Содержание


Введение_______________________________________________________ 3

Правовой статус предпринимателей без образования юридического лица 4

Принципы организации государственного контроля за деятельностью предпринимателя без образования юридического лица______________ 16

Заключение___________________________________________________ 22

Список литературы____________________________________________ 23


Введение


Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке в силу ст. 2 ГК РФ.

Таким образом, одним из субъектов предпринимательской деятельности относятся граждане, имеющие статус предпринимателя без образования юридического лица.

Правовой статус предпринимателей без образования юридического лица


Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ.

Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности утверждено Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. Для регистрации гражданин-предприниматель должен подать заявление, составленное по установленной форме, и документ об оплате регистрационного сбора. Органам государственной регистрации запрещено требовать предоставления каких-либо иных документов. Личная явка для регистрации необязательна, документы могут быть высланы и по почте. Регистрационные органы обязаны произвести регистрацию в день поступления документов либо в трехдневный срок с момента получения их по почте. В те же сроки должно быть выдано (выслано по почте) свидетельство о регистрации, которое является бессрочным.

Заниматься предпринимательской деятельностью могут граждане, достигшие 18 лет или вступившие в брак ранее этого возраста, а также эмансипированные несовершеннолетние с 16 лет, т.е. полностью дееспособные.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетние граждане, ограниченные в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей.

Отдельными видами деятельности гражданин-предприниматель вправе заниматься лишь на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Порядок ведения лицензионной деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г.

Индивидуальные предприниматели не всегда соблюдают правила о государственной регистрации. Поэтому предусмотрено, что такой предприниматель не вправе ссылаться в отношении совершенных им сделок на то, что он не является предпринимателем, и суд, в свою очередь, может в отношении таких сделок применить нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность (согласно п. 4 ст. 23 ГК РФ).

Индивидуальная предпринимательская деятельность ведется гражданином от своего имени, т.е. предприниматель сам совершает сделки и другие юридически значимые действия, необходимые для осуществления этой деятельности, и на свой риск.

При  анализе данного понятия можно выделить следующие его признаки:

Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества.

Вторым признаком предпринимательской деятельности является систематичность её осуществления. Основным препятствием выступает отсутствие легального определения или устоявшегося обычая в понимании систематичности. Одновременно существуют два крайних подхода к этому понятию. Лингвисты утверждают, что «систематический - постоянно повторяющийся, непрекращающийся», а законодатель применительно, например, к трудовому праву полагает систематическими нарушениями трудовой дисциплины, если за них ранее хотя бы один раз применялись взыскания.

Недостаточно ясным с точки зрения определения предпринимательства остается и вопрос приобретения акций и облигаций предприятия. Дело в том, что третий признак самостоятельности деятельности можно расценивать по-разному, в том числе и так, что гражданин самостоятельно приобретает ценные бумаги и извлекает прибыль, "пользуясь" ими.

Следующий (четвёртый) бесспорный признак предпринимательской деятельности — ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях. Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях, кроме непреодолимой силы.

Однако всё-таки законодатель никак не разъясняет: что такое есть риск, равно как и то, зачем понадобилось представление о предпринимательстве непременно связывать с риском.

Риск — понятие неоднозначное, отражаемые им общественные отношения внутренне противоречивы. Иногда в научной литературе риск интерпретируется слишком односторонне, только как "возможный отрицательный результат деятельности". Конечно, как усилия в расчете на будущий спрос, который не всегда может быть гарантирован в условиях рынка, предпринимательство объективно сопряжено с некоторой неопределенностью и неустойчивостью, возможностью не востребования результатов своей деятельности, что означает неизбежность риска, в частности угрозу потерь времени, ресурсов, прибыли, вплоть до вероятности банкротства. Но это лишь одна, причем не главная, грань предпринимательства. Рискуют как раз по другому поводу, в надежде на удачный исход затеянной неординарной операции, на получение более высокой прибыли по сравнению с другими предпринимателями, занимающимися сходной деятельностью.

