Содержание
Налоговая система, ее сущность, направления.............. 3
Налог на добавленную стоимость............................................. 7
Задача 1........................................................................................................... 9
Задача 2......................................................................................................... 11
Задача 3......................................................................................................... 14
Список литературы.............................................................................. 15
Налоговая система, ее сущность, направления
В гл.1 Конституции Российской Федерации содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфику российского федерализма определяет ст.5 Конституции Российской Федерации. В ее первой части указаны равноправные субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционные принципы федерализма перечислены в третьей части этой статьи - государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На этих конституционных принципах строится российская налоговая система.[1]
Можно выделить следующие черты налоговых систем федеративных государств.
1. Правовые основы налоговой системы определены конституционными нормами и основанными на них иными нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях.
2. Все налоги и сборы разделены по уровням государственной власти на федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
3. Налоговые системы всех уровней построены по единым принципам.
4. Единый механизм взимания налогов действует на всех уровнях.
5. Налоговые полномочия разделены по уровням власти.
6. Налоговые поступления в бюджеты разных уровней дифференцированы на закрепленные, т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами (ст.47 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г., с изм. и доп. по состоянию на 27.12.2000), и регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (см. ст.48 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления в федеративных и унитарных государствах формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.
Разделение налогов по уровням власти целесообразно проводить с учетом следующих принципов:
налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;
чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой - природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях - налогообложение имущества;
большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;
косвенные налоги (взимаемые в виде надбавки к цене товара) - акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины - взимаются на федеральном уровне;
число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.
Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.
Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и сбора региональных налогов предусмотрен ч.3 ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень региональных налогов и сборов устанавливается НК РФ (ст.14) и законами субъектов Российской Федерации. Введение в действие региональных налогов производится законами субъектов Российской Федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.[2]
Платежи по местным налогам и сборам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные (с позиций налогообложения в понятие "район" не входит район внутри города), поселковые налоги и сборы. Общий порядок установления и сбора местных налогов предусмотрен ч.4 ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов и сборов устанавливается НК РФ (ст.15) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Введение в действие местных налогов производится нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Современная трехуровневая налоговая система Российской Федерации достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но все же ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.
Четкое распределение налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы в условиях рыночной экономики. Кроме того, на наш взгляд, надлежит реформировать действующее налоговое право, устранить противоречия между нормативными правовыми актами, регулирующими налогообложение на всех уровнях власти, и сократить количество этих актов. Единая основа налогообложения должна быть предусмотрена в НК РФ.
Действующая трехуровневая налоговая система предполагает примерную экономическую равноценность и самодостаточность региональных и местных уровней. Фактическое экономико-социальное неравенство этих уровней при наличии жестко установленных перечней налогов и их ставок приводит к дисбалансам. Для поддержания регионов, находящихся в сложном социально - экономическом положении ("депрессивных", "слаборазвитых", полностью зависящих от федеральной финансовой поддержки и т.п.), в НК РФ, по нашему мнению, необходимо предусмотреть особые режимы распределения регулирующих федеральных налогов в эти регионы и указать в Кодексе единые критерии таких регионов. Для остальных регионов будет действовать общий налоговый режим.[3]
Налог на добавленную стоимость
Новый порядок исчисления НДС в соответствии с гл.21 Налогового кодекса РФ применяется с 1 января 2001 года. На сегодняшний день в действующую редакцию гл.21 изменения и дополнения вносились несколько раз. Последние изменения, которые вступают в силу с 1 января 2004 года, связаны с текущей корректировкой, вызванной отменой налога с продаж, и с понижением основной ставки НДС с 20 процентов до 18 процентов. Вместе с тем, по прежнему наиболее существенными являются поправки, внесенные Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ".[4]
Основными изменениями при этом являются следующие положения:
- изменен порядок освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика;
- установлен новый режим налогообложения по нулевой ставке припасов;
- введена новая дата реализации при неподтвержденном экспорте;
- установлен новый порядок возмещения по СМР;
- установлен новый механизм применения расчетной ставки налога;
- в качестве обязательного реквизита отменена печать на счетах-фактурах и др.
