Содержание

1.     Введение

2.     Особенности научной картины мира

3.     Основные принципы построения научной картины мира

4.     Общие контуры современной научной картины мира

5.     Заключение

6.     Список литературы   

Введение.

Познание единичных вещей и процессов невозможно без одновременного познания всеобщего, а последнее в свою очередь познается только через первое. Сегодня это должно быть ясно каждому образованному уму. Точно также и целое постижимо лишь в органическом единстве с его частями, а часть может быть понята лишь в рамках целого. И любой открытый нами "частный" закон - если он действительно закон, а не эмпирическое правило - есть конкретное проявление всеобщности. Нет такой науки, предметом которой было бы исключительно всеобщее без познания единичного, как невозможна и наука, ограничивающая себя лишь познанием особенного.

Всеобщая связь явлений - наиболее общая закономерность существования мира, представляющая собой результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений и воплощающаяся в качестве научного отражения в единстве и взаимосвязи наук. Она выражает внутреннее единство всех элементов структуры и свойств любой целостной системы, а также бесконечное разнообразие отношений данной системы с другими окружающими ее системами или явлениями. Без понимания принципа всеобщей связи не может быть истинного знания. Осознание универсальной идеи единства всего живого со всем мирозданием входит в науку, хотя уже более полувека назад в своих лекциях, читанных в Сорбонне, В.И.Вернадский отмечал, что ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится, но неразрывно связан с материально–энергетической средой. "В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера".

Естественнонаучное миропонимание (ЕНМП) - система знаний о природе, образующаяся в сознании учащихся в процессе изучения естественнонаучных предметов, и мыслительная деятельность по созданию этой системы.

Понятие "картина мира" является одним из фундаментальных понятий философии и естествознания и выражает общие научные представления об окружающей действительности в их целостности. Понятие "картина мира" отражает мир в целом как единую систему, то есть "связное целое", познание которого предполагает "познание всей природы и истории..." (Маркс К., Энгельс Ф., собр. соч., 2-е изд. том 20, с.630).










Список литературы

1.   Концепции современного естествознания. Под ред. Лавриненко В.Н.и Ратникова В.П. М.,2004.

2.  Капица С.П. и др. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2001.

3.  Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. М., 1985.

4.  Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. - М.,1991.
































