Содержание








Вводная часть. 3

1. Фирма, ее движущие мотивы, место и цели в рыночной экономике. 4

1.1. Фирма как субъект современного рыночного хозяйства. 4

1.2. Общая стратегия фирмы в условиях рынка. 7

1.3. Финансово-экономический анализ деятельности фирмы.. 10

1.4. Финансовый результат и его составляющие. 13

2. Показатели, характеризующие эффективность работы фирмы.. 18

2.1. Понятие и показатели эффективности работы фирмы.. 18

2.2. Факторы повышения эффективности работы фирмы.. 26

Заключительная часть. 30

Список литературы.. 31





















Вводная часть

В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, т.к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений.

Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Цель курсовой работы - изучение особенностей функционирования фирмы как основного субъекта рыночной экономики и рассмотрение показателей эффективности работы фирмы.

Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:

1. Определить место фирмы в рыночной экономике, её цели, жизненный цикл, классификацию.

2. Рассмотреть показатели, отражающие эффективности работы фирмы.


 

1. Фирма, ее движущие мотивы, место и цели в рыночной экономике

1.1. Фирма как субъект современного рыночного хозяйства

Предпринимательская деятельность, или предпринимательство – это инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность.[1]

Предпринимательство допускается в любой отрасли хозяйственной деятельности, не запрещенной законом: промышленности, сельском хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании, юридической, издательской, банковской и консультационной деятельности, в сфере операций с ценными бумагами и т. д. Основными сферами предпринимательской деятельности являются: производство (продукции, услуг), коммерция (торговля) и коммерческое посредничество. Следовательно, предпринимательство – это организация полезной производственной деятельности, направленной на производство товаров или оказание услуг.

Основу предпринимательской деятельности составляет та или иная форма собственности: частная, акционерная, государственная, кооперативная.[3]

Субъектами предпринимательской деятельности выступают физические лица (собственники и наемные работники), фирмы, государственные институты.

Предприниматель (собственник) берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, труда и капитала в единый процесс производства товара или услуги, который обещает быть прибыльным делом. Он выполняет трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения предпринимательства. Предприниматель реализует свой деловой интерес (получение прибыли) через новаторство, стремясь вводить в дело на коммерческой основе новые производственные технологии, новые формы организации бизнеса, новые товары. Кроме того, его деловой интерес реализуется через риск, причем предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами.

Наемные работники свой деловой интерес (получение доходов) реализуют через выполнение должностных обязательств в предпринимательской фирме на контрактной основе. Они являются равноправными участниками отношений с предпринимателями. Заключая договор, и наемные работники, и предприниматели делают свой выбор, идут на экономический риск, несут взаимную ответственность за нарушение условий соглашения. Наемные работники со временем сами могут стать собственниками путем приобретения акций данной фирмы или открытия своего дела.

Итак, предпринимательством могут заниматься и отдельные граждане, и коллектив людей (предприятие), и государство. Отсюда два основных вида предпринимательства: индивидуальное и коллективное.

Индивидуальный предприниматель несет полную и неограниченную ответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом, а в критических ситуациях оно может быть даже конфисковано. [4]

Индивидуальный предприниматель имеет право создавать предприятия; самостоятельно определять профиль своей деятельности и производственную программу; приобретать имущество или имущественные права, использовать имущество других лиц по договору аренды; нанимать или увольнять работников; получать кредит и открывать счет в банке; самостоятельно распределять прибыль от предпринимательской деятельности, оставшуюся после уплаты подоходного налога; осуществлять операции с валютой.

Таким образом, индивидуальный предприниматель единолично принимает все решения по производственно-хозяйственной деятельности. Преимуществами индивидуального предпринимательства являются минимальный контроль со стороны государства (это позволяет самостоятельно распределять прибыль), мобильность действий предпринимателя (это дает возможность менять виды деятельности), приемлемые налоговые условия (индивидуальный предприниматель платит только подоходный налог).

В коллективном предпринимательстве хозяйственные операции осуществляются коллективным субъектом. Для этого образуется предприятие (общество).

Предпринимательская деятельность в любой сфере регулируется государством через механизм финансовой системы (через налоги, кредиты, страхование и т. п.). В то же время она опирается на правовую базу независимо от видов предпринимательской деятельности и от форм собственности.

