Содержание
1. Участие пайщиков в управлении потребительского общества и осуществлении контроля. 3
2. Создание центра российского кооперативного движения – МСПО, его участие в деятельности МКА.. 6
3. Законодательство Российской Федерации об имуществе потребительской кооперации. 10
Список литературы.. 14
1. Участие пайщиков в управлении потребительского общества и осуществлении контроля
Потребительская кооперация в Российской Федерации – это совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основании уставов с целью удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов.[1]
Пайщиками потребительских обществ могут быть: граждане, достигшие 16-летнего возраста, крестьянские, фермерские хозяйства, кооперативы и иные предприятия и организации. Потребительская кооперация в интересах пайщиков осуществляет заготовительную, торговую, производственную, посредническую и иную деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации, всемерно содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры, ведет благотворительную деятельность, участвует в международном кооперативном движении.
Управление потребительским обществом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества
Общее собрание пайщиков потребительского общества полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе подтверждать или отменять решения совета, правления потребительского общества.
К исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества относятся:
- принятие устава потребительского общества, внесение в него изменений и дополнений;
- определение основных направлений деятельности общества;
- избрание председателя и членов совета, членов ревизионной комиссии потребительского общества и прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об их деятельности, определение средств на их содержание;
- определение размеров вступительного и паевого взносов;
- исключение пайщиков из потребительского общества;
- решение вопросов о создании союзов, вступлении в союзы и выходе из них;
- избрание представителей потребительских обществ союза;
- выработка наказов представителям потребительских обществ союза для принятия по ним решений общими собраниями представителей потребительских обществ союза;
- утверждение программ развития потребительского общества, его годовых отчетов и бухгалтерских балансов;
- порядок распределения между пайщиками доходов от предпринимательской деятельности потребительского общества;
- порядок покрытия убытков, понесенных потребительским обществом;
- определение видов, размеров и условий формирования фондов потребительского общества;
- отчуждение недвижимого имущества потребительского общества, стоимость которого превышает стоимость, определенную уставом потребительского общества;
- создание хозяйственных обществ;
- принятие решений о реорганизации и ликвидации потребительского общества.[2]
В случаях, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико, в потребительском обществе могут создаваться кооперативные участки, высшим органом которых является собрание пайщиков кооперативного участка. На данном собрании рассматриваются вопросы деятельности потребительского общества и кооперативного участка, а также избираются уполномоченные в порядке и по нормам представительства, определяемым уставом потребительского общества. В таких случаях в потребительском обществе проводится общее собрание уполномоченных потребительского общества.
Общее собрание уполномоченных потребительского общества вправе решать все вопросы, относящиеся к полномочиям общего собрания пайщиков, за исключением вопросов о создании союзов, вступлении в союзы и выходе из них, о преобразовании потребительского общества в другую организационно-правовую форму.
Вопросы о создании союзов, вступлении в союзы и выходе из них, о преобразовании потребительского общества в другую организационно-правовую форму в обязательном порядке выносятся на собрания пайщиков всех кооперативных участков потребительского общества. Порядок внесения указанных вопросов в повестки собраний пайщиков кооперативных участков, рассмотрения их и подведения итогов по результатам голосования определяется уставом потребительского общества.
Уставом потребительского общества могут быть отнесены к исключительной компетенции общего собрания уполномоченных потребительского общества и другие вопросы.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания уполномоченных потребительского общества, не могут быть переданы им на решение совета или правления потребительского общества.
Уполномоченные потребительского общества допускаются к участию в общем собрании уполномоченных потребительского общества при наличии выписки из протокола, подписанной председателем и секретарем собрания пайщиков кооперативного участка.
2. Создание центра российского кооперативного движения – МСПО, его участие в деятельности МКА
Московский союз потребительских обществ (МСПО) создан в 1898 году. Став всероссийским центром этого вида кооперации, с 1917 года переименован в Центросоюз. Западно-европейская потребительская кооперация того времени имела два центра:
- хозяйственный (торгово-производственный, общество оптовых закупок);
- организационно-идейный (кооперативные союзы).
