Введение
Контроль проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов людей, десятки тысяч организаций.
В стране действует более 260 федеральных законов, указов, постановлений, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность.
Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению, на смену командной системы пришли рыночные и экономические критерии. Предприятиям и фирмам предоставлены права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой и международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности. В этих условиях функционального обособленного направления экономической работы на фирме становится необходимой организация контроля, которая обеспечила бы принятие оперативных, стратегических и перспективных управленческих решений. Контроль на предприятии включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности фирмы от нормативных или плановых и, что более важно, - подготовку рекомендаций для принятия решений. Координируя деятельность всей системы управления фирмой по достижению поставленной цели, контроль обеспечивает выполнение функции «управление управлением» и является синтезом планирования, учета, экономического анализа, организации информационных денежных потоков, документооборота.
Контроль выявляет слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а так же избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включает в процесс управления, установление целей, разработку бизнес- планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реализации. В современных условиях при создании новых изделий, организации неиспользованной работы, НИОКР, достижений науки и техники роль контроля будет усиливаться.
Наряду с внутренним контролем, внутрихозяйственным расчетом, созданием мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности фирмы, важное значение в финансовой и налоговой сфере в современной обстановке представляет ревизия – как инструмент контроля. Неплатежи, задержки заработной платы, налоговое бремя, инфляция и нестабильность экономики в стране требует со стороны государства радикальных мер, соответствующих международным стандартам: проверок финансовых результатов, правил документооборота и контроля учетной политики. Эти функции контроля и ревизии в стране вскрывают укрытие фирм от налоговых платежей, нарушения в использовании бюджетных ассигнований.
Изучение дисциплины «Контроль и ревизия» в системе профилирующих знаний занимает значимое место, так как изучение данной дисциплины позволит более эффективно использовать полученные знания на предприятиях, своевременно выявлять нарушения, координировать деятельность организации.
План
Введение.. 1
Задание 1. Вариант 1. Значение контроля в управлении экономикой.. 3
Задание №2. Вариант 1. Центральный банк РФ. 7
Список литературы... 10
Задание 1. Вариант 1. Значение контроля в управлении экономикой
Финансово – хозяйственный контроль в основном звене фирмы и предприятия осуществляется путем проведения ревизии, тематических, выборочных, сплошных и контрольных проверок при помощи определенных приемов.
Совокупность организационных, методических и технических приемов, используемых при ревизии посредством процедур, образует контрольно- ревизионный процесс. Динамический процесс, связанный с участием средств, предметов труда состоит из организационной, технологической и завершающей стадии. Применительно к контрольно- ревизионному процессу это стадии:
· организационная;
· исследовательская;
· обобщения и реализации контроля.
Организацией и проведением этого процесса занимаются контрольно- ревизионные подразделения, имеющие в структуре органов управления предприятия, ведомств, министерств, администрацией субъектов, городов.
Организационная стадия включает в себя выбор объекта ревизии и организационно – методическую подготовку ревизии. Выбор объекта зависит от определения первоочередности объектов ревизии. Ими могут быть предприятия, которые должны подвергаться комплексной ревизии в соответствии с планом их проведения ( по прошествии межревизионного периода), или отдельные показатели деятельности, неотложная контрольная проверка которых вызвана невыполнением договора, государственного заказа, нерентабельной работы, необеспечением сохранности ценностей и др.
Руководителем ревизионной бригады, назначается работник контрольно- ревизионной службы, имеющий специальное образование и практический опыт ревизионной работы. Организационно – методическая подготовка ревизии начинается с изучения состояния экономики объекта ревизии.
В соответствии со ст. 13 закона РФ « О бухгалтерском учете» включение в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения необходимо только для тех организаций, которые подлежат обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами. В остальных случаях аудиторская проверка как форма внешнего контроля является добровольной. Она осуществляется по решению руководства предприятия.[1]
Различают внутренний и внешний контроль. Внешний контроль предприятия проводят государственные контрольные организации, общественные и аудиторские фирмы. Общие цели внешнего государственного контроля – выявление нарушений, ведение документирования хозяйственных операций, их правовой основы и законности проведения операций, правильности начисления заработной платы и отчисления сборов. Аудитор и контролер проверяет учет на предприятии в соответствии с инструкциями и положениями по ведения бухгалтерского учета, законами РФ, а внутрихозяйственных контроль ведется на каждом предприятии в соответствии с принятым Уставом и целями, стоящими перед системой контроля.
