Содержание

1. Теоретическая часть. 3

Структура органов федерального казначейства. 3

2. Практическая часть. 8

Задание 1. 8

Задание 2. 11

Список литературы.. 13
























1. Теоретическая часть

Структура органов федерального казначейства

Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Основным поставщиком этой информации для Правительства России выступает Федеральное казначейство.

Органы федерального казначейства России представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов Российской Федерации (далее – МФ РФ). Федеральное казначейство имеет трехуровневую структуру территориальных органов и состоит из 89 управлений по субъектам Российской Федерации и более 2 100 отделений.

Министерство финансов Российской Федерации

Главное управление Федерального казначейства (ГУФК)

 
 





                                                                  ………

 




Рис. 1 Структура органов федерального казначейства  [8, с. 134]

В настоящее время органы федерального казначейства Новосибирска представлены Управлением и 20-ю Отделениями по районам Новосибирска, в том числе одно Отделение обслуживает бюджетные организации, находящиеся в ведении силовых министерств.

В Управлении создано 12 отделов, из которых 10 подчинены четырем заместителям руководителя Управления по функциональным направлениям работы органов федерального казначейства. В Отделениях функциональные и обеспечивающие отделы подчинены руководителю Отделения.

Фактическая численность основного персонала в органах федерального казначейства Новосибирска составляет 788 человек, в том числе 749 государственных служащих.

Федеральное казначейство представляет интересы государства в финансовой системе Новосибирска и выполняет следующие функции [4, с. 189]:

1.     исполнение федерального бюджета по доходам и расходам;

2.     регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

3.     управление денежными средствами на счетах казначейства;

4.     государственный финансовый контроль ведения операций с бюджетными средствами;

5.     контроль поступления и использования внебюджетных средств бюджетных учреждений;

6.     составление отчетов, на основе единой системы бухгалтерского учета и единой бюджетной классификации Российской Федерации.

Принятие данных функций в том виде, в котором они выполняются в настоящее время, происходило поэтапно.

Необходимо отметить, что на начальном этапе создания органов федерального казначейства имело место непонимание необходимости перевода бюджетных финансовых потоков под казначейский контроль со стороны участников бюджетного процесса, а также сопротивление со стороны коммерческих банков, из оборота которых изымались миллиардные государственные денежные ресурсы.

В 1997 году Федеральное казначейство приступило к финансированию расходов распорядителей и получателей средств и осуществлению кассовых расходов с лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства. В 1998 году во всех Отделениях были укомплектованы и технически оснащены операционные залы для осуществления расчетно-кассового обслуживания бюджетополучателей. В период с 1997 года по 2000 год имел место рост количества бюджетополучателей, переведенных на финансирование из федерального бюджета через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства, от 640 до 980.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств на территории Новосибирска с 1997 года реализована схема финансирования расходов федерального бюджета за счет доходов, собранных на территории нашего города, которые в настоящее время составляют около 50% от общей суммы расходов [7, с. 56].

В 1999 году был введен жесткий контроль над обязательствами бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, по оплате коммунальных услуг, основная цель которого - стабилизация задолженности бюджета, а затем сокращение этой задолженности.

В этот же период был внедрен порядок учета на лицевых счетах бюджетополучателей объемов дополнительного финансирования за счет сдачи в аренду федерального недвижимого имущества.

В 2001 году, в соответствии с поставленными задачами, имело место значительное расширение функций, выполняемых органами федерального казначейства Новосибирска [9, с. 190]:

1.     учет и распределение доходов, поступивших в уплату единого социального налога (взноса);

2.     учет внебюджетных средств бюджетных учреждений на лицевых счетах, открытых в органах федерального казначейства (при закрытии ими счетов в коммерческих банках);

3.     перевод подразделений Министерства обороны РФ на казначейскую систему исполнения федерального бюджета;

4.     исполнение отдельных видов расходов бюджета Новосибирска в виде финансовой помощи;

5.     взыскание на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета.

В результате исполнения вышеуказанных функций в этот период резко возрос объем платежных операций, выполняемых органами федерального казначейства - по доходам почти в 3 раза, по расходам почти в 4 раза.

Опыт ведущих стран мира показывает, что обязательным условием эффективного управления бюджетными средствами является создание единого счета в центральном банке.