В связи с изменениями от 29 мая 2002 года Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ изложены в редакции приказа МНС РФ от 17.09.2002 г. N ВГ-3-03/491 (далее по тексту Методические рекомендации).
Дальнейшая корректировка Методических рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ была обусловлена как текущими изменениями налогового законодательства, так и судебной практикой Высшего арбитражного суда РФ.
Так, изменения и дополнения от 19 сентября 2003 г., от 26 декабря 2003 г., от 11 марта 2004 г. были основаны на изменениях Налогового кодекса РФ, вступающих в силу с 1 января 2004 г., а также на решении ВАС РФ от 04.11.2003 г. N 10575/03 и на постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2003 г. N 7473/03.
Помимо гл.21 Налогового кодекса РФ при исчислении НДС необходимо руководствоваться также Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" (далее - Вводный закон).
Согласно ст.1 Вводного закона глава 21 "Налог на добавленную стоимость" ч.II Налогового кодекса РФ введена в действие с 1 января 2001 года, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.
В частности, согласно ст.13 Вводного закона реализация товаров в Республику Беларусь приравнивается к реализации товаров на территории Российской Федерации.[5]
Согласно ст.27 Вводного закона подп.10 п.2 ст.149 Налогового кодекса РФ, согласно которому не облагается НДС реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, вступает в силу с 1 января 2004 года. До указанного срока применяется специальная норма, установленная в ст.27 Вводного закона.
Задача 1
Определить сумму начисленного налога на имущество юридических лиц, сумму налога, подлежащего уплате в бюджет за 1 квартал, за полугодие, за 9 месяцев по данным таблицы:
Млн. руб.
Счета бухгалтерского учета |
Отчетные данные на |
|||
1.01 |
1.04 |
1.07 |
1.10 |
|
Основные средства по остаточной стоимости (01-02) |
7006 |
48540 |
48043 |
48421 |
01 Основные средства |
16726 |
58260 |
59543 |
60521 |
02 Амортизация ОС |
9720 |
9720 |
11500 |
12100 |
Нематериальные активы по остаточной стоимости (04-05) |
3127 |
3375 |
4379 |
3060 |
04 Нематериальные активы |
5227 |
5600 |
7850 |
6080 |
05 Амортизация НМА |
2100 |
2225 |
3471 |
3020 |
10 Материалы |
590 |
5800 |
4810 |
|
20 Основное производство |
4480 |
3720 |
||
43 Готовая продукция |
17810 |
9080 |
24431 |
2290 |
41 Товары (покупная цена) |
240805 |
85350 |
405205 |
512200 |
44 Расходы на продажу |
100620 |
75180 |
162250 |
185090 |
Стоимость имущества исключенного из налоговой базы |
1020 |
1500 |
1500 |
2250 |
ИТОГО налоговая база |
368938 |
220025 |
653088 |
757341 |
Среднегодовая стоимость имущества за отчетный период = (сумма половины стоимости имущества на первое число следующего месяца за отчетным периодом месяца, а также стоимости имущества на первое число всех остальных кварталов отчетного периода) : 4 |
|
73620 |
155256 |
249924 |
Решение:
Таблица 2
Показатели |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
1. Среднегодовая стоимость имущества за отчетный период, млн. руб. |
73620 |
155256 |
249924 |
2. Установленная ставка налога на имущество, % |
2 |
2 |
2 |
3. Сумма налога на имущество по расчету на отчетный период |
1472,4 |
3105,12 |
4998,48 |
4. Начислено в бюджет налога на имущество за отчетный период |
|
1472,4 |
3105,12 |
5.Причитается к уплате в бюджет налога на имущество по сроку (п.3-п.4) |
1472,4 |
3105,12 |
4998,48 |
Задача 2
Рассчитать налог на прибыль организации за 2002 год.
Млн. руб.
