Содержание
1. Теоретическая часть. 3
Структура органов федерального казначейства. 3
2. Практическая часть. 8
Задание 1. 8
Задание 2. 11
Список литературы.. 13
1. Теоретическая часть
Структура органов федерального казначейства
Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Основным поставщиком этой информации для Правительства России выступает Федеральное казначейство.
Органы федерального казначейства России представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов Российской Федерации (далее – МФ РФ). Федеральное казначейство имеет трехуровневую структуру территориальных органов и состоит из 89 управлений по субъектам Российской Федерации и более 2 100 отделений.
|
|||
………
Рис. 1 Структура органов федерального казначейства [8, с. 134]
В настоящее время органы федерального казначейства Новосибирска представлены Управлением и 20-ю Отделениями по районам Новосибирска, в том числе одно Отделение обслуживает бюджетные организации, находящиеся в ведении силовых министерств.
В Управлении создано 12 отделов, из которых 10 подчинены четырем заместителям руководителя Управления по функциональным направлениям работы органов федерального казначейства. В Отделениях функциональные и обеспечивающие отделы подчинены руководителю Отделения.
Фактическая численность основного персонала в органах федерального казначейства Новосибирска составляет 788 человек, в том числе 749 государственных служащих.
Федеральное казначейство представляет интересы государства в финансовой системе Новосибирска и выполняет следующие функции [4, с. 189]:
1. исполнение федерального бюджета по доходам и расходам;
2. регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
3. управление денежными средствами на счетах казначейства;
4. государственный финансовый контроль ведения операций с бюджетными средствами;
5. контроль поступления и использования внебюджетных средств бюджетных учреждений;
6. составление отчетов, на основе единой системы бухгалтерского учета и единой бюджетной классификации Российской Федерации.
Принятие данных функций в том виде, в котором они выполняются в настоящее время, происходило поэтапно.
Необходимо отметить, что на начальном этапе создания органов федерального казначейства имело место непонимание необходимости перевода бюджетных финансовых потоков под казначейский контроль со стороны участников бюджетного процесса, а также сопротивление со стороны коммерческих банков, из оборота которых изымались миллиардные государственные денежные ресурсы.
В 1997 году Федеральное казначейство приступило к финансированию расходов распорядителей и получателей средств и осуществлению кассовых расходов с лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства. В 1998 году во всех Отделениях были укомплектованы и технически оснащены операционные залы для осуществления расчетно-кассового обслуживания бюджетополучателей. В период с 1997 года по 2000 год имел место рост количества бюджетополучателей, переведенных на финансирование из федерального бюджета через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства, от 640 до 980.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств на территории Новосибирска с 1997 года реализована схема финансирования расходов федерального бюджета за счет доходов, собранных на территории нашего города, которые в настоящее время составляют около 50% от общей суммы расходов [7, с. 56].
В 1999 году был введен жесткий контроль над обязательствами бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, по оплате коммунальных услуг, основная цель которого - стабилизация задолженности бюджета, а затем сокращение этой задолженности.
В этот же период был внедрен порядок учета на лицевых счетах бюджетополучателей объемов дополнительного финансирования за счет сдачи в аренду федерального недвижимого имущества.
В 2001 году, в соответствии с поставленными задачами, имело место значительное расширение функций, выполняемых органами федерального казначейства Новосибирска [9, с. 190]:
1. учет и распределение доходов, поступивших в уплату единого социального налога (взноса);
2. учет внебюджетных средств бюджетных учреждений на лицевых счетах, открытых в органах федерального казначейства (при закрытии ими счетов в коммерческих банках);
3. перевод подразделений Министерства обороны РФ на казначейскую систему исполнения федерального бюджета;
4. исполнение отдельных видов расходов бюджета Новосибирска в виде финансовой помощи;
5. взыскание на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета.
В результате исполнения вышеуказанных функций в этот период резко возрос объем платежных операций, выполняемых органами федерального казначейства - по доходам почти в 3 раза, по расходам почти в 4 раза.
Опыт ведущих стран мира показывает, что обязательным условием эффективного управления бюджетными средствами является создание единого счета в центральном банке.
Наш регион одним из первых в России в 1998 году приступил к внедрению элементов единого казначейского счета в рамках схемы финансирования расходов федерального бюджета.