Внутренний контроль предупреждает злоупотребления с снижает степень риска. Система внутрихозяйственного контроля включает методики и процедуры 3-х категорий как гарантий соответствия целям контроля.
Управленческие методы контроля, используются администрацией фирмы за деятельностью работников и повышают эффективность внутрихозяйственного контроля 2-мя способами. Выявляются отклонения фактического производства продукции от запланированного бизнес планом. При внутреннем контроле необходима надежная учетная система.
Внутренний контроль будет боле эффективным, когда применяют конкретные процедуры, используют методы и правила, разработанные администрацией для достижения целей, стоящих перед компанией – 5 категорий.
Внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, законности хозяйственных операций и их целесообразности для предприятия. Так, данные внутреннего контроля помогают руководству предприятия и иному управленческому персоналу получать оперативную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций, а данные внешнего контроля обеспечивают руководство о информацией как о допущенных ошибках, так и о недостатках организации самого внутреннего контроля.
Степень взаимосвязи между внутренним и внешним контролем зависит от особенностей функционирования конкретного предприятия. Так, некоторые предприятия могут вообще не подвергаться внешнему контролю, например, если они не подлежат обязательному внешнему аудиту: инициативные аудиторские проверки такие предприятия не проводят и не являются участниками финансово- промышленной группы.
Цель внутреннего контроля - обеспечение сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации.
Потребителями информации, являющейся результатом внешнего независимого контроля, являются внешние пользователи.
Информация, являющаяся результатом осуществления внутреннего контроля, готовится для внутренних пользователей – в частности для руководителей и менеджеров организации. Внешний независимый контроль основан на общепринятых нормах – стандартах аудиторской деятельности, которые регулируют основные принципы, цели, правила поведения, порядок исследования и сбора аудиторских доказательств, оформления результатов, взаимодействия с третьими лицами и руководством проверяемой организации. Таким образом, внешний контроль до определенной степени централизован и регламентирован.
Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля – порядок проведения инвентаризаций, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и некоторые другие. Кроме того Государство регламентирует организацию внутреннего контроля в некоторых областях хозяйственной жизни, в частности в банковской сфере.
Являясь функцией управления, контроль за деятельностью клиентов носит, в основном, гражданско –правовой характер, он направлен на обеспечение интересов самого предприятия.
Нельзя сказать, что контроль со стороны государства всегда эффективен. Тем не менее государство просто обязано возложить на себя функции контролера: при сборе налогов – в целях пополнения бюджета, в различных сферах производства – в целях безопасности и охраны здоровья граждан, недопущения недобросовестной конкуренции, соблюдения специальных норм и правил и т.п.
Контролирующими органами являются ИМНС, ФСС, Пенсионный фонд и т.д.
Так, например, пенсионный фонд РФ продолжает проводить проверки достоверности представленных организацией индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц для целей персонифицированного учета. Данные персонифицированного учета проверяются на основании Федерального закона от 1 апреля 1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».
В соответствии с действующим законодательством РФ таможенные органы РФ контролируют уплату ряда налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
Налоговый кодекс РФ наделил таможенные органы полномочиями проводить камеральные проверки и выездные проверки в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Налоговый кодекс РФ определяет следующие формы проведения налогового контроля:
· налоговая проверка;
· получение объяснений налогоплательщиков и иных обязательных лиц;
· проверка данных учета и отчетности;
· осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода(прибыли).
Несмотря на разнообразие форм налогового контроля, основной и наиболее распространенной формой является налоговая проверка. Непосредственно по местонахождению налогоплательщика, налогового агента, проводятся выездные проверки.
В ходе проверок и инвентаризации, проверяемых как само организацией, так и индивидуальных предпринимателей, нередко выявляются ошибки при отражении тех или иных хозяйственных операций в бухгалтерском учете. При этом последствия неправильного отражения в учете операций могут быть различны: либо приводит к неправильному начислению налогов, либо нет.
Неправильное отражение в учете той или иной хозяйственной операции может привести к изменению финансового результата или других показателей деятельности организации и повлиять на налогооблагаемую базу. Таким образом, если сумма налога занижена, штрафные санкции могут быть достаточно велики.
