванном случае.

         Решение:

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 21 ноября 2003 г. N 28-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

5) валютные  ценности -  иностранная валюта  и внешние  ценные   бумаги;

Закон РФ от 21 ноября 2003 г. N 28-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" ст. 15 предусматривает следующие валютные операции резидентов в Российской Федерации связанные с вывозом валютных ценностей.

1. Ввоз в  Российскую Федерацию иностранной  валюты и  внешних ценных бумаг в  документарной форме  осуществляется резидентами  и нерезидентами   без   ограничений   при   соблюдении    требований таможенного законодательства Российской Федерации.

2. Физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты  имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, а также  внешние  ценные   бумаги  в   документарной  форме,   ранее   ввезенные, пересланные  или переведенные  в Российскую  Федерацию,   при соблюдении требований таможенного законодательства  Российской   Федерации в пределах, указанных  в таможенной декларации или  ином документе,  подтверждающем  их  ввоз,  пересылку  или  перевод   в   Российскую Федерацию.

       3. Физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты   имеют  право  единовременно   вывозить  из  Российской   Федерации   наличную иностранную валюту в сумме,  равной в эквиваленте 10  000   долларов США или не превышающей этой суммы.  При этом не требуется представление в таможенный орган документов,  подтверждающих,  что   вывозимая  наличная  иностранная  валюта   была   ранее   ввезена, переслана или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.

  При единовременном вывозе из Российской Федерации  физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной   иностранной  валюты  в сумме,  равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы,  вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

       При единовременном вывозе из Российской Федерации  физическим   лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной   иностранной валюты  в  сумме,  превышающей  в  эквиваленте  3  000   долларов  США,  вывозимая  наличная  иностранная  валюта  подлежит   декларированию  таможенному   органу   путем   подачи   письменной   таможенной  декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной   валюты.

   Единовременный  вывоз  из  Российской  Федерации   физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной  валюты  в  сумме,  превышающей  в  эквиваленте 10 000   долларов   США,   не   допускается,   за   исключением    случаев,  предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

       4.  При   единовременном   вывозе  из   Российской   Федерации    резидентами и нерезидентами  иностранной валюты  и внешних  ценных    бумаг в документарной форме,  за исключением случаев, указанных  в частях 2  и 3  настоящей статьи,  вывозимые иностранная  валюта  и внешние ценные   бумаги    в    документарной    форме    подлежат  декларированию таможенному    органу   путем   подачи   письменной  таможенной декларации.

       5. Ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и вывоз и пересылка   из Российской Федерации валюты  Российской Федерации и  внутренних   ценных бумаг в  документарной форме  осуществляются резидентами  и   нерезидентами в  порядке, который  устанавливается  Правительством   Российской  Федерации   по  согласованию   с  Центральным   банком   Российской  Федерации   и  может   предусматривать  требование   о   предварительной регистрации.

Таким образом, Копылов имеет право вывезти из России только 10000 $, а не 11000$ при этом он должен заполнить таможенную декларацию. Список использованных источников и литературы

1. Конституция РФ от 12.12.93г. Официальное издание М; 1993.-

2. Конвенция ООН от 9.12.88 г. "О международных переводных векселях и международных простых векселях"

3. ФЗ от 21 ноября 2003 г. N 28-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

4. ФЗ от 10.07.02 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.)

5. ФЗ «О банках и банковской деятельности»

6. Гражданский кодекс РФ от 21.10.94.-

7. Крыканова Л.Н., "Налоговый вестник", N 10, октябрь 2002 .-

8. Колчин С.П. Налогообложение. Учебное пособие. - Информационное агентство "ИПБ-БИНФА", 2002.-


[1] ФЗ от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 10 января 2003 г.) ст.6,7.

[2] Колчин С.П. Налогообложение. Учебное пособие. - Информационное агентство "ИПБ-БИНФА", 2002.-

[3] ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г.) ст.42

[4] Крыканова Л.Н., "Налоговый вестник", N 10, октябрь 2002г.

[5] Конвенция ООН от 9 декабря 1988 г. "О международных переводных векселях и международных простых векселях" ст. 44