ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ, БЮЖЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»











КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему


«РАСХОДЫ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ»








Выполнила:

Специальность: Финансы и Кредит

Группа: 

Зачетная книжка

Преподаватель: Смирнова Е.Е.








Москва

2006

ПЛАН:


Введение. 3

Глава 1. Расходы на финансирование  бюджетных инвестиций  как часть бюджетных расходов.. 5

1.1. Понятие бюджетных расходов и факторы, определяющие их величину  5

1.2. Виды бюджетных расходов. 10

1.3. Бюджетные инвестиции. 11

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА РАСХОДОВ  НА ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.. 14

ГЛАВА 3. Государственное финансирование  авиационной промышленности на современном этапе. 22

3.1. Стратегия развития авиационной промышленности. 22

3.2. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года». 28

заключение. 32

БИБЛИОГРАФИЯ.. 34


Введение


Актуальность темы обусловлена следующим.

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.

Посредством государственного бюджета государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Государственные инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста  целом. Инвестиции являются важнейшим элементом хозяйственной жизни. Они призваны воспроизводить и обновлять основной капитал.

В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение проблем и возможностей улучшения формирования расходов на финансирование бюджетных инвестиций.

Задачи исследования:

– изучить теоретические основы бюджетных инвестиций;

– изучить формы государственного финансирования экономики;

–рассмотреть динамику бюджетных расходов в современной России;

– проанализировать пути улучшения качества инвестирования государственных средств в экономику.

Методики исследования: совокупность методов системного анализа, математического моделирования социально-экономических процессов.

Глава 1. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций как часть бюджетных расходов


1.1. Понятие бюджетных расходов и факторы, определяющие их величину


В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов. Расходы государства затрагивают интересы каждого гражданина, в демократических странах они привлекает к себе широкое общественное внимание и являются предметом активной дискуссии. Предприятия, организации, граждане являются налогоплательщиками, они участвуют в финансировании доходной части бюджета и поэтому заинтересованы в том, чтобы государство эффективно распоряжалось финансовыми ресурсами. В развитых странах мира большое внимание уделяется развитию общественного контроля за формированием и исполнением программ расходов.

Бюджетные расходы можно определить как “процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год” [9, с. 115]. Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит несколько иное определение. В соответствии с ним расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления ([1], статья 6). Приведенные определения отражают различные подходы к пониманию государственных расходов. В первом случае акцент делается на управленческие, процедурные моменты. Действительно, в современных условиях бюджетные расходы - основа сложной системы взаимоотношений, охватывающей не только органы государственной власти (законодательные, исполнительные, контрольные и др.), но и гражданское общество. Распределение государственных средств по отдельным расходным статьям закрепляется законодательно, в составе законов о бюджете. Его планирование, обсуждение, исполнение и контроль является центральным элементом бюджетного процесса. Определение, принятое в Бюджетном кодексе, подчеркивает функциональную сторону расходов, делает акцент на разграничении расходных полномочий различных уровней государственной власти.

Для количественной оценки расходов могут использоваться такие показатели, как общий их объем, темпы роста (прироста), динамика по отношению к ВВП, структура расходов и ее изменение, а также объем отдельных видов расходов в расчете на душу населения. Для изучения структуры могут использоваться экономическая, функциональная и ведомственная классификация расходов бюджета.

Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования. Однако, для государственных расходов в целом характерна тенденция к опережающему росту по отношению к ВВП. Рассмотрим более подробно факторы, определяющие динамику расходов:

1. Экономическое развитие страны. Если страна находится на этапе экономического подъема, доходы бюджета растут и, как следствие, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов. Политические силы, представляющие интересы различных общественных кругов (малообеспеченных слоев населения, предпринимателей, получающих государственные заказы и т.п.) оказывают давление на правительство с требованиями увеличить определенные расходные статьи.

Сокращать расходы на этапе экономического спада значительно сложнее, чем увеличивать при благоприятной ситуации в экономике. Стимулы к их росту более сильны и понятны обществу. В этом проявляется асимметрия интересов по отношению к росту государственных расходов. Выгоды от роста расходов очевидны, они проявляются достаточно быстро и их легче прогнозировать. Например, положительный эффект социальных расходов заключается в повышении уровня доходов пенсионеров, инвалидов, семей с детьми. Напротив, выигрыш от экономии государственных средств не столь очевиден и проявляется в более длительной перспективе. Сокращение расходов, особенно в части финансирования социальных программ, – это непопулярная мера. Поскольку программы ограничения расходов имеют сильную оппозицию, их успешная реализация возможна только при наличии политической воли, решительности правительства, а также дополнительной общественной поддержке.