Общая система контролирующих органов и организаций включает:
· Государственные органы федерального значения;
· Государственные органы регионального значения;
· Негосударственные контролирующие организации;
· Международные контролирующие организации.
Ревизия выступает одним из методов контроля и представляет проверку финансово- хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период. В современных условиях повышается ответственность за эффективность проводимых контрольных мероприятий.
Основными задачами комплексных ревизий является всесторонняя проверка производственной и финансово – хозяйственной деятельности предприятия, выполнения ими установленных планов, соблюдения государственной дисциплины, сохранности денежных средств и материальных ценностей, достоверности отчетных данных, состояния бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля. [2]
В процессе работы контрольно- ревизионной отделов создаются документы по различным вопросам производственной, хозяйственной, и финансовой деятельности: приказы, решения, распоряжения, акты ревизий и другие материалы, связанные с учетом и контрольно – ревизионной работой.
Результаты ревизии оформляются в папки в соответствии с номенклатурой дел. При формировании исполнительных документов следует иметь ввиду, что толщина папки не должна быть больше стандарта. Документы подшиваются таким образом, чтобы можно было прочитать ревизию. Каждое дело оформляется обложкой, на которой указывается название организации, отдела, службы, название дела и другие реквизиты.
Комплексные ревизии должны возглавляться руководителями структурных подразделений органа, назначившего ревизию. Предельный срок ревизии 30 дней. Руководитель ревизии в ходе проверки принимает меры к устранению выявленных недостатков и возмещению причиненного ущерба.
Вывод:
Финансово – хозяйственный контроль осуществляется путем проведения ревизии, тематических, выборочных, сплошных и контрольных проверок при помощи определенных приемов. Организацией и проведением этого процесса занимаются контрольно- ревизионные подразделения, имеющие в структуре органов управления предприятия, ведомств, министерств, администрацией субъектов, городов
Информация, являющаяся результатом контроля, готовится для внутренних пользователей – в частности для руководителей и менеджеров организации.
Несмотря на разнообразие форм контроля, основной и наиболее распространенной формой является налоговая проверка. Непосредственно по местонахождению налогоплательщика, налогового агента, проводятся выездные проверки.
В ходе проверок организацией, так и индивидуальных предпринимателей, нередко выявляются ошибки при отражении тех или иных хозяйственных операций в бухгалтерском учете. При этом последствия неправильного отражения в учете операций могут быть различны: либо приводит к неправильному начислению налогов, либо нет.
Неправильное отражение в учете той или иной хозяйственной операции может привести к изменению финансового результата или других показателей деятельности организации и повлиять на налогооблагаемую базу. Таким образом, если сумма налога занижена, штрафные санкции могут быть достаточно велики.
Поэтому контроль- важнейшее звено в управлении экономикой, испытанное средство достижения целей управления.
Контроль является широко распространенным объективным явлением в экономической жизни общества. Он тесно слит с другими явлениями, поэтому не всегда обнаруживается его важная роль во всех без исключения процессах производства. Контроль в системе управления не осуществляется автоматически.
Задание №2. Центральный банк РФ
На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Коммерческие банки широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы проходил процесс централизации банкнотной эмиссии в некоторых крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закреплялось за одним банком. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем – центральным банком (ЦБ), что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.[3]
Первые ЦБ возникли 300 лет назад.
Существенная степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного денежного роста.
ЦБ- это прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве того учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции.
Основным фикциями ЦБ является:
· Эмиссия денег;
· Проведение денежно- кредитной политики;
· Рефинансирование деятельности кредитно- банковских институтов;
· Реализация валютной политики;
· Регулирование деятельности кредитных институтов;
· Фикция финансового агента правительства;
· Организация платежно- расчетных отношений.
Эмиссия банкнот – эта функция является старейшей и одной из наиболее важных функций любого центрального банка. В настоящее время ЦБ обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который реализуется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.
Денежно- кредитная политика ЦБ как составная часть государственного регулирования экономикой представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита.
Денежно – кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно- кредитной эмиссии – кредитная экспансия, т.е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно- кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых «перегревами» конъюнктуры, - кредитная реструктуризация.
Все методы используются в единой системе. Главным инструментом денежно-кредитной политики центрального банка являются:
· Установление минимальных резервных требований;
· Регулирование официальной учетной ставки;
· Операции на открытом рынке.
