Содержание

Введение. 3

1. Сущность, виды доходов в торговле и их формирование. 4

2. Экономическое обоснование надбавок в торговле. 7

3. Анализ и оценка доходов торгового предприятия. 12

4. Обоснование суммы доходов от продаж и уровня доходности. 20

5. Обоснование мероприятия и управленческого решения по увеличению доходов и повышению доходности. 26

Заключение. 29

Список литературы.. 30


Введение

Все затраты предприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и относимые на прибыль, в сумме образуют экономи­ческие издержки, поскольку они характеризуют совокупность дейст­вительных расходов торгового предприятия, Экономические издержки по количеству и объему больше издержек обращения. Соответственно издержкам прибыль может быть экономической. Бухгалтерская (ва­ловая) прибыль — это разность между валовым доходом и издержка­ми, обращения. Экономическая прибыль — это разность между вало­вым доходом и экономическими издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых в составе издержек обращения. Цель любого торгового предприятия на рынке — получение максимальной экономической прибыли. Экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свиде­тельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предпри­нимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию).

Целью курсовой работы изучение формирования доходов торгового предприятия и ее анализ на предприятии.

Задачей будет:

1. Написание курсовой работы в соответствии с требованиями к работе;

2. Привести теорию формирования доходов торговых предприятий;

3. Решить в практической части задачи к курсовой работе.

1. Сущность, виды доходов в торговле и их формирование.

Доход - важнейший показатель и источник финансиро­вания хозяйственной деятельности предприятия, функциони­рующего на началах коммерческого расчета. Это означает, что каждое торговое предприятие просчитывает целесообразность закупки товаров в том или ином объеме, оценивает возможности их реализации по сложившимся рыночным (оптовым или розничным) ценам в условиях конкуренции и получения необходимой величины прибыли от всей этой деятельности на среднем для данного региона уровне в процентах к товарообороту.

Развитие предприятия на основе самофинансирования полностью зависит от величины получаемой прибыли. Она используется в торговых предприятиях для развития материально-технической базы на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, пополнения собственных оборотных средств, обеспечения социального развития коллективов, выпла­ты отдельных видов материального поощрения работников, ди­видендов акционерам и т. п.[1]

В ГК РФ в зависимости от того, является или не является извлечение прибыли основной целью организации (предприятия), различают коммерческие и некоммерческие организации (п. 1 ст. 50). В нем подчеркивается, что к коммерческим относятся «орга­низации, преследующие извлечение прибыли в качестве основ­ной цели своей деятельности», и к некоммерческим - организа­ции «не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную доход между участниками».

К одному из основных критериев любой (законной) пред­принимательской деятельности относится систематическое полу­чение прибыли. В п. 1 ст. 2 ГК РФ указано, что «предпринима­тельской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение при­были от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Доход (убыток) как конечный финансовый результат деятельности предприятия в различных действующих норматив­ных актах называется по-разному. Так, в «Положении о бухгал­терском учете и отчетности в РФ» ведется речь о балансовой прибыли (убытке) и характеризуют ее как «конечный финансо­вый результат (доход или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей баланса в соответствии с настоящим Положением» (приказ Минфина России от 26 декабря 1994 г. № 170, п. 71). В другом случае в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на доход предприятий и организа­ций» используется термин «валовая доход», под которой по­нимается сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (ра­бот, услуг), основных фондов (включая земельные участки), ино­го имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Доход является сложной категорией и классифицирует­ся по источникам происхождения и образования, по назначению, видам предпринимательской деятельности и другим критериям.

Предприятие в зависимости от поставленных целей, ис­пользует различные понятия прибыли: банковская доход; ва­ловая доход; доход от реализации продукции (работ, услуг); доход от продажи основных средств и иного имущества; нало­гооблагаемая доход; доход, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая доход) и др. Примерно так же различают­ся и убытки.

На предприятии ведут речь не только о прибыли (убытке) от всей хозяйственно-финансовой деятельности, а и о прибыли (убытке) по отдельным видам деятельности, операциям, по тем или иным источникам. Общим для всех понятий прибыли являет­ся превышение доходов над расходами. Если же доходы оказа­лись меньше расходов, то эта разница представляет собой убы­ток, полученный предприятием за соответствующий период.[2]

В данном учебнике при характеристике понятий и видов прибыли руководствовались нормативно-правовыми актами Рос­сии. Такой подход позволяет избежать ошибок и неприятных по­следствий при анализе и планировании прибыли и показателей, исчисленных на ее основе.

Необходимо четко и конкретно определить и.разграничить ключевые (базовые), основные понятия. Они должны быть еди­ными для различных нормативных актов, регулирующих хозяй­ственно-финансовую деятельность, с тем чтобы все остальные понятия строились на их основе и определялись с учетом этих понятий.

