Содержание

Налоговая система, ее сущность, направления.............. 3

Налог на добавленную стоимость............................................. 7

Задача 1........................................................................................................... 9

Задача 2......................................................................................................... 11

Задача 3......................................................................................................... 14

Список литературы.............................................................................. 15


Налоговая система, ее сущность, направления

В гл.1 Конституции Российской Федерации содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфику российского федерализма определяет ст.5 Конституции Российской Федерации. В ее первой части указаны равноправные субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционные принципы федерализма перечислены в третьей части этой статьи - государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На этих конституционных принципах строится российская налоговая система.[1]

Можно выделить следующие черты налоговых систем федеративных государств.

1. Правовые основы налоговой системы определены конституционными нормами и основанными на них иными нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях.

2. Все налоги и сборы разделены по уровням государственной власти на федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

3. Налоговые системы всех уровней построены по единым принципам.

4. Единый механизм взимания налогов действует на всех уровнях.

5. Налоговые полномочия разделены по уровням власти.

6. Налоговые поступления в бюджеты разных уровней дифференцированы на закрепленные, т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами (ст.47 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г., с изм. и доп. по состоянию на 27.12.2000), и регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (см. ст.48 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления в федеративных и унитарных государствах формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

Разделение налогов по уровням власти целесообразно проводить с учетом следующих принципов:

налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;

чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой - природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях - налогообложение имущества;

большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;

косвенные налоги (взимаемые в виде надбавки к цене товара) - акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины - взимаются на федеральном уровне;

число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.

Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.

Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и сбора региональных налогов предусмотрен ч.3 ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень региональных налогов и сборов устанавливается НК РФ (ст.14) и законами субъектов Российской Федерации. Введение в действие региональных налогов производится законами субъектов Российской Федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.[2]

Платежи по местным налогам и сборам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные (с позиций налогообложения в понятие "район" не входит район внутри города), поселковые налоги и сборы. Общий порядок установления и сбора местных налогов предусмотрен ч.4 ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов и сборов устанавливается НК РФ (ст.15) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Введение в действие местных налогов производится нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Современная трехуровневая налоговая система Российской Федерации достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но все же ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.

Четкое распределение налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы в условиях рыночной экономики. Кроме того, на наш взгляд, надлежит реформировать действующее налоговое право, устранить противоречия между нормативными правовыми актами, регулирующими налогообложение на всех уровнях власти, и сократить количество этих актов. Единая основа налогообложения должна быть предусмотрена в НК РФ.

Действующая трехуровневая налоговая система предполагает примерную экономическую равноценность и самодостаточность региональных и местных уровней. Фактическое экономико-социальное неравенство этих уровней при наличии жестко установленных перечней налогов и их ставок приводит к дисбалансам. Для поддержания регионов, находящихся в сложном социально - экономическом положении ("депрессивных", "слаборазвитых", полностью зависящих от федеральной финансовой поддержки и т.п.), в НК РФ, по нашему мнению, необходимо предусмотреть особые режимы распределения регулирующих федеральных налогов в эти регионы и указать в Кодексе единые критерии таких регионов. Для остальных регионов будет действовать общий налоговый режим.[3]


Налог на добавленную стоимость

Новый порядок исчисления НДС в соответствии с гл.21 Налогового кодекса РФ применяется с 1 января 2001 года. На сегодняшний день в действующую редакцию гл.21 изменения и дополнения вносились несколько раз. Последние изменения, которые вступают в силу с 1 января 2004 года, связаны с текущей корректировкой, вызванной отменой налога с продаж, и с понижением основной ставки НДС с 20 процентов до 18 процентов. Вместе с тем, по прежнему наиболее существенными являются поправки, внесенные Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ".[4]

Основными изменениями при этом являются следующие положения:

- изменен порядок освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика;

- установлен новый режим налогообложения по нулевой ставке припасов;

- введена новая дата реализации при неподтвержденном экспорте;

- установлен новый порядок возмещения по СМР;

- установлен новый механизм применения расчетной ставки налога;

- в качестве обязательного реквизита отменена печать на счетах-фактурах и др.

В связи с изменениями от 29 мая 2002 года Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ изложены в редакции приказа МНС РФ от 17.09.2002 г. N ВГ-3-03/491 (далее по тексту Методические рекомендации).

Дальнейшая корректировка Методических рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ была обусловлена как текущими изменениями налогового законодательства, так и судебной практикой Высшего арбитражного суда РФ.

Так, изменения и дополнения от 19 сентября 2003 г., от 26 декабря 2003 г., от 11 марта 2004 г. были основаны на изменениях Налогового кодекса РФ, вступающих в силу с 1 января 2004 г., а также на решении ВАС РФ от 04.11.2003 г. N 10575/03 и на постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2003 г. N 7473/03.

Помимо гл.21 Налогового кодекса РФ при исчислении НДС необходимо руководствоваться также Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" (далее - Вводный закон).

Согласно ст.1 Вводного закона глава 21 "Налог на добавленную стоимость" ч.II Налогового кодекса РФ введена в действие с 1 января 2001 года, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

В частности, согласно ст.13 Вводного закона реализация товаров в Республику Беларусь приравнивается к реализации товаров на территории Российской Федерации.[5]

Согласно ст.27 Вводного закона подп.10 п.2 ст.149 Налогового кодекса РФ, согласно которому не облагается НДС реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, вступает в силу с 1 января 2004 года. До указанного срока применяется специальная норма, установленная в ст.27 Вводного закона.