Российская кооперация такого деления не знала. Центросоюз являлся хозяйственным и организационно-идейным центром всей системы потребительской кооперации.[3]
Задачи МСПО - общественная организация производства и обмена предметов потребления и домашнего обихода на началах солидарности и взаимопомощи.
Учредителями явились 18 обществ потребителей с разных концов России. До 1908 года Союз развивался медленно, к этому времени имел в своем составе 166 обществ потребителей. Оборот - около 300 тысяч рублей.
МСПО был крупнейшим союзом российских кооператоров и выступил инициатором создания национального кооперативного движения.
Первый съезд кооператоров России открылся 18 апреля 1908 г. в Большом лекционном зале Политехнического музея. Съезд рассматривал вопросы, связанные с подготовкой кооперативного закона и отношением к кооперативным принципам, провозглашенными Международным кооперативным альянсом.
Этот съезд дал толчок развитию российской кооперации на качественно новом уровне: российские кооператоры объединились и выработали стратегию и тактику совместных действий.
Съезд определил цели российской кооперации - прежде всего кооперативы улучшают материальное положение народных масс, удешевляя и улучшая продукты первой необходимости и побуждая к тому конкурирующих с ними торговцев. Они являются лучшими борцами с фальсификацией пищевых продуктов, буквально отравляющей городское население.
Обсуждались вопросы экономического участия пайщиков, величина паевого и вступительного взноса, кооперативные выплаты, причины разорения потребительских обществ и их положительный опыт.
Одной из причин неустойчивости потребительских обществ называется продажа товаров не за наличный расчет, а под запись, в кредит. Несвоевременный возврат кредита приводит кооперативы к банкротству.
К 1908 году 86%.вновь зарегистрированных кооперативов - сельские. Годовой оборот на одного члена кооператива в городе равнялся 258 руб., для сельского общества - 156 руб. Паевой капитал в среднем в городском обществе составлял 9330 руб., в сельском - 2559. Среднее число членов в городском - 370, в сельском - 137. Таким образом, в среднем на пайщика в городском обществе приходилось - 25 руб., а в сельском - 18.[4]
Если пайщики выплачивали паевые взносы в том объеме, который обеспечивал успешную работу общества, потребительское общество возвращало ему деньги с прибылью.
Пайщики от участия в кооперативе получали до 10% своего общего годового дохода. Рабочие, получая зарплату 20 рублей в месяц, вкладывали в общество 10 рублей, получая за них 10, 15 и более рублей в год, в то время как банк мог дать им на эту сумму не более 70 копеек. Если же экономический интерес отсутствовал, потребительское общество было обречено.
Съезд принимает решение: в целях образования оборотных средств, которые должны увеличить кооперативную силу обществ, рекомендовать установить размер обязательного пая с таким расчетом, чтобы его хватало на весь оборот, приходящийся на долю одного пайщика. Внесение паевых и вступительных взносов можно и должно рассрочить на самых льготных условиях, причем в паи могут обращаться и отчисления от дивидендов. Повысить вступительный взнос до 1 рубля. Для закрепления общедоступности кооперативный пай определили в 5 рублей, с тем, чтобы можно было брать несколько (до 10) паев.
Для сравнения: в 1908 г. цена 1 пуда парного мяса - 4 рубля 95 копеек .
Но говорили ли о кредите, о паях, - всюду выдвигалось одно: кооперация - это особая жизнь, не коммерция, хотя по форме она как будто коммерческое предприятие.
Съезд выносит решение: пайщики не имеют нравственного права получать на руки в свою пользу переплаты непайщиков, т.е. доходы общества от продажи товаров посторонним. Иначе кооперация выродится в обычное торгашество.