Основные инструменты денежно- кредитного регулирования, осуществляются путем воздействия центрального банка на работу коммерческих банков.
Определение приоритетности инструментов денежно- кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает центральных банк на том или ином этапе развития страны.
Центральный банк использует при проведении денежно- кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются по форме и объектам воздействия (Рисунок 1.)
Рисунок 1. Признаки классификации воздействия ЦБ на проведение денежно – кредитной политики.
Исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции, центральные банки используют такой инструмент денежно- кредитного регулирования как изменение норм обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах ЦБ в качестве обеспечения их обязательств по депозитам.
Варьирование норм резервных требований, представляющее собой один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования, следует отнести к косвенным методам регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов.
Следует уяснить, что регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, он гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой стороны, используется как важный инструмент денежно – кредитной политики центрального банка.
Обязательные резервы размещаются на счетах Центрального банка. В результате повышения норм обязательных резервных требований центральный банк сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и использующихся для расширения активных операций.
Учетная ставка используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ. Таким образом, официальная учетная ставка центрального банка - это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. [4]
Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень учетной ставки, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ, и наоборот.
Использование процентной ставки центрального банка особенно активно практикуется в условиях, когда нарушено равновесие платежного баланса и обостряется валютный кризис. Страна, испытывающая трудности при сбалансировании внешних расчетов, стремиться привлечь иностранный капитал посредством повышения процентных ставок.
ЦБ выдает лицензию на осуществление банковских операций. Лицензирование является средством, с помощью которого ЦБ определяет возможности создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность.
Главный вопрос процесса лицензирования – анализ информации относительно особенностей создаваемого кредитного учреждения, в число которых включается: состав основных акционеров банка; источники первоначального инвестируемого капитала; круг предлагаемых операций и стратегия банка и т .д.
При оценке величины созданных резервов, ЦБ проверяет резервную и кредитную политику банка, систему наблюдения за кредитным риском и взыскания долгов, структуру задолженности, а так же практику получения залога.[5]
Вывод:
ЦБ- это прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве того учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции.
Выполняя фикцию финансового агента правительства, центральный банк реализует кассовое исполнение бюджета – прием хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности.
В настоящее время ЦБ обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который осуществляется в процессе кредитования наличных денег.
Денежно- кредитная политика ЦБР является составной частью государственного регулирования экономики. Она включает в себя совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита.
При проведении денежно-кредитной политики ЦБ использует прямые и косвенные меры воздействия в единой системе.
Одним из методов регулирования объемов кредитных ресурсов являются операции на открытом рынке.
Список литературы
1. Жарковская Е.П. «Банковское дело»: Учебник. –М.: Омега-Л; Высш. Шк.,2003.-440с
2. Макаренков Н.Л. «Контроль и ревизия». Серия «высшее образование». – М.: Экономико – финансовый институт. Ростов – на – Дону: Издо-во «Феникс», 2004.-416с
3. Мельник М.В. Пантелеев А.С Звездин А.П «Ревизия и контроль»: Учебное пособие для студентов обучающихся по специальности «Бухучет, анализ, аудит», - М.: ИД ФБК –ПРЕСС,02003,520с
4. Аудит:Законодательные и нормативные документы/ Составитель Р.И.Рябова.-М.,ЗАО «Бухгалтерский бюлютень»,2003.-320с
5. Шеремет А.Д., Суйц В.П «Аудт», Учебник – 4 издание , переработанное и доп. – М.: ИНФРА-М; 2003.-410с. – (Серия «Высшее образование»)
[1]Макаренков Н.Л. «Контроль и ревизия». Серия «высшее образование». – М.: Экономико – финансовый институт. Ростов – на – Дону: Издо-во «Феникс», 2004. - с.25
[2]Макаренков Н.Л. «Контроль и ревизия». Серия «высшее образование». – М.: Экономико – финансовый институт. Ростов – на – Дону: Издо-во «Феникс», 2004. - с.235
[3]Жарковская Е.П. «Банковское дело»: Учебник. –М.: Омега-Л; Высш. Шк.,2003.- с.64
[4]Жарковская Е.П. «Банковское дело»: Учебник. –М.: Омега-Л; Высш. Шк.,2003.- с.74
[5]То же. – с. 87