В современных условиях предпринимательская деятельность – это средство не только дохода, заработка, но и самовыражения. Отсюда огромное стремление многих людей начать свое дело. Конечно, не любое деловое предприятие приносит успех. Более 50% новых фирм закрываются в первый же год своей деятельности из-за низкой рентабельности. Но есть и другая статистика: 90% всех американских миллионеров (их около 2 млн. человек) обязаны своим состоянием созданию собственной фирмы. [10]

Функционирование современного предпринимательства невозможно без благоприятного социально-экономического климата, который формируется в результате целенаправленных усилий государства. Он характеризуется:

1.         стабильностью государственной экономической и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства;

2.         льготным налоговым режимом, который способствует притоку в предпринимательскую сферу финансовых средств;

3.         развитием инфраструктуры предпринимательства: инновационных и внедренческих центров; специальных фирм, оказывающих помощь начинающим предпринимателям; консультационных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы; курсов и школ подготовки предпринимателей;

4.         созданием эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формированием позитивного отношения общества к предпринимательской деятельности.

В условиях благоприятного социально-экономического климата, поддерживаемого государством, предприниматель не рассматривает в качестве первоочередной задачи мгновенное увеличение прибыли, а намечает путь к будущим структурным сдвигам и дальнейшему расширению производства. Предпринимательские инициативы деловых людей при поддержке государства способствуют эффективному функционированию современной рыночной экономики. [10]


1.2. Общая стратегия фирмы в условиях рынка

Стратегия рыночного предприятия проста: максимизировать прибыль. Для достижения этой цели у предприятий, которые только "на пути к рынку", т.е. проходят период адоптации, необходимо осуществлять различные меры, которые включают улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово - экономических результатов деятельности и др.

Для эффективной работы фирмы необходимо выработать:

1) защиту прав участников (учредителей);

2) четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);

3) обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

4) создание системы хозяйственно - договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;

5) достижение прозрачности финансово - экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;

6) создание эффективного механизма управления предприятием;

7) использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;

8) повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.

Основными направлениями стратегии фирмы являются следующие:

1) выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ);

2) инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия;

3) рыночная оценка активов предприятия;

4) анализ положения предприятия на рынке, его финансово - хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;

5) выработка стратегии развития предприятия;

6) подготовка и переподготовка кадров.

При определении положения предприятия на рынке рекомендуется получить следующую информацию о: показателях экономического развития отраслей и регионов, направлениях государственной политики, определяющих производство и сбыт выпускаемой предприятием продукции и потребляемых видов сырья; существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также производстве и импорте продукции - заменителя; потребителях и сегментации рынка; основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичность сложившихся цен, потенциальная и реальная емкость рынка, его насыщенность); географическом распределении товара, его экспортных рынках; конкурентах (объем продаж в целом и по сегментам рынка, общая доля на рынке, цели, поведение на рынке, самооценка и т.д.), их сильных и слабых сторонах (по качеству выпускаемой продукции, ценовой политике, продвижению товара, сбытовой политике, послепродажному обслуживанию, формам осуществления расчетов "живыми" деньгами, предоплата, в рассрочку и т.д.); уровне конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию - заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению).

По результатам маркетинговых исследований составляется оптимистический, пессимистический и средневзвешенный прогнозы развития рынка. В рамках каждого из прогнозов рекомендуется: определять фазы и продолжительности жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием; составлять прогноз развития рынка; оценивать потенциальные риски деятельности предприятия;

Выработка стратегии развития фирмы в рыночной экономике позволяет обеспечить эффективное распределение и использование всех ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе - устойчивое положение на рынке; перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов. Выработка стратегии развития предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово - хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия. Формирование стратегии поведения предприятия на рынке включает определение следующих параметров:

-                       регион или территория, на которую направлен, сбыт продукции,

-                       степень географической дифференциации этого сбыта;

-                       доля рынка, которую предполагается занять;

-                       группа потребителей, на которую направлен, сбыт продукции;

-                       связь "продукт - рынок" в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом); базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);

-                       вид стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.); квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;

-                       возможность кооперации с другими предприятиями и организациями. [9]

 

1.3. Финансово-экономический анализ деятельности фирмы

Основными компонентами финансово - экономического анализа деятельности предприятия являются:

-                       анализ бухгалтерской отчетности;

-                       горизонтальный анализ;

-                       вертикальный анализ;

-                       трендовый анализ;

-                       расчет финансовых коэффициентов.

Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности. В процессе анализа бухгалтерской отчетности определяется состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оценивается объем выручки от реализации и размер прибыли.

При этом следует сравнить фактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений и анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года. При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие как эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учетной политики), уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов.

Особое значение имеет финансовый анализ в ходе осуществления инвестиционных проектов. Финансовый анализ предполагаемого объекта инвестиций является неотъемлемой частью инвестиционного процесса на всех его стадиях.

Методы диагностики финансового состояния предприятия могут рассматриваться в двух аспектах:

1) методы, связанные с определением обобщающих показателей, относящихся к обследуемому предприятию;

2) методы, дающие возможность оценить финансовое положение на основе вычисляемых интегральных критериев, позволяющих определить место, которое данное предприятие занимает в ряду других.

При проведении анализа финансового состояния устанавливается дееспособность предприятия в отношении ссуд, (по прошлому опыту, а также вероятность возврата инвестиционных кредитов), т.е. репутация заемщика, способность получать доход, формы и размеры активов, а также отношение к ним и состояние экономической конъюнктуры.

Обобщающие показатели оценки финансового состояния характеризуют:

-                       ликвидность;

-                       привлечение заемных средств;

-                       оборачиваемость капитала;

-                       прибыльность.

Конкретный набор локальных показателей может варьироваться в зависимости от специфики отрасли, целей проекта и прочих факторов. Однако, можно выделить следующие наиболее важные показатели: [7]

Ликвидность оборотных активов

Привлечение заемных средств


Оборачиваемость (коэффициент деловой активности )

 

1.4. Финансовый результат и его составляющие

Финансовый результат (прибыль или убыток) слагается от финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Рассмотрим составляющие финансового результата подробнее.

Прибыль (убыток) организации

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на ее производство и реализацию. Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты отчетного года. Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете и отчетности отдельной статьей как доходы будущих периодов. Эти доходы подлежат отнесению на финансовые результаты при наступлении отчетного периода, к которому они относятся.

Балансовая прибыль (убыток) отчетного периода и ее использование отражается в балансе отдельно: в пассиве баланса - полученная прибыль и ее авансовое использование, нераспределенная прибыль, а в активе баланса - фактически полученный убыток. В валюту баланса включаются лишь непокрытый убыток или нераспределенная прибыль отчетного периода и прошлых лет. [8]

Доход от реализации имущества

При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества с учетом их переоценки, производимой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

По основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем начисления износа, принимается остаточная стоимость этих фондов и имущества. Отрицательный результат от их реализации и от безвозмездной передачи в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

В случае, если остаточная (первоначальная) стоимость основных фондов и иного имущества, скорректированная на индекс инфляции, равна продажной цене или превышает ее, прибыль предприятия для целей налогообложения уменьшается на сумму фактически полученной прибыли от реализации этих основных фондов и иного имущества и не увеличивается на сумму превышения остаточной (первоначальной) стоимости основных фондов и иного имущества, пересчитанной на индекс инфляции, над их продажной ценой.

Индекс инфляции не применяется в случае реализации основных фондов и иного имущества по цене равной или ниже их остаточной, первоначальной стоимости.

По предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.

В случае, если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ), либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции.

Под сложившимися рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки. Под регионом следует понимать сферу обращения продукции в данной местности, которая определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ближайшей по отношению к нему территории. При этом под ближайшей территорией понимается конкретный населенный пункт или группа населенных пунктов, или иные территории, находящиеся в пределах границ национально - и административно - территориальных, национально - государственных образований.

Если предприятие в течение 30 дней до реализации продукции по ценам, не превышающим ее фактической себестоимости, реализовало (реализовывало) аналогичную продукцию по ценам выше ее фактической себестоимости, то по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисленные из максимальных цен реализации этой продукции.

При осуществлении предприятиями обмена продукцией (работами, услугами) либо ее передачи безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется исходя из средней цены реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка, а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) за месяц - исходя из цены ее последней реализации, но не ниже фактической себестоимости.

