Содержание
Вопрос № 3. 3
Основные права потребителей непродовольственных товаров, утвержденные в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». 3
1. Право на информацию.. 3
1.2.2. Право возврата денег. 5
1.2.3. Гарантии и сроки. 7
Вопрос № 17. 9
Химический состав непродовольственных товаров, как фактор формирования потребительских свойств и качества: классификация и характеристика материалов по химическому составу, естественные (морфологические) свойства и строение материалов. 9
Вопрос № 40. 14
Понятие структуры ассортимента непродовольственных товаров. Характеристика показателей рациональности ассортимента: широта, глубина, устойчивость, полнота, насыщенность, гармоничность. Методы их оценки. 14
Список литературы.. 18
Вопрос № 3
Основные права потребителей непродовольственных товаров, утвержденные в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей»
1. Право на информацию
Что означает «право потребителя на информацию»? То, что он вправе требовать у продавца всю необходимую информацию о приобретаемом непродовольственном товаре. Важно помнить, что на все товары, подлежащие сертификации (например, мониторы, модемы), должен быть предоставлен сертификат. К каждому товару должно прилагаться описание, причем на русском языке. Это уже дело потребителя - читать русский вариант или английский, но «по умолчанию» знать иностранные языки он не обязан. С введением в действие редакции закона 1996 года противоправными стали как попытки продажи иностранных товаров, информационно не адаптированных к российскому рынку, так и производство отечественных товаров, по каким-то соображениям снабженных только надписями на иностранных языках. В законе прямо указано, что информация должна предоставляться на русском языке, а по усмотрению изготовителя - дополнительно на государственных языках субъектов федерации или родных языках народов России. В некоторых республиках РФ были предприняты попытки законодательно обязать продавцов предоставлять информацию не только на русском, но и на национальном языке, но это уже явный перебор. Достоверность перевода тоже может вызывать сомнения, и если перевод окажется недостоверным, это расценивается как предоставление потребителю заведомо неверной или неполной информации, а значит, можно воспользоваться ст. 12 и требовать расторжения договора купли-продажи. Или, проще говоря, возврата денег[1, с. 22].
В законе также написано, какую именно информацию продавец обязан предоставить покупателю перед покупкой.
Во-первых, информацию, подтверждающую, что соблюдается базовое право потребителя - право на безопасность (обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары, информация о сертификации и т. п.). Кстати, что касается обязательной сертификации, в законе определяется не только сам факт необходимости предоставления информации о сертификации, но и конкретная форма, в которой такая информация должна быть предоставлена: маркировка знаком соответствия или иным способом, установленным действующим законодательством; данные о номере сертификата, сроке его действия и органе, его выдавшем.
Во-вторых, и это своего рода защита от заведомо неправильного использования, информация должна помочь потребителю понять, для чего, собственно, данный товар предназначен, что с ним делать и чего не делать ни в коем случае. Это сведения об основных потребительских свойствах товара, правила его эффективного и безопасного использования, а также требование ст. 36 информировать потребителя о зависящих от него обстоятельствах, которые могут повлиять на качество услуги, например о правилах хранения товара.
В-третьих, все это в целом защищает потребителя от недобросовестности продавца, который, путем сокрытия какой-то информации, мог бы вести потребителя в заблуждение о потребительских свойствах товара и его качестве, то есть повлиять на потребительский выбор нечестным способом.
Кстати, если вы покупаете товар уцененный или бывший в ремонте, продавец обязан об этом сообщить. Человек, который знал, что у товара есть недостатки и все равно совершил покупку, лишается права предъявлять претензии по этим недостаткам. Впрочем, это очевидно: если вы купили монитор, уцененный потому, что у него сломалась подставка, жаловаться на то, что подставка сломана, нельзя. Другое дело, если бывший в ремонте монитор вам продали под видом нового. Тогда это явное нарушение ваших прав, и вы можете справедливо предъявлять претензии продавцу.
Поскольку практически любой компьютерный товар - довольно сложен и рассчитан на относительно долгую эксплуатацию, продавец обязан кроме информации о товаре, предоставить потребителю сведения об организациях, которые должны принимать претензии и осуществлять ремонт и техническое обслуживание товара.
В новом кодексе об административных правонарушениях, вступившем в силу летом сего года, есть дополнительные санкции за подобные «информационные» правонарушения со стороны продавца:
1.2.2. Право возврата денег
Существует распространенное заблуждение. Многие покупатели уповают на пресловутую систему money back, то есть на право возврата товара в течение двух недель, даже если он абсолютно исправен (право на это закреплено в ст. 25 Закона о защите прав потребителей). Однако на самом деле этот принцип уже довольно давно не действует в отношении компьютерной техники и периферии[6, с. 145].
