СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1. Политические образования периодов рабовладения и раннего феодализма (4 – 12 вв.)………………………………………………………………3

Тема 2. Древнерусское государство и право………………………………………4

Тема 3. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (12 – 14 вв.)…………………………………………………………………………………5

Тема 4. Образование русского централизованного государства и развитие права (14 – 16 вв.)…………………………………………………………………………...6

Тема 5. Государство и право периода сословно-представительной монархии в России (сер. 16-17 вв.)……………………………………………………………….7

Тема 6. Источники права Московской Руси 14 – 17 веков……………………….8

Тема 7. Становление и развитие абсолютизма в России (вторая половина 17 – 18 вв.)………………………………………………………………………………..10

Тема 8. Реформы Российской Империи 18 – начала 19 веков…………………..11

Тема 9. Государство и право России в период разложения крепостничества и роста капиталистических отношений (первая половина 19 века)………………13

Тема 10. Государство и право России в период утверждения и развития капитализма (вторая половина 19 века)…………………………………………..14

Тема 11. Государство и право России в период буржуазно-демократических революций (начала 20 в.)…………………………………………………………..15

Тема 12. Государственное развитие России в период с февраля по октябрь 1917 года…………………………………………………………………………………..17

Тема 13. Создание советского государства и права (октябрь 1917 – 1918 гг.)...18

Тема 14. Советское государство и право периода диктатуры пролетариата (1918 – 1921 гг.)……………………………………………………………………………20

Тема 15. Новая экономическая политика и ее значение для управления советского государства (1921 – 1929 гг.)…………………………………………23

Тема 16. Советское государство и право в период становления и развития авторитарного режима (1930 – 1941 гг.)………………………………………….24

Тема 17. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг……………………………………………………………….25

Тема 18. Советское государство и право в послевоенный период (1945 – 1950, 1950 – 1960 гг.)……………………………………………………………………...27

Тема 19. Советское государство и право в период 60-середине 80-х годов…...28

Тема 20. Государство и право России в эпоху реформ конца 80-х – начала 90-х годов…………………………………………………………………………………30

Тема 21. Основные направления развития государства и права России на современном этапе демократизации общественной жизни……………………..31


Список использованной литературы…………………………………………..33


Тема 1. Политические образования периодов рабовладения и раннего феодализма (4 – 12 вв.).

1. Дайте характеристику первобытнообщинному строю на территории нашей страны.

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах ) и волостители (в сельской местности). Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (11-12 в.в.) вызывает появление новой формы и нового органа власти - «сейма», т.е. феодального съезда. На таких съезда решались вопросы войны и мира, разделение земель, вассалитета. Отношение сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положении служилых людей. 1 Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией. Первыми вассалами становились князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине. Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятниками.

2. Охарактеризуйте период «военной демократии» как предысторию государства.

Форму общественных отношений славян в 7-8 в.в. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем: особая роль народного собрания как высшего органа власти: всеобщее вооружение населения (народного ополчение). Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейших) и членов общины разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей.

Тема 2. Древнерусское государство и право.

1. Дайте общую характеристику «Русской Правде» и ее редакциям (статьям).

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющие правовые положения отдельных групп населения. По ее тексту трудно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Нашли лишь два юридических критерия, особо выделяющие эти группы в составе общества - нормы о повышенной уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости для представителя этого слоя. Эти юридически привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжеские мужи, княжеские тиуны, огнищане. Русскую Правду можно определить как кодекс частного права - все ее субъекты являются физическими лицами, понятие юридического лица закон еще не знает. Среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений против государства. Нормы Русской Правды защищают частную собственность, регламентируют порядок и передачи по наследству, договорам.

2. Изложите источники Древней Руси.

Источниками права признается обычай и закон. Первый период истории русского права есть время господства обычного права: законодательная деятельность власти, хотя начинается с древнейших времен и потом постепенно расширяется, но далеко еще не может конкурировать со средой действия обычаев. Переворот, произведенный в русском обществе христианством, кроме рецепции, вызвал и самостоятельную законодательную деятельность среди русских. Закон появился уже в форме уставов. Псковская судная грамота, по написанию ее, издана «всем Псковом на вече в лето в 905 (1397) по благословлению попов всех 5 соборов». Новгородская судная грамота дошла до нас в отрывке (начальном). 1

Тема 3. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (12 – 14 вв.).

1. Охарактеризуйте Новгородскую и Псковскую судные грамоты.

Псковская судная грамота, по написанию ее, издана «всем Псковом на вече в лето в 905 (1397) по благословлению попов всех 5 соборов». В числе своих источников судная грамота указывает грамоту князя Константина, но таким князем может быть признан только Константин Дмитриевич, княживший в 1407 г. Во 2-й половине 15 в. грамота была дополнена в третий раз. Источники Псковской судной грамоты указаны в ее написаниях: она «выписана из грамоты великого князя Александра и гр. князя Константина и из всех приписак псковской пошлины». Эти источники по своему значению те же самые, что и источники Русской Правды, а именно: во-первых, уставы княжеские; в отличие от дальнейших уставов, вошедших в Русскую Правду, псковские уставы охватывали уже значительную массу узаконений (были попытками  кодексов) и изложены в особых грамотах. Новгородская судная грамота дошла до нас в отрывке (начальном). 1 Она составлена около середины 15 в. «всем государям Вел. Новгородом на вече, на Ярославле дворе», и потом, по завоевании вел. кн. Иваном 3, переписана на его имя в 1471 г. Содержание дошедшего до нас отрывка все состоит из уставов судоустройства и от части судопроизводства, но отсюда нельзя заключать, что и все содержания грамоты ограничивалось этим (и не касалось материального права). Новгородская судная грамота не указывает своих источников.

2. Дайте характеристику вещному праву.

Феодальная поземельная собственность складывается с 9 в. в двух основных формах - княжеский домен и вотчинное землевладение. Внешнеэкономические формы эксплуатации (дань, «полюдье») уступают место экономическим, основанным на праве собственности. Правовыми основаниями для владения землей становятся пожалование, наследство, купля. В начальный период существенное значение имели пустующих и населенных земель.

