Содержание
Введение. |
3 |
1. Теоретические и эмпирические основы гештальпсихологии. |
4 |
2. Средства определения терминов в гештальпсихологии. |
5 |
3. Речевые конструкты механизмов прерывания на границе контакта. |
6 |
4. Эксперимент в гештальтпсихологии. |
7 |
Заключение. |
10 |
Список литературы. |
11 |
Введение
Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10–х и просуществовавшее до середины 30–х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В.Келер, К. Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи «критического реализма» и положения, развивавшиеся Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма.
В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, «поле», в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными.
В контрольной работе будут рассмотрены основные вопросы методологии гештальтпсихологии.
Объект – проблемы изучения и доказательства в гештальтпсихологии.
Предметы – методы изучения и доказательства в гештальтпсихологии.
1. Теоретические и эмпирические основы гештальтпсихологии
Гештальтпсихология (гештальттерапия) это одна из форм феноменолого-экзистенциальной терапии, основанной Фредериком (Фрицем) С. Перлзом и Лаурой П. Перлз. Сейчас гештальттерапия - это направление, практикуемое во всем мире.
Фундамент гештальттерапии - это феноменология и диалог, направленные на то, чтобы увеличить сознавание и сделать непосредственное переживание более ясным. Объяснения и интерпретации полагаются менее надежными, нежели то, что видится и воспринимается непосредственно. Гештальттерапия с одинаковым уважением относится к непосредственному переживанию и терапевта, и клиента. Различия в восприятии и переживаниях участников становятся материалом для экспериментов и диалога. Цель клиентов - прийти к сознаванию того, ЧТО они делают, КАК они это делают, и в то же время научиться принимать и адекватно оценивать себя.
Гештальттерапия больше сосредоточена на процессе (на том, что происходит), чем на содержании (на том, что обсуждается). Процесс относится к наблюдаемому развитию поведения, происходящему во время часа терапии. Акцент на том, что есть, а не на том, что было, могло бы быть, возможно произошло бы, должно было бы произойти. Внимание уделяется процессам: процессу пациента, процессу терапевта и процессу взаимодействия между ними.
Гештальттерапевтический подход позволяет успешно справляться с проблемами коммуникативного характера. На основании этого подхода может быть успешно построена практика психотерапевтической группы, что, в частности, психоанализ не предполагает. Гештальттерапия также с успехом может быть использована при краткосрочных терапиях, таких, как работа с шоковыми травмами, или при работах направленных на необходимые изменения в поведении. Также она может применяться в работе с семьей. Предполагается также работа с экзистенциальными проблемами человека: одиночество, свобода, смерть, смысл. Вопросы, связанные с этими проблемами, неизбежно возникают практически в любой психотерапии, и в гештальт подходе содержится возможность работы с этими темами.
Гештальтерапия рассматривает человека, как целое существо, как единство поведения, чувств и мышления, находящееся в процессе взаимодействия с окружающим миром. То есть рассматривается не человек отдельно и мир отдельно, но их взаимодействие, непосредственное сознавание которого позволяет более глубоко и насыщенно воспринимать мир. Люди не имеют организмы, но являются организмами, совершающими определенные действия, и разделение людей на умственную и физическую части является неправильным. [4, с. 66].
Основная тенденция организма – стремление к равновесию. Поддержание гомеостаза или организмическое саморегулирование – это процесс, посредством которого организм удовлетворяет свои потребности и восстанавливает баланс, когда сталкивается с какими-либо требованиями или потребностями, выводящими данный организм из состояния равновесия. Здоровье подразумевает адекватное течение гомеостатического процесса, в то время как болезнь означает, что в течение слишком долгого времени организм оставался в состоянии дисбаланса и был неспособен удовлетворять свои потребности.
2. Средства определения терминов в гештальпсихологии
Гештальт – форма или образ. Ф. Перлз: «Основная предпосылка гештальпсихологии следующая – человеческая природа организована в виде набора множества образцов или целостностей, она представляется индивидууму именно в таком виде и понять суть человеческой природы можно, только представив ее как функцию элементов, из которых она состоит» [2, с. 65].
