Содержание
Введение 3
1. Основные положения теории Л.С. Выготского 4
2. Основные методы исследования 7
3. Развитие основных идей теории Л.С. Выготского 9
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
Л.С. Выготский прожил по житейским меркам короткую жизнь – всего 38 лет. Годы его жизни (1896 – 1934) пришлись на переломный момент в истории России. В 1924 г. Он пришел в психологию. Гений Л.С. Выготского, его феноменальная эрудиция и необыкновенная работоспособность позволили ему вскоре стать лидером отечественной психологии. Он является основателем научной школы в психологии, носящей его имя. За научную плодотворность и особое изящество в изложении своих произведений он получил имя «Моцарт в психологии».
Наибольший вклад Л.С. Выготский внес в психологию развития. Созданная им культурно-историческая теория психического развития на десятилетия определила основные подходы и направления исследований в отечественной и мировой возрастной психологии. Практика образования в нашей стране строилась на основе идей Л.С. Выготского. Его научная жизнь продолжается и поныне.
Цель работы: проанализировать основные методологические проблемы теории Л.С. Выготского.
Предмет исследования: культурно-историческая теория развития Л.С.Выготского.
Объект исследования: актуальность основных положений теории Л.С.Выготского.
Гипотеза: основные положения теории Л.С. Выготского актуальны в современных условиях развития психологической науки.
Задачи:
- изучить основные положения теории Л.С. Выготского;
- описать основные проблемы и методы исследования;
- проанализировать актуальность основных положений теории Л.С.Выготского в современных условиях.
1. Основные положения теории Л.С.Выготского
Л.С. Выготский является создателем культурно-исторической теории психического развития человека.
Исходный пункт теории составляет идея о соотношении реальной и идеальной формы. В онтогенетическом развитии человека изначально существует идеальная форма, взаимодействующая с реальной: с первых шагов детского развития высшая идеальная форма влияет на становление начальных форм психики ребенка. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития. Высшие психические функции – мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т.п. – являются новообразованиями онтогенетического развития, но они уже содержатся в культуре в форме образцов мысли, ценностей и норм социальных отношений, способов деятельности и т.п.
Становление собственно человеческих форм поведения возможно только лишь в условиях взаимодействия индивида с идеальными формами в конкретных общественно исторических условиях его жизни. И тогда социальная среда, культура – это не условие или один из факторов развития, а источник психического развития.
Для приобщения к идеальным формам необходим посредник, проводник, медиатор. Для Выготского таким посредником выступает знак – естественный язык, искусственные знаковые системы (математические, коммуникативные и т.п.), символ, миф и т.п. Психическое развитие в культурно-исторической традиции – это многообразие форм знаково-символического опосредствования, «окультуривания натуры».
В знаковом опосредствовании натуральные формы поведения становятся предметом изменения и уже в силу этого преодолеваются в качестве естественных – становятся осознанными и произвольными, т.е. человек овладевает собственным поведением. Знак является психологическим орудием и, в отличие от материального орудия, нацелен на самую структуру поведения или сам психический процесс. Знак есть средство психологического воздействия на поведение, внутреннее средство овладения своим поведением.
Направленность знака извне внутрь и связанную с этим реконструкцию и объективацию внутреннего, его вынесение вовне Л.С.Выготский считал главным в функции знака. Именно этот способ построения культурных форм поведения, высших психических функций является их центральной, порождающей характеристикой, принципиально отличающей их от натуральных форм. Решающее условие психического развития ребенка заключается в овладении им созданными человечеством средствами – орудиями и знаками, – с помощью которых он выполняет ту или иную деятельность, регулирует собственное поведение. Овладевая ими, ребенок начинает применять к себе те формы поведения, которые взрослые применяют к нему. Подражание и сотрудничество, общение со взрослыми выступают как основные пути возникновения и развития у ребенка культурных форм поведения.