Тема 4. Образование русского централизованного государства и развитие права (14 – 16 вв.)

1. Дайте характеристику Судебнику 1497 года и определите его значение в закрепощении крестьян.

Развитие земельных отношений характеризовалось полным или почти полным исчезновением самостоятельной общинной собственности на землю. Земли общин переходили в руки вотчинников и помещиков, включались в состав княжеского домена. Вотчинное и поместное землевладение. Вотчинное отличалось тем, что собственник обладал почти неограниченным правом на нее. Он мог не только владеть и пользоваться своей землей, но и продавать, дарить, передавать по наследству. Но вотчина – это условное землевладение, т.е. князь мог отобрать её. Еще условная форма землевладение-поместье. Оно давалось сеньорам своим вассалам только на время службы, как вознаграждение за неё. Великокняжеский домен разделялся на земли чернокняжные и дворцовые. Они различались по форме эксплуатации населивших эти земли крестьян и по организации управления ими. Дворцовые крестьяне несли барщину или натуральный оброк и управлялись представителями дворцовой власти. Чернокняжные платили денежную ренту.

2. Охарактеризуйте русскую православную церковь и духовенство.

Церковь в являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале 16 в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века (Стоглавый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. Практические результаты не были значительными: была проведена только частичная конфискация монастырских земель в отдельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри. В 1580 г. монастырям запрещается покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «помин  души». Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация «белых» монастырских , патриарших , митрополичьих  и  архиерейских  слобод  в городах.

Тема 5. Государство и право периода сословно-представительной монархии в России (сер. 16-17 вв.)

1. Охарактеризуйте Земские Соборы и определите их роль в управлении делами государства на местах.

Особе место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины 16 в. до середины 17 в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав собора входили Боярская дума, «Освященный собор» (церковные иерархии) и выборные от дворянства и посадов. Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска и бюрократического аппарата. 1 Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства.

2. Раскройте суть реформ Ивана VI и покажите его роль в укреплении русского государства.

В 1547 г. при Иване 4 Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству. Сословно - представительными органами на местах в середине 16 в. стали земские и губные избы. В 17 в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городские приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Важное место заняла финансовая реформа: уже в 30 г. 16 в. вся денежная система была сосредоточена в руках государства. По пути унификации финансовой системы шла государственная податная политика (в ведение «посошной» системы обложения, т. е. установление единых критериев обложения земельного угодья, численность поголовья скота и т.п.). Военная реформа связывалась с идеей обязательной дворянской службы.

3. Дайте характеристику развитию права в период сословно-представительной монархии в России (сер. 16 – сер. 17 вв.)

Основными источниками общерусского права в 15-17 вв. были: великое княжеское законодательство, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов. Создаются новые сложные формы законодательства—общерусские кодексы: Судебники, Соборное Уложение,  указные, в которых систематизировались нормы, не вошедшие в основной текст книги Судебников: Уставная книга Разбойного приказа, указные книги Поместного и Земского приказов. Все большее место в системе источников права начинают занимать разного рода частные акты—духовные грамоты, договоры, акты, закрепляющие собственность на землю, и др. В 15-17  вв. гражданско-правовые отношения постепенно   выделяются в особую сферу и их регулирование осуществляется специальными  нормами, включенными в различного рода сборники. Нормы гражданского права одновременно отражали и регламентировали процесс развития товарно-денежных и обменных отношений, а также отношений феодальной эксплуатации, основывающейся на различных формах земельной собственности (вотчинной и поместной).

Тема 6. Источники права Московской Руси 14 – 17 веков

1. Охарактеризуйте Судебники 1497 и 1550 годов и раскройте их значение в совершенствовании судопроизводства в России. Проанализируйте постановления Стоглавого церковного Собора в 1551 году.

В Судебнике 1497г. под преступлением понимается всякое действие, которое так или иначе угрожает государству или господствующему классу. Судебник рассматривает холопа уже как человека и считает его самостоятельным отвечать за свой поступки. Вводится государственное преступление, а также крамолой. Под крамолой понимается деяние, совершаемое преимущественно представителями господствующего класса. Предполагают, что поденщиками называли людей, поднимающих народ на восстание. Мерой наказания за государственное преступление вводилась смертная казнь. Имущественные преступления – это разбой, истребление и повреждения чужого имущества. Существовало преступление против личности – убийство, оскорбление достоинства действием или словом. В наказание на первое место выступило устрашение. Судебник ввел новое наказание – смертную казнь, лишение свободы, членовредительство. Судебник 1550г.- Новой редакции Судебника 1497г. В нем отразились изменения в российском законодательстве в период с 1497 по 1550г. К 1550 г. получают юридическое закрепление три основных вида феодального землевладения. Первый вид – собственность государства или непосредственно царя. Второй вид – вотчинное землевладение. Вотчины передавались по наследству. Существовало три вида: родовые, выслуженные и купленные вотчины.

2. Проанализируйте Соборное Уложение 1649 года.

Источниками Соборного Уложения стали Судебники, царские указы, думские приговоры, решение Земских соборов, «Стоглав», литовское и византийское законодательство. В Соборного Уложения определялся статус главы государства – царя, самодержавного и наследного монарха. Соборное Уложение содержало ряд норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления. Судебное право в Соборном Уложении составило особый комплекс норм, регламентировавших организацию суда и процесса. Процесс суда распадался на собственно суд и «вершение», т.е. вынесение приговора. Суд начинался с подачи челобитной жалобы.

3. Охарактеризуйте Смутное время и правовое положение сословий.

Решительным политическим актом самодержавной власти стала опричнина (1565 - 1572 г.). Иван 4 предпринял попытку подавить оппозиционное боярство и утвердить центральную власть. Вся территория государства была разделена на «опричнину» и «земщину», такое деление было чрезвычайным, подчиненным политическим целям и не опиравшимся на традиционную территориально - административную структуру. Были также сформированы особые вооруженные подразделения (опричники), составившие ударную силу репрессивных механизм опричнины.

Тема 7. Становление и развитие абсолютизма в России (вторая половина 17 – 18 вв.)

1. Опишите особенности российского абсолютизма 17 – 18 вв.

