Содержание
1. Региональная политика в условиях переходного периода. 3
2. Значение железнодорожного транспорта в хозяйстве страны.. 6
3. Картосхема - важнейшие железнодорожные дороги России. 12
Список литературы.. 13
1. Региональная политика в условиях переходного периода
Государственное регулирование регионального развития - главное средство реализации региональной политики. Государство в лице органов власти Федерации и ее субъектов, используя свои конструкционные полномочия, действуя в пределах законодательных норм и принимая законы, а также иные нормативные акты, обязано устанавливать степень территориальной децентрализации во всех сферах жизнедеятельности общества и вводить механизмы ее реализации в интересах целостности государства и самостоятельного развития регионов.
В число бесспорно приоритетных для региональной политики в переходный период выдвигаются проблемы, связанные с тотальным переходом объектов социальной инфраструктуры из ведомственного в муниципальное ведение, а затем и в муниципальную собственность.
Местные (не субфедеральные) органы власти должны в целом по России в дополнение к уже находившимся у них социальным объектам принять в свое ведение свыше 25 %жилого фонда, 60 % детских дошкольных учреждений, 20 % поликлиник, около 80 % спортивных сооружений, клубов, пионерских лагерей и др. учреждений. Решение столь масштабной задачи осложняется следующими обстоятельствами. Во-первых, средств на содержание данных объектов и приведение их в элементарный порядок у местных властей нет. Во-вторых, эти объекты распределены по населенным пунктам крайне неравномерно, и во многих индустриальных центрах доля ведомственной социальной сферы достигает 60-90 %. В-третьих, значительные различия существуют и по отраслевому профилю прежних хозяев социальных объектов. В-четвертых, практически все подлежащие передаче в муниципальное ведение объекты социальной инфраструктуры давно не ремонтировались и предельно изношены; прежде, чем начать распоряжаться ими, их надо привести в порядок.[1]
В условиях нормальной рыночной экономики оплата социальных благ - дело самих граждан. При этом, как правило, соединяются средства самих граждан, социальных программ федерального и местного уровня, а также различных источников оказания социальной помощи неимущим, инвалидам и т.п.
В общем случае предлагается реализация следующих позиций:
1) устанавливаются гарантированные минимумы индивидуального пользования социальными объектами;
2) платежи граждан за социальную норму жилья и норматив коммунальных услуг не должны превышать в 1998 г. 20 % совокупного дохода семьи;
3) компенсации гражданам в случаях, когда установленной доли семейного бюджета недостаточно для покрытия социальной нормы жилья и норматива коммунальных услуг;
4) с 1994 по 1998 г. предельная норма платежей граждан в процентах к затратам на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги ежегодно возрастает на 20 % и достигает 100 % к концу этого срока;
5) местное регулирование;
6) федеральное участие.[2]
По нашему мнению, для ответственного решения рассматриваемой проблемы нужны полноценные программы - и федерального, и субфедерального, и местного уровня.
Предлагая ту или иную региональную проблему в качестве объекта целевой программы, следует четко охарактеризовать ее предвидимый результат и честно назвать его цену. Региональная проблематика в связи со своей социально-экономической направленностью имеет определенную специфику, учет которой приводит к целесообразности раздельно осуществлять оценку эффективности и оценку результативности программ. Речь идет о том, чтобы выявлять, с одной стороны меру оправданности затрат, а с другой, - то, насколько реализация программных мероприятий будет обеспечивать достижение ожидаемых результатов. Под эффективностью, в свою очередь, логично понимать экономическую выгодность, эффективность предложенных в программе специальных механизмов (стимулов, льгот), экономию затрат в программном варианте по сравнению с периодом, когда подобная программа не применялась.
Используемые, методы государственного регулирования территориального развития и селективной поддержки регионов исходят не из системного представления о критических региональных ситуациях, а исключительно из бюджетной обеспеченности отдельных субъектов Федерации, из их квалификации в качестве ''нуждающихся'' или ''особо нуждающихся''. Целевые же программы как механизм быстрого и эффективного решения острой региональной проблемы (а не как способ безвозвратного финансирования из федерального бюджета), к сожалению, применяется очень редко. Поэтому было бы полезно составить перечень потенциальных зон программного регулирования, включив сюда ограниченное число локальных территорий. Такие зоны следовало бы объявить сферами приоритетного программного финансирования с предоставлением гарантий государственного участия и с приданием соответствующим расходам статуса защищенных статей бюджетов всех уровней.
При этом имеющееся правообеспечение разработки федеральных программ как формы удовлетворения государственных нужд необходимо дополнить и переориентировать на решение приоритетных, преимущественно социальных и экологических, задач территориального развития.
