Содержание

Введение

3

1. Проблемы, цели и задачи психоанализа

4

2. Основные методы психоанализа

6

3. Термины и понятия психоанализа

8

Заключение

10

Список литературы

11

Введение

Изучение методологии психоанализа обычно сочетает в себе критику естественно - научной парадигмы и критику психотехнической парадигмы. Мысль о неразрывности терапии и исследования была одной из основных в работах З.Фрейда. И современные психоаналитики в своих исследованиях пытаются решать вопросы, касающиеся связи между лечением и познанием.

Одной из фундаментальных предпосылок естественно - научного исследования является требование, чтобы научное исследование, в частности эксперимент, (т.е. получение знания) не изменяло законов существования объекта. Психоанализ же в своем психотехническом аспекте ставит целью направленное преобразование психического аппарата человека или трансформацию режима его функционирования. Другим требованием естественно - научного исследования является воспроизводимость. Психоаналитиков часто упрекают в ненаучности, ссылаясь на то, что психоаналитическая ситуация как научная лаборатория не обладает этим свойством научного эксперимента.

Даже в самых «стерильных» экспериментальных условиях результаты исследования регистрируются и интерпретируются человеком. Сегодня, когда в естественных науках ведутся попытки минимизировать субъективность наблюдателя, в психологических, в частности психоаналитических, исследованиях эту субъективность используют как важный источник информации о предмете исследования.

Целью данной работы является изучение вопросов методологии в психоанализе.

Объект – методологические принципы психоанализа.

Предмет – методы изучения и доказательства в психоанализе.

1. Проблемы, цели и задачи психоанализа

Цель психоанализа — усилить Эго клиента посредством снятия подавления, произошедшего в детстве, заполнения провалов в памяти и создания возможности выносить суждения, опираясь на силу Эго, а, не используя его сла­бость, имевшую место в прошлом. Психоанализ — это процесс перевоспитания Эго.

Пока Эго ребенка относительно слабо, оно развивает защитные механизмы, чтобы отражать сильные сексуальные импульсы, исходящие от Ид. Та­ким образом, многие ранние сексуальные переживания оказываются подавленными или не имеющими доступа к сознанию. Чрезмерное подавление может вести к развитию невроза. Так как Эго приходится поддерживать по­давление, оно ослабевает. Ослабленное Эго не имеет доступа к подавляемому материалу, и подавляемые импульсы преобразуются в невротические симп­томы. Невротик — это человек, не способный получать удовольствие и действовать эф­фективно. Для того, чтобы получить возможность испытывать удовольствие, невротик должен суметь направить свое либидо на реальные объекты, вместо того чтобы преоб­разовывать его в симптомы. Для того, чтобы действовать эффективно, Эго должно иметь энергию либидо в своем распоряжении, а не растрачивать ее на отражение атак либи­динальных импульсов посредством подавления. Кроме того, Супер-эго человека долж­но давать ему возможность либидинальной экспрессии и эффективного использования своего Эго.  Таким образом, можно выделить три основные цели психоанализа: а) освобождение импульса, б) усиление основанного на реальности функционирования Эго, в том числе такое расширение восприятия Эго, которое позволило бы ему присвоить большую часть Ид, в) изменение содержания Супер-эго таким образом, чтобы Супер-эго представляло человеческие, а не жесткие моральные стандарты.

Будучи специальной наукой, отраслью психологии, психоанализ не в состоянии образовать особое мировоззрение, он заимствует свои мировоззренческие принципы у науки. З. Фрейд выделяет три формы мировоззрения - научное, религиозное, философское. Согласно З. Фрейду, религия возникает из детской беспомощности, смысл её содержится в желаниях и потребностях детства, оставшихся в зрелой жизни. Философские течения, по З.Фрейду, являются противниками науки. Здесь отсутствует критерий истины, и потому все представления есть истинными и ложными одновременно. [5, с. 221]

Вся теория психоанализа построена на конфликтах: конфликт между культурным и естественным, конфликт между сознательным и бессознательным. Именно у З. Фрейда понятие «конфликт» встречается крайне редко. Есть большое количество синонимичных выражений, таких как: столкновение, противоречие, но сам автор не маркирует эти события понятием конфликта.

Схема конфликта у Фрейда выглядит так, что у каждого человека есть первично вытесненные в бессознательное содержания. Когда эти содержания пытаются прорваться в сознание, то человек этому сопротивляется. Но если вытеснение вовремя не случится, то у человека начинается невроз, долговременный конфликт, т.е. человек, чтобы заново не пережить неприятные чувства, должен постоянно сопротивляться обнаружению.