Задача 1

Определить сумму начисленного налога на имущество юридических лиц, сумму налога, подлежащего уплате в бюджет за 1 квартал, за полугодие, за 9 месяцев по данным таблицы:

Млн. руб.

Счета бухгалтерского учета

Отчетные данные на

1.01

1.04

1.07

1.10

Основные средства по остаточной стоимости (01-02)

7006

48540

48043

48421

01 Основные средства

16726

58260

59543

60521

02 Амортизация ОС

9720

9720

11500

12100

Нематериальные активы по остаточной стоимости (04-05)

3127

3375

4379

3060

04 Нематериальные активы

5227

5600

7850

6080

05 Амортизация НМА

2100

2225

3471

3020

10 Материалы

590

5800

4810

20 Основное производство

4480

3720

43 Готовая продукция

17810

9080

24431

2290

41 Товары (покупная цена)

240805

85350

405205

512200

44 Расходы на продажу

100620

75180

162250

185090

Стоимость имущества исключенного из налоговой базы

1020

1500

1500

2250

ИТОГО налоговая база

368938

220025

653088

757341

Среднегодовая стоимость имущества за отчетный период = (сумма половины стоимости имущества на первое число следующего месяца за отчетным периодом месяца, а также стоимости имущества на первое число всех остальных кварталов отчетного периода) : 4


73620

155256

249924


Решение:

Таблица 2

Показатели

1 кв.

2 кв.

3 кв.

1. Среднегодовая стоимость имущества за отчетный период, млн. руб.

73620

155256

249924

2. Установленная ставка налога на имущество, %

2

2

2

3. Сумма налога на имущество по расчету на отчетный период

1472,4

3105,12

4998,48

4. Начислено в бюджет налога на имущество за отчетный период


1472,4

3105,12

5.Причитается к уплате в бюджет налога на имущество по сроку (п.3-п.4)

1472,4

3105,12

4998,48


Задача 2

Рассчитать налог на прибыль организации за 2002 год.

Млн. руб.

Показатели

Сумма

Доходы, расходы, учитываемые для целей налогообложения

А. Доходы

182

152

1. Доход от реализации



1.1. Выручка от реализации товаров собственного производства и приобретенных ранее

120

120

1.2. Выручка от реализации имущества

15

15

1.3. Доход от деятельности в сфере игорного бизнеса

15

0

2. Внереализационные расходы



2.1. полученные штрафы, пени за нарушение договорных обязательств

7

7

2.2. Доход прошлых лет, выявленный в налоговом периоде

3

3

2.3. Полученные средства в виде безвозмездной помощи в порядке, установленном федеральным законом «О безвозмездной помощи РФ…»

5

0

2.4. Получены гранты в рамках целевого финансирования. По ним ведется раздельный учет

5

0

2.5. Доход от сдачи имущества в аренду

5

5

2.6. Стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации

2

2

2.7. Имущество полученное в форме залога в качестве обеспечения обязательств

5

0

В. Расходы

94,87

1 Материальные расходы

50

50

2. Расходы на оплату труда

18

18

2.1. Платежи по долгосрочному добровольному страхованию жизни работников

1,5

1,5

3. Суммы начисленной амортизации

10

10

4. прочие расходы



4.1. Представительские расходы

3

0,72

4.2. Расходы на световую рекламу

1

1

4.3. расходы на приобретение призов для вручения победителям розыгрышей во время проведения рекламной компании товаров производства

2,1

0,65

5. Внереализационные расходы



5.1. Уплаченные штрафы, пени за нарушение договорных обязательств

5

5

5.2. Уплаченные штрафы и пени за нарушение налогового законодательства

0,5

0

5.3. Расходы на оплату услуг банка

2

2

5.4. Убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем налоговом периоде

1

1

5.5. Сумма материальной помощи работнику для первоначального взноса на строительство дома

0,2

0

5.6. Оплата к месту проезда и обратно транспортом общего пользования

5

5

5.7. Расходы от игорного бизнеса

8


Налоговая база

Х

57,13

Убытки прошлых лет, уменьшающие налоговую базу

60

17,14

Прибыль, подлежащая налогообложению

Х

39,99

Ставка, %

Х

24

Сумма налога

Х

9,60


Задача 3

Определить сумму налога на добавленную стоимость (НДС), подлежащую взносу в бюджет.

Показатели

Сумма

1. НДС по приобретенным тыс. руб. 20%


- Материалам

80

- МБП

60

- Работам и услугам

30

2. Фактически оплачены, %


- Материалам

60

- МБП

100

- Работам и услугам

100

3. Сумма НДС, уплаченная при покупке основных средств и нематериальных активов, тыс. руб.

32

4. Выручка от реализованной продукции, в том числе НДС 20%, тыс. руб.

2500

5. Сумма арендной платы, полученная с арендатора, в том числе НДС 20%, тыс. руб.

100

6. НДС по реализованным основным средствам, тыс. руб.

-

Сумма НДС пол.

433,42

Сумма НДС опл.

55

Сумма НДС б

378,42


Список литературы

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)

2.     Баскин А.И.О прогнозировании развития налоговой системы // Налоговый вестник, N 6, 2004

3.     Бородай О.Е. Три уровня системы налогообложения в Российской Федерации // Аудиторские ведомости, N 7, 2001

4.     Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2001

5.     Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.- 635с.



[1] Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.- с.11

[2] Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003г.- с.13

[3] Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2001.- с. 21

[4] Баскин А.И. О прогнозировании развития налоговой системы.// Налоговый вестник, N 6, 2004.- С.9

[5] Баскин А.И. О прогнозировании развития налоговой системы // Налоговый вестник, N 6, 2004 . - С.10