На основе изучения этой проблемы можно сделать вывод о том, что слагаемыми балансовой (валовой) прибыли (убытка) являются:

• доход (убыток) от реализации продукции-(выполнения работ и оказание услуг);

• доход (убыток) от реализации основных средств и ино­го имущества предприятия;

• доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по внереализационным операциям.


2. Экономическое обоснование надбавок в торговле.

Торговая надбавка определяется продавцом исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения). В торговую надбавку включают издержки обращения, в том числе транспортные и другие расходы розничных торговых организа­ций и предприятий, а также налог на добавленную стоимость.

Прибыль (убыток) от реализации товаров по свободным розничным ценам определяется как разница между товарооборо­том по розничным ценам (за минусом НДС и акцизов) и отпуск­ной ценой с учетом всех затрат. Эти соотношения можно пред­ставить в следующей формуле: Прр30, где Пр - при­быль от реализации товаров (услуг); Тр - товарооборот по сво­бодным рыночным (розничным, оптовым) ценам за минусом НДС и акцизов; Т3 - товарооборот по ценам закупки; Тр3 -сумма торговых надбавок; Ио - издержки обращения.

Торговая надбавка, исходя из характеристики ее состав­ляющих, можно рассчитать по формуле: ТН = Ио + Пр + НДС ,

где ТН - торговая надбавка; НДС - налог на добавленную стои­мость; значение других символов указано выше.

Торговые надбавки (доход от торговой деятельности) ис­пользуются предприятиями для возмещения издержек обращения и других затрат, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности и образованием прибыли от реализации. Тем самым предприятия обеспечивают самоокупаемость текущей хозяйст­венной деятельности и создают условия для самофинансирования в предстоящем периоде (создавая фонды развития материально-технической базы, пополняя собственные оборотные средства и т.п.).

Органы исполнительной власти на местах могут регулиро­вать размеры торговых надбавок путем установления предельных надбавок, предельных уровней рентабельности, другими метода­ми, а также принимать решения о самостоятельном установлении предприятиями торговли размеров торговых надбавок на реали­зуемые товары (продукцию).[3]

В системе движения товаров от производства до потребителей функционирует два важных звена: оптово-посредническое и совокупность розничных торго­вых структур.

Оптово-посредническое звено представлено снабженческо-сбытовыми, заготовительными предприятиями, оптово-посредническими фирмами, торгово-закупочными предприятия­ми и организациями оптовой торговли и другими юридическими лицами, осуществляющими в Соответствии с утвержденным ус­тавом организации (предприятия) функции по закупке, хранению и продаже товаров (продукции). В этих структурах продажа това­ров осуществляется по свободным ценам (кроме товаров, по ко­торым в соответствии с действующим законодательством приме­няются регулируемые снабженческо-сбытовые надбавки), уста­навливаемым указанными предприятиями по согласованию с по­требителем исходя из сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке, а также качества и потреби­тельских свойств товаров (продукции). При этом в свободной цене товаров (продукции) учитываются свободная отпускная цена предприятия-изготовителя или цена другого поставщика (цена закупки), а также затраты указанных организаций (предприятий) по ее закупке, хранению, транспортировке и реализации и необ­ходимая прибыль.

Из приведенных положений вытекает, что в снабженческо-сбытовых (оптовых) надбавках учитывают расходы по за­купке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транс­портировке и реализации товаров (продукции), а также прибыль, признанную необходимой для нормальной деятельности.

В Методических рекомендациях по формированию и при­менению свободных цен на товары и услуги указано, что при реализации товаров и услуг населению розничные предприятия и другие юридические лица, осуществляющие продажу товаров для конечного потребления самостоятельно определяют свободные розничные цены в соответствии с конъюнктурой рынка, качест­вом и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.

Из приведенных положений вытекает, что основная часть цены формируется производителем или другими поставщиками, предметом ценовой политики торгового предприятия выступа­ет торговая (оптовая) надбавка и определение свободной цены реализации в целом (окончательной) исходя из ее основной части, установленной производителем (цены закупки) и самостоятельно установленного размера торговой (оптовой) надбавки.

Роль торговой надбавки трудно переоценить. Именно этот элемент цены представляет доход торгового предприятия, харак­теризует цену торговых услуг, оказываемых покупателям при реализации товаров и услуг, является исходной основой ком­мерческого расчета, создания условий для самофинансирования и т. п.

При формировании свободных цен и торговых (оптовых) надбавок необходимо учитывать следующие факторы: конъюнктуру потребительского рынка (соотношение спроса и предложения);

• выявление и укрепление положения торгового предпри­ятия на рынке;

• условия хозяйственной деятельности предприятия и по­следовательное выполнение функций управления процессом коммерческой деятельности;

• использование современных методов хозяйствования и средств управления;

• уровень обслуживания покупателей и многие другие. Специфические особенности торговой деятельности ока­зывают влияние на содержание ценовой политики, проводимой предприятиями в этой отрасли. Разработка ценовой политики торгового предприятия связана с обоснованием величины диф­ференцированных размеров торговых (оптовых) надбавок на реализуемые товары и определением мер по их оперативной кор­ректировке в зависимости от конъюнктуры потребительского рынка, условий хозяйствования и других факторов. Все это по­зволяет в конечном счете установить свободную розничную (оп­товую) цену товара (услуги).

