ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Всероссийский Заочный Финансово – Экономический Институт
Контрольная работа
по дисциплине: «Финансы»
на тему: «Расходы федерального бюджета РФ»
Выполнила:
Руководитель:.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………………3
1.Расходы федерального бюджета…………………………………………..4
1.1. Расходы федерального бюджета на народное хозяйство и
поддержку экономики (финансирование народного хозяйства)………..9
1.2. Расходы бюджета на социально-культурные нужды……………….13
1.3. Военные расходы государственного бюджета……………………....15
1.4. Расходы бюджета на управление………………………………….….17
Список используемой литературы……………………………………...19
Введение
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии. Формирование расходной части бюджета осуществлено исходя из консервативной оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары российского экспорта.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
1. Расходы федерального бюджета
Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы бюджета государства делят на:
1. расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
2. расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
3. расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов)[1].
С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
1. расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
2. расходы на социально-культурные нужды;
3. военные расходы;
4. расходы на управление.
Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п. Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.
Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д. Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы федерального бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).
Структура государственных расходов, т.е. соотношение между группами расходов на народное хозяйство, социально-культурные нужды, военными расходами и расходами на управление в бюджете государства, не одинаково в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.
Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.)
По расчетам финансистов, расходы федерального бюджета в 2007 году вырастут на 24,5%. На первый взгляд не слишком отличаются от среднемировых показателей и расходы нашего бюджета - в большинстве стран они составляют 35-45 процентов ВВП. При этом на протяжении нескольких лет российское правительство, добиваясь сбалансированной бюджетной политики, параллельно снижало и налоговую нагрузку, и расходы бюджета. Но теперь ориентиры изменились, и расходы бюджета в 2006-м и 2007 году существенно увеличиваются.
Финансирование расходов федерального бюджета за январь-август 2006 года составляет 3 068,71 млрд. рублей (91,4 % к уточненной бюджетной росписи расходов на 9 месяцев 2006 года).
Объем кассовых расходов за отчетный период составил 2 544,40 млрд. рублей (75,8 % к уточненной бюджетной росписи расходов на 9 месяцев 2006 года).
Очевидно, что при работе над проектом бюджета будут звучать и дальнейшие предложения об увеличении расходной части бюджета. По оценкам экспертов, общая сумма расходов уже предельна, и теперь может идти речь только о ее перераспределении в заданных рамках. Пока заложенные в бюджет расходы приемлемы, но они уже сейчас находятся на грани риска. А их дальнейший рост может создать угрозу макроэкономической стабильности, привести к инфляционному взрыву.
Логика Минфина, превратившегося в последние годы (в условиях, когда у ЦБ остаются лишь довольно узкие коридоры для варьирования денежно-кредитной политики и обменного курса рубля) в основного макрорегулятора, вполне традиционна. Она состоит в том, чтобы всеми подручными средствами демонстрировать коллегам, что рост цен на нефть и предстоящие в следующем году выборы в Госдуму - еще не повод плодить госрасходы и ни к чему хорошему, кроме роста инфляции и угрозы обвала в экономике в случае падения нефтяных цен, не ведет.
В июньском варианте проектировок бюджета присутствовал рост непроцентных расходов в номинальном выражении на 23,5 процента, а в реальном - на 13,1, что далеко выходит за рамки заявки Бюджетного послания, требующего увеличивать расходы "адекватно росту ВВП". Ясно, что в окончательном варианте бюджета эти цифры еще подрастут.
В качестве главного пиар-инструмента своей борьбы ведомство, похоже, избрало конструкцию выделения "не нефтяного бюджета", которая практикуется рядом стран-экспортеров нефти. В ходе уже не раз упоминавшегося выше июньского обсуждения перспективного финансового плана на 2007-2009 годы эта идея трансформировалась в более простой и понятный подсчет дефицита бюджета без учета доходов Стабфонда. А он, исходя из последнего прогноза цен на нефть, "съест" из доходов будущего года не менее 65 миллиарда долларов. На 2007 год дефицит в обсуждавшихся тогда проектировках бюджета при такой его трактовке составлял чуть больше полпроцента ВВП, с некоторым снижением в последующие годы.
Причиной внезапно образовавшегося дефицита, по расчетам Минфина, стали дополнительные ассигнования на реализацию мероприятий в области демографической политики, озвученные в Послании президента РФ Федеральному Собранию (32,3 миллиарда рублей, 32,9 и 33,4 миллиарда в 2007-2009 годах соответственно; в целом же в 2007 году на решение задач демографической политики, а также на поддержание материнства и детства с учетом расходов на предоставление "материнского капитала" будет выделено 192 миллиарда рублей), а также целый ряд иных дополнительных расходов.
