Содержание
Введение 3
1. Радио – как средство распространения рекламы.. 5
2. Преимущества радиорекламы.. 7
3. Особенности восприятия радиорекламы.. 9
4. Оценка эффективности радиорекламы.. 13
Заключение. 17
Литература. 18
Введение
Реклама была, есть и будет всегда. В любой стране, при любом строе и на любом уровне развития. Реально существуют два подхода к изучению рекламы: «изнутри» и «снаружи». Рекламой «изнутри» занимаются практики рекламного дела, обобщающие свой опыт в научных, методических работах, или такие теоретики, которые служат развитию рекламной практики. «Снаружи», т. е. как бы со стороны, рекламу рассматривают культурологи, философы, историки, социологи. Их цель — фиксировать и анализировать изменения в социокультурном пространстве, так или иначе связанные с феноменом рекламы.
В фокусе и тех и других находится кругооборот, называемый рынком, — по теории маркетинга место встречи продавца (товара) и покупателя, целью, которой является товарно-денежный обмен, а условием, ей способствующим, — реклама. Но если усилия первой группы исследователей направлены на то, чтобы сделать этот кругооборот с помощью эффективной рекламы более энергичным, то задача другой группы — понять, Какие «круги по воде» расходятся от него, то есть значение рыночного коловращения для всего общества и тех его областей, которые напрямую с рынком не связаны (наука, искусство, религия, нравственность, общественный строй). Но с чем косвенная связь более чем очевидна. Актуальность исследования рекламного воздействия также обусловлена тем, что рекламные практики стараются втянуть в рыночный кругооборот и эти сферы жизни, в то время как занимающие иную позицию ученые пытаются оградить культуру от девальвирующего ее ценности рыночного влияния.
Руководители рекламных служб России, опрошенные в сентябре 2000 г., среди проблем, препятствующих развитию рекламного бизнеса, называли низкий спрос на рекламные услуги у отечественных товаропроизводителей (52,5 % опрошенных), высокие налоги (47,0 %), высокую конкуренцию на рынке рекламных услуг (32,5 %), а также проблему нехватки квалифицированных кадров (41,6 %). Пожалуй, к сказанному следует добавить и такие «чисто русские» проблемы, как несовершенство законодательства о рекламе и, как следствие, высокий уровень «неправдивости» рекламы, низкий уровень доверия граждан к ней. Также проблема рекламного рынка во всех странах — проблема эффективности рекламы. Мы постараемся рассказать об одной из форм рекламного воздействия – рекламе на радио. Актуальность данного метода рекламного воздействия обусловлена тем, что в настоящее время, большую по аудитории часть радиоэфира составляет, так называемый «FM –диапазон». Основные слушатели которого – молодежь и так называемые «референтные» группы потребителей. Поэтому моя работа призвана помочь разобраться с влиянием восприятия радиорекламы на аудиторию.
1. Радио – как средство распространения рекламы
Реклама[1] — это, прежде всего конфигурация массового информирования, и при вступлении в контакт с потенциальными потребителями ей помогают средства массовой информации.
Средство распространения рекламы — это определенный носитель, доставляющий рекламную информацию до потенциального круга потребителей, который определяется путем проведения исследований самих потребителей, основных характеристик и свойств товара, а также предполагаемого рынка, на котором будут производить реализацию продукции.
