Содержание
Введение. 3
1. Сущность, виды доходов в торговле и их формирование. 4
2. Экономическое обоснование надбавок в торговле. 7
3. Анализ и оценка доходов торгового предприятия. 12
4. Обоснование суммы доходов от продаж и уровня доходности. 20
5. Обоснование мероприятия и управленческого решения по увеличению доходов и повышению доходности. 26
Заключение. 29
Список литературы.. 30
Введение
Все затраты предприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и относимые на прибыль, в сумме образуют экономические издержки, поскольку они характеризуют совокупность действительных расходов торгового предприятия, Экономические издержки по количеству и объему больше издержек обращения. Соответственно издержкам прибыль может быть экономической. Бухгалтерская (валовая) прибыль — это разность между валовым доходом и издержками, обращения. Экономическая прибыль — это разность между валовым доходом и экономическими издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых в составе издержек обращения. Цель любого торгового предприятия на рынке — получение максимальной экономической прибыли. Экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию).
Целью курсовой работы изучение формирования доходов торгового предприятия и ее анализ на предприятии.
Задачей будет:
1. Написание курсовой работы в соответствии с требованиями к работе;
2. Привести теорию формирования доходов торговых предприятий;
3. Решить в практической части задачи к курсовой работе.
1. Сущность, виды доходов в торговле и их формирование.
Доход - важнейший показатель и источник финансирования хозяйственной деятельности предприятия, функционирующего на началах коммерческого расчета. Это означает, что каждое торговое предприятие просчитывает целесообразность закупки товаров в том или ином объеме, оценивает возможности их реализации по сложившимся рыночным (оптовым или розничным) ценам в условиях конкуренции и получения необходимой величины прибыли от всей этой деятельности на среднем для данного региона уровне в процентах к товарообороту.
Развитие предприятия на основе самофинансирования полностью зависит от величины получаемой прибыли. Она используется в торговых предприятиях для развития материально-технической базы на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, пополнения собственных оборотных средств, обеспечения социального развития коллективов, выплаты отдельных видов материального поощрения работников, дивидендов акционерам и т. п.[1]
В ГК РФ в зависимости от того, является или не является извлечение прибыли основной целью организации (предприятия), различают коммерческие и некоммерческие организации (п. 1 ст. 50). В нем подчеркивается, что к коммерческим относятся «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности», и к некоммерческим - организации «не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную доход между участниками».
К одному из основных критериев любой (законной) предпринимательской деятельности относится систематическое получение прибыли. В п. 1 ст. 2 ГК РФ указано, что «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Доход (убыток) как конечный финансовый результат деятельности предприятия в различных действующих нормативных актах называется по-разному. Так, в «Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ» ведется речь о балансовой прибыли (убытке) и характеризуют ее как «конечный финансовый результат (доход или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей баланса в соответствии с настоящим Положением» (приказ Минфина России от 26 декабря 1994 г. № 170, п. 71). В другом случае в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на доход предприятий и организаций» используется термин «валовая доход», под которой понимается сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Доход является сложной категорией и классифицируется по источникам происхождения и образования, по назначению, видам предпринимательской деятельности и другим критериям.
Предприятие в зависимости от поставленных целей, использует различные понятия прибыли: банковская доход; валовая доход; доход от реализации продукции (работ, услуг); доход от продажи основных средств и иного имущества; налогооблагаемая доход; доход, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая доход) и др. Примерно так же различаются и убытки.
На предприятии ведут речь не только о прибыли (убытке) от всей хозяйственно-финансовой деятельности, а и о прибыли (убытке) по отдельным видам деятельности, операциям, по тем или иным источникам. Общим для всех понятий прибыли является превышение доходов над расходами. Если же доходы оказались меньше расходов, то эта разница представляет собой убыток, полученный предприятием за соответствующий период.[2]
В данном учебнике при характеристике понятий и видов прибыли руководствовались нормативно-правовыми актами России. Такой подход позволяет избежать ошибок и неприятных последствий при анализе и планировании прибыли и показателей, исчисленных на ее основе.
Необходимо четко и конкретно определить и.разграничить ключевые (базовые), основные понятия. Они должны быть едиными для различных нормативных актов, регулирующих хозяйственно-финансовую деятельность, с тем чтобы все остальные понятия строились на их основе и определялись с учетом этих понятий.
На основе изучения этой проблемы можно сделать вывод о том, что слагаемыми балансовой (валовой) прибыли (убытка) являются:
• доход (убыток) от реализации продукции-(выполнения работ и оказание услуг);
• доход (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия;
• доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по внереализационным операциям.
2. Экономическое обоснование надбавок в торговле.