Дело в том, что в 1998 году вышло постановление правительства с ужасно длинным названием: «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (№ 55, от 19 января 1998 г.).
В соответствии с этим постановлением возврату или обмену на аналогичный товар (разумеется, в случае, если недостатков у товара нет, и функционирует все нормально) не подлежит в том числе и бытовая вычислительная и множительная техника.
Впрочем, многие фирмы все равно используют принцип money back, но делают это уже исключительно по собственной, весьма похвальной инициативе.
По закону же деньги назад требовать можно, но только при наличии у товара недостатков. Зато на это отведено не две недели, а гораздо больший срок. Остановимся на этом поподробнее.
Не стоит забывать, что, как написано выше, недостатки - это не только какие-то неисправности в работе. Неправильная информация о товаре, отсутствие сертификата или русской инструкции - это тоже недостатки.
Итак, снова обратимся к Закону о защите прав потребителей.
Кстати, надо знать, что предъявлять претензии по поводу товара с недостатками можно не только по месту покупки, но и в любом другом филиале компании-продавца, если таковые имеются. Это особенно актуально в случае больших торговых сетей - обычно там предлагают обращаться с претензиями именно в тот магазин, в котором была совершена покупка. Так вот, это незаконно, поскольку претензии предъявляются не конкретному магазину или продавцу, а юридическому лицу, которое часто общее для всех магазинов сети. Правда, это не полностью касается иностранных представительств: претензии на товар, купленный в одной стране, можно предъявлять в представительства компании-продавца (изготовителя) и в других странах, но - только в тех, которые указаны в гарантийном талоне.
Отметим также пункт пятый вышеприведенной статьи - отсутствие кассового или товарного чека не является основанием для отказа в принятии претензий от покупателя. Другой вопрос, что эта информация станет открытием для большинства продавцов, и на практике они, скорее всего, откажутся принимать претензии без чеков - тогда, как и во всех других случаях незаконного действия продавцов, остается только обращаться в суд. Однако чеки, разумеется, лучше сохранить.
Вообще, вопросы предъявления претензий, возврата денег и пр. по вполне понятным причинам весьма неприятны для продавцов, и именно здесь наблюдается много нарушений с их стороны. Практически по каждому пункту - взять хотя бы требование закона об оплате продавцом расходов на доставку неисправного товара.
Продавец имеет право провести экспертизу товара с недостатками, если у него есть основания считать, что товар вышел из строя вследствие нарушения потребителем правил пользования или хранения, и при подтверждении этих фактов продавец освобождается от ответственности перед потребителем. Однако всегда можно оспорить результаты такой экспертизы через суд.
Кстати, надо помнить, что претензии можно высказывать двумя способами: устно, то есть, придя в магазин с жалобой, и письменно - заранее написав претензию. Последний способ куда более действенен по целому ряду причин, включая психологические (хотя, конечно, нет смысла писать письменные претензии по обмену какой-нибудь мелочевки). Претензию надо составлять в двух экземплярах - один передается продавцу, на другом же представитель фирмы-продавца должен поставить дату приема заявления и подпись, скрепленную печатью[5, с. 15].
Все, что можно требовать от продавца, записано в законе и приведено выше. Практически вся компьютерная техника относится к категории технически сложных и дорогостоящих изделий, и соответственно требовать не ремонта, а замены товара аналогичным или возврата денег можно только при наличии существенных недостатков.
1.2.3. Гарантии и сроки
Требовать возврата денег или ремонта можно в одни и те же установленные законом сроки. Точнее, в первую очередь сроки устанавливает продавец или производитель товара, давая на него гарантию. И если уж он установил гарантию, то ему не отвертеться - в течение всего гарантийного срока. Будь он хоть десять лет, потребитель вправе выдвигать свои требования. И если у товара возникли существенные недостатки в течение гарантийного срока (ну, например, монитор, исправно проработав ровно два года, неожиданно сгорел, при гарантийном сроке в три) можно требовать не только ремонта, но и возврата денег. Все расчеты у нас в рублях, поэтому и деньги будут возращены в рублях и безо всякой индексации относительно изменившегося за это время курса доллара[2, с.108].
В случаях, когда срок гарантии не указан, или у продавца хватило ума установить его меньше полугода, по закону он все равно будет равен шести месяцам.
