Содержание

Введение. 3

1. Содержание проблемы  и обоснование необходимости ее решения. 4

2. Основные цели и задачи формирования ассортимента непродовольственных товаров в городе Новосибирске. 7

3. Система мероприятий по формированию ассортимента непродовольственных товаров  в Новосибирске. 8

3.1. Нормативно- правовое и методическое обеспечение  процесса формирования ассортимента непродовольственных товаров в Новосибирске  9

3.2. Организационное  обеспечение   процесса формирования  ассортимента непродовольственных товаров в Новосибирске. 9

3.3. Экономическая сторона  формирования ассортимента  непродовольственных товаров в Новосибирске. 3

4. Формирование эффективной модели развития производства. 4

5. Ресурсное обеспечение формирования ассортимента непродовольственных товаров в  Новосибирске. 11

6. Механизм реализации мероприятий по  формированию ассортимента непродовольственных товаров Новосибирска. 12

7. Оценка эффективности, прогноз показателей, индикаторов процесса формирования  ассортимента непродовольственных товаров  в Новосибирске  13

Заключение. 15

Список литературы.. 16







Введение

Процесс формирования ассортимента  непродовольственных потребительских товаров в Новосибирске  в 2005-2006 годы является частью областной целевой Программы «Развитие предпринимательства и потребительского рынка непродовольственных товаров и услуг в России на 2003-2006 годы».  Этот процесс состоит из  анализа современного состояния потребительского рынка области, производственной деятельности отраслей, производящих непродовольственные потребительские товары.

Основные направления формирования ассортимента непродовольственных товаров в Новосибирске состоят в  формировании эффективной модели развития местного производства, что явится основой расширения ассортимента и увеличения объемов производства товаров народного потребления на территории области.

Целью данной работы является исследования процесса формирования ассортимента непродовольственных товаров в городе Новосибирске сегодня.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)    Рассмотреть содержание проблемы и обоснование  необходимости е решения

2)     Основные цели и задачи формирования ассортимента непродовольственных товаров Новосибирска

3)    Рассмотреть систему мероприятий  по формированию ассортимента непродовольственных товаров в Новосибирске и области

4)    Рассмотреть процесс формирования эффективной системы производства в городе Новосибирске

5)    Рассмотреть ресурсное обеспечение процесса формирования ассортимента непродовольственных товаров в  Новосибирске.

6)    Рассмотреть механизм реализации мероприятий  по формированию ассортимента непродовольственных товаров в Новосибирске.

7)    Рассмотреть основные направления оценки эффективности  мероприятий по формированию ассортимента.

1. Содержание проблемы  и обоснование необходимости ее решения

В условиях плановой экономики спрос и предложение формировались органами государственного планирования путем централизованного распределения заказов и ресурсов республиканским товаропроизводителям. В рыночных условиях, в результате отказа государства от прямого регулирования экономики, разрушения вертикальных и горизонтальных связей, снижения государственного заказа, платежеспособного спроса населения и насыщения рынка импортными и завозными товарами, параметры спроса и предложения изменились.

В изменившихся экономических условиях большинство предприятий местной промышленности области оказались не готовы к дальнейшему развитию, поскольку уровень управления, организация сбыта, а также методы их работы на рынке не соответствовали требованиям работы в рыночных условиях хозяйствования. Вследствие чего, к 1998 году против 1990 года падение объемов производства в промышленности, производящей непродовольственные потребительские товары (без учета ювелирной) составило 96,8 %, в том числе: швейной – 92,5 %, мебельной – 85 %, обувной и кожевенно-меховой – 100 %. Удельный вес продукции данных отраслей в общем объеме промышленного производства снизился с 2,5% в 1990 году до 1,2% в 1998 году. За период с 1990 по 1998 годы численность работников только легкой промышленности сократилась на 6973 человека или на 79,4% и составила к 1998 году 1809 человек, или примерно 2% от общей численности занятых в промышленном комплексе. Среднемесячная заработная плата составила 1639 рублей или 49,2% от средней заработной платы работников промышленности. Ухудшилось финансовое положение предприятий. Более половины предприятий оказалась на грани банкротства [5, с. 78].

В результате проявившихся негативных тенденций, доля непродовольственных потребительских товаров местного производства в потреблении населения области к началу 90-х годов сократилась до минимума. В основном спрос населения в этих товарах стал удовлетворяться за счет завоза товаров извне.

Как показывает анализ деятельности отраслей, производящих непродовольственные потребительские товары в настоящее время, положение на предприятиях остается сложным в силу причин, которые можно условно сгруппировать по трем взаимосвязанным блокам:

Первое – проблема значительного физического и морального износа основных производственных фондов. Существенный спад инвестиционной активности, происходивший в течение 90-х годов, оказал негативное влияние на процесс обновления основных фондов. За последние 5 лет основные производственные фонды предприятий почти не обновлялись.