2. Человеческое развитие. Вложения в развитие человека - важная задача государства. Эти вложения нацелены не столько на получение краткосрочного результата, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитых стран.

Базой для планирования расходов на человеческое развитие являются демографические и социальные показатели – численность населения и отдельных его категорий (население с различным уровнем доходов; численность детей дошкольного и школьного возраста, студентов учебных заведений; число больных по различным группам заболеваний и т.д.). Величина расходов определяется двумя факторами – контингентом получателей и нормами расходов, которые рассчитываются на душу населения и закрепляются в законодательстве, инструкциях и методиках. Если число получателей увеличивается, объем расходов также должен возрастать.

3. Научно-технический прогресс. Развитие техники и технологии ведет к появлению новых видов общественных благ и провалов рынка, а значит и новых сфер государственного регулирования. Например, бурное внедрение новых видов носителей информации в XX веке привело к резкому снижению затрат на копирование информационных продуктов. В результате перед производителями остро встала проблема защиты их авторских прав, которую должно обеспечивать государство.

За счет государственного бюджета финансируются такие проекты, которые не приносят коммерческого эффекта, но являются фактором национального престижа страны. Речь идет о фундаментальных научных разработках, технологиях военного назначения, исследовании космического пространства. В странах, являющихся мировыми лидерами в сфере научно-технического прогресса, значимость государственной поддержки научно-технического развития оценивается очень высоко. Соответственно велик и удельный вес данных расходных статей в структуре бюджета.

4. Институциональные и политические факторы. Государственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях с международными организациями. Для их пересмотра в закон о бюджете необходимо вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов государства.

Государственные организации по своей природе являются бюрократическими. Они стремятся укрепить свои позиции, которые в свою очередь зависят от размеров их бюджета и подконтрольных расходов. Являясь профессионалами в конкретной области, они лучше осведомлены о положении дел и отстаивают коллективные интересы. Напротив, потребители государственных услуг хуже информированы, разобщены, имеют противоречивые цели и задачи.

Находящиеся у власти политические силы также могут отстаивать повышение государственных расходов. Наиболее ощутимо это проявляется в период предвыборной кампании, когда действующее руководство может использовать расширение расходов для привлечения избирателей в поддержку своих кандидатов.

5. Внешние обстоятельства. При возникновении чрезвычайных ситуаций, таких войны или природные катаклизмы, роль государства в регулировании экономики существенно возрастает. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению.

Бюджетные ресурсы, находящиеся в руках государства, ограничены. При их распределении возникает потребность в оценке эффективности отдельных программ расходов. Программы, приносящие больший ожидаемый эффект, должны получить и большую финансовую поддержку, в то время как неэффективные расходы должны быть сокращены. При этом оценить результативность программ расходов очень сложно по целому ряду причин.

Во-первых, эффективность бюджетных расходов имеет не только экономическую, но и социальную составляющую. Социальный эффект имеет определяющее значение при формировании государственной политики, однако объективно измерить его практически невозможно. Например, улучшение качества образования можно оценить с помощью разных показателей, таких как: прием и выпуск студентов высших учебных заведений, число выданных дипломов с отличием (всего и по различным группам специальностей), трудоустройство выпускников, численность аспирантов и т.п. Однако эти показатели лишь косвенно характеризует качество образования, и общая оценка эффективности расходов может получиться искаженной.

Во-вторых, многие расходы государства нацелены не на решение текущих задач, а на достижение долгосрочного эффекта. В первую очередь, речь идет о расходах на развитие человека (образование, здравоохранение, культура и искусство), которые представляют собой вложение в будущее. При определении объемов финансирования таких программ необходимо оценивать и сопоставлять их эффективность в долгосрочном плане.

В-третьих, государственные расходы влекут множество побочных эффектов, как положительных, так и отрицательных. Например, строительство железной дороги повышает эффективность бизнеса в прилегающих районах, одновременно ухудшая условия проживания в непосредственной близости от нее. Побочные эффекты являются компонентом эффективности расходов, и учитывать их необходимо. Однако, в силу сложности и многочисленности они трудно поддаются прогнозированию.

Оценка эффективности программ расходов необходима для распределения ограниченных бюджетных ресурсов. Для того чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов, необходимо соблюдать ряд условий. Программы должны быть максимально конкретны, при этом они должны ориентироваться на достижение общественно-значимых целей, а не на финансирование организаций. Отбор программ должен проводиться на конкурсной основе. Процедуры конкурсов должны быть прозрачны, четко определены и широко известны. Расходы по возможности не должны носить постоянного характера, при составлении бюджета на очередной год их структуру следует пересматривать на основе анализа достигнутых результатов.