Механизмом преобразования культуры в мир личности, становления у ребенка культурных форм поведения для Л.С.Выготского выступил открытый во французской социологической школе механизм интериоризации – превращения внешнего во внутреннее. Он полагал, что каждая культурная форма поведения возникает первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, как подражание другому или обращение к взрослому; только на следующем шаге эта форма становится индивидуальной функцией самого ребенка [5].
Движущую силу психического развития составляет обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка. Для объяснения внутренней связи обучения и развития Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития.
Л.С.Выготским сформулировано три основных закона развития высших (опосредованных) психологических процессов человека.
Первый: само возникновение этих процессов у человека «есть продукт его деятельности, как общественного человека. Первоначально социальная и внешне опосредованная, она лишь в дальнейшем превращается в индивидуально-психологическую и внутреннюю, сохраняя вместе с тем свою принципиальную структуру.
Второй: идея функциональных психологических систем.
Третий: основной закон, открывающий место и роль речи, как функции, составляющей условия возникновения сознательной, интеллектуальной и волевой деятельности человека. В движении значений конкретизируется обобщающая деятельность человеческого сознания.
Суть концепции Выготского – учение о системном и смысловом строении сознания, «учение … о сознании действующем», «конкретная теория осознания человеком своего – человеческого – бытия . – Формой этого осознания и является значение» [2].
Выготский Л. С. вводит понятие психологической системы, которая позволяет «великолепно представить себе действительные связи, действительные сложные отношения, которые здесь имеются» [1].
Существенное и практически важное характерологическое отличие в социальной жизни людей, - отмечает он далее, - заключается в тех структурах, отношениях, связях, которые у нас имеются между отдельными пунктами. Решающее значение имеет не память или внимание, но то, насколько человек пользуется этой памятью, какую роль она выполняет.
Перечислим основные психологические проблемы, занимавшие Выготского и разрабатывавшиеся им:
психология искусства; педагогическая психология; методология психологии; проблема локализации; проблема сознательности и произвольности деятельности; мышление, восприятие, память, мотивация, игра, эмоции, личность; единство интеллекта и аффекта и т.д.
2. Основные методы исследования
Основной подход или принцип психологического исследования по Выготскому сформулирован в следующей идее: «Чтобы понять внутренние психические процессы, надо выйти за пределы организма и искать объяснение в общественных отношениях этого организма со средой. Он любил повторять: те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, впадает в ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить свое отражение в зеркале позади стекла. Не внутри мозга или духа, но в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях таится разгадка тайн, интригующих психологов» [2].
Исходя из этих посылов, основными используемыми методами в школе Выготского, были организационные и эмпирические методы.
Организационные методы включают два основных типа исследования: поперечные срезы и продольные (лонгитюдные).
Суть поперечных, срезовых исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития выводят на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах детей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности, клиническими реакциями и т.п.
Лонгитюдное исследование обладает многими преимуществами, основное из которых то, что лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, дает решить вопрос так называемых критических периодов в развитии.
Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов [3].
В психологическом учении Л.С. Выготского этот метод, получивший название «сравнительногенетического» занимает особо важное место. Именно Выготский, изучая историю высших психических функций, применил сравнительногенетический метод к решению вопросов возрастной и общей психологии (в особенности при изучении языка и мышления).
Также ведущим является экспериментальный метод.
Эксперимент – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:
1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.
2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.
3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.
4. В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.
3. Развитие основных идей теории Л.С. Выготского
В 1982 году была впервые издана книга Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса». В этой книге Л.С.Выготский сумел не только глубоко разобраться в истории и тенденциях современной ему психологии, западной и советской. Он заложил основы марксистской психологии, наметив пути ее развития на многие десятилетия, почти на целый век вперед! Сейчас часто говорят, что в «Историческом смысле психологического кризиса» Выготский сформулировал исследовательскую программу, над выполнением которой трудилась вся советская психология, и еще долго будет трудиться…[2].
