Содержание
1. Необходимость развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, его формы.. 2
2. Международные правительственные организации и их деятельности в области охраны окружающей среды. Общественные экологические организации 7
3. Опыт охраны окружающей среды в развитых странах мира, применение экономических инструментов экологического регулирования в США, западно- европейских странах. 12
Список литературы.. 19
1. Необходимость развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, его формы
Международное сотрудничество может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе. Его история сотрудничества насчитывает уже более ста лет. Первоначально объектом заключения договоров и конвенций была охрана тех или иных животных (например, соглашение, заключенное Россией, Японией и США о совместном использовании и охране морских котиков, Конвенция об охране дикой природы Африки).
Однако в середине 20-го века с осознанием того, что нельзя сохранить какой-нибудь вид, включая человека, разрушив среду его обитания, на первое место выходят совместные усилия по предотвращению загрязнения и разрушения окружающей природной среды. Так, в 1954 году была заключена Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью, а в 70-х годах - и другими отходами, включая радиоактивные. Важнейшее значение имел Московский договор (1963 г.) о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой [9, с. 123].
В настоящее время заключено около 200 различных международных соглашений и за каждым стоит тяжелая кропотливая работа по согласованию суверенных интересов экономического развития каждой страны с интересами обеспечения выживания всего человечества. После ратификации каждой конвенции возникает необходимость внесения изменений в национальные нормативно-правовые документы, а в некоторых случаях - в серьезных изменениях в экономике.
Например, выполнение требований Конвенции по сохранению озонового слоя может нанести болезненный удар по химической промышленности России. Не удивительно, что достигнутые договоренности (особенно при многостороннем сотрудничестве) иногда годами не могут вступить в силу.
Одним из важнейших направлений международного сотрудничества является организация различных встреч, совещаний и конференций, как научных, так и практических, с участием не только ученых, но и руководителей соответствующих государственных структур вплоть до премьер-министров и президентов. На этих встречах обсуждаются научные идеи в области экологии, происходит обмен опытом управления природопользованием, принимаются программы дальнейшего развития и заключаются международные соглашения.
Впервые проблема охраны окружающей природной среды как комплексная глобальная проблема охраны биосферы в целом, а не только отдельных видов растений и животных, была рассмотрена в ООН на Межправительственной конференции в 1968 г. Результатом этой конференции было принятие одной из крупнейших научных программ "Человек и биосфера" [3, с. 178].
Наибольшее влияние на охрану окружающей среды оказали такие международные форумы как Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.), день открытия которой - 5 июня - был объявлен Всемирным днем окружающей среды, и Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) (КОСР-92). Первая способствовала переходу к интенсивному комплексному изучению взаимодействия биосферы и человечества и созданию ЮНЕП, а вторая подвела некоторые итоги и приняла программу действий по достижению устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации в XXI веке.
Важнейшим итогом всей этой деятельности является призыв к переходу на путь устойчивого развития, обеспечивающий коэволюцию, т. е. совместную эволюцию природы и человека. Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счет ее ресурсов, поэтому оно жизненно заинтересовано в ее сохранении. Однако из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека — очень быстро, многие процессы деформируются, в частности многие виды, не успевая приспособиться, вымирают, нарушая устойчивость экосистем. Человечество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции.
На конференции ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. (КОСР - 92) ряд соглашений был принят в значительно более мягком варианте, чем предполагалось, а по некоторым вопросам к единому мнению вообще не удалось прийти. В том же 1992 г. в СНГ вместо широкомасштабного Соглашения о взаимодействии в области охраны окружающей природной среды пришлось принять более узкий и менее действенный Рекомендательный законодательный акт "О принципах экологической безопасности в государствах Содружества".
Но даже если какой-либо договор заключен и вступил в силу, главным стимулом соблюдения его условий являются пока что только соображения престижа страны, а этого недостаточно, учитывая вселенскую важность регулируемых вопросов. Конечно, в случае обострения какой-либо глобальной экологической проблемы мировое сообщество может использовать и прямое давление, но гораздо разумнее уже сейчас использовать экономические инструменты воздействия.