Характеристики носителей рекламы как распространителей рекламных сообщений:
1) стоимость рекламного пространства — это цена, которую платят за размещение рекламного объявления в данном носителе рекламы; она определяется «Сводом тарифов средств массовой информации» для всех печатных носителей рекламы, включая рекламные плакаты;
2) полезная аудитория — это та часть аудитории носителя, на которую рассчитана данная реклама. Соответствие носителя рекламы целевой аудитории выражается как отношение полезной аудитории к общей численности аудиторий данного носителя;
3) взвешенная численность полезной аудитории —это сумма полезной аудитории и той части общей аудитории носителя, которая в строгом смысле не составляет намеченной мишени рекламы, но тем не менее оказывает определенное влияние, давая разного рода советы, сообщая информацию, оказывая некоторое эмоциональное давление (в промышленной среде это могут быть лица, влияющие на выбор товаров и услуг; в частной жизни- один из супругов, дети). Для каждой из этих групп аудитории устанавливается весовой коэффициент ниже 1 в зависимости от оценки ее предлагаемого влияния;
4) пересекающаяся аудитория — это аудитория, общая для нескольких носителей рекламы: большинство потребителей читают или просматривают несколько однотипных журналов, слушают несколько радиостанций и смотрят несколько телеканалов, читают не только одну газету: при выборе средств рекламы небезынтересно знать о таком удваивании аудитории;
5) полезная непересекающаяся аудитория — это число потребителей (или чистая аудитория), каждый из которых знакомится, по крайней мере, с одним из рассматриваемых носителей рекламы;
6) охват аудитории — процентное отношение полезной непересекающейся аудитории ко всей целевой аудитории;
7)частотность — число возможных, хотя бы однократных, контактов индивида с носителем рекламы, отнесенное к числу публикаций;
8)степень полезности проникновения — доля целевой аудитории, охватываемая данным носителем рекламы: она равна 100 %, если аудитория данного носителя полностью включает всю целевую аудиторию, и ниже 100 %, если целевая аудитория составляет лишь часть общей аудитории данного носителя;
6) используют также «валовой оценочный коэффициент» (GRP — Gross Rating Point) — среднее число контактов с носителем рекламы, приходящемся на 100 представителей целевой аудитории.
Понятие «средства распространения информации» касается разнообразных методов и средств, которые применяются для передачи информации от рекламодателя к потенциальному потребителю. Сюда относятся также основные все уже известные средства распространения информации: радио, телевидение, пресса, рекламные щиты, реклама на транспортных средствах, а также различные выставки, акции, распространение пробных образцов. Главная цель в выборе и использовании средства распространения рекламной информации — сделать товар известным, для того чтобы его узнавали, осуществить деятельность по его раскрутке.
Реклама на радио — наиболее эффективное средство для осуществления рекламной деятельности. Эффективность радио как рекламоносителя определяется рядом факторов.
1.Большой охват аудитории с географической точки зрения.
2. 24-часовое вещание на многие регионы.
3. Большую часть дня охват активной аудитории на радио выше, чем на телевидении.
4. На многих потенциальных потребителей радио воздействует в течение всего дня. Радио слушают в офисе, на кухне, в кафе, в автомобиле и т. д.
5. Практически каждая радиостанция отличается от других своим форматом, а музыкальный формат формирует свою аудиторию. Для рекламодателя это особенно важно, так как он может выбирать, на какой сегмент потребителей ему воздействовать.
6. К тому же реклама, осуществляемая посредством радио, сравнительно недорогая.
Но, помимо всех достоинств, реклама на радио имеет один существенный недостаток: в процессе восприятия рекламных обращений, транслируемых по радио, не участвует зрение, через которое человек получает до 90 % информации.
В связи с этим для повышения эффективности радиорекламы необходимо данный рекламный ролик транслировать также и на телевидении: человек, услышав музыку, слова воспроизводит ряд ключевых элементов телевизионного ролика. Также очень эффективно вводить в радио объявления известных людей.
2. Преимущества радиорекламы
Преимущество рекламы по радио заключается в том, что может охватывать наиболее массовую аудиторию слушателей и поэтому привлекает пристальное внимание рекламодателей.
Для приобретения эфирного времени в той или иной программе специалисту необходимо определить, какие программы являются наиболее эффективными с точки зрения охвата целевой аудитории.
Как и телевидение, радио обладает целым рядом творческих возможностей. Одним из преимуществ радио перед другими средствами массовой информации является 24-часовое вещание на многие регионы и разнообразие имеющихся программ. Радио слушают в жилых и производственных помещениях, на кухне, в автомобиле или прогуливаясь на чистом воздухе. Радио развлекает и информирует нас, когда мы едем на работу или в институт, а также занимаемся хозяйством. Радио является неотъемлемой частью нашей жизни. Обладая уникальным набором качеств, радио стало незаменимым спутником в нашей жизни.
