Содержание
Введение |
3 |
1. Проблемы, цели и задачи психоанализа |
4 |
2. Основные методы психоанализа |
6 |
3. Термины и понятия психоанализа |
8 |
Заключение |
10 |
Список литературы |
11 |
Введение
Изучение методологии психоанализа обычно сочетает в себе критику естественно - научной парадигмы и критику психотехнической парадигмы. Мысль о неразрывности терапии и исследования была одной из основных в работах З.Фрейда. И современные психоаналитики в своих исследованиях пытаются решать вопросы, касающиеся связи между лечением и познанием.
Одной из фундаментальных предпосылок естественно - научного исследования является требование, чтобы научное исследование, в частности эксперимент, (т.е. получение знания) не изменяло законов существования объекта. Психоанализ же в своем психотехническом аспекте ставит целью направленное преобразование психического аппарата человека или трансформацию режима его функционирования. Другим требованием естественно - научного исследования является воспроизводимость. Психоаналитиков часто упрекают в ненаучности, ссылаясь на то, что психоаналитическая ситуация как научная лаборатория не обладает этим свойством научного эксперимента.
Даже в самых «стерильных» экспериментальных условиях результаты исследования регистрируются и интерпретируются человеком. Сегодня, когда в естественных науках ведутся попытки минимизировать субъективность наблюдателя, в психологических, в частности психоаналитических, исследованиях эту субъективность используют как важный источник информации о предмете исследования.
Целью данной работы является изучение вопросов методологии в психоанализе.
Объект – методологические принципы психоанализа.
Предмет – методы изучения и доказательства в психоанализе.
1. Проблемы, цели и задачи психоанализа
Цель психоанализа — усилить Эго клиента посредством снятия подавления, произошедшего в детстве, заполнения провалов в памяти и создания возможности выносить суждения, опираясь на силу Эго, а, не используя его слабость, имевшую место в прошлом. Психоанализ — это процесс перевоспитания Эго.
Пока Эго ребенка относительно слабо, оно развивает защитные механизмы, чтобы отражать сильные сексуальные импульсы, исходящие от Ид. Таким образом, многие ранние сексуальные переживания оказываются подавленными или не имеющими доступа к сознанию. Чрезмерное подавление может вести к развитию невроза. Так как Эго приходится поддерживать подавление, оно ослабевает. Ослабленное Эго не имеет доступа к подавляемому материалу, и подавляемые импульсы преобразуются в невротические симптомы. Невротик — это человек, не способный получать удовольствие и действовать эффективно. Для того, чтобы получить возможность испытывать удовольствие, невротик должен суметь направить свое либидо на реальные объекты, вместо того чтобы преобразовывать его в симптомы. Для того, чтобы действовать эффективно, Эго должно иметь энергию либидо в своем распоряжении, а не растрачивать ее на отражение атак либидинальных импульсов посредством подавления. Кроме того, Супер-эго человека должно давать ему возможность либидинальной экспрессии и эффективного использования своего Эго. Таким образом, можно выделить три основные цели психоанализа: а) освобождение импульса, б) усиление основанного на реальности функционирования Эго, в том числе такое расширение восприятия Эго, которое позволило бы ему присвоить большую часть Ид, в) изменение содержания Супер-эго таким образом, чтобы Супер-эго представляло человеческие, а не жесткие моральные стандарты.
Будучи специальной наукой, отраслью психологии, психоанализ не в состоянии образовать особое мировоззрение, он заимствует свои мировоззренческие принципы у науки. З. Фрейд выделяет три формы мировоззрения - научное, религиозное, философское. Согласно З. Фрейду, религия возникает из детской беспомощности, смысл её содержится в желаниях и потребностях детства, оставшихся в зрелой жизни. Философские течения, по З.Фрейду, являются противниками науки. Здесь отсутствует критерий истины, и потому все представления есть истинными и ложными одновременно. [5, с. 221]
Вся теория психоанализа построена на конфликтах: конфликт между культурным и естественным, конфликт между сознательным и бессознательным. Именно у З. Фрейда понятие «конфликт» встречается крайне редко. Есть большое количество синонимичных выражений, таких как: столкновение, противоречие, но сам автор не маркирует эти события понятием конфликта.
Схема конфликта у Фрейда выглядит так, что у каждого человека есть первично вытесненные в бессознательное содержания. Когда эти содержания пытаются прорваться в сознание, то человек этому сопротивляется. Но если вытеснение вовремя не случится, то у человека начинается невроз, долговременный конфликт, т.е. человек, чтобы заново не пережить неприятные чувства, должен постоянно сопротивляться обнаружению.
