1. Сущность и причины развития экономической интеграции. Какое влияние оказывают интеграционные процессы на экономику стран-участниц


Мировая экономика — эти два слова в достаточной мере описывают экономическую ситуацию сложившуюся в мире на сегодняшний день. Экономика действительно стала мировой, эра международного делового сотрудничества пришла на смену экономическому национализму с его жесткими ограничениями на международные обмены, перелив капиталов и товаров. Полным ходом идет строительство глобальной экономики, базирующейся на свободном передвижении информации, денег, рабочей силы, происходит интеграция рынков, по которым ежедневно "проходит" капиталов на сумму свыше 1 трлн. долл[1].

Картина всемирного общего рынка еще не стабильна, она постоянно изменяет свои очертания, но уже сегодня можно различить образы экономического будущего отдельных регионов и даже всей планеты. Они очевидны там, где национальные экономические законодательства государств или не действуют, или же жестко ограничены, где новые технологии, капиталы, жажда наживы и ощущение экономической свободы соединяются в единую мощную силу, придающую экономике любой страны невиданные темпы роста.

Интеграционный процесс в мировой экономике это объективное долговременное явление, охватывающее производительные силы, производственные отношения, идеологию. Если раньше страна занимала господствующее положение, благодаря темпам роста или высокому уровню производительности или еще по каким-либо причинам и, тем самым, могла влиять на мировые экономические процессы, то теперь этого недостаточно. По всему земному шару прокатилась волна экономических и одновременно политических объединений, и сейчас государства выходят на мировую арену едиными блоками, отдавая дань древней мудрости – «вместе мы сильнее…».

Поэтому особенно важно знать, как подобные объединения влияют на экономику  государств-членов  объединения и на мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической интеграции  и  о  путях  их  преодоления с учётом  изучения мирового опыта. Необходимо изучить  мировой  опыт  интеграционных процессов, предпосылки интеграции, внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран, положительные и отрицательные  моменты для конкретного государства, связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это  позволит избежать многих  ошибок  в  будущем,  и будет способствовать  более  уверенному  продвижению  по  пути  экономической  интеграции.

В последние два десятилетия интеграционные процессы стали неотъемлемыми элементами системы отношений в рамках мирового хозяйства, где произошли значительные изменения глобального плана, а именно распад социалистического лагеря, ориентация его бывших «узников» на рыночные отношения. Россия долгое время оставалась в стороне европейского процесса объединения, и лишь в последние 5-6 лет разобравшись кое-как во внутренних проблемах, наспех «залатав дыры» в прохудившемся бюджете, устремилась навстречу интеграционным процессам. Емкие российские рынки и огромный сырьевой потенциал представляют «лакомый кусочек» для многих стран Европы, но будет ли это сотрудничество равноправным, не лучше ли обратиться к историческим «соседям», и попытаться развиваться в рамках СНГ[2].

Европейское Сообщество на сегодняшний день представляет собой мощную группировку, способную противостоять таким гигантам как Соединенные Штаты или Япония, хотя каждый из его членов в отдельности уступает им по основным экономическим показателям. Однако «Москва не сразу и строилась» и Европе пришлось испытать серьезные трудности прежде чем прийти к консолидации. Должна ли Россия пройти через те же проблемы, для лучшего понимания необходимости и преимуществ интеграции, или лучше учесть ошибки «старших братьев» и пойти по уже «проторенной тропе».

Рассматривая причины интеграции, нельзя не заметить, что  каждая  из участвующих в интеграционном  процессе  сторон имеет  свои собственные интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Таких причин существует великое множество,  в  частности  желание, получить доступ на зарубежный рынок сбыта для отечественных производителей, а также доступ к более дешёвым производственным  ресурсам,  улучшить условия  торговли, сократить издержки на масштабе производства, добиться устойчивого экономического роста, привлечь прямые зарубежные инвестиции,  которые охотнее идут на большие рынки. Не менее важны и неэкономические цели, как-то: налаживание более дружественных  взаимоотношений  со  странами-соседями, укрепление сотрудничества в  культурной, научной, социальной  и политической областях, увеличение своего влияния на мировой политической и экономической  арене,  так как  к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам. Кроме того,  многие менее развитые страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и технологическому опыту более  богатых соседей,  а  также  гарантию политической и экономической стабильности в  процессе рыночных реформ[3].

