Содержание
Введение________________________________________________________ 4
Глава 1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства__ 6
1.1. Основные критерии определения малого предприятия__________ 6
1.2.Виды малых предприятий___________________________________ 7
1.3. Роль малого предпринимательства в развитии экономики_______ 8
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства___________ 11
2.1. Анализ методов управления малого предприятия______________ 11
2.2. Опыт поддержки малого бизнеса за рубежом_________________ 11
Глава 3. Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России_________________________________________________________ 16
3.1. Государственное регулирование малого бизнеса_______________ 16
3.2. Лизинг, аренда____________________________________________ 22
3.3. Финансирование, кредитование и налогообложение____________ 24
Заключение____________________________________________________ 32
Литература____________________________________________________ 34
Введение
Из множества предлагаемых тем я выбрала тему «Управление предприятием малого бизнеса», потому что роль малого бизнеса в экономике государства крайне важна. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. А развитие малого бизнеса в нашей стране поможет решить ряд острейших социально-экономических проблем переходного периода. Это формирование эффективной структуры экономики, создание среднего класса, смягчение безработицы, распределение доходной части бюджетов всех уровней, обеспечение политической стабильности в обществе.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Малое предпринимательство как полноправный субъект экономики существует в России более десяти лет. На эти годы пришелся, пожалуй, самый трудный период – период становления, когда заново создавались нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в специфических малых формах, когда вырабатывались основные цели и первоочередные задачи государственной политики в области малого предпринимательства, разрабатывались механизмы реализации целевых установок.
Российский малый бизнес вступил во второе десятилетие. Однако его масштабы, отраслевая структура и занятость в последние 5-6 лет практически не изменилась. От чего это происходит я попытаюсь разобрать в своей работе, ориентируясь и анализируя в основном статьи из газет и журналов, а также научные работы таких ученых как: Блинов А., Архипов А., Баткилина Г., Калинин В., Кочетов Э., Виленский А.
Глава 1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства
1.1. Основные критерии определения малого предприятия
В соответствии с Федеральным законом от 1995 г. (с изм. и доп. от 31.07.98 г.) № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" с изменениями и дополнениями от 31.07.98г. (статья 3) под субъектами малого предпринимательства понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля других предприятий (юридических лиц), не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, а средняя численность персонала составляет не более, чел.: в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30, в оптовой торговле — 50, в промышленности — 100, в строительстве — 100, на транспорте — 100, в сельском хозяйстве — 60, в научно-технической сфере — 60, в других видах деятельности —50.
Средняя численность работников малого предприятия за отчетный период (квартал, год) определяется с учетом всех его служащих, в том числе работающих по договорам, а также в других обособленных подразделениях этой организации. В случае превышения заданной нормы численности предприятие лишается установленных льгот на срок этого нарушения, а также в течение последующих трех месяцев (статья 3).
Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли. В зарубежных странах к малому бизнесу, как правило, относят предприятия с численностью занятых от одного до 500 чел., при этом: от одного до 20 — это ремесленные, 20-100 — малые, 100-500 — средние предприятия. В Германии, например, действуют такие группировки малых предприятий: от 1 до 19, от 20 до 49, от 50 до 99, от 100 до 199, от 200 до 499 чел.
В Японии в зависимости от численности персонала разделяют семь групп предприятий: 1-4, 5-9, 10-29, 30-49, 50-99, 100-299 и 300-499.
В качестве критерия размера предприятия, кроме численности персонала, используют также объем капитала. Так, Белая книга по малым и средним предприятиям Японии относит компании с капиталом от 10 до 100 млн. иен к малым и средним, а с капиталом свыше 100 млн. — к крупным.[1]
1.2.Виды малых предприятий
Приведу критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. Итак в Европейском сообществе с 1 января 1995г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:
количество занятых работников до 50 чел.;
годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;
сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.
К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:
количество занятых работников от 50 до 250 чел.;
годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;
сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.
При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как “средние” и свыше 500 чел. как крупные.
Рассмотрим как относят предприятия к малым странам с развитой экономикой и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса.
Согласно Закону “О компаниях”, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:
оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;
активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;
средняя численность занятых до 50 чел.
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причём в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности - 500 чел.
В Германии определённое понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок.
В США федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не выше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия США делятся на:
наименьшие - 1 - 24 занятых;
малые - 25 - 99 занятых;
крупные - 500 - 999 занятых;
крупнейшие - 1000 и более занятых.
В США малым считают предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
В российской практике существования малого предпринимательства было разрешено в 1988г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.
Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает предельных уровней:
в промышленности - 100 чел.;
в строительстве - 100 чел.;
на транспорте - 100 чел.;
в с/х - 60 чел.;
в научно технической сфере - 60 чел.;
в оптовой торговле - 50 чел.;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.
В Федеральном Законе “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
1.3. Роль малого предпринимательства в развитии экономики
Основу рыночной экономики любой страны составляет малый бизнес, осуществляемый малыми предприятиями. Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей продукции.
Малые предприятия не требуют больших средств на свое создание. Они оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры, быстро и гибко перестраивают свою хозяйственную деятельность. Малый бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной экономики, развитого общества. Большинство новых, прогрессивных идей, связанных с развитием бизнеса, появляется и реализуется на практике именно на малых предприятиях.
Из 2 млн. всех предприятий Германии 95% составляют малые и средние фирмы. На их долю приходится 65% рабочей силы, 57% национального дохода, 41% годового объема капиталовложений.
По расчетам Международной Федерации мелких и средних промышленных предприятий в среднем по 18 странам (с общей численностью занятых 30 млн. чел.), на долю малых и средних предприятий приходится свыше 30% капитальных вложений. Кроме того, в таких странах, как США, Германия, Великобритания, Италия, за счет малого бизнеса создаются две трети новых рабочих мест.
Наибольшую долю и значимость малый бизнес представляет в торговле. По характеру своей деятельности торговые предприятия, особенно магазины, торгующие товарами повседневного спроса, максимально приближены к покупателю. В связи с этим города, их районы и даже микрорайоны должны быть охвачены густой сетью мелких магазинов. Статистика США показывает, что если общее количество занятых в малом бизнесе здесь составляет 3 млн. 806 тыс. чел., то в розничной торговле их насчитывается 1 млн. 45 тыс. (27,5%), а в оптовой — 421 тыс. (11,1%).
В России при общем количестве малых предприятий около 1 млн. (85% из них — частные) на оптовую, розничную торговлю и занятых на общественное питание приходится свыше 40%, на строительство — 16, промышленность — 15, общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка — 6, науку и научное обслуживание — 6, транспорт и связь — два, сельское хозяйство — один и на другие отрасли экономики — около 10%. В настоящее время в малом бизнесе работают свыше 15 млн. чел. Диапазон вовлеченности трудоспособного населения в малый бизнес колеблется от 2% в Мордовии до 31% в Москве. Объем инвестиций малых предприятий составил 11% от общих инвестиций в стране. Согласно экспертным оценкам, в России малые предприятия в состоянии дать ежегодную прибыль в 500 млн. руб., а также ежегодные поступления в бюджет налога на добавленную стоимость более 83 млн. руб. Таких показателей можно достичь в случае передачи малым предприятиям безвозмездно или в льготную аренду пятой части тех основных фондов, которые не используются на данный момент крупными промышленными предприятиями1.
