Содержание


Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Административное правонарушения_______________________ 5

1.1. Понятие административного правонарушения_________________ 5

1.2. Юридический состав административного правонарушения______ 6

Глава 2. Общая характеристика правонарушения предусмотренного ст. 12.8 КоАП РФ_____________________________________________________ 11

2.1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения___________________________ 11

2.2. Освидетельствование для установления состояния опьянения___ 13

2.3. Отстранение от управления транспортным средством в состояние опьянения___________________________________________________ 16

Заключение____________________________________________________ 24

Список источников и литературы_______________________________ 25


Введение


КоАП - единственный в настоящее время федеральный законодательный акт, содержание которого представляет собой комплекс основополагающих правовых норм, составляющих институт административной ответственности. Соответственно в нем систематизированы нормы, объединенные общностью регулируемых ими однородных общественных отношений, возникающих в повседневной жизни в связи с необходимостью применения данного вида юридического принуждения.

Являясь самой распространенной мерой юридического (государственного) принуждения, применяемой в установленных законодательством случаях в отношении многочисленных физических и юридических лиц, чье поведение не соответствует требованиям правопорядка, административная ответственность, равно как и любой другой вид юридической ответственности, нуждается в правовом регулировании. Именно с этих позиций и следует оценивать юридическое значение настоящего Кодекса, а также воспринимать его фактическое содержание.

Отвечая своему юридическому назначению, КоАП фиксирует принципиальные позиции, общие для всех вариантов установления и применения административной ответственности как на федеральном, так и региональном уровнях. В последнем случае имеется в виду уровень субъектов РФ. В числе названных юридических позиций - определение компетенции Российской Федерации в лице ее органов государственной власти и представляющих их должностных лиц; закрепление единственного основания административной ответственности - административного правонарушения; установление единой системы юридического реагирования на противоправное поведение - административных наказаний, а также общих правил их назначения; распространение сферы применения административной ответственности не только на физических, но и различного рода юридических лиц; определение круга органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания; систематизированный перечень составов административных правонарушений.

Управление автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения является одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий.

Актуальность избранной темы определяется тем, что исследование проблемы автотранспортных преступлений является важным резервом повышения эффективности деятельности по предупреждению вредных последствий автомобилизации, сохранению жизни и здоровью участников дорожного движения.


Глава 1. Административное правонарушения


1.1. Понятие административного правонарушения


В России действует большое количество различных административных правил. К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические, противопожарные правила, правила торговли, таможенные правила, правила по технике безопасности и охране труда, правила охоты, рыбной ловли, охраны окружающей среды и природных ресурсов, правила воинского учета, пограничного режима, чрезвычайного положения и др. Все они устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а в некоторых случаях и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти в пределах своей компетенции.

Нарушение таких правил считается правонарушением. Правонарушения делятся на преступления, являющиеся предметом уголовного права, и проступки (деликты) — административные, дисциплинарные и служебные.

Согласно ст. 10 КоАП, административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Эта ответственность наступает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности. Административный проступок к тому же представляет собой посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного.

Административное правонарушение является деянием, причиняющим пред интересам граждан, общества и государства, и оно противоправно. Конкретные административные проступки, которые влекут за собой административную ответственность, указаны в ст. 41—193 КоАП и, кроме того, в других нормативных правовых актах. Деяния, не предусмотренные этими нормами права, нельзя квалифицировать как административные проступки, и они не могут повлечь административную ответственность. От схожих с ними преступлений административные проступки отличаются лишь меньшей степенью своей общественной опасности, поэтому зачастую говорят о вредоносности, а не об общественной опасности административных деликтов.[1]

Кроме противоправности и общественной опасности, обязательными признаками административного правонарушения являются виновность и наказуемость деяния. Виновность означает волевое, сознательное деяние правонарушителя, совершенное по умыслу или неосторожности. Вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей. Наказуемость правонарушения — это предусмотренная законодательством административная ответственность за его совершение. Статьей 8 КоАП установлено, что никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законодательством.


1.2. Юридический состав административного правонарушения


Названные выше признаки (особенности) административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава.

