Содержание

Введение. 3

1. Экономическая причина возникновения неплатежеспособности и банкротства банков. 4

2. Процедура мирового соглашения при реструктуризации кредитной организации. 10

Заключение. 15

Список литературы.. 16


Введение

Развал российской банковской системы был вызван решениями правительства о замораживании ГКО и вы­плат по государственному долгу. Имея запас ликвидно­сти, многие крупные банки тли на рискованные вложе­ния в акции, государственные долги, ГКО. Сейчас ни один из этих инструментов банки в живые деньги превра­тить не могут: акции обесценены, ГКО и прочие государ­ственные долговые обязательства заморожены.

Резкое ухудшение показателей ликвидности круп­ных банков сразу же сказалось на их платежеспособно­сти. Начались перебои с наличностью, затем они переста­ли проводить платежи, дело дошло до учреждения вре­менных администраций.

Конечно, роль больших банков велика, но они не главная причина потрясений в финансовой и политиче­ской сферах. Крупные банки приближены к власти, их деятельность тесно связана с политикой, и трудно опреде­лить, где кончаются финансовые интересы, а где начина­ются политические.

Целью контрольной работы является изучение причин возникновения неплатежеспособности и процедуры мирового соглашения кредитных отношений.

Исходя из цели работы, задачей контрольной работы будет:

1. Написание работы в соответствии с требованиями к работе;

2. Рассмотреть причины возникновения неплатежеспособности;

3. Ознакомится процедурой мирового соглашения при реструктуризации.

1. Экономическая причина возникновения неплатежеспособности и банкротства банков.

Большой банк — это отнюдь не синоним устойчиво­сти и надежности. Падение известных кредитных учреж­дений негативно влияет на умонастроение населения. У людей растут сомнения: а стоит ли вообще связываться с банками? Они им не верят, что может привести к краху вообще банковской системы. • ...

Как экономика состоит не только из крупных пред­приятий, а в значительной степени из среднего и малого бизнеса, так и в финансовой сфере оперирует не только крупный капитал. Средние и малые банки показали свою устойчивость и живучесть в жестоких условиях кризиса, и это обеспечено тем, что они связаны с реальным произ­водством.[1]

В 1995 году кризис начался с мелких и средних бан­ков. Сейчас кризис начался сверху — удар пришелся по первой десятке. Средние банки выглядят в этой ситуации лучше. У большинства из них портфель ГКО и вложения в акции были не очень большими.

Ясно, что часть крупных банков не переживет этот кризис. В первую очередь это коснется банков, имеющих разветвленную филиальную сеть и вследствие этого несу­щих большие операционные расходы. Поэтому выжившие в этом кризисе банки не будут иметь столь тяжеловесные филиальные сети.

Значительно больший вес в нынешней ситуации приобрели средние банки. Их инвестиционная привлека­тельность заключается в том, что у них, с одной стороны, значительно меньше мертвых активов в виде заморожен­ных государственных обязательств и прочих долгов, с другой — к ним ожидается сильный приток средней кли­ентуры из погибающих банков.

Постепенно восстановится* межбанковский рынок. Скорее всего, его возрождение начнется со средних банков благодаря организации банковских пулов «по доверию».

Последствием кризиса будет усиление иностранного влияния на российские банки. Иностранные банки-кредиторы в целях контроля вынуждены более активно участвовать в кредитной политике своих российских за­емщиков, в выработке и осуществлении их тактики и стратегии. Для зашиты своих интересов иностранным кредиторам придется работать в ликвидационных комис­сиях, которые будут учреждены по целому ряду россий­ских банков.

В ближайшее время нет смысла ожидать сколько-нибудь серьезного интереса к государственным ценным бумагам, в первую очередь у российских инвесторов. Ры­нок государственных бумаг будет скован продолжитель­ное время. Это приведет к реальной потребности банков где-то размещать свои средства, аккуратно балансируя активы и пассивы и по валюте, и по срокам, и по процен­там. Вырастет объем кредитов в промышленности. Деньги могут пойти и на рынок корпоративных бумаг.

