Содержание
Введение. 3
1. Экономическая причина возникновения неплатежеспособности и банкротства банков. 4
2. Процедура мирового соглашения при реструктуризации кредитной организации. 10
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
Развал российской банковской системы был вызван решениями правительства о замораживании ГКО и выплат по государственному долгу. Имея запас ликвидности, многие крупные банки тли на рискованные вложения в акции, государственные долги, ГКО. Сейчас ни один из этих инструментов банки в живые деньги превратить не могут: акции обесценены, ГКО и прочие государственные долговые обязательства заморожены.
Резкое ухудшение показателей ликвидности крупных банков сразу же сказалось на их платежеспособности. Начались перебои с наличностью, затем они перестали проводить платежи, дело дошло до учреждения временных администраций.
Конечно, роль больших банков велика, но они не главная причина потрясений в финансовой и политической сферах. Крупные банки приближены к власти, их деятельность тесно связана с политикой, и трудно определить, где кончаются финансовые интересы, а где начинаются политические.
Целью контрольной работы является изучение причин возникновения неплатежеспособности и процедуры мирового соглашения кредитных отношений.
Исходя из цели работы, задачей контрольной работы будет:
1. Написание работы в соответствии с требованиями к работе;
2. Рассмотреть причины возникновения неплатежеспособности;
3. Ознакомится процедурой мирового соглашения при реструктуризации.
1. Экономическая причина возникновения неплатежеспособности и банкротства банков.
Большой банк — это отнюдь не синоним устойчивости и надежности. Падение известных кредитных учреждений негативно влияет на умонастроение населения. У людей растут сомнения: а стоит ли вообще связываться с банками? Они им не верят, что может привести к краху вообще банковской системы. • ...
Как экономика состоит не только из крупных предприятий, а в значительной степени из среднего и малого бизнеса, так и в финансовой сфере оперирует не только крупный капитал. Средние и малые банки показали свою устойчивость и живучесть в жестоких условиях кризиса, и это обеспечено тем, что они связаны с реальным производством.[1]
В 1995 году кризис начался с мелких и средних банков. Сейчас кризис начался сверху — удар пришелся по первой десятке. Средние банки выглядят в этой ситуации лучше. У большинства из них портфель ГКО и вложения в акции были не очень большими.
Ясно, что часть крупных банков не переживет этот кризис. В первую очередь это коснется банков, имеющих разветвленную филиальную сеть и вследствие этого несущих большие операционные расходы. Поэтому выжившие в этом кризисе банки не будут иметь столь тяжеловесные филиальные сети.
Значительно больший вес в нынешней ситуации приобрели средние банки. Их инвестиционная привлекательность заключается в том, что у них, с одной стороны, значительно меньше мертвых активов в виде замороженных государственных обязательств и прочих долгов, с другой — к ним ожидается сильный приток средней клиентуры из погибающих банков.
Постепенно восстановится* межбанковский рынок. Скорее всего, его возрождение начнется со средних банков благодаря организации банковских пулов «по доверию».
Последствием кризиса будет усиление иностранного влияния на российские банки. Иностранные банки-кредиторы в целях контроля вынуждены более активно участвовать в кредитной политике своих российских заемщиков, в выработке и осуществлении их тактики и стратегии. Для зашиты своих интересов иностранным кредиторам придется работать в ликвидационных комиссиях, которые будут учреждены по целому ряду российских банков.
В ближайшее время нет смысла ожидать сколько-нибудь серьезного интереса к государственным ценным бумагам, в первую очередь у российских инвесторов. Рынок государственных бумаг будет скован продолжительное время. Это приведет к реальной потребности банков где-то размещать свои средства, аккуратно балансируя активы и пассивы и по валюте, и по срокам, и по процентам. Вырастет объем кредитов в промышленности. Деньги могут пойти и на рынок корпоративных бумаг.
Самое главное — должны быть определены условия, при которых банковская система работала бы на экономику. Первое условие: равенство всех перед законом. Пока у нас правят личности, а не законы, устойчивости у системы не будет. Вошло в привычку задним числом менять правила игры. Пример - выполнение обязательств по ГКО и ОФЗ. Правительство поменяло условия их погашения в одностороннем порядке; Если высшая власть не считается с законом, то это развращает всех остальных.[2]
Предлагается в настоящее время немало программ реструктуризации банковской системы России с тем, чтобы привести ее в дееспособное состояние. Один из них (на наш взгляд, наиболее приемлемый) был опубликован в газете «Коммерсант» 14 октября 1998 года, сущность которого сводится к следующему.