Торговая надбавка определяется продавцом исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения). В торговую надбавку включают издержки обращения, в том числе транспортные и другие расходы розничных торговых организаций и предприятий, а также налог на добавленную стоимость.
Прибыль (убыток) от реализации товаров по свободным розничным ценам определяется как разница между товарооборотом по розничным ценам (за минусом НДС и акцизов) и отпускной ценой с учетом всех затрат. Эти соотношения можно представить в следующей формуле: Пр =Тр-Т3-И0, где Пр - прибыль от реализации товаров (услуг); Тр - товарооборот по свободным рыночным (розничным, оптовым) ценам за минусом НДС и акцизов; Т3 - товарооборот по ценам закупки; Тр-Т3 -сумма торговых надбавок; Ио - издержки обращения.
Торговая надбавка, исходя из характеристики ее составляющих, можно рассчитать по формуле: ТН = Ио + Пр + НДС ,
где ТН - торговая надбавка; НДС - налог на добавленную стоимость; значение других символов указано выше.
Торговые надбавки (доход от торговой деятельности) используются предприятиями для возмещения издержек обращения и других затрат, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности и образованием прибыли от реализации. Тем самым предприятия обеспечивают самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности и создают условия для самофинансирования в предстоящем периоде (создавая фонды развития материально-технической базы, пополняя собственные оборотные средства и т.п.).
Органы исполнительной власти на местах могут регулировать размеры торговых надбавок путем установления предельных надбавок, предельных уровней рентабельности, другими методами, а также принимать решения о самостоятельном установлении предприятиями торговли размеров торговых надбавок на реализуемые товары (продукцию).[3]
В системе движения товаров от производства до потребителей функционирует два важных звена: оптово-посредническое и совокупность розничных торговых структур.
Оптово-посредническое звено представлено снабженческо-сбытовыми, заготовительными предприятиями, оптово-посредническими фирмами, торгово-закупочными предприятиями и организациями оптовой торговли и другими юридическими лицами, осуществляющими в Соответствии с утвержденным уставом организации (предприятия) функции по закупке, хранению и продаже товаров (продукции). В этих структурах продажа товаров осуществляется по свободным ценам (кроме товаров, по которым в соответствии с действующим законодательством применяются регулируемые снабженческо-сбытовые надбавки), устанавливаемым указанными предприятиями по согласованию с потребителем исходя из сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке, а также качества и потребительских свойств товаров (продукции). При этом в свободной цене товаров (продукции) учитываются свободная отпускная цена предприятия-изготовителя или цена другого поставщика (цена закупки), а также затраты указанных организаций (предприятий) по ее закупке, хранению, транспортировке и реализации и необходимая прибыль.
Из приведенных положений вытекает, что в снабженческо-сбытовых (оптовых) надбавках учитывают расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации товаров (продукции), а также прибыль, признанную необходимой для нормальной деятельности.
В Методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен на товары и услуги указано, что при реализации товаров и услуг населению розничные предприятия и другие юридические лица, осуществляющие продажу товаров для конечного потребления самостоятельно определяют свободные розничные цены в соответствии с конъюнктурой рынка, качеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.
Из приведенных положений вытекает, что основная часть цены формируется производителем или другими поставщиками, предметом ценовой политики торгового предприятия выступает торговая (оптовая) надбавка и определение свободной цены реализации в целом (окончательной) исходя из ее основной части, установленной производителем (цены закупки) и самостоятельно установленного размера торговой (оптовой) надбавки.
Роль торговой надбавки трудно переоценить. Именно этот элемент цены представляет доход торгового предприятия, характеризует цену торговых услуг, оказываемых покупателям при реализации товаров и услуг, является исходной основой коммерческого расчета, создания условий для самофинансирования и т. п.
При формировании свободных цен и торговых (оптовых) надбавок необходимо учитывать следующие факторы: конъюнктуру потребительского рынка (соотношение спроса и предложения);
• выявление и укрепление положения торгового предприятия на рынке;
• условия хозяйственной деятельности предприятия и последовательное выполнение функций управления процессом коммерческой деятельности;
• использование современных методов хозяйствования и средств управления;
• уровень обслуживания покупателей и многие другие. Специфические особенности торговой деятельности оказывают влияние на содержание ценовой политики, проводимой предприятиями в этой отрасли. Разработка ценовой политики торгового предприятия связана с обоснованием величины дифференцированных размеров торговых (оптовых) надбавок на реализуемые товары и определением мер по их оперативной корректировке в зависимости от конъюнктуры потребительского рынка, условий хозяйствования и других факторов. Все это позволяет в конечном счете установить свободную розничную (оптовую) цену товара (услуги).