Незавершенный гештальт - энергетический импульс, первоначально направленный на удовлетворение потребности (установление контакта), заблокированный некогда в силу внешних обстоятельств (сопротивления «другого»), обнаруживается в различных телесных проявлениях клиента.
Для описания визуальных областей используются термины «фигура» и «задний план», или «фон». Фигура – это центр интереса (объект или модель), фон является обрамлением или контекстом. Взаимодействие между фигурой и фоном является динамическим. Один и тот же фон при изменении интересов и фокусов внимания может давать начало различным фигурам.
Граница между организмом и окружающей средой – это граница контакта, - и именно на этой границе имеют место психологические события. «психология изучает действие границы контакта в пространстве организм – окружающая среда» [2, с. 68].
Система контактов, имеющих место на границе контакта в любой момент времени – это самость. Самость существует там, где имеются границы контакта, и одним из проявлений ее активности является формирование фигур и фонов. Самость всегда объединяет чувства, моторную координацию и органические потребности.
Слово «возбуждение» гештальтисты используют для описания энергии, которую мы создаем, поскольку генерация энергии во многом связана с физиологической функцией возбуждения.
В гештальт-теории дается как физилогическое, так и психологическое определение тревоги. Физиологическое определение таково: «Тревога – это переживание трудности с дыханием во время любого блокированного возбуждения» [4, с. 73]. Психологическое определение следующее: тревога – это разрыв между «теперь» и «позже» или «страх перед аудиторией».
3. Речевые конструкты механизмов прерывания на границе контакта
Механизмы прерывания на границе контакта:
Название механизма |
Символический смысл |
Вербальные индикаторы |
Невербальные индикаторы |
Конфлюэнция |
«Я» и «ТЫ» - одно и то же |
Слово «Я» заменяется «МЫ» |
Специфические индикаторы отсутствуют |
Интроекция |
Внтури себя я слышу голос |
Слово «хочу» заменяется словом «надо» |
Телесные напряжения, не находящие разрядки |
Ретрофлексия |
Я делаю с собой то, что хочу сделать с тобой или получить от тебя |
Слово «тебя» заменяется словом «себя» |
Движения, направленные на собственное тело |
Проекция |
Вместо тебя и вижу себя |
Слово «Я» заменяется словом «ты» |
Специфические индикаторы отсутствуют |
Дефлексия |
Я игнорирую твое существование |
Личные местоимения отсутствуют, речь запутана |
Телесная вялость, отсутствие как напряжений, так и движений |
4. Эксперимент в гештальтпсихологии
Большое место в гештальтпсихологии занимает эксперимент, как возможность увеличения уровня сознавания и присутствия, как возможность испытать новые модели поведения в проблемных ситуациях, как возможность актуализации новых ресурсов и возможностей человеческой целостности.
Рассматривая психотерапевтический процесс в качестве эмпирического исследования, в нем можно выделить этапы, соотносимые с теми целями, к достижению которых терапевт стремится на каждом из них. Структура психотерапевтического процесса носит операциональный смысл и отвечает двум условиям: 1) Не загружает память терапевта излишней информацией; 2) Дает максимально простые ответы на вопрос: «Что делать?».
Выделяются следующие этапы:
1. Терапевт присутствует на сеансе.
2. Терапевт воспринимает происходящее.
3. Терапевт задает вопросы.
4. Терапевт дает обратную связь.
5. Терапевт экспериментирует.
Суть использования данной схемы крайне проста: выполнив задачу одного этапа, терапевт переходит к следующему. Если в своей работе терапевт ощущает «затор», он возвращается на шаг назад. Иными словами, движение вперед осуществляется лишь тогда, когда этому сопутствует легкость и естественность.
Для гештальтиста существуют 2 вида эксперимента:
1. Место «другого» занимает воображаемая фигура.
2. Место «другого» занимает терапевт.