1.2. Виды бюджетных расходов


По своему экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, которая обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не отнесенные к капитальным в соответствии с бюджетной классификацией. К текущим относятся расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплату процентов, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.).

Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Она включает статьи расходов, предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта; расходы, направленные на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и др. К капитальным расходам относятся капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд.

Специфика капитальных расходов бюджета состоит в том, что они выходят за пределы бюджета одного года и нацелены на получение эффекта в длительной перспективе. Планирование таких расходов строится с учетом их долгосрочного характера. Оно позволяет связать бюджеты различных лет, нацелить их на решение стратегических задач. Во многих случаях создается самостоятельная система управления отдельными видами капитальных расходов.


1.3. Бюджетные инвестиции


Целью бюджетных инвестиций является создание мощностей по производству общественных благ (учреждений образования, здравоохранения, оборонных предприятий и др.). Как правило, они направляются в государственный сектор. Инвестиции целесообразно учитывать в составе целевых программ, перечень которых утверждается законодательно.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ ([1], статья 79) расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии их включения их в целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти или местного самоуправления. Объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год. Если инвестиционный объект предусматривает расходы в сумме более 200 000 минимальных размеров оплаты труда, он подлежит рассмотрению и утверждению в том же порядке, что и федеральные целевые программы.

Бюджетные инвестиции могут предоставляться не только государственным предприятиям. Если они направляются другим юридическим лицам, это влечет возникновение права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества этих лиц ([1], статья 80). Для включения таких расходов в бюджет необходимо полное технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта, проектно-сметная документация, план передачи земли и сооружений, проекта договора об участии государства или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Государственные капитальные вложения, финансируемые из федерального бюджета, в основном проходят через Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП).

Федеральная адресная инвестиционная программа формируется из объёмов капитальных вложений, направляемых на реализацию Федеральных целевых программ (ФЦП), а также на решение не включенных в программы отдельных важнейших социально-экономических вопросов, которые выдвигаются на основании предложений, одобренных решениями Президента РФ, либо Правительства РФ.

Федеральная адресная инвестиционная программа включает в себя расходы по трём основным направлениям:

– социальный комплекс;

– производственный комплекс;

– специальный комплекс.

Структура расходов подтверждает не стратегическую, а ситуативную направленность использования средств, основной задачей которых является решение важнейших проблем федерального уровня, не имеющих альтернативных источников финансирования.

Структуру расходов на социальный комплекс составляют расходы на жилищное строительство, развитие образования, поддержку полиграфии и книгоиздания в России, содержание архивов России и т.п. деятельности, которая имеет косвенное отношение к улучшению инвестиционного климата в стране.

Структуру средств, направляемых на развитие и поддержание производственных комплексов, составляют расходы, обеспечивающие безопасность функционирования объектов энергетики, транспорта. Особое внимание уделяется снабжению газом стратегических объектов РФ.

Расходы на развитие специального комплекса идут на обустройство государственной границы, строительство специальных самолетов, обустройство внутренних войск.

Приоритеты Федеральной адресной инвестиционной программы определяются основными параметрами социально-экономического развития  Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА РАСХОДОВ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ


Рассмотрим бюджетные инвестиции на реализацию пяти Федеральных целевых программ (далее – ФЦП):

1.     Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России  (2002 -  2010 годы)" (код 630)

2.     Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" (код 664)

3.     Федеральная целевая программа "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 - 2006 годы)" (код 665)

4.     Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года (код 669)

5.     Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы (код 666)

В скобках приведены коды бюджетной классификации, которые будут использоваться далее для обозначения ФЦП.

Данные ФЦП были отобраны для анализа по следующим критериям:

– инвестиционная направленность программы;

– одинаковый, а следовательно удобный для сравнения период реализации (2002-2006 гг.);

– достаточно высокий удельный вес в расходах бюджета;

–       сильное влияние на экономический рост страны.

Приведем данные о расходах на финансирование данных ФЦП, заложенных в федеральных бюджетах Российской Федерации в 2002-2006 годах (в таблице программы обозначены кодом бюджетной классификации, приведенным выше):

Таблица 1

Расходы Федерального бюджета на финансирование Федеральных целевых программ в 2002-2006 гг.


Год:

2002

2003

2004

2005

2006

Общие расходы, тыс. руб.