Если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, или обменивает приобретенную продукцию (основные средства, производственные запасы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, иное имущество), то для целей налогообложения принимается фактическая рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент исполнения обязательств по сделке, но не ниже ее фактической себестоимости (балансовой стоимости).

В себестоимость приобретенной продукции включаются стоимость приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие аналогичные расходы. По основным средствам, иному имуществу, по которым начисляется износ, принимается их остаточная стоимость. Сумма выручки, полученная от таких видов сделок, определяется предприятием на основании расчетов, которые представляются в налоговый орган по месту нахождения предприятия одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль. [6]

Внереализационные доходы и расходы

Внереализационные доходы и расходы - это денежные средства, которые получены либо истрачены предприятиям не при осуществлении основной деятельности (отсюда и их название), которые могут быть представлены следующим образом:

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемые федеральным законом, устанавливающим перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.

В состав доходов от внереализационных операций включаются также суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий их учредителями в порядке, установленном законодательством; средств, полученных в рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями; средств, полученных от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским образованию, науке и культуре; средств, полученных приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов); средств, переданных между основными и дочерними предприятиями при условии, что доля основного предприятия составляет более 50 процентов в уставном капитале дочерних предприятий; средств, передаваемых на развитие производственной и непроизводственной базы в пределах одного юридического лица).

Суммы, внесенные в бюджет или в государственные внебюджетные фонды в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Приватизируемые предприятия, реализующие пакеты своих акций на конкурсах (торгах) и получающие по условиям таких конкурсов (торгов) от их победителей средства на инвестиции, отражают их в учете как целевое финансирование на кредите счета "Целевые финансирование и поступления" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Расходование указанных средств осуществляется в порядке, предусмотренном инвестиционной программой, разработанной в соответствии с условиями инвестиционных конкурсов (торгов).

Суммы полученных инвестиций, используемые по прямому назначению в сроки, предусмотренные инвестиционной программой, не увеличивают налогооблагаемую базу. Если указанные средства использованы не по назначению, то в этой части они подлежат включению в налогооблагаемую базу в общеустановленном порядке. [1]



 

2. Показатели, характеризующие эффективность работы фирмы

2.1. Понятие и показатели эффективности работы фирмы

Целью деятельности любой фирмы является выпуск определенной продукции (выполнение работ, оказание услуг) установленного объема и качества, в определенные сроки. Но при уста­новлении масштабов производства следует исходить не только из на­роднохозяйственных и индивидуальных потребностей и данной про­дукции, но и в необходимости учитывать достижение максимального уровня ее эффективности. Поэтому оценивать качество работы фирмы следует, прежде всего, посредством опреде­ления экономической эффективности производимой продукции. [5]

В настоящее время фирмы нахо­дятся в сложном положении. Это вызвано различными причинами, среди которых можно выделить следующие: проблемы инфляции; про­блемы будущих цен на ресурсы; платежеспособный спрос; отсутствие реальной программы выхода экономики страны из кризиса; отсутствие практического опыта формирования инвестиционной политики; недо­статочность проработки методических вопросов разработки инвести­ционных программ; сложность поиска источников финансирования и другие. В этих условиях особую важность приобретает формирование продуманной и тщательно разработанной производственно-хозяйственной политики фирмы, рассчитанной на долговременную перспективу. Политика фирмы должна строиться от будущего к настоящему, а не наоборот. Сказанное следует понимать так, что фирма в первую очередь определяет уровень развития, которого она хочет достигнуть через определенный период, и то, каким образом она будет пытаться это сделать.

Проведение экономической реформы, рост промышленного произ­водства, повышение его эффективности, научно-технический прогресс обеспечивается в процессе осуществления капитальных вложений.

Высокая эффективность производства является необходимой и реша­ющей предпосылкой систематического расширенного воспроизводства.

Эффективность производства относится к числу ключевых катего­рий рыночной экономики, которая непосредственно связана с дости­жением конечной цели развития производства в целом и каждой фирмы в отдельности.

Повышение экономической эффективности — одна из центральных проблем экономики. Для успешного решения многообразных эконо­мических и социальных задач нет другого пути, кроме резкого повы­шения эффективности всего общественного производства.

В чем же сущность экономической эффективности и чем обуслов­ливается особая ее значимость для экономики страны?

