Содержание
1. Характеристика предприятия. 3
2. Особенности и специфика управления предприятием. 7
3. Выводы и рекомендации. 10
Список литературы.. 12
1. Характеристика предприятия
ООО «Альянс-КВВ» относится к малому предприятию на критериях, установленных Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
ООО «Альянс-КВВ» занимается изготовлением оригинал-макетов для печатной продукции, изготовлением печатной продукции по данным макетам и рассылкой ее по организациям-заказчикам. В случае крупного заказа предприятие осуществляет только изготовление макета и рассылку продукции, а изготовление самой продукции производится по договорам различными типографиями.
ООО «Альянс-КВВ» производит следующую печатную продукцию: различные буклеты, бланки, сборники, книги и проч.
Средняя численность работников за 2003 г. на предприятии составляет 14 человек, а за 2004 г. - 15 человек.
Главной особенностью ООО «Альянс-КВВ» является то, что предприятие выполняется работу только по предварительным заказам. Часть заказов предприятие получает от постоянных заказчиков, а часть – на периодически проводимых для аналогичных фирм тендерах.
Уставный капитал общества полностью состоит из взносов учредителей-частных лиц.
Для малого бизнеса характерна диверсификация капитала не только в целях получения прибыли, но и для обеспечения его сохранности (гарантии от риска по другим видам деятельности). В итоге в сферу деятельности половины предприятий малого бизнеса входит торговля как дополнительный источник прибыли и средств ускорения оборачиваемости капитала. При этом предприятие в качестве основного сохраняют другой профиль работы.[1]
Похожая ситуация имеет место и на данном предприятии. Для получения дополнительных денежных средств, необходимых для нормального функционирования фирмы, она использует имеющееся у нее оборудование для распечатки под заказ небольших тиражей объявлений, листовок, а также ксерокопирования.
Поставщиками одного и того же вида сырья для предприятия могут являться разные фирмы. Это позволяет выбирать сырье наиболее подходящего качества и умеренных цен.[2]
Благодаря довольно большому выбору поставщиков, между которыми предприятие может выбирать, сырье является вполне доступным как по наличию, так и по ценам.
Запасы резаной бумаги (А3, А4) предприятие обновляет примерно каждые 2-3 недели по мере надобности, запасы ролевой бумаги 1 раз в квартал, а запасы краски и картриджи закупает по мере надобности.
Все предприятие располагается в двух комнатах офисного типа, одна из которых приспособлена под хранение запасов, а вторая фактически и является производственным помещением.
Свои работы фирма осуществляет на 7 персональных компьютерах, 1 сканере, 2 принтерах и 1 мини-типографии. Как и всякая оргтехника, они быстро устаревают, тем более, что некоторые компьютеры находятся в собственности предприятия с 1998 года.
Миссия ООО «Альянс-КВВ» - удовлетворение заказов по изготовлению печатной продукции.
Цели организации: изготовление печатной продукции; выпуск продукции по собственной инициативе; удержание постоянных заказчиков и поиск новых; получение новых постоянных заказов.
Организационная структура предприятия вследствие малой численности персонала предельно проста. Главным руководителем является генеральный директор, которому подчиняются заместитель генерального директора по производству и заместитель генерального директора по экономике.
На предприятии существует три отдела:
- отдел по изготовлению оригинал-макетов, который подчиняется непосредственно генеральному директору;
- отдел по рассылке готовой продукции, непосредственным руководителем которого является заместитель генерального директора по производству;
- коммерческий отдел, подчиняющийся заместителю генерального директора по экономике.
Таким образом, можно сделать вывод, что организационная структура ООО «Альянс-КВВ» является иерархической линейной структурой управления, что обычно характерно для малых предприятий.
Общая политическая и экономическая нестабильность в стране заставила предприятие нести определенные убытки, а также получать значительно заниженную по сравнению с возможной прибыль и в другие периоды функционирования, в частности во время экономического кризиса 1998 года, вызванного, не в последнюю очередь, политическими причинами.
Для преодоления этих негативных явлений предприятие вынуждено идти на диверсификацию деятельности таким образом, чтобы не зависеть от какого-либо одного вида продукции или заказчика.[3]
Среди правовых факторов, влияющих на предприятие, необходимо выделить изменения в налоговом законодательстве. В рассматриваемом периоде предприятие подвергалось налоговой проверке, которая выявила некоторые ошибки в финансовой отчетности. Последовавшие за этим экономические трудности заставили руководство фирмы более серьезно отнестись к соответствию правовым нормам.
Научно-техническое и технологическое развитие оказывает на деятельность ООО «Альянс-КВВ» большое влияние, как и на любое другое малое предприятие, что обусловлено необходимостью быстрее приспосабливаться к возможным изменениям техники и технологий для сохранения конкурентоспособности. Малый бизнес обычно более восприимчив к нововведениям, чем крупные корпорации. Он может быстро перестраивать производство, внедрять оригинальные идеи. Из-за ограниченных финансовых средств он заинтересован в ускоренной разработке технических проектов. Здесь необходимо отметить также, что деятельность предприятия предполагает использование как персональных компьютеров, так и сопутствующей им оргтехники, что ставит его в еще большую зависимость от следования технологическому прогрессу.