Особенности научной картины мира

Научная картина мира – это одна из возможных картин мира, поэтому ей присуще как что-то общее со всеми остальными картинами мира – мифологической, религиозной, философской, - так и нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира. Как и все остальные картины мира, научная картина мира содержит определенные представления о структуре пространства и времени, объектах и их взаимодействиях, законах и месте человека в мире. Это то общее, что присутствует во всякой картине мира. Главное же, что выделяет именно научную картину мира из всех остальных картин мира, - это конечно же “научность” этой картины мира. Поэтому, чтобы понять особенность научной картины мира, необходимо понять особенность науки как специального вида человеческой деятельности. Уже около века существует в философии особое направление, которое называется “философия и методология науки”. Это направление пытается понять, что же такое наука?   Вначале философы думали, что наука принципиально отличается от ненаучных видов знания, и научному знанию принадлежит такой  признак, как “критерий демаркации”.Он показывает, что за ним начинается наука, а все, что по другую сторону, - это нечто ненаучное. Разные философы предлагали разные признаки в качестве “критерия демаркации”. Например, одни говорили, что главное в науке – это использование особого метода мышления, который называется “индукция”, т.е. переход от частных фактов к их обобщениям в общих суждениях. Другие говорили, что главное в науке – это использование математики, третьи утверждали, что только наука использует такие суждения, из которых можно вывести следствия и проверить или опровергнуть эти следствия в опыте. Все предлагаемые признаки в той или иной мере оказались принадлежащими и ненаучным видам знания. Тогда философы решили, что наука не резко отличается от ненауки, а постепенно вырастает из ненаучных видов знания, усиливая одни признаки и ослабляя другие. Основным признаком науки является не что-то одно, а целая система свойств, которая в некотором специальном сочетании и пропорциях присуща именно научному знанию, хотя каждый отдельный элемент этой системы можно встретить и далеко за пределами науки. Все те признаки, которые раньше предлагались в качестве “критерия демаркации”, они  все понемногу верны, но теперь их следует рассмотреть вместе,как отдельные стороны .                                                                                           Одна из самых больших проблем человеческого мышления – это проблема соединения фактов и идей. Есть, с одной стороны, то, что мы наблюдаем через наши органы чувств – это так называемое “чувственное познание”, и есть мысли, идеи, логика – это область “рационального познания”. Обычно люди либо ограничиваются только чувственным познанием, либо отрываются от фактов и наблюдений и используют оторванные от жизни гипотезы. Первая особенность науки – это соединение чувственного и рационального видов познания. В науке нужно не просто выдумывать гипотезы, а только такие гипотезы, которые можно было бы либо подтвердить, либо опровергнуть на фактах. С другой стороны, и сами факты должны быть объективными, т.е. проверяемыми многими людьми и выражающими некоторые закономерности и теоретические модели. Приближая факты к теории, наука рассматривает факты как следствия теорий (“дедукция”), сближая теорию с фактами, наука использует такие теории, которые получаются на основе обобщения (индукции) фактов. Единство индуктивных и дедуктивных методов в знании повышают научность этого знания, сближая рациональные и чувственные формы познания.                Один из признаков научности знания – использование математических методов. Математика – это наука о структурах. Структура – это, например, множество натуральных чисел вместе с операциями и отношениями на нем, множество векторов в трехмерном пространстве. Математика исследует различные структуры и строит теории об этих структурах – вводит понятия и их определения, аксиомы, доказывает теоремы. Теории о структурах строятся с использованием специальных символических языков и строгих логических рассуждений (логических доказательств). Структуры в чистом виде нигде нельзя наблюдать через наши органы чувств, например, нигде нельзя увидеть числа “два” или “три”, мы всегда видим какие-то конкретные два или три предмета, например, два яблока, три дерева, и т.д. В то же время нельзя сказать, что число “два” не имеет никакого отношения к двум яблокам. Например, если мы к числу “два” прибавим число “три”, то получим число “пять” – и все это происходит пока только в рамках чистой математической структуры. Но оказывается, что если к двум яблокам прибавить три яблока, то также получится пять яблок. Таким образом, число яблок подчиняется тем же законам, что и числа вообще, - это законы структуры. Итак, число яблок – это в какой-то мере и просто число, и в этом смысле можно изучать различные числа предметов, изучая число вообще. Математическая структура может реализовывать себя в чувственном мире. Реализация структуры – это уже как бы частный случай структуры, когда элементы структуры даны в виде конкретных наблюдаемых предметов. Но операции, свойства и отношения остаются в этом случае теми же, что и в математической структуре. Так наука открыла, что окружающий нас мир может быть представлен как реализации множества различных математических структур, и следующая особенность  науки – исследование окружающего нас мира как реализаций математических структур. Отсюда понятна такая большая важность математики для превращения обычного знания в науку.                                                                         