Сущность экономической эффективности производства трактуется большинством экономистов как достижение максимальных результатов в интересах общества при минимально возможных затратах. Поэтому определение экономической эффективности производства должно ба­зироваться на сопоставлении результата производства с совокупными затратами живого и прошлого труда, обусловившими данный результат.

Производство продукции невозможно без затрат овеществленного и живого труда. Всегда и везде, в любой сфере хозяйства, для производства продукции необходимы как единовременные, так и текущие затраты. При этом величина затрат зависит от множества обстоятельств и факто­ров. Каждый вид продукции может быть произведен из различных видов сырья и материалов, с помощью различных технических средств, на предприятиях, различающихся по размерам, профилю, структуре, при различных формах организации труда и производства.

Очевидно, что при выборе путей и способов удовлетворения потреб­ностей в необходимой продукции — народнохозяйственных и индиви­дуальных — следует исходить из наименьших затрат общественного труда на ее производство, т.е. допиваться, чтобы эти затраты произво­дились с наибольшей экономической эффективностью.

Особый интерес в любой экономической ситуации вызывает соот­ношение между затратами и результатами деятельности организации. Объективная необходимость всемерной экономии общественного тру­да определяется в значительной мере тем, что общественные потреб­ности в каждый данный отрезок времени превышают имеющиеся в распоряжении общества ресурсы — материальные, трудовые, финан­совые. Отсюда и вытекает сущность экономической эффективности, заключающаяся в необходимости при данных ресурсах, путем их все­мерной экономии обеспечивать в наибольшей степени увеличивающиеся общественные потребности..

Решение этой проблемы сдерживается тем, что должного распрост­ранения не получила методика экономического анализа, которая бы по­зволила наиболее полно и правильно исследовать влияние НТП на эф­фективность производства, а также разнонаправленных изменений в эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов на обобщающие показатели экономической эффективности производства.

Особая значимость проблемы эффективности производства предоп­ределяет необходимость правильно учитывать и анализировать уровень и масштабы эффективности всех средств и элементов производства. Эф­фективность производства всегда выражает отношение эффекта к затра­там, осуществленным на его получение. Это означает, что определение эффективности требует применения методов количественного анализа и измерения, что предполагает установление критерия экономической эф­фективности.

Экономическая эффективность в конечно итоге выражается в по­вышении производительности труда. Следовательно, уровень производительности труда является критерием экономический эффективности производства. Чем выше производительность труда и, следовательно, ниже издержки производства, тем выше экономическая эффективность затрат труда.

Эффективными следует считать такие затраты, которые способ­ствуют удовлетворению потребностей при минимуме затрат труда, что находит свое количественное выражение в получении максимально возможного прироста эффекта по отношению к натра гам на производ­ство или к примененным в производстве ресурсам при оптимальном соотношении фондов потребления и накопления.

Повышение производительности труда зависит от экономически обоснованного распределения средств между отраслям и, которые производят различные виды продукции, и выбора наиболее экономического варианта использования средств в пределах одной отрасли производства или разных отраслей, выпускающих продукцию одинакового потребительского назначения (взаимозаменяемых продуктов). Выбор экономичного варианта внутри отрасли и оптимальное распределение средств между отраслями тесно связаны.

Следует различать общую и сравнительную эффективность затрат труда. Как общая, так и сравнительная эффективность представляют собой относительную величину - отношение эффекта" к затратам, его вызвавшим. Общая эффективность может быть исчислена по каждому объекту капитальных вложений и новой техники в отдельности. Она характеризует общую величину отдачи (эффекта), которая получает­ся и результате осуществления затрат. Сравнительная эффективность исчисляется при выборе одного из двух или более вариантов решения определенной производственной и хозяйственной задачи. Она харак­теризует экономические преимущества одного варианта по сравнению с другим и.

Расчеты общей эффективности целесообразно проводить в процес­се планирования хозяйства для характеристики эффекта, который бу­дет получен в результате выделяемых в плане капитальных вложений, а также для оценки фактической экономической эффективности уже осуществленных затрат.

Расчеты сравнительной экономической эффективности произво­дятся на стадиях планирования и проектирования объектов при срав­нении возможных вариантов их осуществления. После того как вари­ант выбран, можно определять его общую эффективность. Величина общей эффективности зависит от целесообразности варианта, выбран­ного при расчете сравнительной эффективности.

