Содержание

1.Бухгалтерский баланс. Понятие активов и пассивов. Их взаимосвязь............... 2

2.Понятие счета. Схема активных и пассивных счетов............................................ 3

3.Балансовые обобщения. Уравнения бухгалтерского учёта.................................. 5

4.Состав и содержание бухгалтерской отчётности. Виды и назначения................ 6

5.Управленческий и финансовый учёт: отличительные признаки. Значение управленческого учёта. Пользователи........................................................................ 9

6.Учётная политика предприятия. Основные элементы учётной политики....... 13

7.Структурно-логическая схема формирования прибыли в современных условиях......................................................................................................................... 17

8.План счетов бухгалтерского учёта. Классификация счетов............................... 20

9.Калькуляция – как элемент метода бух. учёта. Основные статьи..................... 24

10.Понятие основного и оборотного капитала. Состав, содержание.................... 24

1.Бухгалтерский баланс. Понятие активов и пассивов. Их взаимосвязь.

Средства предприятия участвуют в процессе производства непрерывно. Вещественный состав средств на разных предприятиях неодинаков, поэтому для руководства предприятием нужно знать, какими средствами оно располагает, из каких источников они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки имущества хозяйства и источников его образования на определенную дату в денежной оценке.

Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух вертикально расположенных частей: верхняя - актив - отражает имущество хозяйственного органа, а нижняя - пассив - источники его образования.

Баланс в переводе с французского означает равенство, весы. Поэтому в нем всегда должно присутствовать равенство итогов актива и пассива (имущество хозяйства равно источникам его образования).

Все имущество (средства) в активе и источники его образования в пассиве представлены в сгруппированном виде. Имущество в активе сведено в три раздела. Разделы в активе баланса расположены в порядке возрастания ликвидности. В разделе 1 представлены наименее ликвидные активы, в разделе II - активы с высокой ликвидностью, в разделе III - средства, полностью выбывшие из оборота (потеря средств).

В пассиве баланса тоже три раздела, расположенные в зависимости от срока погашения долгов. В разделе IV пассива представлены собственные источники образования имущества, в разделе V - долгосрочные заемные источники, в разделе VI - краткосрочные заемные источники.

Каждый из разделов актива и пассива баланса включает экономически однородные виды средств и источников, которые называются статьями баланса.

В разделе 1 актива баланса представлены три группы статей. Группа "Нематериальные активы" представлена несколькими статьями (см. с. 39). Они в балансе оценены по остаточной стоимости (первоначальная стоимость минус сумма

начисленного износа). Так же оцениваются и статьи группы "Основные средства", за исключением "земельных участков.

Износ по этому виду основных средств не начисляется. В балансе все основные средства и нематериальные активы представлены в одном разделе независимо от сферы эксплуатации. По статьям группы "Финансовые вложения" отражается вложение средств в другие хозяйствующие субъекты на срок более одного года.

В разделе II актива баланса "Оборотные активы показываются оборотные средства независимо от сферы использования. Они представлены несколькими группами. В группе "Запасы" в первую очередь отражены отдельными статьями оборотные средства сферы производства. Здесь же приведены и предметы обращения: готовая продукция и товары отгруженные, расходы будущих периодов. Запасы должны оцениваться по фактической себестоимости. Однако в условиях высокой инфляции используются особые методы оценки как предметов труда, так и продуктов труда.

Вторую группу оборотных активов составляют краткосрочные финансовые вложения в другие предприятия.

Группа "Денежные средства" представлена статьями Расчетные счета", "Валютные счета", "Прочие денежные средства" В настоящее время предприятия и организации могут иметь несколько расчетных и валютных счетов в банках. В балансе остатки средств по этим счетам отражаются общими суммами независимо от количества открытых счетов. Остатки средств по банковским валютным счетам показываются в рублевом эквиваленте.

В разделе III актива баланса отражаются убытки по времени их возникновения. Такой порядок необходим для контроля за их покрытием.

В разделе IV пассива баланса "Капитал и резервы" показаны самостоятельными статьями собственные источники образования средств: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал. В этом же разделе приводится нераспределенная прибыль предприятия. Она представлена двумя позициями, соответствующими времени ее возникновения.

Статьи раздела V пассива показывают задолженность банкам по кредитам и займам, полученным от других предприятий на срок более одного года.

Раздел VI пассива баланса объединяет несколько групп краткосрочной задолженности: заемные средства, кредиторскую задолженность, резервы предстоящих расходов и платежей.

По группе "Заемные средства" самостоятельными статьями показаны долги банкам по краткосрочным кредитам и другим предприятиям.

По статьям группы "Кредиторская задолженность" представлены долги поставщикам и подрядчикам за поступившие от них товарно-материальные ценности, дочерним и зависимым предприятиям, работникам предприятия, бюджету, социальным фондам.

2.Понятие счета. Схема активных и пассивных счетов.

Строение счетов. В балансе предприятия приводятся обобщенные данные об объектах бухгалтерского учета на определенную дату. Для руководства хозяйственной деятельностью и принятия соответствующих управленческих решений необходимо иметь непрерывную информацию о состоянии и движении имущества. С этой целью в бухгалтерском учете применяется система счетов.

Система счетов - это способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за средствами хозяйства и хозяйственными операциями.

Каждый счет предназначен для отражения конкретного объекта хозяйственных средств или источников их образования. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные только по однородным хозяйственным операциям. Счет представляет собой таблицу двусторонней формы.

Таблица счета имеет две противоположные стороны, обозначенные терминами "Дебет" (Д-т) и "Кредит" (К-т). Если по дебету счета отражают поступление средств, то по кредиту - их расходование.