1.1. Расходы федерального бюджета на народное хозяйство и поддержку экономики (финансирование народного хозяйства)
Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на народное хозяйство и поддержку экономики, а в последние годы из-за неоправданно возросших масштабов бюджетного финансирования затрат, обеспечивающих простое воспроизводство, когда на дотации уходило примерно пятая часть ВНП, резко снизилась роль бюджетных расходов в решении структурных проблем народного хозяйства. Как известно, к этому типу расходов относили расходы на отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, причем львиная доля средств направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям различных дотаций на возмещение разницы в ценах, оказание финансовой помощи низкорентабельным или даже убыточным предприятиям и т.д.
По ряду причин (важнейшие из которых – удовлетворение потребностей армии и наличие базовых отраслей экономики) государство вкладывает свои средства в создание предприятий с государственной или долевой (с участием государства) собственности. Как известно, на практике различают два типа государственных предприятий:
· Предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании (государство покрывает все расходы предприятии, зачисляя в бюджет все его доходы);
· Автономные предприятия (государство финансирует эти предприятия в случае убытков или для развития этих предприятий).
Историческими причинами возникновения так называемого государственного предпринимательства и его частичного или полного бюджетного финансирования можно считать:
1. экономические причины (необходимость крупных капиталовложений);
2. политические причины (военное производство, связь, во-первых, стратегически важные отрасли, а во-вторых, они дают толчок развитию ряда смежных отраслей, снижая затраты частных предпринимателей);
3. фискальные причины (ограниченность ресурсов или сверхвысокая доходность – классическим примером служит вино-водочная промышленность России).
Основной функцией государственного предпринимательства является стимулирование частного предпринимательства, создание для частного предпринимательства наиболее благоприятных условий. Именно этому подчинены финансовый механизм и механизм ценообразования, общей тенденцией для которых можно назвать налоговые и кредитные льготы государственным предприятиям. В ценовой политике в большинстве стран нет особых различий — цена на продукцию государственных предприятий занижается (если потребителями продукции являются негосударственные предприятия). И, наоборот, цена завышена, если продукция идет широкому потребителю. Кроме того, рентабельность государственных предприятий всегда ниже (исключая, естественно, государственные монополии), чем у соответствующих негосударственных предприятий. А это в свою очередь увеличивает общие расходы государства, стимулируя перелив капитала в частные руки. К расходам государства на поддержку экономики следует отнести и покупку государством акций частных предприятий. Это один из способов помощи частным компаниям и переложения их убытков или расходов по расширению производства на бюджет, т.е., на плечи налогоплательщиков. Однако, у российского предпринимательства, в т. ч. государственного, есть свои характерные (и зачастую негативные) черты во всех сферах: недавняя инвентаризация внебюджетных средств бюджетных организаций вскрыла многие любопытные факты об их деятельности.
Учитывая роль и объемы расходов на финансирование народного хозяйства, нетрудно заключить, что расходы государства на экономику являются постоянной статьей расходов. И как бы значительны ни были колебания государственных расходов в экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция этих расходов к постоянству объясняется их структурообразующей ролью, а общее их назначение — способствовать созданию наиболее благоприятных условий для частного капитала.
Учитывая вышесказанное, нетрудно себе представить пути осуществления участия государства в хозяйственной деятельности:
· Финансирование отраслей инфраструктуры;
· Финансирование новых отраслей, имеющих стратегическое назначение (атомная промышленность, освоение космоса, т.к. эти отрасли обычно требуют больших разовых вложений и не гарантируют прибыль);
· Финансирование убыточных отраслей (добыча каменного угля, например, во многих странах национализирована);
· Финансирование отраслей, требующих больших первоначальных вложений и имеющих длительный срок окупаемости (например, строительство ГЭС);
· Финансирование сельского хозяйства и малодоходных отраслей, имеющих важное значение для развития других отраслей;
· Финансирование научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера (во многом это связано с рискованностью научных изысканий);
· Финансирование внешнеэкономической экспансии.
Также возможно предоставление кредитов в рамках последней группы государственных расходов, но кредиты, предоставляемые от имени государства, практически не имеют денежную форму. Это всегда товарные кредиты, за которые надо возвращать деньги. Однако и здесь возможно исключение — иногда экономическая помощь бывает и безвозмездной. Но это крайне редкое явление, и объёмы такой помощи небольшие.