В работах «Я и Оно», «По ту сторону принципа удовольствия» З. Фрейд выделяет четыре основных принципа, описывающих столкновения различных сторон:

             1. Структурный принцип: конфликт между инстанциями (супер-эго, эго, ид);

             2. Экономический принцип: конфликт между агрессией и сексуальностью, между сном и бодрствованием;

             3. Топический принцип: конфликт между сознанием и бессознательным (первоначально они были едины, а потом вследствие определенных причин они оказались «разодраны», поэтому и такая интенсивность их желания соединиться при каждом случае напряженности);

             4. Динамический принцип: конфликт между активным и пассивным, мужским и женским началом в человеке. [4, с. 430]

2. Основные методы психоанализа

Свободная ассоциация. Фундаментальное правило, кото­рого должны придерживаться клиенты — это правило свободной ассоциации. Клиенты должны рассказывать аналитикам все, что приходит им в голову, даже если это непри­ятно и даже если это кажется бессмысленным. Аналитики побуждают клиентов, на­сколько это возможно, избегать самокритики и делиться всеми своими мыслями, чувствами, идеями, воспоминаниями и ассоциациями. Использование свободных ассоциа­ций помогает снять подавление посредством превращения материала, содержавшего­ся в бессознательном, в осознаваемый. [3, с.98]

Работа с переносом. Клиенты воспри­нимают аналитиков как перевоплощения фигур, игравших важную роль в их детстве, и переносят на них чувства и эмоции (от умеренных до интенсивных), которые в про­шлом были направлены на эти фигуры. Перенос представляет собой трансформацию первоначаль­ного невроза в невроз переноса по отношению к аналитику. При переносе клиенты воспроизводят, а не просто вспоминают важные моменты, имевшие место в их жизни. Клиенты раскрывают перед аналитиками свои психиче­ские позиции и защитные реакции, связанные с их неврозами. Аналитикам следует заботиться о том, чтобы переносы не вышли из-под контроля. Аналитики также могут побуждать клиентов не действовать на основе переносов вне рамок психоанализа. [5, с. 298]

Работа с сопротивлением. Свободные ассоциации на самом деле не являются совершенно свободными так как ассоциации возникают v клиентов в пределах контекста психоанализа. Таким об­разом, все, что приходит клиентам в голову, имеет некоторую связь со сложившейся в рамках психоанализа ситуацией, и клиенты склонны сопротивляться репродуцирова­нию подавляемого материала. Сопротивление на самом простом уровне подразумевает преднамеренное несоблюдение фундаментального правила. Борьба, направленная на преодоление сопротивления, — главная работа психоана­литиков и здесь нелегко быстро добиться положительных результатов. Силы, которые помогают аналитикам преодолевать сопротивление клиентов — это потребность кли­ентов в выздоровлении, любой интеллектуальный интерес, который клиенты могут проявлять к аналитическому процессу, и, что наиболее важно, положительные перено­сы клиентов на аналитиков.

Интерпретации — это конструкции, или объяснения. Интерпретировать можно как то, что случилось с клиентами и было ими забыто, так и то. что теперь происходит с клиентами и что они не понимают. Интерпретация является средством, с помощью ко­торого подавляемый и бессознательный материал преобразуется в предсознательный материал и в сознание. Аналитики применяют интерпретацию не только с целью осоз­нания импульсов Ид, но и с целью оказания клиентам помощи в понимании механиз­мов зашиты и сопротивления, которыми их Эго пользуются, чтобы справляться с по­давляемым материалом и срывать попытки аналитиков. Материал для интерпретации можно получать из множества источников, таких как свободные ассоциации клиентов, оговорки, сновидения, перенос на ана­литиков.

Интер­претация сновидений. Во время сна подавляющее воздействие Эго ослабляется и, следовательно, бессознатель­ный материал осознается в форме сновидений. Фрейд рассматривал сновидение как исполнение желаний, замаскированное осуществление подавляемых желаний. Одна­ко даже во сне Эго все же продолжает подвергать некоторой цензуре подавляемый ма­териал, поэтому мысли, скрытые в сновидениях, искажаются таким образом, что явное содержание сновидений становится менее угрожающим. Фактически, сновидение яв­ляется компромиссом между подавляемыми импульсами Ид и защитным действием Эго. Интерпретация сновидений подразумевает понимание скрытых в сновидениях мыс­лей, которые маскируются в процессе «работы сна». [5, с. 301]

3. Термины и понятия психоанализа

Принцип удоволь­ствия основывается на гипотезе постоянства, согласно которой «психический аппарат прилагает усилия к тому, чтобы удерживать возбуждение на таком низком уровне, на каком только возможно, или, по крайней мере, удерживать его на постоянном уровне».

Ид, или «оно», — это первичная субъек­тивная действительность индивидуума, имеющая место на подсознательном уровне. Деятельность Ид направлена на обеспечение свободной раз­рядки возбуждения. Ид состоит из определяемых желаниями импульсов, не управляется логикой.