Остаток средств или источников их образования на начало или конец периода называется "сальдо. Сумма по операциям за отчетный период называется оборотом по счету. Счет может иметь два оборота -дебетовый оборот (Обд ) и кредитовый (Обк )

Все счета бухгалтерского учета по отношению к балансу делятся на две большие группы: счета для учета хозяйственных средств (счета средств) и счета для учета источников образования средств (счета источников).

Все счета средств - счета активные. Они имеют следующее строение: остаток по счету может быть только дебетовым, оборот по дебету означает поступление средств, а оборот по кредиту - их использование (выбытие).

Отражение операций по любому активному счету может вызвать два случая.

Строение активного счета

Счет "Активный"

Д-т

К-т

Сн – наличие средств на начало периода

Обк- использование средств (-)

Обд- поступление средств

1)    Ск больше 0, если

2)    Сн+Обд Ск =0, если Сн+Обд=Обк> Обк

На активном счете сальдо конечное (Ск) меньше нуля быть не может, так как нельзя потратить средств больше, чем их было.

К активным относятся счета "Основные средства", "Материалы", "Касса", "Расчетный счет", "Нематериальные активы" и др.

Все счета источников средств - пассивные. Они имеют следующее строение: начальный остаток источников хозяйственных средств всегда отражается по кредиту (кредитовое сальдо), на этой же стороне счета отражается и увеличение источника, уменьшение источников — по дебету. При отражении операций по пассивному счету может возникнуть два случая.

Строение пассивного счета

Счет "Пассивный"

Д-т

К-т

Обд- уменьшение (-)

Сн – остаток источников

Обк- увеличение (+)

1)    Ск больше 0, если Сн+ Обк> Обд

2) Ск =0, если Сн+ Обк = Обд

На пассивном счете сальдо конечное (Ск) меньше нуля быть не может, так как нельзя израсходовать источников больше, чем их было.

К пассивным относятся счета "Уставный капитал", "Краткосрочные ссуды банка", "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и др.

Существуют активно-пассивные счета, которые объединяют в себе признаки активных и пассивных счетов. В этих счетах остаток может быть и дебетовым, и кредитовым. Например, счет "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" может иметь два остатка: дебетовый - показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса, кредитовый - сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве.

Между счетами и балансом существует тесная взаимосвязь:

каждой статье баланса, как правило, соответствует счет, кроме случаев, когда отдельные статьи отражают данные нескольких счетов (например, статья "Сырье и материалы" содержит остатки по счетам "Материалы", "Заготовление и

 приобретение материалов"); некоторые счета представлены в балансе несколькими статьями (счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками");

счета подразделяются на активные и пассивные аналогично статьям баланса;

остатки хозяйственных средств и источников их образования показываются на счетах на той же стороне, что и в балансе;

суммы остатков по всем активным счетам равны итогу актива (валюте) балансе, а по всем пассивным счетам - итогу пассива (валюте) баланса;

баланс составляется на основании данных счетов бухгалтерского учета, а счета открываются на основании данных баланса.

3.Балансовые обобщения. Уравнения бухгалтерского учёта.

Балансовое обобщение информации применяется в учете, анализе финансово-хозяйственной деятельности для рассмотрения и принятия управленческих решений, необходимых для дальнейшей деятельности предприятия или организации.

Балансовое обобщение предполагает обобщенный характер информации, который позволяет свести частные показатели в целостную систему обобщенных данных.

Метод балансового обобщения применяется при составлении бухгалтерского баланса, что позволяет охарактеризовать имущественно – финансовое  состояние предприятия.

При построении бухгалтерского баланса использовалась двойственная группировка имущества организации (предприятия) по функциональной роли в процессе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и источникам его образования.

Информация о двойственной группировке имущества получает в балансе упорядоченное отражение в обобщенном виде в едином денежном измерителе. В связи с этим можно дать следующее определение бухгалтерскому балансу:

Бухгалтерский баланс это способ обобщенного отражения в стоимостной оценке состояния активов предприятия и источников их образования на определенную дату.

Бухгалтерский баланс отражает стоимость остатков оборотных и внеоборотных активов капитала, прибыли, кредитов и займов, кредиторской задолженности и прочих пассивов. Эта информация предоставляется на начало года и на конец года.

Бухгалтерский баланс является основным элементом бухгалтерской отчетности предприятия.

4.Состав и содержание бухгалтерской отчётности. Виды и назначения.

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями  для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству и целом.

Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др.

Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

Все большая ориентация отечественной бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление недостаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.

За 2002 г. годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н включает:

бухгалтерский баланс — форма № 1;

отчет о прибылях и убытках -  форма № 2;

отчет об изменениях капитала — форма № 3;

отчет о движении денежных средств — форма № 4;

приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик; итоговую часть аудиторского заключения.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.

Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные.

Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (форма № 4), а также при отсутствии соответствующих данных — Отчет об изменениях капитала (форма № 3) и Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют.

Указанные организации в составе годовой бухгалтерскому отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств (формы № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку.

При составлении годового отчета организации руководствуются следующими основными принципами ведения бухгалтерского учета:

— соблюдение принятой учетной политики в течение отчетного года. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в годовой бухгалтерской отчетности;

— полнота отражения в учете за отчетный период всех хозяйственных операций, осуществленных в этом году, и результатов инвентаризации имущества и обязательств;

—- правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета и положений о бухгалтерском учете и отчетности в РФ;

— разграничение в учете текущих затрат на производство (издержек обращения) и капитальных вложений;

— тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по итогами синтетического учета;

— сопоставимость отчетных показателей с плановыми, а также сравнимость показателей за соответствующий период отчетного года с отчетными данными за соответствующий период прошлого года.

