Содержание
1. Развитие учения диалектического материализма К.Марксом и Ф. Энгельсом в Германии 1844 – 1883 годах. 3
2. Законы естествознания. 7
Список литературы.. 9
1. Развитие учения диалектического материализма К.Марксом и Ф. Энгельсом в Германии 1844 – 1883 годах
Значительным событием в истории философской и общественной мысли XIX века было появление марксизма. Духовное наследие, оставленное немецкими мыслителями Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом представляет собой не только систему философских взглядов, но также (и даже в большей степени) – экономическую теорию и социально-политическое учение.
Марксизм вырос из предшествующих ему философских, экономических и социально-политических идей, созданных во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. Каждой из его составных частей соответствует свой источник. Так, например источником философских построений марксизма является немецкая классическая философия в лице уже рассмотренных нами учений Гегеля и Фейербаха. У Гегеля основатели марксизма заимствовали диалектику, а у Фейербаха – материализм. Поэтому марксистская философия называется диалектическим материализмом или – материалистической диалектикой. Однако марксистская философия не исчерпывается диалектическим материализмом, потому что его предметом является природа. Объяснению же общества и истории посвящена вторая часть марксистской философии, которая называется историческим материализмом. Источником экономической теории марксизма является английская классическая политэкономия Адама Смита и Давида Рикардо, а источником социально-политического учения – французский социализм Анри Сен-Симона и Шарля Фурье – мыслителей, которые нарисовали проекты совершенного общественного устройства. Только их социализм Маркс и Энгельс называли утопическим (как и предшествующую ему социально-философскую традицию начиная с учения Платона об идеальном обществе), то есть несбыточным, а свой – научным, то есть вполне осуществимым. Одно из произведений Энгельса так и называется – “Развитие социализма от утопии к науке”.[1]
В произведении “Диалектика природы” Энгельс, определяя философию, говорит, что она представляет собой науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Как мы уже отмечали, природе и мышлению посвящен такой раздел марксистской философии как диалектический материализм, а обществу и истории – исторический материализм.
Понятие материи является одним из главных в диалектическом материализме. Маркс и Энгельс были учениками и последователями Гегеля, в учении которого, по словам Маркса, почти все верно, за тем только исключением, что его философская система стоит кверху ногами и поэтому ее надо всего лишь перевернуть и поставить с головы на ноги. Вспомним, пантеистический идеализм Гегеля утверждал, что физический или материальный мир – это инобытие (иная форма существования) мировой духовной реальности – Абсолютной Идеи. Это утверждение Маркс и называет стоящим кверху ногами и предлагает его перевернуть: первична не духовная реальность (Мировой Разум или Абсолютная Идея), а материальная, а все духовное есть продукт длительной эволюции материи от низших форм к более высоким и связано только с мыслящим человеком, вне и помимо которого нет никакого духа или сознания. Таким образом, утверждая, что не материальный мир – инобытие духа, а наоборот, дух – инобытие материи, Маркс, по его собственным словам, поставил учение Гегеля с головы на ноги.[2]
Диалектический материализм утверждает, что материя является единственным началом и причиной мироздания. Никаких других начал, кроме нее, нет, а все бесконечное многообразие мира – это различные формы материи, которая несотворима, неуничтожима, самотождественна (является причиной самой себя), бесконечна во времени и пространстве, а также – в своих свойствах и качествах, способна к саморазвитию, то есть обладает творческим началом, благодаря которому может самостоятельно переходить от более низких форм существования к более высоким. Перечитаем последнее предложение, обратив внимание на перечисленные свойства материи.[3]
В диалектическом материализме дух, сознание, творчество – все нематериальное – переносится в материю и растворяется в ней, поэтому возможно утверждать, что в этом учении она представляет собой пантеистическое начало, а марксистскую философию природы, в какой-то мере, можно назвать материалистическим пантеизмом или пантеистическим материализмом. И действительно, если создатели марксизма поставили гегелевское учение с головы на ноги, а последнее является идеалистическим пантеизмом, то у Маркса и Энгельса неизбежно должен был получиться материалистический пантеизм. Они, конечно же, никогда не говорили о пантеизме, подчеркивая, что являются, вслед за Фейербахом, твердыми материалистами и атеистами, хотя оттого, что их материализм – пантеистический, он вовсе не перестает, по крупному счету, быть материализмом. Вспомним, что в философии Возрождения и Николай Кузанский и Джордано Бруно были пантеистами, однако их учения имеют более различий, чем сходства, ведь первый был кардиналом католической церкви, а второй был жестоко казнен церковью за свои убеждения. Пантеизм Николая Кузанского был идеалистическим (мистическим, теологическим – природа растворена в Боге), а пантеизм Джордано Бруно был, по крупному счету, материалистическим (натуралистическим – мировое духовное начало растворено в природе).