Т.о. практически во всех статьях отмечается необходимость совершенствования методов и основных положений современной региональной политики в России. Отмечается дезинтеграция страны как в экономическом, так и политическом планах, плохая правовая обеспеченность региональной политики, непродуманность финансово-бюджетной стороны региональной политики, практическое отсутствие программных методов. Подчеркивается, что сохранение существующей ситуации неизменной может в итоге привести к непредсказуемым негативным последствиям для всей России и отдельных регионов.
Главная задача региональной политики - сохранении страны как единого федеративного государства, что достигается разными путями (экономическими, социальными и политическими). Экономическая сторона региональной политики, в основном, сводятся к необходимости государственного регулирования размещения инвестиций ради более полного использования ресурсов (рабочей силы, природных ресурсов, неосвоенных земель и т.п.). Социальная сторона региональной политики, непосредственно выражается в таких принципах демократического общества как социальная справедливость и равноправие граждан. С этой точки зрения, сбалансированное региональное развитие должно гарантировать, что качество жизни не зависит от региона, в котором людям довелось жить и работать. Таким образом, характерная для региональной политики "дискриминация" регионов, с социальной точки зрения, может быть оправдана необходимостью избежать дискриминации граждан по их местожительству (или, по крайней мере, сократить ее). Соответственно, региональная политика должна быть направлена на выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, уровне безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, состоянии окружающей среды и т.п.[3]
Политическая сторона региональной политики отражает естественное для каждого государства желание обеспечить свою внешнюю безопасность и территориальную целостность. Последнее, особенно, важно для многонациональных государств, в которых напряженность в отношениях между регионами и между центром и регионами может привести к росту регионального сепаратизма.
2. Значение железнодорожного транспорта в хозяйстве страны
Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной системы являются также промышленный транспорт и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает получение около 8% ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.
Развитие транспорта и других отраслей экономики тесно взаимосвязаны. Характер подвижности населения, уровень развития производства и торговли определяют спрос на услуги транспорта. Вместе с тем, транспорт является системообразующим фактором, влияя на уровень жизни и развитие производительных сил.
Железнодорожный транспорт — основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта).
Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, которые и определили его преимущественное развитие в стране.
Железнодорожный транспорт отличают универсальность (способность перевозить практически все виды грузов), высокая провозная и пропускная способность (двухпутная электрифицированная железная дорога может пропустить в сутки до 150—200 пар поездов и обеспечить перевозку более 100 млн. т грузов в каждом направлении), сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), относительно свободное размещение, то есть независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, регулярность, то есть возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта), сравнительно высокая скорость движения, надежность и др.[4]
Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги.
Железнодорожный транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, и принимая во внимание огромную территорию России, можно ожидать, он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.
Сеть железных дорог обеспечивает основные грузопотоки не только между экономическими районами России, но и между Россией и странами ближнего зарубежья. Именно железные дороги относятся к основным элементам территориального каркаса хозяйственного ландшафта страны на макро- и мезоуровнях.
В структуре перевозимых железнодорожным транспортом грузов резко выделяются каменный уголь и кокс (занимает первое место в грузообороте и второе — по объему перевозок) и минеральные строительные материалы (первое место по объему перевозок и второе — по грузообороту). На третьем месте идут нефтяные грузы (прежде всего мазут и светлые нефтепродукты). Значительную долю занимают руда, черные металлы, лесные и хлебные грузы, минеральные и химические удобрения. На долю этих восьми видов массовых грузов приходится почти 9/10 всей грузовой работы железнодорожного транспорта.
Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для перевозки таких видов массовых грузов, как каменный уголь и кокс (свыше 90% от объема их перевозки всеми видами транспорта), руда, минеральные удобрения, цемент (около 90% по каждому виду), черные металлы (свыше 75%), лесные грузы (свыше 60%), хлебные грузы (свыше 50%).[5]
Для железнодорожного транспорта характерна концентрация грузовых перевозок на главных направлениях транспортно-экономических связей. При этом основная нагрузка приходится на относительно небольшую протяженность железнодорожной сети. Половина всего грузооборота выполняется 1/6 частью железных дорог. При средней грузонапряженности железнодорожной сети России 27 млн. т-км на 1 км эксплуатационной длины они имеют грузонапряженность в 2 раза большую. К наиболее грузонапряженным линиям относятся Транссибирская магистраль, особенно ее участок от Омска до Новосибирска (это наиболее грузонапряженный участок железной дороги в мире — более 100 млн. т-км на 1 км длины) — в основном за счет перевозки кузнецкого угля. Уголь доставляется на Урал, в Центральные районы, в Поволжье. Значительные грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урало-Поволжья, Северного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с Европейского Севера и из Сибири. Грузопотоки черных металлов формируются Центральной и Сибирской металлургическими базами для потребителей Центрального района, Северного Кавказа, Северо-Запада. Хлебные грузы формируются в лесостепной и степной зонах и идут в густонаселенные потребляющие районы.