Внешнеэкономическая экспансия осуществляется в виде кредитов, военной помощи, подготовки кадров, предоставления технологий и сырья, долевого участия в экономических мероприятиях, в форме вывоза капитала и т.п.
Итак, очевидно широкое разнообразие форм участия государства в экономике, и, следовательно, можно утверждать, что в современном мире развитие государственного сектора экономики протекает по-разному в ведущих и развивающихся странах, но такая политика, при которой государство развивает не самые рентабельные отрасли, выгодна в целом классу капиталистов, поскольку увеличивает норму прибыли. Рассматривая развитие расходов федерального бюджета на народное хозяйство в ретроспективе, следует отметить общую тенденцию к их снижению. Там, где вложения государства создали почву для проникновения частного капитала, последний вытесняет государственный сектор. В случае же усложнения экономической ситуации в стране увеличивается доля государственных расходов.
Однако тенденция к сокращению расходов федерального бюджета на народное хозяйство не может завершиться полным отказом от бюджетного финансирования этих затрат. И в условиях рынка останутся такие расходы, которые требуют обязательного привлечения государственных средств. Это во многом объясняется тем, что продолжает функционировать (хотя и в меньших размерах) государственный сектор экономики, требующий разработки и реализации государственных инвестиционных программ, в соответствии с которыми и осуществляется бюджетное финансирование капитальных затрат. Но кроме этого для стабилизации экономики и развития предпринимательства необходима финансовая помощь государства в виде бюджетных субсидий, субвенций, бюджетных кредитов.
В современных условиях переходной экономики хозяйствования система расходования бюджетных средств должна претерпеть существенные изменения. Бюджетные ассигнования призваны обеспечивать решение наиболее важных и крупных государственных задач: финансировать приоритетные мероприятия, связанные с быстрыми темпами развития ключевых отраслей экономики, обеспечивать реализацию целевых комплексных программ, создавать финансовые возможности для совершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры. Правда, в течение ближайшего времени целевые бюджетные дотации на некоторые виды товаров еще сохранятся. Однако и объем бюджетных расходов, и их структура, по мнению многих аналитиков, должны претерпеть и претерпят существенные изменения.
1.2. Расходы бюджета на социально-культурные нужды.
Исходя из требований «социализации» рыночной экономики в России, объявленной в нашей стране как одно из главных направлений проводимых в стране реформ, значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально-культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально-культурные нужды в ускорении научно-технического прогресса.
К группе наиболее значимых расходов на финансирование социально-культурных мероприятий обычно относят:
·расходы на просвещение (школьное и дошкольное образование);
·расходы на здравоохранение;
·расходы на науку;
·расходы на социальное страхование;
·расходы на библиотеки, содержание архитектурных памятников, национальных парков и заповедников;
Кроме того, в бюджете, как правило, предусматриваются ассигнования и на компенсацию потерь населения от роста цен в условиях их либерализации. Из федерального бюджета финансируются комплексные целевые программы по улучшению условий жизни престарелых и инвалидов, по охране семьи, материнства, детства и т.д. расходы бюджета на выплату социальных пособий – одна из форм поддержки беднейших слоев населения, которая очень ценна в условиях, когда по официальной статистике около трети населения страны находится за чертой бедности.
Природа этих расходов во многом понятна – конституции многих стран, в т.ч. и Российской Федерации, провозгласили неотъемлемыми правами граждан права на бесплатное школьное и дошкольное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение после выхода на пенсию и пр. Кроме того, российская действительность предъявляет самые жесткие требования к данной группе расходов, во многом обеспечивающих стабильность в обществе, где без усиления социальной ориентации федерального бюджета не обойтись. Государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере перехода к рынку пополнять этот список новыми видами затрат.
Ограниченность бюджетных ресурсов, сложности со сбором налогов, появление новых статей расходов, даже несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов в социально-экономических процессах, не позволяет найти достаточно средств для осуществления социальной функции государства. Количественные характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социального обслуживания населения нашей страны.
1.3. Военные расходы государственного бюджета.
На протяжении многих столетий люди во всем мире тратили немыслимое количество средств на подготовку к войнам, на ведение войн и на ликвидацию их последствий. И даже в наши дни во многих государствах, включая Россию, военные расходы дорого обходятся налогоплательщику, ведь еще совсем недавно, в период холодной войны, наше государство тратило на военные нужды от 25 до 30% ВНП страны.