Степень износа основных промышленно - производственных фондов предприятий отраслей, производящих непродовольственные потребительские товары, составляют от 40% до 70% и выше. Так, в 2001 году степень износа основных промышленно - производственных фондов в целом по предприятиям легкой промышленности составила 31,6%, в том числе по оборудованию – 79,3%; по предприятиям полиграфической промышленности соответственно 23,3% и 35%; по предприятиям мебельного производства соответственно 39,2% и 59,7%.

Важнейшим источником инвестиций на предприятиях являются амортизационные отчисления, но как показывает анализ их использования, они не играют значительной роли в обновлении производственного капитала. Оборот основных средств для полной замены основных фондов за счет амортизационных средств составляет несколько десятков лет.

Второе – высокая зависимость производства непродовольственных потребительских товаров от завоза сырья и вспомогательных материалов, которая, учитывая региональные особенности экономики области, сохранится и в ближайшее время. Отсутствие в  области собственной сырьевой базы осложняет финансовое положение предприятий.

В настоящее время в условиях разрыва межрегиональных хозяйственных связей, нарушенной системы договорных поставок сырья, материалов и продукции производственно-технического назначения и отсутствия товарных рынков с развитой инфраструктурой, для каждого предприятия стала актуальной проблема материально-технического снабжения, требующая вложения финансовых средств. Сегодняшнее финансовое состояние предприятий не позволяет осуществить закупки сырья в больших объемах.

По данным Государственного комитета Новосибирской области по статистике в 2004 году удельный вес прибыльных предприятий и организаций в целом по промышленности составил всего 23,5% от общего числа предприятий. Сложилась такая ситуация, что в легкой промышленности в 2004 году на 4 прибыльных предприятия приходилось 13 убыточных, соответственно было получено прибыли 0,6 млн. руб. при убытках 4,3 млн. руб. На предприятиях лесной, деревообрабатывающей промышленности аналогично 10 прибыльных предприятий с суммой прибыли 12,6 млн. руб. против 24 убыточных с убытком 46,2 млн. руб. Как видно из приведенных цифр, фактически отсутствуют собственные источники средств для расширенного воспроизводства, пополнения оборотных средств на закуп сырья, материалов и другие цели.

Продолжают расти объемы неплатежей в промышленности: размеры дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых обязательств, сохраняется пассивное сальдо задолженности [1, с. 89].

Третье – отсутствие маркетинговой стратегии как в области в целом, так у отдельных предприятий-производителей. Отсутствие организаций, занимающихся технологическими разработками, продвижением продукции местного производства на внутриобластные внешние рынки сбыта, отсутствие соответствующих структур, обеспечивающих финансовую поддержку местного производства, не позволяет предприятиям стать полноценными субъектами рыночных отношений.

За последние 3 года, несмотря на рост объемов производства непродовольственных потребительских товаров и небольшого увеличения доли потребления непродовольственных потребительских товаров местного производства в общем объеме потребления населения области, физический объем производства в 2004 году приблизился лишь к уровню 1995 года.

В современных условиях в связи с осложняющейся ситуацией с завозом важнейших видов товаров народного потребления из-за пределов области и накануне вступления России в ВТО, назрела необходимость ускоренного развития отраслей, ориентированных на производство возозамещающей продукции, в том числе и непродовольственных потребительских товаров. Сегодня, потребность в товарах и ресурсах обеспечивается в основном за счет формирования межсезонных запасов, накопление которых осуществляется в период навигационного завоза. Их удельный вес достигает 70 процентов.

Это обусловлено, как известно, сезонностью функционирования главных транспортных сетей области. В связи с этим предприятия и областной бюджет несут дополнительную нагрузку из-за необходимости отвлечения и замораживания денежных средств в межсезонных запасах. Из-за отсутствия переходящих страховых запасов  область в последние годы не застрахована от серьезных сбоев в снабжении при возникновении непредвиденных ситуаций экономического, природного или техногенного характера. По этой причине сохраняется несбалансированность потребностей области в товарах с ее финансовыми возможностями, хронический дефицит финансовых средств на завоз.

В этой связи для роста самообеспечения  области непродовольственными товарами, уменьшения объемов и затрат на ввоз из-за пределов области, необходимо принять меры государственной поддержки областных  товаропроизводителей.

2. Основные цели и задачи формирования ассортимента непродовольственных товаров в городе Новосибирске

Основной целью процесса формирования ассортимента непродовольственных товаров в городе Новосибирске является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в высококачественных непродовольственных потребительских товарах за счет развития местного производства.

Главной задачей является формирование эффективной модели развития местного производства непродовольственных потребительских товаров, которое обеспечит последовательный рост их потребления в общем объеме потребления населения республики до 7,7% в 2006 году.