Ценовая политика является одной из составляющих ком­плекса маркетинга и должна быть направлена на достижение стратегических целей. При обосновании торговой (оптовой) над­бавки и рыночной цены торговым предприятиям следует учиты­вать свою маркетинговую стратегию (проникновение на новый рынок  продукции; развитие рынка продукции, выпускаемой предприятием; сегментацию рынка продукции, т. е. выделение и общей массы покупателей их отдельных групп, различающихся требованиями к свойствам продукции и чувствительностью к уровню его цены; разработку новых видов продукции или моди­фикацию уже существующей для завоевания новых рынков и др.)

Ценовая политика торгового предприятия используется

для достижения следующих целей:

• максимизации рентабельности продаж, т. е. отношения прибыли (в процентах) к общему объему товарооборота (общей величины выручки от продаж);

• максимизации рентабельности чистого собственного ка­питала предприятия, т. е. отношения прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетом всех обязательств;

• максимизации рентабельности всех активов предпри­ятия, т. е. отношения прибыли к общей сумме бухгалтерских ак­тивов, сформированных за счет собственных и заемных средств;

• стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции, т. е. сложившейся доли предприятия в общем объеме продаж на дан­ном товарном рынке (данная цель приобретает особое значение для предприятий, действующих на рынке, где любые колебания цен порождают существенные изменения объема продаж);

• наиболее высоких темпов роста товарооборота. Торговые предприятия в условиях рыночных отношений имеют возможность осуществлять дифференцированную цено­вую политику, основанную на определенных принципах и ис­пользовании различных методов формирования (установления торговых (оптовых) надбавок и розничных (оптовых) рыночных цен).[4]


3. Анализ и оценка доходов торгового предприятия.

Каждое предприятие должно четко представлять цели анализа данного сегмента экономики и определять перечень за­дач, решение которых позволит достичь поставленных целей. Одновременно устанавливается перечень показателей, которые должны изучаться. Этот перечень систематически уточняется с учетом происходящих изменений в экономике страны, отрасли, предприятия.

Целями данного анализа является оценка конечных финан­совых результатов деятельности предприятия, изучение основ­ных причин их изменения в динамике и по сравнению с аналогич­ными показателями по отрасли в данном регионе, в целом по стране и с показателями предприятий-конкурентов. Очень важ­но также при анализе выявить резервы увеличения прибыли (пре­одоления убыточности - если это имеет место в деятельности предприятия), повышения рентабельности и определить кон­кретные меры по их использованию в текущей деятельности и перспективе.

Для достижения этих целей торговые предприятия должны решать такие задачи:

• оценивают, в какой степени была обеспечена максимиза­ция прибыли;

• в случаях убыточной работы выявляют причины такого хозяйствования и определяют пути выхода из сложившейся си­туации;

• рассматривают доходы на основе их сопоставления с рас­ходами и выявляют прибыль от реализации;

• изучают тенденции изменения доходов по основным то­варным группам и в целом от торговой деятельности;

• выявляют, какая часть доходов используется на возмеще­ние издержек обращения, налогов и образования прибыли; • рассчитывают отклонение величины балансовой прибыли по сравнению с величиной прибыли от реализации и определяют причины этих отклонений;

• исследуют различные показатели рентабельности за от­четный период и в динамике;

• выявляют резервы увеличения прибыли и повышения рен­табельности и определяют, как и когда возможно использовать

эти резервы;

• изучают направления использования прибыли и оценива­ют, обеспечено ли финансирование за счет собственных средств развития хозяйственной деятельности.

Анализ доходов и финансовых результатов носит ком­плексный характер и состоит из следующих этапов: оценка об­щей, валовой (балансовой) прибыли за отчетный период и в ди­намике; факторный анализ прибыли от реализации товаров и ус­луг; изучение показателей рентабельности и факторов, оказавших влияние на их изменение; определение мер по преодолению убы­точности (оптимизация объемов продаж, издержек обращения и использование других мер по выходу из кризиса).

Основным показателем финансовых результатов является балансовая прибыль. Она характеризует общую сумму прибыли предприятия, полученную за определенный период (квартал, по­лугодие, девять месяцев, год) и отражает конечный финансовый результат хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Факторный анализ предполагает изучение основных пока­зателей, влияющих на прибыль. Перечень этих показателей при­веден в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Особое зна­чение имеет изучение влияния таких факторов, как цена, объем продаж и издержки обращения.