Наш регион одним из первых в России в 1998 году приступил к внедрению элементов единого казначейского счета в рамках схемы финансирования расходов федерального бюджета.

Внедрение электронного документооборота между участниками бюджетного процесса позволило в конце 2002 года осуществить поэтапный переход всей системы федерального казначейства нашего города на схему исполнения федерального бюджета, как по доходам, так и по расходам в соответствии с концепцией единого казначейского счета (ЕКС), принятой в Российской Федерации [8, с. 146].

Сложность данного перехода состояла в коротких сроках его реализации и большом объеме платежных документов, обрабатываемых сотрудниками органов федерального казначейства Санкт-Петербурга. Так, среднее количество расчетных документов, поступающих от более чем 420 тысяч плательщиков налогов, сборов и иных платежей, обрабатываемых в течение операционного дня, составляет 30 тысяч, в отдельные дни их количество достигает 70 тысяч. Число бюджетополучателей, обслуживаемых органами федерального казначейства Новосибирска составляет 860. Количество платежных документов, учитываемых на едином казначейском счете по расходам, в среднем составляет около 2,5 тысяч за операционный день.

Исполнение федерального бюджета по доходам включает учет поступивших доходов на единый счет № 40101 Управления по доходам, открытый в учреждении Банка России, и их распределение между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ (в соответствии с утвержденными нормативами). Соответствующие доли поступлений перечисляются в доход федерального бюджета, бюджета Новосибирска, бюджеты других субъектов Российской Федерации и в государственные внебюджетные фонды.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется через систему лицевых счетов распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытых к единому счету по расходам. В органах федерального казначейства обслуживаются около 860 получателей средств, находящихся в ведении 62 министерств и ведомств, которым открыто более 900 лицевых счетов по учету бюджетных средств, в т.ч. 64 лицевых счета распорядителя средств федерального бюджета.

В соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, из федерального бюджета направляются средства в бюджет Новосибирска в виде финансовой помощи (в т.ч. на решение вопросов социального характера, поддержку дорожного хозяйства и метростроение).








2. Практическая часть

Задание 1

         По балансовому счету 40101 «Налоги, распределяемые между бюджетами  разных уровней» Управления Федерального казначейства в соответствии с выпиской  РКЦ и приложенными к ней платежными документами за 5 января 2004 года  совершены следующие операции:

1.     Поступило налогов:

плата за негативное воздействие на окружающую среду (код бюджетной классификации - 2015600):

-         платежное поручение № 7 – 7500 руб.

-         платежное поручение № 12 – 10 000 руб.

-         платежное поручение № 3- 3 600 руб.

-         платежное поручение № 15 – 8 400 руб.

2.     Перечислено платежей за негативное воздействие на окружающую среду по уровням бюджетов:

-         федеральный бюджет: платежное поручение № 19 – 8 000 руб.

-          областной бюджет: платежное поручение № 20 – 2 000 руб.

Необходимо:

1.     Оформить  сводный реестр поступивших доходов

2.     Произвести  распределение регулирующих налогов  между бюджетами

3.     Отразить  операции  в бухгалтерском учете  по исполнению федерального бюджета. Оформить мемориальный ордер.

РЕШЕНИЕ

1.     Сводный реестр  поступивших доходов представлен ниже.







Управление федерального

Казначейства


Сводный реестр № 1

Поступивших доходов в федеральный

Бюджет за 5 января 2004 года


На счет № 40101

№ п\п

Наименование платежного документа

Номер документа

Сумма, руб.

Код бюджетной классификации

Дебет

кредит


Остаток на начало дня


10 000



1

Платежное поручение

7

1 500


2015600

2

Платежное поручение

12

2 000


2015600

3

Платежное поручение

3

720


2015600

4

Платежное поручение

15

1 680


2015600

5

Платежное поручение

19

8 000


2015600








Итого за день


13 900




Остаток на конец дня


23 900




Управление федерального

Казначейства


Сводный реестр № 1

Поступивших доходов в областной

бюджет за 5 января 2004 года


На счет № 40102

№ п\п

Наименование платежного документа

Номер документа

Сумма, руб.