Настоящая наука немыслима без научного эксперимента, но понять, что такое научный эксперимент не так уж просто. Начнем здесь с примера. Вплоть до открытия Галилеем закона инерции в физике господствовала механика Аристотеля. Великий древнегреческий философ Аристотель полагал, что сила пропорциональна не ускорению, как это позднее предположил Ньютон, а скорости, т.е. F=mv. Например, если лошадь тащит телегу с грузом, то до тех пор пока лошадь прикладывает силу, телега движется, т.е. скорость не равна нулю. Если же лошадь перестанет тянуть телегу, то телега остановится – ее скорость будет равна нулю. Теперь-то мы знаем, что на самом деле здесь присутствует не одна, но две силы – сила, с которой лошадь тянет телегу, и сила трения, но Аристотель думал иначе. Галилей, размышляя над проблемой механического движения, построил такой мысленный эксперимент. Галилей представлял, что будет с телом, которое получило толчок и движется по гладкой поверхности. Получив толчок, тело продолжает некоторое время двигаться и затем останавливается. Если поверхность делать все более и более гладкой, то от одного и того же толчка тело будет проходить все большее расстояние до остановки. И тогда Галилей, представив последовательность таких ситуаций, в которых тело движется по все более гладкой поверхности, переходит к пределу – к случаю такой идеальной ситуации, когда поверхность уже абсолютно гладкая. Доводя тенденцию все далее двигаться после толчка до предела, Галилей теперь утверждает, что на идеально гладкой поверхности тело после толчка уже никогда не остановится. Но после толчка на тело сила не действует, следовательно, тело будет бесконечно долго двигаться, скорость не равна нулю в этом случае, а сила будет равна нулю. Таким образом, сила не пропорциональна скорости, как это считал Аристотель, и возможно бессиловое движение, которое мы сегодня называем равномерным прямолинейным движением. Обобщая этот пример, можно сделать такой вывод. Эксперимент предполагает некоторое преобразование реальной ситуации, и в этом преобразовании реальная ситуация в той или иной степени приближается к некоторому идеальному пределу. Важно, чтобы в эксперименте можно было бы достигать все большей идеализации реальной ситуации, выстраивая как бы предельную последовательность экспериментальных ситуаций, стремящихся к некоторому идеалу-пределу. Эксперимент и играет в научном познании роль своего рода “выделителя” предельных состояний из реальных природных ситуаций. Эти пределы обычно называются “моделями” и являются реализациями тех или иных математических структур. Таким образом, еще одна особенность науки – это использование таких структур, которые получены как пределы экспериментальных ситуаций.                                                                      Итак, научная картина мира предполагает, что окружающий нас мир состоит из двух начал – формы и материи. Формы – это просто другое название для различных математических структур, составляющих как бы закономерный и логический скелет всех процессов и явлений в мире. Таким образом, в основе всего лежат структурные формы, выражающие себя в числах, операциях и отношениях. Такого рода философия близка к философии “пифагореизма”, названной так по имени великого древнегреческого философа Пифагора, который учил, что в основе всего лежат числовые структуры. Научная картина мира предполагает далее, что структуры-формы облекаются в материю и реализуются таким образом в виде бесконечного разнообразия чувственно воспринимаемых явлений и процессов. Структуры не просто повторяют себя в чувственно-материальном мире, они во многом преобразуются, ослабляются и смешиваются. Поэтому нужен специальный метод, который бы мог позволить увидеть чистые структуры за их материальными реализациями. Это метод эксперимента, метод единства индукции и дедукции, метод математики. Научная картина мира предполагает, что мы можем понять окружающий нас мир лишь в той мере, в какой мы сможем увидеть за ним лежащие в основе формы-структуры. Структуры составляют постигаемую для нашего разума часть мира. Формы-структуры составляют логическую основу не только лежащей вне нашего сознания реальности, но они же являются логическим фундаментом человеческого разума. Структурное единство человеческого разума и мира – это условие познаваемости мира, причем, познаваемости его именно через структуры.                                                                                                              