Показатели |
Сумма |
Доходы, расходы, учитываемые для целей налогообложения |
А. Доходы |
182 |
152 |
1. Доход от реализации |
|
|
1.1. Выручка от реализации товаров собственного производства и приобретенных ранее |
120 |
120 |
1.2. Выручка от реализации имущества |
15 |
15 |
1.3. Доход от деятельности в сфере игорного бизнеса |
15 |
0 |
2. Внереализационные расходы |
|
|
2.1. полученные штрафы, пени за нарушение договорных обязательств |
7 |
7 |
2.2. Доход прошлых лет, выявленный в налоговом периоде |
3 |
3 |
2.3. Полученные средства в виде безвозмездной помощи в порядке, установленном федеральным законом «О безвозмездной помощи РФ…» |
5 |
0 |
2.4. Получены гранты в рамках целевого финансирования. По ним ведется раздельный учет |
5 |
0 |
2.5. Доход от сдачи имущества в аренду |
5 |
5 |
2.6. Стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации |
2 |
2 |
2.7. Имущество полученное в форме залога в качестве обеспечения обязательств |
5 |
0 |
В. Расходы |
94,87 |
|
1 Материальные расходы |
50 |
50 |
2. Расходы на оплату труда |
18 |
18 |
2.1. Платежи по долгосрочному добровольному страхованию жизни работников |
1,5 |
1,5 |
3. Суммы начисленной амортизации |
10 |
10 |
4. прочие расходы |
|
|
4.1. Представительские расходы |
3 |
0,72 |
4.2. Расходы на световую рекламу |
1 |
1 |
4.3. расходы на приобретение призов для вручения победителям розыгрышей во время проведения рекламной компании товаров производства |
2,1 |
0,65 |
5. Внереализационные расходы |
|
|
5.1. Уплаченные штрафы, пени за нарушение договорных обязательств |
5 |
5 |
5.2. Уплаченные штрафы и пени за нарушение налогового законодательства |
0,5 |
0 |
5.3. Расходы на оплату услуг банка |
2 |
2 |
5.4. Убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем налоговом периоде |
1 |
1 |
5.5. Сумма материальной помощи работнику для первоначального взноса на строительство дома |
0,2 |
0 |
5.6. Оплата к месту проезда и обратно транспортом общего пользования |
5 |
5 |
5.7. Расходы от игорного бизнеса |
8 |
|
Налоговая база |
Х |
57,13 |
Убытки прошлых лет, уменьшающие налоговую базу |
60 |
17,14 |
Прибыль, подлежащая налогообложению |
Х |
39,99 |
Ставка, % |
Х |
24 |
Сумма налога |
Х |
9,60 |
Задача 3
Определить сумму налога на добавленную стоимость (НДС), подлежащую взносу в бюджет.
Показатели |
Сумма |
1. НДС по приобретенным тыс. руб. 20% |
|
- Материалам |
80 |
- МБП |
60 |
- Работам и услугам |
30 |
2. Фактически оплачены, % |
|
- Материалам |
60 |
- МБП |
100 |
- Работам и услугам |
100 |
3. Сумма НДС, уплаченная при покупке основных средств и нематериальных активов, тыс. руб. |
32 |
4. Выручка от реализованной продукции, в том числе НДС 20%, тыс. руб. |
2500 |
5. Сумма арендной платы, полученная с арендатора, в том числе НДС 20%, тыс. руб. |
100 |
6. НДС по реализованным основным средствам, тыс. руб. |
- |
Сумма НДС пол. |
433,42 |
Сумма НДС опл. |
55 |
Сумма НДС б |
378,42 |
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
2. Баскин А.И.О прогнозировании развития налоговой системы // Налоговый вестник, N 6, 2004
3. Бородай О.Е. Три уровня системы налогообложения в Российской Федерации // Аудиторские ведомости, N 7, 2001
4. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2001
5. Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.- 635с.
[1] Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.- с.11
[2] Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.- с.13
[3] Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2001.- с. 21
[4] Баскин А.И. О прогнозировании развития налоговой системы.// Налоговый вестник, N 6, 2004.- С.9
[5] Баскин А.И. О прогнозировании развития налоговой системы // Налоговый вестник, N 6, 2004 . - С.10