По данным Торгово-промышленной палаты РФ, в настоящее время отечественный малый бизнес становится надежной опорой стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Так, в Москве налоговые сборы с малых предприятий дают до 50% поступлений в городской бюджет, в Зеленограде — до 80%. В Самарской и Новосибирской областях такие показатели составляют соответственно 29 и 20%. По оценкам экспертов ТПП РФ, на один рубль государственных средств, вложенных в поддержку малого предпринимательства, включая незначительные налоговые льготы, страна получает от 20 до 100 рублей дополнительной продукции и услуг. На долю малого бизнеса приходится 10—12% валового внутреннего продукта страны, а также 9% продукции промышленности.
В целом же российский малый бизнес находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства[2].
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства
2.1. Анализ методов управления малого предприятия
Организация —- это широко распространенная функция управления, ее иногда упрощенно отождествляют с управлением в целом. В действительности сущность организации состоит лишь в упорядочении, согласовании, регламентировании действий исполнителей, участвующих в общем деле, в частности в процессе производства продукции. Поэтому организацию иногда называют координацией. Организация составляет основу повседневной управленческой деятельности, без нее обычно не работают ни планы, ни программы.
Организация управления включает оперативное регулирование, под которым подразумевают текущие управленческие решения, инструкции, приказы, распоряжения, указания, вырабатываемые и принимаемые субъектами управления в соответствии с конкретно складывающейся обстановкой, по ходу дела. Оперативное регулирование дополняет планы и программы, в которых, конечно, нельзя предусмотреть заранее, что преподнесет нам каждодневная жизненная ситуация.
Руководство фирмой включает: управление затратами, основным и оборотным капиталом, персоналом, инвестициями; внутрифирменное планирование; организацию производственных работ.
Для малого бизнеса характерны такие же управленческие процессы. Как и для крупных предпринимательских объединений (структур). Однако они имеют отличия, обусловленные размерами предприятия и объемами производственных мощностей.
При решении проблем управления объектом предприниматель (менеджер) должен прежде всего хорошо представлять основные функции управления и с этих позиций рассматривать объект управления, т. е. Проводить его анализ, планировать результаты, принимать решения по их достижению, организовывать эффективную деятельность структурных подразделений, контролировать ход выполнения плановых заданий, корректировать решения и стимулировать работников.
2.2. Опыт поддержки малого бизнеса за рубежом
Во всех экономически развитых странах малому и среднему бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функционирование экономики, и, в конечном счете, — высокий уровень жизни населения.
В США малый бизнес поддерживают следующие государственные органы:
Администрация малого бизнеса (АМБ);
специальные подразделения в министерствах и ведомствах по работе с отдельными группами мелких бизнесменов.
Помимо этого действует широкая сеть специальных учреждений в органах местной власти.
АМБ, созданная в 1953 г. при Белом доме и насчитывающая ныне около 1 тыс. чел., предоставляет малым и средним предприятиям следующие услуги:
-обеспечивает финансовую поддержку;
- содействует в получении заказов;
- оказывает различного рода бесплатные консультации.
Во всех штатах работают 100 региональных центров АМБ с численностью персонала до 40 чел. в каждом. В системе Администрации работают 5 тыс. чел., в том числе 4,1 тыс. за пределами Вашингтона; на добровольной основе к работе привлечено около 13 тыс. пенсионеров, имеющих опыт управления. Основными функциями Администрации являются финансовая помощь малому бизнесу на возвратной основе, правовая защита, организация обучения с учетом специфики контингента (национальные меньшинства, пенсионеры, женщины, молодежь и т. д.). В 1986 г. доходы малых предприятий стали облагаться налогами на льготных условиях.
Так, месячные доходы до 16 тыс. долл. облагаются 10%-ным налогом, от 16 до 50 тыс. долл. — 15%-ным, 51-75 тыс. долл. — 25%-ным и сверх 75 тыс. долл. — 34%-ным. АМБ полномочна гарантировать коммерческим банкам до 90% кредита, выдаваемого ими малым предприятиям. Для поддержки малых и средних предприятий государство ежегодно выделяет около 4 млрд. долл1.
Зарубежные специалисты особое внимание уделяют вопросам обеспечения работающих в малом бизнесе всей необходимой информацией, а также консультациями. Институт малого бизнеса подготовил объединенную программу, по которой в учебных заведениях США работают курсы основ управления малыми предприятиями.
Во Франции для поддержки малого бизнеса используются средства таких специализированных учреждений, как Депозитная касса, Национальный кредит, Земельный кредит, Центральная кредитная касса гостиниц, торговых и промышленных предприятий, Предпринимательский кредит и т. п. С целью предоставления долгосрочного кредита (на 10 и 18 лет) для малых и средних предприятий был создан филиал Национального кредита — Общество финансовых гарантий. Его основная функция — выдача поручительств в форме дополнительных гарантий для операций менее или равных одному млн. франков. Долгосрочные ссуды под умеренный процент выдаются мелким и средним предприятиям провинций Обществами регионального развития, среднесрочный кредит — Национальной кассой государственных рынков. Это — специализированные финансовые учреждения, которые являются посредниками между государственным бюджетом и предприятиями, использующими его средства.
В 1970 г. во Франции был создан Институт промышленного развития, который содействовал становлению малых промышленных предприятий. Значительную помощь малому бизнесу оказывает также Ассоциация мелких предпринимателей.
Согласно французскому законодательству, с 1982 г. вновь образованные малые компании освобождаются на три года от уплаты налогов. В течение двух последующих лет компании выплачивают лишь половину причитающейся суммы налога. С 1992 г. налог для них во Франции снизился с 38 до 33,3%2.
Правительство Японии, органы местной власти, крупный бизнес и самостоятельные объединения мелких предприятий определяют политику стимулирования и развития малого предпринимательства. Центральные и местные органы власти оказывают помощь мелким предприятиям в виде субсидий, займов, налоговых льгот, обучающих программ и т. д. В стране действует на правах министерства такой административный орган, как Комиссия по справедливым сделкам, который контролирует выполнение антимонопольного законодательства в интересах малых предприятий. В Министерстве торговли и промышленности работает Управление мелких и средних предприятий, Финансовая корпорация малого бизнеса, Национальная финансовая корпорация и Банк Соко-Чукин.