В работах «Я и Оно», «По ту сторону принципа удовольствия» З. Фрейд выделяет четыре основных принципа, описывающих столкновения различных сторон:
1. Структурный принцип: конфликт между инстанциями (супер-эго, эго, ид);
2. Экономический принцип: конфликт между агрессией и сексуальностью, между сном и бодрствованием;
3. Топический принцип: конфликт между сознанием и бессознательным (первоначально они были едины, а потом вследствие определенных причин они оказались «разодраны», поэтому и такая интенсивность их желания соединиться при каждом случае напряженности);
4. Динамический принцип: конфликт между активным и пассивным, мужским и женским началом в человеке. [4, с. 430]
2. Основные методы психоанализа
Свободная ассоциация. Фундаментальное правило, которого должны придерживаться клиенты — это правило свободной ассоциации. Клиенты должны рассказывать аналитикам все, что приходит им в голову, даже если это неприятно и даже если это кажется бессмысленным. Аналитики побуждают клиентов, насколько это возможно, избегать самокритики и делиться всеми своими мыслями, чувствами, идеями, воспоминаниями и ассоциациями. Использование свободных ассоциаций помогает снять подавление посредством превращения материала, содержавшегося в бессознательном, в осознаваемый. [3, с.98]
Работа с переносом. Клиенты воспринимают аналитиков как перевоплощения фигур, игравших важную роль в их детстве, и переносят на них чувства и эмоции (от умеренных до интенсивных), которые в прошлом были направлены на эти фигуры. Перенос представляет собой трансформацию первоначального невроза в невроз переноса по отношению к аналитику. При переносе клиенты воспроизводят, а не просто вспоминают важные моменты, имевшие место в их жизни. Клиенты раскрывают перед аналитиками свои психические позиции и защитные реакции, связанные с их неврозами. Аналитикам следует заботиться о том, чтобы переносы не вышли из-под контроля. Аналитики также могут побуждать клиентов не действовать на основе переносов вне рамок психоанализа. [5, с. 298]
Работа с сопротивлением. Свободные ассоциации на самом деле не являются совершенно свободными так как ассоциации возникают v клиентов в пределах контекста психоанализа. Таким образом, все, что приходит клиентам в голову, имеет некоторую связь со сложившейся в рамках психоанализа ситуацией, и клиенты склонны сопротивляться репродуцированию подавляемого материала. Сопротивление на самом простом уровне подразумевает преднамеренное несоблюдение фундаментального правила. Борьба, направленная на преодоление сопротивления, — главная работа психоаналитиков и здесь нелегко быстро добиться положительных результатов. Силы, которые помогают аналитикам преодолевать сопротивление клиентов — это потребность клиентов в выздоровлении, любой интеллектуальный интерес, который клиенты могут проявлять к аналитическому процессу, и, что наиболее важно, положительные переносы клиентов на аналитиков.
Интерпретации — это конструкции, или объяснения. Интерпретировать можно как то, что случилось с клиентами и было ими забыто, так и то. что теперь происходит с клиентами и что они не понимают. Интерпретация является средством, с помощью которого подавляемый и бессознательный материал преобразуется в предсознательный материал и в сознание. Аналитики применяют интерпретацию не только с целью осознания импульсов Ид, но и с целью оказания клиентам помощи в понимании механизмов зашиты и сопротивления, которыми их Эго пользуются, чтобы справляться с подавляемым материалом и срывать попытки аналитиков. Материал для интерпретации можно получать из множества источников, таких как свободные ассоциации клиентов, оговорки, сновидения, перенос на аналитиков.
Интерпретация сновидений. Во время сна подавляющее воздействие Эго ослабляется и, следовательно, бессознательный материал осознается в форме сновидений. Фрейд рассматривал сновидение как исполнение желаний, замаскированное осуществление подавляемых желаний. Однако даже во сне Эго все же продолжает подвергать некоторой цензуре подавляемый материал, поэтому мысли, скрытые в сновидениях, искажаются таким образом, что явное содержание сновидений становится менее угрожающим. Фактически, сновидение является компромиссом между подавляемыми импульсами Ид и защитным действием Эго. Интерпретация сновидений подразумевает понимание скрытых в сновидениях мыслей, которые маскируются в процессе «работы сна». [5, с. 301]
3. Термины и понятия психоанализа
Принцип удовольствия основывается на гипотезе постоянства, согласно которой «психический аппарат прилагает усилия к тому, чтобы удерживать возбуждение на таком низком уровне, на каком только возможно, или, по крайней мере, удерживать его на постоянном уровне».
Ид, или «оно», — это первичная субъективная действительность индивидуума, имеющая место на подсознательном уровне. Деятельность Ид направлена на обеспечение свободной разрядки возбуждения. Ид состоит из определяемых желаниями импульсов, не управляется логикой.