К концу 17 в. В России начинает складываться абсолютная монархия. Для нее характерно: максимальное сосредоточение власти в руках одной личности; наличие сильного разветвленного профессионального бюрократического аппарата; наличие сильной постоянной армии; ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства,  его вторжение во все сферы общественной,  корпоративной и частной жизни.

2. Охарактеризуйте Табель о рангах 1722 года.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стал табель о рангах. Его принятие свидетельствовало о ряде новых обстоятельств. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными – его сложность, дороговизна, работа на себя, не гибкость. 1 Сформулированная в Табеле о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебное качество: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. Принцип выслуги тем самым подчинял аристократический принцип. Табель о рангах уравнивал службу военную со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными.

3. Проанализируйте реформы местного самоуправления и развитие права.

Складывалась новая система чинов, единых для отраслей государственного управления, армии и местного управления Универсальным чином становились стольники. Процесс централизации затронул и систему местных органов: с 1626г. по всей территории государства рядом с органами местного самоуправления стали появляться воеводы. Воеводы руководили вверенными или территориальными округами – уездами, а в конце 17 в. были образованы более крупные административные единые – разряды. В 1680 -1681 г.г. была проведена перепись разрядов, что послужило базой для создания системы военно-административной организации, позже использованной Петром 1 для организации рекрутских наборов и полковых дворов. Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти 18 в., принято подразделять на три этапа: 1710 г.г. - частичные преобразования в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа; 1719 г.г. - ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание новой системы Сената, проведение первой областной реформы; 1719-1725 г.г. - образование новых органов отраслевого управления для коллегий, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления, финансово-налоговой реформы, создание правовой основы для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

Тема 8. Реформы Российской Империи 18 – начала 19 веков

1. Раскройте сущность и содержание военной реформы Петра 1.

Существенные перемены в социальной структуре общества конца 17 в. - начала 18 в. выявились в ходе военных реформ. В конце 17 в. основу войска все еще составляла дворянская конница. Все сильнее она начинает дополняться, а затем оттесняться новыми формированиями: стрелецкими частями и полками «иноземного строя». Эти части, находившиеся на жаловании численно превосходили дворянский контингент. Офицерский корпус уже в конце 17 в. быстро пополнялся иностранными специалистами. Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой от дворянства в деле формирования вооруженных сил,  одновременно используя служилую роль дворянства при создании офицерских кадров.

2. Проанализируйте регентское правление с 1727 г. в России и его последствия.

Дворянство оставалось правящим сословием. Корректируются неудобные ограничения его положения. Так, в 1730г. срок дворянской службы устанавливается в 25 лет, начало службы сдвигается с 15 на 20 лет, одни из братьев-помещиков вовсе освобождался от службы. В 1762г. по манифесту Петра 3 «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы. Это привело к тому, что с 1762г. наблюдается значительное усиление притока дворянства в деревню на проживание. В 1755г. дворяне получают право ссылать крестьян в Сибирь, а с 1765г. им предоставлялось право отдавать крестьян в каторжные работы. Заключительным же актом правового  и привилегированного оформления дворянского сословия стала Жалованная грамота дворянству. (1785г.) Помещичьи крестьяне несли в пользу помещика такие повинности как барщина, оброк и др. На них также ложились государственные повинности и рекрутские поборы. Государство ликвидировало такие категории крестьян, как холопы и вольные люди, так как стремилось установить над всеми слоями населения (вольных людей забирали в солдаты или записывали за помещиком.) В результат секуляризации церковных земель появилась особая  категория экономических крестьян.

3. Охарактеризуйте судебную реформу Екатерины 2.

В1722г была проведена радикальная судебная реформа. Были упразднены нижние суды. В провинциях учреждались новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и асессоров. Новыми чертами организации судебной системы в первой четверти XVIII в. стали: коллегиальное устройство судов; попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию и функцию от административной; учреждение контроля за деятельностью судов со стороны специально учрежденных органов (прокурора, фискалов, аудиторов); совмещение гражданской и военной инвестиции (аналогичная ситуация складывалась в сфере местного управления, где наряду с гражданскими органами местного самоуправления действовали военные «полковые дворы»).

Тема 9. Государство и право России в период разложения крепостничества и роста капиталистических отношений (первая половина 19 века)

1. Дайте характеристику проектам преобразований Росси при Александре 1.

В 1802 г. Александр Ι, под влиянием аристократической верхушки дворянства, сделал попытку восстановить былые полномочия Сената. В начале 19в. в России на смену коллегиям пришли министерства. В соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерств», опубликованным в 1802г., было создано 8 министерств: военных сухопутных дел, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. С созданием министерств начал оформляться и новый орган- Комитет министров. В Манифесте 1802г. не было четкой регламентации его деятельности, а лишь упоминалось, что министры могли собираться вместе для решения сложных вопросов. Временные комитеты являлись, как правило, секретными, их создание особенно часто практиковалось во второй четверти 19в. Местные органы управления в первой половине 19в. почти не подвергались изменениям. В 1837-38гг. было упорядочено управление, в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ.

2. Проанализируйте содержание Гражданского права в Своде законов (первая половина 19 века).

Развитие частного (гражданского) права проходило на основе кодификации старых форм права, что не могло не повлиять на характер этой отрасли: сохранились элементы сословного неравенства, ограничения вещных и обязательственных прав. Крестьянам запрещено было выходить из общины и закреплять за собой земельный надел. Крестьяне, не имевшие торговых свидетельств и недвижимой собственности, не могли выдавать векселя. Ограничивалась правоспособность и дееспособность духовных лиц и евреев.

Тема 10. Государство и право России в период утверждения и развития капитализма (вторая половина 19 века)

1. Проанализируйте последствия отмены крепостного права в России.

Дворянский характер реформы проявился во многих чертах: в порядке исчисления выкупных платежей, в процедуре выкупной операции, в привилегиях при обмене земельных участков и пр. При выкупе в черноземных районах проявилась явная тенденция превратить крестьян в арендаторов их собственных наделов (земля там была дорогой), а в нечерноземных – фантастический рост цен за выкупаемую усадьбу. При выкупе выявилась определенная картина: чем меньше был выкупаемый надел, тем больше за него приходилось платить. Здесь явно проявилась скрытая форма выкупа не земли, а личности крестьянина. Помещик хотел получить с него его свободу. Вместе с тем введение принципа обязательного выкупа было победой государственного интереса над интересом помещика.