В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, однако под составом правонарушения в административном праве, как и в других отраслях права, понимается совокупность таких элементов, как объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона.. При отсутствии какого-либо из этих элементов ответственность исключается. Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему присущих ему признаков.

Объект — это то, на что посягает правонарушение. В качестве объекта административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере государственного управления, урегулированные нормами административного и других отраслей права и охраняемые мерами административной ответственности. Такими объектами могут быть общественный и государственный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Конкретные объекты административных правонарушений предусмотрены соответствующими статьями Особенной части КоАП. Например, ст. 158 предусматривает ответственность за мелкое хулиганство, т. е. нецензурную брань, приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. При посягательстве на отношения, не регламентированные правом, речь может идти только об аморальном, безнравственном поведении, а не о противоправном деянии.[2]

Объективная сторона проступка заключается во внешних проявлениях деяния, запрещенного нормами права. Конкретные его признаки излагаются в соответствующей правовой норме. К ним относятся: способ, характер, условия совершения (или несовершения) деяния; наступившие вредные последствия; причинная связь между деянием и последствиями; неоднократность и иные обстоятельства, характеризующие деяние. Например, ст. 76 КоАП устанавливает разные меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, в зависимости от последствий пожара. Однако большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия данного нарушения или нет, — достаточно самого факта нарушения правил, установленных нормативными актами.

Субъектом проступка является лицо, его совершившее: граждане (в том числе иностранные); несовершеннолетние и их родители (замещающие их лица); должностные лица; военнослужащие и иные лица, отвечающие в соответствии с дисциплинарными уставами; юридические лица (организации).

Согласно КоАП, ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются, как правило, иные, чем к взрослым, меры воздействия — меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. Случаи, когда несовершеннолетние (от 16 до 18 лет) отвечают на общих основаниях, определены в ст. 14 КоАП. Родители и лица, их замещающие, несут ответственность не за правонарушения детей, а за то, что не контролировали их поведение (ст. 19 Положения).[3]

Что касается должностных лиц, работающих в государственных органах, то они, согласно ст. 15 КоАП, несут ответственность не только за прямое нарушение общеобязательных правил, но и за некоторые правонарушения, считающиеся упущениями по службе. Сюда относятся административные правонарушения (проступки), связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

В ст. 16 КоАП определен порядок привлечения к административной ответственности военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Эти категории государственных служащих несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Но за нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду они несут административную ответственность на общих основаниях. Однако к ним не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, — штраф и лишение права управления транспортными средствами.

Административная ответственность юридических лиц регулируется не КоАП, а иными нормативными актами.

Ясно, что круг субъектов административного правонарушения может не совпадать с кругом субъектов административной ответственности. Например, лицо, совершившее административное правонарушение, но не достигшее к этому моменту 16-летнего возраста, не может быть привлечено к административной ответственности. К таким лицам применяются иные меры воздействия.

Следует также иметь в виду, что в правовой норме могут быть названы специальные признаки субъекта, которые отражают особенности правового статуса граждан (водитель, военнослужащий и др.). Следовательно, к соответствующей ответственности может привлекаться только тот, кто имеет эти признаки.

Субъективная сторона состава административного правонарушения — это вина, т. е. психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию и возможным его последствиям. Вина может проявляться в форме умысла или неосторожности.

Административное правонарушение признается умышленным, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало их наступление (ст. 11 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить либо не предвидело возможности наступления этих последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 12 КоАП).

В некоторых правовых нормах содержатся также указания на мотив и цель административного правонарушения, характеризующие субъективную сторону его юридического состава.

В большинстве случаев формулировка административного правонарушения предполагает, что оно совершается в форме умысла.

Глава 2. Общая характеристика правонарушения предусмотренного ст. 12.8 КоАП РФ


2.1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения


Объектом данного административного правонарушения является безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье людей.

Установленными Правилами дорожного движения (п.2.7) водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии.