Наука – это во многом особый метод познания, своеобразный способ получения структурного знания. Но в науке всегда есть и другая составляющая, которая предполагает ту или иную философию или даже религию. Например, в эпоху Возрождения наука была тесно связана с так называемым “пантеизмом” - представлением о Боге как проникающем собою любую часть мира и совпадающим с бесконечным Космосом. Позднее наука приняла философию материализма и атеизма. Можно поэтому говорить о двух видах принципов научной картины мира: 1)внутренние принципы науки, обеспечивающие научный метод познания как описанный выше метод восстановления структур, лежащих за видимой оболочкой чувственного мира, 2)внешние принципы науки, определяющие соединение науки как метода познания с той или картиной мира. Наука может соединиться с любой картиной мира, лишь бы не были разрушены внутренние принципы науки. С этой точки зрения чистой (т.е. построенной только на основе внутренних принципов) научной картины мира не существует. Во всех тех случаях, когда мы говорим о научной картине мира, всегда существует та или иная картина мира (как система внешних принципов науки), которая согласована с внутренними принципами науки. С этой точки зрения можно говорить о трех научных картинах мира: 1)пантеистической научной картине мира – здесь внутренние принципы науки соединяются с пантеизмом (это картина мира эпохи Возрождения), 2)деистической научной картине мира – здесь внутренние принципы науки соединяются с деизмом (“деизм”, или “учение о двойной истине” - это учение о том, что Бог вмешался в мир только в начале его сотворения, а затем Бог и Мир существуют совершенно независимо друг от друга, поэтому истины религии и науки также не зависят друг от друга. Такая картина мира принималась в эпоху Просвещения), 3)атеистической научной картине мира – здесь внутренние принципы науки соединяются с атеизмом и материализмом (такова современная научная картина мира). В Средние века господствующая религиозная картина мира слишком подавляла существование и развитие внутренних принципов науки, в связи с чем мы не можем назвать средневековую картину мира научной. Но это еще совсем не означает, что невозможность соединения христианской картины мира и научного метода познания в Средние века является окончательным аргументом против возможности согласования внутренних принципов науки и христианства в общем случае. В связи с этим можно было бы представить сбе возможность и четвертого варианта научной картины мира: 4)теистической научной картины мира (“теизм” – это учение о сотворении мира Богом и постоянной зависимости мира от Бога). Развитие современной научной картины мира говорит за то, что постепенно изменяются внешние принципы науки, ослабляется влияние атеизма и материализма в современной научной картине мира. Одним из наиболее весомых аргументов защитников атеистической научной картины мира является принцип объективности. Научное знание – это знание объективное, а объективно то, что не зависит от человеческого сознания. Поэтому научное знание должно предполагать выход за рамки человеческой субъективности, как бы выбрасывание из сферы научного знания всего того, что относится к психологии, сознанию и вообще гуманитарным наукам. Принцип объективности представляется сторонниками атеистической научной картины мира как один из принципов материализма и уже затем в таком виде подается как один из наиболее существенных внутренних принципов науки, как необходимое условие познаваемости структур реальности. Это можно попытаться разъяснить разделением двух принципов объективности – структурного и материалистического. Структурный принцип объективности – это один из внутренних принципов науки, предполагающий построение научного знания на основе именно объективных структур, единых для человека и природы. Материалистический принцип объективности – это внешний принцип науки, ограничивающий область объективных структур только рамками преимущественно неорганических структур, т.е. структур, реализующих себя в материально-чувственном мире на неорганических процессах и явлениях. Более того, развитие современной науки приводит ко все большему сближению естественнонаучного и гуманитарного знания, показывая на практике, что возможно построение научного знания, а следовательно и выполнение принципа объективности, не только в сфере мертвой природы, но и в области гуманитарного знания. Причем, проникновение научных методов исследования в гуманитарные дисциплины достигается в последнее время не за счет редукции к неорганическим структурам, но на основе гуманизации самих методов и средств научного познания.                                                                                                             Итак, можно заключить, что научная картина мира всегда состоит из двух видов принципов – внутренних и внешних. То, что объединяет все научные картины мира, - это именно наличие в них внутренних принципов науки, обеспечивающих ее как специфический, структурно-эмпирический метод познания и предполагающий философию материи и формы-структуры. Различие научных картин мира вытекает из возможности принятия разных внешних принципов научного знания, согласующихся с его внутренними принципами. С этой точки зрения мы выделили пантеистическую, деистическую, атеистическую и теистическую научные картины мира. Можно предполагать, что развитие современной научной картины мира постепенно приводит к отходу от внешних принципов атеизма и материализма и возникновению некоторой 5)синтетической научной картины мира, в которой согласование внутренних принципов науки, по-видимому, будет достигаться с внешними принципами, выражающими синтез внешних принципов отдельных (аналитических) научных картин мира.

