1. Предмет и метод экономического анализа, его содержание и этапы развития.

Экономическому   анализу  всегда  придавалось  большое  значение.   Он позволяет  определить  эффективность  как  отдельного предприятия, группы предприятий,  так  и   в  конечном   счете,   всей  экономики  в  целом.   Но  с переходом на рыночный путь развития,  с созданием рыночной экономики, с появлением огромного количества независимых самостоятельных предприятий и организаций,  экономический анализ приобретает еще большую важность.

Задачами  экономического  анализа являются: объективная оценка использования ресурсов  на  предприятии, выявление  внутрихозяйственных резервов  укрепления  финансового  положения,  а также улучшение  отношений между предприятиями и внешними финансовыми,  кредитными,  контрольными органами.[1]

Под  предметом  экономического  анализа   понимаются  хозяйственные процессы  предприятий,  ассоциаций,  социально - экономическая эффективность  и конечные финансовые результаты их деятельности,  складывающиеся  под  воздействием  объективных и субъективных факторов,  получающие отражение  через  систему экономической информации.  То есть экономический анализ имеет дело с хозяйственными процессами предприятий,  объединений,   других подразделений и конечными производственно - финансовыми результатами их деятельности.

В   качестве   информационной  базы  экономического анализа используют плановую и прогнозную информацию,  отчетные данные предприятия  (бухгалтерские,  статистические),   некоторые  заданные   экономические  параметры  (налоговые и процентные ставки,  страховые платежи,  отраслевые  уровни рентабельности и другие).

Объектом экономического анализа является  оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта.

В процессе проведения  экономического  анализа  ставится  ряд  задач,  к числу важнейших из которых можно отнести повышение научно - экономической обоснованности бизнес - планов и нормативов  (в процессе их разработки). В целом бизнес - план представляет собой серьезный аналитический  документ.   Он состоит из ряда разделов,  каждый из которых включает в себя определенную  систему   показателей. 

Повышение  научно - экономической  обоснованности   бизнес - планов и нормативов достигается в первую  очередь  осуществлением  обстоятельного ретроспективного анализа   хозяйственной  деятельности.  Построение временных рядов за значительный период позволяет  установить  определенные экономические закономерности  в  хозяйственном развитии.  Далее выявляются основные факторы,  которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем  существенное  влияние  на  финансово - хозяйственную  деятельность данного предприятия.

Ретроспективный и текущий анализ завершается  перспективным  (прогнозом),   который дает прямой выход на планово - предположительные показатели.

Таким образом,  сущность экономического анализа  -  комплексное  изучение деятельности предприятия  в  соответствии  с  поставленными  целями,  представленное через систему экономической информации.

Рассмотрим этапы развития экономического анализа.

Традиции, сложившиеся в отечественной аналитической школе, достаточно устойчивы; тем не менее, в последнее десятилетие ХХ века в России начали формироваться различные подходы к структурированию анализа хозяйственной деятельности, по сути возрождающие ключевые идеи наших предшественников, выдвигавших на первый план бухгалтерский баланс, его аналитический потенциал и возможности использования в управлении деятельностью предприятия.

Прежде чем рассмотреть логику этих подходов, уместно упомянуть о различиях сущностного и терминологического характера в области анализа, имеющих место в отечественной науке и за рубежом. В России, и на Западе активно используется понятие "экономический анализ", однако смысловая нагрузка этого термина и содержательное наполнение скрывающейся за ним дисциплины совершенно различны. На Западе экономический анализ трактуется в духе работ П. Самуэльсона и Й. Шумпетера и, в известном смысле, является синонимом термина «экономическая теория».

Что касается отечественной аналитической науки, то в работах С.К.Татура, С.Б. Барнгольц, М.И. Баканова, А.Д. Шеремета и других, экономический анализ (анализ хозяйственной деятельности) трактуется гораздо более узко и, в некотором смысле, приземленно – как направление, связанное с изложением методов и техники аналитических расчетов на уровне предприятия в условиях директивной экономики. Отличительные особенности данного анализа состоят в следующем:

·                    он построен исключительно исходя из предпосылок и ограничений, действующих в условиях централизованно планируемой экономики и не предполагающих наличия реальных рыночных механизмов в экономике;

·                    он проводится обычно в ретроспективном аспекте;

·                    он затрагивает не только и не столько финансовую сторону деятельности предприятия, сколько предполагает комплексную оценку абсолютно разнородных (с позиции, например, бухгалтера или финансового менеджера) сторон деятельности.