С объективной стороны административное правонарушение может выражаться: в управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч.1 ст.12.8); в передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч.2 ст.12.8). При этом фактом передачи транспортного средства следует считать передачу рулевого управления в процессе вождения.[4]

При квалификации правонарушения по ч.1 и 2 ст.12.8 необходимо точное установление факта состояния опьянения в процессе вождения транспортного средства, а не его предположение (неустойчивость позы, речи, выраженное дрожание пальцев, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, сам характер движения транспортного средства). Не является установленным факт состояния опьянения и в случае признания самого лица в употреблении спиртных напитков или наркотических средств и т.д.

В случае, когда в отношении водителя транспортного средства имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, в установленном порядке проводится его освидетельствование на состояние опьянения с применением индикаторной трубки "Контроль трезвости" или других предназначенных для этих целей технических средств. Если водитель не согласен проходить освидетельствование на состояние опьянения с применением индикаторной трубки "Контроль трезвости" либо других технических средств, а также в случае несогласия с результатами проведенного с применением указанных средств освидетельствования, он направляется на медицинское освидетельствование. Врач при составлении заключения на основании критериев, изложенных в методических указаниях по медицинскому освидетельствованию, должен установить "алкогольное опьянение". При этом "алкогольное опьянение" следует отличать от "факта употребления алкоголя без признаков опьянения". Во втором случае административная ответственность не наступает.[5]

Порядок медицинского освидетельствования регламентируется ст.27.12 и Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 1 сентября 1988 г. Правонарушение образует формальный юридический состав. Правонарушение считается оконченным с момента управления транспортным средством либо с момента его передачи лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

С субъективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется умышленной виной, его совершение возможно только с прямым умыслом.

Субъектом правонарушения выступает водитель транспортного средства, осуществляющий управление транспортным средством.

Как вытекает из содержания ч.2 ст. 12.8, субъектом правонарушения является одновременно как водитель, который передал управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, так и лицо, которое согласилось управлять указанным транспортным средством.

Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения квалифицируется по ст.12.26 КоАП.


2.2. Освидетельствование для установления состояния опьянения


Освидетельствование водителей, управляющих транспортным средством, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, производится работниками милиции с использованием индикаторных трубок "Контроль трезвости" или других специальных технических средств. Такими основаниями являются:

- наличие признаков опьянения (запах изо рта, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке); [6]

- заявление граждан об употреблении водителем спиртных напитков;

- признание самого лица в употреблении спиртных напитков.

Участники ДТП, в результате которых имеются пострадавшие или причинен существенный материальный ущерб, подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в медицинском учреждении. Иностранные лица и лица без гражданства в случае управления транспортным средством в состоянии опьянения или совершения ДТП подлежат освидетельствованию на общих основаниях.

Освидетельствование водителя с использованием индикаторной трубки "Контроль трезвости" производится в присутствии двух свидетелей. Работник, проводящий освидетельствование, предлагает обследуемому лицу взять из упаковки индивидуальный мундштук однократного пользования, надеть его на противоположный конец трубки и продуть трубку до полного наполнения респираторного баллона. Наполнитель под действием паров алкоголя должен изменить окраску с желтой на зеленую в течение одной-двух минут. По окраске наполнителя определяется содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе. Если окраска наполнителя не изменилась то проба на содержание паров алкоголя признается отрицательной. В противном случае проба признается положительной. Освидетельствование оформляется протоколом.

Положительная проба на алкоголь является подтверждением факта употребления алкогольного напитка, а протокол при согласии водителя с результатами обследования служит основанием для привлечения водителя к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения в установленном порядке. [7]

Может ли позеленеть содержимое исправной трубки "Контроля трезвости" по причине, не связанной с употреблением алкоголя? Индикаторы этих трубок не являются специфическими только для этилового спирта, поэтому в некоторых случаях они могут дать положительную реакцию и по другим причинам: при заболеваниях полости рта (кариес, стоматит), верхних дыхательных путей (ларингит, тонзиллит и др.), при употреблении отдельных лекарственных препаратов (настойки валерианы, пустырника).

Если обследуемое лицо не согласно с результатами пробы, то оно направляется на освидетельствование в медицинское учреждение. При уклонении водителя от освидетельствования в присутствие двух свидетелей составляется протокол о нарушении ПДД, в котором указываются признаки опьянения и действия нарушителя по уклонению от освидетельствования.