123 736 090,80

142 678 826,40

174 274 086,40

261 030 607,00

363 601 970,40

в том числе на:






630

39 722 164,00

41 800 100,00

53 284 664,20

93 822 937,50

143 148 992,70

664

2 769 500,00

3 100 000,00

3 062 400,00

3 102 200,00

7 452 800,00

665

2 735 420,00

2 542 100,00

2 395 300,00

2 830 000,00

2 882 300,00

669

2 653 200,00

2 156 720,00

1 763 492,00

3 154 700,00

5 469 700,00

666

1 997 800,00

2 196 720,00

2 346 120,00

7 414 500,00

8 103 410,00

Источник: www.minfin.ru


По данным Таблицы 1 рассчитаем следующие показатели:

–       номинальные и реальные темпы прироста ВВП в 2003–2006 годах;

–        номинальные и реальные темпы прироста расходов Федерального бюджета в 2003–2006 годах;

–        номинальные и реальные темпы прироста расходов на финансирование Федеральных целевых программ;

–        удельный вес расходов бюджета на финансирование всех ФЦП относительно общих расходов;

– удельный вес расходов на финансирование каждой из анализируемых ФЦП относительно ВВП в 2002–2005 гг.;

– удельный вес расходов на финансирование каждой из анализируемых ФЦП относительно общих расходов Федерального бюджета в 2002–2006 гг.;

– удельный вес расходов на финансирование каждой из анализируемых ФЦП относительно расходов Федерального бюджета на финансирование всех ФЦП в 2002–2006 гг.;

– номинальные и реальные темпы прироста расходов на финансирование каждой из анализируемых ФЦП в 2003–2006 гг.;

Результаты расчетов представлены в Таблице 2:

Таблица 2

Расчетные показатели анализа расходов на финансирование Федеральных целевых программ


В Таблице 2 расчеты произведены следующим образом:

– за основу взяты прогнозируемые данные расходов Федерального бюджета, ВВП и уровня инфляции, обозначенные в соответствующих Федеральных законах о Федеральном бюджете на 2002-2006 гг.

– при обозначении в Федеральном бюджете диапазона уровня инфляции расчетный уровень инфляции берется в среднем по диапазону;

– удельные веса находятся следующим образом: значения расходов на финансирование конкретных расходов делятся на общие расходы и умножаются на 100%;

– номинальные темпы прироста вычисляются отношением значений показателей отчетного года к значениям показателей базисного года;

– реальные темпы прироста вычисляются отношением значений показателей отчетного года, скорректированных с учетом инфляции (уменьшенные на показатель инфляции в процентах), к значениям показателей базисного года, скорректированных с учетом инфляции (уменьшенные на показатель инфляции в процентах).

Проанализируем рассчитанные показатели и их динамику за 2002–2006 годы:

ВВП за 2002-2006 годы постоянно повышался от уровня 10 950 млрд. руб. в 2002 г. до 24 380 млрд. руб. в 2006 году (рис. 1), имея прирост в 17,24-30,24% в номинальном масштабе и 15,67-28,06% – в реальном.

Рис. 1. Динамика ВВП в России в 2002-2006 гг.

Общие расходы бюджета за 2000-2006 годы повысились с уровня 1947 млрд. руб. в 2002 году до 4270 млрд. руб. (рис. 2). Номинальные темпы прироста находились на уровне от 13,38% до 40,10%. Реальные темпы прироста находились на уровне от 12,16% до 37,21%


Рис. 2. Динамика расходов Федерального бюджета РФ в 2002-2006 гг.


При этом расходы бюджета на финансирование пяти анализируемых ФЦП также повысились с 123 млрд. руб. в 2002 году до 363 млрд. руб. в 2006 году (рис. 3). Темпы прироста расходов бюджета на финансирование данных ФЦП колебались от 15,31% в 2003 году до 49,78% в 2005 году в номинальном масштабе, и от 13,79% в 2003 году до 46,20% в 2005 году – в реальном.

Рис. 3. Динамика расходов бюджета на финансирование анализируемых Федеральных целевых программ


Наибольшей долей в статьях расходов бюджета на финансирование ФЦП выступают расходы на модернизацию транспортной системы России. Их объем по отношению к общим бюджетным расходам на финансирование различных ФЦП составлял от 29,29% в 2003 году до 39,37% в 2006 году. Остальные четыре вида анализируемых расходов составляли не более 3% от общих бюджетных расходов на финансирование всего комплекса ФЦП в 2002–2006 годах.

