Содержание
Введение. 3
1. Сущность прямых иностранных инвестиций. 4
2. Роль ПИИ в системе международных отношений. 5
3. Проблематика прямых иностранных инвестиций в современном мире. 6
Заключение. 10
Список литературы.. 11
Введение
Одной из черт современной глобализации является усиление значения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Не все экономисты согласны с утверждением, что мировое хозяйство уже существует и функционирует как единая целостная система. Некоторые по-прежнему рассматривают его как совокупность национальных экономик, взаимодействующих между собой. Однако, считают они, взаимодействие далеко не всегда можно рассматривать как признак целостности.
Приобретение прямыми иностранными инвестициями лидирующей роли среди всех форм международных экономических отношений как раз и служит одним из признаков целостности мировой экономики. Это свидетельствует о том, что формирование мировой экономики перешло от стадии мирового рынка к стадии мирового производства. Наряду с межстрановым перемещением товаров происходит межстрановое перемещение факторов производства, и одним из наиболее важных из них является предпринимательский капитал.
В роли прямого инвестора чаще выступают транснациональные корпорации, для которых тесны границы национальных экономик. Перенос значительной части производства за рубеж, создание там множества филиалов, интегрированных в единую сеть производства товаров и услуг, позволяет транснациональным корпорациям использовать ресурсы и конкурентные преимущества многих стран.
В современных условиях значительное влияние на масштабы и направления потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ) оказывают меры, осуществляемые на международном уровне. Как правило, они принимают форму международных инвестиционных соглашений (МИС). Основной смысл таких соглашений состоит в координации и согласовании на двусторонней и многосторонней основах национальной политики в отношении иностранных инвестиций, то есть в выработке и закреплении общих правил регулирования в этой сфере. Кроме того, действует ряд международных конвенций, в которых зафиксированы некоторые правила поведения самих фирм, осуществляющих инвестиции за рубежом.
С точки зрения охвата, МИС могут быть двусторонними (то есть заключаемыми между правительствами двух стран), региональными (то есть заключаемыми между правительствами территориально близких стран), межрегиональными (в которых основными взаимодействующими сторонами являются региональные группировки стран), групповыми (то есть заключаемыми между правительствами стран, имеющих иные, кроме территориальных, объединяющие признаки) и многосторонними (которые открыты для любой заинтересованной страны и претендуют на глобальный охват по составу участников).
Хотя основное значение имеют соглашения, заключаемые между национальными правительствами, немаловажную роль в процессе подготовки ряда МИС и в инициировании соответствующего переговорного процесса играют некоторые межправительственные экономические организации (в частности, ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР, МОТ). Кроме того, учитывая то влияние, которое оказывают ПИИ на мировое развитие, растущий интерес к этой проблематике проявляет ряд влиятельных международных неправительственных организаций.
Целью данной работы является рассмотрение прямых иностранных инвестиций и их роли в системе международных экономических отношений.
Для этого необходимо решить такие задачи как:
- определить сущность прямых иностранных инвестиций;
- указать роль ПИИ в международных экономических отношениях;
- рассмотреть основные проблемы ПИИ в мире.
1. Сущность прямых иностранных инвестиций
Учитывая, что прямые иностранные инвестиции являются одним из основных индикаторов качества экономического роста, при проведении проверки в целом к этой форме вложения основного капитала было сосредоточено основное внимание.
Главным преимуществом прямых иностранных инвестиций по сравнению с другими формами привлечения иностранного капитала является их долгосрочность, перенос в принимающую страну новых технологий, ноу-хау и методов управления, рост спроса на продукцию национальных предприятий со стороны компаний с иностранными инвестициями, а также увеличение производительности труда.
В целом отраслевая структура прямых иностранных инвестиций характеризуется выраженным уклоном в пользу добывающих отраслей и отраслей, ориентированных на внутренний рынок и обеспечивающих быстрый оборот вложенных средств. В то же время отрасли, определяющие общий технологический уровень российской промышленности и имеющие ключевое значение для развития национальной экономики, остаются непривлекательными для иностранных инвесторов.
