Содержание
Введение. 3
1. Роль и значение программ занятости населения, региональные программы содействия занятости населения: содержание, порядок разработки. 4
2. Анализ региональной программы содействия занятости населения г. Новосибирска 11
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
Региональные программы занятости населения - механизм государственного воздействия на региональные рынки труда в условиях отказа от территориального планирования и перехода к программным методам регулирования социально-экономических процессов и использования законодательной базы и ресурсов (прежде всего финансовых), находящихся в распоряжении государственных структур управления. Региональные программы занятости населения определяются как совокупность долго- и краткосрочных мероприятий с их соответствующим финансовым, организационным и иным обеспечением, целью реализации которых является достижение эффективной занятости трудоспособного населения в регионе в условиях рыночной экономики в сочетании с соц. поддержкой безработных. По охвату территории региональные программы занятости населения разделяются на государственные (федеральные), республиканские в составе РФ, краевые, областные, районные и городские. Региональные программы занятости населения состоят из следующих разделов: аналитического, целевого, программных заданий, ресурсного, сводного, организационного и юридического обеспечения.
Актуальность работы заключается в том, что в условиях формирования рыночных отношений, Программе содействия занятости граждан отводится роль одного из основных инструментов региональной политики занятости населения.
Предметом исследования представленной контрольной работы являются Программы территориальной занятости населения.
Цель работы – изучить Программы территориальной занятости населения. Задачи работы – определить роль и значение программ занятости населения, региональные программы содействия занятости населения, провести анализ региональной программы содействия занятости населения на примере Новосибирской области.
1. Роль и значение программ занятости населения, региональные программы содействия занятости населения: содержание, порядок разработки
Анализ практики составления программ занятости в различных регионах РФ свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования концептуальной основы ее разработки.
Анализируя концептуальную основу Программы содействия занятости, рассмотрим основные положения методики системного анализа, которые должны применяться при ее разработке. Эта Программа относится к классу таких сложных систем, которую не только проектировать, но и изучать практически невозможно без использования системных представлений. Безусловно, при разработке этой Программы в той или иной форме привлечены и использованы системные представления. Частично использован подход к анализу систем «сверху» (целевой или целенаправленный), т.е. описание программы путем структуризации целей и функций. По перечню мероприятий можно судить также о частичном использовании подхода к формированию структуры программы «снизу» (метода «оценки предложений»). Однако в Программе недостаточно четко выполнен необходимый синтез этих подходов. Что касается формирования самой структуры целей, можно понять лишь то, что в ней принято разным уровням иерархии структуры целей присваивать разные названия без соответствующей структуризации, без указания признаков структуризации. Необходимо уделить внимание и разработке принципов структуризации обеспечивающих видов деятельности Программы и управленческого цикла целесообразно дать более содержательный прогноз развития рынка труда и занятости населения на основе всестороннего изучения влияющих факторов и выявления важнейших причинно-следственных механизмов.
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.
Основными задачами Программы являются:
· обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
· регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
· формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
· предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.
В рамках реализации Программы необходимо осуществить следующий комплекс мер:
1. Определение потребности в создании рабочих мест
2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест
3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ
4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест.
5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы
6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей
7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ
8. Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест
9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан
На втором этапе реализации Программы федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:
1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации
2. Создание условий для повышения качества рабочих мест
3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др.
В
Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них - города и районы.
Федеральная
служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы
по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего
уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3)
более двукратного превышения. По расчетам ФСЗ РФ, ко второй группе (от 2 до 4%
на конец
Среди последних выделяются пять субъектов РФ, уровень безработицы в которых превышает средний показатель по группе (5,6%): Ивановская, Псковская, Ярославская и Владимирская области и Республика Ингушетия. Именно эти регионы следует квалифицировать как кризисные, присвоив их программам содействия занятости статус федеральных.
Для того чтобы представить в общих чертах специфику региональной политики, все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп в соответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был рассчитана доля средств, расходуемых по различным направлениям.
Региональные власти рассматривают фонды занятости как дополнительный источник финансирования мероприятий по проведению региональной политики, не всегда связанных с безработными и их социальной защитой. И чем ниже уровень безработицы в регионе, тем больше вероятность использования средств фонда не по назначению.
В регионах с высоким уровнем безработицы приоритетом в деятельности служб занятости является выплата пособий (пассивная политика), хотя, по мнению их руководителей, это не означает, что следует сокращать или сворачивать программы переподготовки и обучения безработных. Лица, прошедшие такие курсы, как правило, находят работу или повышают свою конкурентоспособность на рынке труда в будущем. Вместе с тем, согласно данным ФСЗ, большая часть прошедших переобучение, по всей видимости, только «повышает свою конкурентоспособность», поскольку в среднем по России лишь 7% безработных, завершивших профессиональное обучение, трудоустраиваются. Самый высокий показатель трудоустройства после завершения профобучения и переподготовки отмечен в Эвенкийском АО (49,2%), Республике Дагестан (22,7%) и Республике Тува (24,8%). В них расходы на переподготовку составляли соответственно 11,2%, 1,6%, 7,6%[2].