Проанализируем динамику расходов на финансирование анализируемых ФЦП. Для наглядности построим график динамики расходов, взяв за основу динамику общих расходов Федерального бюджета в 2002–2006 годах (обозначена черным цветом) (рис. 4):

Рис. 4. Динамика Общих расходов Федерального бюджета в сравнении с расходами на анализируемые ФЦП в 2002-2006 годах


Из пяти анализируемых видов расходов наиболее устойчивую тенденцию к росту имеют расходы на развитие гражданской авиационной техники России. Доказательством такого утверждения может послужить построение линейного тренда на диаграмме динамики приростов расходов на финансирование анализируемых ФЦП, показанной на предыдущем рисунке (рис. 5):

Рис. 5. Построение трендов на графике реальных приростов расходов на финансирование анализируемых ФЦП


Наиболее восходящий тренд получился у графика 664 – динамики реальных приростов расходов на финансирование ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года».

Покажем, что данный тренд выявлен верно, обозначив перспективы развития авиационной промышленности в Российской Федерации в Главе 3.


ГЛАВА 3. Государственное финансирование авиационной промышленности на современном этапе


3.1. Стратегия развития авиационной промышленности


Авиационная промышленность является отраслью высокотехнологического сектора, которая обладает потенциалом «интеллектуализации» структуры ВВП, отхода от сырьевой модели развития экономики страны, опережающего развития экспорта машино-технической продукции и импортозамещения. Стабильная работа авиапромышленности создает предпосылки для сохранения и развития целого ряда других высокотехнологичных отраслей промышленности ввиду большой длины и разветвленности технологических цепочек, образующихся в процессе создания современной авиатехники.

Общенациональными задачами современного этапа экономического развития России являются:

1. Удвоение ВВП за десятилетний период. Для этого за счет высоких темпов роста (не менее 12-15% в год) авиационная промышленность должна обеспечить свой вклад в дополнительный прирост темпов экономического развития страны сверх тех значений, которые могут быть достигнуты с помощью инструментов макроэкономического регулирования в преимущественно сырьевой экономике.

2. Удовлетворение потребности российских Вооруженных Сил в новейшем авиационном вооружении, как в количественном, так и в качественном отношении, при одновременном сохранении позиций России на мировом рынке вооружений.

3. Решение двух из семи системных проблем, определенных «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации до 2008 года», а именно:

– преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира, низкого уровня значительной части научно-технических разработок, недостаточной инновационной активности российских компаний;

– развитие высокотехнологичного сектора российской экономики с точки зрения национальной безопасности и конкурентоспособности.

4. Развитие взаимодействия государства и отраслевого бизнеса (частно-государственного партнерства). Расширение роли заинтересованного в подъеме отрасли бизнеса не должно сдерживаться ничем, кроме рационально определяемых ограничений, связанных с обороной и безопасностью страны.

Реализация вышеуказанных целей требует внесения изменений в содержание государственных программ финансирования авиапромышленности.

При очевидной целесообразности государственной поддержки гражданского авиастроения практика показала необходимость уточнения концептуальной основы действующей программы. До настоящего времени государство, финансируя на долевой основе проекты создания конкретных образцов гражданской авиатехники (с конкретными техническими характеристиками), фактически брало на себя ответственность за выбор номенклатуры коммерческой продукции, за правильность определения ее рыночных перспектив и оценки рисков, за привлечение в проект частных инвестиций и другие аспекты предпринимательской деятельности, т.е. фактически за успех реализации коммерческих проектов. В то же время гарантии и стимулы финансового участия негосударственных партнеров в проектах программы обеспечены не были, так же как и гарантии сбыта.

Наряду с Государственной программой вооружений, системой мероприятий по реструктуризации отрасли, а также мерами по совершенствованию правовой базы, Федеральная целевая программа должна стать одним из основных механизмов реализации стратегии развития авиационной промышленности. Использование программно-целевого подхода дает возможность повысить эффективность и прозрачность расходования средств федерального бюджета, обеспечить создание более действенной системы управления реализацией стратегии.

Корректировка Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» будет проведена при использовании следующих принципов:

1. Государство не берет ответственности за выбор создаваемых отраслью коммерческих продуктов. Право выбора и все связанные с этим выбором риски остается за бизнес-структурами.

2. Государство поддерживает коммерческие проекты «переходных» продуктов, стимулирует создание «прорывного» продукта.

3. Государство сохраняет за собой ответственность за развитие инфраструктуры авиастроения (наука, испытательная база, информационная среда, подготовка кадров и т.д.).