Предприятия любых организационно-правовых форм стремятся к максимизации прибыли. Это>вытекает из основных функций, которые она выполняет. Так:

• ожидаемая прибыль является основой принятия инвести­ционных решений;

• полученная прибыль прибыли выступает мерилом успехов хозяйственной деятельности предприятия;

• часть полученной прибыли выступает источником само­финансирования;

• другая часть прибыли используется в качестве вознаграж­дения владельцам капитала.[5]

Как свидетельствует практика работы предприятий, не всегда менеджеры и другие специалисты принимают именно те решения, которые максимизируют прибыль. Разные торговые предприятия используют различные подходы к организации хо­зяйственно-финансовой деятельности. Те из них, которые лучше и экономичнее организуют эту деятельность, и будут продвигать­ся к максимальной прибыли. Другие имеют большие издержки и поэтому сокращают объемы деятельности. В любом случае на рынке доминируют предприятия, которые имеют более низкие издержки и продают товары с учетом требований покупателей на приемлемых для них условиях. Управленцы ничего сознательно не максимизируют. Именно работа в условиях конкуренции за­ставляют предприятия действовать так, как если бы решали зада­чу максимизации прибыли, хотя и при принятии решений это не ставилось во главу угла. Из этого вытекает, что одной из основ­ных задач анализа финансовых результатов является оценка хо­зяйственной деятельности с точки зрения максимизации прибыли и выявления резервов ее роста, которые можно использовать в текущей деятельности или в перспективе.

Большое значение имеет факторный анализ прибыли от реализации товаров (услуг). Именно слагаемые этой прибыли оказывают решающее воздействие на балансовую прибыль. По величине прибыли от реализации предприятия оценивают выгод­но или невыгодно были реализованы товары и услуги. Расчеты этой прибыли выполняют в два этапа. Первоначально устанавли­вается разница между выручкой от реализации (фактическим то­варооборотом по рыночным ценам) без НДС и акцизов и себе­стоимостью товаров и услуг (объемом продаж товаров и услуг по ценам их закупки). Эта разница представляет собой доход или величину торговых надбавок. Она измеряется в сумме и в про­центах к товарообороту. На втором этапе из ука­занной разницы (доходов, величины торговых надбавок) вычи­тают издержки обращения. На всех уровнях управления торговлей наиболее часто при оценке эффективности хозяйствования, ее анализе и планирова­нии используют показатели рентабельности продаж:

Прибыль от реализации*100 / Объем продаж

Прибыль (убыток) отчетного периода*100 / Объем продаж

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности*100 / Объем продаж

Налогооблагаемая прибыль*100 / Объем продаж

Чистая прибыль*100 / Объем продаж.

Эти показатели в странах с рыночной экономикой назы­вают рентабельностью продаж, или маржей прибыли (коммерче­ской маржой). Экономический смысл этих показателей состоит в характеристике удельного веса прибыли на каждые 100 руб. то­варооборота (или в руб. и коп. на каждые 100 руб. оборота). Эти показатели в процентах к товарообороту используют при оценке не только прибыли, но и доходов, издержек обращения и других расходов и доходов. Рост указанных показателей свидетельствует о повышении эффективности ведения торговой деятельности. По этим показателям оценивают и конкурентоспособность предпри­ятий.

Большое значение имеют и показатели эффективности использования совокупного капитала и его составных элементов:

Балансовая или чистая прибыль*100 / Сумма активов по балансу

Балансовая или чистая прибыль*100 / Среднегодовая численность работников

Балансовая или чистая прибыль*100 / Среднегодовая стоимость оборотных средств

Чистая прибыль*100 / Инвестированный капитал

Балансовая или чистая прибыль*100 / Среднегодовая стоимость основных средств

Чистая прибыль*100 / Собственный капитал

Показатель рентабельности (Рк), исчисленный как отно­шение прибыли (П) к среднегодовой стоимости капитала (К), можно преобразовать, разделив числитель и знаменатель на това­рооборот (Т), в произведение рентабельности продаж (Рn) на оборачиваемость капитала в разах (Ок):

Рк = П / К = П / Т*Т / К = Рn * Ок

Это не просто технический расчет, а характеристика зави­симости рентабельности капитала от рентабельности продаж и скорости обращения капитала.