Самое главное — должны быть определены условия, при которых банковская система работала бы на эконо­мику. Первое условие: равенство всех перед законом. По­ка у нас правят личности, а не законы, устойчивости у системы не будет. Вошло в привычку задним числом ме­нять правила игры. Пример - выполнение обязательств по ГКО и ОФЗ. Правительство поменяло условия их по­гашения в одностороннем порядке; Если высшая власть не считается с законом, то это развращает всех осталь­ных.[2]

Предлагается в настоящее время немало программ ре­структуризации банковской системы России с тем, чтобы привести ее в дееспособное состояние. Один из них (на наш взгляд, наиболее приемлемый) был опубликован в газете «Коммерсант» 14 октября 1998 года, сущность ко­торого сводится к следующему.

Подчеркивается, что основными проблемами многих российских банков являются:

— значительный объем выданных кредитов, которые либо не обслуживаются заемщиками, либо вовсе не могут быть возвращены заемщиками банкам в результате чего значительный объем банковских активов оказался обес­цененным и иммобилизованным;

— тесное переплетение экономических интересов банкой и их крупных акционеров, являющихся одновре­менно клиентами банков и членами их финансово-промышленных групп, в результате чего политика банков проводилась исходя из корпоративных интересов отдельных крупных клиентов и не учитывала интересы частных вкладчиков и других кредиторов;

— низкий профессионализм руководящего звена бан­ков, а в ряде случаев— личная корыстная заинтересо­ванность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы кредиторов и ак­ционеров;

— политизированность мышления и действия выс­ших руководителей некоторых крупных банков, исполь­зовавших находящиеся в их распоряжении ресурсы для решения политических целей, выходящих за пределы собственно банковского дела;

— использование некоторыми московскими банками значительных государственных бюджетных средств в ка­честве ресурсной базы для ускоренного наращивания раз­меров своего баланса и операций, что привело к чрезмер­ной зависимости таких банков от состояния государст­венного бюджета, а также к нерациональному исполь­зованию государственных средств.

В середине 1998 года банковская система россии вошла в фазу острого кризиса. Решения Правительства России и Банка России от 17 августа 1998 года резко ус­корили течение кризисных процессов, которые практиче­ски остановили банковскую систему.

Банковский кризис имеет следующие внешние про­явления:

— отсутствие ресурсов для продолжения кредитова­ния промышленности, в том числе здоровой ее части, что ведет к стагнации производства, падению экспортного по­тенциала, ухудшению платежного баланса страны, дру­гим негативным экономический и социальным последст­виям;

— остановка межбанковских расчетов, невозмож­ность проведения  платежей между клиентами банков, включая платежи в пользу бюджетов всех уровней и вне­бюджетных фондов;

— значительное изъятие средств вкладчиков с бан­ковских счетов, что приводит к резкому Сокращению ре­сурсной базы банков, подрывая их и без того нестабиль­ное финансовое состояние;

— резкое снижение уровня доверия ко всей банковской системе и к отдельным банкам — как со стороны. Самого банковского сообщества, так и со стороны корпо­ративных клиентов, что привело к остановке межбанковского кредитного рынка, невозможности рационального перераспределения денежных ресурсов в финансовом секторе экономики, а также к масштабному переходу клиентов на обслуживание из одних банков в другие;

— «замораживание» значительных объемов банков­ских активов в государственных ценных бумагах (как в «рублевых», так и в «валютных»), потеря банками ликвидности, значительные убытки, в результате — сниже­ние суммарного капитала банковской системы практически до нуля;

— аресты корреспондентских счетов российских бан­ков за рубежом, в результате чего уменьшается приток экспортной валютной выручки, банковская система ли­шается последних, ликвидных активов,  выраженных в иностранной валюте.