Финансовая корпорация малого бизнеса предоставляет долгосрочные займы на льготных условиях для расширения основного и оборотного капитала. Национальная финансовая корпорация через сеть 500 торгово-промышленных палат ежегодно выдает займы на сумму 500 млрд. иен. Банк Соко-Чукин финансирует деятельность малых и средних кооперативов, а также организаций, созданных этими кооперативами. В Японии действует система дополнительного общественного кредитования, гарантирующая и страхующая кредиты, предоставляемые малым и средним предприятиям. Эта система реализуется 52 ассоциациями гарантированного кредита и Корпорацией страхования малого и среднего бизнеса. В результате острой конкурентной борьбы около 70% малых предприятий Японии закрываются, не просуществовав на рынке и пяти лет. Вместе с тем, при определенных условиях каждое малое предприятие может стать средним и крупным. Так, все ведущие крупные компании Японии начинали свою деятельность с малого бизнеса.
В 1978 г. в Великобритании появились первые три предпринимательских агентства, которые призваны были содействовать активному развитию малых предприятий соответствующих районов. Через десятилетие количество этих агентств достигло трехсот. В Министерстве торговли и промышленности действует Служба мелких фирм, которая имеет на местах сеть представительств, консультирующих малые и средние предприятия.
В целях поддержки малого бизнеса в Германии уже в течение многих лет реализуется программа стимулирования накоплений для организации собственного дела. При этом в помощь малому предпринимательству ежегодно выделяется до 2 млрд. марок. В этой стране также действует такой государственный орган, как Кредитное учреждение для восстановления, который выдает кредиты под очень низкие проценты и на длительные сроки. В то же время малым предприятиям предоставляется более 180 видов различных налоговых льгот. В Германии уже многие годы действует федеральная программа "Акционерный капитал", цель которой — стимулирование создания новых малых и средних предприятий. Этот государственный кредит предусматривает выплату процентов по займу в первый год — два, во второй — четыре и в третий — шесть процентов годовых. В целом погашение ссуды производится в течение десяти лет.
Значительную практическую помощь малому и среднему бизнесу в развитых странах оказывают торгово-промышленные палаты (ТПП), которых, например, в Германии насчитывается 83, во Франции — 183 (вместе с заморскими департаментами), а в Японии — 500.
В Лионской ТПП работает компьютерный информационный центр, который обеспечивает предпринимателей информацией о любой фирме, производящей или потребляющей ту или иную продукцию. Более того, в Ницце расположен Французский Национальный компьютерный информационный центр, в котором сосредоточена подробная информация о всех французских предпринимательских фирмах. Этот центр имеет информационные связи с аналогичными учреждениями других западноевропейских стран. Любой предприниматель с помощью обычного компьютера, связанного с единой компьютерной информационной системой, может оперативно получить за умеренную плату из Ниццы любые данные о потенциальных партнерах и их предпринимательских возможностях. Кстати, в настоящее время и российские предприниматели, независимо от объема их деятельности, войдя в Интернет, могут получить исчерпывающую информацию о возможностях установления деловых связей с французскими или иными фирмами.
Помимо государственных органов, оказывающих различную поддержку малому бизнесу, мелкие предприниматели в зарубежных странах создают самостоятельные общественные организации в целях собственной выживаемости и эффективной деятельности. Государство тесно сотрудничает с этими организациями, реализуя многие их рекомендации через принятие законодательных актов. Так, в США действует Законодательный совет по вопросам малого бизнеса, который создан по инициативе общественной организации — Национальной ассоциации малого бизнеса. Последняя периодически проводит конференции, на которых вырабатываются рекомендации государственным органам для проведения политики содействия малому и среднему бизнесу1.
Глава 3. Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России
Знаменитый “Microsoft” в свое время вырос
из малого предприятия до размеров
промышленного гиганта. В наших условиях
ничего подобного не происходит. У нас даже
отсутствуют примеры личного успеха
изобретателей наподобие венгерского
инженера Рубика со своим популярным
когда-то кубиком.
Л. Рудский
При Правительстве РФ создан Совет по предпринимательству. Он призван обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом. Последний и без того имеет достаточно каналов для общения с властью. А вот она малое предпринимательство вниманием не балует. Между тем проблем у малых предприятий немало.
Министерство экономического развития и торговли РФ подготовило доклад о состоянии МП по итогам I квартала 2000 года. Цифры неутешительные по сравнению с а6нологичным периодом 1999 года. Количество малых предприятий уменьшилось на 1,9 процента. А всего их сейчас в России 873,6 тысячи.
В мировой практике общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий на 1000 жителей. В странах Евросоюза и Японии этот показатель достигает 45—50 предприятий. В России он гораздо скромнее. Для того чтобы приблизиться к стандартам Евросоюза, малых предприятий в нашей стране должно быть не менее 5 млн.
В европейских странах на малых предприятиях занято около 70 процентов от общего числа работающих, доля малого бизнеса в ВВП — более 50 процентов. В России каждый из этих показателей не превышает 10 процентов.
Причины подобного положения в докладе названы, но они не новы — сложность получения банковского кредита и его высокая учетная ставка, неподъемная арендная плата, сложная н долгая процедура регистрации малых предприятий) трудности в получении юридического адреса, неразвитость структуры конкретные цифры налоговой нагрузки: 80 коп. и более с каждого рубля выручки легального бизнеса. В то же время реальные составляющие налогооблагаемой базы малых предприятий — объемы оборота, прибыль. фонд оплаты труда — точно неизвестны.
3.1. Государственное регулирование малого бизнеса
В странах с социально ориентированной рыночной экономикой государственная поддержка МП опирается на четкое законодательство. Созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы МП, следящие за выполнением намеченных правительством программ. Используются два варианта управления – законодательное установление домосрочных программ развития малого бизнеса и включение последнего составной частью в государственные экономические и социальные программы.
В России также сложилась и действует определенная система государственной поддержки МП. В июне 1995г. был создан основной координирующий орган: Государственный комитет РФ по поддержке и развитию МП – ГРКП. Однако основная часть проблем МП и его государственной поддержки решаются на уровне субъектов Федерации. Объясняется это заинтересованностью региональных властей в «собственном» малом предпринимательстве как средстве сглаживания острых социальных противоречий (в первую очередь резкого снижения уровня жизни и роста безработицы).
Более чем в десяти областях и республиках приняты соответствующие нормативно-правовые акты. Вместе с тем во многих регионах законы имеют декларативный характер, не разработан еще механизм их реализации.