 Существенным упущением законодателя в понятия предпринимательства, можно считать отсутствие упоминания признака профессионализма в деятельности предпринимателя. Такой признак упоминается в законодательстве Франции (ст. 1 Французского торгового кодекса), Германии (§ 1 Германского торгового уложения) и ряда других стран. Русские дореволюционные авторы также выделяли намерение вести торговлю как промысел.

Это не означает, что не бывает некомпетентных, непрофессиональных предпринимателей.

Гражданин-предприниматель должен открыто относиться к объекту своей деятельности как профессионал, специалист. Интересно в этом плане определение ст. 2-104 Единообразного торгового кодекса США: "Коммерсант — это тот, кто совершает операции с товарами определенного рода или каким-либо другим образом по роду своих занятий ведет себя так, как будто он обладает особыми знаниями или опытом в отношении операций и товаров, являющихся предметом сделки, а также тот, кто может рассматриваться как обладающий такими знаниями или опытом вследствие того, что он использует услуги агента, брокера или иного посредника, который ведет себя так, как будто он обладает такими знаниями и опытом".

Правовое регулирование предпринимательской деятельности ведется по четырем основным направлениям, которым корреспондируют четыре крупных блока нормативных актов.

Первый блок определяет внутренние отношения в конкретном субъекте предпринимательской деятельности: порядок его учреждения, управления и самоуправления, организации труда.

Второй блок регулирует отношения по "вертикали": между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и органами государственной власти и органами местного самоуправления, с другой, в том числе с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления.

Третий блок опосредует отношения субъектов предпринимательства по "диагонали", в частности с банками и иными кредитными организациями, органами по валютному регулированию и контролю.

Четвёртый блок, последний по счету, но не по значимости, регулирует отношения субъектов предпринимательской деятельности по "горизонтали" — со своими партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др.

В регулировании предпринимательской деятельности, обеспечении экономических реформ "задействованы" все отрасли права — государственное, административное, финансовое, уголовное право и др. Ведущей отраслью, ядром среди них является предпринимательское право.

Право каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещённой законом деятельности закреплено ст. 34 Конституции РФ. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими общими признаками субъекта гражданского (и предпринимательского) права:

а) правоспособностью;

б) гражданской дееспособностью;

в) иметь имя (фамилия, собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая);

г) иметь место жительства (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно).

Вопрос о характере правоспособности индивидуального предпринимателя в литературе остаётся спорным. Одни авторы на основании ст. 4 Закона РСФСР от 7 декабря 1991 года "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" считают, что правоспособность предпринимателя является специальной; другие, учитывая, что в ГК РФ отсутствуют особые правила, касающиеся правоспособности граждан-предпринимателей, делают вывод о том, что ее характер определяется на основе общих правил о правоспособности граждан, которая является универсальной (общей).

 С формально-юридической точки зрения следует согласиться со второй группой авторов. Действительно, ст. 4 названного Закона РСФСР от 7 декабря 1991 года, ограничивающая правоспособность граждан-предпринимателей установлением ее специального характера, противоречит ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 Гражданского кодекса РФ, а потому не подлежит применению. Однако Кодекс не содержит специальной главы о гражданах-предпринимателях.

По признаку дееспособности граждане подразделяются на четыре группы:

а) недееспособные — малолетние до шестилетнего возраста, а также признанные судом страдающими психическими расстройствами, не дающими возможность понимать значение своих действий или руководить ими. Они сами не вправе совершать юридически значимые действия. Но сказанное вовсе не означает, что принадлежащее им имущество не может участвовать в гражданском обороте, быть объектом предпринимательской деятельности. От имени детей сделки совершают их законные представители — родители, усыновители или опекуны, а от имени страдающего психическим расстройством — его опекун. При этом на акты распоряжения имуществом необходимо предварительное разрешение органа опеки и попечительства (ст. 37 ГК РФ);