Код бюджетной классификации

Дебет

кредит


Остаток на начало дня


10 000



1

Платежное поручение

7

6 000


2015600

2

Платежное поручение

12

8 000


2015600

3

Платежное поручение

3

2 880


2015600

4

Платежное поручение

15

6 720


2015600

5

Платежное поручение

20

2 000


2015600








Итого за день


25 600




Остаток на конец дня


35 600




         2. Распределение регулирующих налогов по бюджетам происходит в соответствии с  действующими нормативами:

-         в федеральный бюджет: 20 %

-         в областной бюджет: 80 %

Общая сумма платы за негативное воздействие на  окружающую среду за 5 января равна:

7 500+10 000+3 600+8 400 = 29 500 (руб.)

Тогда, отчисления в федеральный бюджет:

29 500 *0, 2 = 5 900 (руб.)

В областной бюджет:

29 500 * 0, 8 = 23 600 (руб.)

3.     Мемориальный ордер  представлен  ниже.

Мемориальный ордер № 1

За 5 января 2004 года

№ п\п

Основание (ссылка на документ)

Номер счета

Сумма, руб.

По дебету

По кредиту

1

Платежное поручение №7

40101

40702

7 500

2

Платежное поручение № 12

40101

40702

10 000

3

Платежное поручение № 3

40101

40702

3 600

4

Платежное поручение № 15

40101

40702

8 400

5

Платежное поручение № 19

40101

40702

8 000

6

Платежное поручение № 20

40101

40702

2 000


ИТОГО



39500

Задание 2

         В управлении  федерального казначейства открыты лицевые счета следующим получателям средств федерального бюджета:

№ 03181202430 Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам;

№ 03092101550 Управлению федерального казначейства

         10 февраля 2004 года на основании выписки со счета 40105 Управления федерального казначейства и платежного  документа  были совершены следующие операции:

1.     по  лицевому счету № 03181202430:

-         платежное поручение № 56 – на перечисление поставщику за оборудование 17 200 руб.

-         платежное поручение № 57 – на перечисление поставщику за услуг связи – 4 200 руб.

-         объявление на взнос наличными (возврат командировочных расходов) – 2 500 руб.

2.     по лицевому счету № 03092101550:

-         платежное поручение № 45 – на  перечисление поставщику за канцелярские товары – 7 350 руб.

-         платежное поручение № 46 – на перечисление поставщику за израсходованную электроэнергию – 8 700 руб.

-         платежное поручение № 124 – на зачисление финансирования из федерального бюджета – 120 000 руб.

Остатки  средств на лицевых счетах на 10. 02. 2004 года:

-         03181202430: 157 200 руб.

-         03092101550: 58 650 руб.

Необходимо оформить  оборотно- сальдовую ведомость по операциям на лицевых счетах получателей за текущий день.

РЕШЕНИЕ

Оборотно- сальдовая ведомость представлена ниже.

Управление федерального казначейства


Оборотно- сальдовая ведомость

по лицевым  счетам  получателей средств из федерального бюджета

на 10 февраля 2004 года

№ лицевого счета

Остаток на начало  10 февраля 2004 года

Обороты за текущий  день

Остаток на конец 10 февраля 2004 года


дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

03181202430

157 200


2 500

21 400

159 700

21 400

03092101550

58 650


120 000

16 050

178 650

16 050






















































Список литературы

1.          Бюджетный кодекс Российской Федерации ( с изменениями и дополнениями). – М.: Приор, 2002

2.          Федеральный закон Российской Федерации «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 года № 115- ФЗ (с изменениями и дополнениями)

3.          Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» № 186 – ФЗ от 23. 12. 2003

4.          Указ Президента Российской Федерации «О федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 года № 1556

5.          Постановление Правительства РФ «О Федеральном казначействе Российской Федерации» от 27 августа 1993 года № 864 (с изменениями и дополнениями)

6.          Приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Инструкции  по бухгалтерскому учету по исполнению бюджетов»  от 17 февраля 1999 года № 15 –н

7.          Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2002 года № 142 – н «Об утверждении Инструкции  о порядке открытия и ведения органами  Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета»

8.          Бюджетная система Российской Федерации: учеб./ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 1999

9.          Акперов И.Г., Коноплева И.А., Головач С.П., Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. – М.: Финансы и статистика, 2002

10.     Казначейская система исполнения  бюджета Под ред. О.В. Врублевской, Н. Г. Ивановой. – СПб.: СпбГУ- ЭФ, 2000