Третья группа показателей рентабельности характеризует эффективность текущих затрат:

Балансовая прибыль*100 / Издержки обращения

Балансовая прибыль*100 / Расходы на оплату труда

Названные показатели весьма удобны для практического использования различными участниками хозяйственного процес­са. Для менеджеров и владельцев необходимо знать рентабель­ность продаж, которая характеризует долю прибыли в рыночной цене, для инвесторов и кредиторов - отдачу на вложенный капи­тал и  тенденцию ее изменения, для собственников и учредите­лей - доходность акций (прибыль к рыночной стоимости акций). Для кредиторов, заемщиков и акционеров большое значение имеют три показателя рентабельности, исчисленные как от­ношение чистого потока денежных средств (разность поступлений и расходов, учтенных по статьям начисленных средств к объему продаж, отдельно к величине совокупного капитала и от­дельно к собственному капиталу. Эти показатели широко исполь­зуют в странах с развитой рыночной экономикой. Каждое предприятие должно оценивать, какой минимально необходимый товарооборот по отдельным магазинам и их со­вокупности позволяет обеспечить возмещение расходов и работу без убытков, не обеспечивает получение прибыли и не имеет убытков. Выше была изложена методика расчета точки безубы­точности.[6]

Если спрос на данный товар меньше, чем объем товаро­оборота, обеспечивающий убыточность, то процесс реализации не будет самоокупаемым.

Во многих случаях убыточность объясняется необосно­ванно высокой величиной издержек обращения и наличия раз­личного рода потерь. В этом случае необходимо выполнить ком­плексный финансовый анализ наиболее значимых показателей с тем, чтобы выяснить, как добиться прибыльной работы. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит бизнес-плану предприятия. Это и есть комплексный подход для решения проблем выхода из кризиса и преодоление убыточности.

Практические расчеты

Произвести анализ доходов розничной торговли Повловского райпо за отчетный год, в процессе которого определить:

структуру источников доходов и ее изменение против прошлого года;

доходность торговой деятельности и ее изменение;

влияние факторов на изменение доходов от плана и от данных прошлого года: объема оборота, уровня доходности, изменение цен и физического объема продаж.

Расчеты произвести в таблицах с необходимыми пояснениями и выводами.

Структура доходов розничной торговли Павловского райпо (сумма – тыс.руб.). Таблица 1.


Показатели

Предшествующий год

Отчетный год

Отклонения

Отчетный год в% к предшедствующей

Сумма

% к итогу

Сумма

% к итогу

По сумме

по структуре

Доходы торговли

8733,1

100

10222,4

100

1489,3

0

117,0535

В том числе от продажи товаров

7859,8

90,00011

9813,5

95,99996

1953,7

5,999846

124,8569

от прочей операционной деятельности

349,3

3,999725

255,6

2,500391

-93,7

-1,49933

73,17492

от внереал.опер.

524

6,00016

153,3

1,499648

-370,7

-4,50051

29,25573




Доходы розничной торговли от реализации товаров (тыс.руб.) Таблица 2.

Пока

затели

Предшес

твующий год

Отчетный год

Отчетный год в% к предшествующему

Влияние факторов

по плану

фактически

% выполнения

от плана

от предш года

Доходы

от реализ.

7859,8

8887,05

9813,5

10,4247191

24,85687

1,104247

1,248569

%

 к

обороту

26

26,1

26,500054

1,53277397

1,923285

1,015328

1,019233

Оборот

30230

34050

37032

8,75770925

22,50083

1,087577

1,225008


Расчет влияния структурных сдвигов на уровень доходов от продаж по торговле Павловского райпо (сумма – тыс. руб.) Таблица 3.

Группы

товаров

Оборот розничной торговли

Доходы от продаж

Относ

ительное откло

нение

 

Ур

овень дохо

дности

предш. год

отчетный год

предш. год

отчетный год

по

уровню

в сумме

сумма

Уд

.вес

сумма

в%

 к обо

роту

сумма

в %

 к обо

роту

сумма

в%

 к оборот

ному

Продоволь

ственные

19951,8

66

23330,16

63

5087,709

25,5

6065,842

26

0,5

978,1326

1606,5

Непр

одоволь

ственные

10278,2

34

13701,84

37

2831,644

27,55

3747,453

27,35

-0,2

915,8091

1019,35

Итого

30230

100

37032

100

7859,8

26

9813,5

26,50005

0,500054

1953,7

2600


Вывод: Доходность от торговой деятельности составили в предшествующем году 8733,1 тыс. руб. в отчетном 10222,4 что на 1489,3 больше предшествующего года. Влияние факторов на изменение доходов от плана и от данных прошлого года: объема оборота, уровня доходности, изменение цен и физического объема продаж составили 1,104247,  ,015328 1,087577 и от прошлого года 1,248569, 1,019233, 1,225008.


4. Обоснование суммы доходов от продаж и уровня доходности.

Одним из, важных показателей указанного отчета является прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг). Это слагаемое представляет собой основную часть балансовой (вало­вой) прибыли предприятия или прибыль от основного вида дея­тельности. В Законе 1РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» указано, что прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции (работ, услуг), взятой без на­лога на добавленную стоимость и акцизов, и затратами на про­изводство и реализацию, включаемыми в себестоимость продук­ции (работ, услуг). Но подобные расчеты в торговой сфере носят специфический характер.