Эго, или «Я» — это прежде всего телесное Эго, которое формируется из ощущении тела в первую очередь из ощущении, исходящих с поверхности тела. Эго — часть Ид, которая прошли особый путь развития и модифицировалась под влиянием внешнего мира. Эго действует как посредник между Ид и внешним миром и является идеальным «представителем» рассудка и здравого смысла. Эго стремится навязать Ид принцип реальности взамен принципа удовольствия. Эго контролирует произвольные действия, становясь между переживанием потребности и действием в соответствии с данной потребностью.
Супер-эго формируется в пределах Эго и является отражением остаточного родительского влияния. Родительское влияние включает в себя культурные, расовые и семейные влияния. Главной функцией Супер-эго, которое поглощено самонаблюдением, является подавление требований Ид посредством морального влияния на Эго. Для Супер-эго характерно наличие Эго-идеала, основанного на восхищении совершенством, которое ребенок усматривает в родителях, и на стремлении подражать родителям. В действительности, термины «Супер-эго» и «Эго-идеал» являются синонимами. Эго-идеал состоит как из предписаний типа «Ты должен быть таким, как », так и из запрещений типа «Ты не должен быть таким, как». В основе этих предписаний и запрещений лежат, прежде всего, идентификации и подавления, являющиеся результатом разрешения эдипова комплекса.
Термины «катексис» и «катектический» используются при описании представления, согласно которому психическая энергия перемещается подобно электрическим зарядам. Катексисы — это заряды инстинктивной энергии, стремящиеся к разрядке, в то время как антикатексисы — это заряды энергии, которые делают невозможной такую разрядку.
Эдипов комплекс. В раннем возрасте маленький мальчик развивает объект-катексис к своей матери и идентифицирует себя с отцом. В течение фаллической стадии телесный либидинальный объект-катексис мальчика к своей матери усиливается, и у ребенка появляется желание избавиться от отца и занять его место рядом с матерью. Угроза кастрации заставляет мальчика отказываться от желаний, связанных с кровосмешением, и подавлять их.
Защитные механизмы — это инфантилизмы, которые работают бессознательно для того, чтобы справляться с источниками тревоги. Создание защитных механизмов — это особенность борьбы ребенка со своей сексуальностью в течение первых пяти лет жизни.
Либидо – инстинкт жизни, сексуальная энергия, направляемая на объект сексуального стремления, аналогичная голоду, сила, в которой выражается сексуальное влечение.
Мортидо - инстинкт смерти, агрессивная, разрушительная энергия. Влечение к саморазрушению З.Фрейд именует влечением к смерти. Сексуальные, эротические влечения стремятся привести всё ещё живую субстанцию в общее единство, а влечения к смерти противостоят этому влечению и приводят всё живое к неорганическому состоянию. Существование индивида - это компромисс между этими главными видами влечений, смесь которых составляет все остальные инстинктивные побуждения.
Заключение
В теории З. Фрейда психоанализ представлен как один из методов лечения нервных заболеваний, как своеобразный разбор психической жизни. З.Фрейд определяет два основных положения психоанализа, его неоспоримые истины. Во-первых, психическое есть понятие, гораздо более широкое, чем сознательное, и поэтому их невозможно отождествлять. Второе базовое достижение психоанализа состоит в том, что сексуальными влечения играют невероятно большую роль в возникновении нервных и психических заболеваний. З. Фрейд видит движущую силу развития человеческого общества и отношений между личностью и культурой именно в биологических факторах (сексуальных влечениях и агрессивных инстинктах), отрицая при этом роль социально-экономических факторов.
Целый ряд душевных состояний объясняется З. Фрейдом при помощи теории либидо. В соответствии с ней сон, например, есть состояние, в котором либидозные и эгоистические привязанности к объектам возвращаются в Я. Подобная ситуация создаётся в состоянии органического заболевания, болезненного раздражения, влюблённости и т.п.
Цель психоанализа, необходимая для достижения результата, есть осознание бессознательных, уничтоженных вытеснений, восполнение амнестических пробелов. Психоаналитическая терапия является каузальной, то есть направленной не на болезненные явления, а на устранение причин болезни. Врач должен добиться перенесения чувств на его собственную личность. Или, описывая механизм выздоровления в формулах теории либидо, задачей психоанализа является освобождение либидо от временных, отнятых у Я привязанностей и подчинение его опять Я. Необходимо вначале оттеснить либидо от симптомов в перенесение и там сконцентрировать, а затем бороться вокруг этого нового объекта и высвободить от него либидо.
Список литературы
1. Зинченко Ю. П. Эволюция понятия симптом // в сб.: «Бессознательное: его проявления и формы». – М., 1992, с. 41-49.
2. Зинченко Ю. П. Методологические аспекты изучения сексуальности // Вестник МГУ, Серия «Философия», 2003, № 1, с. 49-61.
3. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М.: ВТИ, 1990. – 448 с.
4. Фрейд З. Я и Оно. В кн. «Психология бессознательного». – М.: Просвещение, 1990. – с. 425-439.
5. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1991. – 456 с.