2. Раскройте суть и содержание реформы органов государственного управления.

Император сохранял закрепленный в Основных законах Российской империи статус неограниченного монарха. Высшим совещательным учреждением оставался Государственный совет. При нем образовывались различные комитеты и комиссии. Сенат продолжал сохранять положение высшего судебного органа государства, выполнявшего некоторые административно-надзорные функции. Накануне реформ был учрежден высший государственный орган – Совет министров. Председательствовал в Совете министров император. Аппарат министерств в этот период был перестроен. Развитие капитализма в стране выдвинуло на первый план такие отраслевые ведомства, как Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Главный комитет железных дорог, Министерство финансов. Реорганизация налоговой системы вызвала значительный рост государственного бюджета. Важную роль в пореформенный период приобрело Министерство внутренних дел.

3. Охарактеризуйте контрреформы 1880-1890 годов.

Отход от провозглашенных принципов судебной реформы начался по двум направлениям сразу. Стали практиковаться изъятия из общего судебного порядка с передачей дел на рассмотрение специальных и чрезвычайных судов. С нарастанием реакции в стране система административной репрессии стала быстро развиваться за счет сокращения числа дел, рассматривавшихся в общих судебных инстанциях. В уездах вместо мировых судей вводился институт земских начальников. Параллельно с земскими начальниками в уезде действовали уездные окружные суды. Второй инстанцией для этих судов стал уездный съезд. Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия под руководством губернатора. В 1892г. было принято новое «Городовое положение». Если прежде к выборам в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то согласно новому закону в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежащего им имущества). 1

Тема 11. Государство и право России в период буржуазно-демократических революций (начала 20 в.)

1. Проанализируйте проекты реформ С. Ю. Витте и П. А. Столыпина.        

В период революций оживилась деятельность первого и второго департаментов Сената, а в связи со Столыпинской аграрной реформой – деятельность аграрного департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции. Аграрные указы были закреплены в законах, принятых третьей Думой. Переход всего общества к отрубному владению осуществлялся при участковом владении по решении простого большинства, а при общинном владении – по решению двух третей сельского схода. Экономическая программа Витте со второй половины 90-х годов приобретает все более отчетливые контуры. Его курс на индустриализацию страны вызвал протест поместного дворянства. И либералов, и консерваторов объединяло неприятие методов реализации этого курса, затрагивавших коренные интересы аграриев. Что касается претензий помещиков, то они были и реальными, и надуманными. Менее успешной деятельность Витте была в сфере аграрного сектора экономики, хотя полностью возлагать вину за это на него, очевидно, нельзя.

2. Проанализируйте Манифест от 17 октября 1905 года. Охарактеризуйте роль и место Государственной Думы и Государственного Совета в России.

17 октября 1905 г. принимается «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», провозглашавший: дарование свободы слова, совести, собраний и союзов; привлечение к выборам широких слоев населения; обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов. Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов.

3. Проанализируйте гражданское, уголовное право и процесс.

В марте 1906 г. издается указ «О временных правилах об обществах и союзах». Под обществом понималось соединение лиц с определенной целью, под союзом - соединение нескольких обществ. Министерству внутренних дел предоставлялось право закрывать общества, если «их деятельность представляется ему угрожающей общественному спокойствию и безопасности». Регистрация обществ осуществлялась после представления их устава соответствующему министерству. В 1906 г. было принято положение Совета министров «Об установлении уголовной ответственности за восхваление преступных деяний в речи и печати». В апреле 1906 г. издается мнение Государственного совета «О преобразовании Верховного суда». Согласно ему, должностные преступления изымались из административного производства. В апреле 1906 г. было издано «Мнение Государственного совета об установлении уголовной ответственности за распространение ложных сведений о деятельности правительственных установлений и должностных лиц».

Тема 12. Государственное развитие России в период с февраля по октябрь 1917 года

1. Охарактеризуйте февральскую буржуазно-демократическую революцию 1917 года в России и ее последствия.

В результате Февральской буржуазной революции Россия была объявлена республикой 1 сентября 1917 г. Высшим органом государственного управления в стране стало Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции 3 палат до созыва Учредительного собрания. Эти функции никем не определялись, фактически оно выполняло также функции высшего органа государственной власти. Временное правительство 7 марта 1917 г. на заседании Сената приняло присягу, подчеркнув тем самым, что оно как бы продолжало дело царского Совета министров. Оно установило правило, согласно которому каждый новый министр представлялся на утверждение Сенату.

2. Проанализируйте основные черты законодательства в предоктябрьский период.

У буржуазии  не было намерений коренным образом ломать право, действовавшее во времена царизма. Оставались в силе основные источники права, действовавшие при царизме. Все же в области государственного права произошли существенные изменения. Прежде всего, последовала отмена Основных государственных законов  1906 г., которое подробно регламентировали права императора. Временное правительство разработало и утвердило Положение о выборах в Учредительное собрание, исходившее из принципов всеобщего равного и тайного голосования, наиболее демократичное для своего времени. Российские граждане получили весьма широкие политические  свободы: слова, печати, собраний, демонстраций и др. По требованию масс Временное правительство 12 марта 1917 г. отменило смертную  казнь с заменой ее срочной или пожизненной каторгой. Одновременно создавались военно-революционные комитеты для применения немедленной репрессии. Что касалось уголовного права и уголовного процесса, то с точки зрения буржуазии, нормальными являлись разработанные  еще при царизме Уголовное уложение 1903 г. и Судебные уставы 1864 г. Закон от 19 июля 1917 г. установил уголовную ответственность за забастовки железнодорожников. 4 августа Временное правительство приняло еще один закон об усилении уголовной ответственности за насильственное посягательство на изменение существующего строя в России.

3. Дайте Характеристику Советам как новой форме власти народа.