б) не полностью дееспособные — малолетние в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. Как правило, сделки от имени малолетнего заключают его законные представители с соблюдением правил ст. 37 ГК РФ. Сам он может совершать лишь мелкие бытовые и некоторые иные сделки, исчерпывающий перечень которых дан в законе (ст. 28 ГК РФ). Несовершеннолетние с 14-летнего возраста вправе самостоятельно совершать в сфере имущественных отношений значительно более широкий круг акций, нежели малолетние. И все другие сделки они также совершают от своего имени, но с письменного согласия своих законных представителей (ст. 26 ГК РФ);

в) ограниченно дееспособные — признанные судом злоупотребляющими спиртными напитками или наркотическими средствами, чем ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Эти лица вправе совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Такие граждане самостоятельно несут имущественную ответственность по совершённым ими сделкам и за причиненный ими вред;

г) полностью дееспособные. Они вправе самостоятельно заниматься любой предпринимательской деятельностью. Такая дееcпocoбность наступает в трех случаях: с наступлением совершеннолетия — по достижении 18-летнего возраста; в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак; в результате эмансипации.

Особенности статуса индивидуального предпринимателя, действующего без образования юридического лица, по сравнению с общегражданской правоспособностью гражданина заключаются в следующем:

Во-первых, этот статус приобретается в результате (с момента) государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признаётся индивидуальным предпринимателем. Такое хозяйство может быть создано только одним гражданином или совместно с членами семьи, либо партнёрами с целью производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. В соответствии со статьёй 257 ГК имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 28 февраля 1996 года указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Его глава признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства и, следовательно, к предпринимательской деятельности последнего применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или сущности правоотношений. Поэтому споры с участием главы крестьянского (фермерского) хозяйства подведомственны арбитражным судам.

Крестьянское хозяйство подлежит регистрации в местном органе самоуправления, в ведении которого находится данный земельный участок.

Индивидуальные предприниматели могут вести производственную деятельность коллективно на основании договора простого товарищества, в силу которого двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели (ст. 1041 ГК).

Гражданин, фактически занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает в связи с занятием такой деятельностью статуса предпринимателя. В таких случаях согласно Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8, споры с участием граждан, в том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ подведомственны суду общей юрисдикции. Однако суд при разрешении спора может применить положения ГК об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью. Эти положения содержатся в ст. 310, 315, 322, 401 ГК.

Во-вторых, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, актов Президента РФ и Правительства РФ или существа правоотношения.

В-третьих, иногда возникают сомнения по вопросу о том, вправе ли индивидуальный предприниматель прибегать к найму работников. Право индивидуальных предпринимателей заключать трудовые договоры (контракты) прямо вытекает из п. 3 ст. 25 ГК РФ, согласно которому лица, работающие по трудовому договору (контракту), включаются в число кредиторов индивидуального предпринимателя.

 Порядок заключения трудового договора, изменения его условий и прекращения предусмотрен Трудовым кодексом РФ. Трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) и объявляется работнику под расписку. Сторонами трудового договора в нашем случае являются индивидуальный предприниматель и работник. Трудовой договор составляется в двух экземплярах: один экземпляр хранится у предпринимателя, другой вручается работнику.

При заключении трудового договора рекомендуется указывать обязательные условия: место работы работника; его трудовую функцию; дату начала работы и дату ее окончания, если заключается срочный трудовой договор; обязанности работодателя по обеспечению охраны труда работника.

Договор может содержать и дополнительные условия, конкретизирующие обязательства сторон и устанавливаемые в договорном порядке. К числу дополнительных можно отнести условия о совмещении профессий (должностей), об оплате труда, о продолжительности дополнительного отпуска и т.д.

Трудовые книжки являются основным документом о трудовой деятельности работников. Они ведутся на всех работников, проработавших у работодателя свыше 5 дней.

Заполнение трудовой книжки впервые производится работодателем в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.

В трудовую книжку вносятся: сведения о работнике — фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе — прием на работу, перевод на другую работу, увольнение; сведения о награждениях и поощрениях. Все перечисленные выше записи вносятся в трудовую книжку после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении — в день увольнения.

Требование о ведении трудовых книжек работодателем содержится и в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

В-четвертых, в отличие от граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, имущественные споры между индивидуальными предпринимателями либо между ними и юридическими лицами подведомственны арбитражным судам.