Природная среда оказывает на предприятие минимальное воздействие, так как оно не занимается добывающей и ей подобной деятельностью.
ООО "Альянс-КВВ" не имеет непосредственного выхода на международный рынок, однако тесно сотрудничает с такими учреждениями, как Министерство Путей Сообщения, Горводоканал, которые вследствие своей специфики предъявляют повышенные требования к качеству выполняемой предприятием работы.
Покупателями, а точнее заказчиками предприятия являются, как правило, только постоянные клиенты, такие как вышеуказанные МПС и Горводоканал, однако существует также такая категория потребителей, как мелкие заказчики небольших объявлений, листовок, агитационных брошюр.
Если первая категория (крупные заказчики) оказывает решающее воздействие на благополучие фирмы и потеря одного из таких клиентов может привести к значительным убыткам, то покупатели второй категории лишь обеспечивают предприятию дополнительные денежные средства, но в случае потери крупного клиента не смогут восполнить его потери.
У предприятия существует также опыт выпуска продукции по собственной инициативе, а не под заказ, однако эта продукция была реализована лишь на 12 %, что привело к существенным убыткам.
Таким образом, приоритетным для предприятия в данной ситуации является удержание своих постоянных заказчиков и поиск новых. Однако ни в коем случае нельзя забывать и о той категории клиентов, которая дает предприятию дополнительную прибыль, обеспечивая тем самым необходимые оборотные средства для функционирования предприятия.
Конкурентами предприятия являются несколько небольших фирм, которые выпускают ту же продукцию. Успех того или иного конкурента определяется на тендерах, в которых ООО "Альянс-КВВ" периодически участвует с целью получения заказов.
На таких тендерах, как правило, заказ получает тот из конкурентов, который сможет предложить выполнение аналогичных работ по наиболее низким ценам. Часто это приводит к тому, что руководству предприятия приходится искусственно занижать цены для получения заказов. В таких условиях необходимо снижать производственную себестоимость выпускаемой продукции.
Получение заказов на тендерах является более трудным процессом, так как на них у предприятия обязательно есть несколько конкурентов, каждый из которых стремится получить тот же заказ.[4]
Для того чтобы выиграть тендерные торги предприятие должно не только обеспечить высокое качество исполнения работы, но и запросить наиболее приемлемую для заказчика цену.
Это не всегда является выгодным для предприятия, так как некоторые конкуренты намеренно сбивают цены на выполнение заказов с целью их получения, обещая при этом аналогичное качество, но, зачастую, не обеспечивая его.
Таким образом, иногда предприятия-конкуренты могут вести нечестную игру, что, несомненно, портит их репутацию, но и усложняет получение заказов для ООО «Альянс-КВВ», которое не может позволить себе выполнять работу по таким ценам, так как цена будет ниже себестоимости качественной продукции.
Несмотря на данную проблему ООО «Альянс-КВВ» периодически получает заказы на тендерах.
2. Особенности и специфика управления предприятием
Руководитель ООО «Альянс-КВВ» осуществляет действия по управлению персоналом, принимает на работу, увольняет, налагает дисциплинарные взыскания. Представляет организацию во внешних контактах, обрабатывает поступающую информацию и принимает по ним решения. Составляет планы работы, определяет стратегию развития организации. Ведет переговоры с поставщиками, клиентами.
По управленческой решетке Моутон-Блейка руководитель ООО «Альянс-КВВ» имеет оценку 5.5. Ориентируясь на задачу, руководитель принимает во внимание человеческий фактор. Выполнив поставленные задачи сообща, поднимается благоприятный психологический климат в коллективе и настрой на работу, что в свою очередь поднимет и производительность труда.[5]
Управление предприятием осуществляется с учетом мнения трудового коллектива.
При формировании цен на услуги компания придерживается влияния на цену себестоимости предлагаемых услуг и стоимости аналогичных услуг у конкурентов. Ориентация на спрос, стратегии "прибыль от цены" и "прибыль от оборота" никак не выражены.
Процесс производства услуги связан непосредственно с так называемым моментом истины (услугу предоставлять может только непосредственно производитель, хотя в продаже услуг компании могут участвовать посредники). Поэтому канал распределения можно характеризовать в большинстве случаев как прямой канал, то есть без участия каких-либо посредников. Иногда возникают ситуации, когда в распределении участвуют компании-мультипликаторы.
Для продвижения своих услуг на рынке компания активно использует инструменты персональных продаж. Из рекламных инструментов стоит отметить использование рекламы в газетах и др. СМИ.
Предприятие проводит умеренную рекламную компанию, а именно: размещает рекламные объявления в газетах, оставляет свой копирайт на всей выпущенной печатной продукции, что также увеличивает количество заказов.
Наиболее важными факторами конкурентоспособности предприятия являются постоянное стремление повысить качество продукции, выполнение заказов всегда в срок и рассылка готовой продукции.
