СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Сущность конкурсного производства. 4

1.1. Конкурсное производство как ликвидационная процедура. 4

1.2. Конкурсный управляющий. 11

2. Сравнительный анализ положений о конкурсном производстве законов о банкротстве 1992 года, 1998 года и последнего закона – 2002 года. 16

Заключение. 19

Список использованной литературы.. 20

Введение


Конкурсное производство - ликвидационная стадия конкурсного процесса, цель которой - как можно более полное удовлетворение кредиторов, для чего проводится реализация имущества должника.

Конкурсное производство может вводиться после наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, а также при невозможности осуществить расчеты с кредиторами. Закон содержит важную новеллу, касающуюся проведения конкурсного производства и несколько изменяющую его сущность, это возможность перехода к внешнему управлению.

Указанная новелла соответствует интересам должника, что позволяет сделать вывод об усилении продолжниковой направленности Закона (ранее действовавшее законодательство предполагало, что конкурсное производство может закончиться только лишь ликвидацией юридического лица).

Срок конкурсного производства - один год; он может быть продлен по ходатайству лиц, участвующих в деле, не более чем на шесть месяцев. О продлении срока конкурсного производства выносится определение, которое может быть обжаловано в соответствии с п. 3 ст. 61 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (т.е. в течение 14 дней с момента принятия только лишь в апелляционной инстанции, постановление которой является окончательным). Не допускается продления срока конкурсного производства более чем на шесть месяцев. Тем самым изменяется характер правового регулирования, поскольку в соответствии с Законом 1998 г. продление срока конкурсного производства допускалось и за пределами 18 месяцев.

Думается, что невозможность увеличения срока конкурсного производства приведет к сложным последствиям. Рассмотрим практическую ситуацию. По окончании конкурсного производства, срок которого уже был продлен, вдруг оказалась реализованной безнадежная кредиторская задолженность, либо заявил свои требования кредитор, либо обнаружилось имущество должника, находящееся у третьих лиц без должных оснований, что требует обращения в суд с виндикационным (или иным) иском. Очевидно, единственный выход в подобных ситуациях - продление конкурсного производства, ибо ликвидировать юридическое лицо при названных обстоятельствах невозможно. Поэтому представляется неизбежной корректировка норм данной статьи.

Итак, цель работы – раскрыть понятие конкурсного производства как ликвидационной процедуры, особенности правового статуса конкурсного управляющего. В практической части – привести сравнительный анализ положений о конкурсном производстве законов о банкротстве 1992 года, 1998 года и последнего закона – 2002 года.

1. Сущность конкурсного производства

1.1. Конкурсное производство как ликвидационная процедура


В соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ N 4 "по смыслу п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего" - как видим, данное толкование не решило проблему продления срока конкурсного производства на срок свыше 18 месяцев.

Данная статья подтверждает право определенных субъектов в любое время в течение конкурса исполнить обязательства и тем самым прекратить производство по делу о банкротстве. Этим субъектом может быть любое лицо, включая собственника имущества должника, учредителей (участников), кредиторов, иных лиц.

Единственное условие - исполнение должно быть одновременным и полным, т.е. заинтересованный субъект в соответствии с реестром удовлетворяет все требования либо предоставляет должнику соответствующие средства.

Поскольку принципиальных отличий удовлетворения требований кредиторов на стадии конкурсного производства и на стадии внешнего управления не существует, то на стадии конкурсного производства применяются положения ст. 113; п. п. 1, 2 ст. 116; п. 3, ч. ч. 1, 2 п. 4, ч. ч. 1, 2 п. 5 ст. 119 Закона [1].

После осуществления исполнения в случаях, если оно было неполным, возможно заключение оставшимися кредиторами и должником (конкурсным управляющим) мирового соглашения.

Если все требования кредиторов удовлетворены, суд прекращает конкурсное производство, а должник продолжает функционировать в обычном порядке, осуществляя расчеты с лицом, которое произвело исполнение либо предоставило средства для этого.