Временное правительство не успело провести Учредительное собрание. Было лишь создано Особое совещание, подготовившее избирательный закон и назначен срок выборов на ноябрь. 14 сентября 1917 г. было создано Демократическое совещание, которое высказалось за создание третьего коалиционного Временного правительства. Оно избрало постоянно действующий орган Временный Совет Республики или предпарламент – для осуществления контроля за деятельностью Временного правительства в составе 555 человек. В условиях нарастания революционного подъема ЦК партии большевиков счел ошибочным участие в предпарламенте. На первом же заседании, 7 октября 1917 г., большевистская фракция покинула этот орган.

Тема 13. Создание советского государства и права (октябрь 1917 – 1918 гг.)

1. Проанализируйте предпосылки возникновения Советского государства и права.

Марксистское учение считало, что победа пролетарской революции должна привести к слому старого буржуазного государства, которое непригодно для новых целей. В.И. Ленин, не отказывался от этого  положения, тем не менее, выдвинул тезис о возможности и необходимости сохранения части старого государственного механизма - банки, почта, аппарат управления казенными предприятиями, железными дорогами, а также теми монополиями, которые будут обращены в государственную собственность (тресты, синдикаты и т.п.). На деле все пошло, однако, не так гладко,  как предполагалось. Слом старых и создание новых государственных органов шли одновременно.

2. Проанализируйте решения 2 Всероссийского Съезда Советов рабочих и солдатских депутатов и определите его место в истории России.

Второй Всероссийский  съезд Советов избрал правительство - Совет народных комиссаров (СНК) «для управления страной впредь до созыва  Учредительного собрания». Было образовано 13 народных комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов,  иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам  национальностей, путей сообщения. Председатели всех наркоматов  вошли в состав СНК. В экстренных случаях СНК мог издавать декреты  без предварительного их обсуждения во ВЦИК. Последний утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение.

3. Проанализируйте программу первоочередных мероприятий Советского государства (октябрь 1917 – 1918 гг.)

Огромную роль в деле создания аппарата и установления Советской власти сыграли военно-революционные комитеты. Военно-революционные комитеты были образованы при губернских, городских, уездных и некоторых волостных Советах. Основной задачей местных ВРК  было упрочение Советской власти на местах, оказание помощи центральному  Советскому правительству, ликвидация учреждений буржуазного Временного правительства, а обеспечение революционного порядка, ВРК вели борьбу с различными антисоветскими организациями. Но занимались они и неотложными хозяйственными делами. По мере формирования наркоматов, отделов ВЦИК и упорядочения работы Советов функции ВРК переходили к этим органам. Для создания действительно прочной и идейно крепкой социалистической рабоче-крестьянской Армии в составе наркомата по военным делам на правах отдела было образовано «Временное бюро» по созданию рабоче-крестьянской Армии. Оно разработало проект Декрета об образовании армии, который был утвержден Совнаркомом 15 января 1918 г.

Тема 14. Советское государство и право периода диктатуры пролетариата (1918 – 1921 гг.)

1. Охарактеризуйте Декларацию прав народов России и проанализируйте ее принцип полного равноправия граждан.

В Декларации были зафиксированы основы государственного строя: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам». По-новому решая вопрос о форме государственного единства Советской России, Декларация также провозгласила, что «Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик», при этом однако не устанавливая  конкретных форм федерации и предоставляя каждой нации возможность принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли и на каких основаниях их представители участвовать в федеральном правительстве и других федеральных учреждениях. В целом Декларация предоставляла местам большую самостоятельность и независимость от центра. Отмена частной собственности на землю.

2. Раскройте суть принципа демократического централизма как основы построения советского государственного аппарата.

В принятой III Всероссийским съездом Советов резолюции «О федеральных учреждениях Российской Республики» уточнялись формы установления отношений между центральной властью и будущими республиками, определялись высшие органы власти и их функции, устанавливалась компетенция местных органов власти. Структура высшей государственной власти определялась в резолюции следующим образом: а) Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, созываемый не реже одного раза в три месяца; б) избираемый им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), являющийся верховным органом власти в периоды между съездами; в) избираемые ВЦИК  правительство федерации - Совет Народных Комиссаров (СНК). Все местные дела должны были решаться исключительно местными Советами.

3. Проанализируйте специфику образования органов управления народным хозяйством. Опишите основные направления создания советского суда.

III Всероссийский съезд Советов законодательно закрепил систему советов как организацию власти и федерацию национальных республик как систему государственного устройства. Съезд полностью одобрил деятельность советской власти по основным вопросам внутренней и внешней политики, наметил пути дальнейшего развития советского государства и решения сложнейших вопросов национального и государственного характера. Формирование основ нового права началось с изданием первых декретов Второго Всероссийского съезда Советов, сформировавших его принципы. Декрет о суде №1 отменял действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию».

4. Охарактеризуйте советское право.

Одной из первых сфер, в которой было осуществлено законодательное нормирование, были брачно-семейные отношения. В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие всякие ограничения, узаконивающие только гражданскую форму брака, устанавливающие свободу развода. В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе подчёркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствий; переезд одного из супругов не влечёт обязанности другого следовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и детей, запрещалось усыновление. В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, обобщающий всё предшествующее Советское законодательство о труде. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства. В кодексе закреплялись нормы труда и отдыха, устанавливались льготы для подростков и женщин.

5. Проанализируйте советскую Конституцию 1918 года.

10 июля 1918 г. на пятом съезде Советов была принята первая Советская Конституция и избран новый состав ВЦИК, в основном большевистский. Основные принципы Конституции были сформулированы в её шести разделах: 1.Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения Конституции РСФСР; 3. Конституция Советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге РСФСР. Комплекс провозглашённых конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашённым.

6. Проанализируйте советское гражданское законодательство и уголовное право.

Сфера нового гражданского права формировалась в ходе процессов национализации, которая охватила как объекты промышленности, транспорта и финансов, так и сферу жилья. ВЦИК в апреле 1918 г. принял декрет «Об отмене наследования», по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тыс. рублей (всё остальное имущество переходило в собственность государства) и поступала родственникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на праве управления и распоряжения. В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, ставшие первой попыткой обобщения практики судов и трибуналов. Согласно получившей широкое распространение в этот период теории «социальных функций права», новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности. На этой идее базировалась структура Руководящих начал. Они состояли из введения, разделов о сущности уголовного права, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях совершения преступления, о соучастии, об условном осуждении. Законодатель отказывался от исчерпывающего и полного нормирования всех отношений. Формы вины, необходимая оборона, крайняя необходимость не рассматривались в кодексе.