Эго, или «Я» — это прежде всего телесное Эго, которое формируется из ощущении тела в первую очередь из ощущении, исходящих с поверхности тела. Эго — часть Ид, которая прошли особый путь развития и модифицировалась под влиянием внешнего мира. Эго действует как посредник между Ид и внешним миром и является идеальным «представителем» рассудка и здравого смысла. Эго стремится навязать Ид принцип реальности взамен принципа удовольствия. Эго контролирует произвольные действия, становясь между переживанием по­требности и действием в соответствии с данной потребностью.

Супер-эго формируется в пределах Эго и является отраже­нием остаточного родительского влияния. Родительское влияние включает в себя куль­турные, расовые и семейные влияния. Главной функцией Супер-эго, которое поглощено самонаблюдением, является по­давление требований Ид посредством морального влияния на Эго. Для Супер-эго характерно наличие Эго-идеала, основанного на восхищении совер­шенством, которое ребенок усматривает в родителях, и на стремлении подражать ро­дителям. В действительности, термины «Супер-эго» и «Эго-идеал» являются синони­мами. Эго-идеал состоит как из предписаний типа «Ты должен быть таким, как », так и из запрещений типа «Ты не должен быть таким, как». В основе этих предписаний и запрещений лежат, прежде всего, идентификации и подавления, являющиеся результатом разрешения эдипова комплекса.

Термины «катексис» и «катектический» используются при описании представле­ния, согласно которому психическая энергия перемещается подобно электрическим зарядам. Катексисы — это заряды инстинктивной энергии, стремящиеся к разрядке, в то время как антикатексисы — это заряды энергии, которые делают невозможной та­кую разрядку.

Эдипов комплекс. В раннем возрасте маленький мальчик развивает объект-катексис к своей матери и идентифицирует себя с отцом.  В течение фаллической стадии телесный либидинальный объект-катексис мальчика к своей матери усиливается, и у ребенка появляется желание избавиться от отца и занять его место рядом с матерью. Угроза кастрации заставляет мальчика отказываться от желаний, связанных с кровосмешением, и подавлять их.

Защитные механизмы — это инфантилизмы, которые работают бессознательно для того, чтобы справляться с источниками тревоги. Создание защитных механизмов — это особенность борьбы ребенка со своей сексуальностью в течение первых пяти лет жизни.

Либидо – инстинкт жизни, сексуальная энергия, направляемая на объект сексуального стремления, аналогичная голоду, сила, в которой выражается сексуальное влечение.

Мортидо - инстинкт смерти, агрессивная, разрушительная энергия. Влечение к саморазрушению З.Фрейд именует влечением к смерти. Сексуальные, эротические влечения стремятся привести всё ещё живую субстанцию в общее единство, а влечения к смерти противостоят этому влечению и приводят всё живое к неорганическому состоянию. Существование индивида - это компромисс между этими главными видами влечений, смесь которых составляет все остальные инстинктивные побуждения.

Заключение

В теории З. Фрейда психоанализ представлен как один из методов лечения нервных заболеваний, как своеобразный разбор психической жизни. З.Фрейд определяет два основных положения психоанализа, его неоспоримые истины. Во-первых, психическое есть понятие, гораздо более широкое, чем сознательное, и поэтому их невозможно отождествлять. Второе базовое достижение психоанализа состоит в том, что сексуальными влечения играют невероятно большую роль в возникновении нервных и психических заболеваний. З. Фрейд видит движущую силу развития человеческого общества и отношений между личностью и культурой именно в биологических факторах (сексуальных влечениях и агрессивных инстинктах), отрицая при этом роль социально-экономических факторов.

Целый ряд душевных состояний объясняется З. Фрейдом при помощи теории либидо. В соответствии с ней сон, например, есть состояние, в котором либидозные и эгоистические привязанности к объектам возвращаются в Я. Подобная ситуация создаётся в состоянии органического заболевания, болезненного раздражения, влюблённости и т.п.

Цель психоанализа, необходимая для достижения результата, есть осознание бессознательных, уничтоженных вытеснений, восполнение амнестических пробелов. Психоаналитическая терапия является каузальной, то есть направленной не на болезненные явления, а на устранение причин болезни. Врач должен добиться перенесения чувств на его собственную личность. Или, описывая механизм выздоровления в формулах теории либидо, задачей психоанализа является освобождение либидо от временных, отнятых у Я привязанностей и подчинение его опять Я. Необходимо вначале оттеснить либидо от симптомов в перенесение и там сконцентрировать, а затем бороться вокруг этого нового объекта и высвободить от него либидо.

Список литературы

1.     Зинченко Ю. П. Эволюция понятия симптом // в сб.: «Бессознательное: его проявления и формы». – М., 1992, с. 41-49.

2.     Зинченко Ю. П. Методологические аспекты изучения сексуальности // Вестник МГУ, Серия «Философия», 2003, № 1, с. 49-61.

3.     Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М.: ВТИ, 1990. – 448 с.

4.     Фрейд З. Я и Оно. В кн. «Психология бессознательного». – М.: Просвещение, 1990. – с. 425-439.

5.     Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1991. – 456 с.