Любое современное государство часть бюджетных средств направляет на оборону, основное место в которых занимает:
·закупка вооружений и военной техники;
·затраты по текущему содержанию армии, флота и резервов, финансированию научно-исследовательских работ, конструированию экспериментальных образцов вооружения и т.п.;
·строительство различных военных объектов, финансирование инфраструктуры, прежде всего стратегического назначения;
·денежное довольствие армии (в основной массе - это пенсии);
·по большому счету к данной группе расходов государственного бюджета можно отнести и траты на подготовку хозяйства страны к возможной войне.
Общепризнанным считается лишь непроизводственный характер военных расходов государства, хотя это можно доказать только на теоретическом уровне, ведь, к примеру, военная техника не участвует в воспроизводственном процессе, расходы на проведение учений также нельзя отнести к производительным. В то же время доказано, что деньги, вложенные в мирные отрасли народного хозяйства, в пять раз более производительны, чем аналогичные расходы военных отраслей. Но вред военных расходов многие специалисты видят не только в непроизводительном характере.
Важной характерной чертой военных расходов является их тесная связь с политикой, причем очень трудно найти первопричину. Внешне военным расходам предшествуют идеологические либо политические разногласия между странами, но на самом деле в основе военных расходов мирного времени гораздо больше экономических причин – стабильный рынок сбыта при монопольно высоких ценах на закупку продукции представляет собой идеально привлекательную сферу деятельности для государства. Именно поэтому сторонники сохранения этого важнейшего комплекса экономики прилагают все усилия и влияют через определенные каналы на формирование и объем данного вида расходов бюджета государства. К тому же, до определенного времени Российская Федерация занимала одну из ведущих позиций на мировом рынке вооружений, что приносило ей немалые доходы. Потребности военного рынка и потенциальные огромного числа людей, связанных с обеспечением армии, представляют важнейшую часть рынка. Потеря этого рынка сбыта может разрушить экономику любой страны. Россия не стала исключением. Во многом из-за этой причины в обозримом будущем ни одна из ведущих стран мира не пойдет на разрушение своей военной промышленности.
Однако как бы не спорили сторонники и противники военных расходов их объем во многом будет зависеть прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения. Но на величину этих расходов также может повлиять и общее состояние экономики, уровень ее развития, ее финансовые возможности. На сегодняшний день Россия последовательно проводит практические меры по сокращению военных расходов и выполняет ряд международных договоров по сокращению вооружений. Важную роль в сокращении бюджетных расходов на оборону призвана сыграть военная реформа, которая во многом поможет при сокращении расходов качественно улучшить прежде всего управление армией и флотом.
1.4. Расходы бюджета на управление.
Наличие специфической управленческой деятельности государства и выполнение им хозяйственно-организаторской функции вызывают к жизни расходы федерального бюджета на управление. Эти расходы являются материально-финансовой базой деятельности государственных органов, которые осуществляют руководство экономикой. Эта статья государственных расходов является наиболее противоречивой, ведь расходы на управление отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки их результативности, с другой.
Расходы федерального бюджета на управление включают в себя затраты на содержание:
· законодательных органов;
· правительства страны;
· законодательных органов и правительств субъектов федерации;
· местных органов власти и управления;
· органов правопорядка;
· органов судопроизводства и прокуратуры.
Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции, работ или услуг предприятий и организаций. Однако фактически расходы на управление значительно превышают бюджетные назначения за счет привлечения различных внебюджетных фондов, включая фонды политических партий. За счет этих средств также создаются исследовательские центры, параллельные управленческие и охранные структуры и т.п.
Любому государству необходимо совершенствовать свою организационную форму управления экономической и социальной сферой, даже испытывающему острую нехватку средств в бюджете, и российское правительство, осознавая важность данной функции управления, претворяет в жизнь мероприятия, направленные на удешевление аппарата управления, который постоянно должен совершенствоваться. Понятно, что такого рода деятельность имеет еще и фискальное значение: благодаря сокращению расходов на управление экономятся денежные средства, которые могли быть дополнительно направлены на финансирование народного хозяйства и социальной сферы. Реформа управления необходима России еще и потому, что она поможет высвободить определенное количество трудовых ресурсов для народного хозяйства, позволит добиться лучшей организации управленческого труда, повысит его эффективность, сделает его более оперативным, действенным.
Структурно в расходах на управление преобладают расходы на зарплату, командировочные, на организацию отдыха и лечения, на пенсии и пособия.
Список используемой литературы:
1. "Бюджетный Кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 02.02.2006)
2. Приложение 7 к Федеральному Закону «О Федеральном бюджете на 2006год»
3. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 344 с.
4. Российская газета. - Достанется всем. В проекте бюджета-2007 расходы выросли на четверть.
5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001