В 2000-2002 годы иностранные вложения от прямых инвесторов направлялись в основном в торговлю и общественное питание (доля вложений выросла с 18,9 % от общего объема прямых инвестиций в 2000 году до 33,2 % - в I полугодии 2002 года), в нефтедобывающую промышленность (соответственно с 10 % до 13 процентов)[1].
Среди основных стран-инвесторов лидирующие позиции по итогам I США 2002 года занимают Германия (19,4 % от общего объема иностранных инвестиций в России), Кипр (13,3 %), Великобритания (10,8 %), Нидерланды (8,2 %). Доля основных 11 стран-инвесторов в общем объеме привлекаемых инвестиций постоянно увеличивается и в I полугодии 2002 года составляет 78,5 процента.
Необходимо отметить значительное снижение доли США в общем объеме иностранных инвестиций (с 14,5 % в 2000 году до 6,6 % в I полугодии 2002 года) и увеличение доли Германии (с 13,4 % в 2000 году до 19,4 % в I полугодии 2002 года).
Несмотря на то, что потоки инвестиций в направлении промышленно развитых государств уменьшались, данное снижение было перекрыто ростом потоков инвестиций в развивающиеся страны и государства региона Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Это означает не только то, что удалось положить конец глобальному снижению объема прямых иностранных инвестиций, начавшемуся в 2001 году, но и то, что потоки инвестиций в направлении развивающихся стран и государств ЦВЕ превысили предыдущие соответствующие рекордные показатели. Данное увеличение является хорошей новостью для развивающихся стран мира, доля которых во всемирном объеме прямых иностранных инвестиций, согласно оценкам специалистов, составляет около 42% (для сравнения: в 2001-2003 годах она составляла 27%). В департаменте общественной информации ООН в Беларуси, полученные промышленно развитыми странами мира прямые иностранные инвестиции в размере 321 млрд.. долларов свидетельствуют о снижении соответствующего показателя на 16% по сравнению с предыдущим годом, когда он составил 380 млрд.. долларов. Как и в случаях снижения объема инвестиций в предыдущие годы, так и в этом году продолжавшееся падение было вызвано, прежде всего, значительными выплатами в виде кредитов и ссуд внутри компаний некоторых стран-получателей, прежде всего Бельгии, Германии и Нидерландов. Германия столкнулась с исключительным положением в области прямых иностранных инвестиций в результате проведения специфических трансакций. Люксембург и Испания – две страны, являвшиеся реципиентами значительных объемов прямых иностранных инвестиций в 2003 г., получили за последний год меньше иностранного капитала, в то время как возобновился рост потоков капитала в направлении Великобритании и США – стран, традиционно привлекающих наибольший объем иностранных инвестиций. США обогнали Китай (121 млрд.. долларов США), вновь превратившись в мирового лидера по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций. В целом, специалисты ЮНКТАД предполагают, что потоки прямых иностранных инвестиций в среднесрочной перспективе будут расти, залогом чего служат основные предпосылки, существующие для этого и способствующие увеличению притока иностранного капитала – широкий подъем экономики, оптимистические экспертные оценки состояния рынка ценных бумаг, а также сохраняющаяся тенденция к осуществлению слияний и приобретений компаний. Общий объем прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны мира в прошедшем году составил, согласно оценкам специалистов, 255 млрд.. долларов США, увеличившись по сравнению с 2003 г. на 48%, и тем самым, достигнув исторически высокого уровня. Это увеличение отмечается в каждом из регионов развивающегося мира. Вслед за временным падением объема прямых иностранных инвестиций в 2003 г. до отметки в 27 млрд.. долларов США, их приток в страны ЦВЕ в 2004 г. снова начал увеличиваться, достигнув рекордной величины – 36 млрд.. долларов США. Этот рост охватил 15 из 19 стран региона. Восемь государств ЦВЕ, вступивших в Европейский Союз – группа стран, особенно сильно потерпевших в результате спада в 2003 г. – переживают наиболее мощный подъем. Также стремительно рос приток капитала в страны Юго-Восточной Европы, среди которых в этом отношении лидируют Румыния и Болгария. Одновременно Российская Федерация смогла достигнуть рекордной для себя цифры, сумев привлечь прямых иностранных инвестиций на сумму 10 млрд.. долларов США.