Активную работу в этом направлении ведут такие финансовые институты, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ). Так, существует международный механизм, в рамках которого Экологический фонд, созданный ВБ, может выкупать часть иностранного долга государства при условии выполнения им определенных природоохранных обязательств [6, с. 189].
С помощью кредитно-инвестиционных инструментов упомянутые выше банки пытаются поддерживать экологически привлекательные проекты и наоборот, затруднять финансирование экологически опасных.
Международные договоры, соглашения, конвенции и протоколы, касающиеся охраны окружающей Среды различаются по характеру регламентации и по характеру связей.
По характеру регламентации выделяются две категории. К первой относятся соглашения, которые носят обязательный характер. Это международные конвенции, устанавливающие правила однозначно признанные всеми государствами, а также резолюции некоторых международных организаций, исполнение которых обязательно для всех государств-членов этих организаций. Примером являются: Конвенция об охране флоры и фауны в природном состоянии (1933 г.). Соглашение об охране полярных медведей (1973 г.). Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния (1979 г).
В отличие от первой категории, соглашения второй носят рекомендательный характер: Стокгольмская декларация по окружающей среде (1972 г.). Всемирная Хартия природы (1982 г.), большая часть резолюций международных конференций. Эти документы не предназначены для прямого регулирования поведения членов международного сообщества, но обладают огромным авторитетом, являются показателями интересов населения мира, влекут за собой серьезные организационные последствия, создают нравственную атмосферу, побуждающую государства и межгосударственные организации к активному сотрудничеству.
По характеру сотрудничества выделяют следующие формы:
- двусторонние и многосторонние;
- межгосударственные и смешанные (с участием отдельных организаций и ведомств),
- глобальные, региональные и субрегиональные, охватывающие все элементы природной Среды в комплексе и касающиеся отдельных природных объектов.
Рис. 1. Формы международного сотрудничества
Поскольку регулирование экологических отношений стало одной из актуальных проблем человечества, в ее решении участвуют подавляющее большинство международных организаций. Часть из них была специально создана для целей охраны окружающей Среды, другие постепенно включились в природоохранную деятельность и приняли на себя заботу об охране окружающего мира.
2. Международные правительственные организации и их деятельности в области охраны окружающей среды. Общественные экологические организации
Международные организации осуществляют контроль за выполнением принятых договоренностей, координации совместных усилий по охране природы и привлечения внимания общественности к экологическим проблемам. Они могут быть общественными, межгосударственными или межправительственными. [4, с. 67]
Инициатором создания Международного общества охраны природы является голландец П.Ж.Ван-Тиховен, который выдвинул идею о необходимости сбора и обработки данных о состоянии природы в мире.
Международное бюро документации состояния охраны природы начало свою работу 10 июля 1928 г. и проводило ее до 1941. Центр находился в Амстердаме, затем в Брюсселе. Бюро выпустило ряд "Международных обозрений законодательств по охране природы"
С середины ХХ века Международная деятельность начала функционировать через неправительственные организации мирового сообщества. Крупнейшей специализированной неправительственной международной организацией по природоохранным вопросам явился Международный Союз охраны природных ресурсов (МСОП), созданный в 1948 году.
Качественно новый этап сотрудничества в области охраны окружающей Среды связан с учреждением международных организаций под эгидой ООН .
Компетенция ООН в деле охраны природы вытекает из целей этой организации "осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного, гуманитарного характера, в поощрении и в развитии уважения к правам человека". Этой цели отвечает и задача охраны окружающей Среды, поскольку она имеет глобальный характер и требует решения в общепланетарном масштабе. Уже в начальный период деятельность ООН по вопросам охраны окружающей природной Среды носят практический характер. В 1949 г. в Лейк Саксессе (США) была проведена Международная научно-техническая конференция по охране природы. Конференция установила прямую связь между охраной окружающего мира и сохранением и развитием природных, и, прежде всего, пищевых ресурсов мира [5, с. 167].