В международной экономике уже давно стал постулатом один простой факт: любые ограничения, накладываемые на свободное перетекание товаров и услуг между странами (таможенные пошлины и тарифы, квоты, лицензирование и так далее), в конечном итоге приводят к потерям с обеих сторон. Эта концепция называется “фритрейдерство” (от английского free trade - свободная торговля). С целью уменьшения потерь, связанных с пересечением товарами и услугами государственных границ, во всем мире по мере развития и совершенствования мирового хозяйства пришли к выводу о том, что наилучшим выходом служит создание так называемых “зон свободной торговли”. Некоторые из них, как, например, Европейское Объединение Угля и Стали позже перерастают в политические объединения, некоторые исчезают вовсе. Иногда, наоборот, политические группировки, созданные экономически “на пустом месте”, впоследствии обрастали торговыми союзами, закрепляющими стратегическое партнерство.

Исторически и организационно этапу собственно интеграции предшествуют несколько иных этапов, которые последовательно проходят государства, вступающие в процесс тесного экономического воздействия. Интеграционный процесс представляет собой как бы цепь, формирования единых пространств, постепенно,  в ходе восхождения к более высоким ступеням межгосударственного взаимодействия, дополняющих друг друга и охватывающих все больше элементов хозяйственной жизни интегрирующихся стран, и завершается созданием полноценного единого экономического пространства (его еще можно назвать общехозяйственным пространством).

Так, на стадии зоны свободной торговли страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но при этом сохраняют полную свободу действий в экономических связях с третьими странами: отменяют или, напротив, вводят новые пошлины либо иные ограничения, заключают любые торгово-экономические договоры и соглашения. В этой связи между странами-участницами ЗСТ сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие прохождение товаров через их границы, особенно льготный провоз товаров в третьи страны.

Более совершенную интеграционную группировку представляет собой таможенный союз. В рамках данного интеграционного объединения внешнеторговые связи всех членов с третьими странами определяются коллективно, вводится единый таможенный тариф в торговле с странами, не входящими в группировку. Это дает возможность более надежно защитить свое региональное рыночное пространство и усилить свои позиции на международной арене.

Следующим этапом процесса объединения является единый или общий рынок. Общий рынок рассматривается как качественно более высокая ступень экономической интеграции.

 Общий рынок - это уже начальная часть стадии собственно интеграционного взаимодействия, когда вступающие в него государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы уже не только товаров, но и всех других факторов производства (услуг, капиталов и рабочей силы[4]), формируя таким образом общее рыночное пространство (отсюда название).

Иногда приходится слышать что панацеей от "пробуксовки" развития межгосударственного экономического сотрудничества, способной "вдохнуть" в него жизнь, может быть "скорейшее создание общего пространства по обмену всеми факторами производства". На самом деле подобные надежды лишены экономического смысла, поскольку никакой группе государств не удавалось сразу, в один этап сформировать единое пространство по свободному обмену всеми факторами производства.

Дело в том, что торговля услугами и перемещение рабочей силы являются крайне "чувствительными" сферами международного обмена, поскольку затрагивают наиболее важные вопросы государственного суверенитета, национальной безопасности и т.д. Перевести взаимоотношения в этих сферах в стадию свободного обмена могут лишь государства, уже создавшие единое торговое (частично) и таможенное пространства и отличающиеся большой степенью взаимного политического доверия. Что же касается свободного перелива капиталов, то эта часть международного обмена вообще является едва ли не наиболее контролируемой государством, поскольку финансы, как общеизвестно, служат своего рода кровеносно-сосудистой системой любой национальной экономики, и ни одно даже самое "рыночное", самое "либеральное" государство не разрешает ни свободного допуска чужого капитала на собственный рынок, ни бесконтрольного отлива за рубеж отечественного капитала.