В рыночной практике хозяйствования встречаются самые различные формы проявления экономической эффективности. В зависимости от характера процесса труда эффективность производства может высту­пать в виде технико-экономической и социально-экономической эф­фективности. Технические и экономические аспекты эффективности характеризуют развитие основных факторов производства и результа­тивность их использования. Социальная эффективность решает конк­ретные социальные задачи (например, улучшение условий труда, охра­на окружающей среды, качество жизни и т.д.). Обычно социальные результаты тесно связаны с экономическими, поскольку основу вся­кого прогресса составляет развитие материального производства. Применительно к сферам применения выделяют такие формы эффек­тивности, как локальная и частная. Локальная эффективность опреде­ляется в разрезе отдельных звеньев народного хозяйства (предприятие, промышленный комплекс, отрасль, регион). Частная эффективность отражает результативность использования в процессе производства от­дельных видов затрат и ресурсов (рабочей силы, основных и оборотных фондов, природных ресурсов и пр.). По объектам определения разли­чаются следующие формы эффективности: эффективность действующего производства; эффективность технического перевооружения, ре­конструкции, расширения и нового строительства; эффективность капитальных вложений и новой техники; эффективность внешнеэко­номической деятельности; эффективность охраны окружающей среды и др. С теоретической точки зрения все эти формы эффективности рас­сматриваются как единовременные вложения в производство и их из­мерение основывается на общих принципах определения экономичес­кой эффективности действующего производства.

В условиях рынка специфические интересы фирм не требу­ют расчетов народнохозяйственной эффективности (хотя последние рекомендуются официальными методиками), каждая фирма, бу­дучи экономически самостоятельным товаропроизводителем, вправе использовать любые оценки эффективности развития собственного производства в рамках установленных государством налоговых отчис­лении и социальных ограничений. Особенности функционирования рынка (субъективность интересов различных участников рыночного процесса, неопределенность достижения конечных результатов, подвижность параметров производства и сбыта продукции, множествен­ность критериев оценки и пр.) также отвергают деление эффективнос­ти на общую и сравнительную, характерную для отечественной теории и практики, поскольку возможные способы развития производства и выбор наилучшего варианта зависят от рыночной конъюнктуры. Ры­ночная же стихия весьма сложна, и переход к рынку обусловливает важ­ность разработки единых подходов к соизмерению затрат и результатов для отбора и реализации подлинно эффективных решений на всех уровнях управления производством, которые превращают расчеты экономической эффективности из формальной хозяйственной проце­дуры в жизненную необходимость. Как свидетельствует мировой опыт, исходными принципами таких методических положений с рыночных позиций являются: критерий эффективности, показатели эффективно­сти и методы их соизмерения. Эти принципы имеют своим назначением реальную оценку конкурентоспособных вариантов не по мифической величине получаемого эффекта, а по их эффективности в соответствии с рыночной действительностью путем сопоставления предполагаемой прибыли с инвестируемым капиталом.

Слагаемые эффективности производства формируются под воздей­ствием разнообразных факторов технического, организационного, эко­номического и социального характера. Под термином «факторы» обыч­но подразумеваются основные направления развития какого-либо процесса или явления. Исходя из сущности эффективности производ­ства факторы эффективности могут быть классифицированы по основ­ным направлениям развития и совершенствования производства, а так­же по уровням управления производством.

Классификация по основным направлениям развития и совершен­ствования производства отражает результативность использования затрат и ресурсов и включает следующие факторы: система государ­ственного регулирования развития производства; ускорение научно-технического прогресса и широкое внедрение научно-технических достижений в производство; оптимальность отраслевой структуры производства; улучшение отраслевой и территориальной организации производства на основе развития концентрации, специализации, коо­перирования и комбинирования: повышение культурно-технического и квалификационного уровня производственных кадров и др. На со­временном этапе ключевыми в этой группе являются факторы прямо­го и косвенного государственного регулирования развития произ­водства: государственное предпринимательство, государственное программирование, ценовое регулирование, регулирование формирования затрат на производство, регулирование оплаты труда, поощри­тельная амортизационная политика, налоговая политика, кредитное регулирование, структурное регулирование, активная социальная по­литика и т. д.

Обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда.