Ценовая политика является одной из составляющих комплекса маркетинга и должна быть направлена на достижение стратегических целей. При обосновании торговой (оптовой) надбавки и рыночной цены торговым предприятиям следует учитывать свою маркетинговую стратегию (проникновение на новый рынок продукции; развитие рынка продукции, выпускаемой предприятием; сегментацию рынка продукции, т. е. выделение и общей массы покупателей их отдельных групп, различающихся требованиями к свойствам продукции и чувствительностью к уровню его цены; разработку новых видов продукции или модификацию уже существующей для завоевания новых рынков и др.)
Ценовая политика торгового предприятия используется
для достижения следующих целей:
• максимизации рентабельности продаж, т. е. отношения прибыли (в процентах) к общему объему товарооборота (общей величины выручки от продаж);
• максимизации рентабельности чистого собственного капитала предприятия, т. е. отношения прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетом всех обязательств;
• максимизации рентабельности всех активов предприятия, т. е. отношения прибыли к общей сумме бухгалтерских активов, сформированных за счет собственных и заемных средств;
• стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции, т. е. сложившейся доли предприятия в общем объеме продаж на данном товарном рынке (данная цель приобретает особое значение для предприятий, действующих на рынке, где любые колебания цен порождают существенные изменения объема продаж);
• наиболее высоких темпов роста товарооборота. Торговые предприятия в условиях рыночных отношений имеют возможность осуществлять дифференцированную ценовую политику, основанную на определенных принципах и использовании различных методов формирования (установления торговых (оптовых) надбавок и розничных (оптовых) рыночных цен).[4]
3. Анализ и оценка доходов торгового предприятия.
Каждое предприятие должно четко представлять цели анализа данного сегмента экономики и определять перечень задач, решение которых позволит достичь поставленных целей. Одновременно устанавливается перечень показателей, которые должны изучаться. Этот перечень систематически уточняется с учетом происходящих изменений в экономике страны, отрасли, предприятия.
Целями данного анализа является оценка конечных финансовых результатов деятельности предприятия, изучение основных причин их изменения в динамике и по сравнению с аналогичными показателями по отрасли в данном регионе, в целом по стране и с показателями предприятий-конкурентов. Очень важно также при анализе выявить резервы увеличения прибыли (преодоления убыточности - если это имеет место в деятельности предприятия), повышения рентабельности и определить конкретные меры по их использованию в текущей деятельности и перспективе.
Для достижения этих целей торговые предприятия должны решать такие задачи:
• оценивают, в какой степени была обеспечена максимизация прибыли;
• в случаях убыточной работы выявляют причины такого хозяйствования и определяют пути выхода из сложившейся ситуации;
• рассматривают доходы на основе их сопоставления с расходами и выявляют прибыль от реализации;
• изучают тенденции изменения доходов по основным товарным группам и в целом от торговой деятельности;
• выявляют, какая часть доходов используется на возмещение издержек обращения, налогов и образования прибыли; • рассчитывают отклонение величины балансовой прибыли по сравнению с величиной прибыли от реализации и определяют причины этих отклонений;
• исследуют различные показатели рентабельности за отчетный период и в динамике;
• выявляют резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности и определяют, как и когда возможно использовать
эти резервы;
• изучают направления использования прибыли и оценивают, обеспечено ли финансирование за счет собственных средств развития хозяйственной деятельности.
Анализ доходов и финансовых результатов носит комплексный характер и состоит из следующих этапов: оценка общей, валовой (балансовой) прибыли за отчетный период и в динамике; факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг; изучение показателей рентабельности и факторов, оказавших влияние на их изменение; определение мер по преодолению убыточности (оптимизация объемов продаж, издержек обращения и использование других мер по выходу из кризиса).
Основным показателем финансовых результатов является балансовая прибыль. Она характеризует общую сумму прибыли предприятия, полученную за определенный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год) и отражает конечный финансовый результат хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Факторный анализ предполагает изучение основных показателей, влияющих на прибыль. Перечень этих показателей приведен в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Особое значение имеет изучение влияния таких факторов, как цена, объем продаж и издержки обращения.