Лишь достигнув достаточно высокой стадии взаимного экономического сотрудничества и политического доверия, государства позволяют себе открыть границы для взаимного перемещения капиталов, рабочей силы и обмена услугами, в том числе информационно-технологического характера.

Первоначально именно создание общего рынка фигурировало в договорных документах в качестве основной цели ЕЭС, в связи  с чем Европейское сообщество долгое время носило еще и второе, "неофициальное" название - "Общий рынок". Реально же общий, или единый, внутренний рынок стран ЕЭС можно считать официально функционирующим с 1 января 1993 г., когда вступил в силу подписанный в 1987 году Единый европейский акт - основополагающий документ, определивший срок и порядок перехода к свободному обмену факторами производства в пределах границ Сообщества.

Наконец полноценное интеграционное сотрудничество предполагает, что вступающие в него государства договариваются не только о взаимной отмене пошлин и ограничений на обмен факторами производства или об организации взаимных платежей, но и о проведении совместной торговой, а вслед за ней и общей экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации экономической политики. Кроме того, при переходе к этой стадии взаимодействия общая экономическая политика по отношению к окружающему миру постепенно дополняется и согласованной внешней политикой, что, в свою очередь, предоставляет еще более широкие возможности взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах экономического развития. Однако согласование политик знаменует переход к высшему этапу интеграции — экономическому и валютному союзу, которого в полной мере не достигла ни одна группировка, в том числе и ЕС.

Итак в качестве основных целей общего рынка выделяются в первую очередь свободное перемещение капитала, затем свобода миграции населения, и наконец свобода предоставления услуг.

Помимо достижения основных целей создание единого экономического пространства требует решения ряда других важных задач: разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики (так в ЕС в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт); формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию; создание специальных наднациональных  механизмов управления и контроля (в ЕС — это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет).

Говоря о политическом сотрудничестве и взаимном политическом доверии государств в процессе становления интеграционного объединения, необходимо напомнить об определенном единстве процессов экономического и политического сближения, при котором каждой новой стадии экономического сближения соответствует и новая веха в сближении политическом. Более того: переход от одной стадии экономического сближения между странами попросту невозможен без политического сближения между странами-членами соответствующего объединения. При этом важно подчеркнуть, что указанное сближение выражается не в разовых политических контактах, а в формировании устойчивой политической общности, т.е. группы государств со сходными политическими целями и интересами, которые в случае неурегулированности политических отношений рано или поздно иссякнут или превратятся в свою прямую противоположность.


Влияние интеграционных процессов  на экономику стран-участниц



Основными целями экономической интеграции как качественно нового и более сложного этапа интернационализации хозяйственных связей являются более тесное сотрудничество и взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств, обеспечение условий концентрации производства и переплетения капиталов, проведение согласованной межгосударственной экономической политики.


 Экономическая интеграция представляет собой обобществление производства на международном уровне посредством сознательного регулирования правительствами участвующих в ней стран взаимного разделения труда и международной производственной кооперации. Такого рода обобществление находит свое выражение в повышении эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах регионального сообщества государств и формировании оптимальной структуры их национальной экономики.

В проблеме интеграции интерес представляет и вопрос об отношении интегрирующихся стран к третьим странам. Если рассматривать экономическую интеграцию стран Западной Европы, то она задумывалась именно как региональное обобществление производства. Тем не менее очень часто в экономической литературе и особенно в периодической печати бытует утверждение, что эта интеграция не изолируется от стран с иным социальным строем, не отгораживается от них непреодолимыми барьерами. Конечно, полной изоляции интегрирующихся партнеров от третьих стран не было. Например, с западноевропейскими странами достаточно тесно сотрудничают другие государства мира. Но все же обычные экономические связи нельзя отождествлять с интеграцией, так как у любой интеграции есть какая-то экономическая грань, отгораживающая ее участников от третьих стран.