Самым большим преимуществом радио является его способность обеспечить широкий охват и частность с большой избирательностью аудитории и очень высокой рентабельностью вложенного капитала.
Поэтому рекламные объявления, размещенные в соответствующих радиопрограммах, охватывают значительный процент заданной аудитории потребителей, независимо от того, где они находятся — на работе, на отдыхе, в пути. Радиореклама оперативна и имеет невысокую стоимость.
Как правило, на радиостанциях существуют рекламные отделы, специально занимающиеся производством рекламы. Заказчику достаточно указать моменты, на которых должно быть акцентировано внимание. Разрабатывают рекламу (составляют текст, определяют стиль рекламы и т. д.), озвучивают ее уже непосредственно специалисты отдела рекламы радиостанции. Как правило, готовые рекламные ролики от заказчика не принимаются, а если и принимаются, то обязательно пропускаются через отдел рекламы, так как в случае некачественной рекламы, поступившей от клиента и прошедшей в эфир, может пострадать имидж (репутация) радиостанции. Заказчиком Рекламы может являться как рекламное агентство, так и непосредственно фирма (заказ без посредников).
Эффективность рекламы зависит от престижа радиостанции, от количества регионов или городов, на территории которых вещает данная радиостанция, и, конечно же, от качества рекламы, а также от аудитории слушатели (социальный статус, возраст и пр.) Несмотря на огромные достоинства, радио традиционно имело ряд серьезных недостатков: оно является только аудиосредством, и в процессе восприятия рекламных сообщений, транслируемых по радио, не участвует зрение, через которое человек получает до 90 % всей информации. Кроме того, радиореклама усложняет установления двусторонних коммуникаций с потребителем, часто у него под рукой нет ручки, чтобы отметить переданные в объявлении адрес, телефон, название фирмы или товара.
Также недостатком является то, что аудитория высоко сегментирована, радиореклама не запоминается надолго, а часто слушается лишь наполовину, к тому же в радиорекламе присутствует очень острая конкуренция.
Время на радио может быть приобретено одним из трех способов:
- размещением рекламы в радиосети;
- покупкой радиоэфира через один из филиалов радиосети;
-заключением контракта с местной радиостанцией.
Третий способ наиболее популярен и составляет 75 % всех сделок на приобретение эфира, второй — 20 % и первый — 5 %.
3. Особенности восприятия радиорекламы
Реклама на радио относится к рекламным средства без обратной связи. Радиоканалу присуща большая массовость рекламной аудитории. Эффективной рекламу на радио делает хорошо поставленный голос диктора, занятный текст, хороший звуковой фон, музыкальное сопровождение. Среди преимуществ рекламы на радио следует отметить практически круглосуточное вещание. Радио может часами не выключаться на кухне, в автомобиле, офисе, кафе.
Музыкальные радиостанции только и передают музыку, и новости, а между ними — рекламу. Человек, находящийся у радиоприемника, может и не слышать рекламу, но на 5—6-й раз текст все равно останется в памяти. Эффективная радиореклама должна проходить через завесу других радиообъявлений и дойти до сознания человека. Радио, по мнению психологов, самое личное, индивидуальное средство, позволяющее провести много времени наедине со слушателем. Радио — это фон, и поэтому оно не требует к себе пристального внимания. Человек просто делает свои дела в его присутствии.
Возможности рекламы на радио существенно увеличиваются по сравнению с печатными словами за счет того, что присутствие музыки усиливает эмоциональный тон рекламы. По мнению психологов, наиболее эффективная продолжительность радиоролика составляет около 30 секунд. Есть и другая точка зрения: нужно использовать столько времени на рекламу, сколько необходимо для передачи сообщения.
Исследования в области радиорекламы показали, что люди активнее слушают, если говорить быстро и произносить больше слов в единицу времени. Также эффективность рекламы возрастает при использовании в ней юмора и шуток.
На радио может быть как прямая реклама, так и косвенная. Косвенная реклама формируется за счет предпочтения слушателями конкретной радиостанции по сравнению с другими. Ясно, что чем больше у радиостанции постоянных слушателей, тем больше число потенциальных потребителей ее рекламы.