Реализация товаров торговыми предприятиями осуществ­ляется преимущественно по свободным розничным ценам. Одна­ко ценовую политику на рынке в значительной степени форми­руют производители или зарубежные поставщики, избирая ту или иную маркетинговую стратегию. Роль торговых предприятий в формировании цен не идет ни в какое сравнение с ролью произ­водителей или зарубежных поставщиков товаров. Поэтому каж­дому торговому предприятию просто необходимо учитывать це­новую политику производителей товаров.[7]

Вместе с тем розничные торговые предприятия и другие юридические лица, осуществляющие продажу товаров (услуг) устанавливают окончательную розничную (рыночную) цену в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), количеством и потребитель­скими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.

Разница между товарооборотом по ценам рынка (рознич­ным или оптовым) и товарооборотом по ценам их закупки, взя­тым без налога на добавленную стоимость и акцизов (начисленных производителями товаров), представляет собой доход от торговой деятельности, или сумму торговых (оптовых) надбавок.

При исчислении прибыли от реализации товаров за отчет­ный период из доходов (совокупной величины торговых надба­вок) вычитают не любые затраты торгового предприятия, а лишь те, которые относятся к издержкам обращения, и если их разре­шено включать в себестоимость реализации товаров (действую­щими нормативными актами и законодательством). Это позволя­ет обеспечить единый подход к определению прибыли от реали­зации товаров (услуг) и объективно отразить ее величину в от­четности.

Из определения прибыли от реализации товаров (услуг) очевидно, что ее величина зависит от цены реализации и закупки товаров, издержек обращения, размеров НДС (рассчитываемых торговыми предприятиями) и объема товарооборота.

При составлении отчета о прибылях и убытках прибыль от реализации товаров (услуг) увеличивают на сумму доходов от участия в других организациях. Если организация (предприятие) имеет вложения в ценные бумаги других организаций (предпри­ятий), то доходы, подлежащие получению по акциям, увеличи­вают прибыль. Здесь же отражают доходы, подлежащие к полу­чению от участия в совместной деятельности без образования юридического лица (по договору простого товарищества, в кото­ром исчисляются и уплачиваются все налоги и результаты фи­нансовой деятельности распределяются пропорционально вкла­дам сторон). Об этом информируют налоговую инспекцию и от­ражают доходы по строке 080 формы № 2.

Большое значение имеет учет прибыли (убытка) от реа­лизации основных средств и иного имущества. В отчете № 2 в строках 090 и 100 отражают раздельно данные о доходах и о рас­ходах по реализации и прочему выбытию активов предприятия (организации) и имущества (основных средств, запасов, ценных бумаг и т. п.). Однако исчисление прибыли (убытка) от реализации основных средств и иного имущества зависит от назначения этого исчисления. Так, при исчислении для целей налогообложе­ния в расчет берут только положительную разницу между про­дажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью ос­новных фондов и иного имущества с учетом их переоценки, уве­личенной на индекс инфляции (переоценку проводят, и индексы инфляции исчисляют в соответствии с постановлениями Прави­тельства). Отрицательный результат по указанному расчету, при определении налогооблагаемой прибыли, во внимание не прини­мают.[8]

На основе суммирования показателей, влияющих на уве­личение прибыли и вычитания операционных расходов опреде­ляют прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельно­сти. В дальнейшем в форме № 2 учитывают прочие внереализа­ционные доходы и прочие внереализационные расходы.

Доходы и расходы по внереализационным операциям - это доходы и расходы по операциям различного характера, которые не относятся к основной деятельности предприятия и непосред­ственно не связаны с реализацией товаров, продажей основных средств и иного имущества предприятия.

К доходам от внереализационных операций предприятия (организации) относятся: доходы от сдачи имущества в аренду; доходы (дивиденды, проценты и др.) по принадлежащим пред­приятию ценным бумагам (акциям, облигациям и т. п.); присуж­денные предприятию или признанные его должниками штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров сторонами; суммы страхового возме­щения от страховых компаний в случае наступления платежей и превышения полученного страхового возмещения над страховы­ми взносами; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году и т. п.

В отчете отражаются и внереализационные расходы: не­компенсируемые убытки в результате чрезвычайных ситуаций (пожар, аварии и др.), вызванных экстремальными условиями; затраты на содержание законсервированных основных фондов; налог на рекламу; целевые сборы на содержание милиции и бла­гоустройство территорий; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания убытки по операциям с тарой; судебные издержки и арбитражные расходы и др.