В начале нынешнего года было решено разработать и внести в самое ближайшее время в Госдуму 24 правовых акта, так или иначе касающихся развития малого и среднего предпринимательства. По словам заместителя председателя комиссии Госдумы (сейчас лидера общероссийского общественно-политического движения «Развитие предпринимательства» и председателя комиссии Госдумы по ипотеке) Ивана Грачева было уже разработано три основных закона, которые охватили наиболее актуальные темы (проблемы) МП – налоги, административные барьеры и финансовую поддержку. Законопроекты, в частности, предусматривают отмену всех налогов с МП. Останется только налог с валового дохода в размере 5-10%. Инициативы законодателей поддержало антимонопольное министерство. Однако не все зависит от министерской поддержки. В окончательном варианте федерального бюджета на 2001 год не были записаны отдельной строкой расходы на финансовую поддержку малого и среднего бизнеса. Средства, предназначенные для этого, оказались внутри отдельных статей, и пришлось их от туда, что называется, вырывать. А это 150 млн. руб. Еще 50 млн. руб. должны были быть выделены из резервного фонда правительства. У фонда нет возможностей чтобы полноценно поддержать предпринимателей, как это предполагалось изначально. Одна из причин того, что 200 млн. руб. из 500-миллионного актива фонда оказались заморожены в банке «СБС-Агро», и еще неизвестно, удастся ли судебным исполнителям вернуть их в полном объеме. Поэтому пока фонд собирается активно заняться поиском внешних финансовых источников и готов выделить лишь 40 млн. руб. для федеральной программы развития малого бизнеса на 2001-2002 годы.
Госдума одобрила Федеральную программу господдержки МП на 2000-2001гг. Целью программы является обеспечение благоприятных условий для развития МП на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. В результате реализации мероприятий программы предполагается увеличить к концу 2002г. количество рабочих мест в сфере МП до 8,5 млн. единиц. По завершении мероприятий программы общий вклад МП в объем внутреннего продукта увеличится до 12%.
В принципе целевое программирование, на котором должны основываться программы государственной поддержки МП как федерального, так и регионального уровня, предполагает точное выполнение каждого мероприятия программы в установленные сроки. В рыночных условиях для программы такого типа обычно предполагается возможность отклонения от точного выполнения, но не более чем на 5-10% в зависимости от общей численности конъюнктуры. Однако в российских условиях из-за сложностей с финансированием нередко становится вопрос об отказе от обязательности в подготовке и реализации программ замене обязательности полной индикативностью (рекомендательностью).
По решению II съезда предпринимателей и поручению Правительства РФ 5 августа 2000г. было принято постановление № 581 «О Совете по предпринимательству при Правительстве РФ», цель которого обеспечить эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и субъектов предпринимательской деятельности.
Большое значение для развития МП имеет разработка республиканских, областных и местных программ, реализация которых способствует созданию необходимых организационно-хозяйственных, нормативно-правовых, финансовых и отчасти социально-экономических условий. Они, как правило, являются составной частью программ социально-экономического развития данной территории и служат инструментом управления формированием малого бизнеса. В целом осуществление таких программ позволило организовать рыночную инфраструктуру малого бизнеса, ориентировать предпринимательство на решение приоритетных проблем, расширить сферу предпринимательства за счет разгосударствления и приватизацию собственности местных органов власти, создать экономический механизм территориального регулирования предпринимательской деятельности.
Не менее важной проблемой является помощь в образовании финансовых и инвестиционных ресурсов малого бизнеса. Большое значение здесь имеет создание ипотечных банков, тендерных центров, страховых, депозитных и инвестиционных (центров) компаний малого бизнеса. Например, тендерные центры малого бизнеса объединяют материальные, финансовые и интеллектуальные средства для расширения рынка движимого и недвижимого имущества, развития залогового механизма и получают при этом прибыль, налоги с которой пополняют государственный бюджет. Страховые компании начинают формировать рынок страховых услуг, что повышает надежность залогового механизма. Инвестиционные компании активно включаются в освоение рынка ценных бумаг и используют возможности депозитных компаний в вопросах обращения ценных бумаг, формируют соответствующие инфраструктурные возможности для МП.
Весомый вклад в систему государственной поддержки малого бизнеса вносят лизинговые компании. Они созданы при министерствах, ведомствах в различных отраслях народного хозяйства. Ряд лизинговых компаний специализируются на поддержке МП. Во многих субъектах Федерации образуются специализированные лизинговые компании (Москва, Нижний Новгород, Белгород, Воронеж, Орел, Владимир, Краснодар, Республика Татарстан, Иркутск, Ханты-Мансийск и др.)
Сформированы основы правового обеспечения лизинга. Ф1995 г. приняты постановление правительства «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и «Временное положение о лизинге», которые приравняли лизинг к инвестиционной деятельности создало минимальную нормативную базу лизинговых операций. Ведется активная работа над проектом закона о лизинге.
Получив посредством лизинга доступ ко многим видам новейшего дорогостоящего оборудования, производители могут осуществлять ускоренное обновление производства на основе последних достижений науки и техники. Лизинг, являющийся по существу финансовой, банковской деятельностью, дает высокую прибыль, а предпринимателю позволяет свободнее маневрировать финансовыми средствами. Широкое распространение получили три вида лизинга: с денежным платежом; компенсационный лизинг с платежом в форме товаров, произведенных на данном оборудовании, или в форме встречной услуги; лизинг со смешанной формой платежей.
Учитывая высокую результативность лизинга в сфере малого бизнеса, государство оказывает ему поддержку. В 1996 г. впервые было выделено 120 млрд. руб. для помощи малым предприятиям, пользующимся лизинговыми услугами1.
Государство может оказывать существенную помощь малому бизнесу и в обеспечении инвестиционными ресурсами. Причем речь идет не о выделенных денежных средств, которых у государства нет, а о предоставлении предпринимателям на определенных условиях части государственной собственности. Например, ее можно не выставлять на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен отдаваться экономическим работам с благоприятным предпринимательским климатом.
Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и сведение их рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность. Одним из основных источников средств в федеральных и территориальных фондах могут стать капиталы частных инвесторов, аккумулируемые через облигационные займы. Однако облигации под малый бизнес не будут ликвидными, а следовательно, и привлекательными для частных, особенно иностранных инвесторов, если малые предприятия не получат налоговых льгот. В противном случае доходность (ликвидность) возможна на основе финансовых пирамид.
Для оценки уровня привлекательности инвестиций целесообразно создать банк данных по предприятиям различных форм собственности. Основой этого банка должна стать бизнес-карта, которая будет источником информации об имеющихся возможностях и условиях инвестирования в создании новых предпринимательских структур в каждом субъекте Федерации, о неиспользуемых производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о транспортной инфраструктуре, свободных трудовых ресурсах.
Одним из элементов целенаправленной политики в сфере МП может быть обеспечение ее тесной связи с процессом приватизации. В программе приватизации необходимо учесть возможности участия малого бизнеса. Доходы от приватизации нужно направлять не только в федеральный фонд поддержки МП, но и в аналогичные территориальные фонды, которые могли бы получать примерно 20% дохода от реализации муниципальной собственности. Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.
Важная задача – создание более благоприятных условий для привлечения иностранного капитала к участию в процессе приватизации путем обеспечения соответствующих гарантий и льгот МП, включая предоставление права на владение контрольным пакетом акций.
Актуальной является организация на приграничных территориях и межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-центров). Целесообразность создания подобных структур должна быть основана при подготовке соответствующих межправительственных соглашений, таких же, как формирование финансово-промышленных групп. Необходимо обеспечить режим наибольшего благоприятствования для этих структур. В частности, стоит подумать о принятии соответствующих нормативных актов, которые способствовали бы деятельности бизнес-центров.