Рост прямых иностранных капиталовложений обусловливает решение взаимосвязанных проблем функционирования рынков, конкуренции и осуществления антимонопольной политики. Для этого требуются тщательный анализ и реализация мер государственного регулирования, рыночного обмена. Тем более, что бум в динамике инвестирования связан с возрастающей ролью транснациональных корпораций (ТНК) в мировой, региональной и страновой экономике[2]. По экспертным оценкам, к началу 1999 г. общий объем прямых иностранных капиталовложений составил 3,7 трлн. долл., а общемировые активы зарубежных филиалов ТНК - 9,3 трлн. долл. Следовательно, странам, принимающим инвестиции предстоит разработать и осуществлять стандарты инвестиционного режима с учетом его эффективности для отечественной экономики.
2. Роль ПИИ в системе международных отношений
Иностранный капитал оказывает, как правило, разнонаправленное влияние на экономику принимающей страны.
Импортируемый капитал пополняет внутренние источники финансирования вложений.
Обеспечивая приток средств, ввоз капитала в любых его формах способствует ослаблению напряженности кредитной сферы страны проникновения. Его понижательное воздействие на процентную ставку банковских кредитов служит дополнительным стимулом к внутренним инвестициям.
Объективно иностранный капитал не может функционировать как самовозрастающая стоимость, не приводя в движение местные производительные силы, если, конечно, он идет в производство, в первую очередь - в основной капитал. В этом случае иностранные инвестиции способны повысить эффективность производства в расширить рынки сбыта благодаря повышению технического уровня и увеличению отдачи средств труда (через смену устаревшего оборудования, применении новых технологий или адаптации российских технологий к требованиям мирового рынка), а также улучшению организации и управления производством и сбытом, углубленным маркетинговым исследованиям, внедрению схем промышленной логистики и т.д.
Расширение объема производства в секторе с иностранным участием, сопровождающееся подключением к нему местных субпоставщиков, способствует развертыванию сопряженных отраслей. В результате ускоряется рост принимающей экономики в целом и возникает дополнительный спрос на квалифицированную рабочую силу, инженеров и ученых. Зачастую иностранный инвестор принимает на себя обучение и переобучение местных кадров. Наибольшее количество новых рабочих мест создается, естественно, там, где иностранная компания сооружает новые хозяйственные объекты, а не скупает уже существующие.
Осуществляя импорт замещение, иностранный сектор способен насыщать принимающую экономику остродефицитной, не выпускавшейся прежде продукцией, предназначенной и для модернизации ее производственной базы, формировать современную модель потребления, поощрять конкуренцию, привносить и совершенствовать рыночные методы хозяйствования в странах с экономикой переходного периода.
Привлечение иностранных фирм, работающих на экспорт, ведет к увеличению экспортных доходов страны-реципиента. Возрастает вклад таких доходов в прирост ее ВВП. Расширение экспорта, насыщение его изделиями современного машинотехнического комплекса, формируемого на территории принимающей страны, динамизирует ее экономический рост и придает ему устойчивость. Ставка делается на то, что, рассчитанный поначалу на внешний спрос, этот комплекс со временем переключится, по крайней мере частично, и на обслуживание внутреннего рынка. В результате повысится техно- и наукоемкость внутренних инвестиций и местного производства. При этом иностранная фирма-экспортер нередко идет на создание стратегических альянсов с местными производителями, открывая им выход на мировой рынок[3].