Для этого должны быть решены следующие подзадачи [4, с. 134]: - осуществление протекционистской политики в интересах местных товаропроизводителей; - создание условий для стабилизации финансово-экономического положения предприятий местного производства непродовольственных потребительских товаров; - формирование потребительских предпочтений в сторону товаров местного производства; - укрепление материально-технической базы местного производства; - сохранение существующих и создание новых рабочих мест.

3. Система мероприятий по формированию ассортимента непродовольственных товаров  в Новосибирске

Мероприятия  по формированию  ассортимента непродовольственных товаров в Новосибирске  проводятся в четырех  основных направлениях [6, с. 189]: 1. В области нормативно-правового и методического обеспечения; 2. В организационной сфере; 3. В экономической сфере; 4. В социальной сфере.

Реализация данных направлений  позволяет сформировать эффективную модель развития местного производства.

3.1. Нормативно- правовое и методическое обеспечение  процесса формирования ассортимента непродовольственных товаров в Новосибирске

         Нормативно- правовое  и  методическое  обеспечение  процесса представлено в виде таблицы 1.

Таблица 1

Нормативно- правовое и методическое  обеспечение процесса формирования  ассортимента непродовольственных товаров Новосибирска  [3, с. 156]

Наименование мероприятия

Ожидаемый результат

Разработка проекта Закона «О поддержке местных товаропроизводителей»

Создание для местных товаропроизводителей благоприятных условий для развития.

Разработка механизма финансирования предприятий местного производства согласно Подпрограмме.

Эффективное и рациональное размещение бюджетных средств.

Разработка проекта постановления Администрации области о создании Конкурсного жюри по размещению государственного заказа по поставкам мягкого и твердого инвентаря.

Гарантированное размещение на предприятиях местного производства госзаказа на поставку мягкого и твердого инвентаря для нужд бюджетной сферы.

Разработка Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности на 2005-2006 годы.

Создание нормативно-правовой основы для эффективной организации выставочно-ярмарочной деятельности в области


3.2. Организационное  обеспечение   процесса формирования  ассортимента непродовольственных товаров в Новосибирске

         Основные направления   организационного обеспечения  процесса формирования ассортимента непродовольственных товаров в Новосибирске представлены в таблице 2.





Таблица 2

Направления  организационного обеспечения формирования ассортимента  непродовольственных товаров в Новосибирске

Инвестиции в основной капитал Организация технического оснащения предприятий легкой промышленности, в том числе на условиях лизинга

Переоснащение 10 предприятий легкой промышленности позволит увеличить объемы производства к 2007 году до 505,6 млн. рублей, улучшить качество, расширить ассортимент, снизить себестоимость выпускаемой продукции, освоить новые виды продукции. Планируется создать 317 рабочих мест

Организация технического оснащения предприятий мебельного производства, в том числе на условиях лизинга

Переоснащение 6 предприятий мебельного производства позволит увеличить объемы производства мебели к 2007 году до 104,7 млн. рублей, улучшить качество и снизить себестоимость выпускаемой продукции, освоить новые виды продукции. Планируется создать 167 рабочих мест.

Организация технического оснащения предприятий полиграфической отрасли

Переоснащение 17 улусных типографий позволит увеличить объемы производства к 2007 году до 190,0 млн. рублей, улучшить качество выпускаемой продукции, внедрить в производство новые технологии. Планируется создать 15 рабочих мест

Организация технического оснащения предприятий, выпускающих изделия художественных промыслов

Переоснащение 3 предприятий, выпускающих изделия художественных промыслов, позволит увеличить объемы производства к 2007 году до 32,2 млн. рублей, освоить выпуск новых видов продукции. Планируется создать 15 рабочих мест.

Реализация быстро окупаемых инвестиционных проектов

Создание новых производств, в том числе мелкотоварных, увеличение производства непродовольственных потребительских товаров

Организация производства непродовольственных потребительских товаров на предприятиях машиностроения и металлообработки

Увеличение объемов производства.

НИОКР        

Проведение научно-исследовательских работ по проблемам развития отраслей местного производства с целью выработки предложений по их перспективному развитию

Рациональное размещение производительных сил, эффективное использование производственных мощностей.

Создание элементов инфраструктуры местного производства

Создание и организация работы Ассоциаций мебельщиков и предприятий легкой промышленности

Комплексное решение проблем предприятий мебельного производства и легкой промышленности, кооперация мелких товаропроизводителей с крупными предприятиями.

Создание областной  испытательной лаборатории мебели и столярных изделий

Улучшение качества выпускаемой мебели, защита прав потребителей.