В-пятых, индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан по решению суда несостоятельным (банкротом).

В-шестых, требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание. Требования удовлетворяются в порядке очередности, установленной п. 3 ст. 25 ГК РФ. Перечень имущества граждан, включая индивидуальных предпринимателей, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.

В настоящее время в России первичная регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства.

В отличие от отечественного законодательства право зарубежных стран нередко придает регистрации предпринимателей декларативный характер. Это означает, что лицо признается субъектом предпринимательства в силу самого факта совершения в виде промысла коммерческих сделок (независимо от акта регистрации). Предпринимателями де-факто почти во всех западных государствах признаются граждане, осуществляющие коммерческую деятельность без образования юридического лица.

Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в России осуществляется регистрирующим органом сельской, поселковой, районной или городской администрации по месту его постоянного жительства или временного проживания. До регистрации гражданин должен уплатить государственную пошлину (регистрационный сбор), величина которой не может превышать минимальную месячную оплату труда. Категории плательщиков, освобождаемых от уплаты этого сбора или имеющих по нему льготу, устанавливаются органами администрации. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, наделенные полномочиями принимать платежи от населения в доход бюджета, и возврату не подлежит.

Вместе с квитанцией об уплате регистрационного сбора гражданин должен представить составленное по установленной форме заявление (бланк заявления выдается в регистрирующем органе), паспорт и 3 фотографии размером 3х4 см. В заявлении указываются сведения о гражданине, включая фамилию, имя, отчество, место рождения, паспортные данные (номер и серия паспорта, кем и когда выдан), почтовый адрес места постоянного жительства или временного проживания. В случае регистрации по месту временного проживания необходимо указать срок регистрационного учета по этому месту.

Органам государственной регистрации запрещено требовать представление иных документов и сведений о предпринимателе. Регистрация должна быть произведена в день подачи документов или в 3-дневный срок после получения их по почте. В те же сроки должно быть выдано или выслано по почте регистрационное свидетельство.

Существующими нормативными документами не предусмотрено ограничение срока, на который может быть выдано свидетельство о регистрации, — оно, как правило, является бессрочным. Количество видов деятельности, которые могут быть указаны в нем, не ограничено, однако те виды деятельности, которые запрещены действующим законодательством или за которые предусмотрена уголовная ответственность, не разрешаются. Свидетельство о регистрации оформляется в трех экземплярах (предпринимателю, регистрирующему органу местной администрации и налоговому органу). При утере свидетельства предпринимателем регистрирующий орган может выдать дубликат с взиманием 20% уплаченного ранее сбора. В свидетельство вносятся только фамилия, имя, отчество гражданина, регистрирующегося в качестве предпринимателя. Другие граждане, предполагающие вести совместную с ним деятельность, в свидетельстве не указываются.

Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя — основной документ, подтверждающий его права и обязанности, предъявляющийся по требованию должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов исполнительной власти. Осуществление гражданином предпринимательской деятельности, не зарегистрированной в установленном порядке, в том числе не указанной в регистрационном свидетельстве, а также отказ гражданина предъявить свидетельство должностному лицу налогового органа влекут за собой административную ответственность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также взыскание налоговым органом в доход государства всех доходов (за вычетом расходов) от предпринимательской деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства.

Для отдельных видов деятельности требуется оформление специального разрешения - лицензии, которая является официальным документом, дающим право на указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока, а также определяющим условия его осуществления. Перечни видов деятельности, на которые требуются лицензии, и органов, уполномоченных выдавать их, установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Отсутствие лицензии, как правило, не является основанием для отказа в государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Исключение составляет частная детективная деятельность.

Для получения лицензии заявитель представляет в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности:

1.заявление с просьбой выдать лицензию с указанием фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, вида деятельности, срока действия лицензии;

2.справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве предпринимателя;

3. документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

В зависимости от специфики вида деятельности в положении о его лицензировании может быть предусмотрено представление заявителем еще некоторых документов. Лицензия выдается на каждый вид деятельности и действительна на всей территории Российской Федерации. Передача ее другому лицу запрещается. При ликвидации или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя выданная ему лицензия утрачивает юридическую силу независимо от срока ее действия.

Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе. Размер платы устанавливается Правительством РФ, но не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда. Указанные платежи поступают в соответствующие бюджеты.

Физические лица, зарегистрировавшие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны своевременно встать на учет в налоговый орган по месту постоянного жительства либо по месту осуществления этой деятельности. Заявление о постановке на учёт подается предпринимателем в течение десяти дней после государственной регистрации.

 Для регистрации предприниматель должен явиться в налоговую инспекцию, имея с собой:

1.свидетельство о государственной регистрации предпринимательской деятельности без образования юридического лица;

2. документы, удостоверяющие личность и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

 Постановка на учет в налоговом органе производится на основании заявления индивидуального предпринимателя. ИМНС РФ в срок до 5 дней проверяет достоверность указанных в заявлении сведений и при положительном решении присваивает индивидуальному предпринимателю идентификационный номер налогоплательщика.

Регистрация предпринимателя в налоговой инспекции производится путём записи в книгу регистрации физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

При этом каждому налогоплательщику должен быть присвоен единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика. С этого момента идентификационный номер налогоплательщика указывается во всех направляемых налоговым органом уведомлениях, а также указывается налогоплательщиком в подаваемых им в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях и других документов.

Таким образов в России создается единый, централизованный государственный реестр налогоплательщиков, что существенно усиливает одну из важнейших составных частей налогового контроля в стране.

Индивидуальные предприниматели обязаны также зарегистрироваться в Пенсионном фонде и Фонде обязательного медицинского страхования. Для регистрации требуется предъявить паспорт и представить копии свидетельства о государственной регистрации и лицензии (если она необходима для выбранного вида деятельности).

Индивидуальные предприниматели, использующие наемный труд, должны также в течение 30 дней с момента заключения трудового договора зарегистрироваться в Фонде социального страхования Российской Федерации. Помимо перечисленных документов для регистрации в этих фондах необходимо представить копию трудового договора.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и изданными во исполнение этого Закона нормативно-правовыми актами налоговые органы обязаны регистрировать контрольно-кассовые машины (ККМ), используемые для денежных расчетов с населением. Согласно приказу Госналогслужбы России от 22.06.95 г. N ВГ-3-14/36 "Об утверждении Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг подают заявление по месту регистрации ККМ по установленной форме.

Для регистрации ККМ потребуются дополнительные документы, а именно:

заявление владельца по установленной форме, в котором должны быть указаны вид объекта торговли и вид деятельности;

доверенность на право регистрации ККМ в налоговом органе, оформленная в установленном порядке (ст.185 ГК РФ), если регистрацию ККМ будет осуществлять не предприниматель, а его доверенное лицо, и документ, удостоверяющий личность;

журнал кассира-операциониста (форма КМ-4 утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 г. N 132), который должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен подписями и печатью (при ее наличии) предпринимателя. Налоговый инспектор должен заверить журнал подписью, штампом налогового органа и поставить дату фиксализации ККМ;

технический паспорт на подлежащую регистрации ККМ (проверяются правильность заполнения всех разделов паспорта - дата выпуска, фирма и страна-производитель, дата упаковки, наличие печатей завода-изготовителя или продавца ККМ; запись об установлении средств визуального контроля (голограмм-СВК), индивидуальные номера голограмм-СВК и их название; соответствие программного продукта; заполнение владельцем ККМ талона-заявки на ввод ККМ в эксплуатацию);

договор на техническое обслуживание и ремонт (на учет в ЦТО кассовые аппараты ставятся при заключении договора на техническое обслуживание и ремонт. Выбор ЦТО также осложняется фактором расстояния);

средства визуального контроля.

