Новая историческая эпоха в истории Римского государства- эпоха Римской империи, пришедшей на смену Римской республики начинается  с 30-х годов до н.э.. падение республиканской формы правления и рождения монархического строя в Риме не было второстепенным эпизодом социально- политической борьбы, как например, во многих полисах Греции, где на смену полисным органам приходили тиранические режимы, они недолго держались у власти и, в свою очередь, заменялись традиционными республиканскими институтами.

Падение римской республики и утверждение Римской империи стало событием огромного исторического значения, радикальным социально- политическим переворотом, революцией, вызванной перестройкой традиционных общественно- экономических и политических институтов. Основой  перестройки стало превращение полисно- общественной организации как всеобъемлющей системы в структуре другого типа, которую можно условно назвать имперской провинциально- муниципальной системой. Полисно- общинная форма организации общества и всего образа жизни обеспечила создание эффективной экономики, динамичного общественного устройства, республиканского строя с его политической свободой, высокий уровень культуры, но к концу 1 века до н.э. в Риме оно исчерпала свои потенциальные возможности, стала развитием общества и культуры.

 полисно- общинная организация как универсальная система устарела и должна была уступить место иной организации по следующим причинам::

полисная организация базировалась на мелкой земельной собственности, существовании небольшого и достаточно замкнутого гражданского коллектива, прямом народоправстве граждан, организованных в народное собрание, на ополченской армии, составленной из боеспособны граждан. Но к 1 веку до н.э. все эти условия в Риме изменились существенным образом. Динамично развивалась экономика, в основе которой стояло товарно рабовладельческая власть в деревне или товарноремесленная мастерская в городе. По мере римских завоевании узкие полисные рамки гражданского коллектива неопределенно расширялись, ополчение было заменено профессиональной конной армией. Хотя этот процесс еще не был завершен. Наконец, полисная система управления сформировавшаяся и приспособлявшаяся к руководству небольшим государством не подходила к управлению средиземноморской державой.

Разрушение старых основ традиционной структуры приводило к серьезным социальным конфликтам в римском обществе, которые выливались в кровопролитные гражданские войны, рабские восстания, яростные столкновения в среде господствующего класса.

Перед рождающейся империей вставали сложные задачи: привести в соответствии новые социально экономические и политические основы, формирование нового императорского общества. Одной из таких задач было создание монархических структур на месте существования столетиями полисно- общинной, т.е. в принципе республиканской формы государства. Римским политикам были хорошо известны монархии эллинистических стран, так же как и тиранические режимы многих греческих городов Великой Греции. В самой структуре римских республиканских органов, в частности в ординарной магистратуре консулов и особенно в экстраординарной магистратуре диктатора, монархический элемент был выражен с достаточной четкостью.

Однако в новых условиях общественно политической жизни Рима в 1 веке до н.э. все эти виды монархического устройства оказались неприемлемыми и неэффективными. Попытки Юлия Цезаря и Марка Антония привить некоторые черты эллинистической монархии на римской почве вызвали яростное неприятие руководящих кругов римского общества, а такая исконно римская магистратура как диктатура, была дискредитирована жестокостями и законодательно изъята из государственного механизма Рима еще в 44 году до н.э.. вот почему перед новыми правителями Рима Октавианом и поддерживающими его кругами господствующего класса стояла сложная задача формирования монархических структур на новых основах и вместе с тем с использованием традиционных римских политических институтов.[1]

Начало образования Римской империи связано с именем Гая Октавия. Система государственного управления, которую установил Октавион и которая впоследствии была закреплена его приемниками в последующие годы получила название принципата и просуществовала вплоть до конца 2 века н.э. Формально Октавион подчеркивал, что будто он установил Республику. Была полностью сохранена видимость подобного государственного управления, но Октавион вел весьма тонкую политическую игру, благодаря умело разыгранной в 27 году до н.э. комедии Октавион получил такие полномочия, которые создали ему весьма особое положение в Республики