4. Признается, что гражданское авиастроение не может быть ориентировано преимущественно на внутренний российский рынок вследствие его ограниченности. Невозможно развитие экономически эффективной авиастроительной промышленности полного цикла, ориентированной на ограниченный даже в благоприятной перспективе внутрироссийский спрос. Соответственно, поддерживается интеграция российского авиастроения в глобальный рынок.

5. Уровень принятия решений по отдельным мероприятия и проектам программы должен соответствовать компетенции органов управления и лиц, принимающих решение. Система управления программой должна быть прозрачна и публична.

Новая структура программных мероприятий должна предусматривать:

1. Мероприятия по поддержке создания и продвижения переходных продуктов, сохранению и развитию перспективных компетенций предприятий авиапрома.

Эта группа мероприятий включает в себя поддержку продвижения на рынки впускаемой серийно авиатехники, в том числе с использованием механизма лизинга, осуществление работ по ее доводке, развитие модификаций и «нишевых» продуктов, создаваемых на основе уже существующих моделей. Кроме того, будут поддерживаться проекты переходных продуктов в самолетостроении и вертолетостроении, формируемые на современной организационной основе, ориентированные на глобальный авиарынок, широко использующие риск-разделенное партнерство и международную кооперацию.

На начальном этапе реализации Программы финансирование работ по продвижению на рынок серийной продукции осуществляется вне рамок Программы. На последующих этапах реализации Программы, при принятии решения о дальнейшей концентрации финансовых ресурсов, направляемых на развитие гражданского сектора авиационной промышленности, данное мероприятие может быть включено в перечень программных с соответствующим увеличением финансирования Программы.

2. Мероприятия по поддержке международного кооперационного сотрудничества.

В рамках данных мероприятий предусматривается содействие технологической модернизации и сертификации производства и конструкторской базы для расширения участия в международных кооперационных проектах, долевое участие государства и частного бизнеса в подготовке к реализации кооперационных проектов существующего и перспективного продуктового ряда на основе разделения рисков.

3. Мероприятия по созданию «прорывного» продукта.

Предполагается разработка альтернативных концепций перспективных продуктов. Параллельно ведется разработка перспективных технологий, потенциально способных обеспечивать конкурентоспособность «прорывных» продуктов. На основе выбранных концепций и в рамках частно-государственного партнерства и международной кооперации будут сформированы проекты прорывных продуктов (наиболее вероятно, по одному в самолето- и вертолетостроении. Предусматривается долевое участие государства в реализации этих проектов.

4. Мероприятия по обновлению материально-технической базы и формированию научно-технического задела в сфере авиационных технологий.

Предполагается развитие ключевых компетенций научно-исследовательского сектора авиационной промышленности, стимулирование разработки перспективных технологий – как в интересах отечественной промышленности, так для их коммерциализиции на мировом рынке авиационных технологий.

5. Мероприятия по управлению Программой.

Предусматривается осуществление мониторинга выполнения программы, периодическая корректировка прогнозов рынков авиатехники и перспективных авиационных технологий, осуществление экспертизы проектов.

Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации Стратегии оценивается на основе представления о необходимости параллельного финансирования:

– модернизации авиационной компоненты Вооруженных Сил и создания перспективного продукта для мировых рынков авиационных вооружений;

– создания конкурентоспособных гражданских продуктов и системы их продвижения на авиарынки;

– модернизации научно-исследовательской, конструкторской и производственной инфраструктуры авиационной промышленности.

Оценка необходимого финансирования для возврата России на мировой рынок в качестве одного из мировых центров авиастроения проводится, исходя из предположения о начале структурных преобразований в отрасли, предполагающих ликвидацию разобщенности комплексов и выработку на основе частно-государственного партнерства перспективной политики привлечения и распределения финансовых ресурсов.

Привлечение внебюджетных ресурсов для выполнения программы осуществляется в рамках отдельных проектов. Общим принципом привлечения внебюджетных ресурсов является снижение доли государственного участия по мере снижения внешних рисков проектов. В соответствии с этим принципом предполагается паритетное участие государства и частного бизнеса в проектах поддержки продвижения на рынок серийной авиатехники в условиях, когда основные конструкторские и производственные риски сняты. При этом ожидается, что в софинансировании проектов примут участие инвестиционные институты, как уже участвующие в финансировании российских частно-государственных лизинговых компаний, так и аналогичные новые структуры. В проектах доведения до рыночных требований «нишевых» продуктов участие государства варьируется в пределах 20-100% их стоимости. Софинансирование осуществляют компании-производители, в том числе производители компонентов. Привлечение внебюджетных средств в создание новых продуктов на базе современных технологий будет происходить в рамках риск-разделенного партнерства. В соответствии с мировой практикой, объем внебюджетных средств может составлять от 30 до 60% стоимости проектов, с увеличение доли внебюджетного финансирования по мере снятия технологических рисков. Такая динамика изменения долевого участия государства и бизнеса в новых проектах учтена в рамках мероприятий по созданию новой авиатехники. Участниками таких проектов на основе риск-разделенного партнерства являются, прежде всего, иностранные и российские производители компонентов авиатехники. Перспективные новые проекты будут строиться и на основе риск-разделенного партнерства с иностранными производителями финальной продукции. Финансирование рискованных технологических разработок и развитие научно-исследовательской инфраструктуры является преимущественно сферой ответственности государства.