Установлены следующие последствия признания должника банкротом и открытия конкурсного производства:

1) наступление срока исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей (очевидно, речь идет об отсроченных обязательных платежах), возникших до открытия конкурсного производства. Речь идет именно о денежных обязательствах; соответственно срок остальных наступившим не считается; можно только ставить вопрос о реализации имущественных прав должника из этих обязательств. Таким образом, с момента введения конкурсного производства не остается кредиторов, срок исполнения требований которых еще не наступил, - их можно назвать недействительными кредиторами. Такие кредиторы находятся в наименее защищенном положении, так как они не участвуют в мероприятиях конкурса; их требования не учитываются при решении на стадии внешнего управления вопросов о продаже предприятия, дополнительной эмиссии, замещении активов и т.п.;

2) прекращение начисления неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженностей. Речь идет о прекращении начисления только тех процентов, которые являются финансовыми санкциями, т.е. подлежат уплате в порядке привлечения должника к ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств. Это будут проценты, предусмотренные законом либо договором (если конкурсное производство вводится по ходатайству первого собрания кредиторов по итогам наблюдения), или проценты, начисленные по ставке рефинансирования Центрального банка РФ (если конкурсное производство вводится по итогам финансового оздоровления либо внешнего управления). Проценты, являющиеся платой за пользование денежными средствами, продолжают начисляться;

3) прекращение конфиденциальности сведений, касающихся финансового состояния должника (прекращается также режим коммерческой тайны для этих сведений). Речь идет только об информации о финансовом состоянии должника; все остальные конфиденциальные сведения таковыми и остаются;

4) необходимость совершения сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих передачу его имущества третьим лицам в пользование, исключительно в соответствии с требованиями гл. VII Закона;

5) прекращение исполнения по всем исполнительным документам, в том числе по тем, которые исполнялись в ходе проводимых ранее процедур (иное может быть установлено Законом). Речь идет об исполнении исполнительных документов в ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления - по требованиям кредиторов 1-й, 2-й очередей, а также по текущим требованиям (хотя указанным кредиторам не обязательно получать исполнительные документы - они могут настаивать на исполнении своих требований управляющим по мере наступления срока исполнения);

6) установление дифференцированного режима для требований, которые могут быть предъявлены в рамках конкурсного процесса (по правилам, установленным гл. VII Закона), и требований, которые предъявляются во внеконкурсном порядке, т.е. в обычном исковом производстве.

Обращает на себя внимание и внутреннее, логическое противоречие изложенных выше норм о рассмотрении (конкурсном либо внеконкурсном) отдельных требований. Какие-то требования к должнику заявляются в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве (по смыслу Закона это денежные требования), а какие-то - в обычном исковом порядке в суд либо арбитражный суд (по смыслу Закона это неденежные, т.е. все остальные, требования). Однако все эти требования связаны с должником, т.е. могут повлиять на осуществление по отношению к нему мероприятий конкурса. Кроме того, при рассмотрении исков о недействительности сделок и о виндикации возникают и денежные требования (о возмещении убытков, возврате денежных сумм, расчетах при виндикации и др.). Таким образом, мы получаем внутренне противоречивое правовое регулирование - одни денежные требования рассматриваются в рамках конкурса; другие - вне его рамок. Целесообразно было бы установить в Законе, что все требования к должнику рассматриваются в рамках конкурсного производства, но какие-то из них (денежные) управляющим, а затем судом, все остальные - непосредственно судом;

7) возможность требования конкурсного управляющего к судебным приставам-исполнителям о передаче исполнительных документов, исполнение по которым прекращено в соответствии с Законом (приставы отдать управляющему эти документы обязаны);

8) снятие всех ограничений по распоряжению имуществом должника, включая аресты, которые были наложены ранее.

9) невозможность применения общих правил гражданского права к исполнению обязательств должника, признанного банкротом, исполнение осуществляется только в случаях и порядке, установленных гл. VII Закона. То же касается и применения способов прекращения обязательств;

10) прекращение полномочий руководителя и органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия.

11) назначение конкурсного управляющего - субъекта, который осуществляет все мероприятия конкурсного производства.

Наиболее значимое имущество должника - любое недвижимое либо движимое имущество балансовой стоимостью не менее 100 тыс. руб. на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, с участием независимого оценщика только оценивается. Остальное имущество (в том числе принадлежащее публично-правовым образованиям) оценивается без привлечения независимого оценщика.

По общему правилу конкурсный управляющий обязан заключить с независимым оценщиком договор об оказании услуг; при этом по общему правилу оплата услуг оценщика будет осуществляться из имущества должника; иной источник оплаты может быть установлен собранием (комитетом) кредиторов.

При определении собранием (комитетом) субъекта, осуществляющего оплату услуг независимого оценщика, необходимо согласие этого субъекта.

 Особые требования установлены к оценке имущества должника - унитарного предприятия либо должника - АО, более 25% голосующих акций которого находятся в государственной или муниципальной собственности. В таких случаях помимо заключения независимого оценщика необходимо заключение государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке.