Предприятия любых организационно-правовых форм стремятся к максимизации прибыли. Это>вытекает из основных функций, которые она выполняет. Так:
• ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
• полученная прибыль прибыли выступает мерилом успехов хозяйственной деятельности предприятия;
• часть полученной прибыли выступает источником самофинансирования;
• другая часть прибыли используется в качестве вознаграждения владельцам капитала.[5]
Как свидетельствует практика работы предприятий, не всегда менеджеры и другие специалисты принимают именно те решения, которые максимизируют прибыль. Разные торговые предприятия используют различные подходы к организации хозяйственно-финансовой деятельности. Те из них, которые лучше и экономичнее организуют эту деятельность, и будут продвигаться к максимальной прибыли. Другие имеют большие издержки и поэтому сокращают объемы деятельности. В любом случае на рынке доминируют предприятия, которые имеют более низкие издержки и продают товары с учетом требований покупателей на приемлемых для них условиях. Управленцы ничего сознательно не максимизируют. Именно работа в условиях конкуренции заставляют предприятия действовать так, как если бы решали задачу максимизации прибыли, хотя и при принятии решений это не ставилось во главу угла. Из этого вытекает, что одной из основных задач анализа финансовых результатов является оценка хозяйственной деятельности с точки зрения максимизации прибыли и выявления резервов ее роста, которые можно использовать в текущей деятельности или в перспективе.
Большое значение имеет факторный анализ прибыли от реализации товаров (услуг). Именно слагаемые этой прибыли оказывают решающее воздействие на балансовую прибыль. По величине прибыли от реализации предприятия оценивают выгодно или невыгодно были реализованы товары и услуги. Расчеты этой прибыли выполняют в два этапа. Первоначально устанавливается разница между выручкой от реализации (фактическим товарооборотом по рыночным ценам) без НДС и акцизов и себестоимостью товаров и услуг (объемом продаж товаров и услуг по ценам их закупки). Эта разница представляет собой доход или величину торговых надбавок. Она измеряется в сумме и в процентах к товарообороту. На втором этапе из указанной разницы (доходов, величины торговых надбавок) вычитают издержки обращения. На всех уровнях управления торговлей наиболее часто при оценке эффективности хозяйствования, ее анализе и планировании используют показатели рентабельности продаж:
Прибыль от реализации*100 / Объем продаж
Прибыль (убыток) отчетного периода*100 / Объем продаж
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности*100 / Объем продаж
Налогооблагаемая прибыль*100 / Объем продаж
Чистая прибыль*100 / Объем продаж.
Эти показатели в странах с рыночной экономикой называют рентабельностью продаж, или маржей прибыли (коммерческой маржой). Экономический смысл этих показателей состоит в характеристике удельного веса прибыли на каждые 100 руб. товарооборота (или в руб. и коп. на каждые 100 руб. оборота). Эти показатели в процентах к товарообороту используют при оценке не только прибыли, но и доходов, издержек обращения и других расходов и доходов. Рост указанных показателей свидетельствует о повышении эффективности ведения торговой деятельности. По этим показателям оценивают и конкурентоспособность предприятий.
Большое значение имеют и показатели эффективности использования совокупного капитала и его составных элементов:
Балансовая или чистая прибыль*100 / Сумма активов по балансу
Балансовая или чистая прибыль*100 / Среднегодовая численность работников
Балансовая или чистая прибыль*100 / Среднегодовая стоимость оборотных средств
Чистая прибыль*100 / Инвестированный капитал
Балансовая или чистая прибыль*100 / Среднегодовая стоимость основных средств
Чистая прибыль*100 / Собственный капитал
Показатель рентабельности (Рк), исчисленный как отношение прибыли (П) к среднегодовой стоимости капитала (К), можно преобразовать, разделив числитель и знаменатель на товарооборот (Т), в произведение рентабельности продаж (Рn) на оборачиваемость капитала в разах (Ок):
Рк = П / К = П / Т*Т / К = Рn * Ок
Это не просто технический расчет, а характеристика зависимости рентабельности капитала от рентабельности продаж и скорости обращения капитала.
Третья группа показателей рентабельности характеризует эффективность текущих затрат:
Балансовая прибыль*100 / Издержки обращения
Балансовая прибыль*100 / Расходы на оплату труда
Названные показатели весьма удобны для практического использования различными участниками хозяйственного процесса. Для менеджеров и владельцев необходимо знать рентабельность продаж, которая характеризует долю прибыли в рыночной цене, для инвесторов и кредиторов - отдачу на вложенный капитал и тенденцию ее изменения, для собственников и учредителей - доходность акций (прибыль к рыночной стоимости акций). Для кредиторов, заемщиков и акционеров большое значение имеют три показателя рентабельности, исчисленные как отношение чистого потока денежных средств (разность поступлений и расходов, учтенных по статьям начисленных средств к объему продаж, отдельно к величине совокупного капитала и отдельно к собственному капиталу. Эти показатели широко используют в странах с развитой рыночной экономикой. Каждое предприятие должно оценивать, какой минимально необходимый товарооборот по отдельным магазинам и их совокупности позволяет обеспечить возмещение расходов и работу без убытков, не обеспечивает получение прибыли и не имеет убытков. Выше была изложена методика расчета точки безубыточности.[6]
Если спрос на данный товар меньше, чем объем товарооборота, обеспечивающий убыточность, то процесс реализации не будет самоокупаемым.