С учетом низкой стартовой инвестиционной привлекательности отрасли, ожидается, что общий объем внебюджетного софинансирования Стратегии до 2015 г. составит от 25 до 40% общего объема финансирования. С выходом российской авиастроительной промышленности на запланированные конкурентные позиции, внебюджетное финансирование должно стать основным источником ее развития по крайней мере в сфере гражданской авиации. 

Достижение заявленной амбициозной цели о выходе отрасли на объем продаж авиатехники порядка 7 млрд. долларов США в год к 2015 г. потребует общего объема инвестиций из всех источников в пределах 20 млрд. долларов США в период до 2015 г. включительно, в том числе из бюджета порядка 12  млрд. долл. на безвозвратной основе, не считая закупок военной техники в интересах Минобороны России. Обеспечение ежегодного бюджетного финансирования развития авиационной промышленности в соответствующем объеме в период до 2015 г. будет стимулировать  привлечение необходимых средств из внебюджетных источников.

3.2. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года»


Ограниченность номенклатуры выпускаемой авиационной техники, а также ее экономические и технические параметры, надежность систем и агрегатов и качество послепродажного обслуживания не в полной мере отвечают платежеспособному спросу авиакомпаний. Использование различных инструментов государственной поддержки не привело к решающему увеличению продаж даже на внутреннем рынке. Напротив, ввоз российскими авиакомпаниями иностранной авиационной техники, включая аналоги выпускаемых российских воздушных судов, приобретает все более массовый характер.

Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» направлена на решение проблемы конкурентоспособности гражданского сектора авиационной промышленности на внутреннем и внешнем рынках гражданской авиационной техники.

Ресурсное обеспечение Программы производится за счет использования средств федерального бюджета, собственных средств организаций и банковских кредитов.

Финансирование опытно-конструкторских работ и научно-исследовательских работ, обеспечивающих разработку новых технологий, а также завершение сертификации разработанных образцов авиационной техники, осуществляется за счет средств федерального бюджета по разделу 6 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу». Инвестиции на техническое перевооружение и развитие производства финансируются за счет средств федерального бюджета по разделу 7 «Промышленность, энергетика и строительство». Реализация Программы потребует в 2002-2015 годах финансирования научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, технического перевооружения и развития производства в объеме 158188,6 млн. рублей (в ценах 2002 года), в том числе:

На первом этапе – 2002-2005 годы – было запланировано (млн. рублей) (табл. 3):

Таблица 3

Финансирование Программы в 2002-2005 гг.


 

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2002-2015 

Всего

8752,2

9361,4

10101,7

10908,4

39123,7

из них: федеральный бюджет:

2290

2427,8

2562,4

2711,9

9992,1

по разделу 6

2200

2332

2460,2

2602,9

9595,1

по разделу 7

90

95,8

102,2

109

397

внебюджетные источники

6462,2

6933,6

7539,3

8196,5

29131,6

Источник: www.avia.ru

На втором этапе – 2006-2010 годы и период до 2015 года (млн. рублей) (табл. 4).

Таблица 4

Финансирование Программы в 2006-2010 гг.


2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2006-2010 

2011-2015 

Всего

11279,7

11573,8

11765

11872

11945,4

58435,9

60629

из них: федеральный бюджет:

2829,2

2815,3

2783,5

2731,5

2663,6

13823,1

11870,9

по разделу 6

2709,3

2677,5

2618,1

2533

2423,6

12961,5

10496,8

по разделу 7

119,9

137,8

165,4

198,5

240

861,6

1374,1

внебюджетные источники

8450,5

8758,5

8981,5

9140,5

9281,8

44612,8

48758,1

Источник: www.avia.ru

Таблица 5

Объемы и источники финансирования Программы по направлениям

Источник финансирования

2002 - 2015 

2002 

1. Опытно-конструкторские работы по воздушным судам, двигателям, бортовому радиоэлектронному оборудованию, агрегатам и системам - всего