В годовой бухгалтерский отчет приходится вносить коррективы (по сравнению с периодической отчетностью), размер и характер которых выясняются из сравнения данных учета с величиной имущественной массы, которая определяется посредством годовой инвентаризации.

В бухгалтерской отчетности не допускается никаких подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписавшие отчет, с указанием даты исправления.

5.Управленческий и финансовый учёт: отличительные признаки. Значение управленческого учёта. Пользователи.

Большинство элементов финансового учета можно найти и в управленческом учете:

• в обеих системах учета рассматриваются одни и те же хозяйственные операции. Например, поэлементно отражаемые в системе финансового учета данные о видах затрат (сырья и материалов, заработной платы, амортизационных отчислений) используются одновременно и в управленческом учете;

• на основе производственной или полной себестоимости, рассчитанной в системе управленческого учета, производится балансовая оценка изготовленных на предприятии активов в системе финансового учета;

• методы финансового учета применяются и в управленческом учете;

• оперативная информация используется не только в управленческом учете, но и для составления финансовых документов. Следовательно, во избежание дублирования сбор первичной информации должен осуществляться в соответствии с интересами как финансового, так и управленческого учета.

Однако наиболее важной чертой, объединяющей два вида учета, является то, что их информация используется для принятия решений. Так, данные финансового бухгалтерского учета помогают инвесторам оценить потенциал и перспективы предприятия, целесообразность инвестирования, а данные управленческого учета используются менеджерами для решения широкого круга проблем управления.

Степень взаимосвязи между системами финансового и управленческого учета во многом зависит от особенностей структуры действующего Плана счетов.

Финансовый и управленческий учет являют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единого бухгалтерского учета. Но наряду с этим имеются принципиальные отличия по следующим вопросам:

1. Обязательность ведения учета.

Ведение бухгалтерского финансового учета предусмотрено законодательством, т.е. обязательно. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О бухгалтерском учете» «руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ... искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ». Бухгалтерский финансовый учет ведется по требуемой форме и с требуемой степенью точности независимо от желания руководства предприятия.

В отношении бухгалтерского управленческого учета в специальной экономической литературе обычно встречается точка зрения, согласно которой его ведение необязательно и всецело зависит от воли руководства. С этим согласиться трудно, если вспомнить, что важнейшими слагаемыми данного учета являются производственный учет и калькулирование. Учет издержек по местам возникновения затрат необходим организации, осуществляющей различные виды деятельности, при условии, что налог на прибыль от них рассчитывается по различным налоговым ставкам. Без поставленного должным образом управленческого учета эту задачу решить нельзя. В остальном же степень развития бухгалтерского управленческого учета зависит от задач, стоящих перед организацией, от уровня профессиональной подготовки ее руководства. При этом обязательно должно выполняться условие: затраты на сбор и подготовку управленческой информации должны быть ниже экономического эффекта от ее использования.

2. Цели ведения учета.

Цель финансового учета составление финансовых документов для внешних пользователей. Как только финансовая отчетность готова, цель считается достигнутой.

Цель управленческого учета обеспечение внутрипроизводственного планирования, управления и контроля. Цель управленческого учета во времени непрерывна, перманентна и достигается на короткий миг.

3. Пользователи информации.

Как отмечалось выше, потребителями информации финансового учета

являются внешние пользователи.

Информация управленческого учета, напротив, готовится для внутренних пользователей.

4. Методы ведения учета.

Важнейшими элементами метода финансового учета являются счета и

двойная запись, документация и инвентаризация.

Управленческий учет пользуется этими приемами, но не всегда. Запись информации необязательно ведется по двойной системе.

5. Свобода выбора.

Финансовый учет основан на общепринятых принципах, которые регулируют запись, оценку и передачу финансовой информации, т.е. он до определенной степени централизован. Публичная финансовая отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке.

Управленческий учет, напротив, организуется исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь интересам предприятия, в чем и заключается его преимущество перед финансовым учетом. Общие принципы данного учета сводятся к тому, чтобы максимально обеспечить руководство полезной информацией. Управленческий учет в большей степени основан на логике и опыте или на общей приемлемости. В этом смысле можно говорить о децентрализации управленческого учета.

6. Используемые измерители.

Как известно, финансовый учет ведется в российской валюте — рублях. В рублевой оценке должна быть составлена и финансовая отчетность.

В управленческом учете используются как денежные, так и неденежные измерители — в зависимости от их «полезности». Успешно применяются натуральные показатели (штуки, метры, тонны, литры и т.д.) — в зависимости от отраслевой принадлежности организации, условно-натуральные показатели (условные банки — в консервной промышленности, условная жирность — в мыловаренной промышленности и т.д.). Для измерения рабочего времени могут применяться такие показатели, как человеко-часы, станко-часы, машино-часы.

7.Группировка затрат.

В финансовом учете затраты группируются по экономическим элементам. Под элементом понимается однородный вид затрат на производство. Группировка затрат по элементам призвана дать ответ на вопрос; что затрачено на производство в отчетном периоде? При этом не учитывается, где и на что израсходованы средства. ПБУ 9/10 «Расходы организации» для целей ведения финансового учета определен следующий перечень экономических элементов:

• материальные затраты;

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

• амортизация;

• прочие затраты.

Такая классификация затрат позволяет определить в финансовом учете результат (прибыль или убыток) по обычным видам деятельности.