С учетом всех перечисленных показателей выявляется прибыль (убыток) отчетного года. Это прибыль (убыток) пред­приятия, определенная по данным бухгалтерского учета. Для ис­числения налога на прибыль этот показатель должен быть скор­ректирован в соответствии с требованиями налогового законода­тельства. Однако эта корректировка ни в бухгалтерском учете, ни в форме № 2 не отражается, а проводится непосредственно при составлении Расчета налога от фактической прибыли. Налог на прибыль, исчисленный в соответствии с налоговым законода­тельством в Расчете налога от фактической прибыли, отражается в отчете № 2. Из этих положений вытекает правомерность ис­пользования такого понятия, как налогооблагаемая прибыль. Это такая величина прибыли, к которой применяется ставка налога на прибыль и по которой определяется сумма этого налога в соот­ветствии с действующими законодательными актами по налогу на прибыль.

По статье «Отвлеченные средства» приводится учтенная в течение отчетного года по дебету счета 81 «Использование при­были» сумма причитающихся платежей в бюджет за счет прибы­ли, остающейся в распоряжении предприятия. Часть балансовой (валовой) прибыли, за минусом уплаченного налога на прибыль и после выполнения предприятием всех требований законодатель­ства по отчислениям из этой прибыли, представляет собой при­быль, остающаяся в распоряжении предприятия (ее называют «чистая прибыль предприятия»). Из самого названия прибыли понятно, что предприятие использует самостоятельно эту при­быль в соответствии со своими учредительными документами или решениями общего собрания акционеров (представителей, уполномоченных, учредителей и т. п.).[9]

Определить прогнозируемый уровень доходности от продаж товаров Павловского райпо на планируемый год; сумму доходов; минимальный объем продаж; оптимальную, критическую величину доходов и запасов финансовой прочности.

Финансово-экономические показатели торговой деятельности Павловского райпо на планируемый год. Таблица 4.

Показатели

Отчетный год

Планируемый год

Оборот розничной торговли

37032

45105

Доля соц.знач. тов.

38

37,5

Издержки оращения

8147

10013

пост

3462,5

4335,6

перем

4684,5

5677,4

Прибыль от продаж

28885

35092

рентабельность продаж

4,5

5

Доходы от продаж

26,5

27

Уровень доходов от продаж

89951207

136494509,5

НДС

0,18

0,18

Минимальный объем продаж

15738,64

19707,27273

Критическая сумма дохода

3462,68

4335,780344

Коэфф.моржинального дохода

0,999948

0,999958406

ЗФП

99,99615

99,99682348

Вывод: По результатам расчетов сумму доходов равен 89951207 и 136494509,5; минимальный объем продаж 15738,64 и 19707,27273; оптимальную, критическую величину доходов и запасов финансовой прочности 99,99615 и 99,99682348

Определить план доходов от продаж по торговле Павловского райпо по товарным группам.

Расчет доходов от продаж по торговле Павловского райпо на планируемый год. Таблица 5.

Наемиенование товара

Оборот по плану

Торговая надбавка

НДС

Доход от продаж без НДС

%

Сумма НДС

%

сумма

Мясо и птица

433

30

99,9230769

10

9,08391608

90,8391608

Колбасные изделия

2967,9

36

785,620588

10

71,4200535

714,200535

Рыба

1312,5

32

318,181818

10

28,9256198

289,256198

Масло растительное

297,7

36

78,8029412

10

7,16390374

71,6390374

Молоко

956,2

28

209,16875

10

19,0153409

190,153409

Сахар

1118,6

40

319,6

10

29,0545455

290,545455

Конд.изд.

1835,8

36

485,947059

20

80,9911765

404,955882

Фрукты

559,3

30

129,069231

20

21,5115385

107,557692

Остальное продов

19020,8

36

5034,91765

12,4

555,453548

4479,4641

Непрод тов

16603,2

45

5152,71724

20

858,786207

4293,93103

Итого

45105

349

12613,9484

 

1681,40585

10932,5425


Вывод: расчеты показывают, что торговая надбавка в итоге равен 12613,9 сумма НДС равен 1681,4 и доход от продаж равен 10932,5


5. Обоснование мероприятия и управленческого решения по увеличению доходов и повышению доходности.

Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которые вплотную не занима­ются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы, выживающие в конкурентных условиях, придают долго­временной максимизации прибыли одно из первостепенных значе­ний. Фирмы, обладающие значительным объемом собственного капи­тала, могут получать дополнительный доход в виде процентов на собственный капитал.

Назовем условия роста прибыли в торговле: расширение ассор­тимента товаров; внедрение инноваций коммерческого характера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихся повышенным спросом; отсутствие страха перед коммерческим рис­ком; разумное использование средств, получаемых от экономии затрат. При этом необходимо выбрать стратегию коммерческой дея­тельности: либо снижать цену товаров в соответствии с уменьше­нием спроса на имеющиеся в наличии товары в расчете на то, что это приведет к росту объема продажи и может увеличить прибыль, либо не изменять цену, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса. Выбрав первый вариант стратегии, можно, кро­ме того, достичь ускорения оборачиваемости денежных средств (собственного оборотного капитала). По второму варианту возмож­но замораживание собственного капитала на какое-то время, в ре­зультате может возникнуть необходимость привлечения заемного капитала, что потребует дополнительных финансовых затрат на уплату процентов за предоставляемые кредиты, ссуды.