Внедрение электронного документооборота между участниками бюджетного процесса позволило в конце 2002 года осуществить поэтапный переход всей системы федерального казначейства нашего города на схему исполнения федерального бюджета, как по доходам, так и по расходам в соответствии с концепцией единого казначейского счета (ЕКС), принятой в Российской Федерации [8, с. 146].
Сложность данного перехода состояла в коротких сроках его реализации и большом объеме платежных документов, обрабатываемых сотрудниками органов федерального казначейства Санкт-Петербурга. Так, среднее количество расчетных документов, поступающих от более чем 420 тысяч плательщиков налогов, сборов и иных платежей, обрабатываемых в течение операционного дня, составляет 30 тысяч, в отдельные дни их количество достигает 70 тысяч. Число бюджетополучателей, обслуживаемых органами федерального казначейства Новосибирска составляет 860. Количество платежных документов, учитываемых на едином казначейском счете по расходам, в среднем составляет около 2,5 тысяч за операционный день.
Исполнение федерального бюджета по доходам включает учет поступивших доходов на единый счет № 40101 Управления по доходам, открытый в учреждении Банка России, и их распределение между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ (в соответствии с утвержденными нормативами). Соответствующие доли поступлений перечисляются в доход федерального бюджета, бюджета Новосибирска, бюджеты других субъектов Российской Федерации и в государственные внебюджетные фонды.
Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется через систему лицевых счетов распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытых к единому счету по расходам. В органах федерального казначейства обслуживаются около 860 получателей средств, находящихся в ведении 62 министерств и ведомств, которым открыто более 900 лицевых счетов по учету бюджетных средств, в т.ч. 64 лицевых счета распорядителя средств федерального бюджета.
В соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, из федерального бюджета направляются средства в бюджет Новосибирска в виде финансовой помощи (в т.ч. на решение вопросов социального характера, поддержку дорожного хозяйства и метростроение).
2. Практическая часть
Задание 1
По балансовому счету 40101 «Налоги, распределяемые между бюджетами разных уровней» Управления Федерального казначейства в соответствии с выпиской РКЦ и приложенными к ней платежными документами за 5 января 2004 года совершены следующие операции:
1. Поступило налогов:
плата за негативное воздействие на окружающую среду (код бюджетной классификации - 2015600):
- платежное поручение № 7 – 7500 руб.
- платежное поручение № 12 – 10 000 руб.
- платежное поручение № 3- 3 600 руб.
- платежное поручение № 15 – 8 400 руб.
2. Перечислено платежей за негативное воздействие на окружающую среду по уровням бюджетов:
- федеральный бюджет: платежное поручение № 19 – 8 000 руб.
- областной бюджет: платежное поручение № 20 – 2 000 руб.
Необходимо:
1. Оформить сводный реестр поступивших доходов
2. Произвести распределение регулирующих налогов между бюджетами
3. Отразить операции в бухгалтерском учете по исполнению федерального бюджета. Оформить мемориальный ордер.
РЕШЕНИЕ
1. Сводный реестр поступивших доходов представлен ниже.
Управление федерального
Казначейства
Сводный реестр № 1
Поступивших доходов в федеральный
Бюджет за 5 января 2004 года
На счет № 40101
№ п\п |
Наименование платежного документа |
Номер документа |
Сумма, руб. |
Код бюджетной классификации |
|
Дебет |
кредит |
||||
|
Остаток на начало дня |
|
10 000 |
|
|
1 |
Платежное поручение |
7 |
1 500 |
|
2015600 |
2 |
Платежное поручение |
12 |
2 000 |
|
2015600 |
3 |
Платежное поручение |
3 |
720 |
|
2015600 |
4 |
Платежное поручение |
15 |
1 680 |
|
2015600 |
5 |
Платежное поручение |
19 |
8 000 |
|
2015600 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого за день |
|
13 900 |
|
|
|
Остаток на конец дня |
|
23 900 |
|
|
Управление федерального
Казначейства
Сводный реестр № 1
Поступивших доходов в областной
бюджет за 5 января 2004 года
На счет № 40102
№ п\п |
Наименование платежного документа |
Номер документа |
Сумма, руб. |
Код бюджетной классификации |
|
Дебет |
кредит |
||||
|
Остаток на начало дня |
|
10 000 |
|
|
1 |
Платежное поручение |
7 |
6 000 |
|
2015600 |
2 |
Платежное поручение |
12 |
8 000 |
|
2015600 |
3 |
Платежное поручение |
3 |
2 880 |
|
2015600 |
4 |
Платежное поручение |
15 |
6 720 |
|
2015600 |
5 |
Платежное поручение |
20 |
2 000 |
|
2015600 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого за день |
|
25 600 |
|
|
|
Остаток на конец дня |
|
35 600 |
|
|
2. Распределение регулирующих налогов по бюджетам происходит в соответствии с действующими нормативами:
- в федеральный бюджет: 20 %
- в областной бюджет: 80 %
Общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за 5 января равна:
7 500+10 000+3 600+8 400 = 29 500 (руб.)