Для преодоления некоторых негативных явлений в экономике предприятие вынуждено идти на диверсификацию деятельности таким образом, чтобы не зависеть от какого-либо одного вида продукции или заказчика.
Научно-техническое и технологическое развитие оказывает на деятельность ООО «Альянс-КВВ» большое влияние, как и на любое другое малое предприятие, что обусловлено необходимостью быстрее приспосабливаться к возможным изменениям техники и технологий для сохранения конкурентоспособности.
Малый бизнес обычно более восприимчив к нововведениях, чем крупные корпорации. Он может быстро перестраивать производство, внедрять оригинальные идеи. Из-за ограниченных финансовых средств он заинтересован в ускоренной разработке технических проектов.
Здесь необходимо отметить также, что деятельность предприятия предполагает использование как персональных компьютеров, так и сопутствующей им оргтехники, что ставит его в еще большую зависимость от следования технологическому прогрессу.
Приоритетным для предприятия является удержание своих постоянных заказчиков и поиск новых. Однако ни в коем случае нельзя забывать и о той категории клиентов, которая дает предприятию дополнительную прибыль, обеспечивая тем самым необходимые оборотные средства для функционирования предприятия.
Так как предприятие является частным, то его сотрудники не получают всех льгот, которые имеют сотрудники государственных и муниципальных предприятий.
В ООО «Альянс-КВВ» отсутствует материальное стимулирование работников. Кроме обязательной заработной платы и одинаковой для всех премии, предприятие выплачивает сотрудникам дополнительную премию в начале каждого года, но так как эта премия является плановой и не зависит от личных достижений работника, то ее нельзя считать фактором мотивации персонала.
Несмотря на это нельзя сказать, что мотивация на предприятии отсутствует совсем. Благодаря малому количеству персонала руководители имеют личный контакт со всеми сотрудниками и являются для них авторитетом, что следует считать мотивационным фактором.
Также стоит отметить, что работа, выполняемая сотрудниками предприятия, не однообразна и требует различных навыков и знаний, что повышает их самооценку. Это можно считать моральным фактором, повышающим результативность труда работников.
Для предприятия характерны неофициальные отношения «запросто» между всеми сотрудниками как по вертикали, так и по горизонтали.
В качестве недостатка подобного положения вещей можно указать, что такие отношения нередко приводят к отсутствию субординации, что может снизить эффективность деятельности организации.
При решении вопросов, касающихся всех работников, руководитель принимает во внимание мнения и предложения всех сотрудников организации.
3. Выводы и рекомендации
Необходимо использовать имеющуюся техническую базу для диверсификации продукции. При помощи высокого качества продукции добиваться конкурентного преимущества. На имеющейся технической базе провести диверсификацию и тем самым обезопасить себя от застоя. Следует восполнить нехватку собственного капитала за счет прибыли, полученной на новом рынке. Необходимо изучить целевой рынок с тем, чтобы разработать наиболее удачную стратегию по его завоеванию.
Предлагается применить стратегию концентрации на конкретном сегменте, на который предприятие ориентировано и в настоящий момент, то есть на основных клиентов фирмы: Министерство Путей Сообщения и Горводоканал. Для улучшения положения предприятия рекомендуется наступательная стратегия и увеличение своей доли в данной рыночной нише за счет отвоевания ее у основных конкурентов.
При реализации такой стратегии обычно существует риск, что потребители могут не оправдать различия в ценах конкурирующих предприятий за счет специфических свойств товара данного предприятия, однако в данном случае подобной угрозы не существует, так как различие в цене будет соответствовать качеству и сжатым срокам выполнения заказов, то есть соблюдению основных требований потребителей.
Для применения данной стратегии необходимо провести концентрическую диверсификацию, то есть расширить ассортимент выпускаемой продукции на существующей технической базе. В этом случае не требуется большой диверсификации, поскольку предприятия-конкуренты, ассортимент которых предполагается дублировать, выпускают аналогичную или сходную продукцию. Диверсификация будет заключаться только в освоении персоналом новых видов работ.
Список литературы
1. Балабанов И.Т. «Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта». – М.: Финансы и статистика, 2000. – 190 с.
2. Баликоев В.З., Ковалев В.А., Семенихина В.А. Курс общей экономической теории: Учебное пособие – Новосибирск: НГУ, 1993. – 210 с.
3. Винокуров В.А. «Организация стратегического управления на предприятии». – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 230 с.
4. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. «Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия». – М.: Финансы и статистика, 2001. 150 с.
5. Популярная экономическая энциклопедия / Под. ред. А.Д. Некипелов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 660 с.
[1] Балабанов И.Т. «Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта». – М.: Финансы и статистика, 2000. – с. 56
[2] Баликоев В.З., Ковалев В.А., Семенихина В.А. Курс общей экономической теории: Учебное пособие – Новосибирск: НГУ, 1993. – с. 29
[3] Винокуров В.А. «Организация стратегического управления на предприятии». – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – с. 47
[4] Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. «Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия». – М.: Финансы и статистика, 2001. с. 75
[5] Популярная экономическая энциклопедия / Под. ред. А.Д. Некипелов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – с. 368