Освидетельствование в медицинских учреждениях производится в любое время суток в специализированных кабинетах наркологических диспансерах врачами-наркологами или в определяемых органами здравоохранения лечебно-профилактических учреждениях, или в передвижных специализированных авто-лабораториях. [8]

Направление на освидетельствование осуществляют работники милиции, следователи, а также должностные лица предприятий, учреждений и организаций, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Во всех случаях врачами лечебно-профилактических учреждений заполняется акт освидетельствования для установления состояния алкогольного опьянения. Лицо, доставившее освидетельствуемого, обязано принять меры по установлению его личности. Врач обязан удостовериться в личности освидетельствуемого путем ознакомления с его документами (паспорт, водительское удостоверение и т.п.). Отсутствие документов не служит основанием к тому, чтобы не производить освидетельствование. Заключение о результатах освидетельствования сообщается освидетельствуемому в присутствии лица его доставившего. Лицу, доставившему освидетельствуемого, выдается по его просьбе выписка из акта или один экземпляр акта, который заверяется подписью врача и печатью медицинского учреждения. При несогласии освидетельствованного лица с результатами освидетельствования производится повторное освидетельствование другим врачом


2.3. Отстранение от управления транспортным средством в состояние опьянения


Статья 27.12 КоАП РФ предусматривает применение двух мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Отстранение от управления транспортным средством, т.е. запрещение лицу совершать действия, в результате которых транспортное средство может быть приведено в движение, следует рассматривать и как меру, направленную на пресечение правонарушения.

В качестве основания применения отстранения от управления транспортным средством предусмотрено несколько противоправных деяний:

управление транспортным средством водителем, не имеющем при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отстуствие его владельца - ч.1 ст.12.3; [9]

управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) - ч.2 ст.12.5;

управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) - ч.1 ст.12.7;

управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством, - ч.2 ст.12.7. В названных случаях лица подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

Также подлежит отстранению от управления лицо в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. Признаками состояния опьянения являются: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев, изменение окраски кожных покровов, поведение, не соответствующее обстановке, характер движения транспортного средства. Достаточным основанием полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, следует считать и сообщения граждан об употреблении им спиртных напитков, а также признание самого водителя. Наличие указанных признаков является основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.[10]

Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.

Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Мы не советуем Вам отказываться от подписания протокола и рекомендуем свои возражения, замечания указать в этом протоколе.[11]

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. № 930 утверждены Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов. Текст правил мы приводим ниже:

1. Настоящие Правила устанавливают порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида (далее именуются соответственно - медицинское освидетельствование, водитель транспортного средства), а также порядок оформления его результатов.

2. Медицинскому освидетельствованию подлежат водители транспортных средств, в отношении которых согласно критериям, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения.

3. Медицинское освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. Медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.

5. Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации требованиям.

6. Медицинское освидетельствование проводится врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку.

7. В сельской местности при невозможности проведения медицинского освидетельствования врачом разрешается осуществлять его фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, имеющим соответствующую специальную подготовку.[12]

8. Медицинское освидетельствование проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

9. Результаты медицинского освидетельствования отражаются в акте медицинского освидетельствования, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10. Акт медицинского освидетельствования составляется в 2 экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование, и заверяется печатью организации здравоохранения.

Один экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в организацию здравоохранения, второй экземпляр акта хранится в соответствующей организации здравоохранения.

11. Каждая процедура медицинского освидетельствования регистрируется в специальном журнале организации здравоохранения, форма, порядок ведения и хранения которого определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

12. В случае если водитель транспортного средства находится в беспомощном состоянии (тяжелая травма, бессознательное состояние и др.) и для вынесения заключения о наличии или отсутствии состояния опьянения требуется проведение специальных лабораторных исследований биологических жидкостей, акт медицинского освидетельствования составляется по получении результатов указанных исследований, которые отражаются в акте.