Тема 15. Новая экономическая политика и ее значение для управления советского государства (1921 – 1929 гг.)

1. Раскройте суть и содержание новой экономической политики и покажите ее значение в укреплении государства (1921 – 1929 гг.).

Основным звеном новой экономической политики, сокращенно именуемой НЭПом, явился переход от продразверстки к продналогу. Государство теперь стало забирать лишь часть произведенной крестьянином продукции и создавало производителю возможность продать  остальное на рынке, а, следовательно, улучшить свою жизнь. Переход к продналогу означал возвращение к рыночным отношениям в экономике, прежде всего в сельском хозяйстве. НЭП позволил восстановить народное хозяйство. Однако вскоре встал вопрос: каким путем идти дальше. Длительное сосуществование капитализма и социализма в стране было невозможным. Следовательно, надо было выбирать или то, или другое. Ленин сформулировал свое видение перехода к социализму через НЭП: кооперирование  всех граждан, главным образом крестьянства, при сохранении государственной собственности на землю, промышленность и иные средства производства  в условиях диктатуры пролетариата.

2. Проанализируйте Конституцию СССР 1924 года.

Конституция СССР 1924 г. завершила оформление принципиально нового государства - Союза Советских Социалистических Республик. Она по существу заменила собой союзный договор, принятый I Всесоюзным съездом Советов. В дальнейшем государственном обороте ссылки на союзный договор стали редки, хотя и не исчезли совсем. Основной Закон СССР явился новым этапом в истории советского конституционного строительства, отражающим в то же время определенную преемственность принципов и идей, связывающую его с конституциями республик, в первую очередь - с Российской, а также с Закавказской. Прежде всего - это идея федерации. Советский союз подобно двум названным республикам был конституирован как федеративное государство.

Тема 16. Советское государство и право в период становления и развития авторитарного режима (1930 – 1941 гг.)

1. Охарактеризуйте международную обстановку и внешнюю политику СССР в 1933 – 1937 гг. Проанализируйте период репрессий и его последствия.

В 30-е гг. существенные изменения происходят в механизме советского государства. Они были неразрывно связаны с развитием, как общественного устройства, так и организации государственного единства. В конституции СССР 1936 г. Было закреплено положение коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Все партии, которые существовали еще в предыдущий период, тогда же и исчезли. В 1929 году острие репрессивной машины было направлено в основном против крестьянства, которое составляло основную массу населения. К политическим репрессиям с полным основанием можно отнести массовое и трагическое по своим последствиям раскулачивание. Террор был обрушен не только на «контрреволюционный кулацкий актив», но и на значительную массу зажиточных середняков.

2. Проанализируйте Конституцию СССР 1936 года и определите ее значение в укреплении государства.

Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране. Экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудие и средства производства. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народнохозяйственным планом. Труд рассматривался как обязанность. Социальная глава под названием «Государственное устройство» была посвящена организации государственного единства. В ней закреплялся статус СССР как единого союзного государства, определялась его компетенция. Вместе с тем подтверждался суверенитет союзных республик. Высшим органом власти был Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из 2-х палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

3. Охарактеризуйте просчеты сталинского режима в защите СССР от нападения фашистской Германии.

Противоречивые тенденции можно обнаружить и в развитии органов государственной безопасности. Существовавшая до 1934 г. судебная коллегия ОГПУ была упразднена. Подсудные ей дела перешли к областным и верховным судам, а также к военным трибуналам. В данный период были реорганизованы и контрольные органы. По решению ХVII съезда партии ЦКК-РКИ была упразднена. Вместо нее создавались самостоятельные Комиссия партийного контроля и Комиссия советского контроля при Совнаркоме СССР. Партийный контроль, таким образом, был вновь отделен от государственного. В 1940 г. Комиссия советского контроля была ликвидирована и вместо нее создан Наркомат госконтроля.

Тема 17. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

1. Охарактеризуйте всемирно-историческое значение Великой Отечественной войны советского народа против фашистской Германии в 1941 – 1945 гг.

Великая Отечественная война вызвала изменения также в организации государственного единства. Прежде всего, это заметно в расширении прав союзных республик, произведённое в 1944г. Верховный  совет СССР принял законы, которыми союзные республики наделялись важнейшими правами. По одному из них разрешалось создавать свои военные формирования, которые, правда, не стали республиканскими армиями. Другой закон предоставлял республикам право внешних отношений. Но реально субъектами международного права были признаны только Украина и Белоруссия. Среди изменений в организации государственного единства следует отметить некоторое расширение территории Советского Союза.

2. Проанализируйте суть и основные направления перестройки государственного аппарата.

На основе новой Конституции в предвоенный период проходила существенная перестройка государственного аппарата. В июле 1937 года ЦИК СССР утвердил положение о выборах в Верховный Совет. На первой сессии Верховного Совета был избран Президиум, образовано правительство (СНК) назначен Прокурор СССР. В 1937 году создается Экономический Совет, действующий на правах комиссии правительства, издающий постановления и распоряжения, рассматривающий и контролирующий выполнение хозяйственных планов. В сентябре 1940 года был создан Комиссариат народного контроля СССР. В наркоматах были созданы контрольно-инструкторские группы. В сентябре 1936 года создается Наркомат юстиции СССР, принявший на себя функции контроля за деятельностью всех судов и применением ими законодательства. В феврале 1941 года объединенный Наркомат внутренних дел был разделен на НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности СССР (КГБ). Военное строительство было одним из важнейших направлений этой политики.

3. Охарактеризуйте специфику правового регулирования в годы войны.