Создание Центра прогнозирования моды

Насыщение потребительского рынка изделиями, разработанными в соответствии с требованиями моды

Создание постоянно действующего выставочного центра, в том числе укрепление материально-технической базы

Показ достижений местных товаропроизводителей, продвижение их продукции на внутренний рынок республики

Организация централизованной поставки сырья, материалов, фурнитуры и других вспомогательных материалов для предприятий местного производства

Снижение себестоимости выпускаемой продукции, обеспечение ритмичной работы предприятия

Подготовка и переподготовка кадров

Организация семинаров по проблемам развития местного производства с привлечением специалистов из различных регионов России, зональных семинаров в улусах и городах республики

Повышение знаний руководителей предприятий местного производства в области управления предприятиями в сложившихся рыночных условиях

Организация курсов повышения квалификации работников мебельного производства и легкой промышленности

Повышение уровня профессиональной подготовки специалистов

Организация подготовки кадров для предприятий местного производства

Подготовка высококвалифицированных специалистов

Информационная и рекламная поддержка местных товаропроизводителей

Создание и сопровождение базы данных по предприятиям местного производства и системы электронной торговли местными товарами

Продвижение продукции местных товаропроизводителей на рынок республики с использованием современных технологий, получение достоверной информации по всему кругу предприятий, производящих непродовольственные потребительские товары

Издание иллюстрированных каталогов о местных товаропроизводителях, рекламных плакатов, пропагандирующих местное производство непродовольственных потребительских товаров

Реклама местных товаропроизводителей, продвижение их продукции на внутренний рынок республики

Создание постоянно действующих рубрик в областных СМИ, в том числе телепередачи о проблемах и достижениях местных товаропроизводителей

Реклама местных товаропроизводителей, обмен опытом, пропаганда достижений товаропроизводителей среди населения

Разработка, актуализация и совершенствование интернет-сайтов местных товаропроизводителей

Реклама местных товаропроизводителей, продвижение их продукции на внутренний и внешние рынки.

Продвижение продукции на внутриобластные и внешние рынки

Организация конкурса на получение товарного знака «Товары Сибири XXI века» с вручением грантов

Стимулирование местных товаропроизводителей к выпуску качественной и конкурентоспособной продукции

Организация ежегодной областной  выставки-ярмарки «Товары Сибири»

Показ достижений местных товаропроизводителей и продвижение их продукции на внутренний рынок области

Организация ежегодной республиканской выставки-ярмарки «Мебель Сибири»

Показ достижений местных товаропроизводителей и продвижение их продукции на внутренний рынок республики.

Организация ежегодной республиканской выставки-ярмарки «Легпром Сибири»

Показ достижений местных товаропроизводителей и продвижение их продукции на внутренний рынок республики

Организация ежегодного республиканского конкурса «Лучшие товары Сибири»

Выявление конкурентно способной продукции местных товаропроизводителей, стимулирование их к выпуску качественной продукции.

Организация мероприятий в рамках ежегодной Европейской недели качества

Выявление конкурентно способной продукции местных товаропроизводителей, стимулирование их к выпуску качественной продукции.

Организация участия новосибирских товаропроизводителей во Всероссийской Программе-конкурсе «100 лучших товаров России»

Продвижение продукции новосибирских  товаропроизводителей на рынки регионов России









3.3. Экономическая сторона  формирования ассортимента  непродовольственных товаров в Новосибирске

         Экономическая сторона  процесса формирования непродовольственных товаров в Новосибирске  представлена в таблица 3.

Таблица 3

Экономическая формирования ассортимента  непродовольственных товаров в Новосибирске  [5, 8 и др.]

Наименование мероприятия

Ожидаемый результат

Разработка программ реструктуризации предприятий местного производства

Вывод предприятий на безубыточный уровень работы, оптимизация организационной структуры и имущественного комплекса предприятия, ликвидация задолженности по зарплате, реструктуризация задолженности по налогам

Проведение сплошного статистического наблюдения за отраслями местного производства по договорам с Госкомстатом

Получение подробной информации об отраслях местного производства.

Организация работы по снижению затратности местного производства за счет внедрения ресурсосберегающих технологий.

Снижение себестоимости выпускаемой продукции местными товаропроизводителями

Разработка предложений по предоставлению налоговых и других льгот предприятиям местного производства на период технического переоснащения и выполнения государственного заказа на поставку продукции для нужд бюджетной сферы.

Создание благоприятных условий для развития предприятий местного производства.

Проведение мониторинга финансово - хозяйственной деятельности предприятий местного производства

Совершенствование и эффективная организация работы Министерства с предприятиями по перспективным направлениям развития экономики.

Разработка механизма предоставления производственных помещений на льготных условиях

Увеличение объемов производства продукции, расширение ассортимента и снижение себестоимости выпускаемой продукции

Организация работы по интеграции крупных товаропроизводителей с субъектами малого предпринимательства.

Внедрение новых форм хозяйственной интеграции, поддержка субъектов малого предпринимательства.

Организация работы по максимальной загрузке производственных мощностей предприятий

Максимальное использование производственных мощностей предприятий.