Пайщикам должны принадлежать только их собственные сбережения, из которых им могут выдаваться дивиденды на забор (и то лучше марками на товары, чем деньгами). Остальные же сбережения прежде всего должны употребляться на усиление средств и расширение кооператива, затем, на просветительные цели, на создание общественных фондов взаимопомощи, а также в личные фонды членов на случай особой нужды
Съезд одобрил принципы Международного кооперативного альянса, в основе которых лежат принципы рочдельских пионеров: обязательное внесение пая; все члены имеют одинаковые права независимо от количества паев и в управлении делами кооператива имеют только один голос.
Торговля ведется по среднерыночным ценам, покупка и продажа осуществляется только за наличный расчет. В кооперативе продаются только доброкачественные товары, чистым весом и точной мерой.
Доля прибыли отчисляется на повышение культурного уровня членов общества, образование.
Основная часть прибыли распределяется между пайщиками по забору товаров. Принцип распределения по забору товаров предполагает возврат излишков оплаченных сумм за товары в соответствии со среднерыночными ценами. В конце года часть прибыли, полученная за счет разницы между оптовой и розничной ценой возвращается пайщику пропорционально затраченным суммам на покупку товаров.
Все имущество общества должно быть общим неделимым достоянием.
На съезде шла речь о готовности кооперативов отказаться от всякой материальной поддержки государства, лишь бы только кооперации была предоставлена свобода развития.
Подробно определялись функции союзов и их взаимоотношения с обществами: свободный союз отдельных личностей ведет к свободному союзу союзов.
По решению съезда союзу предоставляется право совместно обсуждать вопросы, возникающие в жизни входящих в состав союза обществ, изыскивать для отдельных обществ оборотные средства, производить ревизии этих обществ по их просьбе, организовывать совместные закупки предметов, необходимых для обществ, приобретать для них на комиссионных началах движимое и недвижимое имущество, собирать и публиковать сведения, касающиеся деятельности потребительских обществ, создавать периодические издания, создавать союзный основной капитал для производства общих операции, по особо выработанным правилам.[5]
Потребительские общества обязаны внести вступительный взнос в размере 50 руб. и взять паи союза на сумму равную 3% своего паевого капитала. Выход из союза свободен, но с ответственностью по срочным обязательствам до окончания их срока.
Распределение дохода союза: 10% на образование запасного фонда - на расходы будущего года, весь остальной доход распределяется между обществами пропорционально произведенным ими операциям.
Союз издает журнал "Союз потребителей", каждое общество подписывается на 2 экземпляра. В заключение, съезд принимает решение: кооперативные организации деревни следует начинать с потребительных обществ, наряду с которыми устраивать кредитные кооперативы. Потребительные общества кроме предметов личного потребления могут приобретать для своих членов предметы для производства и организовывать сбыт изделий своих членов.
Таким образом, Первый съезд кооператоров России определил основные проблемы потребительской кооперации и принял методы их решений, что в дальнейшем привело к расцвету российской потребительской кооперации.
3. Законодательство Российской Федерации об имуществе потребительской кооперации
Основными законодательными и нормативными актами, регламентирующими имущественные отношения обществ потребительской кооперации являются:
- Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 28 апреля 2002 г. – № 54-ФЗ;
- Устав потребительского общества.[6]
Так, согласно закону «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 28 апреля 2002 г. – № 54-ФЗ собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо.[7]
В соответствии с гражданским законодательством право собственности на имущество принадлежит кооперативу в целом как юридическому лицу. Однако в данном случае форма собственности, являясь частной, обладает спецификой, обусловленной сущностью кооператива. В литературе можно встретить утверждения о том, что кооперативная собственность является коллективной, чем и отличается от частной и государственной. Такой подход по меньшей мере спорен. Имущество кооператива действительно находится во владении, пользовании и распоряжении членов кооператива, но не как трудового коллектива, а в качестве участников высшего органа управления кооперативом - его общего собрания, на котором каждый член кооператива имеет один голос при принятии решений, т.е. равное право управлять этой собственностью. Таким образом, собственность кооператива, оставаясь по форме частной, находится в коллективном управлении (а не собственности) его работников; именно этого хотели добиться сторонники народных предприятий.