Советское гражданское право оказалось в значительной части вполне приспособленным для решения особых задач военного положения. Более того, некоторые принципы гражданского и хозяйственного права именно в условиях войны помогли обеспечить налаживание военной экономики, мобилизацию всех средств на разгром врага. Важную роль сыграл принцип единства государственной собственности. Правовой механизм основывался, как и ранее на плановых актах и договорах, но формы планирования изменились, они стали более оперативными, действенными. Ярко выраженной была тенденция к сокращению гражданско-правовых договорных отношений в пользу отношений властных, административно-правовых. Изменения коснулись и института брака и развода. В трудовом праве периода войны отразилась и некоторая забота о защитниках Родины, инвалидах Великой Отечественной войны, семьях военнослужащих в виде предоставления жилой площади, питания, возможности повышения квалификации, пенсий и других льгот. Колхозное и земельное право в период Великой Отечественной войны было направлено на укрепление колхозного строя и государственных сельскохозяйственных предприятий, обеспечение армии и населения продовольствием.

Тема 18. Советское государство и право в послевоенный период (1945 – 1950, 1950 – 1960 гг.).

1. Дайте общую характеристику состоянию советского государства и права в послевоенный период (1945 – 1960 гг.).

В послевоенные годы политический режим ужесточает свой контроль над обществом. Был проведен разрыв с политической традицией, установившейся после октября 1917 г., изменился подход к формированию идеологии (в ней усиливаются национально-патриотические мотивы, культ вождя и т. п.) и руководящих государственных и партийных кадров. Были воссозданы многие политические символы: гражданские и воинские звания, народные комиссары были преобразованы в министров. Создавались новые партийные органы, подконтрольные только Председателю Совета Министров маршалу Сталину. В октябре 1954г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление о реорганизации структуры и методов работы госаппарата: происходило разукрупнение министерств и преобразование многих комитетов в министерства; сложилась четырехзвенная структура органов управления: главк – управление – отдел – сектор; были упразднены многие структурные звенья министерств, трестов, контор; сокращена численность аппарата.

2. Опишите процесс ликвидации последствий сталинских репрессий.

На ΧΧ съезде КПСС (1956 г.) был прочитан доклад Хрущева, разоблачавший культ личности Сталина. Последствия новой трактовки государственно-правовой истории СССР выразились в антисталинских и антисоветских выступлениях (осень 1956г.) в Венгрии и Польше. В декабре 1956г. создается новый планирующий орган – Государственная Комиссия по экономике, координирующая разработку ближайших планов, за Госпланом оставалось долгосрочное планирование. Упразднялось понятие «враг народа», повышался возраст для уголовной ответственности, судебные заседания становились открытыми. Дальнейшая децентрализация и демократизация государственного управления продолжились в последующей реабилитации политзаключенных и народностей, ранее депортированных.

3. Проанализируйте основные направления развития институтов права.

В конце 1948г. впервые были проведены прямые выборы народных судов. В июле 1948г. было издано Положение о дисциплинарной ответственности судей, по которому взыскания на них стали налагаться коллегиями по дисциплинарным делам при областных судах и Верховных судах республик СССР, а не министрами и начальниками управления юстиции, как было раньше. Конкретизовались основные задачи и функции прокуратуры: общий надзор, надзор за дознанием и следствием и законностью судебных решений, за местами лишения свободы. В августе 1954г. в составе Верховных судов и краевых судов были образованы президиумы, которые могли пересматривать в порядке надзора приговоры, решения по протестам прокуроров и председателей судов.

Тема 19. Советское государство и право в период 60-середине 80-х годов

1. Охарактеризуйте процесс и последствия усиления роли партийной номенклатуры в руководстве государственными делами.

Произошли изменения также в руководящих партийных структурах: Политбюро было заменено более многочисленным по составу Президиумом. В 1954г. политическая полиция была преобразована в самостоятельную организацию – КГБ, были упразднены особые трибуналы («тройки»), система ГУЛАГ была передана от МВД Министерству юстиции, сеть воинских трибуналов и военных прокуратор были сокращены. В сфере сельского хозяйства были проведены две важнейших реформы. Первая ликвидировала МТС, передала сельхозтехнику в собственность колхозов и ввела погектарное (а не подоходное обложение), что облегчило налоговый пресс на хозяйства. Были также отменены обязательные поставки колхозами сельскохозяйственной продукции; они были заменены государственными закупками, закупочные цены значительно повышены. Вторая осуществила очередное укрупнение колхозных хозяйств, способных эффективно развивать индустриальную базу, а также упразднила районные партийные организации. Параллельно происходила перестройка системы местных органов власти.

2. Проанализируйте суть и содержание экономических реформ 50 – 60 годов СССР и последствия их провала.

Экономические трудности привели к усилению авторитарных методов регулирования. В 1960г. был принят закон, пытавшийся прикрепить “летунов” к постоянному месту работы. К обвиненным в экономических преступлениях стала применяться смертная казнь. Весной 1962г. начинается повышение цен на продукты питания. В ноябре 1962г. был создан ряд уступок противникам реформ: было сокращено число совнархозов, систему которых должен был контролировать Совнархоз СССР, обеспечивающий выполнение Госплана. Одновременно восстанавливается централизованная структура управления экономикой. Таким образом, все эти реформы ставили под вопрос само существование многих партийных структур.

3. Проанализируйте Конституцию СССР 1977 года.

Конституция СССР 1977 года подчеркивала свою преемственность (1918,1924,1936гг.), но имела и определенные отличия. Впервые в Конституции СССР 1977г. появился специальный раздел об основах общественного строя и политики СССР. Законодатель отказался от прежнего термина «общественное устройство», заменив его понятием «основы общественного строя». К общественному строю Конституция относила политическую и экономическую системы. В отличие от Конституции 1936г, объявлявшей СССР социалистическим государством рабочих и крестьян, Конституция СССР 1977г. определяла СССР как социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. В Конституции впервые была дана характеристика политической системы и составляющих ее компонентов. Подчеркивалось, что в СССР вся власть принадлежит народу. Политической основой СССР выступили Советы народных депутатов, что соответствовало сложившимся в СССР общественным отношениям. Высшим судебным органом в СССР являлся, согласно Конституции, Верховный Суд.

Тема 20. Государство и право России в эпоху реформ конца 80-х – начала 90-х годов

1. Проанализируйте причины распада СССР и образования СНГ.