Организация участия предприятий местного производства в республиканском тендере на поставки мягкого и твердого инвентаря для нужд бюджетной сферы

Размещение госзаказа на предприятиях местного производства.

Проведение мониторинга выполнения производственных заданий

Организация контроля за выполнением производственных заданий, доведенных до предприятий местного производства. Своевременное выявление и устранение причин отставания.


4. Формирование эффективной модели развития производства

4.1.Существующая модель развития местного производства и формирования ассортимента непродовольственных товаров Новосибирска

Существующая модель развития местного производства является малоэффективной в силу отсутствия необходимых элементов инфраструктуры, обеспечивающих повышение качества продукции, продвижение продукции на новые рынки сбыта, что является следствием слабо поставленной маркетинговой работы на предприятиях местного производства и в отраслях в целом. При существующей модели производство организовано ради производства и не ориентировано на потребителя. Предложенная в данном разделе модель развития местного производства является первой попыткой формирования логистики товародвижения применительно для города Новосибирска.

4.2. Предлагаемая модель развития местного производства Сертификация продукции

Совершенствование системы сертификации мебельной продукции будут достигнуто путем создания областной  испытательной лаборатории мебели и столярных изделий.

В настоящее время в области обязательные по стандартам приемо-сдаточные, квалификационные, периодические и типовые виды испытаний продукции мебели и столярных изделий не проводятся в виду отсутствия специализированной испытательной лаборатории. Сертификационные испытания проводятся в других регионах Российской Федерации, и это значительно усложняет транспортировку образцов, увеличивает стоимость испытаний, что в конечном итоге отражаются на себестоимости производимой продукции. Стоимость одного испытания, включая транспортировку мебели и командировочные расходы, в среднем составляет 1422 рубля. Для сертификации мягкой мебели необходимо провести 27 видов испытаний на 38390 рублей, кухонного набора – 22 вида испытаний на 31284 рубля, набора корпусной мебели – 5 видов испытаний на 7110 рублей, набора мебели для спальни– 10 видов испытаний на 14220 рублей. С учетом расширения ассортимента производимой мебели, расходы на сертификацию возрастают в несколько раз. Вследствие этого, многие производители не имеют сертификатов соответствия, что является нарушением прав потребителей.

Создание областной  испытательной лаборатории мебели и столярных изделий в республике необходимо с учетом развития деревообрабатывающей и мебельной отраслей, роста объемов производства, расширения ассортимента продукции.

Маркетинговые исследования

В целях организации работы по изучению рынков сбыта продукции местных товаропроизводителей необходимо проведение маркетинговых исследований потребительского рынка, которое предполагается достигнуть за счет повышения эффективности работы и создания дополнительных элементов инфраструктуры (Центр прогнозирования моды, постоянно действующий выставочный центр) [2, с. 111].

Также для рекламно-информационной поддержки местных товаропроизводителей и информированности населения области  о достижениях и проблемах местных товаропроизводителей будет открыта рубрика на телевидении.

Центр прогнозирования моды. Эффективность работы предприятий легкой промышленности зависит от эффективности маркетинговых, дизайнерских и технологических решений, принимаемых при определении ассортиментного перечня выпускаемой продукции.

Определяющими факторами выбора товаров покупателями является его внешняя привлекательность в сочетании с высоким качеством и приемлемой ценой. В последние годы потребители стали предъявлять все большие требования к соответствию одежды основным направлениям моды.

В России на крупных предприятиях легкой промышленности, как правило, созданы специализированные структуры, которые разрабатывают новые модели в соответствии с основными требованиями моды. На республиканских предприятиях соответствующих структур не существует.

Обозначенную проблему предполагается решить путем создания Центра прогнозирования моды. Создание областного  Центра позволит своевременно реагировать на изменения потребностей основной массы покупателей, поможет решить проблему морального устаревания той или иной продукции на региональном рынке сбыта. Центр будет мобильной структурой, максимально быстро реагирующим на все изменения в области дизайна.

Выставки-ярмарки. Создание постоянно действующего выставочного центра, как показывает практика и опыт, участие новосибирских  товаропроизводителей в областных и региональных выставочно-ярмарочных мероприятиях, в специализированных конкурсах является одним из наиболее эффективных способов изучения собственных рыночных возможностей. Участвуя в таких мероприятиях, товаропроизводители имеют возможность показать свои достижения, обменяться опытом работы, совместно с другими отраслевыми предприятиями обозначить проблемы отрасли.

Товаропроизводители области все активнее принимают участие в таких мероприятиях. Из года в год растет число участников.

Основной проблемой в организации таких мероприятий является отсутствие выставочного зала. Как правило, выставки проводятся в спортивных залах, которые не приспособлены для проведения таких мероприятий.