В управленческом учете затраты группируются по носителям затрат в разрезе статей калькуляции. Под носителем затрат понимаются виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации как на внешнем рынке, так и внутри организации. Классификация затрат по статьям калькуляции дает ответ на вопрос: на что израсходованы ресурсы и где? Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно. Это связано с тем, что организация производственного учета как элемента управленческого учета является политикой предприятия в области управления затратами, т.е. «внутренней» политикой.

Для промышленных предприятий наиболее характерны следующие калькуляционные статьи:

• сырье и материалы;

• возвратные отходы (вычитаются);

• топливо и энергия на технологические нужды;

• покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;

• основная заработная плата производственных рабочих;

• дополнительная заработная плата производственных рабочих;

• отчисления на социальные нужды;

• расходы на подготовку и освоение производства;

• расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

• потери от брака;

• цеховые расходы;

• общезаводские расходы;

• прочие производственные расходы;

• коммерческие расходы.

Однако каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о том, по каким статьям классифицировать затраты.

В результате различий в подходах к группировке затрат в финансовом и управленческом учете информация о прибыли формируется по-разному. По данным финансового учета можно рассчитать финансовый результат деятельности всей организации (эта информация представляется в форме № 2 финансовой отчетности «Отчет о прибылях и убытках»). Из информации управленческого учета можно узнать, насколько прибылен тот или иной вид продукции (работ, услуг).

8. Основной объект учета.

В финансовом учете хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое.

В управленческом учете основное внимание обращается на центры ответственности — структурные подразделения, возглавляемые руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы. Так, центрами ответственности могут быть цех, участок, бригада — на промышленном предприятии, секция — на предприятии торговли, отдел — в научно-исследовательской организации, отделение — в лечебном учреждении и т.д. При этом в сферу ответственности руководителя подразделения включаются лишь такие показатели издержек и выручки, на которые он может оказывать реальное воздействие (так называемые регулируемые издержки и доходы). Поэтому иногда управленческий учет называют учетом ответственности.

Выше уже назывались такие центры ответственности, как центр затрат, центр доходов, центр прибыли.

Ответственность за выполнение соответствующих показателей несет руководитель центра. Разбивая предприятие на центры прибыли, руководство считает этот показатель основным для оценки результатов деятельности своих менеджеров. (Такой подход более 40 лет практикуется в Великобритании.)

Принимая прибыль за основной оценочный показатель, руководствуются следующими правилами:

• рост прибыли подразделения не должен вести к снижению прибыли всей фирмы;

• прибыль каждого подразделения должна быть сформирована объективно, независимо от размеров прибыли всей компании;

• результаты деятельности одного менеджера не должны зависеть от решений других менеджеров.

Кроме выделения на предприятии центров затрат и центров прибыли управленческий учет допускает возможность формирования центров инвестиций.

Степень детализации мест возникновения затрат и их увязка с центрами ответственности устанавливаются администрацией предприятия. Таким образом, в управленческом учете внимание фокусируется как на хозяйственной деятельности в целом, так и на отдельных функциях.

9. Периодичность составления отчетности.

В финансовом учете периодичность составления отчетности устанавливается законодательными нормативными актами. Полный финансовый отчет составляется предприятием по итогам года, менее детальные — поквартально.

В управленческом учете отчеты составляются по мере надобности: ежемесячно, еженедельно, ежедневно, а иногда — немедленно. Администрация предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность представления внутренней отчетности. Главный принцип — целесообразность и экономичность.

10. Степень надежности информации.

Финансовый учет документально подтвержден, но, несмотря на это, его оценки могут быть не абсолютно точными.

Информация управленческого учета во многом носит расчетный характер и зачастую не связана с операциями на счетах бухгалтерского учета. Администрации предприятия нужна своевременная информация, и здесь часто можно пойти на определенное ослабление требований к ее точности в пользу оперативности. В результате в управленческом учете часто используются приблизительные оценки.

11. Степень открытости информации.

Финансовая отчетность не представляет коммерческой тайны. Она является открытой, публичной и в ряде случаев заверяется независимыми аудиторами.

Информация управленческого учета, как отмечалось выше, обычно является коммерческой тайной предприятия. Она не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер.

12. Привязка во времени.

Финансовый учет отражает финансовую историю организации. В соответствии с принципом документальной обоснованности бухгалтерские проводки выполняются после совершения хозяйственной операции. Хотя данные финансового учета и принимаются во внимание при планировании, они все-таки носят «исторический» характер.

Управленческий учет содержит как «историческую» информацию, так и оценки и планы на будущее. Поэтому нередко говорят: цель финансового учета — показать, «как это было», а управленческого — «как это должно быть».

13. Базисная структура.

Финансовый учет строится на известном капитальном уравнении:

Актив = Собственный капитал + Внешние обязательства.

Структура информации управленческого учета зависит от запросов пользователей этой информации.

14. Методика расчета финансовых результатов.

В финансовом учете возможны две концепции. Первая предусматривает расчет прибыли как разности между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью. Это старая концепция, применяемая и управленческим учетом, она до сих пор является стандартом отечественного финансового учета.

Вторая концепция состоит в том, что прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продажи продукции, ее производственной себестоимостью и периодическими расходами, собираемыми в отечественном учете на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Этот подход представляет собой современный стандарт финансового учета западных стран с рыночной экономикой и начал применяться в нашей стране с 1995 г.

В управленческом учете возможны иные подходы к определению финансового результата. Так, в соответствии с системой «директ-костинг» рассчитывается показатель маржинального дохода. (Подробнее об этом речь пойдет в гл. 3.) Международные стандарты бухгалтерского учета запрещают применять этот подход для составления финансовой отчетности.

15. Связь с другими дисциплинами.