В регионах с низким уровнем безработицы приоритет отдается формам активной политики, не связанным с Законом о занятости и государственными обязательствами по отношению к гражданам, потерявшим работу.
Пассивная политика могла бы опираться на систему социального страхования от безработицы с иными принципами аккумулирования средств, критериями и условиями выплаты пособия по безработице.
Гарантии государства гражданам, потерявшим работу, могут быть предоставлены в двух основных формах. Первая - гарантия стабильного источника дохода на определенное законом и социально-экономической необходимостью время. Вторая - гарантия свободы выбора способа своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение года, заниматься поиском работы самостоятельно или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д. Государство не должно навязывать безработному форму не только его занятости, но и незанятости.
Принципиально важно одно - имеет ли человек право на пособие по безработице, то есть участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда. Если да, то размер его пособия, продолжительность и регулярность выплат не должны зависеть от власти чиновников. Они могут определяться продолжительностью и суммой выплаченного страхового налога (пропорционального размеру заработка), а не только величиной заработной платы в течение двух месяцев на последнем месте работы.
Сумма пособия для каждого безработного может быть постоянной в течение всего законодательно установленного периода регистрируемой безработицы (согласно текущему российскому законодательству, - одного года). Ее выплата не должна зависеть от факта явки безработного для перерегистрации в службах занятости, отказа от предложенных работ и т.п. Это к тому же сократит нагрузку на сотрудников служб занятости, упростив процедуру расчета пособия (один раз вместо трех), позволит им отказаться от таких «полицейских» обязанностей, как отслеживание и наказание нарушителей режима перерегистрации путем лишения их пособия.
Если следовать указанным критериям, то вне сферы социального страхования оказываются выпускники школ, ПТУ, техникумов и вузов без стажа работы, домохозяйки, беженцы и вынужденные переселенцы из стран СНГ и т.п., то есть лица, не участвовавшие в формировании страховых фондов. Названные категории населения должны быть объектами материальной поддержки соответствующих служб - миграционной, социального обеспечения, поддержки малоимущих и т.п[3].
Сегодня
становятся актуальными вопросы эффективности всей системы государственной
службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ и ее территориальных
органов. Правомерность постановки этих вопросов вызвана еще и тем, что доля
трудоустроенных службой занятости в общей численности незанятых граждан,
обратившихся по вопросу трудоустройства, в переходный период оказалась ниже,
чем до начала реформ: в
Всесторонняя оценка эффективности функционирования государственной службы занятости может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы (ежеквартально, нарастающим итогом). Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:
· охват всех направлений деятельности службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;
· ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;
· «сквозной» характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;
· единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;
· полная объективность оценочных показателей;
· использование действующих форм учета и отчетности[5].
2. Анализ региональной программы содействия занятости населения г. Новосибирска
Программа
содействия занятости населения г. Новосибирска на 2004 - 2006 годы разработана
в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации «О занятости населения в
Российской Федерации» и Концепцией действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы,
одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от
Программа разработана на основе анализа основных тенденций в сфере занятости населения, прогноза социально-экономического развития г. Новосибирска на среднесрочную перспективу.
Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан работой, а работодателей необходимой рабочей силой. Программа в большей степени ориентирована на обеспечение занятости молодежи, ее профессиональную ориентацию и адаптацию к трудовой деятельности.
Реализация программы предполагает тесное взаимодействие между мэрией, службой занятости, предприятиями и организациями города, другими субъектами рынка труда.
К ключевым проблемам в сфере занятости населения относятся:
1. Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. В структуре безработных преобладают люди с высшим и среднеспециальным образованием (64 %), спрос предъявляется в основном на рабочие специальности (74,4 % от общего количества заявленных вакансий).
2. Ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест. Физическая и моральная изношенность основных фондов ведет к увеличению числа непрестижных рабочих мест и увеличению доли рабочих мест с неблагоприятными условиями труда.
3. Низкий социальный потенциал подавляющего числа вакантных рабочих мест - низкая заработная плата, стабильность рабочего места, возможности профессионального роста и т. п.
4. Неадаптированность профессионального образования к потребностям экономики. Сокращение начального профессионального образования перекрывается ростом высшего образования. Значительные диспропорции связаны с растущими масштабами подготовки специалистов экономики и управления, выпуск которых за 90-е годы увеличился с 31 до 71 %.
5.
Значительные масштабы занятости населения в неформальном секторе экономики. Под
неконтролируемые сферы деятельности попадают трудовые отношения частично в
торговле, бытовых услугах, транспорте, строительстве. По оценкам специалистов
здесь занято
6. Сложность трудоустройства отдельных социально-демографических групп населения (женщин, молодежи и т. д.). В ближайшие годы проблема занятости женщин будет усиливаться. При общем сокращении численности населения численность женщин трудоспособного возраста до 2005 года будет возрастать, что значительно увеличит предложение женской рабочей силы на рынке труда.
7. Сокращение работников в активном рабочем возрасте. За период реформ с промышленных предприятий города ушли работники преимущественно активного рабочего возраста (30 - 45 лет), вместе с тем притока молодежи не происходит. Трудовые коллективы промышленных предприятий имеют большую долю работающих пенсионеров.