В случае сомнений в объективности осуществленной оценки (представляется, что речь идет о любой оценке, в том числе осуществленной и без участия оценщика) ее результаты могут быть обжалованы. Закон предоставляет возможность обжалования любому из конкурсных кредиторов; любому из учредителей (участников) должника; собственнику имущества должника - унитарного предприятия; уполномоченным органам. Обжалование осуществляется в порядке, установленном законодательством. В частности, в некоторых случаях подлежат применению нормы ст. 60 Закона (в связи с обжалованием действий управляющего).

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное  Федеральным законом имущество.

В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.

При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества.

Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.

Дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее - социально значимые объекты), продаются путем проведения торгов в форме конкурса.

Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса определяются собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления.

Цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу.

После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

В случае наличия разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления по поводу передачи социально значимых объектов в муниципальную собственность орган местного самоуправления обязан направить конкурсному управляющему протокол разногласий к проекту договора не позднее чем через четырнадцать дней с даты получения уведомления конкурсного управляющего.

При отклонении данного протокола конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.

При рассмотрении заявления арбитражный суд определяет условия передачи социально значимых объектов в муниципальную собственность, в отношении которых имелись разногласия.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет.

При наличии у третьих лиц задолженности перед должником, выраженной в иностранной валюте, конкурсный управляющий вправе открыть или использовать счет должника в иностранной валюте в порядке, установленном федеральным законом.

Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.

В случае неисполнения банком или иной кредитной организацией условий договора банковского счета в связи с отзывом у данной организации лицензии на осуществление банковской деятельности конкурсный управляющий вправе совершить уступку прав требования денежных средств с банковского счета.

Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем один раз в месяц.

В случае если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Требования кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, выраженным в иностранной валюте, удовлетворяются в порядке, установленном  Федеральным законом.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.

В случае если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет.

Требования о компенсации морального вреда удовлетворяются в размере, установленном судебным актом.

При определении размера требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений по авторским договорам принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

При определении размера требований кредиторов третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, учитываются в составе требований кредиторов третьей очереди.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.

В течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Условия продажи имущества должника должны предусматривать получение денежных средств за проданное имущество не позднее чем через месяц с даты заключения договора купли-продажи или семь дней с момента возникновения права собственности у покупателя.

По итогам рассмотрения указанных разногласий арбитражный суд или утверждает порядок, сроки и условия продажи имущества, или освобождает конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей.

В случае если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению принимается большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов и не погашены на дату проведения собрания кредиторов, рассматривающего вопрос о принятии такого решения.

Решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению должно содержать предлагаемый срок внешнего управления и требования к кандидатуре внешнего управляющего.

1.2. Конкурсный управляющий


Конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, функционирующий на стадии конкурсного производства. Кандидатура конкурсного управляющего выдвигается и утверждается судом по общим правилам, установленным для всех арбитражных управляющих, в соответствии со ст. 45 Закона.

Утверждая кандидатуру конкурсного управляющего, арбитражный суд выносит определение, в котором указывается размер вознаграждения управляющего.

Данное определение может быть обжаловано, что не препятствует его немедленному исполнению.

Полномочия конкурсного управляющего прекращаются завершением конкурсного производства, т.е. в соответствии с п. 4 ст. 149 Закона конкурсный управляющий действует до даты внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.

Опубликованию подлежат следующие сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

наименование и иные реквизиты должника, признанного банкротом;

наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела;

дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

дата закрытия реестра требований кредиторов;

адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику;

сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации.

Порядок определения объема полномочий конкурсного управляющего сходен с определением объема полномочий внешнего управляющего.

Конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя юридического лица - должника, а также иных органов управления и собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, порядке и на условиях, установленных Законом.

Обязанности конкурсного управляющего:

- принятие в ведение имущества должника, проведение его инвентаризации. Это означает, что все мероприятия, связанные с приемкой имущества и проверкой его качества, количества и иных характеристик, осуществляются именно конкурсным управляющим. Инвентаризация (после принятия) имущества осуществляется в обязательном порядке, даже если она осуществлялась незадолго до этого;

- привлечение независимого оценщика для оценки имущества должника;