Основные принципы построения научной картины мира

Ведущими принципами построения  современной научной картины мира   являются : принцип глобального эволюционизма, принцип самоорганизации ( синергетика), принцип системности и историчности.

Глобальный эволюционизм-это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной  также свидетельствует о принципиальном единстве мира , каждая составная часть  которого есть историческое  следствие глобольного эволюционного процесса, начатого Большим взрывом.

  Одна из важнейших идей европейской цивилизации - идея развития                   мира. В своих простейших и неразвитых формах (преформизм,                   эпигенез,  кантовская  космогония)  она  начала  проникать в               естествознание еще в ХVIII веке. И уже ХIХ век по праву может  быть назван веком эволюции. Сначала геология, затем биология  и   социология стали уделять теоретическому моделированию развивающихся объектов все большее и большее внимание. Но в науках о неорганической природе идея развития пробивала себе дорогу очень сложно. Вплоть до второй половины ХХ века в ней господствовала исходная абстракция закрытой обратимой                   системы, в которой фактор времени не играет никакой роли. Даже  переход от классической ньютоновской физики к неклассической  (релятивистской и квантовой) в этом отношении ничего не   изменил. Правда,  некоторый робкий  прорыв  в этом  направлении  был  сделан   классической термодинамикой, которая ввела понятие энтропии и представление о необратимых процессах, зависящих от  времени.  Так в науки о неорганической природе была введена  “стрела времени”. Но, в конечном счете, и классическая  термодинамика изучала лишь закрытые равновесные системы. А на  неравновесные процессы смотрели как на возмущения,                   второстепенные отклонения, которыми следует пренебречь в  окончательном описании познаваемого объекта - закрытой  равновесной системы.                  А, с другой стороны, проникновение идеи развития в геологию,                    биологию, социологию, гуманитарные науки в ХIХ и первой  половине ХХ века осуществлялось независимо в каждой из этих отраслей познания. Философский принцип развития мира (природы, общества, человека) общего, стержневого для всего  естествознания (а также для всей науки) выражения не имел. В каждой отрасли естествознания он имел свои (независимые от                   другой отрасли) формы теоретико-методологической  конкретизации.                  И только к концу ХХ века естествознание находит в себе теоретические и методологические средства для создания единой модели универсальной эволюции, выявления общих законов  природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец,возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Такой                   моделью является концепция глобального эволюционизма.В концепции глобального эволюционизма Вселенная представляется в качестве развивающегося во времени природного целого. Вся  история Вселенной от “Большого взрыва” до возникновения  человечества рассматривается в этой концепции как единый  процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции  преемственно и генетически связаны  между собой.  Космохимия, геохимия, биохимия отражают здесь                   фундаментальные  переходы  в   эволюции   молекулярных    систем   и    неизбежности их превращения в органическую материю.

Принцип самоорганизации( синергетика)-это наблюдаемая способность матарии к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней.

 Появление синергетики современном естествознании инициировано, видимо, подготовкой глобального  эволюционного синтеза всех естественно-научных    дисциплин. Эту тенденцию в немалой степени  сдерживало такое обстоятельство, как разительная асимметрия процессов деградации и развития в живой    и неживой природе. Для сохранения непротиворечивости общей  картины мира необходимо постулировать наличие у   материи в целом не только разрушительной, но и созидательной тенденции. Материя способна  осуществлять работу и против термодинамического  равновесия, самоорганизовываться и самоусложняться.

   Постулат о способности материи к саморазвитию в философию был введен достаточно давно. А вот его необходимость в фундаментальных    и естественных науках (физике, химии) начали осознавать только сейчас. На этой волне и возникла  синергетика — теория самоорганизации. Ее разработка началась несколько десятилетий назад. В настоящее время она развивается по нескольким  направлениям: синергетика (Г. Хакен), неравновесная термодинамика (И.Р. Пригожий) и др. Общий смысл развитого ими комплекса идей, называя их синергетическими (термин Г.Хакена).

   Главный мировоззренческий сдвиг, произведенный синергетикой, можно выразить следующим образом:

      • процессы разрушения и созидания, деградации и  эволюции во Вселенной равноправны;

      • процессы созидания (нарастания сложности и упорядоченности) имеют единый алгоритм, независимо от природы систем, в которых они осуществляются.