Принципиальная разница между участниками экономической интеграции и неинтегрирующимися, но сотрудничающими с ними государствами состоит в том, что первые ставят задачу повышения эффективности функционирующих предприятий до высокого уровня как на всей территории, так и во всем интегрирующемся содружестве, в то время как вторые заботятся о своих индивидуальных интересах и не являются союзными или договорными партнерами по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств. Аутсайдеры не берут на себя никаких обязательств по перестройке всей структуры своей экономики, по доведению затрат ресурсов до определенного установленного уровня и других экономических показателей, которые являются признаком интегрирующегося коллектива государств. Вот почему, хотя страны Западной Европы и не представляют изолированной организации, но, вступив на путь интеграции, они должны действовать обособленно в определенном смысле слова. Предполагается, что эти государства будут сотрудничать не просто на основе развития международного разделения труда и международной производственной кооперации, но на базе развития этих кардинальных путей обобществления международного производства в направлении скорейшего повышения производительности труда, роста эффективности производства  во всех странах сообщества. Изоляции от мира не было, но определенное экономическое обособление налицо.

Влияние интеграционных процессов на экономику стран участниц зависит от ряда  видов – зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, экономического союза и политического союза. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов – цен, процентов и т.д. – на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты[5].

В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками.

Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов данного вида интеграционного объединения.

Общий рынок ЕС был в основном создан в конце 60-х годов. Но свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы оказалось мало для формирования единого зрелого рыночного пространства. По мнению европейских экспертов, для этого надо осуществить следующие мероприятия:

-         выровнять уровни налогов

-         устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более целым отраслям

-         преодолеть различия в законодательствах

-         унифицировать национальные технические и санитарные стандарты

-         скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты

Осуществление этих мероприятий и дальнейшая координация национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников данного интеграционного объединения приведет к созданию зрелого единого внутреннего рынка стран ЕС. Эту ступень интеграции принято называть Экономическим союзом. Практика ЕС показала, что Экономический союз, который предполагалось построить к концу 70-х гг, не удалось создать до сих пор. С целью ускорения формирования этого союза страны ЕС в декабре 1991 г в городе Маастрихте приняли решение ускорить выполнение указанных выше мероприятий, а так же с 1 января 1999 г ввести единую европейскую валюту, создать к этому времени единый Европейский банк, ввести единые паспорта, дипломы и другие официальные документы.

Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – Политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от Экономического союза к Политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические отношения и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать.

Институциональная структура возможного политического союза пока недостаточно ясна. Вероятно, она будет иметь много разновидностей в зависимости от исторических и социопсихологических  условий того или иного региона. Однако в самых общих чертах речь идет о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступит с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этого союза. Фактически готовится создание нового огромного государства.

Развитие интеграционных процессов намечается и на постсоветском пространстве. Здесь существуют объективные условия для укрепления хозяйственных связей государств СНГ, для развития между ними экономической интеграции. Назовем лишь некоторые из этих условий. Во-первых, на Россию все еще приходится значительная часть внешнеэкономических связей бывших советских республик. Во-вторых, прошедшие годы показали, что их быстрая переориентация на Запад невозможна. В-третьих, между странами СНГ сохранилась производственно-технологическая, культурная, языковая общность, единая система образования, информационная система, научно-исследовательская сфера. С другой стороны, существует немало факторов, препятствующих развитию интеграции. В частности, в странах Содружества имеют место различия в степени проведения реформ, что создает качественно разнородную экономическую среду. Имеет место и политическая разнонаправленность отдельных бывших советских республик. И все же, несмотря на это. Интеграционные программы разрабатываются в нескольких странах СНГ, и не исключено, что в недалеком будущем этот процесс наберет полную силу и завершится созданием их Экономического союза.








[1] Миклашевская Н. А.,  Холопов А. В.Международная экономика  - М.:  Дело и Сервис, 2001 – с 9.


[2] Авдокушин Е.К Международные экономические отношения. - М.: Мысль, 1999. – с 57.


[3] Авдокушин Е.Кэ Международные экономические отношения. - М.: Мысль, 1999. – с 69.


[4] Некоторые авторы добавляют к этому перечню еще и информацию, считая ее не менее важным экономическим фактором, с чем я полностью согласен.

[5] Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для Вузов.  - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – с 76.