Тогда, отчисления в федеральный бюджет:
29 500 *0, 2 = 5 900 (руб.)
В областной бюджет:
29 500 * 0, 8 = 23 600 (руб.)
3. Мемориальный ордер представлен ниже.
Мемориальный ордер № 1
За 5 января 2004 года
№ п\п |
Основание (ссылка на документ) |
Номер счета |
Сумма, руб. |
|
По дебету |
По кредиту |
|||
1 |
Платежное поручение №7 |
40101 |
40702 |
7 500 |
2 |
Платежное поручение № 12 |
40101 |
40702 |
10 000 |
3 |
Платежное поручение № 3 |
40101 |
40702 |
3 600 |
4 |
Платежное поручение № 15 |
40101 |
40702 |
8 400 |
5 |
Платежное поручение № 19 |
40101 |
40702 |
8 000 |
6 |
Платежное поручение № 20 |
40101 |
40702 |
2 000 |
|
ИТОГО |
|
|
39500 |
Задание 2
В управлении федерального казначейства открыты лицевые счета следующим получателям средств федерального бюджета:
№ 03181202430 Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам;
№ 03092101550 Управлению федерального казначейства
10 февраля 2004 года на основании выписки со счета 40105 Управления федерального казначейства и платежного документа были совершены следующие операции:
1. по лицевому счету № 03181202430:
- платежное поручение № 56 – на перечисление поставщику за оборудование 17 200 руб.
- платежное поручение № 57 – на перечисление поставщику за услуг связи – 4 200 руб.
- объявление на взнос наличными (возврат командировочных расходов) – 2 500 руб.
2. по лицевому счету № 03092101550:
- платежное поручение № 45 – на перечисление поставщику за канцелярские товары – 7 350 руб.
- платежное поручение № 46 – на перечисление поставщику за израсходованную электроэнергию – 8 700 руб.
- платежное поручение № 124 – на зачисление финансирования из федерального бюджета – 120 000 руб.
Остатки средств на лицевых счетах на 10. 02. 2004 года:
- 03181202430: 157 200 руб.
- 03092101550: 58 650 руб.
Необходимо оформить оборотно- сальдовую ведомость по операциям на лицевых счетах получателей за текущий день.
РЕШЕНИЕ
Оборотно- сальдовая ведомость представлена ниже.
Управление федерального казначейства
Оборотно- сальдовая ведомость
по лицевым счетам получателей средств из федерального бюджета
на 10 февраля 2004 года
№ лицевого счета |
Остаток на начало 10 февраля 2004 года |
Обороты за текущий день |
Остаток на конец 10 февраля 2004 года |
|||
|
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
03181202430 |
157 200 |
|
2 500 |
21 400 |
159 700 |
21 400 |
03092101550 |
58 650 |
|
120 000 |
16 050 |
178 650 |
16 050 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации ( с изменениями и дополнениями). – М.: Приор, 2002
2. Федеральный закон Российской Федерации «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 года № 115- ФЗ (с изменениями и дополнениями)
3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» № 186 – ФЗ от 23. 12. 2003
4. Указ Президента Российской Федерации «О федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 года № 1556
5. Постановление Правительства РФ «О Федеральном казначействе Российской Федерации» от 27 августа 1993 года № 864 (с изменениями и дополнениями)
6. Приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету по исполнению бюджетов» от 17 февраля 1999 года № 15 –н
7. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2002 года № 142 – н «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета»
8. Бюджетная система Российской Федерации: учеб./ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 1999
9. Акперов И.Г., Коноплева И.А., Головач С.П., Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. – М.: Финансы и статистика, 2002
10. Казначейская система исполнения бюджета Под ред. О.В. Врублевской, Н. Г. Ивановой. – СПб.: СпбГУ- ЭФ, 2000