В большинстве случаев сроки начинают исчисляться со дня покупки, однако в соответствии с пунктом 2 ст. 19, в случае, если товар покупался через Интернет, гарантийный срок начинает исчисляться со дня доставки, а если в стоимость были включены услуги по сборке-установке оборудования, то со дня, когда она была реально произведена.
Понятно, что компьютер состоит из многих комплектующих. Так вот, на каждую деталь, находящуюся внутри системного блока, продавец вправе установить отдельную гарантию, причем она может быть больше гарантии на компьютер в целом (скажем, на жесткий диск дана еще и гарантия производителя), во всех других случаях гарантийные сроки на комплектующие считаются равным гарантийному сроку на все изделие. Это касается только содержимого системного блока, на периферию (клавиатуру, мышь и пр.) гарантия может быть и меньше, так как эти изделия не являются составными частями какого-то товара.
Когда гарантийный срок истекает, права потребителя, конечно, становятся куда менее защищенными. Однако претензии можно предъявлять и в этом случае - только уже изготовителю, а не продавцу, и в пределах установленного срока службы товара (а если срок не установлен - в течение десяти лет).
Надо также знать, что общий срок давности по гражданским спорам, установленный Гражданским кодексом, составляет три года. Это означает, что в суд можно подавать в течение трех лет со дня возникновения юридического факта, влекущего иск. То есть если у вас возникли претензии к изготовителю или к продавцу, когда истек установленный ими гарантийный срок, подавать в суд можно в течение трех лет не со дня покупки, а со дня возникновения претензий.
Сроки, в течение которых продавец должен выполнить законные требования покупателей, следующие: возвратить деньги за товар он должен незамедлительно, обменять товар на аналогичный - в семидневный срок. Правда, если продавец захочет провести экспертизу товара, то закон выделяет ему на это целых двадцать дней.
Сроки, в которые будет выполняться ремонт, надо оговаривать с продавцом (гарантийный срок на товар увеличивается ровно на то время, которое потребовалось на проведение ремонта, экспертиз и т. п.).
Вопрос № 17
Химический состав непродовольственных товаров, как фактор формирования потребительских свойств и качества: классификация и характеристика материалов по химическому составу, естественные (морфологические) свойства и строение материалов
Химический состав непродовольственных товаров является одним из факторов формирования потребительских свойств и качества товаров. Рассмотрим классификация непродовольственных товаров.
Таблица 1
Классификация и состав непродовольственных товаров [4, с. 234]
№ п.п |
Подкласс непродовольственных товаров |
Группы однородных товаров |
1 |
Текстильные и одежно- обувные |
Текстиль |
|
|
Одежда |
|
|
Обувь |
2 |
галантерейные и ювелирные |
Галантерейные |
|
|
Ювелирные |
3 |
Гигиенические |
Парфюмерные |
|
|
Косметические |
4 |
Культурно- бытовые |
Часы |
|
|
Канцелярские |
|
|
Транспортные средства |
|
|
Спортивные |
|
|
Музыкальные |
|
|
фото и кинотовары |
|
|
аудио- и видеокассеты |
|
|
книги, журналы |
|
|
товары для отдыха |
5 |
Хозяйственные |
Мебель |
|
|
Посуда |
|
|
бытовая техника |
|
|
бытовые химические товары |
|
|
Стройматериалы |
|
|
сельскохозяйственные |
6 |
нефтепродукты и смазочные материалы |
Нефть |
7 |
Биотовары |
Цветы |
|
|
Зоотовары |
К естественным (морфологическим) свойствам товаров относят эстетические свойства непродовольственных товаров. Рассмотрим основные из них.
Эстетическими называют свойства товара, обусловливающие его способность удовлетворять духовную потребность людей, вызывать у них чувства удовлетворения, радости, эмоционального подъема. Духовные потребности людей многообразны. Характеризуя эстетическую ценность товаров, учитывают способность товаров удовлетворять эстетические потребности, связанные с чувственным удовлетворением от потребления красивых и приятных предметов потребления.
Категория «красота» связана со зрительным восприятием предмета потребления и используется для выражения общественной ценности в чувственно воспринимаемых признаках формы . Для обозначения превосходной степени красоты (очень красивого изделия) используется термин «прекрасное». Особенность эстетической оценки товаров состоит в том, что понятие красоты относят не только к привлекательности внешнего вида (его геометрической формы, цвета, рисунка), оно связано с возможностью наиболее полно удовлетворять потребность людей. Иными словами, красота товара как потенциального предмета потребления тесно связана с его целесообразностью. Так как форма товара является необходимой частью его содержания, а следовательно, его полезности, то потребителю нравится (или, наоборот, не нравится) и сам товар, и его форма.