Можно предположить следующее развитие событий: — в основном завершится переход корпоративных клиентов из потерявших доверие банков в банки, которые прошли кризис, не останавливая клиентских платежей и не потеряв их доверие; через эти банки постепенно потекут новые финансовые потоки и будут осуществляться клиентские расчеты; однако они будут испытывать значительные трудности по причине нехватки собственного, капитала, развитой филиальной сети, доверия со стороны иностранных контрагентов, а также качественных и лик­видных активов;

— выделится группа московских многофилиальных банков, полностью потерявших доверие клиентов и не способных продолжать их банковское обслуживание; в г этих банках окажутся заблокированными значительные 5 средства граждан, корпоративных клиентов и иностран­ных кредиторов; их валютные активы за границей будут арестованы;

— региональные банки также разделятся на те, кото­рые поддерживаются местными властями, и те, которые будут предоставлены сами себе; первые будут продолжать проводить операции, испытывая при этом серьезные за­труднения по -причине нехватки капитала и ресурсов; вторые будут сворачивать операции и закрываться, остав­ляя нерешенными проблемы вкладчиков и кредиторов;

— Сбербанк России примет на себя значительную но­вую нагрузку в виде притока частных вкладчиков и кор­поративных клиентов из других банков, которые расши­рят его ресурсную базу; однако эта перегрузка замедлит операции банка, что может повлечь за собой жалобы на медленное обслуживание и создать дополнительную на­пряженность в социальной сфере.

— международные операции российских банков бу­дут в значительной степени парализованы недоверием со стороны иностранных кредиторов, остановкой притока капитала из-за границы; это может привести к судебным искам против многих российских банков, К угрозе ареста государственной собственности и счетов за границей, а также к сбоям в поступлении валютной выручки экспор­теров.[3]

2. Процедура мирового соглашения при реструктуризации кредитной организации.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротст­ве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе за­ключить мировое соглашение.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принима­ется большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредито­ры по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя упол­номоченного органа на голосование по вопросу заключения мирового согла­шения должны быть специально предусмотрены в его доверенности.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника при­нимается должником-гражданином или руководителем должника - юридиче­ского лица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.

При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит опре­деление об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое согла­шение заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утвер­ждении мирового соглашения указывается, что решение о признании долж­ника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит испол­нению.

Мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кре­диторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, с даты его утверждения арбитражным судом и являет­ся обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных ор­ганов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового со­глашения не допускается.[4]

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается руководителем должника - юридического лица или лицом, ис­полняющим обязанности указанного руководителя.

В случае, если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управле­ния должника или подлежит согласованию с органами управления должника, решение о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соответствующего согласования.

Мировое соглашение не подлежит согласованию с административным управляющим.

При заключении мирового соглашения с участием третьих лиц, являю­щихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, администра­тивному управляющему, конкурсному кредитору, собрание кредиторов долж­но быть проинформировано о наличии и характере заинтересованности в со­вершении сделки, а мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой име­ется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинте­ресованности.

При заключении мирового соглашения в ходе финансового оздоровле­ния мировое соглашение распространяется на требования конкурсных креди­торов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредито­ров на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заклю­чении мирового соглашения.

Мировое соглашение заключается в письменной форме.

Со стороны должника мировое соглашение подписывается лицом, при­нявшим в соответствии с Федеральным законом решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномо­ченных органов мировое соглашение подписывается представителем собра­ния кредиторов или уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия лицом.

В случае, если в мировом соглашении участвуют третьи лица, с их стороны мировое соглашение подписывается этими лицами или их уполномо­ченными представителями.

Мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать положения о прекращении обя­зательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облига­ции или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иными предусмотренными федеральным законом способами, если такой спо­соб прекращения обязательств не нарушает права иных кредиторов, требова­ния которых включены в реестр требований кредиторов.

Мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов. Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах.

Удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать преимущества для таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме.

На непогашенную часть требований кредиторов, подлежащих погаше­нию в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, начисляются проценты с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения и до даты удовлетворения соответствующей части требований кредиторов в разме­ре, установленном пунктом 2 статьи 95 Федерального закона о несостоятельности и банкротстве.

