Содержание


1. Высший представительный орган РФ, полномочия, взаимодействия с другими государственными органами и населением. 3

2. Задача. 7

Список используемой литературы.. 10


 

1. Высший представительный орган РФ, полномочия, взаимодействия с другими государственными органами и населением


Согласно ст. 94 Конституции РФ – Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным органом Российской Федерации. В части 1 ст. 11 Конституции РФ прямо указанно на то, что Федеральное Собрание является одним из органов, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. Исходя из того, что данная статья расположена в гл. 1 «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через изменение самой Конституции РФ.

Совет Федерации как палата Федерального Собрания осуществляет представительство интересов субъектов Российской Федерации. Исходя из характера представительства Совета Федерации в ст. 102 определены вопросы исключительного ведения этой палаты. Пунктом а  ч. 1 к ее компетенции отнесено утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 67 Конституции решение по этому вопросу Совет Федерации вправе принимать только при наличии взаимного согласия субъектов Федерации об изменении их границ. Поэтому для реализации Советом Федерации рассматриваемого полномочия требуется принятие органами власти субъектов, границы которых изменяются, соответствующего решения. Функция же Совета Федерации состоит в одобрении решения, принятого субъектами Российской Федерации, путем принятия собственного акта об утверждении изменения границ между ними.

Согласно ч. 2 ст. 87 и ст. 88 Конституции Президент при введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного либо чрезвычайного положения обязан незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе, но решение вопроса об утверждении указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения отнесено к исключительному ведению Совета Федерации. Это может рассматриваться как особая гарантия обеспечения интересов субъектов Российской Федерации, поскольку военное и чрезвычайное положения означают особый правовой режим деятельности государственных органов в субъектах Федерации.

В исключительном ведении Совета Федерации согласно п. «г» ч. 1 ст. 102 находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории. Для механизма реализации этого права важно, что осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации отнесено к полномочиям Президента России. Таким образом, данный вопрос может решаться Советом Федерации по своей инициативе либо по представлению Президента.

Исключительная компетенция Совета Федерации включает два полномочия, касающихся Президента. Совет Федерации назначает выборы Президента. Это могут быть либо очередные выборы, которые назначаются по истечении срока полномочий Президента, либо внеочередные - при досрочном прекращении его полномочий. Согласно ч. 2 ст. 92 досрочно прекращаются полномочия Президента в случаях его отставки, неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности.

Предусмотренное п. «е» ч. 1 ст. 102 полномочие Совета Федерации является завершающей стадией процедуры отрешения Президента от должности, механизм которой установлен ст. 93 Конституции. В процедуре отрешения Президента от должности Совет Федерации выступает в качестве верхней палаты парламента - на основании решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента он принимает окончательное решение по этому вопросу.

Порядок реализации Советом Федерации полномочия по отрешению Президента от должности установлен в ст. 93, где, в частности, определено количество голосов, необходимое для принятия решения по этому вопросу, указан срок, в течение которого Совет Федерации должен принять свое решение.

К исключительному ведению Совета Федерации отнесено принятие решений по формированию персонального состава таких федеральных органов, как Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

Согласно Конституции федеральные суды действуют в рамках судебной системы России, а Генеральный прокурор возглавляет единую и централизованную систему прокуратуры Российской Федерации, поэтому назначение на должности судей федеральных судов и Генерального прокурора отнесено к компетенции той палаты парламента России, через которую осуществляется представительство субъектов Федерации. Согласно п. "е" ст. 83, ч. 1 ст.128 и ч. 2 ст. 129. Совет Федерации производит назначения на указанные должности по представлению Президента. Таким образом, содержание полномочия Совета Федерации по формированию кадрового состава названных федеральных судов, а также назначению на должность Генерального прокурора включает согласие или несогласие палаты с кандидатурами, представленными Президентом России.

В Конституции не содержится условий, ограничивающих Совет Федерации во времени либо устанавливающих сроки выражения им несогласия в отношении кандидатур, представленных Президентом. Однако полномочие Совета Федерации по формированию персонального состава указанных федеральных органов следует рассматривать не только как право, но и как обязанность.

К исключительной компетенции Совета Федерации отнесено также формирование части состава Счетной палаты, которая образуется Советом Федерации и Государственной Думой для контроля за исполнением федерального бюджета. Состав аудиторов этого контрольного органа формируется палатами на паритетных началах, т. е. Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности половину состава Счетной палаты, кроме того, Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты.