Не менее важную роль в настоящий момент принадлежит деятельности международных финансовых институтов в области охраны ОС.
Историческую роль сыграла Стокгольмская конференция ООН, которая открылась 5 мая 1972 года. Эту конференцию принято считать началом широкого международного сотрудничества в области охраны окружающей Среды, по решению этой конференции в 1972 г. был создан новый правительственный орган по вопросам охраны Среды - ЮНЕП.
1. Международные организации под эгидой ООН
Важнейшей среди межгосударственных организаций является ЮНЕП, созданная ООН в 1972 г. для реализации программы защиты окружающей среды. Занимается мониторингом окружающей природной среды, координацией всех видов международной природоохранной деятельности, разработкой научных основ управления ресурсами биосферы и поиском путей решения наиболее острых проблем современности, таких как сокращение биологического разнообразия, вырубка лесов, деградация почв.
При разработке материалов этой организации особое значение уделялось развивающимся странам в решении их специфических экологических проблем. Чтобы приблизить ЮНЕП к странам "третьего" мира, ее штаб квартиру было решено разместить в столице Кении Найроби. Свои региональные отделения имеются в Женеве, Нью-Йорке, Бейруте, Бангкоке, Мехико. Руководящий орган - Совет управляющих, состоит из 58 членов, избираемых на 3-х летний срок, в соответствии с принципом регионального представительства: 16 мест для африканских государств, 13 - для азиатских, 6 - для восточноевропейских, 10 для латиноамериканских и 13 для развитых стран.
Отдельными сторонами природоохранной деятельности занимаются и другие отделения ООН, такие как ЮНЕСКО (экологическое воспитание и образование населения, охрана всемирного культурного и природного наследия), Комиссия по мирному использованию космического пространства, Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции и др.
Медико-санитарные аспекты охраны окружающей среды рассматривает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Контроль за соблюдением правил строительства, и эксплуатации атомных электростанций осуществляет МАГАТЭ
2. Неправительственные организации [4, с. 111]
Среди международных неправительственных организаций важнейшей является МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов), учрежденный в 1948 г. Особенностью Союза является то, что его членами могут быть как правительства стран, так и отдельные государственные органы, учреждения, общественные организации. МСОП провел ряд мероприятий, подготовил проекты международных конвенций об охране водно-болотных угодий, о международной торговле редкими видами флоры и фауны, создание Красной Книги МСОП о редких и исчезающих видах организмов, организация заповедников и национальных природных парков, экологическое просвещение.
Вопросами сохранения биологического разнообразия активно занимается Всемирный фонд дикой природы (ВВФ).
Громадный вклад в осмысление современного кризисного состояния биосферы внес "Римский клуб" - международная организация, созданная в 1984 г. и объединяющая около 100 ученых более чем из 30 стран. Мировую славу этой организации принесли работы по математическому моделированию будущего развития человечества, его взаимоотношений с биосферой и поиску путей, которые помогли бы избежать грозящей в скором времени экологической катастрофы.
Самой известной международной общественной организацией является "Гринпис" - "Зеленый мир", главным направлением деятельности, которой является противодействие радиоактивному загрязнению окружающей среды. Всего в мире действует несколько сотен природоохранных организаций.
3. Международные финансовые институты в области охраны ОС.
Международные финансовые институты — Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ) определили охрану окружающей среды в качестве одной из главных задач своей деятельности. ЕБРР стал первым международным финансовым институтом, закрепившим в своем уставе в качестве приоритетных следующие направления деятельности:
· оказание помощи странам в операциях по формированию экологической политики, включая разработку эффективных правовых и нормативных документов, а также создание организационных условий и подготовку кадров для обеспечения мониторинга и соблюдения стандартов;
· содействие применению рыночных методов в управлении национальными экологическими программами;
· поощрение развития в странах операций рынка экологических товаров и услуг, а также инвестиций в проекты по сохранению и улучшению окружающей среды;
· организация или поддержка специальных исследований и программ по экологическому образованию населения, предпринимателей, банкиров и т.д.;
· проведение экологических процедур, связанных с экологической оценкой, планированием, управлением, аудированием и мониторингом операций и проектов банка.