Подлинник результатов лабораторных исследований, заверенный подписью специалиста, проводившего исследование, приобщается ко второму экземпляру акта медицинского освидетельствования. Первый экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается на руки представителю органа, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, либо направляется в адрес этого органа по почте.[13]

Далее мы приводим Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" (Приложение № 3 к Приказу Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения").

1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством (далее - освидетельствование), проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.

2. Освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства.

3. Освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации требованиям.

4. Освидетельствование проводится врачом (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом - фельдшером), прошедшим соответствующую специальную подготовку на базе наркологических учреждений органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.[14]

5. Средство (вещество), вызвавшее опьянение, определяется по результатам химико-токсикологического исследования, проводимого в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

6. При освидетельствовании используются технические средства индикации и измерения, зарегистрированные и разрешенные Министерством здравоохранения Российской Федерации для использования в медицинских целях и рекомендованные для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

7. Для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, количественного определения алкоголя, наркотических средств, психотропных и других вызывающих опьянение веществ в биологических средах человека используются технические средства, поверенные в установленном Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии порядке, тип которых внесен в Государственный реестр средств измерения и поверка которых в процессе эксплуатации осуществляется с периодичностью, установленной Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии при утверждении данного типа средств измерений.

8. По результатам освидетельствования составляется в 2 экземплярах акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством (далее - акт), с указанием даты освидетельствования и номера, соответствующего номеру регистрации освидетельствования в журнале регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами.

9. При заполнении акта фамилия, имя, отчество освидетельствуемого лица указываются на основании документа, удостоверяющего личность, а при отсутствии такого документа - со слов освидетельствуемого либо лица, его сопровождающего, с соответствующей записью об этом в акте. Все пункты акта заполняются без каких-либо сокращений и подчеркиваний. Акт подписывается врачом (фельдшером), проводившим освидетельствование, и заверяется печатью организации здравоохранения, в котором проводилось освидетельствование.

10. На основании результатов освидетельствования составляется заключение, в котором должно быть четко охарактеризовано состояние освидетельствуемого на момент освидетельствования. В случае отказа освидетельствуемого от освидетельствования (либо от того или иного вида исследования в рамках освидетельствования) врачом (фельдшером), проводящим освидетельствование, в журнале регистрации делается запись "от освидетельствования отказался".[15]

Если проведение освидетельствования в полном объеме не представляется возможным из-за тяжести состояния освидетельствуемого, в акте указываются причины, по которым не было выполнено то или иное исследование.

11. Основой заключения о состоянии освидетельствуемого служат данные комплексного медицинского освидетельствования с учетом результатов лабораторных исследований.

При наличии клинических признаков опьянения и невозможности лабораторным исследованием установить вызвавшее опьянение вещество, заключение о наличии состояния опьянения выносится на основании установленных клинических признаков опьянения.

В случае если из-за тяжести состояния освидетельствуемого клинических признаков опьянения выявить не удается, допускается вынесение заключения о наличии опьянения вследствие употребления алкоголя на основании результатов лабораторного исследования крови методами аналитической диагностики. В этом случае заключение о наличии алкогольного опьянения выносится при концентрации алкоголя в крови 0,5 и более промилле.

12. По завершении всей процедуры освидетельствования, включая получение результатов лабораторных исследований, подлинник результатов лабораторных исследований, заверенный подписью специалиста, проводившего исследование, приобщается ко второму экземпляру акта.

Первый экземпляр акта выдается на руки представителю органа, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств. Второй экземпляр акта остается в организации здравоохранения, в котором произведено освидетельствование, и хранится в течение 3 лет.

При невозможности устранить причину отсранения от управления транспортным средством должностное лицо может принять решение о задержании транспортного средства в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ

Заключение


Стремительный рост в стране числа автомобилей (прежде всего, находящихся в личной собственности и собственности частных предприятий) резко опередил уровень развития дорожной сети и пропускной способности городских магистралей. Существующая ситуация объективно ведет к увеличению аварийности на дорогах, росту количества дорожно-транспортных происшествий, а также способствует увеличению ущерба от ДТП.