Контроль за применением ККМ довольно сложен. Инспекции проверяют ККМ на территории (город или район), где они расположены, но не могут в полном объеме проверить, как применяются ККМ, зарегистрированные в других инспекциях, так как не могут снять фискальный отчет, не имея пароля налогового инспектора, порядок передачи которого из одной инспекции в другую законодательно не определен. Инспекции не могут также проверить в полном объеме исправность ККМ, так как не имеют оттисков, используемых ЦТО, пломбиров и печатей, образцов оттисков клейм для опломбирования ККМ, а также образцов оттисков штампов и подписей, обслуживающих ККМ механиков, которые находятся в инспекции по месту регистрации ККМ. Проблемы возникают и с техническим обслуживанием ККМ. При заключении договора о техническом обслуживании ККМ по месту ее регистрации также имеются трудности, так как владельцу ККМ при каждой поломке необходимо доставлять ее в ЦТО в другой город, где он зарегистрировал ККМ, что увеличивает время ремонта и соответственно - простои в работе. При этом ККМ приходится доставлять и в инспекцию по месту регистрации, так как снятие показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) ККМ в ремонт и при возвращении ее предпринимателю должно осуществляться с участием налогового инспектора (в соответствии с указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации, доведенными до налоговых органов письмом МНС России от 27.08.99 г. N ВГ-6-16/685, акт по форме N КМ-2 составляется и подписывается членами комиссии с обязательным участием налогового инспектора). Таким образом, отсутствует нормативное регулирование вопросов использования предпринимателями ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением в разных регионах России. Тем не менее, зарегистрировав ККМ по месту налогового учета, предприниматель выполнит требования действующего законодательства, а невозможность проведения отдельных процедур налогового контроля уменьшит отрицательное влияние "фактора расстояния".

Государственная регистрация физических лиц в качестве предпринимателя утрачивает силу в следующих случаях:

- в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и выданного ему ранее свидетельства о регистрации;

- с момента вынесения судом решения о признании недействительной регистрации предпринимателя;

- с момента вынесения судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом).

Свидетельство о регистрации предпринимателя подлежит возврату выдавшему его регистрирующему органу.

Аннулирование государственной регистрации предпринимателя по решению суда или арбитражного суда производится в течение 7 календарных дней с даты получения регистрирующим органом судебного решения. Регистрирующий орган в 3-дневный срок с даты аннулирования государственной регистрации на основании решения суда направляет предпринимателю письменное уведомление и в 7-дневный срок сообщает об этом налоговому органу.


Принципы организации государственного контроля за деятельностью предпринимателя без образования юридического лица


В теории права и отраслевых юридических науках утвердилась общая формула - «принципы права». О принципе говорят как о руководящем начале. Предписание любого характера непременно предполагает определенного адресата.

Государственный контроль - «одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых органами государства. Государственный контроль осуществляется различными органами».

Такие авторы как В.М. Горшенев, И.Б. Шахов в своей работе, говоря о принципах государственного контроля, ссылаются на труды В.И. Ленина: «В.И. Ленин сформулировал и теоретически обосновал исходные принципы контроля и считал, что контроль должен быть массовым, всеобъемлющим и постоянно действующим, объективным, результативным, он должен осуществляться под непосредственным руководством партии...». Применительно к нашему периоду времени можно сказать вместо «партии» — «государства...» Эти же авторы выделяли такие принципы как:

- правового равенства;

- неотвратимости юридической ответственности;

- бремя доказывания и др.

Важную роль в достижении целей, поставленных перед государством, играет контроль за соблюдением правовых норм. «Известно, что контроль -атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций». Административное право, являясь одним из юридических рычагов, с помощью которых государство проводит в жизнь свою политику, базируется на своих принципах. Значит, можно говорить о том, что принципы государственного контроля за деятельностью предпринимателя без образования юридического лица аналогичны принципам административного права. Таковыми являются:

1) принцип приоритета личности и ее интересов;

2) принцип разделения властей;

3) принцип федерализма (п.«к» ч.1 ст.72 Конституции РФ) - практика установления административно-правовых норм на уровне субъектов Федерации в соответствии с нормами федерального значения;

4) законности - предполагает, что исполнительные органы, должностные лица при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию и Законы РФ;

5) гласности - нормативно-правовые акты в отношении предпринимателей без образования юридического лица не применяются, если они официально не опубликованы;

6) ответственности - означает реальное наступление ответственности за

нарушение требований обязательных правовых норм.