115985,6

6483,9

из них: федеральный бюджет по разделу 6

24445

1819,5

внебюджетные источники

91540,6

4664,4

2. Научно-исследовательские работы по разработке новых технических решений. Содержание и развитие экспериментальной базы федеральный бюджет по разделу 6

8608,4

380,5

3. Инвестиции на техническое перевооружение и развитие производства - всего

33594,6

1887,8

из них: федеральный бюджет по разделу 7

2632,7

90

внебюджетные источники

30961,9

1797,8

Всего

158188,6

8752,2

из них: федеральный бюджет:

35686,1

290

по разделу 6 "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу"

33053,4

2200

по разделу 7 "Промышленность, энергетика и строительство"

2632,7

90

внебюджетные источники

122502,5

6462,2

Источник: www.avia.ru

Объемы и источники финансирования Программы (табл. 5) подлежат ежегодно уточнению исходя из реальных возможностей федерального бюджета и привлечения внебюджетных источников, состояния разработки и сметной стоимости проекта и технико-экономического обоснования запрашиваемых средств.

По прогнозам, в 2007 году расходы на реализацию Программы составят 18 829 млн. рублей, из них 11 411 млн. рублей за счет средств Федерального бюджета.

заключение


В данной работе были рассмотрены теоретические положения, касающиеся расходов на финансирование бюджетных инвестиций, проведен анализ фактических данных расходов Федерального бюджета на финансирование пяти отобранных Федеральных целевых программ в 2002-2006 годах. В результате анализа динамики расходов была выявлена Федеральная целевая программа, бюджетные расходы на финансирование которой растут наиболее высокими темпами – «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года». Перспективы развития отрасли авиастроения, а также состав и планируемые расходы на реализацию данной Федеральной целевой программы, были освещены в главе 3.

В результате комплексного изучения темы «Расходы на финансирование бюджетных инвестиций» можно сделать следующие основные выводы:

Инвестиционная деятельность – это вложения средств и осуществление практических действий в целях получения дохода и достижения полезного эффекта. Ведущая роль инвестиций в развитии экономики определяется тем, что благодаря им осуществляется накопление капитала предприятий, а следовательно, создание базы для расширения производственных возможностей страны и экономического роста. Инвестиции в экономику страны преследуют долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения.

При этом бюджетный механизм, который является выражением бюджетной политики, отражает нацеленность бюджетных инвестиций на решение экономических и социальных задач. Государственные, или бюджетные инвестиции, распределяются в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития страны.

Анализ показал, что средства, инвестируемые государством в экономику страны с помощью бюджетного механизма, в настоящее время направляются в приоритетные отрасли национального хозяйства. В 2006 г. наибольшие темпы прироста продемонстрировали бюджетные инвестиции в авиационную промышленность Российской Федерации. Бюджетные расходы на финансирование Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» по сравнению с 2005 годом возросли более чем в сто раз. Такой рост расходов бюджета определяется необходимостью участия государства путем использования инструментов программно-целевого планирования с целью концентрации ресурсов и создания эффективной системы управления проектами в развитии отрасли для преодоления кризиса гражданского сектора авиационной промышленности.

Сегодня для решения задач такого масштаба и длительности существует только один проработанный механизм государственного регулирования – федеральные целевые программы. Реализация Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» будет способствовать формированию научно-технического задела для создания конкурентоспособных образцов авиационной техники после 2015 года.

БИБЛИОГРАФИЯ


1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ

2.     Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год»

3.     Федеральный закон от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год»

4.     Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год»

5.     Федеральный закон от 24.12.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год»

6.     Федеральный закон от 30.12.2001 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год»

7.     Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 № 728 «О Федеральной целевой программе «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года»

8.      Постановление Правительства РФ от 24.08.2006 № 519 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ ль 15.10.2001 № 728»

9.     Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 1999.

10.Бюджетная система России: Учебник / Под. ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2000.

11.Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Государственный бюджет: Конспект лекций. – СПб.: Политехника, 2000.

12.Игошин В.Н. Инвестиции. – М.: ЮНИТИ, 2006.

13.Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под. ред. М.В. Романовского. – М.: Юрайт, 1999.

14.Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. – Таганрог: ТРТУ, 2003.

15.Поляк Г.Б. Финансы. – М.: ЮНИТИ, 2007.

16.Экономика: Справочник студента. – М.: АСТ, 2000.

17.www.budget.ru

18.www.minfin.ru

19.www.minprom.gov.ru

20.www.economy.gov.ru

21. www.avia.ru – «Стратегия развития авиационнойпромышленности на период до 2015 года»