Готовился он к этому заранее, еще в 29 г. До н.э.  он пол предлогом удаления недостойных провел чистку Сенат, удалив из него 200 человек которые открыто выступали против него. Оставшиеся сенаторы были благодарны ему за то, что он не отстранял их от власти и потому шли на всякие уступки ему. Формально центральным органом власти в Риме продолжался считаться Сенат. Регулярно созывались трибунные коалиции, на которых выбирали римские магистраты. Сенат также назначал наместников, которые управляли римскими провинциями но все это совершалось под полным контролем Октавиана, которые благодаря принятым между 27 и 23 годами до н.э. постановлениям получили ряд постов., закрепивших его исключительную власть. В результате  этих постановлений в Риме установился практический новый государственный строй. Верховным органом  власти продолжался считаться Сенат. Его решения имели силу закона, он продолжал оставаться ой из высших судебных инстанций и управлял всеми провинциями, кроме Галлии и Иллирии, Македонии и Сирии – наиболее важных военно- политическом отношении, в котором были расквартированы легионы., этими провинциями управлял Октавиан посредством своих легатов и префектов. В последующие годы распределение провинции многократно менялось в результате присоединения новых, а так же в связи с внутренним положением в провинциях, военными действиями и размещением войск. Октавиан, а позже его приемники всегда брали на себя управление теми провинциями, которые нуждались в срочных преобразованиях и в которых располагались основные войска государства.   

Сенат продолжал распоряжаться государственной казной, но Октавиан располагал огромными денежными средствами, которые вскоре образовали особую императорскую казну, так называемый фиск, из которой финансировались содержание огромного римского войска, щедрые раздачи населению и другие траты.[2] В то же время Октавиан увеличил число квесторов , эдилов, преторов, консулов, входящих в состав магистратов, что бы дать возможность большему числу людей занять эти почетные должности. Доходило до того, что консулы выполняли свои обязанности только в определенные месяцы, а в другие они заменялись другими, которые назывались консулы- суффекты.

Таким образом, с падением император и Сенат становятся высшими органами власти.

Более сложными были правовые отношения между Октавианом и римским Сенатором. Сенат являлся олицетворением республиканского строя как такового, и Октавин проводил по отношению к нему очень острожную политику сокращения его компетенции, внешне оставляя за ним  большие права

В идеале обе эти власти должны были действовать рядом, взаимно дополняя друг друга. Но это идеал оказался неосуществимым. Сенат делается органом республиканской партии и носителем республиканских традиций; императорская власть, напротив, все более и более тяготеет к абсолютизму  и не мерится с соседством сената. Вместо идеальной гармонии, между этими обоими, совершенно противоположными,  элементами все время идет то открытая, то глухая борьба, приводящая в конце концов к полному торжеству императорской власти и к превращению динархии в монархию.

Юридически взаимное соотношение обеих властей таково. Сенат, прежде всего, делается теперь единственным законодательным органом; даже проекты императора для того, чтобы получить силу закона, должны быль внесены в Сенат и получить здесь свою санкцию.; император, в принципе, как прежде всякий магистр не стоит выше закона; он подчинен ему. Сенат, далее, избирает старых республиканских магистратов, а также самого императора до смерти предыдущего(обыкновенно это избрание также только формальность: приемник указывается самим императором посредством усыновления или завещания).[3]

Во времена правления Октавиана сенат получил дополнительные права, в частности судебную власть. Однако при всей большой юридической компетенции сената в тех областях, которые были доверены его управлению, он оказался под полным контролем всемогущего правителя. Прежде всего Октавиан имел право республиканского ценза проводить ревизию сенатских списков, так называемых lectiones. Он провел пять таких lectiones, во время которых мог удалить из сената всех сових противников или просто неглсаных. Само право проведения ревизии сенатских списков означало как бы высокий авторитет Октавиана. Стоя в сенатском списке первым, Октавиан, согласно древней традиции имел право первым высказывать свое мнение, которое, естественно, было руководящими только для его многочисленных сторонников, но и для других сенаторов.

Как первоприсуствующий в сенате, принцепс сената созывал сенатские заседания, когда ему было угодно. Таким образом, римский сенат при больой декларированной власти, которая была как бы равна власти Октавиана, фактически был включен в систему рождающихся монархических учреждений как его органическая часть, хотя Август проявлял большой такт по соблюдению внешних прерогатив сената.