Первостепенное значение имеет использование ценовых решений в деле обеспечения предприятию возможности при­быльно работать в длительной перспективе. Известно, что цены влияют на изменение объема продаж быстрее, чем все остальные элементы маркетинга. Однако принятие этих решений для при­влечения наибольшего числа покупателей и немедленного роста продаж не всегда просчитывается, так как предприятия не учиты­вают в полной мере реакции конкурентов и покупателей. В ре­зультате «войны цен» многие предприятия разоряются, посколь­ку они не имеют возможности в течение длительного времени вести реализацию товаров по низким ценам. Опыт свидетельст­вует, что успехов в использовании цен как стимула увеличения объема продаж добиваются лишь те предприятия, которые имеют самые низкие затраты на всех этапах продвижения товаров от производства до потребителей.

Прежде чем принять решение об изменении уровня цен, предприятию следует выяснить, с учетом каких факторов оце­ниваются реализуемые товары покупателями. Таких факторов насчитывается более десяти. Поэтому нельзя регулировать про­дажу, только изменяя цены. Нужно также учитывать, что покупа­тели настороженно относятся к дешевым товарам. Очень часто незначительный рост продаж под влиянием изменения цен не по­зволяет возместить потери от их снижения. Необходимо прово­дить маркетинговые исследования логики поведения покупателей в каждом сегменте рынка и принимать ценовые решения с учетом результатов этих исследований.

Во всех случаях решения об изменении цен должны приниматься не для увеличения объемов продаж, а для улучшения финансовых результатов. Тем более, что покупатели в своем большинстве обоснованно определяют, какой реальной цены заслуживает тот или иной товар. Нельзя ориентироваться на достижение целевых показателей по продаже товаров, подрывая основу для сохране­ния прибыльности в длительной перспективе. На основе марке­тинговых исследований важно установить верхнюю границу це­ны данного товара с учетом его ценности для: покупателей и того ее уровня, который обеспечит формирование наилучших финан­совых результатов.[10]

Заключение

В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работ­ников и производственного развития предприятия. При определе­нии объема закупки тога или иного товара и возможностей его продажи партнеры (поставщики и торговое предприятие) должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. воз­можность получения оптимального уровня и массы прибыли.

Доход в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работни­ков торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также части прибавочного продукта, со­зданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (про­мышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).

Доход измеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рен­табельности реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние до­ходов, издержек обращения, оборачиваемости товаров, использова­ния основных средств, рабочей силы, собственного и заемного ка­питалов. Показатель рентабельности свидетельствует о прибыльно­сти хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшего функционирования.

Список литературы

1.     Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебн.пособие. Практикум. – 3-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2003. – 336 с.

2.     Гребнев А. И. – «Экономика торгового предприятия». – М. – 2001. – 198 с.

3.     Долбилин А. С. – «Издержки, доходы и прибыль предприятий и потребительских обществ». – М. – 2002 г. – 254 с.

4.     Казначевская Г. Б. – «Менеджмент». – Ростов н/Д . – 2000 г – 458 с.

5.      Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. -Минск: Высшая школа, 2003. – 456 с.

6.     Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: Юнити, 2004. – 258 с.

7.     Методические рекомендации по комплексному анализу финансо­во-хозяйственной деятельности районной кооперативной органи­зации / Авт. колл. под рук. проф. З.А. Капелюк, - Новосибирск: СибУПК, 2000. – 357 с.

8.     Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003, - 499.

9.     Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Соломатина. - М.: Инфра - М, 2000. – 259 с.

10.                Экономика торгового предприятия / Под ред. проф. А.И. Требнева. -М.: Экономика, 2002. – 159 с.


[1] Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебн.пособие. Практикум. – 3-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2003. – 136 с.


[2] Гребнев А. И. – «Экономика торгового предприятия». – М. – 2001. – 98 с.


[3] Гребнев А. И. – «Экономика торгового предприятия». – М. – 2001. – 100 с.


[4] Долбилин А. С. – «Издержки, доходы и прибыль предприятий и потребительских обществ». – М. – 2002 г. – 154 с.


[5] Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. -Минск: Высшая школа, 2003. – 416 с.


[6] Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: Юнити, 2004. – 158 с.


[7] Методические рекомендации по комплексному анализу финансо­во-хозяйственной деятельности районной кооперативной органи­зации / Авт. колл. под рук. проф. З.А. Капелюк, - Новосибирск: СибУПК, 2000. – 157 с.


[8] Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003, - 99.


[9] Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Соломатина. - М.: Инфра - М, 2000. – 87 с.


[10] Экономика торгового предприятия / Под ред. проф. А.И. Требнева. -М.: Экономика, 2002. – 59 с.