Производительность общественного труда (Побщ) измеряется отношением произведённого национального дохода (НД) к численности работников, занятых в отраслях материального производства (Чм),


                                  Побщ  = НД / Чм ,                                                                                (1)


Как известно, национальный доход представляет собой вновь созданную в отраслях материального производства стоимость. Другими словами, он является той частью валового общественного продукта, которая остаётся за вычетом потреблённых в процессе производства сырья, топлива, энергии и других средств производства. Исчисляется национальный доход как сумма чистой продукции всех отраслей материального производства. В  свою очередь, чистая продукция отдельной отрасли определяется как разность между валовой продукцией и материальными производственными затратами.

В условиях рыночной экономики основа экономического развития  фирмы - прибыль, важнейший показатель эффективности работы фирмы, источник ёё жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

В современных условиях сводный (интегрирующий) показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия - валовая (балансовая) прибыль или убыток.

Валовая прибыль формируется как финансовый результат от реализации продукции (услуг), имущества организации (основных средств, материальных активов, материальных оборотных средств и других активов), а также доходов от внереализационных операций и представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции, имущества и себестоимостью выполненных работ (услуг) и товарно-материальных ценностей, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Важнейшими показателями экономической эффективности общественного производства служат трудоёмкость, материалоёмкость, и фондоёмкость.

Трудоёмкость продукции - величина, обратная показателю производительности живого труда, определяется как отношение количества труда, затраченного в сфере материального производства, к общему объёму произведённой продукции: [9]


                                       t=T/Q,                                                       (2)

где: t – трудоёмкость продукции;

T- количество труда, затраченного в сфере материального производства;

Q – общий объём произведённой продукции (валовой продукции)

Материалоёмкость общественного продукта исчисляется как отношение затрат сырья, материалов, топлива, энергии и других предметов труда к валовому общественному продукту. Материалоёмкость продукции отрасли определяется как отношение материальных затрат к общему произведённой продукции: [8]

                                 m=M/Q,                                                      (3)

где:  m- уровень материалоёмкости продукции;

M- общий объём материальных затрат на производство продукции в стоимостном выражении;

Q-  общий объём произведенной продукции (валовой продукции).

Фондоёмкость продукции исчисляется как отношение средней стоимости основных производственных фондов народного хозяйства к общему объёму произведённой  продукции: [8]


                                f=F/Q,                                                         (4)

где: f- фондоёмкость продукции;

F - средняя стоимость основных производственных фондов;

Q-  общий объём произведённой продукции (валовой продукции).

Фондоотдача показатель обратный фондоёмкости.

Один из факторов интенсификации производства, повышения его эффективности – совершенствование структуры экономики. Более высокими темпами необходимо развивать отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс и успешное решение социальных задач, добиваться улучшения пропорций между производством средств производства и предметов потребления, отраслями агропромышленного комплекса.

2.2. Факторы повышения эффективности работы фирмы

Факторы - это силы, причины, внешние обстоятельства, воздействующие на какой- либо процесс или явление. [10]

В зависимости от степени и характера влияния на уровень эффективности производства факторы можно объединить в три группы: материально-технические, организационно-экономические и социально-психологические.

Материально-технические факторы связаны с использованием новой техники, прогрессивной технологии, новых видов сырья и материалов.

Решение задач совершенствования производства достигается путём:

-             модернизации оборудования;

-             замены морально устаревшего  оборудования новым, более производительным;

-             повышения уровня модернизации производства: установки станков-автоматов, автоматизированного оборудования, использования автоматических линий, автоматизированных систем производства;

-             внедрения новых прогрессивных технологий;

-             использования новых видов сырья, прогрессивных материалов, и другими мерами.

Научно-технический прогресс - главный источник всестороннего и последовательного роста производительности. Поэтому для использования в производственном процессе достижений научно-технического прогресса в современных условиях требуется направление инвестиций в первую очередь на реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств, внедрение прогрессивных технологий и новейшей техники, повышение доли затрат на активную часть основных производственных фондов ­­­­­­- машин, оборудования.