Неотъемлемым свойством материи с точки зрения диалектического материализма является движение, а вернее – не столько свойством, сколько способом существования: материя существует только в вечном движении, изменении, развитии. Как видим, движение в данном случае понимается не только в механическом смысле (как перемещение из точки в точку), а гораздо шире. Энгельс выделял пять основных форм движения материи:
1. Механическое движение (простое перемещение материальных тел в пространстве);
2. Физическое движение (различные взаимодействия материальных тел);
3. Химическое движение (взаимодействия, изменения и превращения различных веществ);
4. биологическое движение (сложные процессы изменения и развития, происходящие в живой природе);
5. социальное движение (изменения, процессы, события, происходящие в человеческом обществе).[4]
Каждая следующая форма движения, говорит Энгельс, базируется на предыдущих и включает их в себя, однако не сводится автоматически к ним, а представляет собой новый, более высокий уровень, качественно отличающийся от предшествующих.[5]
Философское учение о вечном движении, изменении и развитии, а также о всеобщей взаимосвязи существующего называется диалектикой, которая, появившись еще в древней философии, достигла вершины своего развития в учении Гегеля. Его диалектические идеи были восприняты основателями марксизма. Только у Гегеля диалектика относится, прежде всего, к пребыванию Абсолютной Идеи в ее собственном лоне – сфере Логики, а у Маркса и Энгельса она является неотъемлемой характеристикой материального мира и методом его познания. (Последний представлен в диалектическом материализме грандиозной иерархией различных уровней организации материи, начиная с атомов и молекул и заканчивая человеческим обществом). Гегель сформулировал основные законы (всеобщие правила, принципы) и категории (основные понятия) диалектики главным образом применительно к первой стадии саморазвития Абсолютной Идеи – Логике, а основатели марксизма перенесли их на материальный мир, утверждая, что они являются его всеобщими или универсальными основаниями и принципами.
2. Законы естествознания
1. Аксиома атеизма. Некомпетентность в науках порождает непонимание происходящих процессов, суеверие, веру в богов и сверхъестественные силы
Аксиома атеизма – это проявление неспособности человека принять реальность того, что мир намного разнообразней и шире чем он себе это представляет. Все основополагающие вопросы мироздания не решить с помощью науки и рационально-логического миропонимания, т.к. такой подход дифференцирует мир, разделяя его на понятия, и это деятельность левого полушария мозга. Для получения наиболее полной и достоверной картины мира необходимо в основу познания положить баланс левого и правого полушария. Правое полушарие познает мир через веру, интуицию, откровение, иррациональное познание мира, и.т.п., т.е. через все то, что считается неистинно научными методами.
Пока человек будет упорствовать в рациональном объяснении мира, все феноменальные проявления во Вселенной незнакомые человеку, но которые берут начало в тех континуумах, которые скрыты от сознания человека, будут восприниматься скептически и подтягиваться под скудное объяснения классической логики и науки. Вот это и есть Закон атеизма – неумение признать себя частью еще большего и более могущественного, от которого мы полностью зависим.
Таким образом, аксиома атеизма – это не фундаментальная аксиома мироздания, а феномен современной человеческой расы, считающей себя венцом творения природы, считающей, что это может объяснить все и распоряжаться всем во Вселенной.
Примером проявления аксиомы атеизма может служить вера в сверхъестественное происхождение природных явлений (гроза – стрелы Юпитера).
2. Закон согласования строения (функций) частей подсистемы. В системе индивидуальные характеристики подсистем согласованы между собой, выпадение одного из звеньев меняет структуру и функцию всей системы.
Данный закон, согласно теории систем, можно отнести к фундаментальным, т.к. весь мир разделен на определенные подсистемы, которые эволюционируя выполняют свои определенные функции или миссию. Совокупность систем составляет другую большую систему. В свою очередь любая из подсистем может быть разбита на бесконечное множество мелких подсистем. Это есть закон иерархии в мироздании, где все взаимосвязано, и нет ничего изолированного.
Изменение в одной из подсистем ведет к изменению всей большей системы, т.к. все они работают на одну цель (как производственный цех). Так изменение функций одного звена в цепи, приведет к изменению всего остального.
Примером проявления данного закона может служить производственное предприятие. Его целью является производство определенной продукции. Но в этом производстве участвуют множество подсистем – отделов, цехов. Тогда система организации производства в каждом цехе как подсистемы должна быть согласована с системой организации производства.
Список литературы
1. Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Уч. Пособ. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998.
2. Небел Б. Наука об окружающем мире. Как устроен мир. – М.: Мир, 2000.
3. Пахустов Б.К. Концепции современного естествознания: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2001.
4. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. Н.Г. Иванченко. - М.: Инфра-М, 2003.
5. Лешкевич Т.Г. История европейской философии. - М.:ПРИОР, 2002.
[1] Лешкевич Т.Г. История европейской философии. - М.: ПРИОР, 2002. – с. 418.
[2] Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. Н.Г. Иванченко. - М.: Инфра-М, 2003. – с. 589.
[3] Дубнищева Т.Я. Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Уч. Пособ. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998. – с. 101.
[4] Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. Н.Г. Иванченко. - М.: Инфра-М, 2003. – с. 590.
[5] Лешкевич Т.Г. История европейской философии. - М.:ПРИОР, 2002. – с. 421.