Во многих случаях убыточность объясняется необоснованно высокой величиной издержек обращения и наличия различного рода потерь. В этом случае необходимо выполнить комплексный финансовый анализ наиболее значимых показателей с тем, чтобы выяснить, как добиться прибыльной работы. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит бизнес-плану предприятия. Это и есть комплексный подход для решения проблем выхода из кризиса и преодоление убыточности.
Практические расчеты
Произвести анализ доходов розничной торговли Повловского райпо за отчетный год, в процессе которого определить:
структуру источников доходов и ее изменение против прошлого года;
доходность торговой деятельности и ее изменение;
влияние факторов на изменение доходов от плана и от данных прошлого года: объема оборота, уровня доходности, изменение цен и физического объема продаж.
Расчеты произвести в таблицах с необходимыми пояснениями и выводами.
Структура доходов розничной торговли Павловского райпо (сумма – тыс.руб.). Таблица 1.
Показатели |
Предшествующий год |
Отчетный год |
Отклонения |
Отчетный год в% к предшедствующей |
|||
Сумма |
% к итогу |
Сумма |
% к итогу |
По сумме |
по структуре |
||
Доходы торговли |
8733,1 |
100 |
10222,4 |
100 |
1489,3 |
0 |
117,0535 |
В том числе от продажи товаров |
7859,8 |
90,00011 |
9813,5 |
95,99996 |
1953,7 |
5,999846 |
124,8569 |
от прочей операционной деятельности |
349,3 |
3,999725 |
255,6 |
2,500391 |
-93,7 |
-1,49933 |
73,17492 |
от внереал.опер. |
524 |
6,00016 |
153,3 |
1,499648 |
-370,7 |
-4,50051 |
29,25573 |
Доходы розничной торговли от реализации товаров (тыс.руб.) Таблица 2.
Пока затели |
Предшес твующий год |
Отчетный год |
Отчетный год в% к предшествующему |
Влияние факторов |
|||
по плану |
фактически |
% выполнения |
от плана |
от предш года |
|||
Доходы от реализ. |
7859,8 |
8887,05 |
9813,5 |
10,4247191 |
24,85687 |
1,104247 |
1,248569 |
% к обороту |
26 |
26,1 |
26,500054 |
1,53277397 |
1,923285 |
1,015328 |
1,019233 |
Оборот |
30230 |
34050 |
37032 |
8,75770925 |
22,50083 |
1,087577 |
1,225008 |
Расчет влияния структурных сдвигов на уровень доходов от продаж по торговле Павловского райпо (сумма – тыс. руб.) Таблица 3.
Группы товаров |
Оборот розничной торговли |
Доходы от продаж |
Относ ительное откло нение |
|
Ур овень дохо дности |
||||||
предш. год |
отчетный год |
предш. год |
отчетный год |
по уровню |
в сумме |
||||||
сумма |
Уд .вес |
сумма |
в% к обо роту |
сумма |
в % к обо роту |
сумма |
в% к оборот ному |
||||
Продоволь ственные |
19951,8 |
66 |
23330,16 |
63 |
5087,709 |
25,5 |
6065,842 |
26 |
0,5 |
978,1326 |
1606,5 |
Непр одоволь ственные |
10278,2 |
34 |
13701,84 |
37 |
2831,644 |
27,55 |
3747,453 |
27,35 |
-0,2 |
915,8091 |
1019,35 |
Итого |
30230 |
100 |
37032 |
100 |
7859,8 |
26 |
9813,5 |
26,50005 |
0,500054 |
1953,7 |
2600 |
Вывод: Доходность от торговой деятельности составили в предшествующем году 8733,1 тыс. руб. в отчетном 10222,4 что на 1489,3 больше предшествующего года. Влияние факторов на изменение доходов от плана и от данных прошлого года: объема оборота, уровня доходности, изменение цен и физического объема продаж составили 1,104247, ,015328 1,087577 и от прошлого года 1,248569, 1,019233, 1,225008.
4. Обоснование суммы доходов от продаж и уровня доходности.
Одним из, важных показателей указанного отчета является прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг). Это слагаемое представляет собой основную часть балансовой (валовой) прибыли предприятия или прибыль от основного вида деятельности. В Законе 1РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» указано, что прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции (работ, услуг), взятой без налога на добавленную стоимость и акцизов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Но подобные расчеты в торговой сфере носят специфический характер.