Итак, прямые иностранные инвестиции по многочисленным каналам способны содействовать совершенствованию производственно-социальной инфраструктуры и платежного баланса страны-реципиента. Они увеличивают объем и улучшают структуру внутреннего накопления основного капитала, ускоряют его темпы, повышают его норму (соотношение массы прибыли, направляемой на накопление основного капитала, к общей массе прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности) в стране - импортере капитала. Важно и то, что привносимые извне инвестиции приобщают местные хозяйствующие субъекты к рыночной модели поведения. Что касается России, то для нее позитивный эффект прямых иностранных инвестиций на экономику является пока скорее исключением, чем правилом.
Иностранное присутствие может оказывать и негативные воздействия на воспроизводственный процесс в стране-реципиенте. Так, инвестиции зарубежных фирм являются источником дополнительных средств для финансирования внутренних капиталовложений лишь до тех пор, пока репатриация прибылей не превысит эти инвестиции.
Международное производство, ассоциируемое с деятельностью транснациональных корпораций, становится, как известно, все более существенным компонентом мировой экономики. Глобальный объем прямых иностранных инвестиций главной опоры такого производства вырос с 1982 по 1994 г. в 4 раза, а доля их в ВВП увеличилась вдвое до 9 %. В 1996 г. глобальный объем прямых иностранных инвестиций достиг 3,2 трлн. долл., а темп роста за прошедшее десятилетие (1986 1995 гг.) вдвое превышал соответствующий показатель по валовым внутренним капиталовложениям.
3. Проблематика прямых иностранных инвестиций в современном мире
Можно выделить группу наиболее активных участников такого рода международной инвестиционной деятельности (таблица 3). Практически это семерка промышленно развитых стран с некоторыми вкраплениями из стран Европейского Союза) а также из Азиатско Тихоокеанского региона, имеющих развитую международную инвестиционную инфраструктуру.
Таблица 3.
10 крупнейших стран инвесторов и стран, принимающих прямые иностранные инвестиции (млн.. долл., по данным на 2003г.,накопленный итог, в скобках для сравнения приведены соответствующие данные за 2002.)[4]
|
ввезено |
|
вывезено |
1. США |
644717 |
1.США |
794102 |
|
(564 637) |
|
(705 570) |
2. Великобритания |
344703 |
2.Великобритания |
356346 |
|
(244141) |
|
(319009) |
З.Германия |
170 989 |
3.Япония |
330 209 |
|
(134002) |
|
(305 545) |
4. Китай |
169108 |
4.Гер мания |
288 398 |
|
(128 959) |
|
(235 003) |
З.Франция |
168 432 |
5.Франция |
206 441 |
|
(162 423) |
|
(200902) |
6 .Канада |
129150 |
б.Нидерланды |
184738 |
|
(116788) |
|
(158615) |
7.Австралия |
123 853 |
7. Швейцария |
153 299 |
|
(104176) |
|
(108 253) |
8.Нидерланды |
118629 |
8.Италия |
118474 |
|
(102 598) |
|
(86 474) |
9. Испания |
104976 |
9.Гонконг* |
112156 |
|
(98 580) |
|
(86156) |
10.Бельгия Люксембург |
100 767 |
10.Канада |
111264 |
|
(84605) |
|
(85156) |
Не представляет труда заметить, что, занимая 20 позиций в таблице 3, число приведенных в списке стран гораздо меньше, равно как и удельный вес целых регионов развивающихся стран, которые не в состоянии сколько - нибудь существенно приблизиться к группе лидеров.
Группа развивающихся стран четко разделилась на несколько слоев, причем не только по региональному признаку, но также по характеру участия в международной инвестиционной деятельности (в качестве импортера или экспортера).
Из указанной в таблице 2 суммы притока в течение 1996 г. прямых иностранных инвестиций (129 млрд. долл.) 84,3 млрд., т.е. порядка 2/3, пришли в страны Азии., причем 81 млрд. в страны Восточной, ЮгоВосточной и Южной Азии. На первом плане стоит Китай (42,3 млрд. долл.; в 1995 г. 32,8 млрд.); на эту страну пришлось более 2/5 всего прироста инвестиций в азиатский регион в 1996 г. За Китаем с существенным отрывом следуют Сингапур (соответственно 9,4 млрд. и 6,9 млрд. долл.), Индонезия (8 млрд. и 4,3 млрд.), Малайзия (5,3 млрд. и 4,1 млрд.).