Специалистами банка в настоящее время разрабатывается «Экологический запретительный список», согласно которому банк и его финансовые посредники должны воздержаться от финансирования проектов «генной инженерии», связанных с риском попадания генетического материала в окружающую среду; производства и продажи запрещенных пестицидов и др.
С помощью кредитно-инвестиционных инструментов ЕБРР способствует реализации экологических проектов в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Особое внимание банка направлено на инвестиции в объекты, на которых достигается существенно более эффективное использование энергии и ресурсов и которые обеспечивают «положительный экологический замещающий эффект». Например, инвестиции в строительство работающих на газе электростанций приводят к снижению использования в регионе бурого угля.
При поддержке МБРР (предоставление займа) учреждена Российская программа инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ).
Необходимо отметить также специальный международный механизм, в рамках которого может выкупаться часть иностранного долга государства при условии выполнения им определенных природоохранных обязательств. Для этой цели в 1990 г. Всемирным банком был создан Экологический фонд.
Во всех случаях деятельность общественных экологических организаций, как правило, полезна и ориентирована на улучшение экологической обстановки, на решение экологических проблем, на защиту интересов населения, во-вторых, это широкое поле деятельности для общественных организаций, которое дает возможность массового участия общественности в их работе, делает ее динамичной и расширяет возможность полезного сотрудничества как с госорганами, так и друг с другом.
Главные направления деятельности Общественных экологических организаций [6, с. 190]:
- пропаганда экологических знаний, экологическое просвещение населения;
- научно-техническая и практическая природоохранная деятельность;
- общественный экологический контроль;
- оказание природоохранных услуг населению, организациям, предприятиям.
3. Опыт охраны окружающей среды в развитых странах мира, применение экономических инструментов экологического регулирования в США, западно- европейских странах
За последние 30 лет в мире проведено 400 международных конгрессов, симпозиумов, конференций по вопросам охраны природы.
Большую роль в развитии международного сотрудничества по охране природы играют различные международные программы, в реализации которых принимают участие как государственные, так и общественные организации.
Среди этих программ значительное место занимает сотрудничество стран Европы и Азии под руководством международного бюро по направлению MAP - охрана гнездования, линьки, остановок в период миграции и зимовок птиц. Программа имеет национальное, региональное и международное значение. Так в ФРГ выделено под охрану этой программы 150 участков, в европейской России 27.
Близкой по своим интересам и характеру охраняемых биотопов к MAP является программа ТЕЛЬМА занимающаяся охраной и изучением болот на территории Европы и Латинской Америки.
Значительный вклад в развитие международного сотрудничества в области охраны природы внесла Международная биологическая программа ЧИБ 'Человек и биосфера", проводимая под эгидой ЮНЕСКО. Эта программа имеет широкий спектр действий на всей территории планеты.
Программа "человек и биосфера" выполняется в тесном сотрудничестве с ЮНЕП ФАО (комиссия ООН по продовольствию), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ВМО (Всемирная метеорологическая организация). В структуру ЧИБ входят 30 стран, в 100 - созданы национальные комитеты и группы экспертов по отдельным проблемам, которые выбирают наиболее актуальные для своих стран направления исследований, программа часто носит оперативный характер [5, с. 78].
Можно назвать четыре приоритетных направления [3, с. 178]:
- проблемы влажных тропических зон, включая горные и прибрежные;
- проблемы засушливых и полузасушливых районов;
- проблемы городских зон, включая взаимодействие между ними и сельскими
- проблемы развития мировой сети биосферных заповедников.
Международный Союз по охране природы разработал Всемирную стратегию охраны природы при участии ФАО. Эта программа разрабатывает национальную стратегию по охране природы, где ведущее место принадлежит экологическому обоснованию стратегии.