Комплекс  материально-технических факторов и их влияние на повышение эффективности можно охарактеризовать следующими показателями:

-         энерговооружённостью труда – потреблением всех видов энергии на одного промышленного рабочего;

-         электровооружённостью труда – потреблением электроэнергии на одного промышленного рабочего;

-         технической вооружённостью труда - объёмов основных производственных фондов, приходящихся на одного работника;

-         уровнем механизации и автоматизации - долей рабочих, занятых механизированным и автоматизированным трудом;

Важный материально-технический фактор - повышение качества продукции, удовлетворение общественных потребностей меньшими затратами средств и труда, потому что изделия лучшего качества заменяют большее количество изделий низкого качества. Повышение долговечности изделий равнозначно дополнительному увеличению их выпуска.

Материально-технические факторы - важнейшие, они обеспечивают экономию не только труда, но и сырья, материалов, оборудования, энергии и др.

Организационно-экономические факторы определяются уровнем организации труда, производства и управления. К ним относятся: совершенствование организации управления производством, в том числе:

-             совершенствование структуры аппарата управления;

-             совершенствование систем управления производством;

-             улучшение оперативного управления производственным процессом;

-             внедрение и развитие автоматизированных систем управления производством (АСУП), включение в сферу действия  АСУП максимально возможного количества объектов;

-             улучшение материальной, технической и кадровой подготовки производства;

-             использование передовых методов и приёмов труда;

-             совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;

-             применение технически обоснованных норм затрат труда, расширение сферы нормирования труда рабочих - повременщиков и служащих;

-             использование гибких форм организации труда;

-             улучшение профессионального подбора кадров, улучшение их подготовки и повышение квалификации;

-             улучшение условий труда, рационализация режимов труда и отдыха;

-             совершенствование систем оплаты труда, повышение их стимулирующей роли.

Без использования этих факторов невозможно получить полный эффект от факторов материально-технических.

Социально-психологические факторы - это качество трудовых коллективов, их социально- демографический состав, уровень подготовки, дисциплинированности, трудовой активности и творческой инициативы работников, система ценностных ориентаций, стиль руководства в подразделениях и на предприятиях в целом и др.

В условиях развития в нашей стране рыночных отношений обостряются также общественные условия, которые, с одной стороны, тормозят, а с другой – стимулируют рост эффективности производства. Среди них: повышение уровня безработицы, усиление конкуренции товаропроизводителей, развитие малого бизнеса и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Заключительная часть

В развитой рыночной экономике фирмы многообразны, они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.

В условиях рыночной экономики через фирмы граждане осуществляют предпринимательскую деятельность "исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

Гражданское законодательство России придало разным видам отечественной предпринимательской деятельности правовую форму. Это означает, что государство защищает равенство участников предпринимательской деятельности, неприкосновенность собственности, свободу договора, гражданские права. Вместе с тем отечественное гражданское законодательство построено в соответствии с нормами международного права. Все это способствует развитию предпринимательства в России в цивилизованной форме.

Организационно-правовая форма предпринимательства делает бизнес благородным, соответствующим требованиям цивилизованной экономики.

Фирма имеет свою организационно-правовую форму и цель деятельности, в соответствии с которыми создает свою внутреннюю структуру.

Сущность экономической эффективности фирмы трактуется большинством экономистов как достижение максимальных результатов в интересах общества при минимально возможных затратах. Поэтому определение экономической эффективности фирмы должно ба­зироваться на сопоставлении результата производства с совокупными затратами живого и прошлого труда, обусловившими данный результат.


 

Список литературы




1.                     Артур Томпсон, Джон Формби. Экономика фирмы. - М.: Бином, 2002. - 544с.

2.                     Большие возможности малого бизнеса// Экономика и жизнь. - 2004. - №7. – С. 20-24

3.                     Виленский А.Т. Этапы развития малого бизнеса//Вопросы  экономики . 2003 . - №7 . - С.38-41.

4.                     Грачев И.Д. и др. Развитие малого предпринимательства//Деньги и кредит.-2004. - №1. – С. 34-37

5.                     Грачев И.Д. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 2004 . - №2. - С.15-21.

6.                     Основы экономической теории: Учебное пособие./Под ред. В.Д. Камаева. - М.: МГТУ им Н.Э. Баумана, 2004.-284с.

7.                     Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 456с.

8.                     Экономика: Учебник./Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2004. - 896с.

9.                     Экономическая теория (политэкономия)./ Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 560с.

10.                Экономическая теория./Под. ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: СПбГУЭФ, Питер-Ком, 2004 - 544с.