Обычно совершенные, целесообразные товары, наиболее полно удовлетворяющие потребности людей, наделены красивой формой. Но возможны противоречия между формой и содержанием, когда внешне привлекательный (обладающий «красивостью») товар проявляет низкие показатели функциональности и надежности.
Товар может считаться подлинно красивым лишь тогда, когда его содержание и форма выступают в органическом единстве.
Эстетические свойства товаров и их показатели воспринимаются потребителем не только визуально (зрением), но в ряде случаев и с помощью органов осязания и обоняния[4, с. 34].
Категория «приятное» неоднозначна понятию «красота». При потреблении красивых и удобных изделий человек испытывает чувство приятного. Однако отдельные потребительские свойства, связанные с понятием приятного, лишь условно можно отнести к эстетическим. Например, свойство туше у тканей. Туше — чувственное восприятие ткани в результате ее осязания. Оно может быть приятное или неприятное в зависимости от мягкости, плотности, ворсистости, упругости, сухости, жесткости и других показателей ткани. Свойство туше не может быть определено как красивое и некрасивое, т е не является с общепринятой точки зрения эстетическим свойством. В то же время туше -чувственная характеристика и поэтому может быть показателем эстетической ценности.
Номенклатура эстетических свойств материалов и готовых изделий неоднозначна. Эстетическую ценность большинства материалов (бумага, пленка, кожа и др.) можно оценить по единичным свойствам — форме, цвету, фактуре и рисунку. Эстетические свойства готовых изделий являются комплексными и включают четыре подгруппы свойств информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения. Ниже представлена типовая номенклатура единичных эстетических свойств по каждой подгруппе.
Информационная выразительность — способность товара отражать посредством средств художественного конструирования отличие изделия от аналогов и его соответствие сложившимся в обществе эстетическим представлениям и требованиям. Единичными свойствами, определяющими информационную выразительность, являются оригинальность, соответствие стилю и моде, знаковость[1, с. 124].
Оригинальность—отражение новизны товара, его отличия от других товаров одного и того же функционального назначения.
Стилевое соответствие показывает, насколько товар по внешнему виду отвечает требованиям современного стиля. Под стилем понимают устойчивую (в течение длительного времени) систему художественных принципов, приемов и средств выражения содержания вещей. Различают стили эпохи, национальные, отрасли, фирмы (объединения), конкретного функционального комплекса предметов потребления.
Облик одежды, мебели и других изделий предметной среды, так же как здания и сооружения, в каждом стиле эпохи отражает уровень общественного и культурного развития. Стиль прошедших эпох — это своего рода отпечаток неповторимого образа жизни. Поэтому попытки возродить в современных условиях облик предметов старины, т е. давно ушедших стилей (оформление «ретро»), обычно приводят к формализму, стилизации.
Современный стиль характерен относительной простотой и завершенностью форм (преимущественно прямоугольного сечения для стационарных изделий и обтекаемой поверхности для движущихся предметов), ясностью и логичностью структуры, отсутствием вычурности и сложных украшений. Национальный стиль отражает традиционные особенности форм и отделок, характерных для наций и народностей (например, традиционная вышивка одежды на Украине, своеобразная форма и отделка головных уборов в Средней Азии и т. д ).
Стиль отрасли и фирмы отражает характерные особенности художественного конструирования, в результате которого создается оригинальное, единственное в своем роде оформление продукции, продающее фирме (предприятию) или отрасли особое «лицо.
Мода в отличие от стиля представляет собой временную общность приемов и средств выражения содержания вещей. Другими словами, мода — это господствующие в данное время вкусы людей (общества). Влиянию моды более всего подвержены предметы потребления, особенно одежда, обувь, предметы туалета. Изменение моды — естественное стремление людей обновлять предметную среду, улучшать изделия, срок службы которых относительно мал.
Рациональность формы — групповое свойство, показатели которого характеризуют, насколько форма товара соответствует назначению, конструкции, материалу, удобна ли она, подсказывает ли форма характер обращения с товаром. Красивая форма не должна быть приложением к конструкции изделия, она должна соответствовать ей. Неудобное в употреблении, технически устаревшее, функционально не совершенное изделие не будет красивым, если ему будет придана даже формально совершенная форма.