Финансовый учет основан главным образом на собственном методе. Управленческий учет тесно связан с иными дисциплинами — микроэкономикой, финансами, экономическим анализом, математической статистикой и др.

6.Учётная политика предприятия. Основные элементы учётной политики.

Учетная политика малого предприятия, как и любой другой организации, является основным элементом документооборота хозяйствующего субъекта.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

В целях соблюдения единой методики отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций и оценки имущества, учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи.

Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии.

Требования формирования учетной политики распространяются на предприятия независимо от организационно-правовой формы.

Требования раскрытия учетной полигики распространяются на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (приказ Минфина РФ от 09.12.98 № 60н в ред. от 30.12.99) и утверждается руководителем организации.

При. этом утверждаются:

1.          рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2.          формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3.          порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

4.          методы оценки активов и обязательств;

5.          правила оценки статей бухгалтерской отчетности;

6.          правила документооборота и технология обработки учетной информации;

7.          порядок контроля за хозяйственными операциями;

8.          другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

К ним можно отнести

-формы организации бухгалтерского учета. Для субъектов малого предпринимательства используются такие формы организации, как введение в штат должности бухгалтера; передача на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту; ведение бухгалтерского учета лично;

-системы учетных регистров - упрощенные формы бухгалтерского учета (для субъектов малого предпринимательства); автоматизированная и т.п. Форма счетоводства, как правило, определяется при создании бухгалтерской службы и в течение всего периода деятельности организации меняется крайне редко;

-порядок отнесения имущества к объектам основных средств. С 2002 г. лимит отнесения имущества к объектам основных средств увеличен до 10 тыс. руб., однако другое условие отнесения активов к основным средствам - срок полезного использования более 12 месяцев - остается неизменным;

-способы начисления амортизации, которые определяются отдельно по объектам основных средств (линейный способ; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг); способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования) и по объектам нематериальных активов (линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)).

Необходимо иметь в виду, что способы начисления амортизации для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения различаются принципиально - по количеству способов и по расчетным схемам начисления амортизации;

-выбор метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) -метод начисления или кассовый. Для целей бухгалтерского учета и отчетности выбор метода существенного значения не имеет - отчетность составляется исходя из метода начислений. В то же время данный элемент имеет существенное значение для налогообложения, в частности, для определения момента возникновения задолженности по налогам и сборам. При этом несколько изменятся и схемы оформления бухгалтерских проводок. Поэтому отражение данного элемента в учетной политике для целей бухгалтерского учета следует считать обязательным. Заметим, что налоговым законодательством допускается выбор разных методов при исчислении и расчете отдельных налогов. Если для целей налогообложения, например, по налогу на прибыль и по НДС используются разные методы, этот факт также следует отразить в учетной Политике для целей бухгалтерского учета;

-выбор метода оценки материально - производственных запасов;

-выбор варианта учета материалов;

-выбор варианта оценки товаров. В общем случае товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения. Организациям, занятым розничной торговлей, предоставлена возможность учета товаров по продажным ценам (при этом разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается в бухгалтерской отчетности отдельной статьей). Так как товары относятся к материально - производственным запасам, то на них в полной мере распространяются требования ПБУ 5/01. Это значит, что помимо перечисленных методов оценки допускается оценка по методам, предусмотренным для материалов;

-определение порядка и срока списания расходов будущих периодов. Данный элемент может быть определен либо в этом разделе учетной политики, либо там, где устанавливаются способы оценки активов и обязательств;

-создание резервного фонда (для акционерных обществ - размер резервного фонда и размер ежегодных отчислений; для организаций иных правовых форм - дополнительно факт создания фонда);

-создание резерва сомнительных долгов. Для целей бухгалтерского учета речь  идет только о принятии решения о создании таких резервов. Однако для целей приближения данных бухгалтерского учета к налоговому учету может оказаться целесообразным и выбор схемы расчета резерва - применительно к требованиям гл.25 НК РФ;

-создание резервов предстоящих расходов и платежей. Указывается, какие резервы создаются из числа, предусмотренных п.72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (на предстоящую оплату отпусков работникам; выплата ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств и т.д), а также размер отчислений в резерв;

-порядок списания доходов будущих периодов. В учетной политике следует указать состав таких доходов, срок и порядок их списания на увеличение валовой и налогооблагаемой прибыли;

-порядок признания коммерческих и управленческих расходов (посредством включения этих расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) или списанием сумм произведенных расходов непосредственно на счет учета продаж (90 «Продажи»)).

-одной из наиболее актуальных проблем является проблема регламентирования расчетов наличными деньгами с другими организациями. Для организаций - продавцов такие расчеты возникают при продажах товаров, а для прочих организаций - при их приобретении. Кроме того, при определенных условиях подотчетные суммы могут включаться в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц и ЕСН. Поэтому в учетной политике целесообразно отразить и вопросы регулирования порядка осуществления кассовых операций и их документального оформления. В зависимости от объема информации, которая должна быть включена в учетную политику, соответствующие нормы можно либо включить в текст распорядительного документа (приказа руководителя организации), либо разработать отдельное положение, которое включить в учетную политику в качестве приложения.

При определении размеров подотчетных сумм, выдаваемых одному материально ответственному лицу, следует учитывать два обстоятельства:

• во-первых, размер предельных сумм целесообразно дифференцировать по видам расходов (обычный размер расходов на приобретение канцелярских товаров может на порядок отличаться от размера расходов на приобретение основных материалов);

• в 2002 г. Центробанк РФ и МНС России определили, суммы каких операций ограничиваются пределами. Письмом МНС России от 1 июля 2002 г. № 85-Т и ЦБ РФ от 2 июля 2002 г. № 24-2-02/252 «По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами» разъясняется, что предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам во одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами.