Решения по вопросам своего исключительного ведения Совет Федерации принимает в форме постановлений. Согласно ч. 2 ст. 102 постановления могут приниматься Советом Федерации и по другим вопросам, отнесенным Конституцией к его ведению. В ч. 3 ст. 102 определен общий порядок принятия палатой постановлений - большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Кроме того, установлено, что постановления Совета Федерации могут приниматься в ином порядке, если это предусмотрено Конституцией. Например, в ч. 2 ст. 93 определено, что решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято 2/3 голосов от общего числа его членов[1].

Стоит отметить всю важность Федерального Собрания, как законодательного и представительного органа в структуре Российской Федерации.

Также не стоит упускать из виду и те, основные положения которые сформировались к настоящему времени в устройстве Федерального Собрания. К ним стоит отнести:

1. Самостоятельность;

2. Независимость (ограниченная);

3. Представительность;

4. Двухпалатность (ограничение излишнего радикализма одной из палат).

   Возможно, на сегодня устройство Федерального Собрания и имеет некоторые существенные недостатки как внешнего, так и внутреннего характера, однако не стоит забывать, что по сравнению с другими государствами в которых двухпалатная система формировалась столетиями, в Российской Федерации это относительно новое явление[2].

2. Задача


При рассмотрении Арбитражным судом Новосибирской области экономического спора выяснилось, что Федеральный закон решает данную ситуацию иначе, чем закон Новосибирской области. Истец требовал разрешить спор по федеральному закону, т.к. он является общеобязательным и принят высшим органом законодательной власти РФ. Ответчик настаивал на том, чтобы суд руководствовался местным областным Законом, поскольку он учитывает местные особенности и характер возникающих в Области Правоотношений. Как следует поступить суду? Каким законом руководствоваться и почему? Следует ли обратиться в Конституционный суд?


Вопрос следует решать по Федеральному закону, т.к. Федеральный закон имеет большую юридическую силу нежели закон Новосибирской области.

В Конституционный суд обращаться не стоит, т.к.  данный сор подведомствен арбитражному суду, а не конституционному.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений:

1) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;

2) между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Конституция 1993 г. и Закон «О Конституционном Суде  РФ» 1994 г. устанавливают полномочия Конституционного Суда.

Первая группа полномочий относится к контролю Конституционного Суда  за соответствием Конституции иных правовых актов.

Ко второй группе полномочий относится рассмотрение дел по спорам о компетенции между различными органами.

Третья группа – это полномочия по рассмотрению дел о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Четвертая группа полномочий – это полномочия по рассмотрению дел о конституционности законов по запросам судов.

Закон о Конституционном Суде 1994 года в п. 4 ст. 3 основываясь на ч.3 ст.125 Конституции впервые наделил Конституционный суд  правом толкования Конституции.

Шестая группа полномочий – это полномочия по рассмотрению дел о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

К седьмой группе полномочий относятся полномочия Конституционного Суда связанные с его правотворчеством – правом на законодательную инициативу[3].

Важное значение имеет то, что в новом законодательстве детально  урегулированы общие правила конституционного судопроизводства по подведомственным суду делам. Это способствует более эффективной деятельности Конституционного суда.

Участники процесса в Конституционном Суде – это стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Таковыми являются: заявители – органы или лица, направившие в Конституционный Суд обращения; органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается; представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавшего обращение; руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции; должностное лицо издавшее оспариваемый акт; любой член Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом – это первая категория представителей сторон. Вторая категория – это адвокаты или лица, имеющие учёную степень по юридической специальности. Любая из сторон может иметь не более трех представителей. Стороны, как и другие участники процесса, обладают процессуальными правами и обязанностями[4].



Список используемой литературы

 

1.     Конституция РФ. М.: Новый юрист, 2003.

2.     Грачев Н.И. Основы Конституции РФ. Волгоград: Издательство ГВТУ, 2003.

3.     Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2003.

4.     Конституция РФ: Комментарий / Под общ. Ред. Б.Н. Топорина, Ю.М. Бутирина, Р.Г. Орехова. М.: Юридическая литература, 2001.

5.     Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Конституция и Закон в нашей жизни. М.: Прогресс, 2003.





[1] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2003.-  С. 111.

[2] Конституция РФ: Комментарий / Под общ. Ред. Б.Н. Топорина, Ю.М. Бутирина, Р.Г. Орехова. М.: Юридическая литература, 2001. - С. 105.

[3] Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Конституция и Закон в нашей жизни. М.: Прогресс, 2003. - с. 121-123.


[4] Грачев Н.И. Основы Конституции РФ. Волгоград: Издательство ГВТУ, 2003.-  с. 151.