«Лицензирование, сертификация и государственная регистрация представляют собой разновидность разрешительной политики, осуществляемой органами исполнительной власти».

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности представляет собой вид государственного контроля.

Лицензирование - одно из важнейших условий деятельности предпринимателя. В соответствии с действующим законодательством определенные области предпринимательской деятельности требуют помимо государственной регистрации предпринимателя также получения лицензии на право осуществления определенной деятельности. Лицензируемые виды деятельности требуют для их осуществления специальных знаний, которые подтверждаются документом об образовании. Кроме того, в лицензионные требования могут включаться квалификационные требования. Лицензия - это (право) разрешение на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

- защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан;

- обеспечение обороны страны и безопасности государства;

- обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

- утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории РФ;

- гласность и открытость лицензирования;

- соблюдение законности при осуществлении лицензирования».

В соответствии с ФЗ от 25 марта 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Рассматриваемым федеральным законом (ст. 17) установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Однако этот перечень не является исчерпывающим. Лицензирование предпринимательской деятельности для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, является обязательным в том случае, если законодательными актами такая обязательность установлена, как, например, в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах», Законом РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»; Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г. "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" и др.

Деятельность предпринимателей без образования юридического лица, подлежащую лицензированию можно проиллюстрировать следующим примером: Закон РФ от 11 марта 1992 г. определяет частную детективную и охранную деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. В соответствии со ст.4 частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в ст.З названного Закона. «Перечень лицензируемых видов деятельности как вопрос, регулируемый гражданским законодательством на основании п.«о» ст.71 Конституции РФ относится к ведению РФ. Лицензирование как деятельность по выдаче специального разрешения на ведение соответствующей деятельности уполномоченными на то органами может содержать элементы административно-правовых отношений».

В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности в РФ», лицензирующие органы это федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  РФ,  органы  местного  самоуправления,  осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п.1 ст.6 названного закона, лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

- лицензирование на территории РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

- приостановление действия лицензий;

- возобновление действия лицензий;

- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

- формирование и ведение реестра лицензий. Согласно п. 1 ст. 12 Закона «О лицензировании...» лицензирующие органы в пределах своей компетенции имеют право:

- проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой  деятельности  лицензионным  требованиям  и условиям;

- запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;

- составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

- выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

- выносить предупреждение лицензиату.

На основании ст. 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующие органы могут приостановить действие лицензии в случае выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий; невыполнение лицензиатом решения об устранении выявленного нарушения. Лицензия теряет юридическую силу с момента, прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией.

Основанием для аннулирования являются:

- обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

- неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

- незаконность решения о выдачи лицензии (п.З ст. 13 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Конституция РФ наметила основные контуры государственного контроля с учетом принципа разделения властей на представительную (законодательную), исполнительную и судебную.

«С точки зрения содержания, государственный контроль в сфере предпринимательства можно подразделить на требования: в области стандартов, ценового регулирования, официального статистического и бухгалтерского учета, свободы хозяйственной деятельности».

Согласно Закону РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации», стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

- единства измерений и др.

Согласно п. 1 ст. 11 Закона РФ «О стандартизации», государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг. Органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являются, в соответствии с ч.1 ст. 12 Закона РФ «О стандартизации» - Госстандарт России, иные специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции.

В соответствии с ч.2 ст. 12 названного Закона, непосредственное осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами - государственными инспекторами, которые имеют право принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушение обязательных требований государственных стандартов; запрещать реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям государственных стандартов и не прошедших государственную регистрацию в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 13 Закона «О стандартизации»).

«В условиях проведения экономической реформы, перехода к рынку система административного управления претерпела глубокие изменения. Прошла замена планирования и прямого контроля косвенным, опирающимся главным образом на экономические и правовые рычаги. У органов управления появились в основном новые методы управления - через кредиты, налоги, сертификацию товаров (работ, услуг), политику цен, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, недопущение монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции».