Особую государственную помощь следовало бы оказывать малым предприятиям, действующих в сфере высоких технологий, поскольку они располагают значительным инновационным потенциалом. Важное значение имеет и интеграция малых предприятий в производственные сети более мощных экономических структур, причем особую роль здесь могли бы сыграть финансово-промышленные группы. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для МП, особенно в случаях, когда финансово-промышленные группы действуют и на внешних рынках.
В России, учитывая недостаточное развитие предпринимательства и низкий уровень инновационных стимулов, следует уделить особое внимание разработке законодательных актов, регламентирующих деятельность технопарков, а также национальной программы в области инновационной политике с учетом конверсии. Технопарки осуществляют экспертизу и отбор инновационных предложений, научно-технических проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий, а также оценивают рисковость этих предложений, оказывают содействие в проведении научно-исследовательских работ и передачи их результатов в производство. Кроме того, они предоставляют малым инновационным фирмам производственные площади, оборудование для выполнения научно-исследовательских работ, предлагают юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные и иные услуги, содействуют правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.
Создание технопарков требуют участия не одного, а нескольких регионов. Необходимы не только усилия предпринимательских, научных и аналитических кругов, нужна активная работа соответствующих структур субъектов Федерации, их экономических ассоциаций. Для развития производственной и инновационной инфраструктуры МП необходимы соответствующая кадровая база, использование высоко эффективных форм отбора и подготовки предпринимателей и государственных служащих с применением современных треннинговых методов, использование кооперативных и командных форм организации бизнеса.
Результативность системы государственной поддержки МП во многом обусловлено деятельностью информационно-аналитических центров, которые представляют соответствующие сведение в Москву и получают из нее федеральные данные. Аналитическая информация центров используется предпринимателями при защите от риска, подготовке и принятии управленческих решений и др. Государственная поддержка должна проявляться и через содействие созданию соответствующих общественных организаций в сфере малого бизнеса. Они обеспечивают взаимодействие между предпринимателями в различных регионах и по обмену опытом, выявлению общих болевых точек помогают согласовывать действия по защите прав предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти.
Значительную помощь МП оказывает и Торгово-промышленная палата с сетью ее региональных филиалов и собственной инфраструктурой в России и за рубежом. Большую работу проводят и учебно-деловые центры, школы бизнеса, консультационные центры и аудиторские конторы, которые подготавливают кадры для сферы бизнеса.
Одним из методов поддержки МП может стать организация территориально-производственных зон. Они формируются на базе предприятий оборонных отраслей промышленности с целью размещения на их площадях малых предприятий, использующих незагруженные производственные мощности. Главным координатором работы в зоне выступает совет, действующий на общественных началах. Основными его задачами является обеспечение условий для эффективного использования незагруженных мощностей, сохранение рабочих мест путем координации и контроля производственной деятельности.
Обобщая вышесказанное, целесообразно осуществить следующие меры по дальнейшему развитию МП:
1. укрепить законодательную базу МП, устранив прежде всего те административные препоны, которые сдерживают его деятельность, препятствуют свободному перемещению товаров и услуг;
2. ускорить принятие субъектами Федерации законодательства о земле, активнее проводить земельную реформу, что позволит предпринимателю с большей гарантией вкладывать средства в аграрный сектор;
3. предоставить определенные льготы финансовым структурам, выделяющим кредиты предпринимателям, что расширит их финансовую базу;
4. активнее внедрять учебно-методические программы с целью подготовки и переподготовки специалистов в области управления коммерческими организациями, а также индивидуальных предпринимателей.
3.2. Лизинг, аренда
Предприниматель не может организовать свое дело под открытым небом, ему необходимо помещение, на строительство которого не всегда есть средства, да и аренда стоит немало. Например, цена аренды 1 кв. м. производственной или торговой площади в частном секторе г. Москвы составляет от 150 до 630 долларов США в год.
Как это выглядит на практике? Минимально необходимая площадь для малого предприятия в сфере торговли примерно 20 кв. м., при этом арендная плата за эту площадь в среднем составляет сумму, эквивалентную 1000 дол. США в месяц, а в сфере производства – от 100 кв. м.(3000 долларов США в месяц).
Предоставление малым предприятиям возможности арендовать нежилые помещения по низким ценам приведет к их быстрому развитию. Но на это не приходится рассчитывать, когда арендодателем является частное лицо или коммерческая организация. А вот сектор аренды государственной недвижимости государства может и обязано оперативно влиять на создание благоприятной ситуации.
Мингосимущество РФ (ранее Госкомимущество РФ) через полтора года издает Распоряжение от 31 декабря 1996 г. № 1391-Р, которым устанавливает формы расчета арендной платы. В этом документе нет никаких льгот для малых предприятий. Только 1 сентября 1999г. Минюст РФ своим Письмом № 7179-ЭР возвращает его без регистрации. Следует заметить, что согласно п. 10 Указа Президента РФ от 16 мая 1997г. № 490 нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие госрегистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Следовательно, это Распоряжение не имеет юридической силы и не должно было применяться. Но в нарушении закона установленный им порядок расчета арендной платы был доведен до сведения всех нижестоящих подразделений Мингосимущества, и по нему до сих пор рассчитывают арендную плату, В настоящее время действует Распоряжение № 396-Р от 30 апреля 1998г., которым с 1 июля 1998 г. введен новый расчет арендной платы1.
В 2001 году Правительство РФ одобрило Федеральную программу государственной поддержки МП на 2001-2002гг, которая предусматривает анализ законодательства о МП и др.
Данные меры половинчатые, поскольку имеют не императивный, а рекомендательный порядок.
Распоряжением Мингосимуществом № 671-Р «О порядке расчета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом» от 14 мая 1999г. установлен новый порядок расчета арендной платы за пользование федеральным имуществом, в соответствии с которым размер арендной платы ежемесячно индексируется в соответствии с ростом курса доллара. После выхода этого распоряжения всем предприятиям, в том числе заключившим договоры аренды сроком на несколько лет, было предложено заключить дополнительные соглашения, предполагающие новый порядок исчисления арендной платы.
Согласно Письму Минюста РФ от 31 мая 1999г. № 4171-ПК упомянутое Распоряжение является ненормативным актом и в государственной регистрации не нуждается. Данный порядок расчета не соответствует закону (ст.5 ГК РФ) и обычаям делового оборота. Мингосимущество РФ обязывает в договоре приравнять рублевую сумму к инвалюте не на день заключения сделки, а за 11,5 месяцев до ее заключения. И это меры не антиинфляционные, дискриминальные, спекулятивного характера, цель которых – методом неосновательного обогащения основательно обогатиться. Если признать этот принцип законным, то в качестве эквивалента можно избрать курс доллара США, например, двухлетней или трехлетней давности и т. д.