Но, несмотря на перечисленные достоинства радиорекламы, большинство людей абсолютно к ней безразличны. Может быть, это и хорошо (если сравнивать с телерекламой и радиорекламой). Однако некоторые виды радиорекламы предпочитают другим. Так, сухие текстовые объявления не пользуются популярностью. Гораздо лучше воспринимаются объявления с музыкой на заднем плане.
Для повышения эффективности радиорекламы полезно следовать следующим советам:
1) Добиваться, чтобы объявление включало воображение слушателей. Так при изготовлении радиорекламы используются различные звуки, которые могут привлечь к себе внимание и выделяются из общей гаммы, звучащей на радио музыки. Это и звуки дикой природы, животных, экзотические народные музыкальные фрагменты. Как правило, используется туристическими компаниями, при рекламе своих услуг. Кроме этого, проводятся звуковые ассоциации с наиболее запоминающимися телевизионными роликами. То есть, потребитель, услышав звук, запомнившийся ему по телевизионной рекламе ассоциирует в воображении образ конкретного товара. Главный плюс радио — воображение слушателя и возможность создавать почти любые образы при минимальных затратах. Изготовители радиорекламы применяют для привлечения внимания «колокольчики и свистки», которые со временем превращаются в какой-либо слуховой фон. Качественно сделанная радиореклама использует тщательно подобранные звуки, ассоциируемые с продуктом и его преимущественными сторонами. Это может быть звук падающего в стакан льда при рекламе прохладительного напитка, отголоски детского смеха при рекламе игрушек и многое другое.
2) Сопровождать рекламу конкретного продукта, услуги запоминающимся звуком. Так действуют в основном компании представляющие услуги сотовой связи. У «МТС» это мелодия «Мир твоей свободы МТС», «Би-лайн» и «Мегафон» также имеют характерные звуковые треки, которые ассоциируются у потребителя с конкретной компанией. Так и при рекламе автомобилей «Тойота», радио ролик сопровождается мелодией.
3) Рекламная идея должна быть лаконичной, ясно выраженной. Примером может служить опять же «Тойота- управляй мечтой», «Не тормози – сникерсни», «Тонко-мото». Данная ресурсная технология называется сверткой, то есть когда множество достоинств и свойств товара заключены в одну две фразы.
4)Необходимо поставить цель сразу заинтересовать слушателя, иначе он может переключить на другую программу. Так для этого используются такие технологии, как анонс полюбившегося рейтингового музыкального ролика, при ожидании которого человек вынужден, будет прослушать рекламный блок. То же самое и с новостями. Сначала говорится анонс новостей, затем запускается реклама. Ну и конечно же популярные сегодня на всех радиоэфирах различные шоу, игры на призы и деньги.
5)Очень эффективно вводить в радиообъявления известных людей. Такая технология задействует мотивы достижения. В такой рекламе товар расхваливает очень популярный актер, певец, спортсмен. Многие люди (в основном подростки) спешат уподобиться своему кумиру, хоть в чем-то быть на него похожими. У многих покупателей появляется мысль: «Раз такой известный человек пользуется этим шампунем (маслом, кофе и т. д.), то, на верное, товар очень качественный». Кроме того, выбор, сделанный известной личностью, служит подсказкой, не требующей от покупателя собственных раздумий. Примерами могут служить выступления таких людей, которые имеют голоса, известных всей стране людей. Как правило на радио используются голоса наиболее известных популярных исполнителей.
6)Результат будет наилучшим, если использовать «прайм-тайм» — время, когда число слушателей наибольшее. Как правило – это часы утренние – когда референтные группы на автомобилях едут на работу, обеденные, и вечерние – с работы. Радио — наиболее оперативное средство для рекламодателя: он может в тот же день прослушать свое рекламное объявление в эфире. Такой скорости не может быть при других средствах. Еще одно преимущество рекламы на радио в том, что его слушают утром, днем и вечером. Здесь смещается традиционное понятие прайм-тайм. И провальное время для телевидения — первая половина дня (до 16 ч)— время, очень эффективное для радио. В этот период аудитория прослушивания в 3—5 раз превосходит аудиторию телезрителей.