Привлечение кадров в сферу материального производства возможно либо путем ввоза иностранных рабочих, либо привлечения молодежи.
Решение проблемы дефицита кадров в производственных отраслях видится в повышении качественной составляющей рабочей силы, привлечении молодежи в производственную сферу экономики и улучшении возрастной структуры работающего персонала, усилении мотивации труда, росте социальной привлекательности предприятий.
Мероприятия программы разработаны по следующим направлениям:
1. Организационно-правовые мероприятия:
совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам труда и занятости населения;
проведение мониторинга трудовой сферы и рынка труда;
разработка краткосрочного прогноза развития рынка труда;
проведение исследований по проблемам занятости.
2. Содействие занятости населения:
расширение информационного банка вакансий и соискателей;
формирование информационного банка вакансий «Работа на полдня»;
совершенствование организации общественных работ с учетом запросов граждан, потребностей работодателей и необходимости решения социальных проблем, имеющих городское значение;
содействие в организации предпринимательской деятельности посредством организационно-методической поддержки предпринимателей и граждан, решивших создать собственное дело.
3. Профессиональная ориентация:
оказание профориентационных услуг населению;
расширение профориентационной деятельности муниципального учреждения «Молодежный центр труда», создание на его базе комплекса школ и служб, обеспечивающих решение задач личностного, социального и профессионального самоопределения и становления, начиная со школы раннего развития детей (1,5 - 6 лет) до системы повышения профессиональной успешности (более 23 лет). Предполагается, что профориентационная деятельность будет осуществляться психологической, кадровой службами и службой профессионального и социального самоопределения;
пропаганда положительного имиджа профессий сферы материального производства и образования, проведение конкурсов профессионального мастерства.
4. Социально-трудовая адаптация молодежи:
организация временного трудоустройства подростков;
организация студенческих отрядов;
обеспечение практики студентов в организациях города;
организация профессионального обучения.
5. Совершенствование системы социального партнерства - формирование привлекательных для молодежи экономических и социальных условий труда и быта в организациях города.
6. Информационное обеспечение программы:
информирование населения и работодателей о положении на рынке труда города, услугах МЦТ и НГЦЗН;
предоставление населению консультационных услуг по вопросам труда и занятости;
издание тематических газет, создание веб-сайта «Кадровый потенциал Новосибирска».
Основными финансовыми источниками в реализации мероприятий программы являются средства федерального бюджета, бюджета города, внебюджетные средства.
Координацию выполнения мероприятий, предусмотренных программой, осуществляет координационный комитет содействия занятости населения города.
Контроль за ходом реализации программы осуществляет комитет по труду и занятости населения мэрии.
Ход выполнения программы периодически рассматривается на заседаниях координационного комитета содействия занятости населения города[6].
Заключение
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.
Цель программы занятости - стабилизация финансового состояния населения, обеспечение гарантированных федеральным законодательством льгот, пособий, жилищных субсидий, социальных услуг и всех видов социальной помощи, установленных городским самоуправлением.
Программа 2005-го года продолжит аналогичную программу 2004-го года - поддержание жизненного уровня малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, и создание условий для его постепенного повышения.
Отсутствует четко выраженная государственная политика при выборе направлений расходования собранных в фондах занятости средств, а региональные особенности можно, скорее, назвать региональным произволом при поддержке местных властей.
Через фонд занятости в виде исключения может оказываться финансовая поддержка тем видам предпринимательской деятельности, которые способствуют развитию инфрастуктуры и сферы услуг в городах и поселках городского типа с одним или двумя градообразующими предприятиями, закрытие которых ставит под удар практически все население района. В этом случае, однако, должны быть разработаны четкие критерии выделения и условия возврата средств при жесткой финансовой ответственности и крупных штрафных санкциях за нецелевое их использование.
Список литературы
1.
Решение
городского Совета от
2. Коновалов Ю. Занятость, условия труда и доходы экономически активного населения России // Менеджмент в России и за рубежом. № 5. 2004.
3. Крижанов П. Малое предпринимательство и занятость населения // Человек и труд. № 10. 2003.
4. Малышев Г. Занятость населения // Информационные технологии территориального управления. № 6. 2004.
5. Мышьяков М.С. круглый стол по проблемам занятости населения // Действующие лица. № 5 (43). 2004.
[1] Малышев Г. Занятость населения // Информационные технологии территориального управления. № 6. 2004. С. 8.
[2] Крижанов П. Малое предпринимательство и занятость населения // Человек и труд. № 10. 2003. С. 64.
[3] Малышев Г. Занятость населения // Информационные технологии территориального управления. № 6. 2004. С. 8-9.
[4] Коновалов Ю. Занятость, условия труда и доходы экономически активного населения России // Менеджмент в России и за рубежом. № 5. 2004. С. 12.
[5] Мышьяков М.С. круглый стол по проблемам занятости населения // Действующие лица. № 5 (43). 2004. С. 133.
[6] Решение
городского Совета от