В рамках формирования ассортимента непродовольственных товаров предусмотрено создание постоянно-действующего выставочного центра. Создание постоянно-действующего выставочного центра позволит проводить запланированные выставки-ярмарки «Товары Сибири», «Мебель Сибири», «Легпром Сибири» на более высоком уровне в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации выставочных мероприятий, а также организовать проведение других выставочных мероприятий, в том числе приглашение участников из-за пределов области.

Финансово-кредитная поддержка местных товаропроизводителей

Для стабилизации финансового положения предприятий местного производства будет создана система финансово-кредитной поддержки местных товаропроизводителей путем активизации лизингового обслуживания, своевременного финансирования государственного заказа по поставкам непродовольственных потребительских товаров на внутренний рынок, обеспечения централизованной поставки сырья и вспомогательных материалов.

Лизинг

Предусматривается кредитование мелких и средних предприятий - товаропроизводителей на условиях лизинга для проведения оснащения их новыми современными техническими средствами, оборудованием, дорогостоящим инструментом и т.п.

Преимущества лизинга состоят в следующем [5, с. 108]:

- доступность лизинговой сделки по сравнению с кредитом; - возможность полного финансирования сделки лизингодателем с отсрочкой выплат лизингополучателя с учетом его финансового состояния; - более тесная увязка финансовых расчетов по лизингу с ходом реализации проекта и использование гибких графиков расчетов по лизинговым платежам; - возможность отнесения всей суммы лизинговых платежей на затраты предприятия; - возможность использования ускоренной амортизации; - имущественная форма инвестирования, присущая лизингу, позволяет снизить риск невозврата средств лизингодателю, остающемуся собственником имущества, которое одновременно является залогом; - наличие возможности стопроцентного кредитования при предоставлении отсрочки начала платежей и выбора удобной схемы выплат.

По данным, представленным предприятиями местного производства, потребность в сырье и вспомогательных материалах на запланированный объем производства на 2005 год составляет 50 млн. руб., из них 10 млн. руб. будут обеспечены собственными оборотными средствами предприятий.

Для организации централизованных поставок сырья, материалов, фурнитуры для предприятий местного производства будут задействованы неиспользуемые складские помещения областных снабженческих предприятий, имеющих опыт работы в данном направлении (проведение операций по переработке грузов, работа с поставщиками и потребителями).

Предусматривается проведение централизованных поставок в форме размещения государственных заказов на проведение закупок на основе тендера (конкурсных отборов) с широким охватом поставщиков - товаропроизводителей.

Реализация быстро окупаемых инвестиционных проектов. В рамках  формирования ассортимента непродовольственных товаров  в Новосибирске предусматривается финансирование мелкотоварных производств через ГУ «Фонд поддержки предпринимательства Новосибирской области» за счет средств рефинансирования Фонда по следующим направлениям: - производство мебели;

- производство продукции легкой промышленности;

- развитие гончарного и керамического производства;

- производство изделий художественных промыслов;

- производство строительных материалов и продукции производственно-технического назначения, реализуемых населению.

Основными критериями отбора инвестиционных проектов являются следующие факторы, показатели и характеристики [5,с. 111]:

- инвестиционная привлекательность; - создание новых производств; - уровень социальной значимости; - сохранение, обновление и увеличение числа рабочих мест; - индекс физического объема; - загрузка, рациональное использование производственных мощностей; - использование собственных средств предприятий.

Товаропроводящая сеть

Эффективность работы предлагаемой модели формирования ассортимента непродовольственных товаров  и  местного производства в Новосибирске будет напрямую зависеть от оптимизации товаропроводящей сети. Кроме того, создание эффективной системы рыночной системы сбыта и реализации продукции играет важное значение в комплексе мер по стабилизации работы предприятий местного производства.

В систему продвижения товаров местного производства от производителя к конечному потребителю входят [4, с. 222]:

-специализированные отделы в торговых предприятиях области. В перспективе планируется создание специализированных отделов других товаропроизводителей.

-фирменные и специализированные магазины

-Торговые Дома. В целях продвижения продукции местных товаропроизводителей на региональные рынки, принимая во внимание большие расходы на аренду торговых площадей, не все предприятия местного производства имеют возможность открытия специализированных отделов и фирменных магазинов в регионах Российской Федерации. -система электронной торговли. Этот вид торговли является новой формой работы. В целях увеличения объемов продаж, установления связей между товаропроизводителями и потребителями продукции в улусах республики предложения местных товаропроизводителей будут размещены на Интернет-сайте

Расширению рынков сбыта будет также способствовать участие предприятий в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в области и в других регионах России, расширение деятельности через Представительства города Новосибирска в различных регионах России и за рубежом, развитие кооперации на взаимовыгодных условиях. Максимально будут задействованы Торговые конторы, которые имеют опыт работы в торговле, складские помещения, квалифицированный персонал.