В качестве основных положений можно назвать следующие [7, с. 90]:
1. Всемирная поддержка основных экологических процессов и экологических систем (в результате неправильного использования природных ресурсов и в частности водоохранных лесов);
2. Сохранение всего генофонда планеты, всего разнообразия животного и растительного мира;
3. Использование природных ресурсов без нарушений экологических систем (деградация земель, опустынивание, сокращение тропических лесов);
4. Создание устойчивых экосистем, воздействием на горные, тундровые территории;
5. Уделяется определенное место разработке экологической политике в каждой стране, рациональному природопользованию, природоохранному планированию, улучшению законодательства в области охраны природы и расширению научных исследований, позволяющих более продуктивно и разумно использовать природные ресурсы не нарушая экосистемы.
Важнейшими документами в системе международных природоохранных отношений являются:
- Всемирная хартия охраны природы, провозгласившая и взявшая под защиту право всех форм жизни на выживание,
- Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду,
- Конвенция об изменении климата,
- Конвенция о биологическом разнообразии,
- Конвенция об охране озонового слоя,
- Конвенция о международной торговле исчезающими вида ми дикой флоры и фауны, (СИТЭС),
- Декларация по окружающей человека среде, являющаяся сводом основополагающих принципов международного сотрудничества,
- Конвенция по водно-болотным угодьям,
- Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и еще целый ряд документов.
В рамках данного пункта представим методику расчета загрязнения окружающей среды при использование международных методик.
Дать санитарно- гигиеническую оценку загрязнения атмосферы- значит сравнить фактические концентрации примесей в воздухе с предельно допустимыми концентрациями по условиям нормирования.
1) Для населенных мест нормирование примесей атмосферы при экспозиции не более 20 минут фактические концентрации будут сравниваться с ПДК максимальной разовой (ПДК м.р.), которая устанавливается при температуре 0 0С.
2) Далее приведем формулы привода концентраций к размерности мг/ м3:
где ррм – концентрация примеси в млн. -1
ММ – молекулярная масса загрязняющего вещества, кг/ кмоль
V 0 – мольный объем, м3.
% об. – концентрация в объемных частях примеси на 102 объемных частей воздуха
Результаты перерасчетов по ингредиентам:
- оксид углерода: 200*44/22,4*103 = 0,393 (мг/м3)
- ангидрид сернистый: 0,018*64,06/22,4 = 0,051 (мг/ м3)
- диоксид азота: 2*10-6 *46*104/22,4 = 0,041 (мг/ м3)
3) Результаты расчетов занесем в таблицу 1
Таблица 1
Результаты расчетов показателей
№ п/п |
Наименование ингредиента |
Приземная концентрация (Сi) |
Фоновая концентрация (Сфi) |
ПДК м.р. i |
1 |
Оксид углерода |
0,393 |
1,2 |
5 |
2 |
Аммиак |
0,028 |
0 |
0,2 |
3 |
Сероводород |
0,0004 |
0 |
0,008 |
4 |
Диоксид серы |
0,051 |
0 |
0,5 |
5 |
Диоксид азота |
0,041 |
0,005 |
0,085 |
6 |
Фенол |
0,19 |
0 |
0,01 |
7 |
Ацетон |
0,0004 |
0 |
0,35 |
8 |
Фтористый водород |
0,08 |
0 |
0,02 |
9 |
Взвешенные вещества |
0 |
0 |
0,5 |
10 |
Ксилол |
0 |
0,02 |
0,2 |
11 |
Бензин |
0 |
0,8 |
5 |
12 |
Анилин |
0 |
0,028 |
0,005 |
13 |
Серная кислота |
0 |
0,1 |
0,4 |
4) В таблице 2 представлены вещества, образующие группы суммации
Таблица 2
Группы суммации
№ группы суммации |
Вещества, входящие в группу |
5 |
аммиак, сероводород |
9 |
диоксид азота, диоксид серы |