При формировании учетной политики предполагается, что:

• активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

• организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

• принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

• факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

Если учетная политика организации сформирована исходя из вышеупомянутых допущений, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

Если учетная политика организации формируется исходя из допущений, отличных от предусмотренных выше, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

-полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

-своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

-большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов  (требование осмотрительности);

-отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

-тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

-рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерского учету.

7.Структурно-логическая схема формирования прибыли в современных условиях.

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненого уровня населения.

Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.

Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.

Так как  основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.

Кроме того на нее оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производяться отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.

Главное предназначение прибыли в современных условиях  хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловленно тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.

Однако, прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства.

Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет место снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. Это находит выражение и в повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств.

Дополнительная прибыль может быть получена при увеличении объема производственных фондов и снижения эффективности их использования.

Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли,- это средства труда, предметы труда и сам труд.

Покаждому из этих элементов выделяются группы экстенсивныхи интенсивных факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства.

8.План счетов бухгалтерского учёта. Классификация счетов.

Группировка счетов бухгалтерского учета по структуре отвечает на вопрос: "Что означают обороты и остатки по счетам?" Данная группировка позволяет бухгалтерам правильно понимать значение оборотов и остатков по счетам. При классификации счетов по структуре их можно разделить на несколько разделов.

Основные счета служат базой для составления бухгалтерского баланса. Они подразделяются на счета инвентарные, фондовые и счета для учета расчетов. Инвентарные счета используются для учета имущества хозяйства, фактическое наличие которого устанавливается путем проведения инвентаризации. Все инвентарные счета являются счетами активными. Строение любого инвентарного счета можно представить следующим образом.

К инвентарным можно отнести счета: "Основные средства", "Нематериальные активы", "Касса", "Расчетный счет", "Готовая продукция" и др.

Фондовые счета, используемые для учета собственных источников образования имущества, являются пассивными.

К фондовым относятся счета: "Уставный капитал", "Резервный капитал", "Добавочный капитал", "Прибыли и убыт ки", "Резервы предстоящих расходов и платежей".

На активных счетах для учета расчетов отражается образование и движение дебиторской задолженности. Строение активных счетов для учета расчетов представлено ниже.

Примером активных счетов для учета расчетов является счет "Расчеты с подотчетными лицами".

Пассивные счета для учета расчетов используются для учета образования и движения кредиторской задолженности. Строение пассивных счетов для учета расчетов представлено ниже.

К пассивным счетам для учета расчетов относятся счета: "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", "Расчеты с бюджетом", "Краткосрочные кредиты банков", "Долгосрочные кредиты банков" и др.

Активно-пассивные счета для учета расчетов применяются для отражения взаимных расчетов данного предприятия с другим хозяйственным органом. Примером может служить счет "Расчеты с дочерними (зависимыми) предприятиями".

Активно-пассивный счет для учета расчетов всегда имеет один остаток либо по дебету счета, либо по кредиту. В зависимости от наличия дебетового или кредитового сальдо в одном отчетном периоде счет является активным или пассивным.

Исключением является счет "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Этот счет может иметь два остатка сразу, поскольку на нем осуществляется учет расчетов со многими дебиторами и кредиторами. Долг одних предприятий в этом случае не может быть погашен задолженностью другим предприятиям, т.е. дебиторскую задолженность одних предприятий нельзя погасить кредиторской задолженностью другим. Поэтому на этом счете приходится одновременно отражать и сумму, которую должны предприятию (сальдо по дебету счета), и сумму, которую должно предприятие (сальдо кредитовое). Это развернутое сальдо соответственно отражается в активе и пассиве баланса.

Регулирующие счета выполняют особую роль в бухгалтерском учете, сохраняя на основных счетах неизменной оценку объектов и уточняя ее. Самостоятельного значения они не имеют и применяются только вместе с основным счетом.

Регулирующие дополнительные счета всегда увеличивают оценку объекта и имеют прямую связь с основными счетами. Если основной счет активный, то и дополнительный счет к нему будет активным.

Фактическая заготовительная стоимость материалов будет складываться из суммы, отраженной по дебету счета "Материалы" и дебету субсчета "Транспортно-заготовительные расходы" Оценка объекта на основном счете "Материалы" уточняется путем ее увеличения (+). Значит, субсчет "Транспортно-заготовительные расходы" - дополнительный. Счет "Материалы" - активный, дополнительный к нему - тоже активный.

Счет "Уставный капитал" - основной пассивный счет. По его кредиту отражается размер уставного капитала на момент образования хозяйствующего субъекта. На счете "Добавочный капитал" отражается изменение имущества в ходе работы хозяйствующего субъекта.

Уставный капитал вместе с добавочным капиталом составляют собственный капитал предприятия.

Счет "Добавочный капитал" увеличивает оценку объекта основного пассивного счета. Следовательно, он является регулирующим пассивным счетом.

Контрарные счета - противоположны основным, оценку объектов на которых они уточняют. Следовательно, если основной счет активный, то контрарный должен быть пассивным. Контрарный пассивный счет называется контрактивным. Рассмотрим взаимосвязь основного активного и регулирующего пассивного счетов.

Счет "Износ основных средств" -регулирующий контрарный. Если основной счет - активный, то контрарный к нему - пассивный (контрактивный).

Примером контрпассивного регулирующего счета может служить счет "Использование прибыли" к счету "Прибыли и убытки".