Наука, в том числе психология, - это не мертвое, законченное, неподвижное целое, состоящее из готовых положений. Она предстает перед нами «в виде живой, постоянно развивающейся и идущей вперед системы доказанных фактов, законов, предположений, построений и выводов, непрерывно пополняемых, критикуемых, проверяемых, частично отвергаемых, по-новому истолковываемых и организуемых и т.д. Наука начинает пониматься диалектически в ее движении, со стороны ее динамики, ее роста, развития, эволюции» [2].
«Что значит Выготский сегодня? Школа – это не секта. Школа не развивающаяся перерождается в секту. Для меня Лев Семенович – не история. Это мое сегодня, - пишет Д.Б. Эльконин. Я и до сих пор веду с ним диалог, стараясь себе представить его оценку, его отношение как к сделанному, так и замысленному».
В настоящее время нет ни одного положения, ни одной мысли Выготского, которые не получили бы отражение и развитие в работах его школы.
В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов считают, что одной из задач современной психологии развития и одновременно точкой ее роста является содержательный анализ культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в ее классическом варианте и деятельностной теории А.Н. Леонтьева как одной из исторических интерпретаций этой концепции. Авторский синтез этих психологических систем нашел свое отражение в ряде принципов, характеризующих процессы психического развития человека:
1. Творческий характер развития. Главным в развитии должно стать не усвоение опыта, а его порождение.
2. Ведущая роль социокультурного контекста развития. Программы обучения и воспитания детей должны быть наполнены культурными и историческими контекстами и параллелями.
3. Ведущая роль сензитивных периодов развития. Важно осваивать определенное культурное содержание в наиболее благоприятный для этого период и строить этот процесс на основе возможностей организма ребенка.
4. Совместная деятельность и общение как движущая сила развития, как средство обучения и воспитания.
5. Ведущая деятельность, законы ее смены как важнейшее основание периодизации детского развития.
6. Зона ближайшего развития как метод диагностики способностей и возможного шага развития детей.
7. Амплификация детского развития как необходимое условие разностороннего воспитания ребенка.
8. Непреходящая ценность всех этапов детского развития. Каждый период детской жизни вносит свой вклад в процесс развития и должен быть прожит полноценно.
9. Принцип единства аффекта и интеллекта, или принцип активного деятеля. Программы обучения должны быть ориентированы на развитие не только интеллекта, но эмоциональной сферы личности.
10. Опосредствующая роль знаково-символических структур в образовании связей между предметами и действиями. Символизация должна стать принципом развития ребенка.
11. Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития и обучения. В развитии важны переходы от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему.
12. Неравномерность (гетерохронность) развития и формирования психических действий. Этот принцип особенно важно учитывать при разработке норм развития и диагностики его уровня [5].
Заключение
Итак, мы изучили основные положения теории Л.С. Выготского:
- описали основные проблемы и методы исследования;
- проанализировали актуальность основных положений теории Л.С.Выготского в современных условиях.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Идеи Л.С. Выготского, основные методологические принципы психологии, сформулированные практически сто лет назад, развитые, дополненные, переформулированные его учениками и последователями, являются актуальными и сегодня.
«Научная концепция Л.С.Выготского меньше всего может быть понята как система законченная, замкнувшаяся и исчерпавшая себя. Понять ее так значило бы недооценить ее, не понять в ней самого главного: огромных возможностей дальнейшего движения научной психологической мысли, которая в ней заключается. Не как систему застывших истин, которую остается только принять или отвергнуть, понимаем мы эту концепцию, а как первое, может быть еще несовершенное – оформление открываемого ею пути». (А.Н.Леонтьев).
В настоящее время нет ни одного положения, ни одной мысли Выготского, которые не получили бы отражение и развитие в работах его школы.
Таким образом, мы доказали нашу гипотезу о том, что основные положения теории Л.С. Выготского актуальны в современных условиях развития психологической науки.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002, 1008 с.
2. Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
3. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
4. Психологический словарь. Под общ ред. Неймера Ю. Л. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000.