В указанных распоряжениях нет ничего похожего на соблюдение государственной политики развития предпринимательства, не говоря уже о малом. В этой связи необходимо на уровне указа Президента или постановления правительства установить положение, которым не рекомендовать, а обязать Мингосимущество РФ сдавать в аренду нежилые помещения малым предприятиям по минимальным ставкам арендной платы.
Одной из важнейших составляющих имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства является лизинг. Правовые нормы, регламентирующие основы лизинговой деятельности, приведены в Гражданском кодексе Российской Федерации. В понятие лизинга здесь входит исключительно финансовая аренда. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.09.94 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» был принят ряд правительственных решений и разработаны нормативные документы, а также Федеральный закон от 29.10. 98 г. № 164-ФЗ «О лизинге»2.
Даже при существующем механизме кредитования капиталовложений и высоких ставках банковского кредита использование лизинга эффективно. Однако, несмотря на то что, по данным Российской ассоциации лизинговых компаний, лицензии получили около 800 организаций, реально лизинговыми операциями занимаются не более 10% из них, в их число входят такие компании как «Кубаньлизингмаш», «Липецклизинг» и ряд других.
Московская лизинговая компания (МЛК) в последние годы, помимо лизинга оборудования, стала занимать сдачей в аренду уже оборудованных производственных помещений, чтобы предприниматель мог сразу приступать к работе. Но пока сделки с недвижимостью «под ключ» занимают незначительное место в деятельности компании.
Для получения в лизинг производственных помещений или фотолаборатории, мини-типографии, производственного, строительного, любого другого технологического оборудования, одного желания мало: фирма как минимум должна быть зарегистрирована в городе, в котором она будет осуществлять свою деятельность (производить, использовать взятое в лизинг оборудование). Затем с предпринимателя потребуют пакет документов, свидетельствующих о ее надежности. Общее правило: чем лучше материальное положение фирмы, тем меньше дополнительных гарантий с нее потребуют. Если же с финансами и с собственным имуществом, которое также может служить гарантией для осуществления проекта, не густо, потребуются гарантия банка или поручительство какого-то третьего юридического лица, согласие поставщика (производителя) на обратный выкуп оборудования. Между тем исключения из правил все таки бывают. Если эксперты убедятся, что открывший новую фирму предприниматель уже занимался бизнесом и достиг в нем стабильных финансовых результатов, вполне возможно, такое малое предприятие сможет получить оборудование в лизинг1.
3.3. Финансирование, кредитование и налогообложение
Реализация экономического потенциала малых предприятий во многом зависит от возможностей и условий их финансирования. Речь идет прежде всего о структуре финансовых источников, важное значение в которой имеет соотношение собственных и заемных средств. Малый бизнес характеризуется низкой долей собственного капитала и высокой долей заемного. Согласно российскому законодательству, финансирование малых предприятий осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. В качестве внешних источников финансирования используются бюджетные средства, целевые кредиты, средства внебюджетных некоммерческих фондов, долгосрочные кредиты коммерческих банков, средства негосударственных фондов (пенсионных, страховых и др.), средства от эмиссии акций предприятий и др. Основными внутренними источниками финансирования малых предприятий являются прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности и т.п.
Наиболее высокую долю средств для реализации инвестиционных проектов малых предприятий выделяют банковские учреждения, а наименьшую – Федеральный фонд поддержки предпринимательства. Следует отметить, что до последнего времени проводилась политика паритетного финансирования проектов малых предприятий. Гарантии банков, выступавших агентами при прохождении платежей, становились надежной формой обеспечения возвратности кредита.
Существование у банков высокие риски выдачи ссуд под залог или на приобретение недвижимости тем не менее не мешают некоторым из них оказывать услуги по выдаче кредитов под залог недвижимости.
Собственные средства-малых предприятий на инвестиционные цели создаются за счет прибыли и амортизационных отчислений. Федеральное правительство законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ предоставлено малым предприятиям право применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства (обращения)в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных средств. Дополнительно малые предприятия в первый год функционирования могут списывать в качестве амортизационных отчислений 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком службы свыше 3 лет1.
Финансовая поддержка малого предпринимательства должна носить стимулирующий и выборочный характер. Стимулировать прежде всего жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечает целям и направлениям социально-экономической политики. Поддержка не должна принимать форму основного источника увеличения дохода и повышения рентабельности. В поддержке малых производственных и инновационных предприятий, сочетающих стадии старта и развертывания деятельности, государство должно переходить от предоставления прямых льготных кредитов, имеющих низкую степень возвратности, к выдаче адресных поручительств, гарантий. Они являются более эффективным средством использования финансовых ресурсов и привлечения частных инвестиций. Практика показывает, что на 1 руб. гарантийного фонда можно привлечь 3-5 руб. частных кредитов2.
Государственную политику стимулирования малого предпринимательства надо проводить с учетом приоритетности главных направлений сферы производства. Такой механизм будет стимулировать перелив капитала в производство. Российская же налоговая система одинакова и для производителя и для посредника. И пока не будет устранен этот парадокс, бегство капитала малого бизнеса из производства в сферу обращения не прекратится.
Необходимо также резко понизить процентную ставку по банковским кредитам в системе как Центробанка России, так и коммерческих банков. Размер ставки должен быть дифференцирован по принципу: минимальная (к примеру, 10% годовых) - по долгосрочным кредитам, используемым в инвестиционных целях, вдвое - второе выше - по краткосрочным в производство, еще выше - на прочие нужды и для посреднических операции. Производство станет более привлекательной сферой для вложения денег, чем перепродажи и спекуляция.
Одним из основных направлений финансовой поддержки, способствующих развитию малого бизнеса, является система льготного налогообложения. Действующим налоговым законодательством предусмотрен довольно широкий спектр льгот по налогообложению субъектов малого предпринимательства. Наряду с общими для всех предприятий и организаций налоговыми льготами для определенной категории малых предприятий существуют и специальные по налогу на прибыль, на добавленную стоимость и на имущество.
Ряд льгот получили банки и страховые компании, финансирующие малый бизнес. Так, банки, предоставляющие не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям, работающим в приоритетных направлениях, и страховые компании, которые не менее 50% страховых взносов за отчетный период получили от страхования имущественных интересов малых предприятий, уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной в полтора раза.
По налогу на имущество. В течение одного года после регистрации не облагается имущество новых малых предприятий за исключением тех, которые созданы на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их структурных подразделений. Не облагаются этим налогом предприятия и организации агропромышленного комплекса, а также крестьянские (фермерские) хозяйства как предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.
Указанные льготы создают определенные экономические преимущества для функционирующих, прежде всего для вновь создаваемых малых предприятий. Однако по-прежнему ставки налогов в этом секторе слишком высоки и не стимулируют успешную работу, особенно в сфере производства. В настоящее время на налоги уходит около 64% всего дохода предприятия. В то же время мировая практика показывает, что уровень налоговых изъятий в 45% дохода является той границей, за которой под угрозой оказывается даже простое воспроизводство1.