Для обеспечения устойчивых связей между товаропроизводителями и потребителями товаров предусматривается создание ассоциаций мебельщиков и предприятий легкой промышленности. Через Торговые Дома, фирменные и специализированные магазины эти ассоциации будут представлять новый ассортимент, экспериментальные модели, осуществлять маркетинговую и рекламную деятельность, способствующую продвижению товаров на рынки.

Подготовка и переподготовка кадров для предприятий местного производства

Эффективность деятельности предприятий в значительной степени определяется кадровой политикой, поскольку только высококвалифицированные специалисты способны рационально решать стратегические и тактические задачи деятельности предприятий.

На более мелких предприятиях легкой промышленности существуют потребности в кадрах рабочих специальностей: согласно представленных заявок требуются более 100 специалистов (мастера по пошиву головных уборов, швеи-мотористки, обувщики).

Вместе с тем, следует отметить, что на многих предприятиях легкой промышленности установлено оборудование импортного производства (Японии, Германии), поэтому вновь принимаемых работников приходится «доучивать» на месте, так как они не владеют навыками работы в системе автоматизированного управления производством.

Этой же причиной обусловлена необходимость в механиках-наладчиках импортного швейного и другого технологического оборудования.

В современных условиях внедрения в производство новых технологий предприятиям легкой промышленности необходимы специалисты высшей категории, такие как: менеджеры, конструкторы, технологи, дизайнеры.

Достаточно остро стоит вопрос о повышении квалификации инженерно-технических работников предприятий легкой промышленности, подтверждении и повышении квалификационных разрядов.

5. Ресурсное обеспечение формирования ассортимента непродовольственных товаров в  Новосибирске

         Для финансирования мероприятий  по формированию ассортимента  непродовольственных товаров в Новосибирске предусматривается использование средств областного, инвестиционного бюджетов и внебюджетных источников.

Всего на реализацию мероприятий в 2005-2006 годах в ценах 2004 года необходимо выделить 525,44 млн. рублей, в том числе за счет средств областного  бюджета – 103,0 млн. рублей, за счет средств инвестиционного бюджета – 123,84 млн. рублей, за счет других источников финансирования – 298,56 млн. рублей.

Формирование, порядок, направление и использование средств регулируются законодательными и нормативными актами Российской Федерации  и Новосибирской области.

Объемы и структура бюджетного финансирования  подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями областного и инвестиционного бюджетов.

Порядок предоставления средств из областного  и инвестиционного бюджетов на финансирование мероприятий  и механизм кредитования по программным направлениям (областям деятельности) утверждаются решением Администрации Новосибирской области.

6. Механизм реализации мероприятий по  формированию ассортимента непродовольственных товаров Новосибирска

Механизм реализации мероприятий  по формированию ассортимента непродовольственных товаров  базируется на принципах осуществления политики государственного протекционизма и социального партнерства Администрации Новосибирской области и предприятий по реализации мероприятий по развитию местного производства непродовольственных потребительских товаров и четком разграничении полномочий и ответственности всех участников.

Реализация мероприятий  предусматривает взаимодействие областных  и местных органов исполнительной власти – исполнителей и соисполнителей программных мероприятий, предприятий легкой промышленности, полиграфической отрасли, предприятий по производству мебели, товаров народного потребления, изделий художественных промыслов, предприятий отрасли машиностроение и металлообработки.

Основные направления формирования ассортимента  непродовольственных товаров в Новосибирске [7, с. 155]:

- создании законодательной, нормативно-правовой и методической базы для развития местного производства;

- создании экономических рычагов воздействия, включающих финансово-кредитный механизм ;

- создании и поддержке эффективных механизмов использования средств областного и инвестиционного бюджетов для достижения целей;

- организации и проведении информационной работы среди населения;

- обеспечении контроля за реализацией мероприятий  с целью анализа ситуации, обобщения положительного и отрицательного опыта.

Отбор инвестиционных проектов производится на конкурсной основе. Основными критериями отбора инвестиционных проектов являются следующие факторы, показатели и характеристики:

- инвестиционная привлекательность; - создание новых производств; - уровень социальной значимости; - сохранение, обновление и увеличение числа рабочих мест; - индекс физического объема; - загрузка, рациональное использование производственных мощностей; - использование собственных средств предприятий.