Счет "Использование прибыли" уменьшает оценку объекта по счету "Прибыли и убытки", следовательно, он - контрарный. Счет "Прибыли и убытки" - пассивный, а контрарный к нему - активный (контрпассивный).

Контрарно-дополнительные счета могут увеличивать и уменьшать оценку объектов, отраженную на основных счетах.

Счет "Переоценка материальных ценностей" будет контрарным (пассивным) счетом.

Операционные счета предназначены для учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг и подразделяются на три группы .

Собирательно-распределительные счета - активные. По дебету этих счетов собираются затраты для распределения их по объектам учета. Остатков они, как правило, не имеют.

Примером собирательно-распределительных счетов могут служить счета: "Общепроизводственные расходы", "Общехозяйственные расходы", "Коммерческие расходы".

Калькуляционные счета - активные. Они используются для учета затрат и исчисления себестоимости продукции, работ и услуг. К ним можно отнести следующие счета: "Основное производство", "Вспомогательные производства".

Сопоставляющие счета применяются для выявления результатов по реализации продукции, работ и услуг. Особенностью строения этих счетов является отражение одного объекта учета в двух разных оценках: в одной по дебету, а в другой по кредиту счета. Сопоставляя эти оценки, выявляют результат по реализации. Строение сопоставляющих счетов рассмотрим на примере счета "Реализация".

Сравнивая обороты по дебету и кредиту счета "Реализация", определяют результат по проведенной операции. Если оборот по кредиту счета больше оборота по дебету (выручка больше затрат), то по счету "Реализация" - кредитовое сальдо, а счет - пассивный. Если затраты на производство и реализацию продукции больше выручки, то счет - активный. Результат по реализации списывается на счет финансовых результатов. Бюджетно-распределительные счета предназначены для распределения расходов по смежным отчетным периодам. С помощью данной группы счетов устраняется колебание себестоимости продукции по отчетным периодам. Счета данной группы могут быть активными и пассивными.

Примером активного бюджетно-распределительного счета является счет "Расходы будущих периодов".

Примером пассивного бюджетно-распределительного счета является счет "Резервы предстоящих расходов и платежей".

Финансово-результатные счета предназначены для выявления результата финансово-хозяйственной деятельности. Примером может служить активно-пассивный счет "Прибыли и убытки".

Забалансовые счета используются для учета имущества, не принадлежащего данному хозяйствующему субъекту.

План счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов, применяемых в практике ведения учета. В Российской Федерации разработан и используется единый план счетов. Это означает, что все предприятия, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны для ведения учета использовать данный план, утвержденный Министерством финансов РФ.

Для удобства использования все счета сведены в разделы, в соответствии с группировкой счетов по экономическому содержанию.

Раздел 1 "Основные средства и другие долгосрочные вложения" включает счета, на которых ведется учет основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений, оборудования к установке, капитальных вложений.

Раздел II "Производственные запасы" объединяет счета для учета предметов труда. В него включены счета для учета материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, заготовления и приобретения материалов, отклонений в стоимости материалов.

Раздел III "Затраты на производство" представлен счетами, предназначенными для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Этот раздел представлен счетами для учета затрат в основном и вспомогательных производствах, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, брака в производстве, выпуска продукции, работ и услуг.

Раздел IV "Готовая продукция, затраты и реализация" включает счета для учета продуктов труда. В этом разделе представлены счета для учета готовой продукции, товаров отгруженных, коммерческих расходов, реализации товаров, основных средств, прочих активов.

Раздел V "Денежные средства" объединяет счета для учета денежных средств предприятия. Здесь имеются счета по учету денежных средств в кассе, на расчетном и валютном счетах в банках, денежных документов, переводов в пути, краткосрочных финансовых вложений.

Раздел VI "Расчеты" включает счета для учета дебиторской и кредиторской задолженности. В этом разделе отражены счета для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. покупателями и заказчиками по авансам выданным и полученным, расчеты по оплате труда, с бюджетом, по социальному страхованию и обеспечению) с подотчетными лицами. учредителями, дочерними предприятиями.

Раздел VII "Финансовые результаты и использование прибыли" представлен счетами, предназначенными для учета финансового результата и текущего использования прибыли. В этом разделе представлены счета для учета прибыли и убытков, использования прибыли, оценочных резервов, доходов будущих периодов.

Раздел VIII "Капитал и резервы" включает счета для учета собственных источников формирования средств. В этом разделе имеются следующие счета: "Уставный капитал", "Резервный капитал", "Добавочный капитал", "Нераспределенная прибыль", "Резервы предстоящих расходов и платежей".

Раздел IX "Кредит и финансирование" объединяет счета для учета задолженности перед банками по кредитам и займам другим предприятиям и организациям. Здесь представлены счета для учета краткосрочных и долгосрочных кредитов банка и займов, целевого финансирования и поступлений.

Количество счетов, включенных в план, определяется потребностями составления отчетности. Исходя из объема информации, отражаемой в счетах, в единый план включены только синтетические счета и субсчета. Количество применяемых на практике счетов аналитического учета планом не регламентируется и зависит от потребности финансово-хозяйственной деятельности каждого конкретного предприятия.

Например, планом счетов для учета расчетов с работниками предприятия по оплате труда предусмотрен только один синтетический счет "Расчеты с персоналом по оплате труда". В развитие этого счета на каждом предприятии открываются аналитические счета по числу сотрудников.

План счетов содержит двузначный код синтетического счета, его наименование, код субсчета и его наименование. Каждый раздел имеет свободные кодовые номера, позволяющие при необходимости дополнять план новыми счетами без изменения общей нумерации счетов. Забалансовым счетам присвоен трехзначный код.