- уведомление работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства. Данное положение не позволяет однозначно ответить на вопрос о том, что должно произойти в течение месяца - уведомление либо увольнение. Текстуально фраза построена так, что скорее позволяет прийти к выводу об увольнении. С точки зрения логики и анализа иных положений Закона следует вывод о том, что управляющий обязан уведомить, а не уволить работников в течение месяца. Этот вывод основан на том, что, во-первых, управляющий может быть назначен позже введения конкурсного производства; во-вторых, в течение конкурсного производства предприятие может продолжать функционировать, оно может быть продано как имущественный комплекс - для всего этого работники необходимы. Представляется, что вопрос об увольнении работников решает конкурсный управляющий, который должен уведомить их о возможном увольнении;

- принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника (Закон не отвечает на вопрос о том, какие именно это могут быть меры; очевидно, как юридические, так и фактические по усмотрению управляющего). В частности, представляется возможным заключение договора с организацией, осуществляющей охрану, с оплатой ее услуг из имущества должника;

- анализ финансового состояния должника. Этот анализ может проводиться на разных стадиях конкурсного производства для целей определения целесообразности и необходимости осуществления продажи предприятия или отдельных видов имущества, замещения активов, перехода к внешнему управлению и т.д. При проведении финансового анализа возможно привлечение конкурсным управляющим специалистов;

- ликвидация дебиторской задолженности;

- работа с кредиторами (т.е. анализ их требований, осуществляемый в целях установления, и направление возражений по этим требованиям);

- ведение реестра требований кредиторов, за исключением ситуаций, когда в соответствии со ст. 16 Закона его ведет реестродержатель;

- формирование конкурсной массы путем осуществления мер, направленных на поиск, выявление, возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

Конкурсный управляющий может иметь и обязанности, связанные с опубликованием информации о конкурсном производстве, с осуществлением конкретных мероприятий конкурса, с получением согласия кредиторов на определенные действия, с распределением конкурсной массы, и др. установленные Законом.

Права конкурсного управляющего:

- распоряжение имуществом должника (порядок, способы и условия осуществления такого распоряжения должны быть определены Законом);

- увольнение работников, в том числе руководителя. При этом управляющий обязан руководствоваться требованиями законодательства, в том числе трудового;

- заявление отказа от сделок должника. При осуществлении этого права управляющий руководствуется правилами ст. 102 Закона, проблемы, возникающие при отказе от сделок в течение внешнего управления, возможно, могут возникнуть и в рамках конкурсного производства.

Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника. Это норма способна породить множество вопросов. Какие обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника, имеются в виду? Речь идет о каких-то обстоятельствах вообще либо таким обстоятельством является отказ от конкретной сделки? Может ли впоследствии быть признан недействительным отказ, если мы докажем, что названные обстоятельства были? Можно ли в течение внешнего управления заявлять отказ при наличии указанных обстоятельств? Постановка всех этих (и, возможно, других) вопросов позволяет сделать вывод о том, что указанную выше норму целесообразнее игнорировать, чем пытаться применить.

Серьезные проблемы, связанные с отказом в рамках конкурсного производства от сделок должника, могут возникнуть в связи с неурегулированностью Законом вопроса об очередности удовлетворения требований контрагентов должника, от сделок с которыми отказался конкурсный управляющий. Статьей 102 Закона для внешнего управления этот вопрос также не решен, но п. 3 ст. 95 Закона включает эти требования под действие моратория. На этапе конкурсного производства возникнет вопрос и о тех требованиях (поскольку мораторий заканчивается), и о новых, возникших в результате отказа конкурсного управляющего от сделок. По своей сути все указанные требования являются текущими, так как возникли после возбуждения конкурсного процесса, а значит, при отсутствии иных положений в договоре, подлежат внеочередному удовлетворению;

- передача на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с законодательством;

- предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником.

Все иски предъявляются управляющим не в конкурсном, а в обычном процессуальном порядке. Требования, связанные с недействительностью сделок, по основаниям, установленным законодательством, предъявляются конкурсным управляющим от имени должника; по основаниям Закона - от собственного имени;

- совершение действий, направленных на возврат имущества должника, в том числе предъявление исков, связанных с истребованием имущества должника из чужого незаконного владения (виндикацией), исков, связанных с расторжением договоров должника.

Конкурсный управляющий может иметь и иные права, связанные с исполнением им обязанностей.

Закон четко не называет полномочия, связанные с предъявлением требований к субъектам, несущим субсидиарную ответственность, обязанностью конкурсного управляющего. Тем не менее, возникает проблема, связанная с ответом на вопрос о последствиях неисполнения этих полномочий (этой обязанности). Представляется, что, если управляющий, имея возможность потребовать привлечение субсидиарно обязанных лиц к ответственности, не сделал этого, он может быть привлечен к ответственности в виде возмещения кредиторам убытков, связанных с неполным удовлетворением их требований.