Специфика кооператива определяет особый режим его имущества. У него нет уставного капитала, а потому закон не предусмотрел для учредителей кооператива обязанность внести какой-то минимум средств, без которых невозможно создание кооператива (как, например, в хозяйственных обществах), что немаловажно для людей, имущественное положение которых не позволяет им участвовать в хозяйственных обществах. Минимальный размер имущества кооператива определяется его паевым фондом, который образуется за счет паевых взносов членов кооператива.
Размер паевого взноса (основного и дополнительного), вносимого его членами при образовании и при приеме новых членов, определяется самим кооперативом в его уставе. Паевым взносом могут быть деньги, ценные бумаги, а также иное, предусмотренное гражданским законодательством, имущество (например, здания, помещения, оборудование, транспортные средства), имущественные права (в частности, право пользования зданиями, сооружениями, иной недвижимостью: транспортными средствами, результатами интеллектуальной деятельности). Могут быть паевым взносом и земельные участки, другие природные ресурсы, но в той мере, в какой их оборот допускается законодательством о земле и природных ресурсах.
Имущество потребительского общества не распределяется по долям (вкладам) между пайщиками и работающими по трудовому договору (контракту) в потребительской кооперации гражданами.
Источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Потребительские общества для выполнения своих уставных целей могут создавать хозяйственные общества, медицинские, образовательные и иные учреждения, филиалы и представительства, отвечающие уставным целям потребительских обществ, а также могут быть участниками хозяйственных обществ, кооперативов, вкладчиками в товариществах на вере.
Имущество за учреждениями, созданными потребительским обществом, закрепляется на праве оперативного управления.
Размеры вступительного и паевого взносов определяются общим собранием потребительского общества. Вступительный взнос не входит в состав паевого фонда и не подлежит возврату при выходе пайщика из потребительского общества. На вступительные и паевые взносы не могут обращаться взыскания по личным долгам и обязательствам пайщиков.
Паевой фонд потребительского общества состоит из паевых взносов, являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества.
При осуществлении своей деятельности потребительское общество вправе формировать следующие фонды:
- неделимый;
- развития потребительской кооперации;
- резервный;
- иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества.[8]
Размеры, порядок формирования и использования фондов потребительского общества устанавливаются общим собранием потребительского общества.
Доходы потребительского общества, полученные от его предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации направляются в фонды потребительского общества, для осуществления расчетов с кредиторами и (или) кооперативных выплат.
Размер кооперативных выплат, определяемый общим собранием потребительского общества, не должен превышать 20 процентов от доходов потребительского общества.
Потребительское общество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Потребительское общество не отвечает по обязательствам пайщиков.
Субсидиарная ответственность пайщиков по обязательствам потребительского общества определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации и уставом потребительского общества.
Список литературы
1. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 28 апреля 2002 г. – № 54-ФЗ. - Справочная система Гарант.
2. Иванченко П.С.Комментарий к Гражданскому кодексу Часть 1. – М.: Юристъ, 2003.
3. Комментарии к Гражданскому кодексу для предпринимателей. Ч.1. - М.: Юристъ, 2002.
4. Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения в России. М.: Инфра-М, 2003.
5. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003.
6. Абова Т.Е. Потребительские кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики..// Государство и право. №5 - 2003. – с. 13 - 20.
[1] Абова Т.Е. Потребительские кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики..// Государство и право. №5 - 2003. – с. 13.
[2] Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 28 апреля 2002 г. – № 54-ФЗ. - Справочная система Гарант. – ст.16.
[3] Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003. – с. 48.
[4] Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения в России. М.: Инфра-М, 2003. – с. 118.
[5] Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения в России. М.: Инфра-М, 2003. – с. 121- 122.
[6] Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003. - с. 106.
[7] Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 28 апреля 2002 г. – № 54-ФЗ. - Справочная система Гарант. – ст.21.
[8] Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003. – с. 107.