7)Если по тому же товару или услуге параллельно ведется рекламная кампания по телевидению, нужно использовать те же позывные, мелодии, тексты, персонажи.
8) Радиорекламу нельзя оценить по написанному тексту, ее надо прослушать;
9)Объявления должны соответствовать контексту передачи, в которую они включаются. Так, как правило, лекарства рекламируются во время передач связанных со здоровьем, туристические агентства – передачи о путешествиях, семена и растения - «Наш сад».
Реакция на рекламу по телевидению и радио отличается от остальных видов рекламы по степени воздействия. Это отличие заключается в полном исчезновении объявления после его показа, в то время как все остальные виды рекламы можно еще посмотреть сразу же или после ее поиска. Это свойство приводит к характерному различию распределения аудитории по воздействию объявления.
4. Оценка эффективности радиорекламы
Для оценки коммуникативной эффективности радиорекламы используется целый комплекс качественных и количественных критериев[2]. К качественным критериям относятся:
-влияние рекламы на изменение знаний о товаре;
-влияние рекламы на формирование позитивного отношения к нему;
- влияние рекламы на формирование намерения купить или попробовать товар.
Качественные критерии оценки эффективности рекламы рассматриваются в ряде монографий по рекламе Ривса, Дейяна[3], Бове, Арене, Политца и других авторов.
В рекламной практике выделяют четыре основных показателя коммуникативной эффективности рекламы: распознаваемость, запоминаемость, притягательность и агитационную силу рекламы.
Распознаваемость рекламы — это критерий, по которому, прежде всего, оцениваются опознавательные знаки или внешние атрибуты торговой марки: товарный знак, логотип и эмблема, название фирмы и марки. Считается, что чем меньше времени потребителю требуется для распознавания торговой марки, тем выше показатель коммуникативной эффективности. По этому критерию оценивается рекламное сообщение в целом.
Запоминаемость рекламы — один из основных качественных критериев коммуникативной эффективности, по которому можно косвенно судить и о торговой эффективности рекламы. В основе использования этого критерия лежит гипотеза Р. Ривса[4] и А. Политца о том, что человек выберет ту марку, название и сведения о которой он лучше запомнил. Эту особенность человеческого поведения А. Политц сформулировал в виде принципа «знакомая марка», согласно которому расширение знаний о марке Увеличивает доверие к ней и повышает уровень ее качества в восприятии потребителей. Он отметил также, что для повышения доверия к ней, по сравнению с незнакомой маркой, достаточно простого знания названия марки. Распространенным методом исследования рекламы по этому показателю является опрос среди потенциальных покупателей.
Притягательная сила рекламы во многом зависит от того, насколько удачно и оригинально творческое решение, воплощенное в реальном рекламном продукте. Однако именно этот аспект сложнее всего поддается оценке.
В основу оценочных методов «притягательная сила рекламы» положен подход Б. Мэннинга, согласно которому удачное творческое решение имеет следующие характеристики: оно вызывает удивление, отражает и сочетается с рекламной стратегией и должно быть эмоционально насыщено. Таким образом, удачное творческое решение базируется на знании потребностей и желаний потребителя, возможностей торговой марки и товара соответствовать им и должно опираться на рекламную стратегию (концепцию рекламирования). Предпочтение марки редко базируется только на логическом подходе к ее оценке. Для формирования предпочтения той или иной марки важно эмоциональное участие потребителя, и поэтому реклама должна придавать марке эмоциональную ценность.[5]
Агитационная сила рекламы — это способность рекламы изменить поведение потребителя по отношению к рекламируемому товару или торговок марке. По мнению А. Политца и Р. Ривса, показателями агитационной силы рекламы могут служить четыре основных свойства:
а) субъективная значимость темы для потребителя;
б) правдоподобность рекламного сообщения;
в) уникальность рекламируемого товара или его качеств;
г) целостность рекламного сообщения (подчиненность всех составляющих рекламу элементов единому замыслу).