Но страны азиатского региона являются также и крупнейшими среди развивающихся стран экспортерами прямых иностранных инвестиций. В 1996 г. эта сумма равнялась 45,7 млрд. долл. (из 51 млрд., обозначенных в таблице 2), т.е. порядка 90 %. Из названных 45,7 млрд. больше половины вывезено из Гонконга (27 млрд.), за которым следуют следующие страны: Сингапур (4,8 млрд.), Корея (4,2 млрд.), Таиланд (3,1 млрд.), Китай (2,2 млрд.), Тайвань (1,7 млрд.). В числе перспективных получателей прямых инвестиций из указанных стран (помимо соседних государств Азии) стоят также некоторые государства Европейского Союза (Великобритания, Германия, Нидерланды). Это, безусловно, новое явление во взаимоотношениях развивающихся и промышленно развитых государств, причем здесь также совершенно отчетливо просматривается наличие капиталов китайского происхождения).
На втором месте в числе регионов развивающихся стран по количеству привлеченных за год прямых иностранных инвестиций вслед за Азией находится Латинская Америка 39 млрд. долл. (из 129 млрд.). Очередность отдельных стран по размерам прироста за год следующая: на первом месте Бразилия (9,5 млрд. долл. в 1996 г., 4,9 млрд. 1995 г.), затем идут Мексика (соответственно 7,5 млрд. и 7,0 млрд. долл.), Аргентина (4,3 млрд. и 1,3 млрд. долл.). В качестве экспортера прямых инвестиций Латинская Америка существенно уступает азиатскому региону в сумме 3,9 млрд. по основным инвесторам Бразилия, Чили, Мексика, Венесуэла[5].
На Африку в целом (т.е. с учетом ЮАР, обычно относимой к числу промышленно развитых стран) приходится 5,3 млрд. долл. Если же ЮАР не принимать в расчет, то сумма уменьшится до 4,9 млрд. долл. Причем 70 % приходятся на нефтедобывающие страны; на первом месте стоит Нигерия (1,7 млрд. долл. в 1996 г., 1,8 млрд.в 1995 г.), затем идет Египет (соответственно 740 млн. и 598 млн.). Правда, эксперты считают инвестиционные перспективы Африки не такими уж плохими, если сопоставлять этот регион с другими развивающимися странами по доле прямых иностранных инвестиций в валовых капиталовложениях: 5,4 % (при 5,5 % в Азии и 8,4 "/о в Латинской Америке).
В качестве экспортера прямых иностранных инвестиций африканский континент также несопоставим с другими регионами: 1,5 млрд., если учитывать ЮАР, а без нее 786 млн. долл., из которых 455 млн. вывезены из Нигерии.
Группа стран Центральной и Восточной Европы занимает самое скромное место в числе участников международной инвестиционной деятельности. В 1996 г. сюда поступило 12 млрд. прямых инвестиций (14 млрд. в 1995 г.). Общий объем поступивших в данный регион прямых иностранных инвестиций за все годы (46 млрд. долл.) сопоставим с притоком таких инвестиций в один Китай, но в течение одного 1996 г. (как уже упоминалось, 42 млрд. долл.).
Впрочем, несмотря на сокращение притока прямых иностранных инвестиций в 1996 г., указанная выше сумма в 12 млрд. примерно вдвое превышает размеры таких инвестиций в период 19921994 гг. По абсолютным размерам в 1996 г. в качестве получателя инвестиций стоит Польша (5,2 млрд. при 3,7 млрд. в 1995 г.). За ней следуют Венгрия (2 млрд. и 4,5 млрд.), Чехия (1,2 млрд. и 2,6 млрд.), Россия (1,8 млрд. и 2,0 млрд.). В качестве экспортера прямых иностранных инвестиций у данного региона в 1996 г. значатся 623 млн. долл., из которых 406 млн. на счету России (по сравнению с 1995 г. заметный рост, хотя абсолютные размеры и незначительны: соответственно 424 млн. долл. по всему региону и 191 млн. по России).