Целостность композиции — характеризует степень согласованности всех частей и целого в товаре, объединенных единым замыслом и оформлением. Само слово «композиция» означает взаимосвязь важнейших элементов произведения (продукции), раскрывающая ее содержание. Товар может иметь оптимальную массу, размеры, конструкцию, цвет, рисунок, но эти составляющие еще не представляют целостной композиции, если они не объединены и не оформлены в единое целое с учетом их функциональной, конструкторской и эстетической целостности. Оценивая целостность композиции, учитывают степень организованности объемно-пространственной структуры изделия, т. е. имеет ли место соподчиненность частей и целого, второстепенных главному (например, хлястик и клапан кармана у пиджака должны соответствовать общему замыслу модели). Целостность композиции предусматривает также гармонию формы — соразмерность и взаимосвязь частей, их пропорциональность (соотношение частей между собой и целым) и масштабность — соотношение величин частей товара и размера самого товара по отношению к человеку и другим изделиям предметной среды. Все предметы потребления должны иметь размеры, соответствующие размерам человеческого тела или другим предметам среды функционирования. Для каждого товара должна быть найдена верная масштабность, так как нарушение масштаба приводит к потере целостности композиции и ансамбля предметной среды, затрудняет пользование такими изделиями (например, стул с высотой сиденья больше привычных).
Целостность композиции означает также упорядоченность графических и изобразительных элементов изделия, цветовую гармонию, сочетание фактуры и рисунка (орнамента) с общим замыслом композиции. Следует иметь в виду, что с помощью цвета, фактуры и рисунка можно достичь не только общей композиционной целостности, но и возможности зрительных иллюзий, используемых дизайнерами для корректива формы (кажущегося увеличения или удаления предмета, изменения пропорций и т. д.). Так, вертикальная форма представляется длиннее горизонтальной, члененная форма кажется больше нечлененной, голубой и другие холодные цвета удаляют и уменьшают изделия, теплые, и темные, наоборот, приближают и, следовательно, увеличивают их, усиливают впечатление тяжести и прочности предмета.
Вопрос № 40
Понятие структуры ассортимента непродовольственных товаров. Характеристика показателей рациональности ассортимента: широта, глубина, устойчивость, полнота, насыщенность, гармоничность. Методы их оценки
Структура товарного ассортимента – соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе.
Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли[4,с . 117].
Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.
Рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок"[3,с . 247].
Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.
Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.
Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
И, наконец, одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы[2, с. 33].
Наряду с правильным формированием ассортимента товаров, важной задачей является обеспечение его устойчивости. Одним из показателей, характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине, является коэффициент устойчивости, определяемый по формуле:
Оn
Ку = 1 - --------- ; (1)
n x a
где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;
О1;О2;...Оn – количество разновидностей товаров отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров);
a - количество разновидностей товаров, предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем;
n - количество проверок.
При росте коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует исключить товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются.
Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже
- для универсамов и гастрономов - 0,90;
- для универмагов - 0,80;
- для магазинов обуви и одежды - 0,75;
- для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных, галантерейных товаров - 0,85.
Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров[1,с . 123].
Для повышения социального уровня торгового обслуживания торгово-оперативные работники магазинов должны уделять особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой – свидетельствует о ритмичности поставок. Устойчивость ассортимента – главный ориентир для покупателя.
Для характеристики эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия, на наш взгляд, наиболее важным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен как коэффициент обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.
Расчеты устойчивости ассортимента позволяют судить об отсутствии перебоев в продаже отдельных товаров. Анализ стабильности реализации товара с колеблющимся, неравномерным качеством покупок в течение дня, поможет не только проанализировать эффективность организации товароснабжения, но и определить рациональность ассортиментной структуры и эффективность ассортиментной политики розничного предприятия.
Анализ широты и устойчивости ассортимента необходимо проводить на базе оперативных данных о состоянии текущих запасов, выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью.
Список литературы
1. Федеральный закон «О защите прав потребителей»// Российская газета. – 1996. – 25 января
2. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения. – М.: Экономика, 1988
3. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. – М.: Норма, 1997
4. Николаева М.А. Товарная экспертиза. – М.: Деловая литература, 1998
5. Справочник товароведа непродовольственных товаров: В 3-х томах. – М.: Экономика, 1989-1991
6. Красовский П.А. и др. Товар и его экспертиза. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1999
7. Лифиц И.М. и др. Исследование непродовольственных товаров. – М.: Экономика, 1988