К количественным критериям коммуникативной эффективности рекламы можно отнести показатели, связанные с оценкой рекламоспособности каналов распространения рекламы (средств массовой информации), которые используются в медиапланировании. Для радиорекламы наиболее характерным критерием являются: рейтинг, доля аудитории передачи, степень охвата аудитории.
Под рейтингом (rating) на радио понимают фактическую величину аудитории слушателей данной программы или рекламы по сравнению с размером потенциальной аудитории (ПТ). Потенциальная аудитория состоит из всех имеющих приемники домохозяйств данной географической зоны независимо от того, включены они или нет. Программа с большим рейтингом представляет рекламе большую аудиторию. Рейтинг является неотъемлемой частью радиовещания.
Количество радиослушателей, составляющих целевую аудиторию
|
Доля аудитории передачи (Share) представляет собой отношение аудитории данной программы ко всей аудитории. Это показатель процента домохозяйств в определенной географической зоне, в которых радио настроено на данную программу, по отношению к проценту всех домохозяйств с включенными приемниками. Степень охвата аудитории (Reach) — это часть (в процентах) целевой аудитории, которая хотя бы раз (или N число раз) имела контакт с рекламным сообщением. При определении этого показателя применяют понятие нарастающей аудитории, которое используется для обозначения охвата аудитории одним и тем же носителем рекламы в двух и более случаях.
Аккумулирование аудитории осуществляется двумя способами:
а) аккумулирование аудитории конкретного носителя при повторных выходах рекламного обращения;
б) комбинированием аудиторий нескольких носителей, используемых в рекламной коммуникации.
Reach = |
х 100% |
Число слушателей, слышавших рекламное обращение не менее N раз
Общее число потенциальных радиослушателей
Таким образом, основная задача оценки коммуникативной эффективности рекламы состоит в том, чтобы косвенно предсказать ее влияние на сбыт.
Заключение
В середине двадцатого века началось серьезное изучение того, без чего уже трудно представить нашу жизнь - рекламы. Мы сталкиваемся с рекламой повсюду - сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или учебу - везде, где бы мы не находились мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о новых товарах или услугах.
Некоторых людей раздражают постоянные рекламные ролики, появляющиеся посреди любимой телепередачи или повторяемые 100 раз за час по радио. Однако стоит обратить внимание на то, что как бы нам не нравилось это “засилье рекламы” - мы постоянно следуем ей - выбираем “Pepsi”, читаем “Cosmopolitan”, покупаем телевизоры “SONY”, пользуемся услугами Внешторгбанка, подключаемся к «Джинс» - да мало ли что еще. Не приходится говорить о том, что выбираем мы исключительно “отрекламированных” президентов - никто не поставит на “темную лошадку”.
Хотелось бы, чтобы только она не превратила нас в бездумных роботов, которые автоматически реагируют на то или иное рекламное объявление. А со стороны производителей она была произведением искусства, в которое они вкладывают свою душу. И чтобы реклама, стала таким же символом нашей эпохи, как и все что, творится в нашем безумном мире.
Литература
1.Зазыкин ВТ. Психология в рекламе. М., 1992.
2. Бодрийяр Ж. Система вещей: Пер: с франц. М.: Рудомино,1995.
3.Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Петрозаводск АО “Фолиум”, 1994 год
4.Основы рекламы. Конспект лекций.- Ростов н/Д: Феникс, 2005 г.
5.Е.Л.Головлева. Основы рекламы. – Москва. Феникс, 2005 г.
6. Дейян А. Реклама. М., 1993.
7. Ривс Р. Реальность в рекламе: пер. с англ. М.Северо, 1992
[1] Основы рекламы. Конспект лекций.- Ростов н/Д «Феникс» 2005. с.5
[2] Е.Л.Головлева. Основы рекламы-М. Феникс 2004 – стр.197
[3]Дейян А. Реклама. М., 1993.- с.21
[4] Ривс Р. Реальность в рекламе: пер. с англ. М.Северо, 1992 .-с.32
[5] Ривс Р. Реальность в рекламе: пер. с англ. М.Северо, 1992 .-с.33