10 |
диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, фенол |
13 |
ацетон, фенол |
38 |
диоксид серы, фенол |
39 |
диоксид серы, фтористый водород |
41 |
диоксид серы, серная кислота |
43 |
диоксид серы, сероводород |
5) оценка загрязнения атмосферы по условию нормирования для населенных пунктов:
, (1)
Таблица 3
Оценка загрязнения атмосферы по условию нормирования для групп суммации
№ группы суммации |
Вещества, входящие в группу |
Расчет по условию суммации |
Значение |
Соотнесение с нормой |
Характеристика |
5 |
аммиак, сероводород |
0,028/0,2+0,0004/0,008 |
0,19 |
меньше 1 |
хорошо |
9 |
диоксид азота, диоксид серы |
0,051/0,5+(0,041+0,005)/0,085 |
0,64 |
меньше 1 |
Хорошо |
10 |
диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, фенол |
0,051/0,5+(0,041+0,005)/0,085+(0,393+1,2)/5+0,19/0,1 |
2,87 |
Больше 1 |
Превышение норма в 2,87 раза |
13 |
Ацетон, фенол |
0,0004/0,35+0,19/0,1 |
1,9 |
Больше 1 |
Превышение нормы в 1,9 раз |
38 |
диоксид серы, фенол |
0,051/0,5+0,19/0,1 |
2,002 |
больше 1 |
Превышение нормы в 2 раза |
39 |
диоксид серы, фтористый водород |
0,051/0,5+0,08/0,02 |
4,102 |
Больше 1 |
Превышение нормы в 4 раза |
41 |
диоксид серы. Серная кислота |
0,051/0,5+0,1/0,4 |
0,352 |
меньше 1 |
Хорошо |
43 |
Диоксид серы, сероводород |
0,051/0,5+0,0004/0,008 |
0,152 |
меньше 1 |
Хорошо |
Условие нормирования для остальных веществ
, (2)
Таблица 4
Проверка условия нормирования для остальных веществ, не вошедших в группу суммации
№ п/п |
Ингредиент |
Приземная концентрация Сi |
Фоновая концентрация С фi |
Сi+Cфi |
ПДК м.р. i |
Сравнение с нормой |
Характеристика |
9 |
Взвешенные вещества |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
меньше |
хорошо |
10 |
Ксилол |
0 |
0,02 |
0,02 |
0,2 |
меньше |
хорошо |
11 |
Бензин |
0 |
0,8 |
0,8 |
5 |
меньше |
Хорошо |
12 |
Анилин |
0 |
0,028 |
0,028 |
0,05 |
меньше |
Хорошо |
Таким образом, в загрязнении атмосферы при оценке санитарно- гигиенической обстановки следует отметить наличие опасной группой суммации № 10 с присутствием диоксида азота, диоксида серы, оксида углерода и фенола, № 13 с присутствием ацетона и фенола, а также суммации № 38 с присутствием диоксида серы и фенола, групповая суммация № 39 с присутствием диоксида серы и фтористого водорода.
Список литературы
1. Федеральный закон от 10.01. 2002 № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) // Российская газета. – 2002. - № 6
2. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: Учеб. Пособ.- М.: ТЕИС. 1997
3. Констатинов В.М. Охрана природы: Учеб. Пособ.- М.: Академия, 2000
4. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов- на –Дону: Феникс, 2001
5. Макар С.В. Основы экономики природопользования: Учеб. Пособ.- М.: ИМПЭ, 1998
6. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология: Учеб. Пособ.- М.: ПРИОР, 2000
7. Писарев В.Д. Экологисеская безопасность как компонент национальной безопасности США// США: экономика, политика, экология. – 1997. - № 6
8. Природопользование. Природные ресурсы и природопользование в Российской Федерации и Хабаровском крае: Учеб. Пособ./ Н. М. Фролов, Н.М. Балаганский, В.М. Болтрушко. – Хабаровск: ДВАГС, 2000
9. Пыльнева Т.Г. Природопользование: Учеб. Пособ.- М.: Финстатинформ, 1997
10. Трушина Т.П, Экологические основы природопользования. – Ростов- на Дону: Феникс, 2001
11. Чернов В.В. Управление природопользованием: Учеб. Пособ. – Хабаровск: ХГАЭП, 1996