Если конкурсный управляющий предъявил требования к субсидиарно обязанным лицам, возникает вопрос о порядке исполнения соответствующего решения суда. Является ли это основанием для продления сроков конкурсного производства (например, в ситуациях, когда в процессе исполнительного производства возникает необходимость обращения взыскания на имущество субсидиарных должников)? Представляется, что на данный вопрос следует положительный ответ.

Конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.

В отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения:

о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника;

о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений;

о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества;

о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам;

о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц;

о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника;

о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди;

о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства;

о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах;

о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения;

о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства;

иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.

2. Сравнительный анализ положений о конкурсном производстве законов о банкротстве 1992 года, 1998 года и последнего закона – 2002 года

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 года введен на территории Российской Федерации с 1 марта 1998 года.  Закон  1998 г. значительно отличается от действовавшего ранее Закона "О несостоятельности (банкротстве)" и ввел ряд положений, являющихся новыми для отраслей материального и процессуального права.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть кардинальное изменение определения критериев несостоятельности (банкротства) должников - юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Закон посвящает специальные разделы банкротству граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств и иных структур: градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг (главы 8, 9).

Указанный Закон устанавливает основания для признания должника банкротом и объявления должником о своей несостоятельности, регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, проведение внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

При рассмотрении вопроса о сделках необходимо учитывать, что согласно статье 23 Закона все процедуры банкротства разделены на две группы: процедуры, которые применяются при рассмотрении дел о банкротстве должника - юридического лица (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение); вторая группа процедур - конкурсное производство и мировое соглашение (применяются по делам о банкротстве должника-гражданина). Федеральный закон устанавливает количественные и качественные "нормативы" банкротства, предъявляемые к юридическим и физическим лицам для признания их несостоятельными, чего не было в прежнем Законе 1992 года.

В течение последних 10 лет со дня возрождения института несостоятельности (банкротства) в России принят уже третий по счету Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Наверное, это абсолютный мировой рекорд "скорострельности" в этой весьма сложной сфере правового регулирования, не терпящей суеты и непродуманных решений.

С первого дня введения в действие предпоследнего Закона [2] стали говорить о его недостатках и имеющихся пробелах в правовом регулировании отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством). Но в период с 1998 по 2000 год у законодателя хватило терпения дождаться того, чтобы указанные недостатки и пробелы Закона проявили себя в судебной практике и стали очевидными. Разумной реакцией на указанные недостатки и пробелы было бы внесение конкретных изменений и дополнений в действовавший тогда Закон. Однако тонкой работе по налаживанию механизма правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), как это делается в развитых правопорядках, законодатель предпочел новую реформу этой сферы законодательства, в результате которой появился новый закон, которому присущи новые недостатки и пробелы. Все начинается сначала.

Новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", принятый Государственной Думой 27 сентября 2002 г., был подписан Президентом Российской Федерации 26 октября 2002 г. (N 127-ФЗ) и введен в действие по истечении 30 дней со дня его официального опубликования [3]. Как было определено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" [4], официальной датой вступления данного Закона в силу следует считать 3 декабря 2002 г. Данный Федеральный закон олицетворяет собой третий этап развития правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота, в Российской Федерации. Как известно, возрождение института несостоятельности в России после десятилетий забвения связывается с появлением Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", который был принят Верховным Советом Российской Федерации 19 ноября 1992 г. и введен в действие с 1 марта 1993 г. [5] (первый этап развития правового регулирования несостоятельности).

Началом второго этапа развития правового регулирования несостоятельности послужило введение в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" [6] от 1 марта 1998 г. Об этом этапе обычно говорят как о реформе законодательства о несостоятельности (банкротстве), поскольку были подвергнуты изменению практически все основные положения законодательства, регламентирующие как критерии, внешние признаки несостоятельности и порядок рассмотрения дел о банкротстве, так и основания введения и порядок проведения каждой из процедур банкротства.

Наступивший недавно третий этап развития правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), может быть охарактеризован как продолжение и развитие реформы законодательства о несостоятельности, начатой в 1998 г. Для него характерны детализация и конкретизация основных положений указанного законодательства с одновременным концептуальным изменением в правовом регулировании отдельных институтов несостоятельности. В частности, неизменным остался подход к определению критериев и внешних признаков несостоятельности (с известной долей модернизации их количественного выражения), значительной детализации подвергнуты известные процедуры несостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

К числу концептуальных изменений правового регулирования несостоятельности могут быть отнесены следующие законоположения: об основаниях возбуждения дел о банкротстве; о требованиях, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядке их назначения и контроле за их деятельностью; о новой реабилитационной процедуре финансового оздоровления должника; об очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве.