Надо отметить, что ряд положений закона о государственной поддержке малого предпринимательства, относящихся к льготам в налоговой сфере, весьма выгоден для предпринимателей. В частности, предусмотрено, что в течение первых четырех лет с момента регистрации малого предприятия налоговая база не пересматривается, если после регистрации она для него меняется в худшую сторону. Предприятие будет платить налоги в размере, установленном на момент регистрации. Если налоговые ставки в это время снижаются, то оно будет платить налоги по сниженным ставкам. Таким образом, создаются некоторые налоговые гарантии начинающим предпринимателям1.
Важной мерой либерализации налоговой системы является вступление в силу в январе 1996 г. федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для су6ъектов малого предпринимательства"2. Такая система вводится наряду с действующими нормами налогообложения и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса. Закон допускает добровольный переход этих хозяйствующих субъектов на упрощенную систему налогообложения. Она заключается в следующем. Вместо всех основных налогов и сборов (федеральных, региональных и местных) налогоплательщик обязуется уплачивать единый налог, начисляемый по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. При этом сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлины, налога на приобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Объектом обложения единым налогом является совокупный доход. Законом установлены предельные ставки единого налога: если объектом обложения налогом является совокупный доход - 10% от дохода в федеральный бюджет и до 20% в бюджет субъекта Федерации и местный бюджет; если объектом является валовая выручка - 3,33 и 6,67% соответственно. При этом органы государственной власти регионов вправе устанавливать вместо указанных объектов обложения и ставок расчетный порядок определения единого налога. Вправе эти органы устанавливать и льготы, если они не затрагивают интересов Федерации.
В соответствии с принятым законом налогооблагаемая база малых предприятий возросла в 1,5-2 раза. Пользоваться единым налогом на выручку выгодно прежде всего тем, у кого норма прибыли максимально высокая, а затраты относительно низкие. Обложение этим налогом дохода выгодно, в частности, предприятиям, у которых низкие затраты на оплату труда, в первую очередь тем, кто использует неквалифицированный труд. Напротив, в наукоемких областях экономики, где требуются высококвалифицированные (и высокооплачиваемые) работники, переход на единый налог не эффективен.
Право перейти на единый налог возникает при условии, что в течении года, предшествующего кварталу, в котором подано заявление на применение упрощенной системы, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил 100 тыс. минимальных зарплат.
Важнейшее условие формирования благоприятного налогового климата заключается не только в ослаблении налогового бремени, но и в изменении структуры налогов. Речь идет об общем снижении уровня налогообложения при увеличении доли рентных налогов (налогов на недвижимость и т. д.) и уменьшении доли трансакционных налогов (НДС, налогов от реализации), унификации санкций за неуплату налогов.
Одновременно с субсидиями, кредитными и налоговыми льготами поддержка мелкого бизнеса возможна по следующим двум направлениям.
Первое. Интеграция малых предприятий и фирм в производственные сети более мощных экономических структур, а именно, финансово-промышленных групп. Это обеспечило бы гарантированные рынки сбыта для мелкого бизнеса.
Второе. Самостоятельное завоевание рыночных ниш малыми предприятиями. В данном направлении особенно важна государственная поддержка в соответствии с приоритетами промышленной политики в целом. Государственная поддержка должна оказываться в первую очередь малым предприятиям и фирмам, обладающим значительным инновационным потенциалом и имеющим реальные возможности роста.
Главными инструментами такой поддержки могут стать: создание специализированных государственных фондов по страхованию инвестиционных рисков малого бизнеса; становление агентских отношений с коммерческими банками, которые осуществляли бы мониторинг конкурентоспособности предприятий малого бизнеса, кредитование их оборотного капитала и инвестиционных проектов под гарантии правительства; отладка гибких механизмов сертификации продукции и распространения достоверной информации о мировых стандартах на те или иные изделия.
Опыт поддержки и развития этого сектора экономики в большинстве регионов России свидетельствует о важности разработки и реализации в субъектах Федерации программ поддержки малого предпринимательства. В настоящее время подавляющая часть регионов разработала такие программы. Наряду с федеральными средствами для реализации программ привлекаются средства местного бюджета, самих предпринимателей, а также другие источники. Основным каналом финансового содействия развитию малого бизнеса является соответствующая система фондов - Федерального и региональных.
Недостаток финансовых ресурсов для реализации мероприятий и проектов, включенных в региональные программы, может быть дополнен набором уже имеющихся механизмов и средств. К ним следует отнести: страховые, залоговые и гарантийные фонды; льготы по налогам на прибыль в инновационной сфере; эластичную систему кредитных ставок в зависимости от значимости и приоритетности проекта; развитие системы взаимного кредитования, ипотечного кредитования; участие малых предприятий в производстве продукции по госзаказам и др1.
Большую роль в материальном обеспечении малого бизнеса может сыграть лизинг. Главное его преимущество по сравнению с другими способами инвестирования заключается в том, что предприниматель может начать собственное дело, располагая лишь частью необходимых финансовых средств для приобретения основных фондов. Предприятию при этом предоставляются не денежные ресурсы, контроль за использованием которых не всегда можно осуществить, а непосредственно оборудование. Широкое распространение лизинга в значительной мере сдерживается двойным обложением налогом на добавленную стоимость: первый раз при покупке оборудования, второй - при сдаче его в аренду.
Как показывает мировой опыт, малый бизнес обладает большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации. Свобода поиска и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма при рассмотрении оперативных вопросов, готовность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложении - далеко не полный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и реализации технических проектов. Венчурные предприятия быстрее решают вопросы разработки большинства технических новшеств и доведения их до стадии промышленного образца. По имеющимся оценкам, на решение этих задач малые фирмы затрачивают примерно в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия.
Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса являются также ресурсы, предоставляемые международным сообществом в рамках технической помощи.
Для повышения эффективности кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого бизнеса необходимо провести ряд мер, среди которых наиболее важны:
- полный переход к универсальной одноканальной или патентной системе налогообложения всей сферы малого бизнеса на основе расширения рамок действия закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности малого предпринимательства";1
- создание общероссийской системы лизинговых услуг, франчайзинга, систем страхования инвестиционных рисков в секторе малого предпринимательства, доступных для всех его субъектов;
- замена прямого кредитования малого предпринимательства системой гарантий;
- формирование системы банков поддержки малого бизнеса;
- создание с участием иностранного капитала гарантийных фондов для иностранных инвестиций в сферу российского малого бизнеса.
С учетом рассмотренных направлений кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого бизнеса целесообразно консолидировать все финансовые и инвестиционные ресурсы, предназначенные для поддержки и развития предпринимательства во всех сферах экономики, сосредоточив усилия федеральных и региональных фондов поддержки на залогово-гарантийном обеспечении перспективных проектов малого бизнеса. Важно разработать непосредственно в регионах механизм ориентации кредитных ресурсов на поддержку малого предпринимательства.