Конечно, не все государственные, особенно сложные и трудные, проблемы можно было обсудить в сенате, состоящем из 600 человек. И Август стал собирать для обсуждения некоторых щекотливых дел узкие собрания из своих ближайших друзей, которые получили название consilium principis- совет принцепса. Совет принцепса при Августе не был официальным государственным органом, но в кругу близких советников Октавиана обсуждались многие государственные дела. Совет принцепса мог составить серьезную конкуренцию римскому сенату как орган реальной власти в государстве.[4]

Государственное управление осуществляется при помощи двоякой системы органов: республиканских магистратов и императорских уполномоченных.

Республиканские магистратуры по имени продолжают существовать во все времена, но фактически они все более и более отстраняются от активного участия в управлении. Консулы лишились военного командования и вместе с тем своей главной функции; они являются теперь только председателями сената и заведуют некоторыми специальными делами- например, делами об опеке. Больше всего на своем месте удержалась претура: преторы по прежнему заведуют юрисдикцией гражданской и уголовной. Цензура находится все время в весьма в шатком положении. Ценз в прежнем смысле ( то есть перепись граждан с распределением по трибам и т.д.) теперь уже, конечно, не производится, составление сенаторских списков также исходит от нее; тем не менее цензорская власть часто вручается императорам. Эдилы сохраняют только надзор за рынками и торговую юрисдикцию, квесторы фигурируют лишь в качестве органов казначейства. Таким образом, преторы, трибуны, эдилы и кветоры хоть и осуществляли свои традиционные функции, однако они теперь потеряли свое самодавлебщее значение в качестве суверенных органов исполнительной власти, ответственных только перед народным собранием. Они становились ответственными не столько перед народным собранием, где они продолжали избираться, или перед авторитетом сената, сколько перед принцепсом и императором. Ведь принцепс получил от сената очень важное право рекомендации, т.е. среди разных претендентов на магистратскую должность он имел право указывать своего кандидата, и такая рекомендация оказывалась решающей, а выборы превращались фактически в назначение. В ряде случаев проходили и неугодные Октавиану кандидаты, но, как правило, все магитсраты, начиная с низших, были обязаны своей жальнейшей карьерой покровительству принцепса как при выборах на следующие должности, так и вне их, например, в системе провинциального управления, в армии, целиком подчиненных Августу; от его воли зависело занесение бывших магистратво в сенатские списки. Прохождение таких карьер, начиная с самой низшей до высших консульских с последующим включением в сенат, создавало зародыш будущих бюрократических связей как основы собственно монархических структур. Помимо изменившихся свое содержание традиционных выборных магистратур Октавиан начал формирование органов управления, не выборных, а им единолично назначаемых. Так, им назначались руководители новых важных ведомств по управлению городом Римом- префект Рима, префект анноны, ведающей снабжением огпромного города, префект претория, т.е. командующий преторианской гвардией, префект вод, ведающей снабжением водой и канализацией, укреплением берегов Тибра и др. Это были ведомства со своими канцеляриями, штатом постоянных сотрудников и системой подчинения. [5]

Параллельно постепенному замиранию республиканских магистратур идет развитие системы императорских чиновников, как уполномоченных императора. при особе императора стоит его личный совет, который первоначально  не имел юридического значения, но с императором Адриана приобрел характер официального государственного учреждения. Во главе всех императорских доверенных лиц стоит начальник императорской гвардии, а потому лицо особо доверенное. Постепенно ему императоры начинают поручать те или другие дела, подлежавшие личному суду императора, и таким образом, мало- помалу развивается уголовная компетенция; начальник полиции, а по связи с ней и уголовная юрисдикция, заведующий пожарной частью, заведующий народным собранием, и, наконец, разнообразные попечители в отдельных отраслях императорского управления.[6]

Для управления императорскими провинциями идет назначение наместников, носивших название императорских легатов. Им помогали так называемые прокураторы, ведающие главным образом, финансовввыми вопросами, но иногда управляющие небольшими по размеру провинциальными областями.



[1] Стр.191 История древнего Рима, под ред. В. И. Кузищина, м. «Высшая школа», 2002 г.

[2] Стр.194 История древнего Рима, под ред. В.И. Кузищина, М. «Высшая школа» 2002г.

[3]

[4] стр.194 В.И. Кузищина «История древнего Рима», М.2002г.

[5] Стр.194 История древнего Рима, под ред. В.И. Кузищина, М. «Высшая школа» 2002г.


[6] Стр.88.