К плану счетов разработана инструкция по его применению, приводится и типовая корреспонденция счетов.

9.Калькуляция – как элемент метода бух. учёта. Основные статьи.

Совокупность способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия, называется методом бухгалтерского учета, который складывается из нескольких элементов:

• документация;

• инвентаризация;

• оценка и калькуляция;

• счета и двойная запись;

• баланс и отчетность.

Калькуляция - себестоимость единицы продукции - необходима для осуществления контроля и установления цен. Для определения себестоимости единицы все произведенные затраты по данному виду продукции делят на количество единиц выпущенной реализуемой продукции. На предприятиях общественного питания, используя калькуляцию, определяется продажная цена готово» продукции.

В процессе деятельности торгового предприятия происходят различные хозяйственные процессы, которые ведут к изменению хозяйственных средств и их источников. Для отражения движения объектов учета, наблюдения и контроля за ними используются бухгалтерские счета.

10.Понятие основного и оборотного капитала. Состав, содержание.

Любое предприятие, ведущее производственную или иную коммерческую деятельность, должно обладать определенным реальным, т.е. действующим, функционирующим имуществом или активным капиталом в виде основного и оборотного капитала. Понятие оборотный капитал тождественно оборотным средствам и представляет собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.

Оборотный капитал — это средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции. В обеспечении непрерывности и ритмичности процесса производства и обращения заключается основное назначение оборотного капитала предприятия.

По функциональному назначению, или роли в процессе производства и обращения, оборотный капитал предприятия подразделяется на оборотные производственные фонды и фонды обращения. Исходя из этого деления оборотный капитал можно охарактеризовать как средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения и совершающие непрерывный кругооборот в процессе хозяйственной деятельности.

Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства. Они материализуются в предметах труда (сырье, материалах, топливе и пр.) и частично в средствах труда в виде малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) и воплощаются в производственных запасах, незавершенном производстве, в полуфабрикатах собственного изготовления.

Наряду с перечисленными вещественными элементами, задействованными в производственных запасах или в незавершенной продукции, оборотные производственные фонды представлены также расходами будущих периодов, необходимыми для создания заделов, установки нового оборудования и т. п.

Производственные фонды являются материальной основой производства. Они необходимы для обеспечения процесса производства продукции, образования стоимости. Принципиальное различие основных и оборотных производственных фондов предприятия состоит в характере их воспроизводства и способе переноса своей стоимости на вновь созданный продукт, что видно из таблицы.

Характеристика воспроизводства основных и оборотных производственных фондов

Основные производственные фонды

Оборотные производственные фонды

Имеют длительный срок службы

Полностью расходуются в одно кратном производственном цикле

Не изменяют, как правило, натурально-вещественную форму, сохраняют свою потребительскую стоимость длительное время

Претерпевают изменение своем натурально-вещественной формы в процессе труда, утрачивают потребительную стоимость в процессе производства

Совершают один кругооборот длительное время (часто в течение ряда лет)

Кругооборот зависит от производственного цикла (может быть несколько кругооборотов и год)

Переносят свою стоимость на продукт постепенно, по частям

Переносят свою стоимость на готовый продукт целиком и сразу

Таким образом, оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства, полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт, при этом изменяют свою первоначальную форму. И все это — в течение одного производственного цикла или кругооборота.

Другой элемент оборотных средств предприятия — фонды обращения. Они непосредственно не участвуют в процессе производства. Их назначение состоит в обеспечении ресурсами процесса обращения, в обслуживании кругооборота средств предприятия и достижении единства производства и обращения. Фонды обращения состоят из готовой продукции и денежных средств.

Объединение оборотных производственных фондов и фондов обращения в единую категорию — оборотные средства — обусловлено тем, что:

• процесс воспроизводства — это единство процесса производства и процесса реализации продукции. Элементы оборотного капитала непрерывно переходят из сферы производства в сферу обращения и вновь возвращаются и производство;

• элементы оборотных фондов и фондов обращения имеют одинаковый характер движения, Kpyгooбopoтa, составляющего непрерывный процесс. Движение средств, взятое как постоянный процесс повторения и возобновления, называется оборотом средств, а сами средства, участвующие в нем — оборотными средства.

Особенностью оборотного капитала является то, что он не расходуется, не потребляется, а авансируется в различные виды текущих затрат хозяйствующего субъекта. Целью авансирования является создание необходимых материальных запасов, заделов незавершенного производства, готовой продукции и условий для ее реализации.

Авансирование означает, что использованные денежные средства возвращаются предприятию после завершения каждого производственного цикла или кругооборота, включающего: производство продукции — ее реализацию — получение выручки от реализации продукции. Именно из выручки от реализации происходит возмещение авансированного капитала и его возвращение к исходной величине.

Таким образом, оборотный капитал, предназначенный для обеспечения непрерывности процесса производства и реализации продукции, может быть охарактеризован как совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения.

Капитал в материально-вещественном воплощении подразделяется на основной и оборотный капитал.

К основному капиталу относятся материальные факторы длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины, оборудование и т. п. Оборотный капитал расходуется на покупку средств для каждого производственного цикла (сырья, основных и вспомогательных материалов и т. п.), а также на оплату труда. Основной капитал служит в течение ряда лет, оборотный — полностью потребляется в течение одного цикла производства.

Основной капитал в большинстве случаев отождествляется с основными фондами (основными средствами) предприятия. Однако понятие основного капитала шире, так как кроме основных фондов (зданий, сооружений, машин и оборудования), представляющих его значительную часть, в состав основного капитала включается также незавершенное строительство и долгосрочные инвестиции — денежные средства, направленные на прирост запаса капитала.