Причины уменьшения абсолютного притока прямых иностранных инвестиций объясняют снижением уровня инвестиций в процесс приватизации в Венгрии и Чехии. Вообще, высокий уровень зависимости притока новых инвестиций от приватизации создает обстановку неустойчивости. Впрочем, считается, что могут быть и другие причины (к примеру, некоторые иностранные инвесторы могли посчитать, что переоценили способность региона к поглощению новых капиталов и, соответственно, "положить на полку" свои планы расширения).
По источникам прямых иностранных инвестиций в страны Центральной и Восточной Европы достаточно четко прослеживается следующая картина: Западная Европа, США, с недавнего времени также новые индустриальные страны Азии, и, наконец, сами страны региона бывшего СЭВ.
При оценке общей динамики роста и тенденций размещения прямых иностранных инвестиции необходимо принимать во внимание некоторые факторы: усиление работы по повышению точности, достоверности учета данных и их сопоставимости; изменение механизмов инвестирования, в т.ч. с помощью слияний и поглощений, роста межфирменных альянсов, повышения уровня либерализации инвестиционного режима: конкретизации роли ТНК, которые развивают и совершенствуют свою международную инвестиционную и производственно сбытовую сеть.
В деле изучения инвестиционной картины мира важным вопросом является достоверность приводимых данных, возможности их сопоставления в течение длительного периода, а также исключения "неожиданностей" на каком-либо этапе учета. Отсюда проблема определений и критериев, используемых при оценке приводимых выше подсчетов и сопоставлений.
При оценке притока или вывоза прямых иностранных инвестиций учитывают три компонента[6]:
- акционерный капитал (покупка иностранным инвестором акций предприятия в другой, зарубежной стране);
- реинвестированный доход (сумма прибыли, не использованная филиалами для распределения в качестве дивидендов, или доход, не переведенный владельцу прямых инвестиций);
- межфирменные займы и межфирменные долговые операции (краткосрочные и долгосрочные заимствования и кредиты в отношениях между прямыми инвесторами родительскими предприятиями и предприятиям и филиалами).
На практике оказывается, что страны по разному трактуют ключевые определения и понятия, и поэтому характеристика инвестиционного положения в мире в целом и по отдельным странам и регионам носила бы весьма запутанный характер, если ориентироваться на те определения, которые содержатся в национальном законодательстве отдельных стран. В рассматриваемом нами докладе продолжается публикация перечня тех различий, которые существуют между законодательными нормами различных стран, их деловой практикой, указываются конкретные страны, учет в которых хотя бы по одному из указанных компонентов не отвечает полностью единым стандартам. Число таких стран и свойственных их системе учета несовпадений измеряется десятками. Соответственно, ЮНКТАД прибегает к внесению определенных корректировок в свои сводные таблицы с целью добиться сопоставимости приводимых данных.
Кроме того, для характеристики общей картины инвестирования принимают во внимание разнообразные неакционерные формы прямых инвестиций (субконтракты, лицензии, авторские права и т.п.), по которым переводятся ройалти, гонорары и другие возмещения. Многие страны также не учитывают связанные с этим права при оценке инвестиционных позиций.
Заключение
В ходе проделанной работы были рассмотрены прямые иностранные инвестиции и указана их роль в системе международных экономических отношений.
Были решены следующие задачи:
- Определена сущность прямых иностранных инвестиций;
- Указана роль ПИИ в международных экономических отношениях;
- Рассмотрены основные проблемы ПИИ в мире.