Таблица 1.
Основные показатели работы железнодорожного транспорта
в 1994-2002 годах[6]
|
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Перевозки грузов, млн. тонн |
1058,2 |
1028,0 |
911,5 |
887,2 |
834,8 |
947,4 |
1046,8 |
1057,5 |
1084,2 |
Грузооборот, млрд. т-км. |
1195,5 |
1213, |
1131,3 |
1100,3 |
1019,5 |
1204,5 |
1373,2 |
1433,6 |
1508,8 |
Перевозки пассажиров, млн. чел. |
2062,0 |
1833,0 |
1622,6 |
1599,6 |
1471,3 |
1337,5 |
1418,8 |
1305,9 |
1270,7 |
Пассажирооборот, млрд. пасс-км |
227,1 |
192,2 |
181,2 |
170,3 |
152,9 |
141,0 |
167,0 |
157,9 |
153,0 |
Железнодорожный транспорт играет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных перевозок пассажиров, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяются конфигурацией и пропускной способностью железных дорог.
На железнодорожном транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся в пригородном сообщении. В пассажирообороте же ведущую роль играют дальние пассажирские перевозки (более 2/3 от общего пассажирооборота).[7]
Распределение пригородных перевозок пассажиров зависит главным образом от их скоплений в крупнейших городах и городских агломерациях. Поэтому основная масса таких перевозок приходится на пригородные зоны Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Самары и других городов-миллионеров.
Дальние пассажирские перевозки распределяются по железнодорожным линиям неравномерно. Преобладающее значение имеют два направления: южное, меридиональное — от Москвы по Курскому направлению и восточное, широтное — от Москвы через Поволжье на Урал и Сибирь. При этом восточный пассажиропоток складывается в основном из поездок пассажиров на средние расстояния (например, от Москвы до Казани, от Казани до Екатеринбурга и т.д.), так как на расстояниях свыше 1000 км начинают доминировать перевозки пассажиров воздушным транспортом. Большой пассажиропоток обслуживается железнодорожным транспортом также между Москвой и Санкт-Петербургом и на западных направлениях, связывающих Москву со столицами новых независимых государств — Минском, Киевом, Ригой и др.
Крупнейшими железнодорожными узлами отправления пассажиров в дальнем сообщении являются Москва и Санкт-Петербург в европейской части России и Новосибирск — на востоке страны.
На начало 2004 года эксплуатационная длина сети железных дорог составляла 86 тыс. км, в том числе протяженность участков, имеющих два и более пути – 36,2 тыс. км. Общее протяжение железнодорожных линий, обслуживаемых электрической тягой составляет 48,5% от эксплуатационной длины). В парке насчитывалось 3,6 тыс. грузовых электровозов, 1,2 тыс. грузовых тепловозов, 497 тыс. грузовых и 20,1 тыс. пассажирских вагонов.
Негативные тенденции в экономике на первом этапе реформ и значительное снижение спроса на перевозки отрицательно сказалось на финансовом положении отрасли и вызвали значительное повышение уровня износа основных фондов, который в локомотивном хозяйстве превысил 65%, в вагонном – 63%. Износ верхнего строения пути превысил 70%. Недостаточное развитие пограничных и припортовых станций вызывает увеличение сроков доставки грузов и эксплуатационных расходов.
3. Картосхема - важнейшие железнодорожные дороги России
Список литературы
1. Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации / Учебник для ВУЗов в 2 ч., ч 1. - Самара: СГЭА; 2002.
2. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2003.
3. Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003.
4. Ходош М.С. Железнодорожный транспорт / Учебник-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт 2003.
5. Экономическая и социальная география России / Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2002.
6. http://www.mintrans.ru/ - Официальный сайт министерства путей сообщения
[1] Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации / Учебник для ВУЗов в 2 ч., ч 1. - Самара: СГЭА; 2002. – с.105.
[2] Экономическая и социальная география России / Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2002. – с. 167.
[3] Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2003. – с. 213.
[4] Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 98.
[5] Ходош М.С. Железнодорожный транспорт / Учебник-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт 2003. – с. 57.
[6] http://www.mintrans.ru/ - Официальный сайт министерства путей сообщения
[7] Ходош М.С. Железнодорожный транспорт / Учебник-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт 2003. – с.59.