Подчеркивается, что основными проблемами многих российских банков являются:
— значительный объем выданных кредитов, которые либо не обслуживаются заемщиками, либо вовсе не могут быть возвращены заемщиками банкам в результате чего значительный объем банковских активов оказался обесцененным и иммобилизованным;
— тесное переплетение экономических интересов банкой и их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и членами их финансово-промышленных групп, в результате чего политика банков проводилась исходя из корпоративных интересов отдельных крупных клиентов и не учитывала интересы частных вкладчиков и других кредиторов;
— низкий профессионализм руководящего звена банков, а в ряде случаев— личная корыстная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы кредиторов и акционеров;
— политизированность мышления и действия высших руководителей некоторых крупных банков, использовавших находящиеся в их распоряжении ресурсы для решения политических целей, выходящих за пределы собственно банковского дела;
— использование некоторыми московскими банками значительных государственных бюджетных средств в качестве ресурсной базы для ускоренного наращивания размеров своего баланса и операций, что привело к чрезмерной зависимости таких банков от состояния государственного бюджета, а также к нерациональному использованию государственных средств.
В середине 1998 года банковская система россии вошла в фазу острого кризиса. Решения Правительства России и Банка России от 17 августа 1998 года резко ускорили течение кризисных процессов, которые практически остановили банковскую систему.
Банковский кризис имеет следующие внешние проявления:
— отсутствие ресурсов для продолжения кредитования промышленности, в том числе здоровой ее части, что ведет к стагнации производства, падению экспортного потенциала, ухудшению платежного баланса страны, другим негативным экономический и социальным последствиям;
— остановка межбанковских расчетов, невозможность проведения платежей между клиентами банков, включая платежи в пользу бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;
— значительное изъятие средств вкладчиков с банковских счетов, что приводит к резкому Сокращению ресурсной базы банков, подрывая их и без того нестабильное финансовое состояние;
— резкое снижение уровня доверия ко всей банковской системе и к отдельным банкам — как со стороны. Самого банковского сообщества, так и со стороны корпоративных клиентов, что привело к остановке межбанковского кредитного рынка, невозможности рационального перераспределения денежных ресурсов в финансовом секторе экономики, а также к масштабному переходу клиентов на обслуживание из одних банков в другие;
— «замораживание» значительных объемов банковских активов в государственных ценных бумагах (как в «рублевых», так и в «валютных»), потеря банками ликвидности, значительные убытки, в результате — снижение суммарного капитала банковской системы практически до нуля;
— аресты корреспондентских счетов российских банков за рубежом, в результате чего уменьшается приток экспортной валютной выручки, банковская система лишается последних, ликвидных активов, выраженных в иностранной валюте.
Можно предположить следующее развитие событий: — в основном завершится переход корпоративных клиентов из потерявших доверие банков в банки, которые прошли кризис, не останавливая клиентских платежей и не потеряв их доверие; через эти банки постепенно потекут новые финансовые потоки и будут осуществляться клиентские расчеты; однако они будут испытывать значительные трудности по причине нехватки собственного, капитала, развитой филиальной сети, доверия со стороны иностранных контрагентов, а также качественных и ликвидных активов;
— выделится группа московских многофилиальных банков, полностью потерявших доверие клиентов и не способных продолжать их банковское обслуживание; в г этих банках окажутся заблокированными значительные 5 средства граждан, корпоративных клиентов и иностранных кредиторов; их валютные активы за границей будут арестованы;
— региональные банки также разделятся на те, которые поддерживаются местными властями, и те, которые будут предоставлены сами себе; первые будут продолжать проводить операции, испытывая при этом серьезные затруднения по -причине нехватки капитала и ресурсов; вторые будут сворачивать операции и закрываться, оставляя нерешенными проблемы вкладчиков и кредиторов;
— Сбербанк России примет на себя значительную новую нагрузку в виде притока частных вкладчиков и корпоративных клиентов из других банков, которые расширят его ресурсную базу; однако эта перегрузка замедлит операции банка, что может повлечь за собой жалобы на медленное обслуживание и создать дополнительную напряженность в социальной сфере.
— международные операции российских банков будут в значительной степени парализованы недоверием со стороны иностранных кредиторов, остановкой притока капитала из-за границы; это может привести к судебным искам против многих российских банков, К угрозе ареста государственной собственности и счетов за границей, а также к сбоям в поступлении валютной выручки экспортеров.[3]
2. Процедура мирового соглашения при реструктуризации кредитной организации.
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя уполномоченного органа на голосование по вопросу заключения мирового соглашения должны быть специально предусмотрены в его доверенности.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником-гражданином или руководителем должника - юридического лица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.
Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.
При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.
Мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении.
Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.[4]
Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается руководителем должника - юридического лица или лицом, исполняющим обязанности указанного руководителя.