Реализация товаров торговыми предприятиями осуществляется преимущественно по свободным розничным ценам. Однако ценовую политику на рынке в значительной степени формируют производители или зарубежные поставщики, избирая ту или иную маркетинговую стратегию. Роль торговых предприятий в формировании цен не идет ни в какое сравнение с ролью производителей или зарубежных поставщиков товаров. Поэтому каждому торговому предприятию просто необходимо учитывать ценовую политику производителей товаров.[7]
Вместе с тем розничные торговые предприятия и другие юридические лица, осуществляющие продажу товаров (услуг) устанавливают окончательную розничную (рыночную) цену в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), количеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.
Разница между товарооборотом по ценам рынка (розничным или оптовым) и товарооборотом по ценам их закупки, взятым без налога на добавленную стоимость и акцизов (начисленных производителями товаров), представляет собой доход от торговой деятельности, или сумму торговых (оптовых) надбавок.
При исчислении прибыли от реализации товаров за отчетный период из доходов (совокупной величины торговых надбавок) вычитают не любые затраты торгового предприятия, а лишь те, которые относятся к издержкам обращения, и если их разрешено включать в себестоимость реализации товаров (действующими нормативными актами и законодательством). Это позволяет обеспечить единый подход к определению прибыли от реализации товаров (услуг) и объективно отразить ее величину в отчетности.
Из определения прибыли от реализации товаров (услуг) очевидно, что ее величина зависит от цены реализации и закупки товаров, издержек обращения, размеров НДС (рассчитываемых торговыми предприятиями) и объема товарооборота.
При составлении отчета о прибылях и убытках прибыль от реализации товаров (услуг) увеличивают на сумму доходов от участия в других организациях. Если организация (предприятие) имеет вложения в ценные бумаги других организаций (предприятий), то доходы, подлежащие получению по акциям, увеличивают прибыль. Здесь же отражают доходы, подлежащие к получению от участия в совместной деятельности без образования юридического лица (по договору простого товарищества, в котором исчисляются и уплачиваются все налоги и результаты финансовой деятельности распределяются пропорционально вкладам сторон). Об этом информируют налоговую инспекцию и отражают доходы по строке 080 формы № 2.
Большое значение имеет учет прибыли (убытка) от реализации основных средств и иного имущества. В отчете № 2 в строках 090 и 100 отражают раздельно данные о доходах и о расходах по реализации и прочему выбытию активов предприятия (организации) и имущества (основных средств, запасов, ценных бумаг и т. п.). Однако исчисление прибыли (убытка) от реализации основных средств и иного имущества зависит от назначения этого исчисления. Так, при исчислении для целей налогообложения в расчет берут только положительную разницу между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью основных фондов и иного имущества с учетом их переоценки, увеличенной на индекс инфляции (переоценку проводят, и индексы инфляции исчисляют в соответствии с постановлениями Правительства). Отрицательный результат по указанному расчету, при определении налогооблагаемой прибыли, во внимание не принимают.[8]
На основе суммирования показателей, влияющих на увеличение прибыли и вычитания операционных расходов определяют прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности. В дальнейшем в форме № 2 учитывают прочие внереализационные доходы и прочие внереализационные расходы.
Доходы и расходы по внереализационным операциям - это доходы и расходы по операциям различного характера, которые не относятся к основной деятельности предприятия и непосредственно не связаны с реализацией товаров, продажей основных средств и иного имущества предприятия.
К доходам от внереализационных операций предприятия (организации) относятся: доходы от сдачи имущества в аренду; доходы (дивиденды, проценты и др.) по принадлежащим предприятию ценным бумагам (акциям, облигациям и т. п.); присужденные предприятию или признанные его должниками штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров сторонами; суммы страхового возмещения от страховых компаний в случае наступления платежей и превышения полученного страхового возмещения над страховыми взносами; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году и т. п.
В отчете отражаются и внереализационные расходы: некомпенсируемые убытки в результате чрезвычайных ситуаций (пожар, аварии и др.), вызванных экстремальными условиями; затраты на содержание законсервированных основных фондов; налог на рекламу; целевые сборы на содержание милиции и благоустройство территорий; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания убытки по операциям с тарой; судебные издержки и арбитражные расходы и др.
С учетом всех перечисленных показателей выявляется прибыль (убыток) отчетного года. Это прибыль (убыток) предприятия, определенная по данным бухгалтерского учета. Для исчисления налога на прибыль этот показатель должен быть скорректирован в соответствии с требованиями налогового законодательства. Однако эта корректировка ни в бухгалтерском учете, ни в форме № 2 не отражается, а проводится непосредственно при составлении Расчета налога от фактической прибыли. Налог на прибыль, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством в Расчете налога от фактической прибыли, отражается в отчете № 2. Из этих положений вытекает правомерность использования такого понятия, как налогооблагаемая прибыль. Это такая величина прибыли, к которой применяется ставка налога на прибыль и по которой определяется сумма этого налога в соответствии с действующими законодательными актами по налогу на прибыль.