Новеллой Закона является положение о порядке опубликования информации о конкурсном процессе начиная со стадии наблюдения (по Закону 1998 г. первая публикация делалась на стадии конкурсного производства).

Привлечение независимого оценщика для оценки имущества должника. Эта обязанность - новелла Закона; ранее независимый оценщик привлекался в случаях, прямо предусмотренных; в настоящее время - во всех случаях за исключением тех ситуаций, о которых сказано в Законе. Договор с независимым оценщиком заключается конкурсным управляющим с оплатой его услуг из имущества должника (установление управляющим в договоре необоснованно завышенного вознаграждения не должно быть основанием для пересмотра договора, в том числе и судом, а может лишь позволить сделать вывод о ненадлежащем исполнении управляющим своих обязанностей);

Большие сомнения вызывает  предлагаемая Законом новая организация деятельности арбитражных управляющих исключительно через так называемые саморегулируемые организации. Данное направление развития российского законодательства, когда арбитражный управляющий ставится в полную зависимость от своей саморегулируемой организации, расходится с мировыми тенденциями развития института несостоятельности, для которых, напротив, характерно стремление к независимости антикризисных управляющих.

Хотя, конечно же, истинную оценку всем новым законоположениям даст практика их применения.


Заключение


Конкурсное производство может вводиться после наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, а также при невозможности осуществить расчеты с кредиторами. Срок конкурсного производства - один год; он может быть продлен по ходатайству лиц, участвующих в деле, не более чем на шесть месяцев.

Существует право определенных субъектов в любое время в течение конкурса исполнить обязательства и тем самым прекратить производство по делу о банкротстве. Этим субъектом может быть любое лицо, включая собственника имущества должника, учредителей (участников), кредиторов, иных лиц.

Поскольку принципиальных отличий удовлетворения требований кредиторов на стадии конкурсного производства и на стадии внешнего управления не существует, то на стадии конкурсного производства применяются положения ст. 113; п. п. 1, 2 ст. 116; п. 3, ч. ч. 1, 2 п. 4, ч. ч. 1, 2 п. 5 ст. 119 Закона. Наиболее значимое имущество должника - любое недвижимое либо движимое имущество балансовой стоимостью не менее 100 тыс. руб. на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, с участием независимого оценщика только оценивается. Остальное имущество (в том числе принадлежащее публично-правовым образованиям) оценивается без привлечения независимого оценщика. В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

Конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, функционирующий на стадии конкурсного производства. Кандидатура конкурсного управляющего выдвигается и утверждается судом по общим правилам, установленным для всех арбитражных управляющих, в соответствии со ст. 45 Закона. Полномочия конкурсного управляющего прекращаются завершением конкурсного производства, т.е. в соответствии с п. 4 ст. 149 Закона конкурсный управляющий действует до даты внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц.

В течение последних 10 лет со дня возрождения института несостоятельности (банкротства) в России принят уже третий по счету Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Разумной реакцией на указанные недостатки и пробелы было бы внесение конкретных изменений и дополнений в действовавший тогда Закон. Однако тонкой работе по налаживанию механизма правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), как это делается в развитых правопорядках, законодатель предпочел новую реформу этой сферы законодательства, в результате которой появился новый закон, которому присущи новые недостатки и пробелы. Все начинается сначала.

Список использованной литературы


  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации – М.: ИКФ Омега – Л, 2002. – 160 с.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть 1, 2). – М., СПб., 1998. – 430 с.
  3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». – СПб.: Питер, 2003. – 208 с.
  4. Закон о банкротстве 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222.
  5. Ведомости. 1993. N 1. Ст. 6.
  6. Вестник ВАС РФ. 2003. N 6.
  7. Ершова И. В., Иванова Т. М. Предпринимательское право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 1999. – 290 с.
  8. Российская газета. 2002. 2 ноября.
  9. СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222.



[1] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». – СПб.: Питер, 2003.

[2] Закон о банкротстве 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222.

[3] Российская газета. 2002. 2 ноября.

[4] Вестник ВАС РФ. 2003. N 6. С. 7.

[5] Ведомости. 1993. N 1. Ст. 6.

[6] СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222.