Интегрируясь в импортирующую экономику и взаимодействуя с местным капиталом на всех стадиях своего кругооборота, иностранный капитал одновременно и стимулирует, и тормозит процесс национального накопления в любой стране. Оптимизация размещения прямых иностранных инвестиций предполагает выбор обоснованной и долгосрочной экономической специализации страны, обеспечивающей ее национальную безопасность. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы позитивные итоги иностранного присутствия перевешивали негатив.
Реализация подобной цели потребует от стран немалых усилий. Необходим, в частности, ужесточенный государственный контроль за соблюдением западными компаниями инвестиционных обязательств, принятых ими при покупке акций субъектов хозяйства, а также правил участия в инвестиционных конкурсах. Крайне важно усилить надзор компетентных органов и за уплатой иностранцами налогов и таможенных пошлин. Первоочередной задачей является и переход от ничем не ограниченного привлечения иностранного капитала к выборочному. А это предполагает распространение на большинство сфер российской экономики (исключая некоторые отрасли и регионы, особо нуждающиеся в притоке капитала) единых норм государственного регулирования инвестиционной деятельности для местных и иностранных компаний (тем более, что унификация такого рода - одно из условий вступления в ВТО).
Рост прямых иностранных капиталовложений обусловливает решение взаимосвязанных проблем функционирования рынков, конкуренции и осуществления антимонопольной политики.
Тем более, что бум в динамике инвестирования связан с возрастающей ролью транснациональных корпораций (ТНК) в мировой, региональной и страновой экономике.
Успех будет зависеть не только от увеличения притоков капитала, новейших технологий, управленческих ноу-хау и доступа на рынки, но и от условий функционирования отраслей и национальных рынков, особенно там, где действуют транснациональные корпорации. Эффективность их функционирования связана с возможностями выхода на рынки и ухода из них, со степенью и характером конкуренции. Устранение заградительных барьеров может облегчить доступ ТНК на национальные рынки и одновременно обострять там конкуренцию.
ТНК, как правило, ориентируются на отрасли с более высокой степенью концентрации. Их прямые инвестиции могут активно влиять на уровень концентрации производства в промышленности принимающей страны и, следовательно, на уровень концентрации торговли на рынке соответствующей продукции. Характер такого воздействия на начальном этапе зависит от того, способствуют ли условия выхода на рынок данной страны увеличению числа поставщиков и количества поставляемого товара, а на более позднем этапе - от факторов, связанных с объемами поставок, конкурентными позициями, формами конкуренции иностранных филиалов и отечественных компаний на данном рынке. В развитых принимающих странах перечисленные факторы зачастую способствуют снижению рыночной концентрации, так как в конкурентную борьбу вступают, как правило, примерно равносильные хозяйствующие субъекты.
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: «Юристь», 2003.
2. Белоус Т.Я. Прямые иностранные инвестиции в мировые государства: плюсы и минусы // МЭ и МО. - №9. - 2003. – с.15-47.
3. Губайдуллина Ф. Прямые иностранные инвестиции, деятельность ТНК и глобализация // МЭ и МО. - №2. - 2004. – с. 21-53.
4. Международные экономические отношения / Под редакцией Жукова Е.Ф. – М.: «Юнити», 2003.
5. Чебанов С. Международное регулирование прямых иностранных инвестиций: тенденции и проблемы // МЭ и МО.- №12. - 2004. – с. 10-47.
[1] Белоус Т.Я. Прямые иностранные инвестиции в мировые государства: плюсы и минусы//МЭ и МО. - №9. - 2003. – с. 54.
[2] Губайдуллина Ф. Прямые иностранные инвестиции, деятельность ТНК и глобализация//МЭ и МО. - №2. - 2004. – с. 14.
[3] Белоус Т.Я. Прямые иностранные инвестиции в мировые государства: плюсы и минусы//МЭ и МО. - №9. - 2003. – с. 33.
[4] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: «Юристь», 2003. – с. 84.
[5] Под редакцией Жукова Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: «Юнити», 2003. – с. 94.
[6] Чебанов С. Международное регулирование прямых иностранных инвестиций: тенденции и проблемы//МЭ и МО.- №12. - 2004. – с. 40.