По статье «Отвлеченные средства» приводится учтенная в течение отчетного года по дебету счета 81 «Использование прибыли» сумма причитающихся платежей в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Часть балансовой (валовой) прибыли, за минусом уплаченного налога на прибыль и после выполнения предприятием всех требований законодательства по отчислениям из этой прибыли, представляет собой прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (ее называют «чистая прибыль предприятия»). Из самого названия прибыли понятно, что предприятие использует самостоятельно эту прибыль в соответствии со своими учредительными документами или решениями общего собрания акционеров (представителей, уполномоченных, учредителей и т. п.).[9]
Определить прогнозируемый уровень доходности от продаж товаров Павловского райпо на планируемый год; сумму доходов; минимальный объем продаж; оптимальную, критическую величину доходов и запасов финансовой прочности.
Финансово-экономические показатели торговой деятельности Павловского райпо на планируемый год. Таблица 4.
Показатели |
Отчетный год |
Планируемый год |
Оборот розничной торговли |
37032 |
45105 |
Доля соц.знач. тов. |
38 |
37,5 |
Издержки оращения |
8147 |
10013 |
пост |
3462,5 |
4335,6 |
перем |
4684,5 |
5677,4 |
Прибыль от продаж |
28885 |
35092 |
рентабельность продаж |
4,5 |
5 |
Доходы от продаж |
26,5 |
27 |
Уровень доходов от продаж |
89951207 |
136494509,5 |
НДС |
0,18 |
0,18 |
Минимальный объем продаж |
15738,64 |
19707,27273 |
Критическая сумма дохода |
3462,68 |
4335,780344 |
Коэфф.моржинального дохода |
0,999948 |
0,999958406 |
ЗФП |
99,99615 |
99,99682348 |
Вывод: По результатам расчетов сумму доходов равен 89951207 и 136494509,5; минимальный объем продаж 15738,64 и 19707,27273; оптимальную, критическую величину доходов и запасов финансовой прочности 99,99615 и 99,99682348
Определить план доходов от продаж по торговле Павловского райпо по товарным группам.
Расчет доходов от продаж по торговле Павловского райпо на планируемый год. Таблица 5.
Наемиенование товара |
Оборот по плану |
Торговая надбавка |
НДС |
Доход от продаж без НДС |
||
% |
Сумма НДС |
% |
сумма |
|||
Мясо и птица |
433 |
30 |
99,9230769 |
10 |
9,08391608 |
90,8391608 |
Колбасные изделия |
2967,9 |
36 |
785,620588 |
10 |
71,4200535 |
714,200535 |
Рыба |
1312,5 |
32 |
318,181818 |
10 |
28,9256198 |
289,256198 |
Масло растительное |
297,7 |
36 |
78,8029412 |
10 |
7,16390374 |
71,6390374 |
Молоко |
956,2 |
28 |
209,16875 |
10 |
19,0153409 |
190,153409 |
Сахар |
1118,6 |
40 |
319,6 |
10 |
29,0545455 |
290,545455 |
Конд.изд. |
1835,8 |
36 |
485,947059 |
20 |
80,9911765 |
404,955882 |
Фрукты |
559,3 |
30 |
129,069231 |
20 |
21,5115385 |
107,557692 |
Остальное продов |
19020,8 |
36 |
5034,91765 |
12,4 |
555,453548 |
4479,4641 |
Непрод тов |
16603,2 |
45 |
5152,71724 |
20 |
858,786207 |
4293,93103 |
Итого |
45105 |
349 |
12613,9484 |
|
1681,40585 |
10932,5425 |
Вывод: расчеты показывают, что торговая надбавка в итоге равен 12613,9 сумма НДС равен 1681,4 и доход от продаж равен 10932,5
5. Обоснование мероприятия и управленческого решения по увеличению доходов и повышению доходности.
Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которые вплотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы, выживающие в конкурентных условиях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первостепенных значений. Фирмы, обладающие значительным объемом собственного капитала, могут получать дополнительный доход в виде процентов на собственный капитал.
Назовем условия роста прибыли в торговле: расширение ассортимента товаров; внедрение инноваций коммерческого характера с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихся повышенным спросом; отсутствие страха перед коммерческим риском; разумное использование средств, получаемых от экономии затрат. При этом необходимо выбрать стратегию коммерческой деятельности: либо снижать цену товаров в соответствии с уменьшением спроса на имеющиеся в наличии товары в расчете на то, что это приведет к росту объема продажи и может увеличить прибыль, либо не изменять цену, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса. Выбрав первый вариант стратегии, можно, кроме того, достичь ускорения оборачиваемости денежных средств (собственного оборотного капитала). По второму варианту возможно замораживание собственного капитала на какое-то время, в результате может возникнуть необходимость привлечения заемного капитала, что потребует дополнительных финансовых затрат на уплату процентов за предоставляемые кредиты, ссуды.