В случае, если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию с органами управления должника, решение о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соответствующего согласования.
Мировое соглашение не подлежит согласованию с административным управляющим.
При заключении мирового соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, административному управляющему, конкурсному кредитору, собрание кредиторов должно быть проинформировано о наличии и характере заинтересованности в совершении сделки, а мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности.
При заключении мирового соглашения в ходе финансового оздоровления мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.
Мировое соглашение заключается в письменной форме.
Со стороны должника мировое соглашение подписывается лицом, принявшим в соответствии с Федеральным законом решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия лицом.
В случае, если в мировом соглашении участвуют третьи лица, с их стороны мировое соглашение подписывается этими лицами или их уполномоченными представителями.
Мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.
С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иными предусмотренными федеральным законом способами, если такой способ прекращения обязательств не нарушает права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
Мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов. Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах.
Удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать преимущества для таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме.
На непогашенную часть требований кредиторов, подлежащих погашению в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, начисляются проценты с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения и до даты удовлетворения соответствующей части требований кредиторов в размере, установленном пунктом 2 статьи 95 Федерального закона о несостоятельности и банкротстве.
С согласия кредитора мировым соглашением могут быть установлены меньший размер процентной ставки, меньший срок начисления процентной ; ставки или освобождение от уплаты процентов.
Условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение.
В случае, если иное не предусмотрено мировым соглашением, залог имущества должника, обеспечивающий исполнение должником принятых на себя обязательств, сохраняется.
Конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, голосовавшие за заключение мирового соглашения, учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия вправе исполнить в полном объеме и в денежной форме обязательства должника перед конкурсными кредиторами или предоставить должнику денежные средства, необходимые для удовлетворения требований уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, в том числе для уплаты начисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом процентов, а также сумм неустоек (штрафов, пеней). В этом случае конкурсный кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника, должник обязан погасить требования уполномоченных органов за счет предоставления ему денежных средств и к лицу, исполнившему обязательства должника, переходят права конкурсного кредитора. Средства, предоставленные должнику для удовлетворения требований уполномоченных органов, считаются предоставленными на условиях договора беспроцентного займа, срок возврата которого определен моментом востребования.[5]
Заключение
С 1 января 2000 года введение в действие установленной законом системы обязательного гарантирования вкладов граждан в банках.
С начала 2001 года Банк России отзывает лицензии на совершение банковских операций у банков, значение собственных средств (капитала) которых ниже 1 млн. ЭКЮ, а также у небанковских кредитных организаций с капиталом ниже 100 тыс. ЭКЮ.
Можно предположить, что реализация подобной программы может обеспечить антикризисное управление банками и оздоровление всей кредитной системы. Знаменательно, что главная причина банковских неудач - совершенно неудовлетворительный менеджмент - иллюстрируется достаточно откровенно. Непонятно только, найдутся ли достаточно высококвалифицированные менеджеры (и к тому же честные), которые будут способны революционно преобразовать всю деятельность российских коммерческих банков в соответствии с требованиями рынка.
Серьезное влияние на деятельность кредитных организаций оказывает внешняя среда, вызванная проведением макроэкономической политики. Несмотря на то, что высокие темпы инфляции могут принести относительную временную выгоду коммерческим банкам, в экономике в целом они порождают неопределенность и значительные потери национального богатства, которые со временем обязательно отразятся на состоянии коммерческих банков. Ни одна финансовая система не может оставаться прибыльной в долгосрочной перспективе при наличии значительных проблем у производственного сектора. Убыточный производственный сектор неизбежно со временем потянет за собой и банковский сектор, состояние коммерческих банков напрямую зависит от состояния их клиентов.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 2 декабря 1990 г. № 394 - 1.
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. №395-1.
3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40 - ФЗ.
4. Антикризисное управление предприятиями и банками: Учеб.-иракт. пособие. -М.: Дело, 2001. - 840 с.
5. Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособ./ Под ред. A.M. Тавасиева.- М.: ЮНИТИ. 2001. - 863 с.
6. Ларионова И.В. Реорганизация коммерческих банков. - М.: Финансы и статистика. 2000. – 258 с.
[1] Антикризисное управление предприятиями и банками: Учеб.-иракт. пособие. -М.: Дело, 2001. - 240 с.
[2] Антикризисное управление предприятиями и банками: Учеб.-иракт. пособие. -М.: Дело, 2001. - 250 с.
[3] Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособ./ Под ред. A.M. Тавасиева.- М.: ЮНИТИ. 2001. - 253 с.
[4] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40 - ФЗ.
[5] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40 - ФЗ.