 Под самоорганизацией при этом понимается спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее к более сложным и упорядоченным формам организации. Отсюда следует, что объектом синергетики могут быть отнюдь не любые системы, а только те, которые удовлетворяют по меньшей мере двум условиям:

  • они должны быть открытыми, т.е. обмениваться веществом или энергией с внешней средой;

  • они должны также быть  существенно неравновесными, т.е находиться в

состоянии, далеком от термодинамического  равновесия.

    Итак, синергетика утверждает, что развитие открытых и сильно неравновесных систем   протекает путем нарастающей сложности и                               упорядоченности. В цикле развития такой системы  наблюдаются две фазы:

    1. Период плавного эволюционного развития  с  хорошо предсказуемыми линейными изменениями, подводящими в итоге систему к некоторому                               неустойчивому критическому состоянию;

    2. Выход из критического состояния одномоментно, скачком и переход в новое устойчивое состояние с  большей степенью сложности и упорядоченности.

   Важная особенность второй фазы заключается в том,  что переход системы в новое устойчивое состояние неоднозначен. А отсюда  следует, что развитие таких систем имеет принципиально непредсказуемый характер. 

  Самый   популярный   и  наглядный пример образования структур нарастающей  сложности — хорошо изученное в гидродинамике              явление, названное ячейками Бенара.

    Это хорошо знакомое всем явление с позиций  статистической механики невероятно. Ведь оно   свидетельствует, что в момент образования ячеек                               Бенара миллиарды молекул жидкости, как по команде, начинают вести себя скоординированно,  согласованно, хотя до этого пребывает в  хаотическом движении. (Слово "синергетика", кстати, как раз и означает  "совместное действие"). Классические статистические законы здесь явно не работают, это явление иного порядка. Ведь если бы, даже  случайно, такая "правильная" и

устойчиво  "кооперативная" структура образовалась, что почти   невероятно, она тут же бы и распалась. Но она не   распадается при соответствующих условиях (приток энергии извне), а, наоборот, устойчив сохраняется. Значит, возникновение структур нарастающей сложности — не случайность, а                               закономерность.

   Поиск аналогичных процессов самоорганизации в других классах открытых  неравновесных систем вроде бы обещает быть успешным: механизм действия лазера; рост  кристаллов; химические часы (реакция Белоусова—Жаботинского), формирование живого организма, динамика популяций, рыночная экономика - все это примеры самоорганизации систем самой различной природы.

  Синергетическая интерпретация такого рода явлений открывает новые возможности и направления   их изучения. В обобщенном виде новизну                               синергетического подхода можно выразить следующими позициями:

    • Хаос не только разрушителен, но и созидателен, конструктивен; развитие осуществляется через неустойчивость (хаотичность).

    • Линейный характер эволюции сложных систем, к которому привыкла классическая наука, не правило, а, скорее, исключение; развитие большинства таких  систем носит нелинейный характер. А это значит, что для сложных систем всегда существует несколько возможных путей эволюции.

    • Развитие осуществляется через случайный выбор одной из нескольких разрешенных возможностей  дальнейшей эволюции в точке бифуркации.

Следовательно, случайность—не досадное недоразумение, она встроена в механизм эволюции. А ещё это значит, что нынешний путь эволюции системы, возможно, не  лучше, чем те, которые были отвергнуты случайным

выбором.

Идеи синергетики носят междисциплинарный характер. Они подводят базу под совершающийся в естествознании глобальный                               эволюционный синтез. Поэтому в синергетике видят одну из важнейших составляющих современной научной  картины мира.

Системность

Системность означает воспроизведение    наукой того факта, что Вселенная предстает как наиболее крупная из известных нам систем,состоящая из огромного множества элементов  (подсистем) разного уровня сложности и

упорядоченности.

Под системой обычно понимают некое упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Эффект системности обнаруживается в появлении у целостной системы новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов (атомы водорода и кислорода,  например,

объединенные в молекулу воды, радикально меняют свои обычные свойства). Другой важной характеристикой системной организации является иерархичность, субординация — последовательное  включение систем нижних уровней в системы более высоких уровней. Системный способ объединения  элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включению систем разных уровней друг в друга каждый элемент любой системы оказывается связан со всеми элементами всех

возможных систем. (Например: человек –биосфера–планета Земля  –Солнечная система – Галактика и т. д.) Именно такой принципиально единый характер демонстрирует нам окружающий мир. Таким же  образом

организуется  соответственно и научная картина мира, и создающее  ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны – сейчас уже нет практически  ни одной "чистой" науки. Все пронизано и

  преобразовано физикой и химией.