Столь катастрофическая ситуация явно требовала качественного изменения правового регулирования проблем, связанных с обеспечением безопасного дорожного движения. При этом если правила дорожного движения все же подвергались периодическому изменению, совершенствованию (они, кстати, стали утверждаться не ведомственными актами, а постановлением Правительства РФ), то проблемы ответственности водителей, виновных в ДТП, почему-то в значительной мере оставались в тени.

КоАП РФ содержит много полезных положений, которые явно послужат изменению ситуации на дорогах к лучшему. Глава 12 Кодекса целиком посвящена административным правонарушениям в области дорожного движения. При этом законодатель разделил ответственность за административные правонарушения на транспорте и в области связи, что, полагаю, характеризует понимание им важности повышения безопасности дорожного движения. Увеличилось общее количество статей, посвященных административным правонарушениям в области дорожного движения. Более подробной регламентации подверглись отдельные виды правонарушений. Рассмотрение отдельных составов административных правонарушений в области дорожного движения отнесено к компетенции судей (мировых судей).



Список источников и литературы


1.     Конституция РФ.1993.

2.     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

3.     Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения"

4.     Административное право России. Москва. НОРМА – ИНФРА М.2000.

5.     Административное право Российской Федерации. Изд. А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Москва, “ЗЕРЦАЛО ТЕИС”, 1999г.

6.     Общая теория права. Т1, Алексеев С. С., Москва, 1981.

7.     Советское административное право: Учебник под ред. Василенкова П. Т. - М.: Юрид. лит., 1991

8.     Советское административное право. Части Общая и Особенная: Учебник под ред. Еропкина М. И., - Киев, 1978.

9.     Севрюгин В. Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. - Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 1994

10.            ацепин К. Каждая дорога - благодать // За рулем. 2001. № 5.

11.            Крюков В. Научись-ка ездить // За рулем. 2001. № 8.

12.            Моржаретто И. Сжимается третье кольцо // За рулем. 2000. № 6.

13.            Моржаретто И. Бойся "шестерки" в пятницу! // За рулем. 2000. № 12.

14.            Моржаретто И. Дальше некуда // За рулем. 2001. № 2.

15.            Моржаретто И. Время вводов и выводов // За рулем. 2001. № 12.

16.            Нечетов Ю. Городской путешественник // За рулем. 2001. № 1.

17.            Якубенко Н.В. Дорожно-транспортные преступления: сущность, квалификация, ответственности. Тюмень. 2001.

18.            Данилов Е.П. Автомобильные дела: административные, уголовные, гражданские. Экспертизы. - 2-е изд., перераб. и доп.. М.: КНОРУС, 2004.



[1] Административное право России. Москва. НОРМА – ИНФРА М.2000.

[2] Административное право. Под ред. Овсянко Д.М. Учебное пособие. – Изд. 3-е, перераб и доп. – М.: Юристъ, 2001.

[3] Административное право России. Москва. НОРМА – ИНФРА М.2000.

[4] Административное право России. Москва. НОРМА – ИНФРА М.2000.

[5] Моржаретто И. Дальше некуда // За рулем. 2001. № 2.

[6] Нечетов Ю. Городской путешественник // За рулем. 2001. № 1.

[7] Якубенко Н.В. Дорожно-транспортные преступления: сущность, квалификация, ответственности. Тюмень. 2001.

[8] Крюков В. Научись-ка ездить // За рулем. 2001. № 8.

[9] Якубенко Н.В. Дорожно-транспортные преступления: сущность, квалификация, ответственности. Тюмень. 2001.

[10] Крюков В. Научись-ка ездить // За рулем. 2001. № 8.

[11] Севрюгин В. Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. - Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 1994

[12] Якубенко Н.В. Дорожно-транспортные преступления: сущность, квалификация, ответственности. Тюмень. 2001.

[13] Якубенко Н.В. Дорожно-транспортные преступления: сущность, квалификация, ответственности. Тюмень. 2001.

[14] Якубенко Н.В. Дорожно-транспортные преступления: сущность, квалификация, ответственности. Тюмень. 2001.

[15] Данилов Е.П. Автомобильные дела: административные, уголовные, гражданские. Экспертизы. - 2-е изд., перераб. и доп.. М.: КНОРУС, 2004.