Реформы вышли из-под контроля властей. Нарастала критика командно-административной системы КПСС, начали формироваться новые политические образования (партии, профсоюзы), усиливались националистические тенденции. Проблемы, которые намеривались решить реформаторы после 1985 г. (политический плюрализм, создание рыночной экономики) к 1990 г. не были решены. Реформы, проведённые российским правительством в июле 1990 г. (освобождение цен, приватизация) не изменили положения. В апреле 1991 г. союзный центр и девять республик (за исключением прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии), подписали документы, в которых декларировались положений нового союзного договора, значительно расширяющего права республик. Но ситуация осложнялась начавшейся «Войной законов»: усиление суверенитета республик приводило к тому, что законы, принятые общесоюзными органами, не исполнялись на местах. 9 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Белоруссии подписали договор, по которому СССР прекратил своё существование. Республики признавались суверенными государствами. Этими тремя республиками было образованно Содружество Независимых Государств (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза.

2. Охарактеризуйте деятельность ветвей государственной власти по разработке нового законодательства России.

Итог реформированию представительных органов подвела Конституция Российской Федерации. Законодательным органом России стал парламент (Федеральное собрание), состоящий из двух палат: верхней - Совета Федерации и нижней - Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Принятые нижней палатой парламента федеральные законы должны быть одобрены и верхней—Советом Федерации. После 12 декабря 1993 г. Российская Федерация по форме правления стала президентской республикой. Президент получил юридическую возможность роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов. Он вправе самостоятельно принимать решения об отставке правительства, перед вновь избранным Президентом старое правительство слагает свои полномочия, Президент имеет право председательствовать на заседаниях высшего исполнительного органа страны, за ним остаётся окончательное решение об отставке по собственной воле председателя правительства. Высший орган исполнительной власти - Правительство Российской Федерации. Определенный итог развитию судоустройства подвёл Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», введенный в действие с 1 января 1997 г. Он устанавливает 2 системы судов - федеральные и субъектов Федерации. К первым отнесены Конституционный суд РФ, арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

3. Дайте характеристику референдума и новой Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

Конституция Российской Федерации была принята в декабре 1993 г. В статье 4. Было утверждено единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов России на всей её территории, единое гражданство. По новой Конституции Российская Федерация провозглашалась федеративным, демократическим, правовым, социальным и светским государством. Таким образом, открывался период формирования правового государства в России, обладающего следующими признаками: 1. Принцип разделения властей. 2. Принцип верховенства права и закона. 3. Принцип верховенства Конституции. 4. Принцип независимости судебной власти. 5. Принцип «Приоритета международного права». 6. «Человек, его права и свободы - высшая ценность государства». Государственные преобразования России положили начало формирования правового государства.

Тема 21. Основные направления развития государства и права России на современном этапе демократизации общественной жизни.

1. Проанализируйте основные общественно-политические течения в России.

Следует говорить о качественном изменении политической ситуации в стране. Политическая элита окончательно сформировалась, и народ признал ее таковой в ходе последних парламентских выборов. По результатам которых, голоса российских избирателей определились так: КПРФ - 24,22%, «Единство» - 23,37%, «Отечество - Вся Россия» - 12,64%, Союз ПС - 8,72%, «Яблоко» - 6,13%, блок Жириновского - 6,8%. В итоге места в новой Думе распределятся следующим образом: КПРФ - 110, «Единство» - 75, «Отечество - Вся Россия» - 60, Союз ПС - 29, «Яблоко» - 23, блок Жириновского - 17 (у блока нет кандидатов по одномандатным округам). Дальнейший прорыв во власть «людей с улицы» на волне массового недовольства стал невозможен.

2. Назовите ведущие тенденции развития российской государственности в настоящее время.

Россия находится в стадии становления правового государства. Это значит, что российская политика наполняется поистине гуманистическим содержанием, как с точки зрения ее ближайших и конечных целей, так и с точки зрения используемых ею методов. Это значит, что политика все более привержена общечеловеческим этическим нормам и ценностям, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях не только отдельные индивиды, но и народы.

3. Проанализируйте основные направления развития правовой системы и правых норм России.

В современном обществе отношение политики и морали, политического и морального сознания складывается таким образом, что значение нравственного начала в политике возрастает, все чаще политические явления подвергаются моральному измерению, нравственной оценке. Если прогресс в политике существует, то одним из его проявлений служит именно это явление. Оно выражается, например, в распространении толкования принципа правового государства, как признающего и охраняющего права человека и рассматривающего их нарушение как серьезное государственное преступление, а  также в признании приоритета прав человека перед национальным законодательством и авторитетом.

Список использованной литературы


1. История государства и права славянских народов. Учебное пособие /Под ред. И.Н. Кузнецова. Мн.: БГЭУ, 1998.


2. История отечественного государства и права. Ч. 1 / Под ред. проф. О. И. Чистякова. – М.: БЕК, 1996 г.


3. Исаев И. А. История государства и права Росси. – М.: Юристъ, 1996 г.


4. Кузнецов И. Н. История государства и права России. – Минск, 1999 г.


5. Сырых В. М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Учебное пособие. – М.: Юрист, 1999 г.


6. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 10 в. – 1917 г. / Сост. В. А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998 г.


7. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 – 1991 г. – М.: Зерцало, 1999 г.



1 Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 10 в. – 1917 г. / Сост. В. А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998 г. С. 8 – 11.

1 История государства и права славянских народов. Учебное пособие /Под ред. И.Н. Кузнецова. Мн.: БГЭУ, 1998. С. 11.

1 Кузнецов И. Н. История государства и права России. – М.: Амалфея, 1999 г. С. 23.

1 История государства и права славянских народов. Учебное пособие /Под ред. И.Н. Кузнецова. Мн.: БГЭУ, 1998. С. 47.

1 История отечественного государства и права. Ч. 1 / Под ред. проф. О. И. Чистякова. – М.: БЕК, 1996 г. С. 231 –239.

1 История государства и права славянских народов. Учебное пособие /Под ред. И.Н. Кузнецова. Мн.: БГЭУ, 1998. С. 74.