Историчность

Историчность, а следовательно, принципиальная незавершенность настоящей, да и любой научной картины мира. Та, которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества изменение его ценностных ориентации, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составной частью включен и сам человек, меняет и стратегию научного поиска, и отношение человека к миру.

Но ведь развивается и Вселенная. Конечно, развитие общества и Вселенной осуществляется в разных темпоритмах. Но их взаимное наложение делает идею создания окончательной, завершенной, абсолютно истинной научной картины мира практически неосуществимой.


Общие контуры современной естественно-научной картины мира

     Мир котором мы живем, состоит из разномасштабных открытых систем, развитие которых подчиняется общим закономерностям. При этом он имеет свою долгую историю, в общих чертах известную современной науке. Приведем хронологию наиболее важных событий этой истории:


       20 млрд лет назад  — Большой взрыв.

       3 минуты спустя    — образование вещественной   основы Вселенной (фотоны, нейтрино и антинейтрино с примесью ядер водорода, гелия и электронов).

       Через несколько сотен тысяч лет — появление атомов(легких элементов).

       19—17 млрд лет назад –  образование разномасштабных структур .

       15 млрд лет назад — появление звезд первого поколения, образование атомов тяжелых элементов.

        5 млрд лет назад — рождение Солнца.

        4,6 млрд лет назад — образование Земли.

        3,8 млрд лет назад — зарождение жизни.

        450 млн лет назад — появление растений.

        150 млн лет назад — появление млекопитающих.

         2 млн лет назад — начало антропогенеза.

  Мы обращаем внимание  в первую очередь на успехи физики и космологии потому, что именно эти фундаментальные науки формируют общие контуры научной картины мира.

   Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна потому, что способна  поставить в тупик человека, привыкшего согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Идеи начала времени, корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов, внутренней структуры вакуума, способной  рождать виртуальные частицы, и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко "безумный" вид.

  Но в то же время эта картина величественно проста, стройна и где-то даже элегантна. Эти качества ей придают в основном уже  рассмотренные нами ведущие принципы построения и организации современного научного знания:

       • системность,

       • глобальный эволюционизм,

       • самоорганизация,

       • историчность.

  Данные принципы построения научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы.

Эти принципиальные особенности современной естественно-научной картины мира и определяют в главном её  общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное.

Заключение

    В современном мире научная картина мира вызывает у людей не только восхищение , но и опасения. Часто можно услышать, что наука приносит человеку не только блага , но и величайшие несчастья. Загрязнение атмосферы, катастрофы на атомных станциях, повышение радиоактивного фона в результате испытаний ядерного оружия, «озонная дыра» над планетой, резкое сокращение видов растений и животных-все эти и другие экологические проблемы люди склонны объяснять  самим фактором существования науки. Но дело не в науке, а в том, в чьих  руках она находится ,какие социальные интересы за ней стоят , какие общественные и государственные структуры направляют её развитие.

Нарастание глобальных проблем человечества повышает ответственность ученных за судьбы человечества. Вопрос об исторических судьбах и роли науки  в ее отношении к человеку, перспективам его развития никогда так остро не обсуждался, как в настоящее время, в условиях нарастания глобального кризиса цивилизации.

    Наука- это социальный институт , он теснейшим образом связан с развитием всего общества. Сложность, противоречивость современной ситуации в том, что наука, причастна к порождению глобальных, экологических проблем цивилизации; и в то же время  без науки решение этих проблем в принципе невозможно. Это значит, что роль науки в истории человечества  постоянно возрастает.   

    Я попытались  отметить некоторые принципиальные особенности

современной естественно-научной картины мира. Это всего лишь ее общий контур, набросав который можно  приступать к более детальному знакомству с  конкретными концептуальными новшествами современного естествознания.