С согласия кредитора мировым соглашением могут быть установлены меньший размер процентной ставки, меньший срок начисления процентной ; ставки или освобождение от уплаты процентов.

Условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение.

В случае, если иное не предусмотрено мировым соглашением, залог иму­щества должника, обеспечивающий исполнение должником принятых на себя обязательств, сохраняется.

Конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, голосовавшие за заключение мирового соглашения, учредители (участники) должника, собст­венник имущества должника - унитарного предприятия вправе исполнить в полном объеме и в денежной форме обязательства должника перед конкурс­ными кредиторами или предоставить должнику денежные средства, необхо­димые для удовлетворения требований уполномоченных органов, голосовав­ших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, в том числе для уплаты начисленных в соответствии с настоя­щим Федеральным законом процентов, а также сумм неустоек (штрафов, пе­ней). В этом случае конкурсный кредитор обязан принять исполнение, пред­ложенное за должника, должник обязан погасить требования уполномочен­ных органов за счет предоставления ему денежных средств и к лицу, испол­нившему обязательства должника, переходят права конкурсного кредитора. Средства, предоставленные должнику для удовлетворения требований упол­номоченных  органов,  считаются  предоставленными  на условиях договора беспроцентного займа, срок возврата которого определен моментом востребо­вания.[5]


Заключение

С 1 января 2000 года введение в действие установ­ленной законом системы обязательного гарантирования вкладов граждан в банках.

С начала 2001 года Банк России отзывает лицензии на совершение банковских операций у банков, значение собственных средств (капитала) которых ниже 1 млн. ЭКЮ, а также у небанковских кредитных организаций с капиталом ниже 100 тыс. ЭКЮ.

Можно предположить, что реализация подобной про­граммы может обеспечить антикризисное управление банками и оздоровление всей кредитной системы. Знаме­нательно, что главная причина банковских неудач - со­вершенно неудовлетворительный менеджмент - иллюст­рируется достаточно откровенно. Непонятно только, най­дутся ли достаточно высококвалифицированные менед­жеры (и к тому же честные), которые будут способны ре­волюционно преобразовать всю деятельность российских коммерческих банков в соответствии с требованиями рынка.

Серьезное влияние на деятельность кредитных организаций оказывает внешняя среда, вызванная проведением макроэкономической политики. Несмотря на то, что высокие темпы инфляции могут принести относительную временную выгоду коммерческим банкам, в экономике в целом они порождают неопределенность и значительные потери национального богатства, которые со временем обязательно отразятся на состоянии коммерческих банков. Ни одна финансовая система не может оставаться прибыльной в долгосрочной перспективе при наличии значительных проблем у производственного сектора. Убыточный производственный сектор неизбежно со временем потянет за собой и банковский сектор, состояние коммерческих банков напрямую зависит от состояния их клиентов.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 2 декабря 1990 г. № 394 - 1.

2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. №395-1.

3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40 - ФЗ.

4. Антикризисное управление предприятиями и банками: Учеб.-иракт. пособие. -М.: Дело, 2001. - 840 с.

5. Банковское дело:  управление  и технологии:  Учеб.  пособ./ Под ред.  A.M. Тавасиева.- М.: ЮНИТИ. 2001. - 863 с.

6. Ларионова И.В. Реорганизация коммерческих банков. - М.: Финансы и статистика. 2000. – 258 с.



[1] Антикризисное управление предприятиями и банками: Учеб.-иракт. пособие. -М.: Дело, 2001. - 240 с.


[2] Антикризисное управление предприятиями и банками: Учеб.-иракт. пособие. -М.: Дело, 2001. - 250 с.


[3] Банковское дело:  управление  и технологии:  Учеб.  пособ./ Под ред.  A.M. Тавасиева.- М.: ЮНИТИ. 2001. - 253 с.


[4] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40 - ФЗ.


[5] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40 - ФЗ.