В первом случае речь идет о воображаемом контакте, во втором – о реальном. Однако, в обоих случаях психотерапевт исходит из невербальных проявлений клиента «здесь и теперь» и стоящих за ними чувств. Поэтапно способствуя усилению импульса, терапевт восстанавливает тем самым его первоначальное направление. В этот момент происходит детальное восстановление образа первоначальной ситуации, в которой этот импульс возник и был блокирован. Процесс заканчивается отреагированием – «завершение гештальта». Основные этапы психотерапевтического процесса соответствуют работе с защитными механизмами (механизмами избегания контакта), к которым клиент прибегает для удержания энергетического импульса в актуальной психотерапевтической ситуации. Задача терапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту увидеть энергию сопротивления как свою собственную, а не принадлежащую, как когда-то, внешней среде. Приняв энергию сопротивления как свою собственную, клиент интегрирует ее, повышая тем самым, эффективность своего дальнейшего приспособления к среде.
Специфика работы с «воображаемым другим» заключается в том, что клиент имеет возможность «сыграть» этого другого. Здесь используется техника «пустого стула», на который клиент в своем воображении сажает кого-то из своего реального окружения (прошлого или настоящего) и актуализирует свои чувства по отношению к нему. Затем клиент пересаживается на этот стул и «играет» этого «другого», решающим для клиента моментом является осознание в себе чувств, которые ранее виделись им, как исходящие извне. В том случае, если уходил от контакта с ними с помощью интроекции, т.е. подавлял свой первичный импульс, заменяя слово «хочу» словом «надо», эксперимент выглядит следующим образом. Клиенту, повторяющему «Я должен» предлагается пересесть на другой стул и изменив фразу на «Ты должен», обратиться с нею к воображаемому «себе». Ощутив эту фразу как свою собственную, он обнаруживает, что за долженствованием стоит желание «Я хочу, чтобы ты это сделал».
Теперь он может разобраться: «Кто этого хочет на самом деле – я или другой, существующий в моем воображении?». При этом происходит трансформация блокирующей энергии слова «должен» в конструктивную энергию слова «хочу».
В ходе подобной работы терапевт может разнообразить техническую сторону эксперимента: вводить в ситуацию новые «действующие лица», как в виде конкретных людей, так и в виде абстрактных убеждений, оценок чувств, частей тела клиента; усиливать телесное отреагирование, положив на стул подушку, которую можно бить, гладить, царапать; изменять расположение стульев в пространстве, расстояние между ними, угол поворота; самому попеременно изображать то «другого», то самого клиента, повторяя наиболее значимые, с его точки зрения, фразы и т.д.[1, с. 288]
Заключение
Гештальтисты, рассматривая процесс терапии как развитие, т.е. усматривая в ней один из путей самосовершенствования человека (аналогично любому другому пути духовного роста: медитация, религия, искусство и т.д.), сохраняют за клиентом право на его личностную автономию. Это означает, что терапевт не диктует клиенту, каким тот должен стать в результате «эффективных интервенций». В этом случае, вопрос об эффективности терапии решается ситуативно, без монополизации права на абсолютную истину какой-либо стороной. Исследовательская позиция терапевта позволяет сохранить возможность появления непредвиденных изменений психотерапевтического процесса, оставляя для клиента перспективу его личностного роста постоянно открытой.
Вторая возможность исследовательского подхода раскрывается тогда, когда понятие «действия» расширяется до любых проявлений, доступных сенсорному опыту человека. Вопрос в том, насколько терапевт способен видеть окружающую реальность в ее единстве и целостности, следуя тем самым одному из основных положений гештальттерапии.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что гештальттерапия не является сводом правил, схем, приемов, подобно «слону», не являющемуся суммой круглого, плоского, мягкого и жесткого одновременно. Гештальттерапия начинается там, где на месте страха теоретической некомпетентности терапевта возникает живой интерес исследователя-практика, а место научных концепций занимают открытые глаза и уши терапевта. И это – лучший способ обнаружить, что ответ относительно устройства внутреннего мира клиента всегда дает не та, или иная теория, а он сам – важно лишь уметь не пропустить его.
Список литературы
1. Коттлер Д., Брайн Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб: Питер, 2002. – 464 с.
2. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб: Питер, 2002. – 464 с.
3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление человека. М., 1994.
4. Сумерки богов / Сост и общ. Ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1990. – 398 с.
5. Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. М.: Апрель-пресс, 2001. – 624с.