Для проведения антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства Закон предусмотрел образование специальных органов исполнительной власти - Антимонопольного комитета РФ и его территориальных управлений, а также наделил их рядом властных полномочий, в том числе давать нарушителям предписания и применять к ним различные виды санкций.

«Антимонопольные органы имеют в распоряжении такие средства воздействия, как дача соответствующих предписаний предпринимателям, а при их невыполнении - наложения административных взысканий (предупреждений и штрафов). Применяются эти меры воздействия в процессуальных формах, гарантирующих соблюдение прав и законных интересов предпринимателей».

Необходимо отметить, что Конституцией РФ (п.2 ст.34) установлен прямой запрет на монополизацию деятельности, заключающейся в том, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию.

«Налоги - основной источник формирования доходной части бюджета...

Министерство по налогам и сборам РФ возглавляет единую централизованную систему исполнительных органов (государственных налоговых инспекций), обеспечивающую правильность и своевременность внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроль за соблюдением налогового законодательства».

В соответствии со ст.1 Закона "О налоговых органах РФ" от 21 марта 1991 г., налоговые органы РФ - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

В соответствии со ст.82 гл.14 Налогового Кодекса РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

В целях проведения  налогового контроля  налогоплательщики (индивидуальные предприниматели) подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства (или по месту нахождения) в течение десяти дней после их государственной регистрации. При подаче заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет (представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также документы, удостоверяющие его личность и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство (ч.2 ст.84 НК РФ). В соответствии со ст. 8 7 Н РФ налоговые органы проводят камеральные или выездные налоговые проверки.

Таким образом, налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный контроль. Налоговый контроль состоит не только в проверке соблюдения законодательства по налогам и сборам, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений.

В завершении п.1 главы 2 можно сделать вывод и в целом определить государственный контроль как установленную законодательством совокупность приемов и способов, осуществляемых различными государственными органами и обеспечивающих выполнение обязанностей, накладываемых на граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и базирующихся на принципах, вытекающих из действующего законодательства Российской Федерации.

Заключение


Понятие предпринимательства в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, установлено п.1 ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым "гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаром, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве в установленном законом порядке". При этом к предпринимательской деятельности граждан согласно положениям п. 3 ст. 23 ГК РФ применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций.

О необходимости кодификации предпринимательского законодательства высказываются и многие специалисты этой области, в частности, академик В.В. Лаптев выдвигает такую идею, обосновывая ее: «...для развития предпринимательской деятельности весьма удобно  иметь единый предпринимательский закон, в котором будут определены основные положения правового регулирования предпринимательства. Нельзя забывать о том, что этим законом будут пользоваться не только юристы, но и сами предприниматели...», в том числе и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Рыночная экономика отдает приоритет предпринимательскому способу хозяйствования, одно из мест, в котором занимает предпринимательская деятельность без образования юридического лица.

Однако, как показывает практика осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица - шаг серьезный и ответственный, надо уметь разбираться в законодательстве, знать законодательство о предпринимательской деятельности. Это подтверждают выводы, сделанные при изучении и раскрытии правового положения и налогооблажения индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.




Список литературы


1. Нормативные правовые акты


1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г., № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. 1 декабря.

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г., № 14-ФЗ // Российская газета. 1996. 27 января.

4.     Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Российская газета. 1998. 6 августа.

5.     Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Российская газета. 1998. 6 августа.

6.     Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря


3. Литература


7.     Агапов А.Б. Учебник административного права. М., 1999. С.541.

8.     Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С.394.

9.     Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987. С. 13.

10.            Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя. Хозяйство и право. 1999. № 5. С. 20.

11.            Е. Никитин. Правовой статус гражданина-предпринимателя без образования юридического лица. РЮ. 1997. № 12. С. 13-14.

28. Ж. Ионова. Государственная регистрация предпринимателей. Юрист. 1996. № 11. С. 34.