В систему налогообложения необходимо заложить инвестиционные стимулы и льготы для инвесторов и кредиторов, вкладывающих средства в развитие малого предпринимательства. Предприятиям этой сферы надо предоставить не менее 15% средств Фонда государственных гарантий высокоэффективных инвестиционных проектов. В рамках Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и региональных фондов следует создать систему гарантий для малых предприятий при получении ими кредитов в коммерческих банках, а также при возврате лизинговых платежей. При этом целесообразно на срок до двух лет предоставлять инвестиционные кредиты в виде отсрочки налоговых платежей для предприятий, осуществляющих реконструкцию или приобретающих новую технику, а также освобождать от налогов средства, перечисляемые в общества взаимного кредитования.
Налогообложение субъектов малого предпринимательства
Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.
В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг.
Шире должна применяться практика венчурного финансирования. Для этого надо разработать Положение о венчурных фондах, в котором должно быть зафиксировано участие государства в таких фондах, например, путем внесения 25% государственных средств в венчурный капитал, предназначенный для финансирования малого предпринимательства. Необходимо обеспечить стабильные источники финансирования, мер государственной поддержки малого предпринимательства, в размере не менее 0,5% доходной части федерального бюджета.
Для поддержки и развития МП банки должны устанавливать ставку по кредитам для фирм в пределах 25% годовых и срок возврата кредитов исходя из специализации предприятий - не ниже 3 лет.
В целом следует подчеркнуть, что необходима активизация государственной поддержки в сфере кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Центр тяжести при решении этих проблем надо переносить на региональный и муниципальный уровни, четко разграничив сферы компетенции и подведомственности, Поддержку малого предпринимательства на федеральном уровне целесообразно ограничить определением общефедеральных приоритетов, формированием необходимого фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета, разработкой и обеспечением реализации единых принципов организации помощи малым предприятиям по всей территории страны1.
Заключение
В процессе деятельности своей над своей курсовой работой я провела комплексное исследование методологических, теоретических и практических аспектов малого бизнеса и сделала вывод, что МП – неотъемлемый элемент современной рыночной схемы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
На сегодняшний день сектор малого предпринимательства уже не характеризуется такими бурными темпами роста, какие наблюдались в начале 90-х годов.
Малый бизнес России, несмотря на огромный потенциал, все еще не стал стратегическим фактором социально-экономического возрождения страны, что явится прямым следствием недальновидности политики, проводимой федеральными властями.
Основными факторами ухудшения ситуации в сфере малого предпринимательства по оценкам предпринимателей, являлись нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителей продукции, нестабильность правовых норм и налоговой политики, недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов.
Сами малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности МП активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной деятельности занимается еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.
Ясно, что МП – дело государственное.
А раз так, то и заниматься им должны не только и не столько отработавшие, а кое-где и скомпрометировавшие себя институты поддержки. Следует уже сейчас поднять роль советов по предпринимательству при главах субъектов РФ, тогда они вполне смогут стать, во-первых, формой постоянного диалога малого бизнеса и власти на местах и, во-вторых, элементом вертикали.
Эта проблема должна быть в ряду приоритетных задач Министерства экономического развития и торговли России. И именно ему, отвечающему за стратегическое планирование развития страны, и необходимо предметно заняться МП. Развитие МП, несомненно, дин из приоритетов в деятельности Госсовета РФ. На его заседании целесообразно обсудить вопрос о состоянии и развитии МП.
Только такой уровень обеспечит реализацию этого вопроса как вопроса стратегического, имеющего прямую связь с экономическим ростом в стране Нужна лишь политическая воля.
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Целесообразно законодательно установить для малых предприятий единый налог в размере 30%. Это позволит создать благоприятную среду для функционирования предпринимателей, снизит степень социально-политической нестабильности в обществе. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.
Литература
1. Федеральный закон от 14.07.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». В ред. от 31.07.98.
2. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.)
3. Программа государственной поддержки МП на 2001-2002.
4. Андреев И.М. О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности // Налоговый вестник. - 2001. - №2. С 17-20.
5. Архиев А.О. Становление механизма реализации потенциала малого предпринимательства // Внешнеэкономический бюллетень. – 1999 - № 7. С. 24-27.
6. Виленский Л. Почему не востребован малый бизнес в России // Бизнес для всех. - 2000. - № 2. С. 34-37
7. Дипломатический лизинг для малого бизнеса // Учет, налоги, право. - 2001. - № 23. С. 23-25.
8. Дымов Т. Малые предприятия в капкане аренды // Малое предприятие. - 2001. - № 1. С. 12-18.
9. Иванова Л. Есть ли потенциал у малого предпринимательства // Малое предприятие. - 2000. - № 1. С. 30-36.
10. Каретников М.В. Государственное регулирование экономики. Челябинск. - 1998.
11. Крайний В. Большая борьба малого бизнеса // Финансовая Россия. - 2000. - № 12. С. 7-15.
12. Ксенофонтова Н., Шуткин А. Лизинг как альтернатива имущественной поддержки малого предпринимательства // Финансовая газета. - 2000. - № 2. С. 23-30.
13. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА – М, 1998.
14. Павлюк Н. Работодателей много, а дел-то нет. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 4. С. 5-19
15. Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 6. С. 32-39.
16. Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА – М, 2000. – (Серия «Высшее образование»).
17. Проект Программы Общероссийской политической обществой организации «Отечество» О развитии малого и среднего предпринимательства России // Малое предприятие. - 2000. - № 10. С. 21-25
18. Цуканов И. Льготный режим для честного бизнеса // Российская газета. - 2001. - № 20. С. 34-38
[1] Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА – М, 1998. –с.39-41.
1 Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1998.- с.-43-48.
[2] Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 6. – с. 32-34.
1 Программа государственной поддержки МП // Малое предприятие. - 2000. - № 6. С. 40-43.
2 Каретников М.В. Государственное регулирование экономики. – Челябинск. - 1998. С. 49-51.
1 Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА – М, 2000. – (Серия «Высшее образование»). С. 60-65.
1 Дипломатический лизинг для малого бизнеса // Учет, налоги, право. - 2001. - № 23. С.37-39.
1 Дымов Т. Малые предприятия в капкане аренды // Малое предприятие. - 2001. - № 1. С. 25-28.
2 Ксенофонтова Н., Шуткин А. Лизинг как альтернатива имущественной поддержки малого предпринимательства // Финансовая газета. - 2000. - № 2. С.32-35.
1 Ксенофонтова Н., Шуткин А. Лизинг как альтернатива имущественной поддержки малого предпринимательства // Финансовая газета. - 2000. - № 2. С.26-29.
1 Андреев И.М. О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности // Налоговый вестник. - 2001. - №2. С. 17-21
2 Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 6. С. 23-24.
1 Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-М, 2001. – с. 263-265.
1 Цуканов И. Льготный режим для честного бизнеса // Российская газета. - 2001. - № 20. – с. 15-20.
2 Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-М, 2001. – с. 263-265.
1 Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 6. С.23-27.
1 Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-М, 2001. – с. 263-265.
1 Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 6. С.20-23.