Первостепенное значение имеет использование ценовых решений в деле обеспечения предприятию возможности прибыльно работать в длительной перспективе. Известно, что цены влияют на изменение объема продаж быстрее, чем все остальные элементы маркетинга. Однако принятие этих решений для привлечения наибольшего числа покупателей и немедленного роста продаж не всегда просчитывается, так как предприятия не учитывают в полной мере реакции конкурентов и покупателей. В результате «войны цен» многие предприятия разоряются, поскольку они не имеют возможности в течение длительного времени вести реализацию товаров по низким ценам. Опыт свидетельствует, что успехов в использовании цен как стимула увеличения объема продаж добиваются лишь те предприятия, которые имеют самые низкие затраты на всех этапах продвижения товаров от производства до потребителей.
Прежде чем принять решение об изменении уровня цен, предприятию следует выяснить, с учетом каких факторов оцениваются реализуемые товары покупателями. Таких факторов насчитывается более десяти. Поэтому нельзя регулировать продажу, только изменяя цены. Нужно также учитывать, что покупатели настороженно относятся к дешевым товарам. Очень часто незначительный рост продаж под влиянием изменения цен не позволяет возместить потери от их снижения. Необходимо проводить маркетинговые исследования логики поведения покупателей в каждом сегменте рынка и принимать ценовые решения с учетом результатов этих исследований.
Во всех случаях решения об изменении цен должны приниматься не для увеличения объемов продаж, а для улучшения финансовых результатов. Тем более, что покупатели в своем большинстве обоснованно определяют, какой реальной цены заслуживает тот или иной товар. Нельзя ориентироваться на достижение целевых показателей по продаже товаров, подрывая основу для сохранения прибыльности в длительной перспективе. На основе маркетинговых исследований важно установить верхнюю границу цены данного товара с учетом его ценности для: покупателей и того ее уровня, который обеспечит формирование наилучших финансовых результатов.[10]
Заключение
В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. При определении объема закупки тога или иного товара и возможностей его продажи партнеры (поставщики и торговое предприятие) должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. возможность получения оптимального уровня и массы прибыли.
Доход в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также части прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).
Доход измеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек обращения, оборачиваемости товаров, использования основных средств, рабочей силы, собственного и заемного капиталов. Показатель рентабельности свидетельствует о прибыльности хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшего функционирования.
Список литературы
1. Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебн.пособие. Практикум. – 3-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2003. – 336 с.
2. Гребнев А. И. – «Экономика торгового предприятия». – М. – 2001. – 198 с.
3. Долбилин А. С. – «Издержки, доходы и прибыль предприятий и потребительских обществ». – М. – 2002 г. – 254 с.
4. Казначевская Г. Б. – «Менеджмент». – Ростов н/Д . – 2000 г – 458 с.
5. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. -Минск: Высшая школа, 2003. – 456 с.
6. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: Юнити, 2004. – 258 с.
7. Методические рекомендации по комплексному анализу финансово-хозяйственной деятельности районной кооперативной организации / Авт. колл. под рук. проф. З.А. Капелюк, - Новосибирск: СибУПК, 2000. – 357 с.
8. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003, - 499.
9. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Соломатина. - М.: Инфра - М, 2000. – 259 с.
10. Экономика торгового предприятия / Под ред. проф. А.И. Требнева. -М.: Экономика, 2002. – 159 с.
[1] Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебн.пособие. Практикум. – 3-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2003. – 136 с.
[2] Гребнев А. И. – «Экономика торгового предприятия». – М. – 2001. – 98 с.
[3] Гребнев А. И. – «Экономика торгового предприятия». – М. – 2001. – 100 с.
[4] Долбилин А. С. – «Издержки, доходы и прибыль предприятий и потребительских обществ». – М. – 2002 г. – 154 с.
[5] Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. -Минск: Высшая школа, 2003. – 416 с.
[6] Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: Юнити, 2004. – 158 с.
[7] Методические рекомендации по комплексному анализу финансово-хозяйственной деятельности районной кооперативной организации / Авт. колл. под рук. проф. З.А. Капелюк, - Новосибирск: СибУПК, 2000. – 157 с.
[8] Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003, - 99.
[9] Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Соломатина. - М.: Инфра - М, 2000. – 87 с.
[10] Экономика торгового предприятия / Под ред. проф. А.И. Требнева. -М.: Экономика, 2002. – 59 с.