Главным фактором для аналитика является наличие информационных ресурсов, наиболее распространено подразделение анализа на внешний и внутренний. В рамках внешнего финансового анализа, как правило, несложно выделить процедуры, относящиеся к объекту анализа и информационно обеспеченные доступной отчетностью. Например, комплексный анализ будет включать аналитические процедуры, упорядоченные, в частности, по разделам баланса, анализ имущественного потенциала предприятия - процедуры, определяемые логикой построения актива баланса. Если речь идет о внутрифирменном анализе, то, как правило, берется соответствующая методика внешнего анализа и дополняется процедурами, информационно обеспеченными внутренней отчетностью, данными оперативного и бухгалтерского учета.

Опишем методы экономического анализа.

Метод экономического анализа – это статистический анализ, анализ финансовых показателей и норм:[2]

анализ бухгалтерской отчетности;

горизонтальный анализ;

вертикальный анализ;

трендовый анализ;

расчет финансовых коэффициентов.

Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности.

В процессе анализа бухгалтерской отчетности определяется состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оценивается объем выручки от реализации и размер прибыли.

При этом следует сравнить фактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.

Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:

простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;

анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года. [3]

Классификация экономического анализа.


 














Анализ  позволяет  установить  и  количественно  выразить  зависимость между конечными результатами деятельности предприятия и ресурсами производства (материальными,  финансовыми,  человеческими,  информационными,  временными),  которыми она располагает для того,  чтобы осуществлять текущую деятельность и развитие предприятия. 


Задача 3

Используя прием цепных подстановок, определите влияние на изменение объема выпуска продукции факторов:

1) изменения стоимости материальных затрат;

2) изменение материалоемкости продукции.

Данные для анализа эффективности использования материальных ресурсов

тыс.руб.

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Выпуск продукции

3 000

3 500

Материальные затраты на выпуск продукции

1 950

2 350

Материалоемкость (материалоотдача)

определить


Решение

Материалоемкость = материальные затраты / выпуск продукции

Мбаз = 1 950 / 3 000 = 0,65

Мотч = 2 350 / 3 500 = 0,67

Определим влияние методом цепных подстановок.

Т= б/а

Т – результативный показатель (материалоемкость),

а, б – факторы, влияющие на показатель Т,

а - выпуск продукции, б - материальные затраты.

Влияние изменения материалоемкости продукции:

Базисный период = 1 950 / 0,65  = 3 000

Отчетный период = 1 950 / 0,67 = 2 910,44

Т = 3 000 – 2 910,44 =  - 137,77

При увеличении фактора материалоемкости и неизменных материальных затратах, объем выпуска уменьшается.

Влияние  изменения стоимости материальных затрат на выпуск продукции:

Базисный период = 1 950 / 0,65 = 1 267,5

Отчетный период = 2 350 / 0,65 = 1 527,5

1 527,5 – 1 267,5 = 260

При изменении стоимости материальных затрат и неизменной материалоемкости выпуск продукции увеличится, так как  материалоемкость – это отношение материальных затрат на выпуск продукции, а если увеличивается затраты при неизменной норме, значит закупается больше материал, следовательно выпуск увеличивается.




[1] Сошникова Л.А., Тамашевич В.Н., Уебе Г., Шефер М. Многомерный статистический анализ в экономике: Учебное пособие для вузов- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-С.122

[2] Финансовый менеджмент. Под ред.Самсонова Н.Ф.-М.:ЮНИТИ,2000.-С. 234.

[3] Сошникова Л.А., Тамашевич В.Н., Уебе Г., Шефер М. Многомерный статистический анализ в экономике: Учебное пособие для вузов- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-С 138