7. Оценка эффективности, прогноз показателей, индикаторов процесса формирования  ассортимента непродовольственных товаров  в Новосибирске

Успешная реализация  формирования  ассортимента непродовольственных товаров в Новосибирске позволит:

-создать эффективную модель развития местного производства непродовольственных потребительских товаров и довести уровень потребления непродовольственных потребительских товаров от общего объема потребления населения  области до 7,7% к 2006 году (в 1990 году – 0,01%, в 1998 году – 2%); -повысить эффективность работы предприятий местного производства непродовольственных потребительских товаров путем интенсификации производства и повышения уровня технологии, развития материально-технического обеспечения предприятий местного производства, что позволит добиться к 2007 году увеличения объемов производства в 1,7 раза к уровню 2001 года;

- увеличить долю налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации от предприятий местного производства непродовольственных потребительских товаров с 2,3% в 2002 году до 3,5% в 2006 году; -ликвидировать критический уровень износа основных фондов на предприятиях местного производства и довести уровень износа в среднем до 33 процентов; -за счет роста фондоотдачи обеспечить прирост стоимости реализованной продукции на 411 млн. руб., что в конечном итоге повлияет на улучшение деятельности предприятий;

-повысить производительность труда в 1,3 раза по сравнению с 2004 годом;

-расширить ассортимент производимой продукции, значительно улучшить качество и повысить конкурентоспособность товаров, производимых в городе; -снизить зависимость экономики города от завоза непродовольственных товаров на 2,6% по сравнению с 2004 годом;

-снизить себестоимость продукции местного производства непродовольственных потребительских товаров в среднем на 8%; -обеспечить эффективное сочетание хозяйственной самостоятельности предприятий и государственного регулирования, развитие их инвестиционной и деловой активности;

-сохранить действующие рабочие места в количестве 2195 места и добиться создания новых рабочих мест в количестве 517 мест к 2007 году; -повысить качество трудового потенциала предприятий местного производства в результате улучшения образовательной и профессиональной подготовки.














Заключение

         В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем  несколько основных выводов.

         В изменившихся экономических условиях большинство предприятий местной промышленности области оказались не готовы к дальнейшему развитию, поскольку уровень управления, организация сбыта, а также методы их работы на рынке не соответствовали требованиям работы в рыночных условиях хозяйствования.

         В современных условиях в связи с осложняющейся ситуацией с завозом важнейших видов товаров народного потребления из-за пределов области и накануне вступления России в ВТО, назрела необходимость ускоренного развития отраслей, ориентированных на производство ввозозамещающей продукции, в том числе и непродовольственных потребительских товаров. Сегодня, потребность в товарах и ресурсах обеспечивается в основном за счет формирования межсезонных запасов, накопление которых осуществляется в период навигационного завоза. Их удельный вес достигает 70 процентов.

Основной целью процесса формирования ассортимента непродовольственных товаров в городе Новосибирске является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в высококачественных непродовольственных потребительских товарах за счет развития местного производства.

Главной задачей является формирование эффективной модели развития местного производства непродовольственных потребительских товаров, которое обеспечит последовательный рост их потребления в общем объеме потребления населения республики до 7,7% в 2006 году.

Существующая модель развития местного производства является малоэффективной в силу отсутствия необходимых элементов инфраструктуры, обеспечивающих повышение качества продукции, продвижение продукции на новые рынки сбыта, что является следствием слабо поставленной маркетинговой работы на предприятиях местного производства и в отраслях в целом. При существующей модели производство организовано ради производства и не ориентировано на потребителя. Предложенная в данном разделе модель развития местного производства является первой попыткой формирования логистики товародвижения применительно для города Новосибирска.

Для финансирования мероприятий  по формированию ассортимента  непродовольственных товаров в Новосибирске предусматривается использование средств областного, инвестиционного бюджетов и внебюджетных источников.

Формирование, порядок, направление и использование средств регулируются законодательными и нормативными актами Российской Федерации  и Новосибирской области.

Механизм реализации мероприятий  по формированию ассортимента непродовольственных товаров  базируется на принципах осуществления политики государственного протекционизма и социального партнерства Администрации Новосибирской области и предприятий по реализации мероприятий по развитию местного производства непродовольственных потребительских товаров и четком разграничении полномочий и ответственности всех участников.










Список литературы

1.     Журавлева М.Н. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров и стандартизация. – М.: Экономика, 1984. – 208 с.

2.     Исследование непродовольственных товаров: Учеб пособ/ Базарова В.И., Боровикова Л.А., Дорофеева А.Л. и др. – М.: Экономика, 1986. – 295 с.

3.     Лифиц И.М. и др. Исследование непродовольственных товаров. – М.: Экономика, 1988

4.     Николаева М.А. Товароведение непродовольственных товаров. Теоретические основы: Учеб. для вузов. – М.: Норма, 1999. – 283 с.

5.     Николаева М.А. Товарная экспертиза: Учеб для вузов. – М.: Деловая литература, 1998. – 288 с.

6.     Пищевая химия/ Под ред. А.П. Нечаева. – СПб, 2001

7.     Поздняковский В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза непродовольственных товаров: Учебник. – Новосибирск: Из-во Новосиб. у-та, 1999. – 448 с.

8.     Справочник товароведа непродовольственных товаров. Т 1,2. – М.: Экономика, 1987

9.     Сургутский В.П. Химия непродовольственных товаров. – Красноярск, 1997. – 320с.

10.                       Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: Учебник. – М.: Инфра- М, 2001. – 544 с.